Предоставление жилья реабилиторованным лицам — Юридические советы

Конституционный суд подтвердил это после жалоб трех женщин — детей репрессированных москвичей, которые хотят вернуться в Москву

Мемориал с именами жертв репрессий «Сад памяти» в Бутово. АГН «Москва»

Конституционный суд РФ встал на сторону жертв политических репрессий в их споре с московскими властями. Судьи признали, что введенные в столице ограничения на предоставление репрессированным бесплатного жилья не соответствуют конституции.

Москвичи, обратившиеся в суд, родились в спецпоселениях или ссылках. Согласно закону, они также считаются репрессированными. В 1991 году за ними закрепили право на получение компенсаций.

Но в 2005 году Госдума передала полномочия устанавливать механизм компенсаций регионам.

Люди зачастую не могли добиться положенных льгот, рассказывает адвокат трех женщин — дочерей репрессированных и руководитель судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан.

Григорий Вайпан руководитель судебной практики Института права и публичной политики

Как пишет «Новая газета» со ссылкой на Московскую комиссию по реабилитации, в 2016 году на учете для получения жилья в Москве состояла 91 иногородняя семья реабилитированных, при этом в 2014-2016 годах жилье получила только одна семья.

Руководитель проекта о жертвах сталинизма «Последний адрес» Николай Иванов общался со многими родственниками репрессированных, когда занимался проектом в Петербурге. Он говорит, что несколько раз были ситуации, когда люди пытаются вернуть не только жилье, но и имущество — картины, старые книги.

— Один раз была проговорена эта проблема о том, что необходимо бы вернуть жилплощадь, которую отобрали вскоре после репрессий.

И еще один раз я случайно наткнулся уже в х в Instagram или еще где-то под одной из табличек последнего адреса, которая была с именем бухгалтера Константина Лианудиса, комментарий правнучки его, которая отказалась с нами общаться по поводу репрессий.

Я так думаю, что у нее не очень все гладко с осознанием того, что это было, но она задала вопрос: а как бы вернуть мне жилплощадь?

— Можно ли в данном случае говорить о некоем запросе от общества?

— Нет, я думаю, что это еще как будто бы не висит в воздухе. Общаясь с репрессированными, я этого не заметил.

Если еще не осуждена законным образом эта самая фигура злодея мирового масштаба, то что уж говорить о том, чтобы волны самые мелкие уже были заглажены и каким-то образом память и справедливость были восстановлены.

Но я горячо приветствую любой разворот государства в сторону того, чтобы каким-то образом восстановить утраченное имущество родственникам репрессированных.

Решение КС активно поддерживал депутат Госдумы, писатель Сергей Шаргунов. Он обещает в ближайшее время принять законодательные акты, чтобы помочь этим людям.

— Понятно, что у нас очень много тех, кто нуждается в таком законном праве. Это, например, большое количество выпускников детских домов, ветераны Великой Отечественной войны. Решение в пользу одной из категорий не должно ущемлять другую группу или умалять ее значение.

Но то, что должен торжествовать закон, если люди незаконно пострадали, то они должны получить обратно то, что у них было отнято. Я полагаю, что решение Конституционного суда абсолютно справедливое, и у государства достаточно ресурсов, чтобы всем людям, которым это жилье полагается, его выдать.

К сожалению, мы видим постоянную проволочку. Я буду содействовать тому, чтобы закон в отношении репрессированных и их потомков был принят Государственной думой. К сожалению, есть еще одна большая беда — правоприменительная практика, когда суды принимают правильные решения, а люди все равно ничего не получают.

А в данном случае мы говорим еще и о пожилых людях.

  • — Речь не идет именно о возвращении, люди в коммуналках же жили, куда возвращаться?
  • — Конечно, речь идет об адекватной замене.
  • — Материальной компенсации?

— Либо жилье. Понятно, что не по тому же месту, где уже другие люди живут.

Юристы отмечают, что ситуация с репрессированными похожа на историю с чернобыльцами.

И тем и другим вред причинен государством, в обоих случаях потребовался специальный закон, чтобы как-то компенсировать последствия. Для чернобыльцев государство ввело жилищные сертификаты.

Вопрос с репрессированными нужно решить как можно скорее, потому что сейчас это уже достаточно пожилые люди, напоминают юристы.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Жертвам репрессий создали невыполнимые условия

Общественная палата РФ раскритиковала правительственные поправки к закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Речь идет о праве репрессированных и их детей на бесплатное жилье в том городе, где семья проживала на момент ареста.

В прошлом году Конституционный суд потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.

В Общественной палате констатируют, что получившийся законопроект «невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда» — и он не поможет жертвам репрессий.

Вчера Общественная палата (ОП) РФ опубликовала отрицательное заключение к правительственному законопроекту о праве репрессированных на бесплатное жилье (.pdf). «Нулевые чтения» на эту тему прошли в ОП еще 4 августа 2020 года. В итоговом документе говорится, что проект «невозможно признать обоснованным и достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав реабилитированных лиц».

Напомним, в декабре 2019 года Конституционный суд постановил исправить закон о жертвах репрессий. Сейчас эти люди имеют право на бесплатное жилье в городе, где семья находилась на момент ареста и высылки.

Но полномочия распределять квартиры были переданы регионам, которые выставили зачастую невыполнимые условия. Летом правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минстроем.

Он убрал некоторые ограничения, но при этом оставил регионам полномочия по распределению жилья. Более того, в нем не был прописан конкретный механизм финансирования.

В случае его принятия жертвы репрессий должны будут встать в конец общей очереди на жилье — чтобы получить квартиру в Москве, им придется ждать около 30 лет. Документ вызвал шквал критики со стороны правозащитников, но 14 июля был внесен в Госдуму.

«Общественная палата выступает за справедливое, окончательное разрешение вопроса о посильной в настоящее время компенсации нанесенного ущерба реабилитированным жертвам политических репрессий, членам их семей,— говорится в отзыве на законопроект.— Однако решение такой задачи посредством предлагаемой поправки в данном случае не может считаться достаточным».

Прежде всего авторы документа указывают, что Конституционный суд постановил решить проблему на федеральном уровне, чтобы у репрессированных из разных регионов были одинаковые права.

А значит, правительственный законопроект не должен был передавать этот вопрос на уровень региональных властей. «Предлагаемый подход невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда», прямо говорится в документе.

Эксперты ОП обращают внимание на заявление, что правительственный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. «Данное утверждение представляется спорным»,— говорится в отзыве. Дело в том, что возмещение подобного вреда необходимо «отнести к расходным обязательствам РФ».

«Кроме того, материалы к законопроекту не содержат сведений об общем количестве лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями»,— указывает ОП.

Согласно регламенту пояснительная записка законопроекта обязательно должна содержать «финансовый, экономический и (или) статистический анализ текущей ситуации, (…) прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений».

В отзыве указано, что правительственный законопроект сохраняет существующий порядок «очереди» для репрессированных.

При этом КС указывал, что РФ обязана стремиться к «возможно более полному возмещению вреда», причиненного жертвам политических репрессий, «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала».

«Принимая во внимание зачастую затягивающиеся сроки предоставления жилых помещений в порядке общей очередности», ОП приходит к выводу, что репрессированные, «как правило, люди преклонного возраста», могут не дожить до получения квартир.

«Представляется целесообразным обеспечить жильем реабилитированных лиц в возможно короткий срок, путем разработки и реализации специального порядка предоставления жилых помещений,— заявляет ОП.— Однако представленный законопроект не предусматривает подобных положений».

«Мы удовлетворены результатами нулевых чтений в Общественной палате,— заявил “Ъ” юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех заявительниц иска в КС.— Палата указала на главные недостатки правительственного законопроекта. Во-первых, отсутствие федерального регулирования и финансирования жилья для жертв репрессий.

Во-вторых, предоставление жилья жертвам репрессий в порядке общей очереди. Рассчитываем на то, что депутаты учтут позицию Общественной палаты. Законопроект концептуально не соответствует постановлению КС и поэтому должен быть отклонен уже в первом чтении». Господин Вайпан добавил, что создал онлайн-петицию в поддержку права жертв репрессий на получение жилья.

Правительственный законопроект будет рассмотрен 23 сентября на заседании профильного комитета Госдумы.

Александр Черных

Сотрудники “Ъ” о том, как коммунистический террор коснулся их семей

Читайте также:  Льготы по оплате ЖКУ при наличии инвалидности — Юридические советы

Читать далее

Право на реабилитацию и порядок ее реализации в уголовном судопроизводстве

  • Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государств, гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
  •             В уголовном судопроизводстве предусмотрено право граждан, ставших жертвами незаконного уголовного преследования, на реабилитацию, а порядок его реализации закреплен в главе 18 УПК РФ.
  •             Под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
  •             КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА РЕАБИЛИТАЦИЮ
  • В соответствии с частью 2 статьи 133 и частью 2 статьи 135 УПК РФ право на реабилитацию имеют лица, уголовное преследование которых признано незаконным или необоснованным судом первой инстанции по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 133 УПК РФ, а также лица, в отношении которых уголовное преследование прекращено по указанным основаниям на досудебных стадиях уголовного судопроизводства либо уголовное дело прекращено и (или) приговор отменен по таким основаниям в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
  •             На досудебных стадиях к таким лицам относятся подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24 УПК РФ (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению).
  •             На стадии уголовного судопроизводства к лицам, имеющим право на реабилитацию, соответственно относятся: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения и (или) по иным реабилитирующим основаниям; осужденный – в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 УПК РФ (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 6 части первой статьи 24 УПК РФ).
  •             Право на реабилитацию имеет также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
  •             Обращаю внимание, что право на реабилитацию имеет не только лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по делу в целом, но и лицо, уголовное преследование в отношении которого прекращено в части предъявленного ему самостоятельного обвинения.

            Например, лицо обвинялось по двум составам преступления, однако в ходе расследования по одному эпизоду уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. И, как следствие, у лица возникает право на реабилитацию в связи с незаконным уголовным преследованием по прекращенному эпизоду.

            Нередко в судебной практике встречаются случаи, когда по одному эпизоду лицо признано виновным, а по другому вынесен оправдательный приговор. В связи с чем, у лица возникает право на реабилитацию за незаконное уголовное преследование по эпизоду, по которому он оправдан.

  1.             Не имеют право на реабилитацию подозреваемый, обвиняемый, осужденный, преступные действия которых переквалифицированы или из обвинения которых исключены квалифицирующие признаки, ошибочно вмененные статьи при отсутствии идеальной совокупности преступлений либо в отношении которых приняты иные решения, уменьшающие объем обвинения, но не исключающие его (например, осужденный при переквалификации содеянного со статьи 105 УК РФ (умышленное убийство) на статью 109 (убийство по неосторожности)).
  2.             Право на реабилитацию при постановлении оправдательного приговора либо прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 УПК РФ, имеют лица не только по делам публичного и частно-публичного обвинения, но и по делам частного обвинения.
  3.             Право на реабилитацию признается за лицом дознавателем, следователем, прокурором, судом, признавшими незаконным или необоснованным его уголовное преследование (принявшими решение о его оправдании либо прекращении в отношении его уголовного дела полностью или частично), о чем в соответствии с требованиями статьи 134 УПК РФ они должны указать в резолютивной части приговора, определения, постановления.
  4.             После вступления в законную силу указанных процессуальных решений реабилитированному лицу должно быть направлено извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, в котором, в частности, должно быть указано, какой вред возмещается при реабилитации, а также порядок и сроки обращения за его возмещением.
  5.             ТРЕБОВАНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
  6. В соответствии со статьями 135, 138 УПК РФ в уголовно-процессуальном порядке рассматриваются требования реабилитированного о возмещении вреда (за исключением компенсации морального вреда в денежном выражении), восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав, о восстановлении в воинском, специальном, почетном звании или классном чине, а также о возвращении ему государственных наград, которых он был лишен.
  7.             Предусмотренная главой 18 УПК Российской Федерации процедура с точки зрения действующей модели правового регулирования является ускоренным, сокращенным производством, предназначенным для скорейшего рассмотрения требования реабилитированного в условиях отсутствия спора о его субъективном праве на возмещение вреда и о фактических обстоятельствах, предопределяющих размер возмещения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года N 28-П).

            При этом восстановление трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврат имущества или его стоимости, возмещение убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде, могут осуществляться и в порядке гражданского судопроизводства, как это предусмотрено частями пятой и шестой статьи 29 ГПК Российской Федерации. По смыслу части первой статьи 138 УПК Российской Федерации реабилитированный вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства, если требование о возмещении ему вреда суд не удовлетворил или он не согласен с принятым судебным решением, чем обеспечивается защита интересов лиц, имеющих право на реабилитацию (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 16-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года N 376О и от 27 сентября 2018 года N 2210-О).

  •             Учитывая, что уголовно-процессуальным законом для реабилитированных установлен упрощенный по сравнению с исковым порядком гражданского судопроизводства режим правовой защиты, освобождающий их от бремени доказывания оснований и размера возмещения имущественного вреда, при рассмотрении требований реабилитированных о возмещении такого вреда суд в случае недостаточности данных, представленных реабилитированным в обоснование своих требований, оказывает ему содействие в собирании дополнительных доказательств, необходимых для разрешения заявленных им требований, а при необходимости и принимает меры к их собиранию.
  •             ТРЕБОВАНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
  • Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования (как пра вило, это взыскание морального вреда в денежном выражении, а также в части требований, оставленных без рассмотрения в порядке уголовного судопроизводства).

            Возмещение морального вреда производится в соответствии со статьями 151 и 1101 ГК РФ.

Кроме этого, статья 136 УПК РФ предусматривает принесение прокурором реабилитированному официального извинения от имени государства за причиненный ему вред; помещение в средствах массовой информации сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования в отношении реабилитированного были распространены в средствах массовой информации; направление письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или по месту жительства.

  1.             При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному должны учитываться степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
  2.             В соответствии с частью 6 статьи 29 ГПК РФ иск о возмещении морального вреда может быть подан реабилитированным по его выбору в суд по месту своего жительства или в суд по месту нахождения ответчика.
  3.             Если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то с требованием о возмещении вреда реабилитированный вправе обратиться в суд, постановивший приговор, либо с учетом положений части 2 статьи 396 УПК РФ – в суд по месту своего жительства.

            При обращении в суд за восстановлением нарушенных прав и возмещением вреда реабилитированный освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

            Вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме (в том числе с учетом требований статьи 15 ГК РФ) независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.

Читайте также:  Оплата налогов резидентом и нерезидентом РФ — Юридические советы

            В качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации. Как правило, интересы Министерства финансов Российской Федерации в судах представляют по доверенности управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

            В соответствии со статьей 135 УПК РФ возмещение лицу имущественного вреда при реабилитации включает в себя возмещение заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых лицо лишилось в результате уголовного преследования; возврат имущества или возмещение ущерба, причиненного конфискацией или обращением имущества в доход государства на основании приговора или решения суда; возмещение штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; возмещение сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи защитникам, и иных расходов, понесенных реабилитированным вследствие незаконного или необоснованного уголовного преследования, подтвержденных документально либо иными доказательствами.

            Неполученные заработная плата, пенсия, пособие, другие средства, которых реабилитированный лишился в результате уголовного преследования, исчисляются с момента прекращения их выплаты. Исходя из положений части 1 статьи 133 УПК РФ о полном возмещении вреда период, за который они подлежат возмещению, определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

            Наиболее часто реабилитированные обращаются за возмещением расходов, понесенных за оказание юридической помощи в период уголовного преследования.

Ежемесячная пожизненная денежная компенсация лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
  • нарушение срока предоставления государственной услуги.
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги.
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя.
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Общие требования к подаче и рассмотрению жалобы:

  • жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.
  • жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.
  • заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.
  • в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
    • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
    • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах.
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  • Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям.
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и(или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации (ОСЗН), предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации Санкт‑Петербурга.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Более 1,5 тыс. семей жертв репрессий подали заявления на обеспечение жильем

МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Лишь более 1,5 тыс. семей, члены которых были репрессированы в советское время, подали заявления на обеспечение жильем и встали на учет в России. Об этом сообщил начальник отдела реализации гособязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Минстроя РФ Али Яндиев.

«Минстрой собирал статистику, в том числе направлялись запросы в субъекты. В соответствии с информацией, которую представили субъекты, речь идет о более 1,5 тыс. семей», — сказал Яндиев в ходе общественной экспертизы двух законопроектов, касающихся обеспечения жильем жертв репрессии. Мероприятие прошло в Общественной палате России.

В свою очередь, секретарь ОП РФ Лидия Михеева отметила, что 1,5 тыс. семей по всей России — «довольно условная цифра». По ее мнению, потенциальных заявителей на обеспечение жильем среди семей репрессированных в советское время может быть гораздо больше.

«Жители Урала, Сибири, восточного Казахстана, севера России, наверняка, в большинстве своем в истории семей имеют такие обстоятельства (репрессии в отношении членов семей — прим. ТАСС). И, честно говоря то, что всего 1,5 тыс.

Читайте также:  Наследование доли в квартире при отсутствии родственников — Юридические советы

семей во всей стране собрали документы, сформировали эти пакеты и обратились в органы власти — это тоже очень интересный социальный феномен», добавила Михеева.

В Общественной палате также предложили дополнить федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий». В частности, по мнению членов ОП РФ, граждане, которые утратили жилье из-за репрессий, должны получить его однократно и без очереди.

Также предлагается установить минимальный перечень документов.

«Это документ о том, что они репрессируемые, либо решение суда, устанавливающее данный факт, и заявление этих лиц о желании возвратиться в места прежнего проживания, где были выселены их реабилитированные родители», — отметила член Общественный палаты Светлана Казаченок.

Ранее на рассмотрение в Государственную думу было направлено два законопроекта, предлагающих изменения в ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий».

В частности, депутаты фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов и Галина Хованская предлагают гарантировать жертвам репрессий или членам их семей выплаты из федерального бюджета на строительство или покупку жилья.

В свою очередь, законопроект Минстроя РФ предусматривает, что субъекты России должны заниматься вопросом обеспечения жильем реабилитированных граждан и членов их семей.

Оба законопроекта разработаны во исполнение постановления Конституционного суда (КС) РФ от 10 декабря 2019 года по жалобам жительницы Кировской области Алисы Мейсснер, Елизаветы Михайловой из Владимирской области и Евгении Шашевой из Республики Коми. КС указал, что федеральный законодатель должен урегулировать условия и очередность предоставления жертвам репрессий жилых помещений по прежнему месту жительства.

Реабилитированные жертвы репрессий смогут получить жилье там, откуда их сослали — Агентство социальной информации

  • В Госдуму 17 июня внесли законопроект, по которому жертвы политических репрессий и их родственники смогут получить выплаты на покупку жилья в том месте, где они проживали до репрессий.
  • Законопроект разработали, чтобы выполнить постановление Конституционного суда, согласно которому российские власти должны как можно более полно возмещать вред, нанесенный жертвам политических репрессий.
  • Еще в 2019 году Михаил Федотов, на тот момент занимавший должность главы СПЧ, заступился за родных реабилитированных жертв политических репрессий, которые хотят вернуться в Москву, где их родители жили до репрессий.

17 марта 2019 года в Конституционный суд обратились три родственницы реабилитированных жертв политических репрессий: Мейсснер A.Л. (Кировская область), Михайлова Е.С. (Владимирская область) и Шашева Е.Б. (Республика Коми). Их родители жили в Москве, но были репрессированы в 1930-1940-х годах. Теперь они хотят вернуть себе право на жилые помещения в столице.

«Совет считает необходимым поддержать эти жалобы, учитывая их общественную и нравственную значимость. Представляется, что рассмотрение Конституционным судом указанных жалоб помогло бы решению важной проблемы, связанной с восстановлением прав лиц, ставших жертвами незаконных репрессий», — говорилось в письме СПЧ.

На тот момент максимальный размер компенсации за утраченное жилье составлял 10 тыс. рублей, иных сумм в законе о реабилитации не предусматривалось.

Предложенные изменения в статью 13 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» регулируют единовременную выплату, которая рассчитывается с учетом членов семьи репрессированного, которые будут с ним проживать, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья там, куда хочет вернуться репрессированный.

«Законопроект предусматривает, что реабилитированным лицам гарантируется однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением по прежнему месту жительства путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Законопроектом также предусмотрены особые сроки предоставления таких выплат — в срок не позднее одного года со дня подачи реабилитированными лицами соответствующего заявления в уполномоченный орган», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Сейчас законопроект направили в Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Жертвам политических репрессий хотят дать жильё вне очереди

 Парламентская газетаПарламентская газета

Общая очередь или компенсация в 10 тысяч

Законодательная инициатива депутатов парламентской фракции «Справедливая Россия» направлена на дополнительную защиту жертв политических, религиозных и национальных репрессий. Чаще всего личное имущество депортированных и репрессированных подлежало полной конфискации, из-за чего даже после полной реабилитации им некуда было вернуться.

В 1991 году был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий, где были перечислены все категории граждан, подпадающих под это определение. В этом документе также были прописаны льготы и преференции для жертв политических репрессий.

Так, граждане, пострадавшие за политические и религиозные убеждения, имели первоочередное право на получение жилья в местах, откуда их насильственно выселили. В 2004 году в закон были внесены изменения, согласно которым реабилитированным лицам давали жильё в порядке общей очереди. Другими словами, выделением квартир для репрессированных россиян занимался регион.

Понятно, что скорость движения такой очереди напрямую зависела от его возможностей. right589тысяч россиянпризнаны репрессированными по политическим и национальным мотивам

Далеко не все репрессированные имели возможность вернуться в родной город или деревню. Согласно законодательству, альтернативой возвращению имущества является денежная компенсация — не более четырех тысяч за имущество без жилых домов или 10 тысяч за всё имущество, включая жилые дома.

Законопроект Сергея Миронова, Олега Нилова и Олега Шеина призван восстановить историческую справедливость. «Эти люди и так подверглись чудовищной несправедливости со стороны государства.

Настрадались больше, чем кто-либо, лишились не только жилья, потеряли своих близких, здоровье, провели годы жизни в ссылке и лагерях. Многого государство не в состоянии им компенсировать.

Но то малое, что возможно, мы обязаны им вернуть, и как можно скорее«, — говорится в сообщении пресс-службы фракции »Справедливой России».

Так же, как и в действующем законодательстве, проект депутатов «Справедливой России» распространяется не только на граждан, лишившихся вследствие репрессий крыши над головой, но и на членов их семей.

Реабилитированными считаются и дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями в ссылке, высылке и на спецпоселении.

А также дети репрессированных, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте сиротами.

На что имеют право потомки

Законопроект только готовится к рассмотрению в Госдуме в первом чтении, а уже вызвал резонанс в обществе. Большинство членов думского Комитета по делам национальностей его поддерживают.

При этом некоторые выражают сомнения, насколько целесообразно перекладывать на регионы, многие из которых являются банкротами, проблему с предоставлением жилья репрессированным. «Попытка решить вопрос натыкается на экономическую ситуацию в регионах.

Мы ещё больше усугубляем эту проблему», — высказал мнение член комитета Александр Кравец.

С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий.Эту точку зрения разделяет российский политолог, журналист и правозащитник Алексей Мартынов: «У меня двоякое отношение к этой инициативе.

С одной стороны, цель, безусловно, благая, с другой — это очередная попытка педалирования темы политических репрессий», — высказал своё мнение «Парламентской газете» Мартынов.

В числе тех, кто сейчас пользуется правом на приоритетное получение жилья, напоминает политолог, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда — не менее заслуженные и нуждающиеся в отдельной квартире люди.

Сенатор от Крыма Сергей Цеков согласен с тем, что реабилитированные лица должны иметь возможность вернуться в родные края и получить жильё вне очереди. А вот на потомков распространять эту норму, считает сенатор, не стоит.

«Мой прадед — этнический грек, был сослан на Урал, где и умер.

Как потомок репрессированного я категорически против того, чтобы родственники реабилитированных граждан пользовались их правами», — заявил «Парламентской газете» сенатор.

В русской общине полуострова инициативу депутатов тоже не поддерживают. По данным организации, если кто и нуждается в улучшении жилищных условий, то это в основном славянские семьи, чьи родственники не были депортированы.

Льготников посчитают по заявлениям

Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек считает, что предельно ясный и конкретный законопроект справедливороссов, наоборот, должен остановить все спекуляции на тему репрессий.

«Документом чётко определено — воспользоваться всеми льготами можно только на основании справки о реабилитации, а получение такой справки ограничено 1956 годом», — уточнил «Парламентской газете» депутат от Крыма.

То есть первоочередное право на получение жилья будет у тех, кто был признан репрессированным 60 лет назад.

Сейчас вообще трудно представить, кто воспользуется данными льготами, считает Бальбек, ведь предоставлять жильё будут по заявительному принципу. Принятие закона, как убеждён депутат, не потребует увеличения бюджета региона. Ведь деньги на приоритетное выделение жилья в бюджет субъекта уже заложены.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *