Правительством Российской Федерации установлены общие для страны правила взаимодействия поставщиков коммунальных услуг с потребителями. Таковые возлагают на граждан ответственность за используемые приборы учета. Если счетчик горячего водоснабжения выходит из строя, то коммунальщики могут применить санкции к владельцу помещения.
Пользователю необходимо осуществлять контроль прибора. Ведь сломаться он может без вмешательства в его работу со стороны. Причин для этого множество: от качества аппарата до воздействия среды. Разберем, что делать в ситуации, когда счетчик перестал реально отображать объемы используемой горячей и холодной воды. Куда обращаться и как себя вести, чтобы не нажить проблем.
Нормативная база
Правила работы коммунальных служб с населением устанавливаются Правительством РФ. Таковые детально описаны в Постановлении № 354 от 06.05.11. Методика действий по выявлению неисправного счетчика и устранению поломок в правовом поле описана в пунктах с 81 по 85.
Что признается поломкой
В нормативных актах содержится полная детализация процесса работы с водомерами горячей и холодной воды. Это означает, что в тексте разбираются возможные проблемы в работе приборов и причины таковых. Так, пункт 81 (12) содержит такие варианты выхода счетчика из строя:
- не отображение данных;
- нарушение целостности пломб (встречается довольно часто);
- механическое повреждение деталей или корпуса оборудования;
- отклонение погрешности измерений свыше допустимого;
- окончание срока работы прибора без поверки.
Внимание: за целостность оборудования несет ответственность владелец помещения, в котором последний установлен.
Скачать для просмотра и печати:
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета
81.12. Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях
Виды нарушений функциональности водомера и их причины
Водомер является сложным прибором. Выходит он из строя по различным причинам. Если оборудование установлено в квартире (самый распространённый вариант), то отвечать за поломку придется потребителю. Чтобы не доводить до конфликтной ситуации, необходимо проверять счетчик и вовремя сигнализировать о проблемах. Разберем основные варианты поломок и способы их выявления.
Разгерметизация
Неисправность может стать причиной остановки крутящегося элемента. Визуально она определяется по запотеванию внутренней поверхности стекла. Проверяется следующим образом:
- Перекрываются все краны.
- Показания записываются.
- Через два — три часа проводится контрольный съем показаний.
Внимание: о поломке говорят отличия в контрольных показаниях. Трубопровод пропускает воздух. Нужно затянуть муфты и проверить прибор еще раз. Если нарушение не устранено, то водомер нужно заменить на новый.
Неправильное монтирование
Если прибор устанавливался своими силами, то возможна ошибка в применении оборудования. Счетчик холодной воды непригоден для учета потребления горячей. Как правило, нарушение устраняется в ходе приемки коммунальщиками. Необходимо внимательно изучить метку на задней стенке оборудования:
- «СВГ» обозначает применение для горячего водоснабжения;
- «СВХ» — для холодного.
Подсказка: если счетчики перепутали местами, то их придется менять полностью.
Засорение труб
Чаще всего неисправность происходит из-за попадания в водоток мелких частичек. Таковые застревают в механических деталях оборудования и стопорят учет водопотребления.
Устранить проблему своими силами не получится. Так как промывка системы требует нарушения пломбы. А последний факт признается выходом прибора из строя. Нужно вызывать коммунальщиков.
Чтобы не сталкиваться с поломкой регулярно, необходимо установить водяной фильтр в систему. Делается это по согласованию с управляющей компанией на основании схемы установки оборудования.
Другие неисправности
Прибор может выйти из строя по следующим причинам:
- механическое повреждение;
- слишком горячая вода;
- воздействие посторонними предметами (иголками, магнитами);
- устаревание деталей.
Важно: любое нарушение целостности оболочки оборудования приводит к санкциям со стороны компании-поставщика ресурса.
Что делать, если обнаружена неисправность
Нормативными требованиями запрещено самостоятельное устранение неисправностей в работе счетчика горячего водоснабжения. Основным элементом для управляющей компании, доказывающим правильность учета, является пломба. Без ее нарушения воздействие на оборудование невозможно. В любом случае пломбу придется сорвать. А если таковое обнаружит контролер, то у владельца квартиры появляется проблемы.
Подсказка: если крутящийся элемент остановился, то можно осторожно постучать по корпусу. Возможно, мелкие частицы застряли в деталях. Встряска поможет протолкнуть их по водостоку.
