Как вернуть автомобиль из ремонтной мастерской — Юридические советы

Многие водители выбирают автосервис для ремонта машины по принципу «чем дешевле, тем лучше» — и зачастую сталкиваются с некачественно выполненными работами. Но и на солидной станции техобслуживания могут допустить ошибку. Так что от некачественного ремонта автомобиля никто не защищен. Поэтому важно знать и уметь отстоять свои права, когда они нарушены.

Какой ремонт считается некачественным?

Не искушенному в технических вопросах водителю бывает трудно распознать некачественно проведенный ремонт. Тем более что проблемы, как правило, выявляются не сразу — а спустя некоторое время, в процессе эксплуатации автомобиля. Именно поэтому авторитетные автосервисы, заботящиеся о репутации, дают своим клиентам гарантию на работы (от одного месяца до пары лет).

Ремонт может считаться некачественным, если:

  • не устранены признаки неисправности;
  • не устранена причина неисправности;
  • установлены некачественные запчасти/комплектующие;
  • запчасти/комплектующие установлены неправильно;
  • появились новые повреждения/неисправности;
  • нанесен ущерб внешнему виду авто.

Понять, что в ходе ремонта были допущены ошибки, можно по изменениям в работе машины. Признаками служат: появившиеся посторонние звуки или вибрации, сбои оборудования, нестабильный ход, перегрев отдельных частей, изменение цвета выхлопа и т. д. Иногда, чтобы выявить проблему, достаточно заглянуть под капот или под днище автомобиля и увидеть подтеки технических жидкостей.

Если вы считаете, что выявленные технические проблемы появились после визита в автосервис — следует вернуться и сообщить о своих подозрениях, а лучше сразу представить мастеру фактические доказательства (если они есть).

Обычно работник СТО соглашается проверить результат своего ремонта и выполнить нужные доработки. Но, если автосервис наотрез отказывается признавать вину — нужно предпринимать дополнительные меры.

Некачественное окрашивание

Со временем на кузове автомобиля могут появляться следы некачественно проведенного окрашивания. Изменение цвета, вздутие краски, нарушение целостности покрытия — признаки того, что покраска выполнена с нарушением технологии или с использованием некачественных материалов.

Даже если дефекты лакокрасочного покрытия проявились спустя значительное время (например, через неделю или несколько месяцев) после посещения автосервиса — стоит требовать возмещения или повторного проведения работ.

Как доказать, что ремонт некачественный

Чтобы доказать свою правоту и добиться от автосервиса решения проблемы, одних слов бывает недостаточно. Важно иметь неоспоримые доказательства, и прежде всего — документы, подтверждающие факт обращения к услугам СТО. Такими документами являются договор и чек об оплате.

Если в момент посещения автосервиса с вами находились другие люди (родственники или знакомые) — не лишними будут их свидетельские показания.

Какие доказательства можно использовать:

  • договор на оказание услуг;
  • чек об оплате;
  • показания свидетелей;
  • фото- и видеоматериалы;
  • заключение независимой экспертизы.

Самым простым подтверждением некачественно оказанных услуг являются фото и видеозаписи, сделанные на любое доступное устройство (например, на телефон). На фотографии должны быть хорошо различимы повреждения. А видео позволяет продемонстрировать факт нестабильной работы автомобиля.

Но наиболее убедительным аргументом в вашу пользу является заключение независимой технической экспертизы, подтверждающее некачественный ремонт.

Важно доказать, что проблема именно в неправильно выполненном ремонте, произведенном данной организацией, а не в том, что водитель неправильно эксплуатировал автомобиль.

Как вернуть деньги за ремонт машины, если автосервис отвечает отказом

Первым делом, нужно подготовить и передать в автосервис письменную предсудебную претензию. Результат во многом зависит от того, насколько грамотно она составлена. Заявление оформляется следующим образом:

  • В шапке заявления указываются основные данные водителя, а также автосервиса, в отношении которого составляется претензия (его полное название и адрес).
  • Сверху в центре ставится название документа («претензия»).
  • Под названием в свободной форме (но лаконично, по сути) описываются обстоятельства произошедшего. Обязательно уточните дату обращения в автосервис, стоимость ремонта, перечень выполненных работ и выявленные проблемы. Перечислите доказательства, подтверждающие факт некачественного ремонта.
  • В следующем блоке изложите требования, которые вы предъявляете к автосервису. Они должны быть адекватны нанесенному ущербу.
  • В заключительной части («Приложения») перечислите документы, прилагаемые к заявлению.
  • Внизу ставится дата составления документа и подпись истца.

Претензия оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководству автосервиса (лично в руки или заказным письмом). Организация обязана ответить в срок до 10 дней.

Подача иска в суд

В случае, когда автосервис отказывается исправить проблему или компенсировать расходы на ремонт машины, единственный способ отстоять свои права — обращение в суд. Нужно прийти в местный судебный орган и подать исковое заявление на некачественный ремонт автомобиля.

