Административный надзор — Юридические советы

Административный надзор за осужденными после освобождения подразумевает наблюдение органами внутренних дел за лицом, освобожденным из мест лишения свободы. Такие меры необходимы для того, чтобы предотвратить осужденным повторное совершение преступление, а также защитить государственные и общественные интересы.

В отношении кого может быть установлен административный надзор

На практике данная мера пресечения применяется по отношению к лицам, осужденным по определенным статьям.

Административный надзор назначается людям, совершившим:

  • Тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • Рецидив преступление, за которое лицо уже было осуждено ранее;
  • Умышленное преступление по отношению к несовершеннолетнему;
  • Два и более уголовных преступления одновременно;
  • Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего;
  • Неоднократное нарушение порядка в местах лишения свободы в период отбывания наказания;
  • Два или более административных правонарушений при наличии непогашенной судимости.

Какие ограничения подразумевает административный надзор

Ограничения, применяемые к осужденному, определяются в индивидуальном порядке и зависят от тяжести совершенного преступления.

Основными мерами являются:

  1. Запрет на пребывание в определенных местах;
  2. Запрет на посещение мест, где проводятся массовые мероприятия;
  3. Запрет на выход из дома в определенное время суток (комендантский час);
  4. Запрет на выезд за пределы территории, установленной в судебном порядке;
  5. Обязательная явка осужденного в отделение правоохранительных органов по месту жительству так часто, как того потребует наказание (от 1 до 4 раз в месяц).

Сколько длится административный надзор

Сроки административного надзора могут варьироваться от 1 до 3 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления и характеристики осужденного с места лишения свободы.

Однако в случае даже однократного административного нарушения приказ соответствующих органов может продлить срок надзора на 6 месяцев.

Согласно закону, данный период необходим для адаптации осужденного в обществе и предотвращения повторных правонарушений.

Если нарушение правопорядка повторится, срок административного надзора может быть продлен повторно, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.

ВНИМАНИЕ !!! Многих граждан интересует вопрос, как снять административный надзор раньше положенного срока. Это решение может быть принято, если осужденный будет соблюдать все необходимые требования.

В ходе административного надзора представители органов внутренних дел собирают информацию насчет образа жизни и поведения человека.

Если не будет никаких нарушений и представители закона сочтут, что человек встал на путь исправления, надзор может быть снят.

Важные нюансы

Есть несколько ситуаций, при которых административный надзор может быть приостановлен.

К ним относится:

  • Объявление человека, находящегося под надзором, в государственный или международный розыск;
  • Признание осужденного без вести пропавшим;
  • Повторное заключение осужденного под стражу.

После того, как будет выявлено и устранено обстоятельство приостановки административного надзора, он будет продолжен.

Основания для прекращения надзора

Контроль со стороны правоохранительных органов по отношению к осужденному завершается в следующих случаях:

  • Если срок административного надзора истек;
  • Если с человека снята судимость;
  • Если осужденный направлен на повторное отбывание наказания в места лишения свободы;
  • Если у правоохранительных органов есть на руках оригинал или нотариально заверенная копия свидетельства о смерти осужденного;

ВАЖНО !!! В случае, если речь идет об административном надзоре за лицом, осужденным за педофилию и совершившим преступление сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему, административный надзор раньше установленного срока не может быть снят даже при добросовестном соблюдении всех ограничений.

Какими правами и обязанностями наделен осужденный под надзором

Осужденный имеет право:

  1. Один раз в течение установленного периода подать заявление в суд с просьбой о снятии административного надзора (не чаще 1 раза в полгода);
  2. Подать заявление на обжалование решение суда насчет установления административного надзора;
  3. Обратиться в правоохранительные органы по месту жительства с просьбой однократно покинуть место проживания, выехать за пределы установленной судом территории и т.д.;
  4. Подать жалобу на неправомерные действия представителей правоохранительных органов при выполнении административного надзора.

Поднадзорное лицо обязано являться в правоохранительные органы в назначенное время, строго соблюдать все установленные требования, уведомлять представителей закона о трудоустройстве или увольнении, не препятствовать представителям правоохранительных органов в осуществлении надзора.

Заключение

Вопрос об административном надзоре за заключенными имеет массу особенностей и нюансов.

Не так давно руководством правоохранительных органов РФ была обнародована презентация, где опубликовали все нюансы и ситуации, при которых осужденное лицо может однократно нарушить установленные порядки, не опасаясь наказания.

К ним относятся личные обстоятельства, болезнь или смерть близких родственников, необходимость срочного получения человеком медицинской помощи, стихийное бедствие или другие чрезвычайные ситуации.

ВАЖНО !!! Во избежание неприятностей и продления срока административного надзора следует избегать нарушений. Степень важности происшествия, из-за которого был совершен проступок, определяется представителями правоохранительных органов или суда субъективно.

Административный надзор

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
  •    Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  
  •    Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
  •    Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Читайте также:  Распределение должностных обязанностей сокращенного сотрудника — Юридические советы

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Отзыв о нашем уголовном адвокате

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

Уголовное законодательство характеризуется определенной гибкостью в назначении наказания. Это нужно для достижения его главной цели — исправления осужденного и защиту он него иных лиц. В связи с этим статьи Особенной части Уголовного кодекса содержат минимальные и максимальные пределы назначения наказания, возможность выбора наказаний. Предусмотрены также и меры для смягчения ответственности: условное осуждение, замена наказания и другое. Однако действия государства, направленные на достижение целей наказания, не прекращаются с его отбытием. Одним из подобных действий является установление административного надзора — комплекса ограничений и запретов для лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также контроля органами внутренних дел за соблюдением таких ограничений и запретов.

Административный надзор может быть назначен лицу в случаях, если лицо имеет неснятую либо непогашенную судимость за:

  1. Совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
  2. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  3. Совершение преступления в период, когда лицо находилось под административным надзором;
  4. Совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
  5. Совершение преступления при рецидиве преступлений, то есть лицо  сначала совершило одно преступление, а затем совершило второе, еще будучи судимым за совершение первого преступления;
  6. Совершение преступления против несовершеннолетнего;
  7. Совершение двух и более преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
  • В последних 4 случаях административный надзор устанавливает лишь в случаях, если после освобождения лицо совершает административные правонарушения либо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем порядка его отбывания.
  • Исходя из того, что административный надзор может быть назначен лицу лишь в случае, если оно имеет неснятую либо непогашенную судимость, то и срок административного надзора не может превышать срок судимости.
  • Суд, устанавливая в отношении лица административный надзор, накладывает на него ряд ограничений:
  1. Обязанность являться в ОВД с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц;
  2. Не выезжать за пределы определенной территории (если было совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего).

Также суд может установить лицу, освобожденному из мест лишения свободы, иные ограничения:

  1. Запрет находиться в определенных местах;
  2. Запрет посещения и участия в массовых мероприятиях;
  3. Запрет покидать место пребывания или место жительства в определенное время суток.

Существует определенная процедура установления, изменения, продления либо прекращения административного надзора. Она регламентирована Федеральным Законом “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

Все указанные вопросы разрешаются судом в судебном заседании, в том числе установление административного надзора. В этой ситуации помощь лицу, освобожденному из места лишения свободы, может оказывать адвокат по административному надзору.

Судебное заседание происходит в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства. Административным истцом выступает администрация исправительного учреждения либо орган внутренних дел. При этом бремя доказывания лежит на административном истце. В защиту интересов поднадзорного лица может выступать адвокат по административному надзору.

Бремя доказывания необходимости установления либо продления административного надзора лежит на административном истце.

Так, в суде должностные лица указанных органов предоставляют сведения, свидетельствующие, что лицо ведет антиобщественный образ жизни, во время отбывания наказания имело взыскания, совершает административные правонарушения и так далее.