В иных ситуациях придется взаимодействовать с управляющей компанией. Алгоритм действий таков:
- Написать заявление о поломке.
- Дождаться сотрудника компании, который снимет пломбу.
- Демонтировать прибор.
- Устранить нарушение одним из нижеперечисленных способов.
- Вернуть исправный водомер на место.
- Обратиться в УК с заявлением о приеме оборудования.
На устранение нарушения гражданину отводится не более месяца.
Как писать заявление
Суть обращения состоит в информировании о создавшейся ситуации. Заявление пишется в свободной форме. В документе указываются такие данные:
- наименование адресата (есть в счете за коммунальные услуги);
- персональные данные заявителя в формате:
- ФИО (того из членов семьи, на кого оформлен учет);
- адрес проживания;
- суть проблемы: неисправность водомера;
- просьба: снять пломбу для произведения ремонтных работ;
- дата и подпись.
Ответить коммунальщики обязаны в течение трех дней.
Сотрудник УК должен связаться с клиентом и согласовать дату посещения квартиры контролером. Если в назначенный день по каким-то причинам принять работника невозможно, то следует позвонить в диспетчерскую службу и перенести визит на иную дату.
Как устранить неисправность
Ремонт водомера может быть произведен любым из таких способов:
- Предприятием-поставщиком, если состоит на гарантии.
- Собственными силами (не рекомендуется).
- Путем привлечения специалиста.
Необходимо учитывать, что плата за ремонт зачастую равна стоимости нового оборудования. Возможно, рациональнее и дешевле будет приобрести и установить исправный прибор с гарантией.
Как вернуть пломбу
После монтирования прибора учета горячей воды на место, нужно написать новое заявление в УК. Форма документа также свободная. В нем указываются такие сведения:
- шапка аналогична приведенной выше;
- в основном тексте должны содержаться:
- описание проведенных работ;
- просьба произвести опломбирование;
- дата и подпись.
Важно: новый водомер придется отнести в УК на поверку.
Почему необходимо контролировать исправность оборудования учета
В указанном выше правительственном постановлении разобраны спорные ситуации между поставщиками и потребителями услуг. Использование неисправного оборудования позволяет коммунальщикам взыскать на законных основаниях с гражданина дополнительные средства. Причем последние не являются штрафом.
Логика такова:
- Гражданин обязан оплатить потребленный ресурс. Таковой учитывается специализированным прибором.
- Если водомер исправен, то счет выписывается по показаниям.
- Если оборудования нет или оно неисправно, то расчет потребления производится по установленной норме из расчета на одного человека, прописанного в квартире.
Большинство семей использует горячей и холодной воды намного меньше, чем установлено по норме. Следовательно, перерасчет приведет к значительному повышению сумм в платежке.
Что будет, если поломку обнаружит контролер
По нормативам контрольное обследование водомеров проводится не чаще раза в три месяца. Если неполадка обнаружена в ходе проверки, то коммунальщики произведут перерасчет потребления по норме. Отталкиваться они станут от даты:
- опломбирования (если произведена недавно);
- последней проверки.
Каждая из операций сопровождается составлением акта. Специалист посмотрит дело потребителя и определит, когда в последний раз подтверждалась исправность прибора. С этой даты будет произведен перерасчет (за 3 — 6 месяцев). Доказать незаконность таковой операции будет невозможно.
Какой счет выставят за время ремонта
Самостоятельное обращение гражданина за разрешением на снятие водомера для ремонта не приводит к финансовым потерям. Такая ситуация учтена при составлении методики взаимодействия. Поставщикам ресурсов предписано осуществлять начисления в период ремонта (не более 30 дней) по средним показателям.
То есть бухгалтер производит расчет среднего потребления за последний год путем сложения показателей за двенадцать месяцев и деления результата на их количество. По полученным данным, производятся начисления. Они приблизительно равны сумме счета за горячую воду, оплачиваемому человеком регулярно.
Заключительные советы
Любая поломка счетчика устраняется только с ведома коммунальной службы. Потребителю выгодно:
- контролировать исправность оборудования самостоятельно;
- инициативно предупреждать коммунальщиков о нарушениях в его работе;
- предпринимать действия для устранения неисправностей;
- следить за целостностью пломб.
Исполнение вышеперечисленных рекомендаций позволит сэкономить средства, а также не вступать в ненужные, заведомо проигрышные споры с поставщиками услуг.