Перед обращением в суд целесообразно пройти независимую техническую экспертизу, которая определит:

  • что не так с машиной;
  • кто виноват;
  • сколько стоит ремонт.
  • Имея на руках заключение независимой экспертизы, больше шансов получить решение суда в вашу пользу: вернуть деньги за ремонт или повторное исправление неисправностей.
  • К исковому заявлению следует приложить все имеющиеся документальные подтверждения: договор, квитанции об оплате, гарантийное обязательство (если есть), фото, видео, результат технической экспертизы.
  • Также прикладываются чеки, подтверждающие понесенные вами дополнительные расходы (например, оплата экспертизы).

Что вправе требовать заявитель в судебном порядке

В соответствии с Законом о защите прав потребителей, клиент, которому некачественно оказаны услуги, вправе выдвинуть организации (в данном случае автосервису) одно из следующих требований:

  • вернуть деньги;
  • повторно провести ремонт автомобиля.

В дополнение к этому истец может потребовать возместить причиненный ущерб и оплатить расходы на устранение последствий некачественного ремонта. Однако для этого придется предоставить соответствующие убедительные доказательства.

В ряде случаев суд принимает решение взыскать с автосервиса:

  • 50% дополнительно от стоимости ремонта;
  • неустойку в размере 3% от стоимости ремонта за каждый день просрочки (но не более стоимости ремонта).

Однако чаще суд удовлетворяет простые требования: возврат денег или повторный ремонт.

Если суд выигрывает пострадавший, ему компенсируют все расходы, связанные с судом (такие, как госпошлина, стоимость технической экспертизы).

Независимая экспертиза

Суд рассмотрит вашу претензию и, если доводы убедительны, удовлетворит иск. В случае сомнений суд может инициировать независимую техническую экспертизу.

Когда назначается независимая экспертиза:

  • СТО отказывается признавать вину;
  • доводы истца не слишком убедительны;
  • есть сомнения в правоте той и другой сторон.

Чаще всего экспертам приходится устанавливать тот факт, что неисправность (или иная проблема) не была устранена или возникла в результате некачественно проведенного ремонта. Выводы экспертов имеют решающее значение для суда.

Некачественный ремонт по ОСАГО

Закон разрешает страховым компаниям возмещать ущерб водителям, признанным потерпевшими в ДТП, не деньгами, а в виде ремонтных работ. Для этого страховщики сотрудничают с автосервисами. А поскольку страховая всегда стремится минимизировать выплаты по полисам, ремонт часто выполняется некачественно или не в полном объеме.

Если в результате ремонта по ОСАГО неисправности были устранены не качественно или не в полном объеме — обратитесь с претензией в страховую компанию. Страховщик может согласиться на проведение дополнительных работ за счет компании.

При наличии разногласий между страховой и водителем — назначается независимая техническая экспертиза. Выводы экспертов вместе с претензией отправляются страховщику. Если экспертное заключение подтверждает позицию клиента, игнорировать его компания не вправе.

По закону, у страховой компании есть 4-6 недель, для того чтобы выполнить обязательства перед клиентом. По истечении данного срока обращайтесь в суд — он удовлетворит ваше ходатайство.

Сколько времени занимает судебное разбирательство?

Обращаясь в судебную инстанцию, будьте готовы к тому, что разбирательство продлится до месяца или больше. Поэтому не стоит затягивать с подачей иска. К тому же, чем раньше обратиться в суд — тем выше шансы на положительный исход.

По статистике, большинство судебных разбирательств разрешаются в пользу потребителей. Обязательно используйте этот законный инструмент, чтобы отстоять свои права.

Что делать если автосервис не возвращает автомобиль

Недобросовестность в сфере авторемонта – явление частое. Неконтролируемый материальный интерес, присущий сотрудникам и владельцам некоторых мастерских, нередко приводит к спорным ситуациям. И иногда такие случаи доходят до абсурда.

Например, когда сервис не отдает машину законному хозяину. В таких обстоятельствах собственникам авто не рекомендуется вступать в прямой конфликт с авторемонтниками.

Существуют законные, а потому более действенные, способы воздействия на работников СТО.

По каким причинам сервис может удерживать автомобиль

Наиболее распространенная причина, по которой владелец не может забрать машину из автосервиса, – недобросовестность его сотрудников и желание материальной выгоды. Ситуации могут несколько различаться, но суть их остается схожей.

Обычно происходит следующее. Собственник передает машину для ремонта. После составления сметы, механик сообщает ему цену услуг. В большинстве случаев в качестве предоплаты с заказчика взимается часть озвученной стоимости.

По окончании периода ремонта, автовладельцу сообщают, что итоговая цена значительно увеличилась. Например, по причине ранее не оговариваемого счета за стоянку и хранение или из-за проведения механиками манипуляций, на которые заказчик согласия не давал.

При этом после проверки может и вовсе оказаться, что работа проделана некачественно. В любой из этих ситуаций, недовольство собственника транспортного средства (ТС), повлечет за собой нежелание оплачивать предъявленную сумму.

