Схема оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в нежилые помещения МКД, изменилась в 2017 году, но до сих пор вызывает вопросы. Разбираем на примерах из судебной практики, что должна сделать УО, чтобы РСО не смогла через суд обязать её выплатить долги за ресурсы, поставленные в нежилые помещения МКД.
С 2017 года собственники нежилых помещений должны заключить договор с рсо и оплачивать ресурсы напрямую
Вопрос расчёта размера платы за коммунальные ресурсы в МКД собственниками нежилых помещений регулируются ПП РФ № 354, как и в случае с жилыми. В 2017 году постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 в ПП РФ № 354 были внесены изменения.
Так, абзацем 3 п. 6 ПП РФ № 354 собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, за исключением владельцев машино-мест, обязали с 1 января 2017 года заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов напрямую с РСО. И здесь есть несколько важных моментов, которые подтверждены судебной практикой:
- При отсутствии договора поставщик ресурсов имеет право рассчитать объём потребления коммунального ресурса в помещении собственника по формулам, предусмотренным для бездоговорного потребления (абз. 5 п. 6 ПП РФ № 354).
- УО обязана передавать сведения о нежилых помещениях в МКД в РСО. Если она этого не сделает, то компанию могут обязать оплачивать полный объём потребления ресурса согласно показаниям ОДПУ.
Разберём несколько дел из судебной практики, в которых суды обосновали такой подход к трактовке и реализации требований ПП РФ № 354.
Почему УО обязана исключить из договора с РСО нежилые помещения
Уо должна передать рсо информацию о нежилых помещениях согласно пп рф № 354
В суд обратился поставщик тепловой энергии с требованием взыскать с управляющей организации задолженность за поставленный в МКД коммунальный ресурс (дело № А50-23988/2017). В долг РСО включила также сумму задолженности по оплате теплоэнергии, потреблённой в нежилых помещениях в связи с тем, что собственник не заключил прямой договор с поставщиком.
Суды всех инстанций признали долг УО перед РСО, однако, из суммы задолженности исключили плату за отопление в нежилом помещении, поскольку:
- С 2017 года собственник такого помещения в МКД обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно РСО независимо от способа управления домом. Установленный порядок в части поставки и оплаты коммунального ресурса в нежилое помещение многоквартирного дома не зависит от волеизъявления участников правоотношений.
- П. 6 ПП РФ № 354 на УО возложена обязанность представить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в этом доме.
Поскольку в рассматриваемом деле УО доказала, что направила в РСО информацию о нежилых помещениях, то суд согласился с тем, что сумма долга за отопление по таким помещениям должна быть убрана из суммы иска.
То, что собственник не заключил договор с РСО, не меняет порядок по оплате ресурсов таким потребителем, установленный п. 6 ПП РФ № 354.
РСО учла эти доводы суда и пересчитала сумму иска, исключив долг за отопление по нежилому помещению в МКД.
Почему УО проигрывают суды о расчётах с РСО за поставленные ресурсы
Уо как исполнитель коммунальных услуг оплачивает ресурсы, поставленные только в жилые помещения мкд
В деле № А60-40154/2017 в суд с иском о взыскании задолженности с управляющей организации обратился поставщик электроэнергии.
Он настаивал на том, что УО обязана оплатить объём электроэнергии, который поступил в нежилые помещения МКД.
Поскольку собственники таких помещений не заключили договор напрямую с поставщиком электроэнергии, то расчёт платы произведён как при бездоговорном потреблении ресурсов, а оплатить их должна УО.
Суды первой и апелляционной инстанций отклонили иск РСО, встав на сторону управляющей организации. Они подтвердили, что поставщик имел законное право вести расчёт платы за ресурс согласно абз. 5 п. 6 ПП РФ 354 – определить объём электроэнергии расчётными способами, установленными для случаев бездоговорного потребления.
Однако платить за этот объём должна не управляющая организация, а сами собственники. УО при отсутствии прямого договора собственников с РСО вносит плату только за электроэнергию, потреблённую в жилых помещениях, а также КР на СОИ (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.218 по делу № А60-40154/2017).
Уо оплачивает кр в нежилых помещениях только в случае неисполнения требований абз. 3 п. 6 пп рф № 354
Решение в пользу поставщика ресурса вынесено в деле № А28-3497/2017, в котором в суд для взыскания долга с УО обратился поставщик теплоэнергии. Управляющая организация строила свою защиту на том, что с начала 2017 года не должна оплачивать стоимость ресурса, поставленного в нежилые помещения.
Но суд опроверг этот довод, указав на важное обстоятельство: УО/ТСЖ обязаны предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в МКД, сведения о собственниках нежилых помещений и направить уведомления таким собственникам о необходимости заключить договоры с РСО (абз. 4 п. 6 ПП РФ № 354).
Неисполнение управляющей организацией указанных обязанностей позволяет в переходный период, до заключения собственниками договоров с РСО, сохранить ранее существовавший порядок оплаты коммунального ресурса до момента совершения указанных действий.
Таким образом, для исключения объёма поставленного собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса из общего объёма тепловой энергии, УО обязана доказать, что передала сведения в РСО и уведомила собственников нежилых помещений согласно абз.
4 п. 6 ПП РФ № 354.
Поскольку ПП РФ № 1498 не содержит никаких правил относительно сроков заключения договоров между собственниками нежилых помещений в МКД и РСО в письменной форме, а также не устанавливает сроков передачи УО сведений о таких собственниках, до прекращения заключённого с УО договора о предоставлении коммунальных услуг собственник нежилого помещения может вносить плату управляющей компании.
Поскольку в деле № А28-3497/2017 УО не доказала, что исполнила требования по передаче информации, РСО не могла выставить счета собственникам нежилых помещений. Суд постановил, что управляющая организация до момента исполнения таких требований обязана оплачивать ресурс в полном объёме (постановление АС Волго-Вятского округа от 05.03.2018 по делу № А28-3497/2017).
В домах с ИТП можно заключать прямые договоры с РСО
Запомнить
Управляющие организации, являющиеся исполнителями коммунальных услуг в МКД, должны помнить о том, что оплата ресурсов, поставленных в нежилые помещения, производится собственниками таких помещений напрямую в РСО. Чтобы не столкнуться с исками и последствиями того, что владельцы нежилых помещений в доме не заключили письменный договор с РСО, УО следует:
- Направить поставщику ресурса информацию о таких помещениях.
- Уведомить собственника помещения о необходимости заключить договор с РСО.
- Хранить подтверждение того, что эта работа была проведена.
В таком случае, если РСО решит взыскать с компании задолженность за ресурс, поставленный в нежилое помещение, суд, как показывает практика, встанет на сторону УО.
Жителям Подмосковья рассказали, как рассчитывается плата за отопление
Радиатор отопления
Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин
Размер платы за отопление зависит от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета, говорится в сообщении пресс-службы Министерства ЖКХ Московской области.
«Расчет платы за отопление в многоквартирных домах производится по правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 года №354. Начисление по отоплению исходит из двух главных показателей: объем коммунального ресурса, потребленного отдельной квартирой; количество энергии, израсходованной на общедомовое хозяйство», — говорится в сообщении.
Размер платы зависит от многих факторов, в том числе: наличия или отсутствия общедомового и индивидуального приборов учета, периода оплаты за отопление, площади квартиры, типа жилого дома, выбранной методики расчета.
Начисления за отопление могут производиться двумя способами: в отопительный период или в течение всего года.
В случае, если в многоквартирном доме отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета тепла и начисления производятся только в отопительный период, упрощенная формула для расчета выглядит так: P = S x N x T. Площадь помещения (S) умножается на установленный норматив потребления тепловой энергии (N) и на тариф на тепловую энергию (T).
«Если в доме установлен общедомовой счетчик по отоплению, то расчет производится, как правило, в отопительный период согласно показаниям прибора учета. Упрощенная формула расчета в этом случае такова: сумма к оплате P = количество потраченной тепловой энергии (V) делится на общую площадь дома (So) и умножается на площадь квартиры (Sкв) и на тариф (T)», — добавляется в сообщении.
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, которые закрепили за жителями право оплачивать отопление в квартирах согласно показаниям индивидуального прибора учета (ИПУ).
Еще одно нововведение касается владельцев жилых помещений с автономным обогревом.
Теперь они не обязаны оплачивать услуги центрального отопления, но по-прежнему, как и другие жильцы, вносят плату за обогрев общедомовых площадей.
Тепло, идущее на общедомовые нужды, количество тепла, потраченное на обогрев нежилых помещений в доме, определяются по общедомовым приборам учета (при их наличии) либо исходя из нормативов.
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые нужды утверждаются министерством ЖКХ Московской области и распорядительными документами органов местного самоуправления.
Размер платы за отопление на ОДН рассчитывается пропорционально площади занимаемого жилого помещения.
Рассчитать оплату за отопление можно на сайте «Расчет ЖКХ». Уточнить подробности по оказанию услуги «отопление» можно у исполнителя услуги.
Акция «Школа ЖКХ нашего двора» — как проверят готовность домов к зиме в Подмосковье>>
Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме
Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.
В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.
Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.
2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
- К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
- Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.
- У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.
- Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.
Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.
Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.
Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов.
Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например.
Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.
Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.
Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений.
Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина.
Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.
А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.
Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.
Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.
В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.
Информация подготовлена специалистами Центра информирования и консультирования граждан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» с использованием материалов сайта https://raschetgkh.ru/articles/177-nezhilye-pomeshcheniya-v-mnogokvartirnom-dome.html
Отопление мест общего пользования: почему оплачивать его должны все жильцы дома?
Банки СегодняБанки Сегодня
Этот платеж входит в категорию платежей за содержание общего имущества многоквартирного дома (наряду с оплатой управляющей компании или взносов на капитальный ремонт).
Сумма такого платежа зависит от метража квартиры (именно площадь жилья является основой для начисления платы), тарифов на теплоснабжение в конкретном населенном пункте, и от общей площади многоквартирного дома – жилой и нежилой. В среднем, платеж составляет по каждому абоненту от 150 до 250 рублей, и платить его обязаны даже те, кто отключился от централизованного отопления.
Фактически платить за отопление мест общего пользования должны все – даже в тех домах, в подъездах которых нет радиаторов отопления, говорит генеральный директор одной из строительных компаний Артем Евланов: В январе 2019 года в России начали действовать изменения в правилах предоставления коммунальных услуг пользователям и собственникам помещений в многоквартирных домах. Согласно нововведениям, теперь, даже если не во всех помещениях многоквартирного жилого дома стоят индивидуальные приборы учета тепла, те, у кого они установлены, буду платить только по показаниям счетчика, не переплачивая за расход энергии соседями.
Но, одновременно с этим изменением, в квитанциях на оплату ЖКУ появится строка – отопление мест общественного пользования. К ним относятся подвалы и подъезды многоквартирных домов.
На первый взгляд, все логично и понятно. Но возникает вопрос, что делать жильцам домов, где проведено центральное отопление, но в подъездах не установлены батареи. Нужно ли оплачивать услугу в таком случае?
Да, данное правило распространяется и на дома, в подъездах которых батареи отсутствуют.
Согласно нормам жилищного законодательства РФ, отсутствие радиаторов в местах общего пользования не является основанием для освобождения от оплаты за тепловую энергию, которая поставляется на содержание общедомового имущества.
Обогрев всех помещений в многоквартирном доме, включая подъезды, подвалы, чердаки и места для размещения колясок, происходит за счет отдачи тепла стояками центрального отопления
В случае если в местах общественного пользования нарушена теплоизоляция (выбиты окна, есть трещины в стенах, не подключены радиаторы), в связи с чем температура в помещениях продолжает оставаться низкой, следует обращаться в управляющую компанию или диспетчерскую службу своего района, которые обязаны устранить неполадки. Если проблема не решается и обращение остается без ответа, о плохом состоянии МОП и работе отопительных систем можно сообщить в Департамент ЖКХ, рассматривающий жалобы граждан.
Но, в любом случае, оплачивать расход тепла жильцам дома придется.
Единственный вариант, когда не надо платить за отопление общедомового имущества – это полный отказ многоквартирного жилого дома от центрального отопления в пользу установки автономного оборудования для поставки тепловой энергии. В этом случае жильцы сами будут решать: когда и в каком объеме отапливать места общественного пользования и делать ли это вообще.
— генеральный директор ООО «Интэк-Строй» Артем Евланов Артем Васильев
Разъяснения по вопросам начисления платы за тепловую энергию и горячую воду собственникам встроенно-пристроенных помещений в многоквартирном доме
По начислению платы за тепловую энергию и горячую воду собственникам встроенно-пристроенных помещений в многоквартирном доме возникает немало вопросов. Чтобы предотвратить возможные нарушения, инспекция Госжилнадзора Волгоградской области подготовила разъяснения по всем возможным ситуациям.
Вопрос: При отсутствии общедомового прибора учета (далее – ОДПУ), абонент, пользующийся встроенным помещением в многоквартирном доме (далее — МКД), имеет прямое присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) и прямой договор с ней, а также индивидуальный прибор учета (далее -ИПУ).
Правомерно ли начисление оплаты за тепловую энергию на отопление исходя из установленного норматива потребления в МКД и занимаемой абонентом площади? Ответ: При отсутствии ОДПУ и при наличии встроенно-пристроенных нежилых помещений, оборудованных ИПУ и имеющих прямое присоединение к сетям РСО и прямой договор с ней, плата за отопление собственникам таких помещений должна начисляться исходя из установленного норматива потребления в МКД и площади нежилого помещения, в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354).
- Вопрос: Как производить расчет платы за отопление встроенно-пристроенным нежилым помещениям, в которых:
- Ответ: Все собственники жилых, нежилых (встроенно-пристроенных) помещений участвуют в расчете платы за отопление независимо от использования, присоединения к сетям теплоснабжения, архитектурного размещения в МКД, размера потребленных объемов тепловой энергии.
- Ситуация 1. В случае отсутствия в МКД ОДПУ и ИПУ во всех жилых или нежилых помещениях МКД:
- Ситуация 2. В случае оборудования МКД ОДПУ и при не оборудовании или частичном оборудовании помещений ИПУ:
— отсутствуют отопительные приборы; — имеются самостоятельная система отопления; — установлены пломбы на вводе центрального отопления; — имеется видимый разрыв между отопительными приборами и вводом теплосети; — помещений, в которых поставка тепловой энергии осуществляется через систему вентиляции? Собственникам нежилых помещений, в том числе помещений, имеющих автономное отопление; помещений, в которых установлены пломбы на вводе центрального отопления; помещений, в которых имеется видимый разрыв между отопительными приборами и вводом теплосети; помещений, в которых поставка тепловой энергии осуществляется через систему вентиляции, плата за отопление начисляется в зависимости от оснащения приборами учета, присоединения к сетям теплоснабжения и рассчитывается в следующем порядке: плата за отопление определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги (п. 43, абз 1 п. 42(1) Правил 354); плата за отопление определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (п. 43, абз. 2 п. 42 (1) Правил 354); При этом, если нежилое помещение оборудовано ИПУ, присоединенным к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения тепловой энергии до ОДПУ, либо оборудованного ИПУ с отоплением через систему вентиляции, то показания данных приборов учета (ОДПУ и ИПУ в таких нежилых помещениях) необходимо суммировать для расчета общего объема, израсходованного на отопление МКД (данная сумма применяется в расчете платы в качестве показателя — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОДПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД, в формуле 3 или в формуле 3 (1), в зависимости от оснащения остальных помещений ИПУ). В соответствии с п. 2 Правил 354 коллективным (общедомовым) прибором учета признается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в МКД. При этом обращаем Ваше внимание, что при выходе из строя, истечении срока поверки прибора(ов) учета в течение трех расчетных периодов плата за отопление рассчитывается исходя из рассчитанного среднемесячного объема за отопительный период (п. 59, ф. 3(1) приложения 2 Правил 354), по истечении указанного периода — исходя из нормативов потребления без повышающих коэффициентов (п. 60 Правил 354, ч. ст. 157 ЖК РФ). Требования п. 59 Правил 354 применяются в период начисления платы, следовательно, например, при поломке ПУ в июле 2015, плата за октябрь — декабрь должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема.
Ситуация 3. В случае оборудования МКД ОДПУ и 100% оснащении всех помещений ИПУ: плата за отопление определяется по формуле 3(1) (п. 43, абз. 3 п. 42(1) Правил 354).
Ситуация 4. В случае отсутствия ОДПУ в МКД (по истечении периода расчета по ОДПУ, установленного пп. а) п. 59 Правил 354), помещения которого не оборудованы ИПУ, частично оборудованы ИПУ или полностью (100%) оборудованы ИПУ: плата за отопление определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам 354. Следует отметить, что при 100% оснащении помещений ИПУ и отсутствии ОДПУ, формула 3(1) приложения № 2 к Правилам 354, и, соответственно, показания ИПУ применяться не могут, так как не может быть рассчитан объем тепловой энергии на общедомовые нужды.
Вопрос: МКД с одним адресом состоит из секций разной этажности и года постройки.
Какой норматив (нормативы) необходимо применить для этого дома? Правомерно ли применить нормативы раздельно по каждой секции в зависимости от этажности и года постройки? Ответ: Жилищное законодательство допускает применение в многоквартирном доме нескольких нормативов потребления при соблюдении отдельных условий.
В случае отсутствия в МКД, не оборудованном ОДПУ, архитектурно-размещенных помещений, в том числе встроено-пристроенных, переходящих из одной в другую секцию, плата за отопление в одном МКД осуществляется с применением разных нормативов потребления, исходя из этажности, с применением площадей, относящихся к отдельной секции.
В случае наличия в таком доме помещения(ий), расположенных одновременно в двух частях (секциях) МКД, по мнению Инспекции, должен применяться наименьший норматив с учетом ч. 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ, исходя из требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Вопрос: При наличии более одного ввода тепловой сети и, соответственно, более одного ОДПУ, расчет производится в целом по дому исходя из суммы показаний ОДПУ. При выходе одного из приборов учета на срок более 5 мес.
как рассчитать объем потребления тепловой энергии на отопление? Ответ: В случае если схемы сетей и архитектурное размещение помещений позволяет распределить площади помещений под каждый ввод тепловой энергии, а также при наличии отдельной схемы сетей под каждый ввод тепловой энергии, допускается расчет платы отдельной части МКД, в которой прибор учета вышел из строя – по п.п. 59, 60 Правил 354, а в части МКД в котором исправен прибор учета – исходя из показаний прибора учета. При отсутствии вышеизложенных условий положения п.п. 59, 60 Правил 354 подлежат применению в отношении всего дома.
Вопрос: В МКД отсутствуют (демонтированы) водоразборные точки горячего водоснабжения, производится ли в данном случае расчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды? Ответ: В МКД, не оборудованном ОДПУ, и в котором отсутствуют (демонтированы) водоразборные точки горячего водоснабжения, начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, в соответствии с условиями применения нормативов на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, утвержденными постановлением министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25.07.2012 № 4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области», определенными в п. 2 (далее – Постановление 4/1), не производится.
Вопрос: В МКД установлены водоразборные точки только в мусоросборочных камерах.
На какую площадь применить расчет горячего водоснабжения на общедомовые нужды – на всю площадь общего имущества или на площадь мусоросборочной камеры? Ответ: В соответствии с пп.
6 приложения № 3 Постановления 4/1 при расчете платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды применяется вся площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Вопрос: Каким документом определяется общая площадь МКД в случае отсутствия актуального технического паспорта? Учитывается ли в общей площади МКД – площадь неотапливаемого технического подвала и чердаков? Ответ: Согласно письму Минрегиона России от 22.11.
2012 № 29433-ВК/19 «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды», используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в МКД надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома. Для расчета платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды, согласно п. 6 Постановления 4/1 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам. При этом, обращаем внимание, что при расчете платы за отопление, в соответствии с п. 42(1) Правил 354, участвует площадь всех жилых и нежилых помещений, при этом площадь мест общего пользования не учитывается. В случае если места общего пользования переданы собственниками в аренду, площадь данных помещений участвует в расчете платы за отопление.
Вопрос: Как производить начисление платы за отопление, в случае если к сетям МКД, в том числе к ОДПУ, подключены рядом стоящие строения, другой жилой дом, магазин и т.п.