Посмотрите видео о действиях при поломке счетчика на воду 19 июля 2018, 21:41 Июл 19, 2018 21:41 Правознайка Ссылка на текущую статью
О праве управляющей организации применять коэффициент 10 при вмешательстве в работу индивидуальных приборов учёта
Верховный суд РФ рассмотрел административный иск потребителя о признании недействительными норм ПП РФ № 354, которые прописывают правила применения повышающего коэффициента при расчёте платы за коммунальные услуги при наличии акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта. Рассказываем о решении ВС РФ.
Механические повреждения ИПУ считаются вмешательством в его работу
Количество потребляемых ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения, в котором они установлены (п. п. 42, 80 ПП РФ № 354).
Если при осмотре состояния прибора учёта на ПУ обнаружены следы действий, которые могли исказить данные счётного механизма, то исполнитель коммунальной услуги составляет акт о несанкционированном вмешательстве (п. 2 ПП РФ № 442, п. 81(11) ПП РФ № 354).
К подобному вмешательству относятся механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п.п. 62, абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354, если доступ к ИПУ в отсутствие потребителя невозможен. Объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10.
Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.
Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд
При выявлении вмешательства в работу ПУ при расчётах применяется повышающий коэффициент
С подходом к расчёту платы за коммунальный ресурс при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учёта в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 не согласился собственник помещений в одном из многоквартирных домов Белгорода.
У собственника вышел из строя прибор учёта газа, и он подал заявку в РСО на замену и опломбировку нового счётчика.
Исполнитель КУ по газоснабжению при демонтаже старого счётчика нашёл механические повреждения его корпуса и составил акт о несанкционированном вмешательстве в его работу.
Расчёт платы по такому акту был произведён в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354 с применением норматива потребления ресурса и коэффициента 10.
Потребитель посчитал, что исходя из максимальной мощности установленного в квартире газового оборудования за три месяца он мог максимально потребить объём ресурса, который меньше в 5,8 раз объёма газа, рассчитанного исполнителем КУ, и отказался платить указанную в квитанции сумму.
Поставщик газа подал иск в суд. Суд первой инстанции отказал РСО, исходя из того, что счётчик был заменён и опломбирован поставщиком ресурса, соответственно, РСО признала, что прибор вышел из строя, и произвёл его замену.
РСО подала апелляцию и выиграла дело в областном суде. Апелляционный суд отметил, что поскольку при демонтаже старого прибора учёта были выявлены механические повреждения в виде отверстий в корпусе счётчика и потребитель не оспаривал данный факт, подписав акт осмотра ИПУ, то факт несанкционированного вмешательства в работу счётчика доказан.
Поэтому суд удовлетворил иск РСО с требованием взыскать с потребителя полную сумму по рассчитанному объёму КР согласно акту о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ. Решение суда первой инстанции было отменено.
Потребитель обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующим абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 в части применения повышающего коэффициента 10 при перерасчёте платы при обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Истец настаивал на том, что указанная норма ПП РФ № 354 не соответствует ч. 1 ст. 1, ст. 426 ГК РФ, ст. 1, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и ставит потребителей, у которых нет приборов учёта, в более выгодное положение по сравнению с собственниками помещений, оснащённых ИПУ.
Как отличить безучётное потребление ресурса от бездоговорного
Повышающий коэффициент стимулирует потребителей не допускать повреждения ИПУ
Верховный суд РФ, рассматривая административный иск, указал на то, что оплата энергии производится потребителем за фактически принятое им количество ресурса в соответствии с данными учёта в соответствии с ст. 544 ГК РФ. При ненадлежащем исполнении обязательств должник должен возместить кредитору причинённые убытки (ч. 1 ст. 393 ГК РФ).
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что при расчёте платы за коммунальные услуги в помещениях многоквартирных домов, которые должны быть оснащены приборами учёта, но ИПУ в них отсутствуют, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги. Порядок расчёта определяет Правительство РФ.
ВС РФ отметил, что положения абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют требованиям ЖК РФ и в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю при несанкционированном вмешательстве в работу ПУ является допустимым механизмом его возмещения. Такие нормы ПП РФ № 354 стимулируют потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта.
При этом для расчёта платы за коммунальный ресурс для потребителей, не установивших приборы учёта, имея для этого техническую возможность, также применяются повышающие коэффициенты (ст. 13 № 261-ФЗ). Следовательно, такие потребители не имеют преимущества по сравнению с собственниками, установившими счётчики в своих помещениях.