И вот следующим шагом как раз выступит удержание машины сервисом с требованием погасить стоимость починки в полном объеме.

Получается, что чаще всего отказ автомастерской выдать ТС владельцу основывается на том, что последний не желает платить. Однако в большинстве случаев такие действия собственников авто объясняются некачественной работой механиков и в целом их незаконным поведением. Сам же факт удержания автомобиля, который выступает объектом чужого имущества, считается неправомерным.

Единственный вариант, при котором сервис может не отдавать машину владельцу, – его отказ внести оплату в размере ранее оговоренной стоимости услуг, при условии соблюдения сроков и качественного выполнения работ, указанных в заказ-наряде.

В этом случае налицо нарушение договора клиентом. Автомастерская вправе требовать заработанные деньги на основании ст. 712 ГК РФ. И даже если в обозначенных условиях техцентр отдаст машину, то в дальнейшем автовладельцу стоит ожидать вызова в суд.

Читайте также:  Можно ли разделить неоплачиваемый отпуск на части — Юридические советы

Вероятнее всего, ему будет предъявлено требование о взыскании средств.

Допустимые сроки ремонта ТС

Еще один вариант развития событий, способный привести к спору в автомастерской, – срыв сроков. Последние устанавливаются сотрудниками сервиса, после осмотра ТС и составления сметы. При этом требуется согласие заказчика.

Нередко первично указанный период продляется, а потом еще раз и так может продолжаться довольно долго. Предлоги могут быть разными – отсутствие необходимых для ремонта элементов, переезд в новое помещение, другие заказы, технические неполадки и прочее.

В итоге автовладелец рискует не увидеть свое имущество еще дольше, чем предполагалось. И хорошо, если ремонт в итоге благополучно завершится и окажется качественным. Но может произойти и ровно наоборот.

Поэтому неудивительно, что спустя какое-то время собственник просто желает забрать машину.

И вот тут он может столкнуться с отказом, обоснованным, например, отсутствием мастера-приемщика, руководства или же вовсе ничем не аргументированным. И снова возникнет спор.

Законом установлен допустимый срок ремонта автомобиля. Зависит он от страны производителя. Интервал исчисляется в рабочих днях.

Период не должен превышать следующие пределы:

  1. Для российских ТС, ремонтируемых у официальных дилеров, сроки установлены п. 3.2.11 Положения о техобслуживании и ремонте автотранспортных средств. Максимальный период зависит от сложности работ, но не может составить более 50 дней.
  2. Для отечественных авто при обслуживании в неофициальной мастерской, а также иностранных авто, действует ч. 1 ст. 20 закона № 2300-1 – о защите прав потребителей. Срок ремонта, согласованный с заказчиком, в этом случае не может превысить 45 дней.

Время продолжительности ремонта обязательно прописывается в договоре, заключаемом между сервисом и собственником ТС. Но чаще вместо этого документа составляется заказ-наряд, в котором также обозначается срок работ и их перечень.

Если период не указан, то руководствоваться необходимо указанными выше значениями. Ст. 314 ГК также поясняет, что любое обязательство должно выполняться в разумный срок.

Если сервис не соблюдает изначально установленный интервал и превышает все мыслимые пределы, то он нарушает закон.

При этом по согласованию с заказчиком увеличение периода ремонта допускается. Однако в этом случае механик должен озвучить объективные причины.

Например, если машина находится на ремонте в неофициальном сервисе или если речь идет об иностранном авто, то отсутствие запчастей и оборудования не могут выступить основанием для продления.

Когда же согласие автовладельца получено, то новый период указывается в договоре, дополнительном соглашении или заказ-наряде.

При срыве сроков и самовольном продлении их сервисом, заказчик вправе отказаться от услуг. Машину допускается забрать в любой момент. Дополнительно автовладелец может требовать возмещения убытков.

Что делать автовладельцу, если СТО не отдает авто

Первые действия собственника, когда ему не отдают машину из сервиса, в целом не зависят от причины, которой автомеханики аргументируют свое решение. Здесь налицо один факт – наличие спора.

Для начала необходимо обратиться в техцентр – к администратору, а лучше сразу к руководителю. В разговоре в спокойном тоне следует изложить свои претензии, сообщить о намерении забрать машину. Потребуется озвучить причину, по которой заказчик не согласен провести оплату, – срыв сроков, некачественно выполненный ремонт, завышенная стоимость, навязанные услуги или иное.

Кстати, при серьезной просрочке клиент вправе претендовать на неустойку в сумме 3% от цены работ за каждый просроченный день, плюс возврат аванса.

При отказе в выдаче автомобиля, стоит попробовать обратиться в полицию. Поскольку речь идет о чужом имуществе, то здесь можно сослаться на ст. 330 УК РФ о самоуправстве. Появление наряда полиции, скорее всего, окажет необходимый эффект и транспортное средство вернут хозяину.

Правда на практике сотрудники обычно отказывают в возбуждении уголовного дела, потому как в этом случае имеют место гражданско-правовые отношения.

Полиция может среагировать, если авто удерживают в неофициальной гаражной мастерской, а заказ-наряд или договор отсутствует.

При этом в любом случае дополнительно стоит направить руководителю сервиса письменную претензию, а после, при необходимости, обращаться в суд.

Досудебная претензия и обращение в суд

Письменная претензия подготавливается в свободной форме. В тексте кратко и четко описывается позиция владельца ТС со ссылками на законодательные акты. Например, при срыве сроков можно опереться на ст. 28 закона о защите потребительских прав. Или ст. 29, если ремонт выполнен некачественно.

Далее, обозначается просьба о выдаче авто и указываются причины. Дополнительно излагаются иные требования. В зависимости от ситуации – снижение оплаты ремонта, безвозмездное устранение выявленных недостатков работы, возмещение убытков. Заверяется документ подписью заказчика.

Рекомендовано подготовить 2 копии. Одна передается в сервис. Вторая остается на хранении у автовладельца. На ней менеджер мастерской должен проставить регистрационную печать и подпись. Если спустя 10 дней ответа не поступит – можно приступать к подготовке судебного иска.

Запрос должен включать ту же информацию, что и претензия. При этом при составлении должны учитываться нормы ст. 131 ГПК РФ.

В иске обязательно указывают:

  • данные сторон;
  • суть ситуации, в которой были нарушены права истца;
  • требования – возврат машины владельцу, а также, в зависимости от ситуации, требование об устранении допущенных в работе недостатков, возмещение убытков, неустойки, морального вреда, судебных издержек и прочее;
  • основания для заявления требований, ссылки на законодательные акты;
  • цену иска;
  • отметку о направлении ответчику досудебной претензии;
  • дату и подпись.

Иск подается в мировой суд по месту нахождения ответчика (автосервиса). Если цена запроса превышает 50 000 рублей, то обращаться следует в инстанцию районного порядка. Пошлина в этом случае не уплачивается, потому как истцом выступает потребитель.

Дополнительно к исковому запросу прилагается копия паспорта, досудебной претензии, договора с техсервисом или заказ-наряда. Также в ходе судебного разбирательства может потребоваться экспертиза, если в качестве причины спора и истребования авто выступает плохо проведенный ремонт.

При отказе сервисного центра выдать машину после завершения ремонта, ее владельцу следует попробовать решить вопрос мирно, обратившись к администрации. Если такой подход окажется безрезультативным, то следующий шаг – подготовка письменной претензии.

Обычно для ответа предоставляется не более 10 дней. При отсутствии реакции со стороны техцентра, следует обращаться в судебные органы. При этом споры с СТО отличаются множеством нюансов и судебный процесс может затянуться на несколько месяцев.

Поэтому рекомендовано заранее проконсультироваться у автоюриста.

Что делать, если в сервисе повредили машину

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Отдавая автомобиль в сервис, независимо от того обслуживается ли машина в дилерском центре или обычном СТО, владелец рассчитывает на добросовестность исполнителя.

На практике возможны случаи, когда по возвращению машины из ремонта собственник обнаруживает на ней повреждения кузова или внутренних элементов: в том числе двигателя, коробки, электроники, сигнализации.

Если СТО и технический директор добросовестные, то они адекватно реагируют на претензии и не доводят дело до открытого конфликта.

Но возможен и другая реакция – когда владелец сервисного центра и его сотрудники  по результатам выполненной работы упорно не признают свою вину и перекладывают наличие повреждений на самого владельца.

Некоторые эксперты пишут о безысходности такой ситуации и предлагают не тратить деньги и нервы, а постараться восстановить машину своими силами. Привлечь центр в ответственности уже после выполненных работ и подписания приемосдаточного акта можно.

Для этого понадобится доказать вину исполнителя, подтвердить ее результатами экспертизы.

Способы доказывания вины автосервиса

При приеме автомобиля на ремонт или плановое техническое обслуживание исполнитель подписывает передаточный акт. В нем обозначается схема машины, и все видимые дефекты ЛКП помечаются красными крестиками.

В документе указываются все повреждения. Но так поступают добросовестные исполнители, для подстраховки.

Некоторые ремонтные мастерские оформляют заказ-наряд, обозначают перечень работ и их стоимость, что не заменяет передаточный акт.

Отношения по ТО транспортных средств регулируются Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору СТО несет ответственность в следующих объемах:

  • безвозмездно устраняет недостатки, если они возникли по ее вине;
  • уменьшает стоимость работ;
  • возмещает понесенные расходы на восстановление состояния машины.

При обнаружении существенных недостатков потребитель может отказаться от договора и потребовать возместить убытки в полном объеме. Аналогичные правила указаны в Законе о защите прав потребителей – ст. 28, 29. У владельца автомобиля есть возможность взыскать с сервисного центра неустойку. Она составляет 3% от стоимости выполненных работ за каждый день просрочки.