? Ответ: Полный и всесторонний ответ может быть дан только после установления законности присоединения нежилого помещения к общедомовым сетям МКД, являющимися объектами общего имущества. Согласно ч. 4 ст.
36 ЖК РФ, объекты общего имущества в МКД могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, по решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников.
При этом условия вышеуказанного присоединения должны быть определены в договорном порядке собственниками объектов общего имущества и собственником присоединенного помещения. В случае если у Вас имеется информация о фактах вышеизложенного подключения, такую информацию следует передать в департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда с указанием адресов многоквартирных домов.
Споры о плате за отопление помещений МКД без батарей
27 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П, в котором проверил конституционность положений, предусматривающих оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам многоквартирного дома (далее – МКД) на общедомовые нужды.
КС признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в МКДВ то же время он признал норму соответствующей Конституции в части оплаты данной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения
Переход жителей МКД на автономную систему отопления вызван рядом ее преимуществ: уменьшением затрат благодаря снижению тепловых потерь и оплате потребляемого количества энергии, возможностью самостоятельно регулировать длительность отопительного сезона и температуру нагрева теплоносителя в межсезонье, наличием горячего водоснабжения в постоянном режиме, снижением вероятности гидравлического удара.
Помимо очевидных преимуществ есть существенный минус в виде вероятности повторного начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, породившего массу судебных споров между собственниками и пользователями помещений в МКД, перешедших на индивидуальное (автономное) отопление, и ресурсоснабжающими организациями (управляющими компаниями).
Анализируя судебную практику (см., например, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 24 февраля 2016 г. по делу № 33-1312/2016; решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 8 мая 2019 г.
(вступило в законную силу 16 августа 2019 г.); Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 июня 2019 г. № 308-ЭС18-25891 по делу № А53-39337/2017; постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 июля 2020 г.
№ Ф08-4982/20 по делу № А53-39337/2017), можно выделить две распространенные разновидности подобных споров.
Первая касается МКД, в которых квартиры и нежилые помещения оснащены индивидуальным (автономным) отоплением, а места общего пользования обогреваются за счет централизованной системы теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, хотя помещение и является фактически неотапливаемым или отапливаемым за счет индивидуального (автономного) отопления, его собственник (пользователь) также несет расходы на общедомовые нужды, в том числе по оплате тепловой энергии.
Инженерные сети являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) МКД, относятся к общему имуществу согласно п. 1 ст. 290 ГК, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ и принадлежат собственникам помещений дома на праве общей долевой собственности.
В расходы на оплату теплоснабжения входят и связанные с этим теплопотери, а также затраты на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим как внутри конкретного жилого помещения, так и в местах общего пользования.
Транспортировка тепловой энергии сопровождается ее потерями технологического характера. Эти потери не являются самостоятельным объектом продажи, поскольку возникают в процессе и в связи с передачей тепловой энергии потребителям.
В силу Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г.
№20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, затраченной на передачу по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов и с потерями теплоносителей), учитываются в тарифе на услугу по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
В случае когда система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, отказ от услуги индивидуального (внутриквартирного) потребления не прекращает потребление собственником жилого помещения в МКД услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
В связи с существующими нормами и правилами плата за тепловую энергию на основании ч. 2 ст. 154 ЖК включается в состав платы за коммунальные услуги.
Однако несмотря на выводы КС внесение собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупной платы за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, не оборудованных индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.
Вторая разновидность обсуждаемых гражданско-правовых споров характеризуется отсутствием в помещениях и местах общего пользования МКД централизованной теплопотребляющей установки и (или) системы. При этом отопление производится полностью за счет автономной системы.
Обычно переход жильцов на отопление помещений, подключенных к централизованным сетям МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, осуществляется с согласия органов местного самоуправления и с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В этой ситуации очевидно, что жильцы вправе расторгнуть договор теплоснабжения в одностороннем порядке, что допускается ст. 546 ГК. В указанных обстоятельствах Конституционный Суд обоснованно заключил, что положения абз. 3 п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и формула расчета в приложении № 2 к названным Правилам как не соответствующие Конституции не могут быть применены, поскольку переход жителей МКД на автономное электрическое отопление обусловлен их правом.