Административный иск собственника был отклонён, апелляционная жалоба также не удовлетворена судом.
Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик
Помнить
Требования п. 81(11) ПП РФ № 354 соответствуют нормам Жилищного и Гражданского кодексов РФ и введены, чтобы стимулировать граждан следить за состоянием установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов и не допускать вмешательства в их работу.
Управляющие организации, являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, имеют право проводить проверки состояния ПУ в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще чем раз в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354).
Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).
Сделать это необходимо с учётом всех требований к документу, изложенных в п. 85 (1) ПП РФ № 354.
В таком случае потребитель не сможет оспорить акт, и УО получит право произвести доначисление платы в соответствии с абз. 6 п. 81(11) ПП РФ № 354.
Акт о неисправности оборудования. Образец заполнения 2021 года
Оформление акта о неисправности оборудования происходит в тех случаях, когда случается поломка оборудования и требуется установить ее причины, а также принять решение о его дальнейшей судьбе. Акт может быть составлен как в отношении бытовой офисной техники, так и применительно к сложным техническим устройствам.
От дефектного акта данный документ отличается тем, что он составляется в процессе эксплуатации оборудования и ответственность за его неисправность обычно несут работники предприятия. Чаще всего подобные акты составляются на крупных промышленных предприятиях, где используется большое количество различного оборудования.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта о неисправности оборудования .docСкачать образец заполнения акта о неисправности оборудования .doc
Кто составляет акт
Оформление данного документа происходит при участии специально созданной комиссии, в состав которой входит несколько человек (минимум двое). В ней обязательно должен присутствовать профильный специалист (мастер, техник, инженер и т.п.
), а также сотрудники, имеющие непосредственное отношение к оборудованию, способные установить факт его неисправности и обрисовать события, предшествующие поломке.
При необходимости к расследованию обстоятельств поломки могут быть привлечены эксперты из сторонних организаций.
Правила оформления акта
Акт не имеет стандартного унифицированного образца, поэтому составляется в свободной форме или по разработанному и утвержденному в компании шаблону.
Он может быть написан как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке организации, причем как в рукописном, так и в печатном виде. Главное, чтобы он был удостоверен подписями всех членов специальной комиссии.
Составлять документ необходимо не менее чем в двух экземплярах, в зависимости от количества заинтересованных сторон. Каждая из копий должна быть заверена оригинальными подписями.
В акте обязательно должны содержаться
- сведения о наименовании оборудования,
- его паспортные данные,
- технические характеристики и прочие параметры.
- Чем сложнее оборудование, тем более детально его следует описывать, вплоть до фиксации условий хранения и эксплуатации.
- Здесь же нужно внести подробные данные о выявленной неисправности.
- Иногда к акту в качестве дополнительного приложения прикладывают фотографии поломки, которые должны быть утверждены руководителем предприятия.
Инструкция по написанию акта о неисправности оборудования
- В первой части документа пишется его название и коротко обозначается его суть (в данном случае «о неисправности оборудования»), а также указывается населенный пункт, в котором он оформляется и дата: число, месяц (прописью), год.
- Затем вписывается полное наименование предприятия, эксплуатирующего оборудование с обозначением его организационно-правового статуса (ИП, ЗАО, ОАО, ООО).
- Далее фиксируются сведения, касающиеся непосредственно оборудования. Здесь надо внести данные о его наименовании, заводском номере, дате приобретения и номере счета, по которому произошла оплата. Также следует указать дату установки или монтажа, т.е. фактическую дату начала использования.
- В завершение в этой части необходимо описать выявленную поломку, причем сделать это нужно максимально четко и подробно, чтобы в случае обращения в суд, данный документ не вызвал замечаний и был признан в качестве доказательной базы.
- Вторая часть акта включает в себя таблицу, где документируются произведенные представителями организации меры к выявлению и устранению неисправности, а также их результат. Если производилось несколько действий, их следует указать отдельными пунктами.
- После этого под таблицей необходимо сделать заключение либо о полной негодности оборудования к дальнейшему использованию, либо о возможности последующей эксплуатации при проведении определенных ремонтных работ.
- В заключительной части акта его должны подписать представители компании, в том числе ее руководитель. Затем документ можно проштамповать, но последнее действие необязательно, если вы работаете без печати, что, собственно, закон допускает.
После составления акта
- Если в процессе проверки будет установлено, что неисправность случилась при попустительстве или халатности материально-ответственного лица, то ответственность возлагается на него.
- В тех ситуация, когда поломка случилась по независящим от какого-либо сотрудника причинам и в период действия на оборудование гарантии, акт служит доказательством для обеспечения дальнейшего ремонта за счет изготовителя.
- Если в процессе проверки будет установлено, что неисправность случилась по вине производителя, но он отказывается это признавать, вопрос придется решать в судебном порядке и акт в данном случае будет иметь доказательную силу.
Скачать документбесплатно
Скопировать урл
Распечатать
Поиск решений судов общей юрисдикции
- Дело № 2-1391/2018
- РЕШЕНИЕ
- Именем Российской Федерации
- г. Ростов-на-Дону 31 мая 2018 года
- Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Трескова А.П.
при секретаре судебного заседания Головченко Я.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любушкиной К В к ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», ООО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» о признании проверки незаконной, снятии неправомерно начисленной задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Любушкина К.В.
обратилась в суд с настоящим иском к ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», ООО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» о признании проверки незаконной, снятии неправомерно начисленной задолженности, указав, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: и является абонентом, согласно Договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет № и договора на техническое обслуживание газового оборудования № от ДД.ММ.ГГГГ. Прибор учета газа расположен на улице вне помещения. Истец добросовестно и регулярно оплачивала услуги за поставленный ответчиком газ согласно показаниям счетчика, что подтверждается квитанциями и чеками об оплате с ДД.ММ.ГГГГ года. Оплата производилась с личной банковской карты.
ДД.ММ.ГГГГ муж истца Любушкин А В самостоятельно вызвал специалиста газовой службы с целью замены стикера и визуального осмотра других пломб на предмет их целостности.
Стикер имел следы осыпания пленки вследствие воздействия погодных условий. Следов вскрытия стикер не имел.
Поверительная пломба вызывала сомнения в ее целостности и было необходимо подтверждение/опровержение специалиста в данном вопросе.
По результатам осмотра прибора учета газа специалист Школа Е.К. обвинил истца в несанкционированном вмешательстве в ПУГ, пригрозил большими штрафами и составил Акт фиксации визуальных признаков бн от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что заводская пломба имеет признаки повторного обжима.
Мой муж, присутствовавший при проведении осмотра, был не согласен с выводами контролера о наличии несанкционированного вмешательства в прибор, о чем сделал запись на обратной стороне Акта.
С выводами контролера истец так же не согласен, поскольку при осмотре прибора учета и составлении Акта не присутствовала, никакого вмешательства в работу прибора не производила.
Неизменность объема потребленного газа и размера оплаты за него подтверждается чеками об оплате и квитанциями на протяжении всего срока проживания в данном доме с момента его покупки в ноябре ДД.ММ.ГГГГ года. Объем потребленного газа изменялся только в зависимости от сезона потребления газа и из года в год был аналогичным. После установки нового ПУГ объем потребления не изменился.
В соответствии с пунктом 81.
11 ПП №354 в целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. Вывод – пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу ПУГ устанавливает поставщик газа, а не завод-изготовитель, поэтому нарушение заводской пломбы при сохранении контрольных пломб и индикаторов поставщика (роторной, стикера) не позволяет получить доступ к счетному механизму ПУГ. Роторная пломба и стикер на счетчике не были повреждены. Данные обстоятельства дают возможность утверждать, что вмешательство в работу счетного механизма ПУГ не происходило, так как без повреждения стикера и роторной пломбы, расположенной в месте присоединения газовой трубы на входе в дом доступ к механизмам ПУГ получить невозможно.
По итогу осмотра счетчика контролером, истец приняла решение его заменить, ДД.ММ.ГГГГ вернувшись с работы выдала доверенность мужу Любушкину А.В. на совершение действий по замене счетчика и представлению интересов при выполнении данного поручения. ДД.ММ.ГГГГ при личном визите в офис на в окно №, специалисту Агеевой Е. В.
мужем была подана заявка на замену счетчика, которой был присвоен № с датой замены ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в замене ПУГ. Отказ был обусловлен некой имеющейся задолженностью по оплате за газ. Документы, подтверждающие задолженность, операторы отказались выдавать, сумму долга никто не мог назвать.
Эти обстоятельства явно свидетельствуют о злоупотреблении своими полномочиями, нарушении закона и Договора сотрудниками ПАО «Газпром газпром газораспределение Ростов-на-Дону», так как замена счётчика никак не обусловлена наличием или отсутствием задолженности.
ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону обязан заменить счетчик по заявке абонента в течение 1-го дня с момента подачи заявки в силу ст.
45 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N АКПИ18-1163
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 января 2019 г. N АКПИ18-1163
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Д.С. о признании недействующими абзацев первого, четвертого, шестого пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
установил:
согласно абзацу первому пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила) прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат, в том числе наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (абзац четвертый пункта 81(11) Правил).
В соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил нарушение показателей, указанных в абзацах третьем — пятом данного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.
При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Гражданин Д.С.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзацев первого, четвертого, шестого пункта 81(11) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют абзацу третьему преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1, статье 3, части 2 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также содержат правовую неопределенность и нарушают его права.
Как указывает административный истец, в результате осмотра индивидуального прибора учета марки Норма СВКМ-15У представителями товарищества собственников жилья обнаружено повреждение контрольной пломбы и индикатора антимагнитной пломбы, вследствие чего был составлен акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета от 28 декабря 2017 г., а 12 января 2018 г. предъявлено требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Действующее законодательство не предоставляет исполнителю право при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя на установку каких-либо дополнительных контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. Установка требований к защищенности индивидуальных приборов учета к компетенции административного ответчика не относится. Д.С. является сыном собственника квартиры Д.Т., членом ее семьи и несет солидарную с ней ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением. В связи с этим он обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными названного акта, расчета к указанному акту и требования о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги и обязании ответчика произвести перерасчет задолженности, выставленной на основании вышеуказанных документов. Решением Советского районного суда г. Брянска от 24 мая 2018 г. по делу N 2-1698/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 августа 2018 г. N 33-2926/2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Административный истец Д.С. и его представитель К. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Представитель административного истца не направил суду ходатайство об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 24 ноября 2018 г. N КЧ-П9-8248).
Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С, объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации П.
, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.
, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила, действующие с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 1708.
Первоначально текст нормативного правового акта опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г.
Пункт 81(11) Правил изложен в новой редакции (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г.
N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2016 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 9 января 2017 г., N 2 (Часть I), «Российской газете» 13 января 2017 г.).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Раздел VII Правил определяет порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний.
Так, абзац первый пункта 81(11) Правил устанавливает требование о защищенности прибора учета от несанкционированного вмешательства и предусматривает право исполнителя установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения. Исполнитель при проверке состояния прибора учета проверяет наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (абзац четвертый пункта 81(11) Правил). При установлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель в соответствии с абзацем шестым пункта 81(11) Правил должен составить соответствующий акт. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Данное правовое регулирование порядка учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, предусматривающее контроль от несанкционированного вмешательства в работу прибора учета путем установления контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, соответствует действующему жилищному законодательству, законодательству об обеспечении единства измерений, водоснабжении и водоотведении, энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, осуществлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах его компетенции.
Способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, применяется, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в его работу, является мерой гражданско-правовой ответственности и не противоречит основным началам гражданского законодательства. Данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс имеет целью стимулирование потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного ущерба исполнителю является допустимым механизмом его возмещения.
- Нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и который по-иному регулирует вопросы установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, его фиксации и способа расчета размера платы за поставленные коммунальные ресурсы, не имеется.
- Регулируя отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» в части 2 статьи 9 предусматривает, что конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
- Федеральный закон не исключает при определении порядка учета коммунальных услуг с использованием приборов учета возможность исполнителя контролировать соблюдение его имущественных прав и выявлять допущенные нарушения.
- Названные правила публичного договора в силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров и не могут рассматриваться как нарушающие права потребителей.
Доводы административного истца о неопределенности оспариваемых положений Правил являются несостоятельными.
Термин «потребитель коммунальных услуг» употребляется в Жилищном кодексе Российской Федерации применительно к собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 1 статьи 157), а Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребителем признает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
- Ссылки административного истца на невозможность однозначно определить, кто понимается под потребителем, которого исполнитель при установке контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб обязан уведомить о последствиях несанкционированного вмешательства, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данные факты относятся к исследованию и установлению фактических обстоятельств при рассмотрении конкретного гражданско-правового спора.
- В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
- На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Д.С. о признании недействующими абзацев первого, четвертого, шестого пункта 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
- Председательствующий
- судья Верховного Суда
- Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
——————————————————————