В свою очередь, адвокат по административному надзору доказывает наличие обстоятельств, подтверждающих, что лицо не является общественно опасным. Для этого адвокат по административному надзору предоставляет документы, свидетельствующие о наличии у поднадзорного лица семьи, детей.

Также важное значение имеют поведение лица во время и после отбытия наказания. Так, адвокат по административному надзору вправе направить в администрацию исправительного учреждения адвокатский запрос, чтобы получить копию личного дела осужденного. Отказ адвокату по административному надзору в предоставлении указанных сведений допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Досрочное снятие административного надзора также возможно. В этом случае поднадзорное лицо либо адвокат по административному надзору подает административное исковое заявление.

В его обосновании указывается, что оснований для продления административного надзора нет: поднадзорное лицо устроилось на работу, не нарушает общественный порядок. К исковому заявлению адвокат по административному надзору прикладывает справку с места работы.

Для подтверждения поведения поднадзорного лица адвокат по административному надзору представляет положительные характеристики поднадзорного лица с места работы или места жительства.

Административный надзор является по большей части превентивной мерой, способствующей защите общества от лица, освободившегося из места лишения свободы. Однако административный надзор имеет и воспитательную функцию, так как прививает поднадзорному лицу правопослушное поведение.

Однако при административном надзоре на лицо накладывается ряд ограничений. Задачей адвоката по административному надзору является избрание того количества ограничений, которое соответствует личности поднадзорного лица.

В случае, если административный надзор как мера воздействия достиг своей цели, по заявлению самого лица либо его представителя — адвоката по административному надзору, возможно его прекращение.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Читайте также:  Можно ли отказаться от дактилоскопии — Юридические советы

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Верховный Суд РФ разъяснил административный надзор

16 мая 2017 г. 19:22

Учтены предложения ФПА в разъяснениях, как применять законодательство в сфере надзора за освобожденными из мест заключения

16 мая Пленум ВС РФ принял постановление, в котором содержатся разъяснения для судов в связи с вопросами, возникающими у правоприменителей при рассмотрении административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Первая редакция документа была рассмотрена на заседании Пленума 27 апреля и отправлена на доработку.

Председатель судебного состава Судебной коллегии ВС РФ по административным делам Владимир Хаменков подчеркнул, что новое постановление – итог кропотливой работы редакционной комиссии, которая постаралась учесть все замечания по усовершенствованию данного документа, в том числе поступившие от Государственно-правового управления Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, а также Федеральной палаты адвокатов РФ

Так, по просьбе Государственно-правового управления Президента РФ разъяснена возможность назначения административного надзора иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о реадмиссии, и они не были помещены в специальные учреждения. Указания на лиц, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории РФ, о депортации или административном выдворении в новой редакции были исключены.

По предложению МВД России уточнены субъекты обращения с административным исковым заявлением, связанным с административным надзором. Существенно переработан пункт, посвященный обеспечению личной явки в судебное заседание лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре.

Так, в случае неизвестности фактического места пребывания такого лица суд назначит ему в качестве представителя адвоката.

При наличии сведений о надлежащем извещении административного ответчика, личная явка которого была признана обязательной и его неявки в суд без уважительных причин, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Также были учтены рекомендации ФПА РФ по формулировке двух пунктов постановления. Первый связан с рассмотрением дел об административном надзоре, когда истек срок, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Второй касается случаев, когда административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Кроме того, судам разъяснено, что личная явка административного ответчика может не признаваться обязательной, если им подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представлены объяснение в письменной форме, либо иные письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Уточнен пункт о том, что истечение срока, в период которого освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.

Редакционной комиссией принято решение разъяснить, что при отсутствии у лица места жительства или пребывания для достижения целей административного надзора суд вправе установить такому лицу административное ограничение, не связанное с обязанностью пребывать в определенное время суток по месту жительства или пребывания. Например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.

Ранее экспертами «АГ» были даны критические оценки первой редакции Постановления.

Так, по мнению адвоката адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолия Кузнецова, в документе не было уделено достаточно внимания вопросу о разрешении поднадзорному лицу краткосрочного выезда за установленные судом пределы территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами, к которым он отнес смерть и тяжелую болезнь близкого родственника.  

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

  • Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     
  • Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
  • Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

  1. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  2. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
  3. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

  • Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
  • Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
  • По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Читайте также:  Имеет ли право законный представитель ребенка-инвалида получать компенсацию на оплату ЖКУ — Юридические советы

Как устроен административный надзор — жесткая репрессивная мера, о которой почти никто не знает? — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Один из фигурантов «Болотного дела» Иван Непомнящих уехал учиться в США. Он вышел из колонии 24 августа 2017 года. Незадолго до освобождения суд назначил Непомнящих административный надзор сроком на два года.

Это система ограничений, которые накладывают на бывших заключенных после того, как они выходят на свободу. Ее ввели относительно недавно, в 2011 году. В законе говорится, что эта система направлена на профилактику повторных преступлений. Надзор назначает суд по запросу администрации колонии или правоохранительных органов.

Есть несколько видов. Человеку могут запретить бывать в определенных местах или на публичных мероприятиях; запретить покидать определенную территорию — например, регион, в котором он живет; запретить покидать собственную квартиру в ночное время. И все, кто находятся под надзором, обязаны регулярно отмечаться в полиции.

К примеру, Ивану Непомнящих запретили даже приближаться к местам проведения массовых мероприятий (речь в том числе и о митингах), выезжать за пределы Московской области и покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра — и обязали отмечаться каждый месяц в полиции.

Полицейские должны следить за тем, как человек выполняет условия административного надзора. И могут, например, прийти ночью и проверить, не покинул ли человек квартиру в неположенное время.

Вячеслав Киюцин, который сейчас находится под административным надзором после того, как отбыл восемь с половиной лет за убийство, рассказал «Медузе», что контроль жестче, чем при условно-досрочном освобождении или условном наказании. Киюцину, как и Непомнящих, запретили покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра.

По его словам, полицейский едва не обвинил его в нарушении условий надзора только из-за того, что в квартире не работал домофон, — он посчитал, что никого нет дома после 10 вечера.

В 2016 году сотрудники Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД и Барнаульского юридического института МВД описали в своей работе негласные методы слежки за людьми, которые находятся под административным надзором.

Нет, не любому. Есть две основные категории.

Первая — это люди, осужденные по определенному списку статей, которые как-то дополнительно «провинились» — нарушали правила пребывания в колонии или совершили два или больше определенных административных правонарушений.

В эту категорию попадают люди, осужденные за повторные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних и еще по нескольким статьям, связанным с наркотиками.

Вторая категория — люди, которым административный надзор назначается без всяких дополнительных причин: решением суда по запросу администрации колонии или органа внутренних дел.

К этой категории относятся осужденные за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за некоторые виды особо тяжких преступлений, по некоторым «террористическим» и «экстремистским» статьям.

Например, по 282-й статье — о возбуждении ненависти или вражды.

Все зависит от категории. Если человеку назначают надзор за дополнительные провинности, срок составляет от одного до трех лет.

А если без дополнительных причин — просто по факту, что осудили по определенной статье, — до восьми лет.

Например, татарского активиста Рафиса Кашапова, осужденного в 2015 году к трем годам за критику российской агрессии в отношении Украины и нарушения прав крымских татар, поместили под административный надзор на восемь лет.

За это можно сесть в тюрьму. Если человек после выхода из колонии не приехал в место, где ему положено быть — например, в квартиру, где зарегистрирован, — ему может грозить уголовное наказание, вплоть до года лишения свободы. То же касается случаев, когда человек покинул территорию, которую ему нельзя было покидать.

Отъезд Непомнящих могли бы рассматривать как уголовное преступление, но, как отметила в разговоре с «Медузой» адвокат Ирина Бирюкова, он уехал до вступления решения о надзоре в законную силу.

Для небольших нарушений есть административная статья с наказанием в виде штрафа до полутора тысяч рублей или административного ареста.

Власти считают, что таким образом можно избежать повторных преступлений. Мы не нашли подробного анализа эффективности такого инструмента, но если судить по общей статистике, административный надзор работает плохо.

В аналитическом отчете Института проблем современного общества сказано, что в 2014–2015 годах доля «рецидивистов» среди осужденных достигла 63–64 процентов, хотя до 2012-го не превышала 50–53 процентов.

Напомним, закон об административном надзоре ввели в 2011-м.

Очень часто. В 2016 году из мест лишения свободы вышли 210 тысяч человек. Из них 157 тысяч — после полностью отбытого срока (административный надзор не назначается помилованным и освобожденным условно-досрочно). Под административный надзор поместили 69 тысяч человек. Выходит, что в 2016 году под наздор попал каждый второй освободившийся, 44 процента.

Мы не знаем. Руководитель Института проблем современного общества и правозащитница Ольга Киюцина (жена Вячеслава Киюцина) уверена, что административный надзор — способ давления на осужденных, которые пишут жалобы на администрацию колонии. Киюцина сообщила «Медузе», что не раз встречалась с такими случаями в своей правозащитной практике.

Руководитель правозащитного центра «Агора» Павел Чиков сказал, что административный надзор в последнее время стал очень активно применяться против людей, осужденных по политически мотивированным уголовным делам — в частности, по статьям за «экстремизм», по «Болотному» и другим громким делам. По мнению Чикова, главная причина — не жалобы заключенных на администрацию колонии, а желание силовых ведомств (в частности, ФСБ и Центра по противодействию экстремизму МВД) контролировать их после освобождения.

В докладе «Агоры» от 22 августа 2017 года административный надзор называют «гласной формой слежки и контроля над поведением „неблагонадежных“ лиц при условии, что ранее их привлекали к уголовной ответственности».

Проблемы в сфере административного надзора России и пути их решения



  • В данной статье рассматриваются основные проблемы института административного надзора и предложения по совершенствованию данной сферы
  • Ключевые слова: административный надзор, административная ответственность, уголовное наказание, процессуальные сроки
  • This article discusses the main problems of the institution of administrative supervision and proposals for improving this area.
  • Key words: administrative supervision, administrative responsibility, criminal punishment, procedural terms

Правовое определение административного надзора закреплено также в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: «это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим надзором» [5].

Анализируя практическое применение положений действующего законодательства об административном надзоре, можно наблюдать некие существующие юридические пробелы, допущенные законодателем, которые препятствуют полноценному и эффективному решению поставленных целей и задач.

Во-первых, при анализе Закона можно наблюдать конкуренцию между институтами административного надзора и уголовного наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Сущность данной санкции как карательного механизма была существенно изменена, и законодатель предусмотрел его применение в качестве не только основного (как было и ранее), но и дополнительного наказания. Такое нововведение было продиктовано определенным обстоятельством, что этим же Законом был ликвидирован институт административного надзора.

И, соответственно, возрождением понятия административного надзора применение ограничения свободы в качестве дополнительной санкции создало неоправданную конкуренцию [10].

Оба института регулируют поведение ранее судимого (поднадзорного) после отбытия наказания, но ограничения, которые применяются судом при назначении ограничения свободы и административного надзора, идентичны. Начиная с 1 июля 2011 г.

, ОВД наделены обязанностью осуществлять надзор за гражданами, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также при рецидиве преступлений (так называемые формально подпадающие под надзор), вносить их в специализированную базу данных и следить за своевременным взятием под надзор таких лиц при достаточных на то основаниях. Административный надзор также может устанавливаться судом над теми гражданами, которые в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостно нарушали внутренний распорядок и устав учреждения (как правило, надзор устанавливается по заявлению исправительного учреждения), либо в течение года после отбытия наказания совершили два и более административных правонарушения, посягающих на порядок управления, общественный порядок, безопасность, здоровье населения и общественную нравственность, предусмотренные главами 6, 19, 20 КоАП РФ (заявителем является ОВД) [2].

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *