Ранее действовавшим Постановлением Правительства размер денежной компенсации за наем жилья не зависел от категории военнослужащих, и от воинского звания, и равнялся 15 000 рублей в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, 3600 рублей – если военнослужащий снимал жильё в населённых пунктах – городах, или в административных районных центрах, и 2700 рублей – в других населённых пунктах.
(Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам российской федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам российской федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»).
В новой редакции Постановления (с 2015 года) сумма компенсации за наем жилых помещений стала зависеть от категории военнослужащих.
Если военнослужащий имеет воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины то он получает денежную компенсацию такую же, как и в «старом» Постановлении.
То есть, для них никаких изменений не произошло, и, учитывая, что эти суммы установлены ещё в далеком 2004 году, они значительно отстают от реальных рыночных цен по найму жилья.
Если военнослужащий имеет воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, то компенсация выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в следующем размере: 24 кв. метров — для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы; 36 кв. метров — на семью из 2 человек; 43 кв. метров — на семью из 3 человек;
по 12 кв. метров — на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
В новом постановлении предусматривается, что денежная компенсация выплачивается на основании договора найма или поднайма, заключенным в письменной форме. Вообще, такое правило было и раньше, но – неофициально, то есть это не было закреплено законодательно.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, так как претендовать на получение компенсации может только военнослужащий, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении служебного жилого помещения.
Для всех, кто интересуется этой темой, подготовлена полная шпаргалка.
В разделе Наем на информационно- жилищном сайте для военнослужащих ружо.рф подготовлен цикл статей, образцов документов, калькуляторов по данному вопросу.
По сути это Полный Справочник — Энциклопедия денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений для военнослужащих и членов их семей, тем, кто уже уволен с военной службы, и членам их семей: Права на компенсацию, условия получения, перечень необходимых документов, образцы документов, калькуляторы расчёта, отдельно для солдат и для офицеров, основания прекращения выплаты — всё это можно посмотреть в разделе Наем сайта ружо.рф
Рассмотрим подробно все составляющие данной шпаргалки
Первая, главная статья:
- Денежная компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим
- В ней рассматриваются вопросы:
- Кто имеет право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений?
- Какие условия получения компенсации за наем?· Можно ли получать компенсацию, если жилое помещение снимается у родственников?
- Как и на каком основании осуществляется выплата денежной компенсации?
- За какой период осуществляется выплата денежной компенсации?
- Обстоятельства, которые влекут изменение суммы денежной компенсации;
- ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, необходимых для получения денежной компенсации;
- ОБРАЗЦЫ документов, необходимых для получения денежной компенсации.
- Как считается размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений для солдат и сержантов?
- Когда указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов?
- Как считается денежная компенсация за наем жилого помещения для офицеров, прапорщиков и мичманов?
- Когда прекращается выплата денежной компенсации.
Вторая Статья:
- Особенности выплаты денежной компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих
- В этой статье:
- ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ для выплаты денежной компенсации членам семей погибших военнослужащих
- Как осуществляется выплата
- На какой состав семьи рассчитывается денежная компенсация
Третья статья: Выплата денежной компенсации за наем жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
В этой статье рассматриваются:
- особенности денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений для тех, кто уже уволен с военной службыи членам их семей:·
- Кому и когда выплачивается денежная компенсация за наем жилого помещения;·
- Кто и на каком основании принимает решение о выплате денежной компенсации;·
- Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выплате;·
- Выплата денежной компенсации членам семей погибших (умерших) граждан, ранее уволенных с военной службы;·
- Какие документы необходимо приложить к заявлению члена семьи;· Обязанности получателя денежной компенсации при изменении состава семьи или затрат за наем;·
- В каких случаях происходит прекращение выплаты;· Кто принимает решение о прекращении выплаты;
- Порядок доведения до граждан решения о прекращении выплаты;
- Решение о прекращении выплаты денежной компенсации доводится военным комиссаром;
- Порядок получения денежной компенсации за наем жилого помещения почтовым переводом;·
- Кто учитывается при определении состава семьи· Возможность найма жилого помещения в другом городе и порядок расчета в этом случае.