Доказать вину исполнителя можно следующими способами:

  1. Заказать независимую экспертизу. Специалист укажет на характер повреждений: внешних, внутренних; представит заключение о причинно-следственной связи их возникновения.
  2. Документы из полиции. Нередки случаи, когда работники автомастерской используют машины клиента для личных нужд, попадают на них в ДТП, пытаются скрыть повреждения, используя «подкраску», шпаклевку, дешевые и некачественные материалы. Если факт угона транспорта средства и ДТП зафиксирован органами ГИБДД, то взыскать вред за причиненные повреждения с автосервиса будет легче, так как все официально установленные сведения имеют преюдициальное значение и обязательно должны учитываться судом.
  3. Акты приема-передачи. Если он оформлялся перед тем, как отправить машину на ремонт, то не указанные в документе царапины, повреждения, сколы свидетельствуют о том, что машину повредили именно на СТО.

Осмотреть машину следует еще до сдачи ее в ремонт. Рекомендуется подробно указать в акте все повреждения, которые есть в авто. Если акт не был подписан, то доказать происхождение повреждений будет затруднительно.

Читайте также:  Членские и целевые взносы в СНТ — Юридические советы

Порядок действий при повреждении авто в СТО 

Понадобится следующее:

  1. Зафиксировать наличие повреждений при помощи фото-, видеокамеры. Не следует делать экспертизу сразу. Если СТО дорожит своей репутацией, то она постарается не раздувать ситуацию до судебного разбирательства и устранит недостатки за свой счет.
  2. Не забирать машину до тех пор, пока все недостатки ЛКП или технического характера не будут учтены в специальном акте. Но за хранение автомобиля СТО может потребовать дополнительную оплату за каждый день нахождения ТС у компании-исполнителя.
  3. Оформить претензию на имя руководителя компании. Ее следует делать в двух экземплярах. Один передается исполнителю, второй, с отметкой о принятии на руках у заказчика ремонта. Срок рассмотрения составляет 10 дней. Если на претензию поступил отрицательный ответ либо она вовсе проигнорирована, то необходимо готовить исковое заявление в суд.

Если машину приняли и повреждения обнаружились позже, то до обращения в судебную инстанцию понадобится составить акт, с привлечением эксперта. К акту лучше сделать фотографическую таблицу со всеми выявленными повреждениями авто.

Если машину из сервисного центра не забрали, то зафиксировать повреждения необходимо с участием сотрудников. При их отказе участвовать в процедуре акт нужно составить самостоятельно.

При наличии неадекватного поведения со стороны работников СТО следует вызывать полицию.

Должны учитываться и положения ст. 35 Закона о защите прав потребителя. Во всех случаях исполнитель, при повреждении материалов и составляющих элементов автомобиля, обязан их заменить. Другое дело – что это остается на совести СТО, так как мастера не желают работать себе в убыток. При отказе возместить ущерб в претензионном порядке придется решиться на судебное разбирательство.

Ситуация упростится, когда есть акт с описанием всех повреждений машины еще до сдачи ее в ремонт. Если работники повредили авто, то эти недостатки можно зафиксировать в последующем акте, даже когда технический директор выразит несогласие с наличием повреждений и будет отрицать, что машину повредили именно его сотрудники.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Что потребовать доказать в суде

Если машину повредили и возместить ущерб или выполнить ремонт за счет СТО не представляется возможным, то в суде потребуется доказывать следующие факты:

  1. Передачу автомобиля в сервис: при помощи приемосдаточного акта. Если его нет, то факт могут подтвердить свидетели. Закон предполагает оформление сделки в устной форме. Должны присутствовать все ее значимые элементы – предмет, объект, цена.
  2. Факт наличия на кузове повреждений. Автосервис должен доказать, что они были еще до подписания акта приемки. Если повреждений, за которые хочет получить возмещение собственник авто, не указаны в акте, то это свидетельствует, что они возникли уже в процессе ремонта.
  3. Вину станции техобслуживания.  Возможны случаи, когда автослесарь работает не по трудовому договору, а гражданско-правовому или вообще незаконно,  что затрудняет взыскание ущерба с конкретного сервиса.

Судебное разбирательство осуществляется по нормам ГПК РФ. Понадобится оформить иск по ст. 131-135 ГПК РФ. В заявлении нужно указать наименование суда, подобно описать характер повреждений автомобиля.

К иску можно приложить таблицу с описанием повреждений.

Следует заблаговременно позаботиться о доказательствах и свидетелях, которые могут дать показания в суде в пользу потерпевшего собственника автомобиля.

Взыскать ущерб с дилерского центра или СТО сложно, но возможно. Нужно тщательно фиксировать повреждения. Потерпевшему клиенту рекомендуется оформить претензию и после ее неудовлетворительных результатов, обращаться в суд. К разбирательству стоит привлечь квалифицированного юриста.

Некачественно отремонтировали машину — что делать?

Некачественный ремонт автомобиля – проблема, с которой сталкиваются многие владельцы транспорта. В результате автолюбителю приходится переплачивать или обращаться в другую мастерскую. Но на недобросовестно выполненную работу можно и нужно жаловаться. Чтобы хозяин авто мог защитить свои права, стоит выяснить, что представляет собой эта процедура.

Что считается некачественным ремонтом машины

Перечень распространенных нарушений, с которыми люди сталкиваются при обращении в автосервис, выглядит так:

  • Ремонт не был выполнен совсем.
  • Поломка машины, которая возникла до ремонта, повторяется и после него.
  • Налицо явные признаки халатности мастеров (автомобиль плохо покрашен, неправильно установлены элементы дизайна).
  • В какой-либо части авто обнаружились дополнительные дефекты.
  • Специалисты сервиса нарушили согласованные сроки ремонта.
  • Владелец машины стал жертвой обмана (например, вместо новых запчастей были установлены подержанные).

Все перечисленные выше ситуации являются прямым нарушением ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей». В каждом случае мастерская несет перед клиентом ответственность за свои действия. Чтобы добиться справедливости, придется предпринять ряд шагов.

Права клиента. Претензия автосервису за некачественный ремонт

Если машина была возвращена владельцу в ненадлежащем состоянии, он имеет право потребовать у руководства автосервиса:1. Безвозмездно устранить нарушения, на что дается не больше 45 дней.2. Сделать скидку на проведенный ремонт. Соответствующее требование должно быть удовлетворено в течение 10 дней.

3. Вернуть деньги, которые потребитель потратил на исправление недостатков своими силами или ремонт авто в другой мастерской. На это руководству сервиса также дается 10-дневный срок.

Чтобы клиент мог доказать факт плохого ремонта или повреждения машины в мастерской, важно всегда составлять акт приема-передачи.

Настаивать на его оформлении рекомендуется даже в случаях, когда автомобиль передается на несколько часов. Желательно прописать все детали, например, комплектность транспортного средства и его видимые дефекты.

Времени на это лучше не жалеть: проблем в случае судебного разбирательства будет гораздо меньше.

Если исполнитель отказывается добровольно устранить недостатки, необходимо написать письменную жалобу. Это надо сделать в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, но не позже, чем через два года.

Особенности составления претензии автосервису (образец)

Претензионное письмо в автосервис пишется в свободной форме. Несмотря на это, документ должен содержать определенные пункты:

  • Наименование.
  • Данные заявителя, а также реквизиты исполнителя работ.
  • Описание сложившейся ситуации.
  • Список требований к виновной стороне.
  • Перечень документов, предоставляемых вместе с претензией.

Письменная жалоба на плохой ремонт оформляется в двух экземплярах. Экземпляр исполнителя может быть вручен ему лично или отправлен заказным письмом. Уведомление о доставке нужно сохранить для суда.

Как и для чего проводится экспертиза после ремонта автомобиля

Проведение независимой экспертизы перед подачей иска является важным этапом защиты прав автовладельца.

Она дает возможность выяснить, насколько качественно была выполнена работа, имели ли место махинации с запчастями (например, замена новых на старые), является ли плохое состояние машины следствием некачественного обслуживания. Также эта процедура позволяет оценить размер нанесенного ущерба.

Экспертиза проводится в присутствии хозяина транспортного средства и представителей автомастерской. Они должны быть заранее извещены о времени и месте оценки, иначе результаты можно будет признать недействительными. Все расходы, связанные с проведением мероприятия, оплачивает проигравшая сторона.

Некачественный ремонт автомобиля: судебная практика

Как показывает судебная практика по делам, связанным с некачественным ремонтом авто, они могут рассматриваться длительное время. Во многом это связано с тем, что иногда приходится проводить несколько экспертиз. Чтобы ускорить процесс и повысить шансы на удовлетворение иска, стоит заручиться поддержкой опытного юриста.

Зато в случае выигрыша владелец машины может получить от исполнителя:

  1. Возмещение затрат на ремонт и понесенных убытков (например, дополнительные расходы на восстановление машины в другой автомастерской).
  2. Возмещение расходов на услуги юридической компании.
  3. 3% стоимости ремонта за каждый день неисполнения мастерами законных требований истца.
  4. Компенсацию морального вреда. Правда, доказать причинение автолюбителю физических и нравственных страданий довольно трудно. И даже когда это удается, сумма компенсации обычно не превышает 10 000 руб.
  5. До 50% штрафа от той суммы, которая в итоге была присуждена потребителю.

В качестве примера можно привести дело, рассмотренное Бабушкинским районным судом города Москвы. В исковом заявлении истец В.Андреев сообщил, что сдал автомобиль в ремонт по причине течи масла из двигателя.

Через несколько дней после проведенного ремонта течь возобновилась. Как устные обращения к ответчику с просьбой о возврате средств, так и письменная претензия остались без ответа. В результате разбирательства суд признал правоту истца. С автомастерской была взыскана полная стоимость ремонта в размере 7 600 руб., а также причиненный В.Андрееву моральный ущерб в размере 4 000 руб.

Таким образом, с автомобильного сервиса можно взыскать гораздо большие деньги, чем те, которые владелец заплатил за некачественный ремонт. Поэтому во многих случаях хозяева мастерских предпочитают решить вопрос мирным путем и переделать работу. Главное – не опускать руки и отстаивать свои права, ведь закон наверняка будет на стороне потребителя.

Хотите узнать, как взыскать деньги за некачественный ремонт автомобиля? Спросите у наших юристов!

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта — новости Право.ру

Вы купили машину из салона, но она оказалась с неполадкой. Закон дает 15 дней, чтобы вернуть деньги, требовать такую же машину, но новую (ст. 18 закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»).

Или купить другую в этом же салоне, а цену пересчитать (например, доплатить недостающую сумму).

При этом неважно, насколько серьезным окажется недостаток: правом можно воспользоваться, даже если не работает стеклоподъемник или не включается обогрев зеркал. 

Гарантийный ремонт: что нужно знать

Можно обратиться к дилеру, чтобы авто бесплатно отремонтировали. Со дня покупки владелец может рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт. На каждый новый автомобиль дилер дает гарантию. Она зависит от производителя. Например, у BMW – 2 года.

Большинство производителей ограничивают гарантию не только количеством лет, но и километражем. В основном это 100 000 км пробега (например, у Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и других). Некоторые дают гарантию на кузов от сквозной коррозии: Audi и Ford – 12 лет, а у отечественных авто – вдвое меньше.

Читайте также:  Возмещение ущерба после ДТП — Юридические советы

Если гарантию не установил сам производитель, то, согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей, этот срок будет 2 года.  

Дороги Дилер или СТО: кто ответит за некачественный ремонт по гарантии

Гарантия означает, что ремонт будет бесплатным, если поломка произошла по вине производителя: из-за заводских дефектов или некачественной сборки. В сервисной книжке завод-изготовитель прописывает детали гарантии и условия, при которых владельцу ТС могут отказать в гарантийном ремонте.

Как правило, это нарушение правил эксплуатации автомобиля, например, если обслуживание и ремонт проводились не у официального дилера. Скорее всего, не отремонтируют бесплатно машину, если на кузове просто появилась ржавчина, а не «сквозная коррозия», как обычно прописывают в документах.

Гарантии можно лишиться, если вы решили отремонтировать машину сами, а потом что-то сломалось, или после тюнинга. Еще одна из частых причин отказа – использование некачественного топлива. Но часто это просто уловка, говорит Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Федеральный рейтинг.
.

 Эксперт рассказывает, что у нее в практике был такой случай. Водителю отказали в гарантийном ремонте, потому что он якобы использовал плохой бензин. Доказать, что причина дефекта не связана с топливом, удалось только на втором круге дела, проведя повторную экспертизу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Федеральный рейтинг.

группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 12место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 35место По выручке
, резюмирует, что если качество топлива, тюнинг или авария не повлияли на производственный недостаток, то дилер (продавец) обязан произвести гарантийный ремонт.

Так, Роман Громов* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, а через несколько месяцев попал в аварию. Страховая решила, что автомобиль не подлежит восстановлению, но Громов ее починил и продал.

На тот момент авто еще было на гарантии.

Новый владелец Иван Карпенко* проводил техническое обслуживание у официального дилера, но когда у машины сломался двигатель, ему отказали в ремонте, ведь машина была в ДТП (негарантийный случай). 

Карпенко провел независимую экспертизу, которая подтвердила, что авария и отказ двигателя никак не связаны, проблема носит производственный характер.

Тогда он отремонтировал машину в другом сервисе, а затем обратился с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 500 000 за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5000 руб. за моральный вред.

Первая инстанция иск удовлетворила, апелляция решение «засилила». Дело дошло до ВС, который с нижестоящими судами согласился (№ 1-КГ19-13).

В этом сюжете

Пока действует гарантия, бремя доказывания лежит на продавце. Это он должен объяснить, почему возникшая неисправность не является производственным дефектом.

Причем доказательства отсутствия вины производителя должны быть бесспорными, говорит Балдин.

Если экспертиза говорит о том, что недостаток мог возникнуть по различным причинам, то суд должен разрешить дело в пользу покупателя. Так произошло по делу  № 88-581/2020.

Если с гарантийным ремонтом затянули

Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным.

Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля.

Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.

Срок устранения недостатков исчисляется с момента предъявления требований о ремонте, а не фактической доставки товара в ремонтную организацию.

Анастасия Гурина, адвокат АБ Федеральный рейтинг.

группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18место По выручке 25-27место По количеству юристов 6место По выручке на юриста (более 30 юристов)

Так, в 2013 году Виктор Максимов* купил автомобиль Hyundai у ООО «Флагман» за 1,6 млн руб. Импортером был ООО «Хенде Мотор СНГ». Гарантия на машину составила 5 лет или 120 000 км пробега (что наступит раньше). В 2015 году Максимов обнаружил недостатки лакокрасочного покрытия, а потом пришел в негодность и двигатель. 

  • 15 июля Максимов направил претензию об устранении поломок импортеру
  • 17 августа ТС эвакуировали в сервисный центр
  • 28 августа Максимову сообщили, что все сделали
  • 31 августа он приехал в сервисный центр, чтобы забрать машину, но выяснилась, что она еще на ремонте
  • 3 сентября машину вернули владельцу

После этого общество защиты прав потребителей и граждан «Гражданская позиция» в интересах Максимова обратилась с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ». Они просили заменить машину, взыскать неустойку (25 000 руб.), штраф и компенсацию морального вреда (100 000 руб.).

Первая инстанция и апелляция сочли, что дилер уложился в 45-дневный срок, так как его надо считать с того дня, как авто забрали на ремонт. Их поправил ВС. Он указал, что считать нужно было с 15 июля, тогда получается 51 день. ВС вернул спор на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 32-КГ16-31).

Рассмотрев дело повторно, суд решил обязать «Хендэ Мотор СНГ» заменить Максимову автомобиль на такой же, а еще взыскать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – всего почти 620 000 руб. (дело № 33-1630). 

Когда еще можно вернуть деньги или обменять авто

Если в гарантийном ремонте владельцу авто отказали или гарантия просто закончилась, то можно вернуть деньги или обменять авто в пределах срока службы машины (указывает производитель в сервисной книжке; если не установил, то 10 лет по ЗоЗПП) . Помимо нарушения сроков ремонта (о котором выше), это возможно в случаях, если:

  • недостаток существенный;
  • товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.     

Критерии существенности указаны в постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 13:

  • недостаток нельзя устранить;
  • расходы и потраченное время будут несоразмерны;
  • обнаружено несколько дефектов или они повторно появились уже после ремонта.

Существенными суды признают неполадки, например, с автоматической коробкой передач. Аркадий Паромный* приобрел авто у ООО «ТК 103». После покупки начались проблемы (дело № 33-43192/2018). Машина дергалась, когда трогалась с места, набирала обороты, но не ускорялась. Тогда Паромный обратился к официальному дилеру для диагностики. Она показала неисправность коробки.

Считая эту поломку существенной, Паромный обратился в автосалон, где купил машину, с претензией, чтобы вернуть деньги. Ему отказали. Тогда он направил иск к ООО «ТК 103».

Первая инстанция ему отказала, но апелляция признала поломку КПП существенной и удовлетворила иск частично, взыскав в пользу покупателя деньги за машину, расходы на представителя и штраф (суммы вымараны из акта).

ДТП Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде

Неисправность двигателя тоже считается существенным недостатком. В KIA CEED Игоря Волохова* обнаружили производственный дефект катушки зажигания четвертого цилиндра. В итоге суды взыскали с дилера стоимость автомобиля, а также расходы на экспертизу и представителя, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Всего 1,7 млн руб. (дело № 33-7626/2018).

Расторгнуть договор купли-продажи можно и из-за ржавчины, но если она появляется вновь и вновь. Олег Дьяков* в 2013 году купил у ООО «Авто-Спектр» KIA Sorento. Ему дали гарантию на машину 5 лет. Спустя два года на иномарке появились следы коррозии, по требованию Дьякова автомобиль подкрасили.

Но через год ржавчина опять появилась. Тогда собственник обратился с претензией о возврате денег за машину к дилеру, а затем в суд. Две инстанции решили, что раз недостаток вновь проявляется, то его можно признать существенным.

Они взыскали с ООО «Авто-Спектр» в том числе и стоимость автомобиля (дело № 33-21597/2018).

Если же говорить о том, является ли недостаток существенным, то тут важен вывод суда, устранимый он или нет. Этот вывод, скорее всего, будет основан на заключении эксперта. Если отремонтировать можно, то будет приниматься во внимание длительность и стоимость работ, а также то, появляется ли поломка вновь. 

Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Федеральный рейтинг.

На практике бывает, что потребителям отказывают из-за несущественности недостатка. Так, Владислав Губкин* купил Ниву в «АвтоАвангард» за сумму около 500 000 руб.

Спустя девять месяцев (а гарантия была два года) собственник пожаловался в автосалон на постоянно уменьшающийся уровень жидкости кондиционера, он хотел, чтобы специалисты это исправили. Но во время проверки никаких неисправностей обнаружено не было.

Проблема повторялась, поэтому покупатель еще раз обратился в сервисный центр «АвтоАвангарда». И только на этот раз специалисты выявили дефект – негерметичность трубопровода. Губкин устал от того, что новая машина ломается, поэтому он попросил «АвтоАвангард» заменить машину на другую.

А получив отказ, обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что неполадку кондиционера никак нельзя признать существенным недостатком, то есть компания не обязана заменить машину (дело № 29-КГ20-3-К1).

*  Имена и фамилии изменены редакцией.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *