Основания увольнения военнослужащего — Юридические советы

Здравствуйте! Моего мужа осудили по ст. 264.1 УК РФ и хотят уволить из вооруженных сил по несоблюдению контракта или поступка порочащего честь военнослужащего. Имеют ли право уволить его по вступлению в силу приговора суда если в законодательстве о воинской обязанности и военной службе таких оснований нет?

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно ст. 86 Уголовного кодекса, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации. Указанные иностранные граждане могут воспользоваться своим правом на заключение контракта о прохождении военной службы только один раз.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также войсками национальной гвардии Российской Федерации, указанными воинскими формированиями и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (далее — совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов).
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
В работе совместных комиссий пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор, и представители воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, привлекаемые к выполнению мероприятий по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Определение соответствия граждан, отбираемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей, указанных воинских формирований и органов.
Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.
Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Читайте также:  Как купить недвижимость на Кипре — Юридические советы

Таким образом, лицо, являющееся судимым, не может служить по контракту.

Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части

Увольнение с военной службы – это важный и заключительный  этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав.

Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели. Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования (п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы (п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих — увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение (п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы.

  Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию, избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в п. 5 ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы) — по заключению аттестационной комиссии.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации «Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.».

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно посмотреть и скачать здесь.

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Так, п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что  «Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.»

При этом некоторые военнослужащие, несмотря на проводимые реформы, увеличение денежного довольствия военнослужащих, повышенное внимание в последнее время к проблемам армии,  все же хотят уволиться с военной службы, но не знают как это сделать с минимальными для себя потерями. Если Вы решили досрочно уволиться с военной службы (расторгнуть контракт), но не знаете как это можно сделать, Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы подскажем как можно уволиться с военной службы с минимальными для Вас правовыми последствиями.

При этом, следует помнить, что в соответствии с п. 5.1. ст.

34 Положения о порядке прохождения военной службы на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта), и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.  Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, в каких случаях нарушение условий контракта признается существенным и (или) систематическим.

Возможно Вам пригодится Определение СК по ДВ Верховного Суда РФ от 3.12.15 г.

№ 208-КГ15-9 согласно которому, бездействие командующего по вопросу перевода военнослужащего к новому месту военной службы в порядке плановой замены признано судом существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта, со всеми вытекающими последствиями.

При этом следует помнить, что согласно п. 6 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.

№ 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусмотренные статьей 256 ГПК РФ сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.

  • Поскольку действующее законодательство связывает право на реализацию наиболее значимых социальных гарантий (на жилищное, санаторно-курортное, пенсионное обеспечение, получение единовременной выплаты) с основанием, по которому военнослужащий уволен с военной службы, так важно, чтобы увольнение с военной службы было проведено в точном соответствии с законом.
  • Полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы определены приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий»
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ, состоянию здоровья, собственному желанию можно найти и скачать здесь (выбирайте в виде документа — «рапорт»).
  • Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (скачать)
  • Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам (скачать)
  • Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию (скачать)
  • Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для  назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.
  • Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!
  • Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?
  • Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?
  • Нужен образец заявления, иска в суд?
Читайте также:  Перерасчет пенсии военнослужащего — Юридические советы

Заходите: http://www.voensud-mo.ru/

  1. Пишите: [email protected]
  2. Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
  3. Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

  • СПАСИБО!
  • С уважением,
  • команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

Юридические подробности увольнения военнослужащего по собственному желанию из армии

Военная служба – это особый вид деятельности, и она строго регламентируется законами РФ. Досрочное прекращение контрактных отношений не должно влиять на безопасность страны.

Именно поэтому увольнение с военной службы по собственному желанию подчиняется специфическим правилам.

Подписывая контракт, военнослужащий должен четко понимать, как и по каким причинам, он может уйти из армии досрочно.

Может ли контрактник прекратить военную службу досрочно?

Гражданин может находиться на военной службе по призыву (срочная служба) или контракту. Для обоих вариантов Закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 (с изменениями 2019 г.) устанавливает правила увольнения по своему желанию (ст. 51). Оно может осуществляться только по веским причинам. Сами причины для служащих по призыву и по контракту немного отличаются.

В реальности, досрочно прекратить срочную службу по собственному желанию крайне сложно, а причины для этого должны быть очень серьезными, не позволяющими выполнять воинские обязанности.

При наличии объективных причин военнослужащие по контракту могут уволиться по собственному желанию, причем это касается, как рядового, так и офицерского состава. Условия и порядок досрочного прекращения контракта с ВС РФ для офицеров ниже звания полковника (капитана 1 ранга) регламентируются Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Военнослужащие могут уволиться в запас, с возможностью их призыва на военные сборы в будущем, или в отставку при достижении возрастного предела, или по состоянию здоровья.