Образцы документов
Оформление денежной компенсации за наем жилого помещения отличается от других видов жилищного обеспечения обилием разнообразных документов.
Объясняется это наличием разных категорий получателей (действующие военнослужащие, лица, уволенные с военной службы, которые, в свою очередь подразделяются по дате увольнения (до и после 1 января 2005 года), а также члены семей погибших военнослужащих, которые также имеют свое различие в зависимости от даты увольнения их кормильцев.
- Обилие документов также объясняется в связи с разными плательщиками: Управлениями финансового обеспечения (через воинские части) для действующих военнослужащих, и военными комиссариатами (центрами социального обеспечения).
- Соответственно, регулируются вопросы выплаты ДК, помимо «общего» Постановления Правительства РФ, разными приказами МО РФ.
- Наконец, каждая категория получателей ДК представляет свой Перечень документов.
Разобраться во всех этих сложностях непросто, но в разделе Наем всё разложено по полочкам. Имеются не только образцы всех документов, но, в виде подсказки, в каждой форме дополнительно приложен и перечень документов, прилагаемых к заявлению, что, по моему мнению, очень удобно – всё в одном файле.
Калькуляторы.
- Главная особенность расчетов по ДК заключается в том, что она зависит от категории военнослужащих.
- В любых других формах жилищного обеспечения (жилищная субсидия, государственно-жилищный сертификат, накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих) у всех контрактников одинаковая сумма – будь ты генерал или рядовой.
- Денежная компенсации за наем жилого помещения рассчитывается в зависимости от категории: солдаты и сержанты, или офицеры и прапорщики.
- Соответственно, необходимо было подготовить два принципиально разных калькулятора для расчета субсидии.
Денежная компенсации за наем жилого помещения у солдат и сержантов рассчитывается исходя из фиксированной суммы, в зависимости от типа населённого пункта, и может увеличиваться в зависимости от состава семьи. Место прохождения службы значения не имеет. Посмотреть калькулятор
У офицеров всё наоборот: количество членов семьи имеет опосредованное значение (необходимо для определения общей площади), зато зависит от субъекта федерации, в котором проходит военная служба. Посмотреть калькулятор
Напомню, что все зарегистрированные Праворубцы имеют возможность совершенно бесплатно разместить на сайте ружо.рф на ограниченный срок свою рекламу.
Подробнее смотрите здесь.
Платные материалы
Я также подготовил вам два файла по данной теме:
- Файл pdf с Электронной Книгой по теме денежной компенсации за наем жилого помещения.
- Файл word с Формами (образцами) всех документов, которые потребуются для подачи в жилищный орган или в военный комиссариат, с пояснительными записками, перечнем необходимых документов и возможностью редактировать «под себя».
- Купить книгу можно здесь
- Чем отличается Электронная книга от сайта?
- Информационно – ничем. Однако вы получаете возможность:
- Иметь на рабочем столе вашего компа единый (а не разбросанный по страницам сайта) приятно оформленный pdf файл со всеми работающими ссылками, которые имеются на веб-страницах.
- Единый файл Word всех документов с возможность редактирования и подсказками с перечнями документов.
- Возможность распечатать оба файла с красивыми обложками (прилагаются), сброшюровать в отдельную книгу и хранить у себя в офисе. Вы сможете ответить на любой вопрос ваших клиентов, связанный с данной темой.
- По всем разделам сайта будут выпущены аналогичные электронные книги. Через некоторое время вы сможете собрать полную Энциклопедию жилищного обеспечения военнослужащих.
- Помочь развитию Праворуба.
Далее вас ждут и другие шпаргалки 🙂 Заходите через недельку-другую.
——————————————
Как не лишиться поднаема — практические советы по служебному жилью для военных
Сегодня хотели поделиться с вами одной, на мой взгляд, поучительной историей про служебное жилье. И заодно показать, к чему на практике приводит кропотливая юридическая работа над стоящей перед военнослужащим проблемой. Но также Вы увидите, что отказ от служебки это сложный процесс.
Допускаем, что на первый взгляд, блог может показаться сложным для восприятия, мы постарались упростить подачу материала до предела, однако без четких документальных формулировок и названий нормативных актов обойтись в данном случае было нельзя.
С другой стороны считаем, что данный выпуск превратился в своего рода инструкцию по защите прав военных.
Поэтому если в вашем случае необходим подобный алгоритм действий, рекомендуем конспектировать и вы получите ясное понимание, что делать в такой ситуации.
Итак, суть дела такова: военнослужащий был включен в список на предоставление служебных жилых помещений.
Далее ему предоставили служебное жилое помещение в близлежащем населенном пункте, от которого он отказался по причине его несоответствия установленным санитарным и техническим правилам, нормам и иным требованиям законодательства.
В подтверждение чего и был составлен акт технического состояния жилого помещения, в котором было указано о многочисленных протеканиях кровли, отслоении штукатурки, плесени на стенах, неисправной электрической проводке, отсутствии горячего водоснабжения.
Но это не все, идем далее и смотрим какие же действия были предприняты.
Кстати, в предыдущих блогах мы упоминали подобный алгоритм. Кому интересно ссылка будет ниже.
В рассматриваемом деле также было направлено обращение собственнику жилого помещения (а именно Директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации), в котором на основании п. 42 Положения от 28 января 2006 г.
№ 47, военнослужащий просил обратиться в соответствующую межведомственную комиссию с заявлением об оценке соответствия служебной квартиры. Аналогичное обращение было направлено начальнику ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Кроме того, было написано обращение в РУЖО с просьбой сообщить: — имелись ли на момент принятия вышеуказанного решения свободные служебные жилые помещения в городе, где военный проходит службу.
Там же в обращении содержалась просьба предоставить документ, свидетельствующий об отнесении в установленном действующим законодательством порядке спорного жилого помещения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Минобороны России.
Параллельно было составлено обращение в прокуратуру с просьбой совместно с соответствующим органом государственного контроля провести проверку по факту предоставления военнослужащему служебного жилого помещения несоответствующего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
И понуждении собственника жилого помещения обратиться в соответствующую межведомственную комиссию с заявлением об оценке соответствия служебной квартиры, установленным в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 требованиям. И с просьбой об оказании содействия в реализации прав военного на жилищное обеспечение по месту службы.
Звучит довольно сложно, но все это необходимые действия, которые дали результат, а именно:
Департамент имущественных отношений поручил территориальному управлению имущественных отношений организовать проверку предложенного жилого помещения совместно с межведомственной комиссией и доложить о результатах. Территориальное управление в свою очередь поручило провести проверку ЦЖКУ МОРФ и доложить о результатах.
Военной прокуратурой совместно с представителем Управлением государственного жилищного надзора был проведен осмотр предложенной квартиры. Проведенным осмотром установлено, что заселение и проживание в служебной квартире невозможно ввиду неудовлетворительного состояния кровельного покрытия.
Конечно, удовлетворили не все требования, так доводы о нахождении квартиры не в близлежащем населенном пункте; о сверхнормативном распределении жилого помещения по площади; понуждении собственника в созыве межведомственной комиссии – не были приняты во внимание.
И тут должны заметить, что указанное является предметом долгой дискуссии, так как прокуратура в своем отчете не удосужилась четко обосновать свои позиции, а в некотором и просто проигнорировала нормы права.
Тем не менее, в материалах прокурорской проверки был интересный момент!Так как военнослужащим ставился вопрос об отнесении в установленном действующим законодательством порядке спорного жилого помещения к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Минобороны России, то был совершен прокурорский запрос начальнику РУЖО о предоставлении информации.
Акцентируем ваше внимание, что выяснение данного статуса жилья является юридически значимым, поскольку довольно часто распределяются жилые помещения иной принадлежности.
И в нашем примере вопрос был, как говорится «в точку», и дал результат. Начальник РУЖО ответил на запрос прокурора: в отделении отсутствуют документы, подтверждающие отнесение к специализированному жилищному фонду.
По большому счету основная цель была достигнута — установлен факт, что заселение и проживание в квартире было признано невозможным.Ведь в соответствии с постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г.
№ 14, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа.
Дополнительно ВС РФ разъясняет, что Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения.
- Однако, вышесказанным работа по защите права военнослужащего не исчерпывалась и поскольку сроки для обжалования не такие уж и большие, параллельно было обращение с иском в суд.
- Где ставился вопрос о нарушении права военнослужащего на жилищное обеспечение по нормам закона.В иске подлежали рассмотрению 4 вопроса:
- Техническое и санитарное состояние
Превышение размера общей площадиНе близлежащий населенный пунктНе определен статус жилого помещения
- Что же сказал суд, подробности смотрим в 67-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
Он ушел от рассмотрения доводов истца и указал:«Ни административный истец, ни его представитель в судебном заседании не смогли пояснить, какие конкретно права истца нарушил РУЖО направив ему сообщение о предлагаемом жилом помещении… В суде установлено, что после отказа истца от предложенного жилого помещения, он остался стоять в списках военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилья.»
То есть суд пришел к мнению, что действиями РУЖО не нарушено право истца и по этому основанию отказал в иске. Думаю, сделано это было чтобы и с себя снять некую ответственность, и чтобы потом военнослужащие не завалили суд подобными исками.
Кроме того, в суде было озвучено, что в ходе прокурорской проверки выяснилось, что никто из органов, на которые возложена обязанность жилищного обеспечения, не смог предоставить документ и пояснить: на основании какого решения собственника предложенное военнослужащему жилое помещение имеет статус специализированного жилищного фонда.
Конечно, суд знал о прямом запрете закона о недопустимости использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, без отнесения его к специализированному жилищному фонду решением уполномоченного органа. Более того, на недопустимость такого указывал Верховный суд в своем пленуме.
Таким образом, суд встал перед нелегким выбором: признать право военнослужащего нарушенным и вызвать таким образом волну исков военнослужащих, которым были прекращены выплаты денежных выплат за наем жилых помещений или принять настоящее решение.
Что мы имеем в итоге.
С одной стороны, вроде бы в суде произошел отказ, но поскольку параллельно была проведена огромная досудебная подготовка по урегулированию спора и действия были правильными, то в итоге в войсковую часть поступило письмо начальника УФО МОРФ, в котором для командира части в целях выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений были сведения, согласованные с начальником ЗРУЖО, о включении военнослужащих в список на предоставление служебных жилых помещений, в которых военнослужащий значился как – не обеспечен. И таким образом справедливость снова восторжествовала.
В заключение должны добавить и уточнить, если вы поняли всю схему и настроены в вопросе защиты права на поднаем на борьбу, идите до победного.
Если же остались вопросы и сомнения по порядку или деталям действий, то лучше подумайте и не начинайте этот сложный путь не подготоввшись.
Но в любом случае помните, если требуется квалифицированная помощь и разъяснения обращайтесь к нам в юридическое бюро «Начфин.инфо-39» работаем по всей России дистанционно и с вылетом.
Проблемы отказа военных от служебного жилья и способы их решения. Часть 3
Обсуждение отказа от служебной квартиры или общаги как условие прекращения выплаты компенсации за поднаем >>>
Компенсация за поднаем жилья военнослужащим в 2021 году
Государство заботится о том, чтобы его защитники и их семьи были обеспечены жильем. Разрабатываются программы ипотеки и субсидирования, на накопительные счета офицеров поступают соответствующие средства.
Однако до того времени, как получится обзавестись собственной квартирой, военнослужащим тоже нужно где-то жить. Как правило, приходится снимать квартиру или дом, что приводит к дополнительным тратам. Эти средства государство частично компенсирует путем поднаема жилья военнослужащим.
Рассмотрим, как осуществляется оформление поднайма в 2021 году.
Зачастую люди путаются в видах договоров. Речь идет о найме и поднайме.
На самом деле различия между ними невелики, но принципиальны.
- Договор найма заключается с собственником квартиры.
- Поднаем осуществляется тогда, когда имущество принадлежит государству.
То есть, эти два соглашения отличаются уровнем полномочий и обязанностей сторон.
Тем не менее и в том, и в другом случае военнослужащему положена компенсация за траты на аренду.
Необходимо правильно оформить все бумаги, чтобы у руководства появилось основание на издание приказа о дополнительных выплатах военнослужащим.
Законодательство
Все решения, касающиеся траты бюджетных средств, строго проверяются на обоснованность. Потому желательно изучить законы, которыми они регламентируются. В нашем случае нужно будет просмотреть такие документы:
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909. Этот акт регулирует выделение денежных средств, в том числе и по договору поднайма.
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет за военными право на обеспечение жилыми помещениями и на компенсацию арендной платы в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями.
- Жилищный кодекс РФ, статья 76.
Начиная с 2016 году в нормативно-правовых актах произошли принципиальные изменения. Они в целом увеличили довольствие защитников страны в части аренды жилья.
Перемены практически не коснулись сумм, выплачиваемых младшему составу.
Скачать для просмотра и печати
Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 909
Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 210-КГ16-21
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2016 г. N 210-КГ16-21
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н. и Сокерина С.Г.
при секретаре Жиленковой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее — УФО) на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 1 апреля 2016 г. по исковому заявлению капитана 3 ранга Собакина С.А. об оспаривании действий начальника УФО, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Собакина С.А. удовлетворено. Действия начальника УФО, связанные с невыплатой Собакину С.А.
денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г., признаны незаконными.
В пользу административного истца взыскано 113 400 рублей, составляющих размер указанной компенсации, а также 300 рублей в порядке возмещения судебных расходов.
Определением судьи Северного флотского военного суда от 2 июня 2016 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации административный ответчик выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Собакина С.А.
В обоснование своей позиции начальник УФО Данильчик А.Н., ссылаясь на обстоятельства дела, утверждает, что судами не дано оценки возможности получения служебного жилья Собакиным С.А.
после его отказа от общежития в феврале 2013 года, а также тому обстоятельству, что договор найма жилого помещения от 1 января 2014 г. был заключен Собакиным С.А.
без разрешения вопроса о возможности получения им служебного жилого помещения.
Автор жалобы, анализируя нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, полагает, что Собакин С.А.
мог реализовать свое право на получение ежемесячной денежной компенсации только с момента обращения к командованию с соответствующим рапортом с приложением к нему необходимых документов, подтверждающих право на получение этой компенсации, а не с даты заключенного договора найма жилого помещения.
Кроме того, автор жалобы оспаривает судебные решения и в части взыскания с УФО судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, полагая, что УФО выполняет функции государственного органа и поэтому в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. кассационная жалоба начальника УФО Данильчика А.Н. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу удовлетворить исходя из следующего.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела усматривается, что Собакин С.А., окончивший высшее военное учебное заведение в году, с сентября 1999 года проходит военную службу в г. Северодвинске.
Проживая в общежитии (комнате жилой площадью кв. м) по адресу: , Собакин С.А. в 2008 году обратился с рапортом о признании его с семьей (жена, дочь г.р.) нуждающимися в жилом помещении по месту прохождения военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части 20458 от 21 июля 2008 г. он с членами семьи поставлен на соответствующий жилищный учет.
13 ноября 2008 г. у него родилась еще одна дочь, а 27 июня 2014 г. — сын.
30 ноября 2012 г. Собакин С.А. по своей инициативе сдал комнату в общежитии и принял для себя решение осуществлять наем жилого помещения.
В подтверждение своих требований о выплате оспариваемой им компенсации Собакин С.А. представил два договора найма жилого помещения по адресу: , заключенных между ним и наймодателем Королевой М.Ю.
1 января и 1 октября 2014 г., соответственно, на период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г. Однако решением начальника УФО от 24 декабря 2015 г. Собакину С.А.
было отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения.
Суды обеих инстанций, признавая незаконными действия начальника УФО, исходили из того, что у Собакина С.А.
, состоящего на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, по месту службы отсутствуют жилые помещения для постоянного или временного проживания, а командованием ему не предоставлено служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие по установленным законодательством нормам.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.
N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г.
N 1280, в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в п.
3 Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.
N 909 (далее — Положение), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров лишь в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.
Из материалов дела следует, что Собакин С.А. 30 ноября 2012 г. самостоятельно принял решение осуществлять наем жилого помещения, в связи с чем добровольно сдал уполномоченному органу комнату в общежитии, поскольку ее площадь не соответствовала установленным нормам, выехал с семьей из общежития, снявшись с регистрационного учета и зарегистрировавшись по адресу воинской части.
При этом материалы дела не содержат и судами оставлен без внимания факт возможности обеспечения Собакина С.А. в 2014 — 2015 годах служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения были закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г.
N 909, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее — Инструкция), в соответствии с которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
- Из изложенных положений нормативных актов следует, что:
- — основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации;
- — ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.
Таким образом, Собакину С.А. сразу же после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.
Вместе с тем, имеющееся в материалах дела сообщение командира войсковой части о том, что Собакин С.А.
обращался к нему в 2014 году по вопросу выплаты за поднаем жилого помещения, не позволяет прийти к однозначному выводу о дате обращения истца к командованию воинской части и форме, в которой он это обращение сделал, подавал ли военнослужащий рапорт об этом и был ли этому рапорту дан ход в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, а также издавался ли командиром воинской части соответствующий приказ. Командир воинской части или иные должностные лица части в качестве свидетелей по данному вопросу допрошены не были и эти обстоятельства остались невыясненными, как и не выяснена судьба такого рапорта, если он подавался Собакиным С.А.
Установление обстоятельств возможности обеспечения Собакина С.А. служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием в оспариваемый период и точной даты обращения к командованию с рапортом о выплате денежной компенсации и подтверждающими право на получение этой компенсации документами имели существенное значение для дела.
Однако судом указанные обстоятельства не исследовались и оценка этому не дана.
Нарушение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Собакина С.А. на получение денежной компенсации за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих,
определила:
решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 1 апреля 2016 г. по административному делу по исковому заявлению капитана 3 ранга Собакина С.А.
об оспаривании действий начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
, отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Северодвинский гарнизонный военный суд.
——————————————————————
Денежная компенсация за наём (поднаём) жилья военнослужащим
Статья написана бывшим сотрудником Военной коллегии адвокатов Приморского края.
На основании статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим и членам их семей предоставляются служебные жилые помещения.
Служебное жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения по месту службы — в близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. До получения жилых помещений командованием предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, в том числе возможно предоставление жилья в маневренном фонде или общежитии.
В случае отсутствия служебного жилья, воинские части арендуют для военнослужащих жилые помещения. Так же, по своему желанию, военнослужащий может снять жилое помещение и ежемесячно получать денежную компенсацию за наем (поднаем).
Те же правила распространяются и на граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей.
Указанные выплаты производились на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
18 сентября 2015 г. Постановлением Правительства РФ N 989 в указанное Постановление внесены следующие изменения.
Установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере: 24 кв.
метров — для одиноко проживающего военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящего военную службу по контракту либо уволенного с военной службы, 36 кв. метров — на семью из 2 человек, 43 кв.
метров — на семью из 3 человек, по 12 кв. метров — на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
На основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. №1157н, утверждена предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.
метра общей площади жилого помещения на 2015 год, применяемая для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации.
Эта же норма закона применяется и в отношении расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы.
Для Приморского края на 2015 год предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения составляет 634,66 рублей.
То есть, сумма возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, составит:
- для одиноко проживающего — 24 кв. метров= 15 231,84 рублей.
- на семью из 2 человек — 36 кв. метров= 22 847,76 рублей.
- на семью из 3 человек — 43 кв. метров= 27 290,38 рублей.
- на семью из 4 человек — 12 кв. метров — на каждого члена семьи= 30 463,68 рублей.
Денежная компенсация военнослужащим, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей не изменилась и выплачивается в размере, не превышающем: 3600 рублей.
Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов при следующих условиях:
- совместно с военнослужащим, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».