Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.
Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.
Что такое стаж
Понятие «трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).
Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).
Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.
В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж
До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?
В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:
- обязательный призыв военнообязанных граждан;
- заключение контракта.
Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.
К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ.
При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения.
Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году, в 2021 году он составляет 12 лет.
Справка! У граждан предпенсионного возраста с 2019 года появилась возможность досрочного выхода на пенсию при наличии многолетнего срока работы (37 лет у женщин и 42 у мужчин).
Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:
- Войска Росгвардии;
- ФСИН;
- МВД;
- ФСБ;
- МЧС.
Принцип расчета стажа служивших в армии
По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.
Пример 1
Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.
Пример 2
Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.
При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:
- военный билет;
- трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
- справка из военного комиссариата;
- справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.
Страховая часть: особенности расчета
Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.
Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.
Важно! Срок и характер трудовой деятельности в данном случае не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы она примыкала по времени ко периоду нахождения в армии.
- При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.
- Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.
- Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.
Льготный стаж: нюансы
Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда.
Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку.
Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.
Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.
Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.
Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.
Страховая пенсия: кто имеет право, как оформить
Давайте признаем: большинство людей не очень-то интересуется пенсией. Если до преклонных лет еще далеко, это кажется делом будущим, которое всегда можно отложить на потом. При этом каждому хочется в старости иметь достаточно средств к существованию, чтобы меньше зависеть от превратностей судьбы.
А вот добиться этого можно, если принять нужные меры уже сейчас, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Будущим пенсионерам как минимум полезно понять, как устроена пенсионная система, какие нюансы есть в современном законодательстве. Наиболее частые вопросы: что такое накопительная, страховая и социальная пенсия, в чем отличие между ними, как оформить документы.
В этой статье мы подробно разберем все, что вам нужно об этом знать.
Три уровня пенсионной системы
Пенсионная система в России состоит из 3 уровней: обязательное пенсионное страхование, а также государственное и негосударственное пенсионное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.
Система обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ее составляющие части, в свою очередь – это страховая и накопительная пенсии. О них мы поговорим позднее.
Государственное обеспечение. Пенсии формируются за счет денег из федерального бюджета. Они выплачиваются военным, космонавтам, летчикам при выслуге лет или нанесении вреда их здоровью (инвалидности). Также ежемесячная компенсация этого вида может назначаться:
- людям, пострадавшим в природных катастрофах, и их семьям;
- социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам, которые не могут получать страховую пенсию по ряду причин.
Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Это негосударственная пенсия, которая складывается из:
- самостоятельных взносов вкладчика,
- взносов работодателя;
- дохода, который был получен от инвестиций.
Кто начисляет пенсию в случае с НПО? Это делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ), с которым будущий пенсионер добровольно заключил договор. Он же будет выплачивать негосударственную пенсию по достижении возраста, указанного в договоре НПО.
Подробнее читайте в статье «Что такое НПО и как получить три пенсии?»
Виды денежных выплат в системе ОПС
Дадим для начала простое определение термина «страховая пенсия». Под этими словами понимается денежная выплата, которая выступает компенсацией:
- собственной зарплаты получателя, зарабатываемой им во время активной трудовой жизни;
- дохода, которого лишилась семья из-за гибели лица, имеющего страховку.
Выплату страховой пенсии производит Пенсионный фонд России – ежемесячно, равными платежами и в течение всей жизни получателя. Ее размер ежегодно индексируется на государственном уровне. Страховая пенсия может быть нескольких видов: по старости, инвалидности и утере кормильца.
До 2002 года устройство пенсионной системы было таким, что размер будущей пенсии работника не зависел от его зарплаты: важен был только трудовой стаж. А с 2002 года пенсии разделили на страховую и накопительную. И в страховую часть работодатели стали отчислять взносы в размере 16% от зарплаты сотрудника.
Эти деньги не поступают на личный пенсионный счет работника, а идут на выплату пенсий тем, кто свое уже отработал. Но в обмен на них работник получает так называемые пенсионные коэффициенты, также известные как пенсионные баллы. Чем больше зарплата и чем дольше трудовой стаж, тем больше коэффициентов (баллов) на счету.
А при выходе на пенсию накопленные коэффициенты пересчитываются в рубли – так и получается размер страховой пенсии.
КСТАТИ Начиная с 2015 года работодатели отчисляют в страховую часть пенсии 22% от зарплаты работника. Это связано с так называемой «заморозкой пенсионных накоплений». На размер будущей страховой части пенсионных выплат работника это, впрочем, никак не влияет.
Но влияет на размер накопительной. Итак, второй вид пенсий в ОПС – накопительная пенсия. В отличие от страховой суммы эти деньги копятся на личном пенсионном счете и выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо всей суммой единовременно, либо ежемесячно и по частям. Такие накопления есть не у всех россиян, а лишь у тех, кто:
- 1967 года рождения или моложе;
- получал официальный доход в любой период с 2002 по 2013 годы;
- не обращался к работодателям с просьбой перевести все пенсионные взносы целиком в страховую часть.
Также пенсионные накопления могут быть у:
- тех, кто родился до 1967 года и добровольно участвовал в программе государственного софинансирования пенсионных накоплений;
- женщин 1957–1966 года рождения и мужчины 1953–1966 года рождения, которые с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы на накопительную пенсию;
- матерей, использовавших средства материнского (семейного) капитала для формирования накопительной пенсии.
В случае с накопительной пенсией сроки ее назначения не изменились – это по-прежнему 55 лет для женщин и 60 – для мужчин. Она также выплачивается ежемесячно, но выплаты может производить как ПФР, так и НПФ – это зависит от того, в какой организации формировались пенсионные накопления. Продолжительность выплаты накопительной пенсии тоже может быть различной:
- пожизненная, как в случае со страховой частью,
- срочная (например, в течение 10 лет после выхода на пенсию),
- единовременная.
Подробнее читайте в статье «Что такое накопительная пенсия ?»
КСТАТИ Сейчас, пока действует «заморозка» пенсионных накоплений, их размер может прирастать только за счет дохода от вложения средств. И тут уже все зависит от того, насколько успешно конкретная частная или государственная управляющая компания будет инвестировать ваши накопления.
Когда назначается страховая пенсия
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ.
Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.
Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.
Мужчины
Год рождения | Год выхода на пенсию | Пенсионный возраст |
1959 | 2020 | 61 год |
1960 | 2022 | 62 года |
1961 | 2024 | 63 года |
1962 | 2026 | 64 года |
1963 | 2028 | 65 лет |
Женщины
Год рождения | Год выхода на пенсию | Пенсионный возраст |
1964 | 2020 | 56 лет |
1965 | 2022 | 57 лет |
1966 | 2024 | 58 лет |
1967 | 2026 | 59 лет |
1968 | 2028 | 60 лет |
1969 | 2030 | 61 год |
1970 | 2032 | 62 года |
1971 | 2034 | 63 года |
Достаточный страховой стаж. Раньше он еще назывался трудовым стажем. Для получения страховой пенсии в 2019 году достаточно было иметь минимум 10 лет стажа. А вот выходящим на пенсию в 2024 году нужно будет отработать не менее 15 лет, чтобы рассчитывать на страховые выплаты.
Нужное количество пенсионных коэффициентов. Взносы, которые работодатель отчисляет в ПФР с зарплаты сотрудника, пересчитываются в коэффициенты. Минимально за 2019 год можно было получить 1,18 коэффициента – это соответствует ежемесячной зарплате 11 280 руб.
в месяц (меньше она не может быть по закону). Если же ежемесячный доход в 2019 году составлял 95 833 руб. и выше, удастся получить 9,13 коэффициентов за год – и это максимум. В 2021 году можно будет получить максимум 10 коэффициентов, а в 2020-м – 9,57.
Как и в случае со страховым стажем требования к количеству пенсионных коэффициентов растут с каждым годом. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требовалось 16,2 коэффициентов.
Ежегодно это число будет увеличиваться на 2,4, чтобы в 2025 году достичь окончательной величины – 30. Подробнее — в таблице ниже:
Год | Минимальный страховой стаж | Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов | Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента | |
при отказе от формирования накопительной пенсии | при формировании накопительной пенсии | |||
2019 | 10 | 16,2 | 9,13 | 9,13* |
2020 | 11 | 18,6 | 9,57 | 9,57* |
2021 | 12 | 21 | 10 | 6,25 |
2022 | 13 | 23,4 | 10 | 6,25 |
2023 | 14 | 25,8 | 10 | 6,25 |
2024 | 15 | 28,2 | 10 | 6,25 |
2025 и позднее | 15 | 30 | 10 | 6,25 |
Для назначения страховой пенсии также необходимо получить полис пенсионного страхования установленного законом образца (СНИЛС).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Досрочная страховая пенсия назначается, если человек «заработал» не менее 30 пенсионных коэффициентов (баллов) и входит в определенную категорию граждан. Подробно ознакомиться с ними можно в статье 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Формула расчета пенсии по старости
Как исчисляется страховая пенсия по старости? Для получения конкретной суммы в рублях используется формула:
сумма пенсионных коэффициентов (баллов) х стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) на момент установления пенсии + фиксированная выплата (базовое значение равно 5686,25 рублей).
Государство индексирует стоимость пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты раз в год. С 1 января 2022 г. 1 пенсионный коэффициент равен 98,86 рублям. Каждый год его цена будет увеличиваться следующим образом:
Дата увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента | Размер (в рублях) | Основание |
01.01.2020 | 93,00 |
Входит ли армия в стаж работы для начисления пенсии
Важным условием для назначения страховой пенсии является страховой стаж, то есть продолжительность периодов, во время которых гражданин работал и уплачивал взносы в ПФР. По этой причине россиян интересует вопрос: входит ли служба в армии в страховой (трудовой) стаж для начисления пенсии, ведь в это время взносы не уплачиваются.
Для оформления страховой пенсии по старости действительно необходим стаж в количестве, предусмотренном частью 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 18.12.2013 г. Согласно ст. 11 этого закона в страховой стаж входят следующие периоды:
- Трудовой или иной деятельности, во время которой человек официально работал и производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд.
- Иные «нестраховые» периоды, являющие социально значимыми, но во время которых перечисление взносов в ПФР не проводилось.
Служба в армии входит в стаж для пенсии, так как считается одним из предусмотренных нестраховых периодов. Это правило закреплено в п. 1 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ.
Но есть несколько исключений, когда военные года не будут включены в страховой стаж. Например, это не касается военных пенсионеров, которые уже получают обеспечение по выслуге или инвалидности и планируют получать вторую пенсию по линии ПФР, а также граждан, имеющих длительный стаж работы, дающий им право на досрочную пенсию (42 года для мужчин).
Кроме этого, за каждый полный календарный год службы гражданину будут начислены пенсионные баллы, что обеспечит дополнительную прибавку к его будущей пенсии. Тем, кто уже получает пенсионные выплаты, может быть назначена прибавка за службу в армии.
Назначается она тем пенсионерам, размер пенсионного обеспечения которых рассчитывался до 2015 г., т.е. не по балльной системе.
К сожалению, перерасчет выплат по балльной системе с целью учета военных лет будет выгоден не всем пенсионерам — для некоторых граждан такая прибавка не положена.
Как учитывается служба в армии при начислении пенсии
Периоды военной службы включаются в страховой (трудовой) стаж в календарном порядке — то есть каждый год в армии будет приравнен к одному году стажа.
В личном кабинете на сайте ПФР эти сведения не отображаются, так как в нем содержится информация только по периодам официальной работы гражданина, когда уплачивались страховые взносы.
Социально значимые нестраховые периоды (в том числе и армейские годы) будут засчитаны только при обращении в ПФР за назначением пенсии и предоставлении подтверждающих документов.
Также пунктом 1 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж включаются все периоды, в течение которых гражданин проходил военную или иную приравненную к ней службу. Поэтому кроме армии будет засчитываться служба, перечисленная в законе № 4468-1 от 12.02.1993 г., например:
- во внутренних и железнодорожных войсках;
- войсках национальной гвардии РФ;
- органах внешней разведки;
- органах государственной охраны;
- войсках гражданской обороны;
- органах правительственной связи и информации;
- в войсках и органах Комитета государственной безопасности;
- в органах внутренних дел (МВД), МЧС, ФСИН и т.д.
Чтобы все эти периоды были засчитаны, необходимо выполнение условия, предусмотренного ч. 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ. Эта норма устанавливает, что до службы в армии или после нее гражданин должен быть официально трудоустроен. При этом продолжительность такой работы законом никак не ограничивается, важен только факт уплаты взносов в ПФР.
Также за военные годы гражданину начисляются пенсионные баллы — 1,8 балла за каждый календарный год. За счет начисления дополнительных баллов за нестраховые периоды некоторые пенсионеры могут рассчитывать на прибавку, в том числе и на доплату за службу в армии.
Фото pixabay.com
Когда армия не входит в стаж
Армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода либо после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в части 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ.
Не будут засчитываться годы, которые уже были учтены при определении размера военной пенсии по выслуге или инвалидности. Эта норма закреплена в части 4 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Такое условие касается тех пенсионеров, которые планируют оформить выплаты второй гражданской пенсии (то есть страховой, оформляемой по линии ПФР).
С 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для такой досрочной пенсии.
Доплата к пенсии за службу в советской армии пенсионерам
Граждане, которым величина пенсионного обеспечения рассчитывалась по старым правилам (не по балльной системе расчета), могут получить прибавку к пенсии за службу в армии.
Для этого пенсионерам необходимо:
- Обратиться в ПФР для перерасчета и учета пенсионных коэффициентов за нестраховой период.
- Дополнительно к заявлению необходимо приложить подтверждающие документы. Это может быть военный билет, копия трудовой книжки, если в ней есть такая запись, справка из военкомата и т.д.
Перерасчет производится с 1 числа следующего после обращения гражданина месяца. За каждый год в армии гражданину начисляется 1,8 пенсионных балла, поэтому размер прибавки будет зависеть от срока службы.
Стоимость одного пенсионного балла ежегодно индексируется государством. Например, в 2020 г. 1 пенсионный коэффициент был равен 93,00 руб., а в 2021 году он был проиндексирован на 6,3% и составил уже 98,86 руб.
Кому выгоден перерасчет
Не всем пенсионерам необходимо проводить перерасчет, так как для некоторых лиц периоды военной службы уже были учтены, поэтому прибавка им не полагается. Если россиянин служил до 1 января 2002 г., то при определении величины пенсионного обеспечения армейские годы уже были учтены.
По информации, размещенной на сайте Пенсионного фонда, обращаться за перерасчетом будет выгодно следующим гражданам:
- работающим во вредных или тяжелых условиях труда (им размер выплат определялся по специальному стажу);
- проработавшим более 45 лет до 01.01.2002 г. и т.д.
Полагается прибавка за военные года или нет, можно определить только после анализа выплатного дела каждого конкретного россиянина, для чего и нужно обращаться в ПФР. В случае, если по результатам перерасчета прибавка не полагается, пенсионер получит уведомление о том, что размер пенсионного обеспечения остается в прежнем размере.
Решение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 N АКПИ16-452
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N АКПИ16-452
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.
о признании недействующим абзаца второго пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г.
N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет»,
установил:
Министерство социальной защиты населения РСФСР издало 20 апреля 1992 г. указание N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (далее — Указание), которое было опубликовано в издании «Социальная защита», 1997, N 9.
Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» дополнен статьей 133.
1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам «а» и «б» статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г.
по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).
Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).
М.
, являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом «а» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании «Социальная защита», 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г.
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.
Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.
https://www.youtube.com/watch?v=acqCTUwQXcQ
В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.
Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К.
, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.
, полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 «Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР» были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.
- В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
- Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.
- Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г.
«О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г.
N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г.
N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г.
N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт «к»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.
N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г.
, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.
Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.
) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г.
, разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.
Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г.
специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.
- В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.
- Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.
- В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 111, 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление М. удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет».
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
——————————————————————