Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы. В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной). От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.
Понятие
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство.
Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно.
Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан.
Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Виды объектов государственной собственности
Объекты, относящиеся к государственной собственности, установлены законом. Они:
- Составляют базу национального богатства России.
- Необходимы для работы государственных органов и решения задач масштаба страны.
- Относятся к оборонному производству.
- Обеспечивают жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
- Относятся к другим объектам.
Вкратце рассмотрим каждый из них по отдельности.
Основа богатства страны
Объекты, которые составляют основу богатства России, это:
- Ресурсы, относящиеся к континентальному шельфу, территориальным водам и морям РФ.
- Природные объекты, которые охраняются или используются по-особенному. К таковым относятся заповедники, нацпарки, курорты и заказники.
- Историко-культурные и природные объекты, культурные учреждения и художественные ценности.
Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами
К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:
- Государственная казна страны.
- Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
- Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
- Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
- Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
- Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
- Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
- Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.
Оборонное производство
К объектам оборонного производства относятся:
- Предприятия, которые производят вооружение, взрывчатые и отравляющие вещества, материалы радиации, ракеты, аппараты для полета в космос, снаряжение для военных; предприятия, которые обслуживают, запускают и сопровождают космические аппараты, выполняют НИР и ОКР в этих областях.
- Помещения запасных пунктов по управлению всеми государственными органами и объектами связи, а также инфраструктурой, которые предназначены для пользования в особое время.
Объекты по работе и развитию народного хозяйства
Объекты, которые обеспечивают работу и развитие народного хозяйства:
- Предприятия, относящиеся к добывающей промышленности.
- Топливно-энергетического комплекса.
- Электрической энергетики.
- Ж/д, воздушного, водного, трубопроводного транспорта, газификации.
- Дороги общего пользования и организации, которые их обслуживают.
- Телевизионные, радиопредприятия, связи.
- Племенные и конные совхозы и заводы, селекционные центры, госинспекции, лаборатории по испытанию сельхозкультур, хозяйства по производству рыб, серпентарии.
Прочие объекты
К остальным объектам относятся:
- Фармацевтические предприятия, по производству медико-биологических препаратов.
- По производству спиртовой и водочной продукции.
Субъекты и объекты
Субъектом, владеющим, пользующимся и распоряжающимся имуществом, является его собственник. В отношении федеральной собственности в Российской Федерации это, непосредственно, государство. Факт того, что имущество принадлежит стране, подтверждается государственным реестром.
Объекты госсобственности никогда не принадлежат частным лицам. Это бюджет государства, связь, системы транспорта, финансовые организации и прочее. А вот определенные объекты федеральной собственности могут передаваться муниципалитетам и регионам. Некоторые из них контролируют бюджетные организации, а другие относятся к государственной казне.
Какие земли относятся к федеральной собственности?
Рассмотрим их. К государственной федеральной собственности относятся такие участки земли:
- В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона «Об ООПТ» №33-ФЗ.
- Согласно п. 10 ст. 1 Закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ и Закона «О национальной гвардии» № 226-ФЗ, территории с военными объектами и участки, которые отведены под нужды армии и Национальной гвардии.
- Земли, относящиеся к лесному фонду, согласно ЛК РФ.
- Территории организаций и предприятий, которые принадлежат государству.
- Закрытые города.
Кроме того, имеется федеральный фонд резервных земель.
Основания
В п. 1 ст. 17 ЗК РФ определены основания, при которых земли находятся в федеральной собственности. Это:
- Принадлежность участков государству в пределах законодательства.
- Становление части федеральной собственности по результатам разграничения земельных наделов.
- Приобретение госорганами, обладающими соответствующими полномочиями.
Разграничение
Данная процедура – это передача надела, который раньше относился к части неразграниченной территории в федеральной собственности РФ. Таким же образом передаются земли, ранее принадлежавшие регионам.
Понятие о разграничении возникло в 2001 году. Принятый порядок действовал до 2006 года, после чего был отменен ввиду сложности процесса. С июля 2006 года и по настоящее время разграничение осуществляется на основании Земельного кодекса.
Региональная, муниципальная и федеральная собственность определяется в соответствии с тремя главными признаками, в частности:
- Если на участке находится здание, относящееся к одному из субъектов, именно данный субъект имеет приоритет во время проведения процедуры разграничения.
- Земля, которой пользуется организация, может передаваться тому субъекту, на территории которого она находится.
- Если об этом говорится в законе.
Существует следующий алгоритм действий, согласно которому осуществляется разделение земель и их передача в федеральную собственность:
- Сначала разрабатывается закон, в соответствии с которым проводится данный процесс.
- Проводится работа кадастровых служб.
- Закрепляются определенные ранее границы участка. Затем устанавливается индивидуальный номер.
- Принимается акт, согласно которому соответствующий участок признается федеральной собственностью РФ.
В соответствии с определенными обстоятельствами федеральные наделы земли могут переходить в собственность как регионов, так и муниципалитетов.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Изъятие
Данная процедура регламентируется Земельным кодексом. Выкуп – это один из наиболее востребованных правовых инструментов такого изъятия. По закону, выкуп наделов земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может иметь место только в исключительных случаях. Этот принцип защищает права граждан. Об этом исполнительный орган выносит специальное распоряжение.
Решение может быть принято в отношении федеральной собственности, собственности субъектов РФ соответствующими органами. Местные власти не имеют таких полномочий. Поэтому для этого им приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Как показывает юридическая практика, которая направлена на выкуп земли для государственных нужд, обычно право собственности передается третьему лицу.
Порядок изъятия
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Причины для изъятия
Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:
- Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
- Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
- После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.
В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:
- Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
- Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.
Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.
Заключение
Федеральная собственность, как и иные виды госсобственности, играет исключительно важную роль в обеспечении государственных интересов. Поэтому государством предусмотрены специальные инструменты для ее возникновения. Но в настоящее время широко распространена и частная собственность, что позволяет также активно развиваться этому сектору.
- 05.05.2019
- 0
- Бизнес статьи
Вс разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю
17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.
Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста.
При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено.
Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.
21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок.
Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости.
Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок.
По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.
Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение.
Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.
Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона).
Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.
Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.
Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя.
При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено.
Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.
Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.
ВС РФ не согласился с выводами окружного суда
Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.
ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.
Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях.
«Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.
В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.
1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ.
При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.
Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.
Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда
Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю.
«Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.
1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».
Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией.
Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.
Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.
Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка.
«Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права.
Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.
По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона.
«Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие.
Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.
Право государственной собственности
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Собственность » Право государственной собственности
Субъекты права государственной власти, основания возникновения права государственной собственности.
Содержание
Государство является особым субъектом права собственности. Его роль проявляется в том, что ранее право государственной собственности было преимущественным, а теперь значительная часть имущества, которое некогда принадлежало государству, было передано другим владельцам. Это привело к тому, что полномочия собственников уравнены между собой.
Субъекты права государственной власти
Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур.
Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки.
Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.
Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.
Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.
Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:
- Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
- Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.
Принцип раздельности имущества РФ
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Основания возникновения права государственной собственности
Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные.
В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур.
Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.
Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.
Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.
Перечень имущества, относящегося к государственной собственности
Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью.
В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении.
Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.
Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:
- федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
- имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.
Земля и природные ресурсы, находящиеся в собственности государства
Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.
Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.
Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.
Учитывая тот факт, что земельные и природные ресурсы являются основой жизнедеятельности населения, возникает необходимость в их рациональном использовании.
Именно поэтому в отношении ресурсов этого типа осуществляется управление государственными структурами.
Как показывает практика, государственная собственность в данном случае позволяет максимально рационализировать использование ресурсного потенциала земель и прочих угодий, что положительно сказывается на всех участниках правоотношений в этой области.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Момент возникновения права собственности на вновь созданное здание или сооружение // Комментарий к ст. 219 ГК в рамках тома Глоссы по вещному праву
Уважаемые коллеги,
В настоящее время ведется работа над томом комментариев к вещному праву (редактор тома — А.О. Рыбалов). В этом томе Глоссы я пишу комментарий к нескольким статьям, в том числе, к одной из ключевых норм отечественного права недвижимости — положениям ст. 219 ГК.
Ниже — мой проект к этой статье. Буду рад любым м, идеям и замечаниям. Если я что-то забыл отразить — пжст, напишите это, я обязательно учту ваши предложения при доработке текста.
* * *
Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Комментарий
1. Общее значение нормы
1.1.
Регистрация права – основание или момент возникновения права на недвижимость? С точки зрения логики расположения комментируемой статьи в тексте главы, посвященной основанию возникновениям права собственности, государственная регистрация первоначально возникающего права на вновь созданное недвижимое имущество – это лишь момент, с которого возникает соответствующее право. Основаниями для возникновения права на недвижимость будут являться юридические факты, которые в соответствии с законом являются достаточными основаниями для того, чтобы орган по регистрации прав на недвижимость открыл соответствующий раздел в реестре недвижимости и внес в него запись о праве собственности первоначального собственника вновь созданной недвижимости. И – с точки зрения положений ст. 219 Кодекса – первоначальное право собственности у первого правообладателя возникает только после внесения соответствующей записи.
Комментируемая статья является частным случаем действия общего правила, предусмотренного в п. 2 ст. 8.1 ГК РФ: права, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента такой регистрации. Этот принцип именуется принципом обязательности записи для целей возникновения права, или кратко – принципом внесения. Пункт 2 ст. 8.
1 ГК устанавливает общее правило – во всех случаях, когда закон требует осуществление государственной регистрации прав на имущество (не только недвижимое, но и иное имущество), соответствующие права возникают с момента регистрации. В ст. 219 Кодекса регулируется один из случаев, охватываемых общим правилом п. 2 ст. 8.
1 ГК: возникновение права собственности на вновь возведенное недвижимое имущество.
Некоторая трудность заключается в том, что основания возникновения права собственности на вновь построенную недвижимую вещь, содержатся не в самом Кодексе, а в других законах. Основное сосредоточение норм, устанавливающих основания для возникновения первоначального права собственности на недвижимое имущество, это Федеральный закон № 218-ФЗ от 03.
07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).
Например, из положений части 10 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости следует, что государственная регистрация первоначального права собственности на вновь возведенное здание осуществляется на основании разрешения на строительство соответствующего объекта и правоустанавливающего документа о праве на земельный участок, которое предполагает право лица осуществлять застройку участка. Таким правом является право собственности, к ним также относятся права арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного для целей строительства, а также сервитут (ст. 39.23 Земельного кодекса РФ).
Легко заметить, что такой состав возникновения права собственности на вновь построенное здание или сооружение отличается от общего правила о возникновении права собственности, которое предусмотрено п. 1 ст.
218 Кодекса: «Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом».
Критерий создания вещи «для себя» (спорный, впрочем, и при обсуждении вопроса о возникновении права собственности на движимые вещи) при создании зданий или сооружений не учитывается, это вытекает, в частности, из приведенных норм Закона о регистрации недвижимости.
Если был бы верен иной подход (то есть, учет того, для себя или «не для себя» создано здание или сооружение), то орган по регистрации недвижимости был бы вынужден вдаваться в изучение экономической подоплеки создания объекта.
В частности, следовало бы устанавливать каждый раз, нет ли у лица, возведшего здание или сооружение, обязательства передать этот объект третьему лицу по завершению строительства.
Очевидно, что такой подход является неприемлемым, так как он ставит возникновение вещного права (права собственности) в зависимость от наличия или отсутствия таких трудно верифицируемых третьими лицами фактов как наличие обязательственных отношений.
Это может привести к неуверенности участников оборота в правильности приобретения тех или иных вещных прав отдельными лицами и повлечь дополнительные издержки, связанные с необходимостью установления обстоятельств приобретения соответствующими лицами записанных в реестр прав.
Некоторое время назад попытка провести идею о зависимости государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (объект незавершенного строительства) от наличия или отсутствия обязательственных отношений (действующего договора подряда) была предпринята ВАС РФ в постановлении Пленума № 8 от 25.02.1998 (абзац первый п. 16 постановления). Однако судя по тому, что эта правовая позиция не была перенесена в совместное постановление Пленумов ВС и ВАС № 10/22, ВАС РФ признал ее ошибочность и отказался от нее.
1.2. Принцип superficies solo cedit в российском праве.
В отношении недвижимости действует иной принцип, определяющий принадлежность недвижимых вещей, который может быть сформулирован так: право собственности на вновь созданную недвижимую вещь может быть приобретено лишь лицом, самостоятельно либо при помощи третьих лиц законно (с соблюдением норм права) застроивших земельный участок, принадлежащий этому лицу на праве, допускающем строительство. Это следует из уже упоминавшейся выше нормы ч. 10 ст. 40 Закона о регистрации недвижимости, а также из положений ст. 263 ГК РФ (см. подр. комментарий к ней).
Классический принцип superficies solo cedit предполагает, что все, построенное на земельном участке, является составной частью земельного участка, и именно поэтому находится в имущественной сфере собственника земельного участка.
Однако в связи с тем, что в действующем российском праве здания и сооружения рассматриваются как самостоятельные недвижимые вещи (а не как составные части участков, на которых они располагаются), то эффект действия этого принципа по действующему российскому законодательству заключается в следующем: при помощи него определяется лицо, которое вправе производить юридическое «разделение» одного объекта (застроенного участка и физически находящегося на нем здания или сооружения) на две юридически самостоятельные вещи: земельный участок и здание (сооружение). Такое разделение можно условно обозначить как «горизонтальное разделение» (в отличие от «вертикального разделения», которое имеется, например, при разделе земельного участка на несколько участков).
Принцип superficies solo cedit подкрепляется и нормами ГК РФ о строительном подряде. Так, в соответствии с п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан предоставить подрядчику земельный участок для строительства.
Следовательно, в силу принципа superficies solo cedit все, что будет построено подрядчиком на таком земельном участке (независимо от того, из чьих материалов – заказчика или самого подрядчика), находится в имущественной сфере заказчика (до государственной регистрации прав на соответствующую недвижимую вещь – как составная часть застраиваемого участка), при этом заказчик будет иметь право осуществить горизонтальное разделение объекта – зарегистрировать свое право на вновь построенное здание или сооружение. Именно в связи с изложенным подрядчик имеет право удерживать результат работ (так как он ему не принадлежит, а удерживать можно только чужую вещь), см. ст. 712 ГК РФ.
Таким образом, в связи с изложенным было бы верным считать, что норма п. 1 ст. 218 ГК РФ (в части критерия создания вещи для себя) не подлежит применению к возникновению зданий и сооружений.
Должен применяться иной принцип определения того, кто имеет право осуществить горизонтальное разделение (то есть, зарегистрировать за собою первоначальное право на построенное здание или сооружение) – через наличие у лица права на участок, предполагающее строительство.
1.3. Право на горизонтальное разделение. В случае если право на земельный участок, допускающее застройку участка, у лица, создавшего недвижимую вещь, отсутствует, то такое лицо не управомочено осуществлять горизонтальное разделение. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ № 17085/12 от 28.
05.2013 содержится такой вывод: из договора аренды не следует, что арендодатель и арендатор установили, что право собственности на строения, реконструируемые или возведенные арендатором, возникает у арендатора.
Следовательно, арендатор не имел права обращаться с заявлением о государственной регистрации права собственности на построенные или реконструированные им объекты. Правом на горизонтальное разделение в таком случае обладает лишь собственник земельного участка, но не арендатор.
Арендатор может осуществляться пользование построенным в рамках договорных отношений с собственником земельного участка, при этом последний имеет право либо оставить себе соответствующие улучшения (составные части) земельного участка после завершения действия договора аренды, либо – как уже упоминалось выше – осуществить горизонтальное разделение, зарегистрировав право собственности на здания или сооружения, возведенные арендатором.
Похожий вывод был впоследствии сделан и в практике ВС РФ, который признал, что в договоре аренды может быть установлен запрет на горизонтальное разделение (то есть, запрет арендатору регистрировать право собственности на возведенное им здание, см. определение СКЭС ВС РФ № 305-ЭС17-14514 от 16.01.2018).
Право частной собственности (ст. 35 Конституции России)
Право частной собственности является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и составляет основу рыночной экономики.
Субъектами права частной собственности являются как физические, так и юридические лица. Круг субъектов, а также назначение частной собственности не ограничено, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Содержание права частной собственности включает право каждого иметь имущество, владеть и пользоваться им, включая извлечение из имущества его полезных свойств, а также распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами.
Реализация имущественных прав осуществляется на основе принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость вмешательства в частные дела со стороны иных субъектов.
Конституция России закрепляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
К сожалению, Конституция Российской Федерации не содержит положений о социальной функции собственности, в частности о том, что пользование ею должно одновременно служить общему благу (как в ФРГ и др. государствах), что не позволяет органам государственной
власти влиять на проводимую частными собственниками (речь идет о крупных частных собственниках) политику в отношении использования собственности.
Одной из важных гарантий права частной собственности выступает право наследования. Право наследования обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам).
Право наследования предполагает, с одной стороны, право на распоряжение своим имуществом со стороны наследодателя, а с другой стороны, право наследников на принятие наследства.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу особой значимости в Конституции Российской Федерации в качестве самостоятельного права определено право частной собственности граждан и их объединений на землю.
Конституция России закрепляет право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность приобретения права собственности на землю за иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Основные законодательные акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации.
Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс
Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пример:
к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты и т. д.
В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.
Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.
При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.
Пример:
таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.
Согласно постановлению Верховного Суда РФ от (27).(12).(1991) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:
- объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
- Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
- Объекты оборонного производства.
- Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
- Прочие объекты.
Пример:
1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.3.
Предприятия, которые производят военную продукцию.4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.5.
Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.
Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.
Пример:
учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.
Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации.
Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Пример:
огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в (1918) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.
Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Пример:
самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в (1990)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.
В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации.
При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.
Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.
Источники:
http://www.consultant.ru Консультант Плюс.https://investments.academic.ru Академик.