Уважительные причины и основания для прекращения контракта

Закон № 53-ФЗ устанавливает 3 категории увольнения из ВС:

Уважительные причины увольнения по собственному желанию перечислены в ст. 51 Закона № 53-ФЗ: в пп. 3 и 6 — для контрактников и в п. 4 — для призывников.

Пленум Верховного суда РФ проанализировал результаты судебных разбирательств по данному вопросу и обобщил их в 2014 году своим постановлением № 8. Вескими основаниями для увольнения военнослужащего контрактной службы по собственному желанию признаются такие обстоятельства:

  1. Состояние здоровья, не позволяющее в полной мере исполнять контрактные обязанности. Доказательством служит заключение военно-врачебной комиссии.
  2. Изменение места жительства семьи (жены, детей) по объективным причинам. Основанием может стать отсутствие надлежащих условий для проживания семьи в месте несения службы, рождение ребенка и отсутствие условий для его воспитания, заключение брака и т.п.
  3. Необходимость ухода за близкими родственниками. К ним относятся жена, дети, родители. Для признания такой причины необходимо заключение медико-санитарной экспертизы.
  4. Перевод на другую должность или новое место службы с понижением.
  5. Значительное и периодическое нарушение условий контракта со стороны командования (о порядке и последствиях увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта читайте тут).
  6. Несоответствие предложенной должности полученному воинскому образованию.

При несении срочной службы в качестве веских причин признается наличие опекаемых несовершеннолетних детей, получения статуса отца-одиночки, наличие 2-х и более собственных детей или ребенка с инвалидностью в возрасте до 3-х лет.

Уважительной причиной увольнения с воинской службы признается избрание в выборные органы (местные или федеральные), получение подданства или гражданства иного государства, устройство на работу в государственные органы.

Как правильно уволиться из вооруженных сил?

Порядок увольнения по собственному желанию включает следующие этапы:

  1. Подготовка доказательной базы. Военнослужащему необходимо подготовить документы, подтверждающие вескость причин для увольнения. В зависимости от характера оснований потребуются такие документы:

    • медицинские заключения;
    • акты обследования бытовых условий;
    • справки с места жительства, государственных учреждений, органов опеки и соц. служб;
    • ходатайства госорганов, соц., общественных организаций;
    • решение о выдаче иностранного гражданства и т.д.

    При нарушениях со стороны командования потребуются копии рапортов о них, поданных в разное время.

  2. Подача рапорта на увольнение. Он составляется в свободной форме и подается на имя командира воинской части. В нем указываются личные данные военнослужащего, реквизиты контракта и четко излагаются причины для увольнения. Все необходимые документы прилагаются к рапорту и перечисляются в нем.

    Отдельно следует отразить необходимость решения жилищных проблем (возможные претензии по обязательному обеспечению согласно контракту, освобождение служебного помещения и т. п.).

  3. Рассмотрение рапорта. Командир после получения рапорта проводит личную беседу с военнослужащим и выясняет возможность продолжения службы при изменении условий. Предлагает различные варианты решения проблемы. Если военнослужащий настаивает на увольнении, то собирается аттестационная комиссия. Она анализирует рапорт и представленные документы, рассматривает личное дело заявителя, опрашивает его, а при необходимости и других военнослужащих.

    Решение комиссии оформляется протоколом. В нем излагаются рекомендации, но не выносится окончательное решение. Рекомендации комиссии заявитель имеет право обжаловать. Уволить военнослужащего может только командир своим приказом.

Завершает процесс увольнения издание приказа командира, официальное расторжение контракта, выплата причитающихся компенсаций и исключение военнослужащего из списка части.

Какой порядок выплат, если военный увольняется из армии?

Все вопросы по выплатам военнослужащим, в т.ч. при их увольнении, регулируются Законом № 306-ФЗ от 07.11.2011. Конкретный размер компенсаций определяется согласно приказу МО РФ № 2700. При увольнении с военнослужащим должен быть произведен полный расчет по отработанным дням, причитающемуся отпуску и т. д. Кроме того, увольняющийся по собственному желанию может претендовать на такие дополнительные выплаты:

  1. Единовременное пособие. Его размер зависит от воинского стажа и может составлять от 2 до 7 месячных окладов.
  2. Премиальные выплаты. Они могут достигать 25% от оклада.
  3. Материальная помощь. Она производится в соответствии с установленным графиком в размере месячного оклада. Если она уже выплачена, то удерживать ее обратно нельзя, несмотря на неполное истечение расчетного года.
  4. Компенсация за неиспользованное вещественное довольствие. Они могут составлять до 40% от положенного довольствия при сроке службы менее 15 лет и до 3% от оклада за каждый год сверх указанного стажа.

Особые привилегии положены при получении травм или потере здоровья в период несения воинской службы, что и стало причиной увольнения. При получении травм, при исполнении воинских обязанностей, предусматриваются выплаты контрактнику до 2 000 000 рублей, «срочнику» – до 1 000 000 рублей.

Размер пособий при увольнении из-за потери здоровья зависит от воинского стажа:

  • при службе менее 10 лет – 5 месячных окладов;
  • 10-15 лет – до 10 окладов;
  • 15-20 лет – до 15 окладов;
  • 20 и более лет – 20 окладов.

Окончательная сумма всех причитающихся выплат при увольнении зависит от звания, должности и воинского стажа военнослужащего. Просьбу об их начислении надо изложить в рапорте на увольнение или в отдельном рапорте на конкретный вид выплаты.

Читайте также:  Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии — Юридические советы

Важно помнить, что указанные материальные компенсации выдаются только при согласованном увольнении по собственному желанию. Они не предусматриваются при прекращении контракта по инициативе командования, если увольнение вызвано какими-либо негативными действиями со стороны военнослужащего.

Другими словами, если комиссия или командир не признают причины уважительными, а военнослужащий просто прекращает исполнять свои обязанности, то он может быть уволен по решению командования без дополнительных выплат.

Что делать при отказе?

Отказ военнослужащему в увольнении по собственному желанию может быть вызван только признанием причин несущественными (неуважительными). Такое решение может вынести аттестационная комиссия в своем заключении или сам командир. У военнослужащего есть право оспорить такое решение.

Однако следует оговориться, что такая процедура имеет смысл только в том случае, когда причины соответствуют основаниям для увольнения, приведенным в ст. 51 Закона № 53-ФЗ. В любых других обстоятельствах будет признана правота командования.

Наиболее часто отказ обусловлен тем, что командир и военнослужащий по-разному понимают п. 6 ст. 51 Закона № 53-ФЗ, указывающий на семейные и бытовые обстоятельства.

Например, отсутствие возможности содержать семью на денежное довольствие военнослужащего.

Здесь следует исходить из прожиточного минимума в конкретном регионе, но при этом необходимо доказать отсутствие иных источников доходов у членов семьи.

Комиссия может, к примеру, отказать в признании, в качестве уважительной причины, проживание близкого родственника за границей. Особые проблемы возникают у женщин-военнослужащих после рождения ребенка. Достаточно сложно доказать невозможность надлежащего ухода за малолетним ребенком.

Возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию допускается законодательством РФ. Однако этот процесс требует наличия веских, уважительных причин, которые четко регламентированы. Военнослужащий не имеет право не выходить на службу без официального прекращения действия контракта. Он обязан осуществить всю процедуру в установленном порядке.

Увольнение военнослужащего по собственному желанию: основания, сроки, выплаты в 2021 году

Увольнение военнослужащего по собственному желанию проходит в порядке, предусмотренном ФЗ №53 от 28.03.1998. Данная процедура отличается рядом особенностей, которые применяются только в случае с гражданами, несущими военную службу.

Досрочное прекращение службы

Если лицо покидает лавы ВС РФ, это значит, что человек уходит в отставку либо в запас. Отставка возможна по достижении военным определенного возраста или в связи с состоянием здоровья. При таких обстоятельствах служащий отправляется на заслуженный отдых.

Запас означает, что человек на данный момент освобожден от несения службы, но его могут призвать на сборы по приказу. Одним из оснований ухода в запас признается увольнение по собственному желанию.

Перечень законодательных оснований для досрочного прекращения пребывания в ВС предусмотрен ст. 51 ФЗ №53. Согласно этой норме военнослужащий может быть уволен ранее установленного срока, если:

  • существуют действительно уважительные причины подобного решения;
  • аттестационная комиссия дала соответствующее заключение.

Если увольнение необходимо срочнику

Срочная служба – это служба по призыву, которая согласно нормам федерального законодательства является конституционной обязанностью для определенной категории граждан.

Увольнение срочника преждевременно допускается только в исключительных случаях. К таковым относятся:

  • неудовлетворительное состояние здоровья, подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии;
  • потребность близкого родственника в постоянном уходе, что подтверждено заключением МСЭ;
  • наличие у служащих подопечного или подопечных младше 18 лет;
  • переход на должность военного судьи;
  • избрание военного депутатом;
  • наличие у служащего 2 и более несовершеннолетних детей, ребенка-инвалида либо ребенка, который воспитывается без мамы.

Схема увольнения выглядит так – лицо пишет рапорт командиру, прилагает к документу доказательства наличия уважительных причин и ожидает решения командования.

Увольнение контрактника по собственной инициативе

Контрактниками называют военных, которые заключили контракт из Минобороны. Соглашение, в соответствии с которым человек служит и получает денежное вознаграждение, действует определенный срок. Для того чтоб уйти до окончания контракта, необходимы веские основания.

Уважительными и достаточными считаются обстоятельства, объективно не позволяющие выполнять условия контракта в полном объеме. Перечень обоснованных причин увольнения по своему желанию:

  1. факт проживания близких родственников увольняемого (родителей, детей, супруга или супруги) за пределами страны;
  2. низкие доходы, которые не позволяют надлежащим образом обеспечить семью хотя бы на минимальном уровне (в расчете 1 прожиточный минимум на 1 члена семьи);
  3. религиозные убеждения или личные взгляды, не позволяющие продолжить службу;
  4. необходимость самостоятельного воспитания и содержания малолетних детей (второй родитель не платит алименты, не участвует в жизни детей);
  5. ухудшение состояния здоровья женщины-военнослужащей в связи с беременностью;
  6. смерть одного из членов семьи, что делает невозможным дальнейшее несение службы;
  7. несоответствие квалификации лица занимаемой должности (человек не может применить все свои знания и навыки, а перевод на вышестоящую должность невозможен).

Важно! Все перечисленные основания вытекают из обобщения судебной практики, которая изложена в Постановлении Пленума Верховного суда РФ №8, принятого в 2014 году. Четкого и исчерпывающего перечня надлежащих уважительных причин на законодательном уровне не закреплено.

Процедура увольнения военнослужащего-контрактника

Лицо, желающее уволится из службы раньше срока, должно подготовить 2 блока документов:

  • первый – письменные доказательства, которые подтверждают наступление в жизни служащего уважительной причины для ухода из ВС;
  • второй – рапорт, адресованный командованию, с просьбой уволить по собственному желанию.

Таблица 1. Документы, необходимые военному для увольнения по собственной инициативе

Документы для увольнения военнослужащего по собственному желанию
Письменные доказательства, подтверждающие наличие уважительной причины, например:

  • медицинское заключение;
  • справка о доходах членов семьи;
  • документы, подтверждающие образование;
  • свидетельство о регистрации факта смерти близкого родственника;
  • другое.
Рапорт в письменной форме.

Подготовленные и оформленные бумаги военнослужащий передает своему командиру. Последний обязан лично изучить полученное прошение, а затем провести со служащим беседу. В результате этого разговора еще раз обсуждаются основания для прекращения службы, а также возможность продолжения выполнения обязанностей с учетом новых обстоятельств в жизни военного.

Если на этом этапе решение об увольнении не изменилось, командир составляет лист беседы, который вместе с рапортом, приложениями и личным делом отправляется на рассмотрение аттестационной комиссии.

Этот орган должен изучить бумаги и дать соответствующее заключение. Комиссия формируется из командиров подразделений, заместителей командира части, сотрудников отдела кадров и юр. отдела. Для рассмотрения вопроса выделяется не более 7 дней.

Итоговое решение оформляется протоколом.

Решение вопроса о возможности увольнения относится к компетенции соответствующего должностного лица. То есть последнее слово остается за главным командиром военнослужащего – тем, кому был адресован рапорт, либо  за вышестоящим командиром. Аттестационная комиссия уполномочена рекомендовать целесообразность увольнения.

Если уход из лав ВС одобрили, следующим этапом станет документальное оформление прекращения службы. Командование издает приказ, контракт расторгается, а служащему производятся положенные выплаты.

Как составить рапорт?

Служащий, который хочет уволиться из ВС по собственному желанию, должен написать рапорт. Документ составляется в письменной форме на имя командира. Единой формы, по которой следует оформлять рапорт, не установлено. Но заявитель обязательно отмечает:

  • сведения о командире, которому адресовано обращение, а именно нужно прописать воинское звание, должность, фамилию и инициалы;
  • персональные данные автора – звание, должность, ФИО;
  • место и время написания прошения;
  • причины для увольнения – одна или несколько.

Унифицированного образца рапорта об увольнении не существует, поэтому допускается свободная формулировка. Что именно написать, зависит от ситуации. Например, конечное решение на увольнение может не относиться к полномочиям адресата рапорта.

В такой ситуации заявитель указывает о своей просьбе перенаправить ходатайство об прекращении службы вышестоящему воинскому должностному лицу.

Документ также может содержать дополнительные пункты, такие как просьбу выдать направление на медицинское обследование или уведомление об отказе проходить военно-медицинскую комиссию.

Рапорт готовится в двух экземплярах. В конце документа стоит прописать перечень приложений. Все сопроводительные бумаги также лучше продублировать. Один экземпляр остается у адресата, а второй с отметкой о регистрации возвращается заявителю.

Скачать образец рапорта вы сможете в конце статьи.

Выплаты и компенсации

Вопрос о том, какие выплаты положены увольняющемуся из ВС, регулируются такими нормативными актами:

  • ФЗ № 306 от 07.11.2011;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *