Проведение медико-социальной экспертизы — Юридические советы

Что такое медико-социальная экспертиза и каков порядок ее проведения? Какие виды задач решает бюро медико-социальной экспертизы? Как медико-социальная комиссия определяет группу инвалидности?

Добрый день, дорогие читатели! Вы находитесь на сайте «ХитёрБобёр.ru» и с вами я, Мария Даровская.

Сегодня мы поговорим о медико-социальной экспертизе, её нюансах, целях и особенностях.

Для начала давайте выясним, что принято называть медико-социальной экспертизой, и чем она отличается от других видов экспертиз.

1.Что такое медико-социальная экспертиза и кем она проводится?

Медико-социальная экспертиза (далее МСЭ) преследует цель определить потребности человека в соцзащите.

МСЭ — это процедура, по результатам которой эксперты признают лицо инвалидом или отказывают ему в этом статусе.

Если эксперты определили, что лицо — действительно нуждающийся в соцзащите инвалид, то после этого определяют, к какой группе инвалидности его отнести и какие меры реабилитации необходимы.

Оценку проводят комплексно, анализируют клинические, бытовые, функциональные, психологические показатели лица (смотрите также «Психиатрическая экспертиза» и «Психологическая экспертиза»).

Анализ выполняют, исходя из критериев, утвержденных Федеральными органами. Саму процедуру проведения регулирует Федеральный закон, статьи 7 и 8.

Проведением МСЭ занимаются федеральные учреждения — в частности, бюро МСЭ. Форму направления на исследование утвердило Министерство здравоохранения и соцразвития.

С другими видами независимой экспертизы вы можете ознакомиться в нашей обзорной статье.

2. Какие задачи решает бюро МСЭ — 5 основных видов

Деятельность бюро МСЭ регулирует приказ Министерства труда и соцразвития.

Всего существует 5 основных видов задач, которые решает бюро.

Задача 1. Установление инвалидности

При проведении исследования на предмет признания инвалидности руководствуются правилами, утвержденными специальным правительственным постановлением.

Инвалид — лицо, чье здоровье нарушено, из-за чего в организме и его функционировании возникли стойкие нарушения, появились препятствия нормальной жизнедеятельности и, как следствие, потребность в соцзащите.

Человека признают инвалидом, если:

  1. У него нарушено здоровье и есть стойкие расстройства организма из-за болезней, травм, дефектов.
  2. Он полностью или частично утратил возможность обслуживать себя, перемещаться, ориентироваться, управлять собой и своим поведением, учиться, работать, взаимодействовать с людьми.
  3. Ему нужна соцзащита и реабилитация.
  • Стоит учесть, что человека не признают инвалидом, если у него в наличии лишь один из этих признаков.
  • Направляют на экспертизу в основном лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ), но иногда направить на МСЭ могут и в пенсионных госинстанциях и органах соцпомощи.
  • Освидетельствует лицо комиссия по инвалидности при подаче заявления в письменном виде и при наличии приложенных меддокументов о состоянии здоровья и других документов о статусе гражданина.
  • Если в наличии имеется направление на МСЭ, то в бюро его регистрируют в день подачи.
  • В видео вы узнаете о правилах направления на МСЭ.

Задача 2. Разработка программ реабилитации инвалидов

Индивидуальные программы реабилитации готовят в бюро МСЭ.

Как при первичном, так и при повторном освидетельствовании, экспертиза выявляет, насколько нужна реабилитация и какой она должна быть.

Индивидуальная программа реабилитации — специально разработанный документ, содержащий комплекс мероприятий, цель которых — восстановить или компенсировать утраченные функции организма, способности.

В обязательном порядке проводят разъяснение целей, задач, ожидаемых результатов, возможных последствий инвалиду или его представителю. В документах экспертизы пишут дату проведения этой беседы.

Рекомендуем прочесть статью «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями».

Задача 3. Определение группы нетрудоспособности

Существует несколько категорий инвалидности: I, II, III группы и категория «ребенок-инвалид».

К той или иной категории нетрудоспособности лицо причисляют в зависимости от степени нарушений организма и ограничений в жизнедятельности человека.

Инвалидам I, II, III групп устанавливают трудовую пенсию. Если у лица отсутствовал трудовой стаж, то устанавливают социальную пенсию. Эта норма регулируется Федеральным законом.

Задача 4. Повторное освидетельствование инвалидности

Решение признать гражданина инвалидом или отказать ему в этом статусе принимают после получения и рассмотрения данных.

Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Решение о признании человека инвалидом принимается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы по результатам экспертизы. Однако много вопросов о том, как оформить инвалидность поступает в Департамент труда и соцзащиты Москвы. Рассказываем алгоритм действий.

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) можно получить в медицинских организациях, а также в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, в органах социальной защиты населения при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Только лечащий врач, зная диагноз, результаты лечения, реабилитации и абилитации пациента, определяет, есть ли признаки инвалидности, поэтому лучше всего обращаться за направлением на МСЭ к нему.

Для прохождения МСЭ соответствующее заявление и необходимые документы подаются в бюро МСЭ по месту жительства. Информацию по адресам подразделений Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах можно посмотреть на сайте.

Перечень документов для освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы:

  • Согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
  • Документ, удостоверяющий личность (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность), для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ — дополнительно «вид на жительство»; удостоверение беженца предъявляется лично, для иногородних граждан — свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией или органом социальной защиты населения, или пенсионным органом;
  • Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • Акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • Для уволенных с военной службы — свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • Копия трудовой книжки;
  • Медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • Профессионально-производственная характеристика с последнего места работы.

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные документы, а также социальные, бытовые, профессиональные и другие аспекты жизни кандидата.

Человек, признанный инвалидом, получает на руки справку об инвалидности с указанием присвоенной группы, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

Если по результатам проведенной экспертизы человек не признан инвалидом, то ему, по желанию заявителя, выдается справка о результатах МСЭ.

Обжаловать решение МСЭ можно в течение месяца с момента проведения экспертизы обратившись в бюро, проводившее МСЭ, в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде на сайте Госуслуг.

Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: 8 (495) 916-03-09.

  • Напоминаем:
  • Переосвидетельствование людей с инвалидностью I группы проводится 1 раз в 2 года, II и III групп — 1 раз в год, а детей с инвалидностью — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
  • Важно:

В период со 2 октября 2020 года до 1 марта 2021 года включительно действует «Временный порядок признания лица инвалидом» (Временный порядок). Медико-социальная экспертиза проводится заочно.

  1. Признание гражданина инвалидом, срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, при отсутствии направления на МСЭ осуществляется путем продления ранее установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также разработки новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные реабилитационные или абилитационные мероприятия.
  2. Инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.
  3. Продление инвалидности гражданину, которому при предыдущем освидетельствовании была установлена категория «ребенок-инвалид» до достижения возраста 18 лет и срок переосвидетельствования которого наступает в период действия Временного порядка, осуществляется путем установления I, II или III группы инвалидности на срок 6 месяцев в соответствии с заключением федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, сведения о которых имеются в протоколе проведения МСЭ гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы при последнем освидетельствовании.

Продление инвалидности осуществляется без требования от гражданина (его законного или уполномоченного представителя) заявления о проведении МСЭ. При этом письменного согласия гражданина не требуется.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Порядок направления на медико-социальную экспертизу

  • Порядок оформления гражданам направления на МСЭ (форма № 088/у)
  • Общие положения
  • Выдача направлений на медико – социальную экспертизу (далее МСЭ) производится гражданам Российской Федерации, постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, имеющим статус беженца (далее гражданин, пациент).
  • Пациенты направляются на МСЭ учреждением здравоохранения, оказывающим лечебно – профилактическую помощь по территориально – участковому принципу – по месту жительства или прикрепления гражданина (в исключительных случаях направление на прохождение МСЭ заполняется в стационарных условиях во время пребывания гражданина в стационаре) при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма пациента, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
  • Порядок оформления гражданам направления на МСЭ (форма № 088/у)
  •  Для получения направления гражданину необходимо:
  • Записаться на приём к лечащему врачу по месту жительства или прикрепления (к участковому терапевту, педиатру поликлиники, врачу общей практики, травматологу травматологического пункта, акушеру – гинекологу женской консультации, врачу — специалисту поликлиники и т.д.) в зависимости от профиля заболевания.
  • Ведущий лечащий врач (по профилю заболевания) проводит осмотр пациента (жалобы, анамнез, объективный, локальный статус, диагноз). Определяет наличие данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма пациента, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
  • Для подтверждения диагноза, степени функциональных нарушений, и расстройств лечащий врач назначает гражданину необходимое обследование в соответствии с приказом МЗ РТ от 5 мая 2011 г. N 610 «Об утверждении рекомендуемого перечня диагностических исследований при направлении граждан Республики Татарстан на медико-социальную экспертизу» (лабораторно — диагностические и инструментальные обследования, консультации специалистов, которые необходимо пройти больному) в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, утверждёнными в установленном порядке.
  • При необходимости врач направляет гражданина на консультации или обследования в иные государственные учреждения.
  • Пациент проходит назначенные врачом консультации, обследования (последовательность прохождения специалистов произвольная, если иное не указано врачом).
  • Пациент возвращается к ведущему лечащему врачу, который направляет гражданина на врачебную комиссию (далее — ВК) для решения вопроса о направлении пациента на освидетельствование в бюро МСЭ.
  • Врачебная комиссия учреждения здравоохранения решает вопрос о возможности направлении пациента на освидетельствование в бюро МСЭ.
  • При положительном решении (решение о направлении гражданина на МСЭ и выдаче формы 088/у) пациенту заполняется форма № 088/у (результаты лабораторных инструментальных исследований, консультаций специалистов выписка из амбулаторной карты больного).
  • При отрицательном решении (отказе в направлении на освидетельствование) — пациенту выдаётся справка ВК о решении.
Читайте также:  Как составить жалобу в прокуратуру на действия соседа по земельному участку. — Юридические советы

При несогласии с решением врачебной комиссии пациент (его законный или улономоченный представитель) имеют право самостоятельно обратиться в бюро МСЭ на основании выданной справки ВК.

  • Также пациенту может быть рекомендовано дополнительное обследование для уточнения степени выраженности нарушения функций организма, с последующим окончательным вынесением решения по вопросу направления гражданина на МСЭ.
  • По окончании оформления медицинской документации направление на МСЭ (форма 088/у) подписывается председателем и членами врачебной комиссии медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации.
  • Документы больного (форма 088/у или справка ВК об отказе в направлении на МСЭ) по защищённому электронному каналу связи, в течение трех дней с момента их выдачи направляются в бюро МСЭ.
  • Освидетельствование в Бюро МСЭ.
  • Результаты освидетельствования направляются в виде обратного талона формы № 088/у в лечебное учреждение.

Порядок оформления гражданам направления на МСЭ (форма № 088/у) в электронном виде (блок – схема)

Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы «Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утверждённый приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н (Извлечение)

  1. Для всех видов экспертизы:
  • Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации  (лица без гражданства);
  • Заявление о предоставлении государственной услуги (форма заявления размещена на официальном сайте ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Татарстан Минтруда России в разделе «Информация для граждан/бланки заявлений» http://mse116.ru/blanki );
  • Направление на медико-социальную экспертизу (форма № 088/у), выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или органом социальной защиты населения или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение или справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная врачебной комиссией медицинского учреждения;
  • Документы – оригиналы и копии из медицинских учреждений, согласно которым подтверждаются или опровергаются нарушения функционирования органов организма (медицинские документы: амбулаторная карта, выписки из стационаров, результаты обследований);
  • Свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС);

Для определения группы инвалидности (категории «ребенок – инвалид) (дополнительно):

  • Справка об инвалидности (при повторном освидетельствовании);
  • Копия трудовой книжки, с обязательным заверением отдела кадров организации, где работает человек (оригинал трудовой книжки для неработающих граждан);
  • Сведения о характере и условиях труда (для работающих) — производственная характеристика;
  • Для учащихся необходимо представить характеристику из ВУЗа или учреждения образования (педагогическая характеристика на учащегося);
  • Индивидуальная программа реабилитации и/или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка – инвалида) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании.
  1. Для установления степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (дополнительно):
  • Акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1); акт о случае профессионального заболевания; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов) о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные до 06.01.2000;
  • Трудовая книжка (для не работающих) или её заверенная копия (для работающих);
  • Заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве или профессиональному  заболеванию (предоставляется работодателем или страховщиком);
  • Заключение врачебной комиссии ЛПУ о нуждаемости в медицинской реабилитации;
  • Программа реабилитации пострадавшего (ПРП) с отметками об ее выполнении при повторном освидетельствовании;
  • Справка о результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах при повторном освидетельствовании.
  1. Для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) близкого родственника гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего по контракту) (дополнительно):
  • Справка о составе семьи из жилищно-эксплуатационного органа или органа местного самоуправления;
  • Документ, удостоверяющий личность отца, матери, жены, мужа, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя, в отношении которого определяется нуждаемость по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • Свидетельство о рождении родных брата или сестры;
  • Свидетельство о рождении родителей военнослужащего или призывника (при нуждаемости в уходе бабушки или дедушки);
  • Решение суда (при нуждаемости в уходе усыновителей);
  • Свидетельство о браке (при нуждаемости в уходе жены, мужа);
  • Справка из органа социальной защиты населения о том, что нуждающееся в постороннем уходе лицо не находится на полном государственном обеспечении.
  1. Для определения причины инвалидности (дополнительно):
  • Сведения из медицинской организации, подтверждающие наличие стойких ограничений жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся до 18 лет) – для установления причины «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны;
  • Сведения из медицинской организации о наличии оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (выполнения интернационального долга в Афганистане)  — для установления причины «военная травма» без военно-медицинских документов;
  • Заключение военно-врачебной комиссии  о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний – для установления причин: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»;
  • Справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная медицинскими учреждениями, Центральным архивом Минобороны России, Архива военно-медицинского музея, Российского государственного военного архива – для причин «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска»;
  • Заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием – для причины инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.
  1. Для определения причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы:
  • Заявление члена семьи умершего;
  • Паспорт заявителя либо другой документ, удостоверяющий его личность;
  • Копия медицинского свидетельства о смерти;
  • Выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  • Копия справки об инвалидности, если умерший признавался инвалидом;
  • Медицинские документы умершего, имеющиеся на руках у заявителя.
  1. Для установления стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации:
  • Заявление сотрудника о направлении его на МСЭ;
  • Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
  • Свидетельство о  болезни с заключением о не годности или ограниченной годности в военной службе вследствие военной травмы;
  • Копия приказа об увольнении по болезни.

Нормативные документы

Проведение медико-социальной экспертизы — Юридическая консультация

На территории Российской Федерации проведение медико-социальной экспертизы и установление инвалидности осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства (Федеральным бюро, главным бюро, бюро, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы).

Медико-социальная экспертиза (далее — МСЭ) проводится специалистами бюро по месту жительства гражданина (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы России).

МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Для проведения МСЭ необходимо заявление гражданина (его представителя по закону или по доверенности), поданное в письменной форме с приложением направления на МСЭ (форма 088/у-06) и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

МСЭ проводится путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Экспертиза может быть проведена заочно по документам по решению соответствующего бюро.

Читайте также:  Установка общедомового счетчика учета тепловой энергии — Юридические советы

Порядок проведения экспертизы определяется Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29.01.2014 № 59н.

Более подробную информацию, согласно п. 4 указанного регламента, можно получить:

непосредственно в помещениях, где предоставляется государственная услуга, — на информационных стендах или информационных терминалах, размещенных в удобном для получателей государственной услуги месте;

в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru);

на официальном сайте Минтруда России http://www.rosmintrud.ru;

на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы»: http://fbmse.ru.

  • Информация о предоставлении государственной услуги может быть предоставлена получателю государственной услуги:
  • при личном обращении, по телефону, посредством ответа на обращение на бумажном носителе либо по желанию получателя государственной услуги — с использованием Интернета.
  • Информация о предоставлении государственной услуги предоставляется бесплатно.

Таким образом, автоматически справка об инвалидности, выданная в Казахстане, не признается в России. Однако может быть предусмотрена упрощенная форма проведения экспертизы в зависимости от представленных документов и по согласованию со специалистами Бюро медико-социальной экспертизы.

Как оспорить группу инвалидности

В Госюрбюро Московской области часто приходят вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов.

В частности, как можно и можно ли оспорить группы инвалидности, в случае ее понижения? Актуальность этого вопроса вызвана последствиями изменения группы инвалидности, например с I группы на II, в виде отмены некоторых льгот, которые распространяются только на инвалидов I группы.

Многим подобные решения, принятые бюро медико-социальной экспертизы, кажутся несправедливыми. В нашем материале мы расскажем, как оспорить решение об установлении группы инвалидности, стоит ли для этого прибегать к независимой медицинской экспертизе, и в каких случаях вам поможет Госюрбюро Московской области.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.

№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон № 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ч. 1 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Закона № 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (ст. 32 Закона № 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее — Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющихся филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).

  • Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
  • В соответствии с п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
  • а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
  • В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
  • Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специа­листами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
  • Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.

Таком образом, освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с присвоением той или иной группы инвалидности, суды не учитывают заключения независимой медицинской экспертизы.

Если вы не согласны с решением бюро, которое, по вашему мнению, неправильно определило группу инвалидности, то у вас есть два способа обжаловать его:

в течение месяца подать на бумаге или с помощью портала «Госуслуги» соответствующее заявление с жалобой в вышестоящее бюро. Оно должно рассмотреть его в течение месяца и вынести соответствующее решение (п. 42—45 Правил);

в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).

  1. Жалоба должна содержать:
  2. наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также ФИО его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;
  3. сведения о заявителе — ФИО, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес;
  4. сведения об обжалуемом решении бюро или главного бюро;
  5. доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.

Медико-социальная экспертиза в условиях пандемии

Пандемия коронавирусной инфекции продолжает вносить свои коррективы в нашу повседневность.

Так, у многих лиц с ограниченной мобильностью стали возникать проблемы, связанные со сложностью прохождения медико-социальной экспертизы (далее по тексту – МСЭ) на установление инвалидности как первично, так и повторно.

Однако, Правительством Российской Федерации оперативно были выпущены новые правила прохождения МСЭ. Подробнее о них — в данной статье.

Новые правила проведения МСЭ на время пандемии коронавирусной инфекции устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 09.04.2020 № 467 «О Временном порядке признания лица инвалидом».

В соответствии с данными правилами, оформлять инвалидность до 1 октября 2020 года можно дистанционно, без личного визита в бюро медико-социальной экспертизы.

Новый порядок действует как для тех, кто обращается для установления инвалидности в первый раз, так и для тех, кто проходит МСЭ повторно. Это касается и детей, и взрослых.

В случае, если инвалидность устанавливается впервые, порядок действий гражданина следующий:

  1. Подойти в свою поликлинику и попросить врачей заполнить направление на МСЭ;

2. При звонке от сотрудников МСЭ подтвердить свои паспортные данные и дать согласие на проведение освидетельствования.

Медицинское учреждение (поликлиника) самостоятельно направит в Бюро МСЭ направление и все необходимые документы. По результатам проведения заочного освидетельствования документы об установлении инвалидности Вам отправят почтой.

А если мне необходимо «усилить» мою инвалидность, каков порядок действий?

При утяжелении группы инвалидности порядок действий тот же самый, что и при установлении ее впервые.

В случае, если срок проведения повторного освидетельствования (т.е. подтверждения инвалидности) попадает на период с 01 марта 2020 года по 01 октября 2020 года, то инвалидность продлевается на срок 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании.

В данном случае индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее по тексту – ИПРА), по сути, выдается на 6 месяцев с теми же рекомендациями, которые были выданы при первичном установлении инвалидности.

А что делать с ребенком-инвалидом? Когда ему стукнет 18 лет, ему должны установить группу инвалидности вместо категории «ребенок-инвалид». Как МСЭ будет поступать в такой ситуации?

Ребенку установят временную группу инвалидности на срок в 6 месяцев.

Читайте также:  Перерасчет платы за период отсутствия потребителя в жилом помещении за коммунальные услуги — Юридические советы

 Продление инвалидности в данном случае осуществляется путем установления I, II или III группы инвалидности на срок 6 месяцев в соответствии с заключением Бюро МСЭ о степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, сведения о которых имеются в протоколе проведения МСЭ гражданина в Бюро МСЭ при последнем освидетельствовании.

А каким образом мне сообщить в Бюро МСЭ о том, что хотелось бы подтвердить группу? Я вроде на самоизоляции нахожусь.

Сообщать никуда ничего не нужно.

Продление инвалидности осуществляется без истребования от гражданина (его законного или уполномоченного представителя) заявления о проведении медико-социальной экспертизы.

 При этом письменного согласия гражданина также не требуется. За 3 дня до истечения срока установления инвалидности Бюро МСЭ самостоятельно осуществит продление инвалидности на срок в 6 месяцев.

Информация, предоставленная в данном материале, не является юридической консультацией и может оказаться не применимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах, с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов по состоянию на 29 апреля 2020 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Система медико-социальной экспертизы работает недостаточно эффективно

Система медико-социальной экспертизы (МСЭ) решает важнейшую задачу – обеспечение социальной защиты инвалидов.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов» и Минтруд немало сделал для усовершенствования правовой базы деятельности МСЭ и обеспечения ее независимости.

Например, процедура установления инвалидности стала более прозрачной, внедрены новые критерии ее установления, для детей увеличены сроки, на которые устанавливается инвалидность, упрощена процедура внесения изменений в индивидуальную программу реабилитации. 

Однако, несмотря на принятые меры, работает система МСЭ пока недостаточно эффективно: ей не хватает правового регулирования, контроля и межведомственного взаимодействия. 

Тема социально значимая. На начало 2019 года численность инвалидов в стране составила 12 млн человек. Почти треть из них — 3,5 млн человек — это граждане трудоспособного возраста, еще 672 тысячи – дети-инвалиды.

Для этих людей доступность и качество медико-социальной экспертизы имеет первостепенное значение.

Поэтому Минтруд должен обеспечить надлежащий контроль и правовое регулирование в этой сфере, однако, как показала наша проверка*, пока этого не происходит.

Так, Минтруд до сих пор не утвердил классификации и критерии установления инвалидности детям. В результате используются общие критерии без учета детской специфики заболеваний. Кроме того, для определения профинвалидности система МСЭ по-прежнему использует временные критерии, которые были установлены в 2001 году.

«Минтруду необходимо оперативно принять все документы, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию медико-социальной экспертизы, и совместно с регионами и профессиональным сообществом организовать систему трудовой реабилитации инвалидов с учетом минимизации времени на их интеграцию в общество», — считает аудитор. 

Не установлены единые требования к организации деятельности учреждений МСЭ. В зависимости от уровня заболеваемости в регионах создаются бюро и экспертные составы смешанного, общего или специализированного профиля.

Однако нормативные акты не раскрывают эти термины, не устанавливают перечень специалистов бюро и экспертных советов. В результате структура учреждений МСЭ в регионах существенно различается, что влияет на качество предоставляемых услуг.

«Например, в Московской области не созданы специализированные бюро для освидетельствования лиц до 18 лет и для больных туберкулезом. В результате дети и взрослые, больные туберкулезом, ВИЧ инфекцией – все проходят освидетельствование в одном бюро.

Это создает для людей, и так уже имеющих проблемы со здоровьем, дополнительные риски заражения социально-опасными заболеваниями», — привела пример Светлана Орлова. 

Одна из наиболее острых проблем МСЭ – дефицит кадров, особенно врачей. Причина все та же — правовая неурегулированность. Врачи, работающие в системе МСЭ, хоть и приравнены к медицинским работникам, фактически находятся с ними в неравных условиях.

Например, они не могут досрочно выйти на пенсию, на них не распространяется сокращенная продолжительность рабочего дня. В результате этот нормативно-правовой пробел негативно сказывается на кадровом составе бюро и экспертных групп.

Так, только в Московской области с начала 2019 года из-за неукомплектованности кадрами были временно закрыты 31 бюро из 73. «В результате нагрузка на врачей существенно возрастает, очереди растут, а доступность и качество услуг снижаются.

В таких условиях процесс принятия решения об установлении инвалидности зачастую сводится всего к одному экспертному мнению. Соответственно говорить о разработке качественных индивидуальных программ реабилитации достаточно сложно», — отметила Светлана Орлова. 

О низком качестве проведения медико-социальной экспертизы наглядно говорит статистика. В 2018 году число граждан, не согласных с решением МСЭ, выросло на 7,8% — до 52,4 тыс. человек. Решение по 12,2% из них было пересмотрено. По регионам этот показатель достигает отметки 20% и больше.

Пиковое значение Счетная палата отметила в Мурманской области, где изменено решение по 48,6% обращений. «За этими цифрами стоят неудовлетворенные, обиженные люди. Поэтому необходимо разрабатывать более объективные механизмы установления инвалидности», — подчеркнула Светлана Орлова.

 

Еще одна проблемная тема – трудная доступность услуги медико-санитарной экспертизы для инвалидов. Нередки случаи, когда учреждения МСЭ располагаются на втором этаже, не имеют пандуса или подъемника на входе.

Размещенное в главных бюро регионов оборудование недоступно для граждан из отдаленных районов. Например, в Ставропольском крае расстояние от г. Нефтекумск до главного бюро более 300 километров.

«В таких условиях исполнение в 2018 году показателя госпрограммы «Доступная среда» «Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по МСЭ…» на уровне 90% выглядит неубедительно.

Минтруду необходимо провести объективную оценку данного показателя, принимая во внимание всеобщий охват регионов, определить причины принятия неправильных решений и наметить пути их устранения», — констатировала аудитор. 

В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на техническое оснащение учреждений МСЭ.

На 1 января 2019 года все они были обеспечены специальным диагностическим оборудованием общей стоимостью более 2 млрд рублей.

Вот только необходимость приобретения отдельных видов оборудования вызывает сомнения: во-первых, оно практически не востребовано, а во-вторых, и так имеется во всех поликлиниках. 

Не в полной мере используется такой важнейший инструмент совершенствования системы МСЭ, как межведомственное электронное взаимодействие.

Например, в учреждения медико-социальной экспертизы практически не поступает информация об исполнении индивидуальных программ реабилитации.

«Это может негативно отразиться на качестве переосвидетельствования инвалида и не позволит оценить реабилитационный эффект», — подчеркнула аудитор. 

Минтруд с выводами Счетной палаты в целом согласен. «У нас очень много задач и очень много проблем. Мы благодарны коллегам из Счетной палаты. Считаем, что это был свежий, новый взгляд.

Будем работать в этом направлении, в том числе в части более эффективного использования оборудования», — заявил заместитель министра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов, который присутствовал на Коллегии. 

Справочная информация: 

* «Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года на реализацию мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы»

Устранение нарушений 

Минтруд России выполнил требования Счетной палаты и устранил выявленные проверкой нарушения и недостатки. Министерство привело договоры с руководителями ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» в соответствие с действующим трудовым законодательством.

Министерство утвердило План мероприятий по устранению выявленных Счетной палатой нарушений и недостатков, который полностью выполнен. Решением Коллегии от 15 мая 2020 года представление снято с контроля.

 

  • ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» и «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области

Федеральные казенные учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» и «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» устранили нарушения, выявленные во время проверки Счетной палаты. Так, в целях соблюдения установленного порядка проведения медико-социальной экспертизы, ФКУ «ГБ МСЭ по Московской области» организовало освидетельствование граждан в возрасте до 18 лет в отдельные приемные дни. В отношении граждан с активными формами туберкулеза проводится либо заочное освидетельствование, либо по месту нахождения гражданина в медицинском учреждении, а граждане с неактивными формами — освидетельствуются заочно по результатам рассмотренных документов. Решением Коллегии от 6 апреля 2020 года представление снято с контроля. Подробнее — в  материале по устранению нарушения.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ «ФБ МСЭ») устранило нарушения порядка формирования экспертных составов своих бюро, на которые указала Счетная палата в рамках своей проверки. Учреждение внесено изменения в штатное расписание, по которому из экспертных составов исключен младший медицинский персонал. Тем самым ФГБУ «ФБ МСЭ» выполнило требование Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Утвержден перечень лиц, допущенных к обработке персональных данных. А сами информационные системы (обрабатывающие персональные данные) прошли аттестацию в соответствии с пунктом Требованиями о защите информации. Решением Коллегии от 13 октября 2020 года представление снято с контроля.

Подробнее — в  материале по устранению нарушения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *