Индивидуальные предприниматели и юридические лица среди всех обязательств, которые накладываются на них после осуществления регистрации и начала предпринимательской деятельности в любой из отраслей, должны своевременно предоставлять отчеты в Пенсионный фонд РФ.
Параллельно с этим возникает необходимость перечислять необходимую сумму средств, которая рассчитывается исходя из количества трудоустроенных и уровня из официальной заработной платы.
Нарушение установленных требований становится причиной привлечения к ответственности и наложения штрафов, то есть штрафов ПФР.
Ответственность за несвоевременное перечисление средств
Положения законодательства, касающиеся налогообложения предпринимателей и перечисления средств в ПФР, периодически претерпевают некоторые изменения.
Одним из таких нововведений стал переход функции контроля перевода средств в ПФР – на данный момент ее осуществляет налоговая инспекция и, как следствие, Пенсионный фонд непосредственно не имеет возможности привлекать к ответственности и начислять штрафы за такое нарушение.
Несмотря на это субъекты предпринимательской деятельности не лишились подобного обязательства и при задержках в оплате необходимой суммы или их отсутствии ИП и юр. лиц ожидают пени и штраф, размер которых будет зависеть от суммы недоимки и периода, что прошел с последнего срока перечисления средств.
Привлечение к ответственности
Привлечение к ответственности и начисление штрафов от ПФР для предпринимателей может наступать в случае невыполнения следующих обязательств:
- Регистрация в качестве единицы предпринимательской деятельности;
- Своевременное предоставление расчета по страховым взносам по форме РСВ-1;
- Предоставление данных после каждого установленного на законодательном уровне отчетного периода.
Ответственность за регистрацию
Согласно статье 27 ФЗ № 167 от 24.07.2009г регистрация в Пенсионном фонде в качестве работодателя осуществляется в течение 3 дней с момента получения свидетельства об образовании субъекта предпринимательской деятельности.
При этом юридические лица самостоятельно могут не предпринимать никаких действий – еще с 2004 года такую функцию за них осуществляет налоговая инспекция, в которой была осуществлена регистрация.
Ответственность за нарушение могут нести либо те юр. лица, чья регистрация осуществилась до указанного периода, либо индивидуальные предприниматели, которые должны самостоятельно встать на учет в ПФР.
Штраф за несвоевременную постановку на учет начисляется в размере 5 тыс. рублей в случае, если со дня обязательной регистрации прошел период, не превышающий 90 дней. Если пропущенный период больше, величина штрафной санкции возрастает и будет составлять 10 тыс. рублей.
Ответственность за несвоевременно предоставленный отчет
Читайте: За что штрафует трудовая инспекция согласно законодательству
Несение обязательства выплаты штрафов в первую очередь грозит тем налогоплательщикам, которые своевременно не представили отчеты по форме РСВ-1. Сотрудники Пенсионного фонда могут выставлять налогоплательщику штраф размером 5% от той суммы, какая была начислена за расчетный квартал, в котором отчетность была задержана. При начислении суммы учитывается минимально допустимый порог, составляющий 1000 рублей. В таком случае даже если отчет был нулевой (не содержал данных относительно величины средств, которые надо было перечислить по причине отсутствия работников), то все равно штраф придется выплатить. Параллельно установлен и максимальный порог возможных штрафов – их величина не должна превышать 30% от суммы предполагаемого взноса.
Дополнительной мерой является начисление штрафа тем субъектам, которые не подали отчетность в электронном виде, если количество трудоустроенных у них составляет более 25 человек – размер штрафа будет составлять 200 рублей.
При несвоевременной сдаче отчета РСВ-2 главе крестьянского (фермерского) хозяйства также грозит привлечение к ответственности с выплатой штрафа. В таком случае разница будет выражаться в том, что РСВ-2 предоставляется ежегодно, поэтому и штраф может начисляться только за 4 квартал предыдущего периода.
Наличие ошибок в предоставленном отчете РСВ
В процессе заполнения различных форм отчетности могут допускаться ошибки, связанные со следующими факторами:
- Ошибка в расчетах. Чаще всего она возникает из-за человеческого фактора, когда обработка информации и вычисление производится вручную – в большей мере это свойственно малому бизнесу, поскольку учет и отчетность крупных предприятий осуществляется посредством специальных программ и ошибка практически исключена;
- Ошибка при заполнении отчета. То есть расчет произведен верно, но при самом оформлении данные были искажены;
- Отражение неполной информации – намеренно или по невнимательности (халатности) ответственных лиц;
- Намеренное искажение информации – заведомо ложное предоставление данных с целью скрыть какие-либо данные относительно предприятия.
Независимо от того, по какой причине были допущены ошибки, штраф будет определяться в размере 5% от величины взносов, начисленных за квартал, в котором и была допущена ошибка. При этом за каждое застрахованное лицо, информация по которому искажена, не полная или отсутствует, штраф составит 500 рублей. Читайте: Ответственность главного бухгалтера в 2019 году
Несение ответственности за полное или частичное нарушение сроков перечисления средств, контроль за которыми осуществляет налоговая служба, составляет 20% от той суммы, что не поступила на счет. В случае, если будет доказано, что законодательство было нарушено умышленно, размер штрафа будет составлять уже 40% от обязательного взноса.
Стоит отметить, что наиболее действенным способом избежать несения ответственности и необходимости перечисления штрафов является своевременное проведение сверки с Пенсионным фондом по тем средствам, которые уже начислены и только подлежат перечислению.
Итак, при нарушении установленных норм законодательства относительно осуществления регистрации в Пенсионном фонде, задержке представления обязательных отчетов и допущение в них ошибок становится причиной привлечения к ответственности. Юридические и физические лица, по которым будет зафиксирован факт нарушения, должны будут выплатить сумму штрафа, зависящую от типа нарушения и той суммы перечисления, что проходила по отчету или не была своевременно выплачена.
Поделиться ссылкой:
Штраф за СЗВ-М: как избежать, можно ли отменить и куда оплачивать?
СЗВ-М – относительно небольшой отчет, который ежемесячно сдают в ПФР компании и ИП, где есть сотрудники, работающие по трудовым договорам и договорам ГПХ.
Тем, кто пренебрежительно относится к данному «пенсионному» отчету, грозят как административные штрафы, так и штрафы по пенсионному законодательству. Какую стратегию выбрать, чтобы избежать санкций, как отменить или снизить их размер к оплате – читайте в нашей статье.
За что могут оштрафовать и на сколько?
Штрафные санкции за СЗВ-М предусмотрены различными нормативными документами, в том числе федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ). Для наглядности мы объединили все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблицу.
Таблица 1. Штрафные санкции за СЗВ-М
Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно) | Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. за каждого из них) | ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб. | ст. 15.33.2 КоАП РФ | |
Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных) | Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. – за каждого из них) | ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб. | ст. 15.33.2 КоАП РФ | |
Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы при количестве работников от 25 человек | Для компании: 1000 руб. | ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ |
Любой штраф, даже в 500 рублей, неприятен, так как дает повод руководству сомневаться в компетентности своего бухгалтера.
Привлечение к административной ответственности имеет еще более негативные последствия, уже правового характера.
Так, например, если нарушения повторяются регулярно, то руководителю компании может грозить дисквалификация на несколько лет, т.е. лишение права занимать руководящие должности. Согласитесь, тоже малоприятно.
Как избежать штрафа за отчет по СЗВ-М?
По сути, СЗВ-М содержит не столько бухгалтерские, сколько кадровые данные. Именно отдел кадров вносит в базу такие данные работников, как:
- фамилия, имя, отчество;
- ИНН и СНИЛС.
По этой причине самое разумное для главного бухгалтера – переложить ответственность на отдел кадров. Сославшись на состав отчета, можно возложить на это подразделение:
- обязанность формировать СЗВ-М;
- ответственность за допущенные ошибки.
Этим можно убить сразу двух зайцев, так как повышение ответственности кадровиков за внесение персонифицированной информации снизит недостоверность:
- 2-НДФЛ;
- Расчета по страховым взносам.
Иногда воздействовать на отдел кадров очень сложно. Кроме того, бухгалтер и сам может допустить ошибки из-за большой загрузки «зарплатной» отчетностью, количество которой неизменно растет.
Самый простой выход – передать расчет заработной платы на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice.
Мы умеем взаимодействовать с кадровиками и никогда не откладываем сдачу отчетности на последний момент. Поможем ликвидировать «очаг напряженности» и дадим возможность главному бухгалтеру переключиться на более глобальные задачи.
Можно ли снизить сумму штрафа?
По нашему опыту штраф можно не только снизить, но и вообще его отменить. С такими просьбами к нам нередко обращаются наши новые клиенты.
Нередко главные бухгалтеры наших новых клиентов сообщают, что им пришел штраф 500 рублей по первому месяцу работы после регистрации в ЕГРЮЛ, за который компания самостоятельно сдала СЗВ-М, а в штате числился только генеральный директор. Основание штрафа – несвоевременная сдача СЗВ-М, как правило, опоздание на один день.
Помогая нашим клиентам избежать, в том числе, и административной ответственности, мы выяснили, что проблема возникает из-за того, что:
- вновь созданные компании, несмотря на единственного работника в штате, тем не менее зачастую сдают СЗВ-М ровно 15-го числа;
- по новым компаниям ПФР в первый раз присылает отказ, несмотря на заключенное соглашение об электронном документообороте, но при повторной отправке СЗВ-М, как любят говорить инспекторы, – «ложится»;
- так как отказ и повторная отправка происходят на следующий день, ПФР считает, что компания опоздала с отчетностью.
Подобные проблемы могут возникнуть и у давно работающих компаний из-за несовершенства системы приемки в ПФР. Один и тот же отчет могут два раза не принять, а на третий он проходит без проблем.
Лучшим доказательством отсутствия нарушения будет полученное от оператора телекоммуникационной связи подтверждение о том, что:
- отправка СЗВ-М произошла в срок;
- повторно был отправлен точно такой же отчет, как и в первый раз.
Иногда начальники отделений ПФР, рассматривающие материалы проверки, выражают удивление: зачем тратить столько времени, чтобы снять штраф 500 рублей? Между тем возражения даже по поводу столь мизерной суммы зачастую очень полезны. У инспекторов не возникает и мысли о том, чтобы, помимо 500-рублевого штрафа на компанию, добавить еще и административный – на должностное лицо организации.
Доказывая страхователю, что проблема в операторе, который не смог подгрузить им отчет, ПФР, тем не менее, отменяют решение.
В остальных случаях штраф нельзя ни снизить, ни отменить в досудебном порядке, так как Закон № 27-ФЗ не предусматривает такой возможности.
Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М?
В возражениях по акту проверки ПФР для дальнейшего обжалования в суде (как минимум, для снижения штрафа) имеет смысл указать одно или несколько следующих обстоятельств:
- незначительность срока опоздания с отчетом;
- объективные обстоятельства (сбой в системе, причем в системе ПФР, которая действительно не всегда справляется с наплывом СЗВ-М ближе к 15-му числу, но можно сослаться и на поломку персонального компьютера в бухгалтерии);
- сотрудник поздно принес свой ИНН, не отраженный в специальном сервисе на сайте ФНС (то же самое со СНИЛС) или не уведомил своевременно о смене фамилии (других персональных сведений);
- бухгалтер впервые допустил ошибку в СЗВ-М или впервые не сдал его вовремя;
- исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
- бюджет не понес никакого урона.
Штраф можно полностью отменить в судебном порядке, если ПФР сам нарушил закон в части:
- формирования акта, в котором должны быть зафиксированы нарушения, но инспектор почему-то забыл об этом;
- соблюдения сроков отправки акта страхователю и вызова его на рассмотрение материалов проверки (суд может отменить штраф, если решение принято раньше, чем компанию вызвали на рассмотрение представленных возражений);
- предоставления возможности добровольно исправить сведения;
- сроков выдачи СНИЛС работникам.
Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.
Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.
Есть и еще один вариант как ознакомить суд со своими возражениями: можно заменить собственный иск отзывом на иск ПФР. Дело в том, что с 2017 года взыскать штрафы со страхователей при помощи инкассо фонд не может. Для этого оставлен только один путь – в судебном порядке.
Если штраф невелик, можно оставить право инициировать судебное разбирательство за ПФР. Однако вы должны быть твердо уверены, что все письма доходят на адрес компании без проблем, иначе существует риск пропустить заседание суда.
В противном случае мы рекомендуем не затягивать проблемную ситуацию и самостоятельно подать возражения на акт ПФР в суд.
Реквизиты для оплаты штрафа за СЗВ-М
Для тех, кто решил добровольно оплатить штраф, важно помнить об особенностях платежного поручения в части:
- назначения платежа;
- КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
- ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).
В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:
- номер, под которым компания зарегистрирована в качестве страхователя (многие забывают о нем, так как для идентификации взносов, администрируемых налоговой, он больше не нужен);
- реквизиты решения о наложении штрафа или требования об его оплате.
Зачастую компании принимают решение об оплате уже после наступления срока штрафа. Он составляет, как правило, 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока означает для ПФР, что пора готовить иск. Убедитесь, что это не так, иначе при неудачном стечении обстоятельств штраф с компании спишут еще раз.
Обжалование решения Пенсионного фонда: порядок, сроки, образцы жалоб и пример заявления
При достижении определенного возраста большинство из нас выходит на пенсию. Это своего рода плата государства за трудовые заслуги.
Однако для того, чтобы претендовать на положенные выплаты, работодатели должны делать в пользу работника страховые взносы. В противном случае они взыскиваются принудительно.
И тогда предприятию остается лишь один выход обжалование решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки и штрафов по страховым взносам. Итак, как отметить решение ПФР?
Признание недействительным решения ПФР о взыскании недоимки
Решение Пенсионного фонда о взыскании недоимки является тем официальным документом, на основании которого плательщику начисляются не оплаченные вовремя страховые взносы, пеня, и штрафные санкции.
В случае, когда эти суммы не уплачиваются добровольно, то запускается механизм их взыскания в судебном порядке по особой процедуре.
Однако не всегда начисления этих сумм является бесспорным и правомерным. Поэтому всегда есть возможность оспаривания решения Пенсионного фонда.
Наиболее правильным способом будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.
Порядок обжалования действий Пенсионного фонда
- Куда же подавать жалобу на действия ПФР?
- Как и в случае с любым другим актом государственного органа, признание недействительным решения ПФ о взыскании недоимки возможно двумя способами.
- Первый из них заключается в обращении с жалобой в орган Пенсионного фонда, расположенный на ступеньку выше.
- Второй предусматривает подачу в суд заявления о недействительности указанного решения путем его оспаривания в арбитражный суд.
В какой срок можно оспорить
При выборе пути действий стоит принимать во внимание ряд факторов, например срок обжалования решений Пенсионного фонда о наложении штрафа.
- В частности, для подачи жалобы в вышестоящий орган отводится 3 месяца. За это время нужно написать письмо в ПФР об отмене штрафа.
- В случае, когда плательщик взносов будет искать правду в суде, то срок оспаривания решений Пенсионного фонда также составит 3 месяца.
Заявление в арбитражный суд о восстановлении пропущенного срока обжалования
Каждый из двух предложенных вариантов обжалования решений Пенсионного фонда предполагает определенный объем подготовительной работы. Так, следует в обязательном порядке досконально изучить нормативную базу и сделать собственный подсчет взыскиваемых платежей.
Рекомендуем! Как написать жалобу на врача поликлиники
Мы же рекомендуем обратиться к юристам специализирующимися на решении споров с государственными органами.
Готовим жалобу на решение ПФР
- Заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов подается в арбитражный суд, с учетом действующего законодательства.
- Если предприятие или индивидуальный предприниматель решили осуществить признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам в судебном порядке, то руководствоваться необходимо следующим.
- Порядок обжалования действий Пенсионного фонда предполагает, что в суд по месту нахождения ответчика подается не привычный всем иск, а заявление о признании недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
- Заявление должно содержать в себе следующие данные:
- Информацию о предприятии (предпринимателе) и органе Пенсионного фонда.
- Реквизиты оспариваемого документа (номер, дату и взыскиваемые суммы).
- Суть нарушений прав и интересов юридического лица (предпринимателя).
- Правовое обоснование незаконности обжалуемого решения Пенсионного фонда о привлечении к ответственности.
- Просьбу признать решение УПФР недействительным.
Данное заявление оплачивается госпошлиной в сумме 3000 рублей для юридических лиц и 300 для индивидуальных предпринимателей. Законодательство отводит суду для рассмотрения всех материалов срок, не превышающий 3-х месяцев.
При удовлетворении иска суд вынесет определение, предметом которого будет признание недействительным решения Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам.
Пример заявления об оспаривании решения ПФР
[Наименование арбитражного суда, в который подается заявление]
Заявитель: Индивидуальный предприниматель
[Ф. И. О. и место регистрации]
- [Территориальный орган Пенсионного фонда РФ]
- Заявление
о признании недействительным решения пенсионного фонда о взыскании - недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов
[Дата] [Ф. И. О.] был(а) зарегистрирован(а) в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на налоговом учете в [наименование налогового органа], ОГРН [вписать номер] (далее — Индивидуальный предприниматель).
Рекомендуем! Признание недействительным решения органа власти
Индивидуальный предприниматель зарегистрирован(а) в Государственном учреждении — Управлении Пенсионного фонда (далее — Пенсионный фонд) в качестве страхователя за регистрационным номером [вписать номер].
[Дата] Пенсионный фонд направил в адрес индивидуального предпринимателя требование [дата, номер] об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем.
В соответствии с указанным требованием Индивидуальному предпринимателю было предложено в добровольном порядке в срок до [число, месяц, год] уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период [год] в размере [сумма] руб., в том числе страховая часть трудовой пенсии — [сумма] руб. и накопительная часть трудовой пенсии — [сумма] руб. Указанное требование Индивидуальным предпринимателем исполнено не было.
[Дата] Пенсионный фонд вынес решение [номер решения] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя в размере [сумма] руб.
- Указанное решение считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям: [вписать нужное].
- Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:
1) Решение Пенсионного фонда [дата, номер] о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере [сумма] руб. признать недействительным.
- 2) Приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта до вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу.
- Приложение:
- 1) Уведомление о вручении копии заявления Пенсионному фонду.
- 2) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
- 3) Копия требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
- 4) Копия Решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
- 5) Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Рекомендуем! Частная жалоба на определение в апелляционную коллегию
[Дата] [Ф. И. О., подпись предпринимателя]
Скачать бланк заявления о недействительности решения ПФР
Литература: Споры с органами ПФР и ФСС России: формы жалоб
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на ОПС и ОМС, а также взносов, пеней и штрафов на дополнительное социальное обеспечение за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Федеральный закон №250-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01 января 2017 года передаются Федеральной налоговой службе РФ.
Процедура возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносов, пеней и штрафов на дополнительное социальное обеспечение за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, регламентируется ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ.
Основанием для проведения возврата за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.
2017 года, является факт излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней и штрафов, который может быть обнаружен как самим плательщиком, так и территориальным органом ПФР по итогам камеральной проверки после представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Заявление о возврате подается плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР по месту регистрации плательщика. К заявлению прилагаются копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты, др.
документы.
Заявление на возврат должно быть подписано плательщиком страховых взносов лично или уполномоченным представителем плательщика страховых взносов, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в следующих случаях:
— если заявление о возврате подано плательщиком страховых взносов по истечении трех лет со дня уплаты указанной суммы;
— при наличии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года;
- — если сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
- Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается Отделением Пенсионного фонда РФ и направляется в Управление Федеральной налоговой службы РФ.
- Уведомление о принятом решении о возврате или об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств направляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.
- Формы документов для проведения возвратов:
- Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов
- Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов
Задолженность в Пенсионный фонд: каким образом можно получить информацию? — читайте от Финэксперт
Оглавление:
Уплата взносов в Пенсионный фонд, являющаяся обязанностью работодателя
Социальная защищенность лиц Российской Федерации – это приоритетная задача, установленная Конституцией государства. Чтобы обеспечить исполнение такой установки в текущее время в стране, используются различные нормативно-правовые акты. Акты эти устанавливают различные меры и инструменты, основное направление которых – достичь поставленной цели.
При этом, исходя из того места, которое занимает конкретный индивид в социальной иерархии, учитывая его социально-экономические характеристики, применяемые конкретно к нему меры и инструменты могут иметь существенные различия.
К примеру, такой наиболее многочисленной категорией считают наемных работников, которые являются лицами, занимающимися осуществлением определенных трудовых действий за плату. Плата устанавливается исходя из договоренностей, достигнутых между ними и их работодателями.
На данный временной период основной нормативно-правовой акт, осуществляющий регулирование соблюдения законных прав и интересов данной гражданской категории – это Трудовой Кодекс Российской Федерации.
При этом действующая законодательная база обладает гораздо большим количеством иных нормативно-правовых актов, основное направление которых – урегулирование конкретных аспектов трудовой деятельности населения: ими производится установление получения страхового полиса, узнается задолженность в Пенсионном фонде.
На данный момент наиболее острая проблема, возникающая в процессе трудовой рабочей деятельности – это возникновение сложной жизненной ситуации, когда работник не в состоянии осуществлять полноценное исполнение собственных трудовых обязанностей.
Таким образом, им не может обеспечиваться тот же самый объем, предпринимателю, который его нанял. Он не приносит ту же самую прибыль, какая была обычно.
Например, если работник достиг пенсионного возраста, получил увечье или заболевание, которые, в свою очередь, могут касаться или нет осуществления ими профессиональной деятельности – или в иных аналогичных ситуациях.
Для обеспечения социальной защиты сотрудника с одной стороны на случай, если возникнут подобные ситуации, а с другой – для формирования благоприятной экономической среды предпринимателю с предоставлением ему так называемой страховки от неожиданной потери ценного сотрудника, действующим законодательством предусматривается наложение на работодателя обязанности, согласно которой он должен уплачивать обязательные взносы в конкретные специализированные фонды.
Допустим, порядок, исходя из которого, предпринимателем должно осуществляться взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования, в данный временной период регулируется с помощью Федерального закона №326-ФЗ от 29-го ноября 2010-го года. Он регулирует обязательное медицинское страхование в нашем государстве.
Взаимодействие с Фондом социального страхования отражают положения Федерального закона № 125-ФЗ от 24-го июля 1998-го года. Этот закон отражает нормативы обязательного социального страхования от несчастных производственных случаев и профессиональных заболеваний. Взаимодействие с Пенсионным фондом – положения Федерального закона № 167-ФЗ от 15-го декабря 2001-го года.
Этот закон затрагивает нормативы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Кроме того, действующие аспекты подобного взаимодействия (размер величины взносов, которые подлежат уплате в определенный временной промежуток) регулируют отдельные нормативно-правовые акты, например, Федеральный закон № 212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, ФСС РФ, ФФОМС».
Исходя из положений второго пункта 14-й статьи Федерального закона № 167-ФЗ от 15-го декабря 2001-го года, обязанность, которая должна исполняться предпринимателем – это своевременная уплата взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое положение устанавливает действующее российское законодательство и иные акты.
Выплаты должны осуществляться в полном объеме и соответственно типу юридического лица, на котором лежит данная обязанность (также учитываются и иные его характеристики).
Кроме всего вышесказанного, данный раздел упомянутого нормативно-правового акта говорит о том, что предприниматель обязан вести самостоятельный учет размера и сроков уплаты по подобным взносам.
Такое условие устанавливают требования Федерального закона №27-ФЗ от 1-го апреля 1996-го года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В данном нормативно-правовом акте прописаны требования, согласно которым сотрудник в случае надобности может получить от работодателя информацию о том, в какие временные рамки и в каком размере им были уплачены за него установленные нормативно-правовыми актами взносы в Пенсионный фонд.
Таким образом, чтобы обеспечить вариант с предоставлением таких сведений сотруднику, каждое предприятие должно хорошо наладить систему учета уплаты взносов в Пенсионный фонд.
Каким образом можно получить информацию об имеющейся задолженности по уплате взносов?
Подобная проверка задолженности дается предпринимателю на сегодняшний день не просто так.
Проблема в том, что согласно действующему законодательству, информацию о наличии задолженности такого типа, называют сведениями, относящими к категории личных данных (также, как, и индивидуальный номер налогоплательщика – ИНН и прочие данные).
Так как Конституцией Российской Федерации защищаются права субъектов на сохранение тайны касательно подобной информации, как задолженность, их не публикуют в открытом доступе.
Иными словами, предпринимателем не может быть осуществлена оперативная проверка необходимой информации в отношении задолженности: осуществить ее поиск на сайте Пенсионного фонда либо в иных открытых источниках.
В данный временной период идет рассмотрение вопроса о том, что можно организовать возможность получения подобной информации в отношении задолженности с помощью портала государственных услуг.
Этот метод дал бы возможность осуществить соблюдение законодательных требований о сохранении тайны в отношении личных данных, поскольку доступ к ним мог бы быть получен юридическим лицом только при использовании пароля или номера – а это ограничило бы их предоставление третьим лицам.
Но, в данный временной период, такую возможность еще не реализовали, а потому процедуру получения сведений о наличии задолженности работодателя, допустим общества с ограниченной ответственностью либо индивидуального предпринимателя, от Пенсионного фонда Российской Федерации невозможно пройти без личного обращения представителя компании в территориальный орган фонда (по месту нахождения самой компании).
Если представителю компании требуется получение подобной информации по поводу задолженности, им должно быть составлено личное обращение в территориальный орган Пенсионного фонда.
Необходимо приложить документ, удостоверяющий личность, и документы, которые подтверждают его полномочия на формирование подобного запроса от имени компании.
Кроме того, если есть расхождения между сведениями в отношении задолженности, содержащимися во внутреннем реестре компании по учету взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, и сведениями самого фонда, Пенсионным фондом или предпринимателем может быть затребована процедура проведения сверки необходимых расчетов.
По ее итогам возможно установление факта наличия или отсутствия задолженности юридического лица перед данным фондом. Если же проверкой будет показано, что задолженность существует, ее необходимо будет погасить. Если же будет выяснено, что работодателем уплачены излишние взносы, их обязательно учтут в счет будущих временных периодов.
Согласно каким основаниям возникает задолженность перед Пенсионным фондом?
Если предприниматель – дисциплинированный и ответственный плательщик, своевременно и полноценно погашающий имеющиеся у него денежные обязательства, как перед собственными работниками, так и перед государством, возможно возникновение ситуации, когда он становится должен совершенно иному контрагенту. Один из таких контрагентов может быть и Пенсионным фондом – если нарушается порядок уплаты взносов, который предусматривает действующее законодательство.
Причины, по которым возникает такой долг, могут быть самыми разными. Возможна ситуация, когда вносятся изменения в конкретные нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд.
В ситуации, когда специалистами той или иной коммерческой фирмы по различным причинам в положенный срок не было отслежено внесение специальных изменений и не были внесены необходимые корректировки в стандартный порядок уплаты пенсионных взносов, может получиться, что новый платежный размер будет гораздо выше ранее установленного.
В таком случае сумму недоплаты можно будет считать задолженностью перед Пенсионным фондом. Это может привести уже к наложению определенных штрафных санкций по отношению к той коммерческой фирме, которая допустила возникновение такой ситуации.
Кроме того, стоит помнить, что важнейшее условие отсутствия задолженности в Пенсионный фонд Российской Федерации – это строгое соблюдение порядка внесения взносов, установленное действующим законодательством.
Известно, пятый пункт статьи 15-й Федерального закона №212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требует, чтобы все подлежащие оплате платежи уплачивались не позднее, чем в срок до 15-го числа месяца, который следует за тем, на базе которого был сформирован очередной платеж.
Например, если дело коснется уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за март месяц, конкретный платеж необходимо вносить не позднее, чем 15-е апреля. Но, если в этом примере 15-е апреля является выходным днем, конец срока уплаты пенсионного взноса будет перенесен на первый после него рабочий день. Таким же образом происходит и перенос срока, если это праздничные дни.
Пени как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов
jpg» alt=»images» width=»240″>
В пункте четвертом данной статьи этого нормативно-правового акта установлено, что на данный временной промежуток действующий размер ежедневной пени за такое правонарушение равняется 1/300 долю ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент расчета пеней.
Так, уровень текущего размера процентной ставки, котрая действует с 14-го сентября 2012-го года на основании Указания Центрального банка Российской Федерации № 2873-У от 13-го сентября 2012-го года «О размере ставки рефинансирования Банка России», составляет 8,25%.
Штрафные санкции как санкции в случае несвоевременной уплаты взносов
Но данные меры финансовой ответственности плательщика налогов за невнесение определенных платежей в Пенсионный фонд – это еще далеко не все.
Исходя из положений статьи 47-й Федерального закона № 212-ФЗ от 24-го июля 2009-го года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае, если юридическим лицом по той или иной причине неправильно рассчитан размер взносов в Пенсионный фонд, подлежащих уплате, или иным способом ненамеренно уклонилось от своих обязательств по отношению к этому фонду, оно должно уплатить штраф в размере 20% от суммы платежа, подлежащего взысканию.
Если же подобное уклонение было совершено умышленно, штрафные санкции составят уже 40% от указанной суммы.