Восстановление обучения в вузе — Юридические советы

Большинство абитуриентов уверено: самое главное – поступить в университет. А там само как-нибудь. На самом деле статистика показывает, что 95% отчислений происходит на первых двух курсах именно потому, что студент слишком расслабился.

Давайте разберем более подробно, по каким причинам чаще всего отчисляют, через сколько лет можно восстановиться в вузе/колледже/институте/университете и как же бедным студентам вернуться в «альма матер», восстановив утерянный статус.

Причины отчисления

Как бы то ни было, отчисление – первый серьезный неприятный опыт любого учащегося. Оно становится огромной неожиданностью, хотя часто все к этому вело: систематические пропуски, нарушения установленных вузом правил и так далее. Есть и другие причины, которые приводят к потере места в университете.

Уважительные причины

В это сложно поверить, но есть студенты, которые добровольно прерывают обучение, решив отправиться в вольное плаванье. А кто-то уже на последних курсах понимает, что выбрал не ту специализацию. Есть и те, кому просто не хватает финансовых средств на оплату учебы.

Главная отличительная черта уважительных причин для отчисления – заявление на отчисление по собственному желанию. И у таких студентов есть возможность восстановиться в институте/вузе в течение 5 лет с даты отчисления. Как правило, это предусмотрено уставом любого университета.

Однако восстановиться в институте до, а не после 5 лет в этом случае будет возможно только при соблюдении следующих нюансов:

  1. Имеются вакантные места на той же специальности и том же факультете, куда пытается восстановиться студент.
  2. У претендента на восстановление отсутствуют академические задолженности по предметам.

Федеральный закон «О высшем образовании» гарантирует учащемуся восстановление на ту уже форму обучения, с которой он был отчислен (при соблюдении всех прочих требований). Это значит, что при восстановлении бюджетник возвращается на бюджетную форму обучения, а «платник» снова будет вносить фиксированную сумму за каждый семестр.

Были случаи, когда в деканате убеждали студентов, что после добровольного ухода и речи не может идти о последующем восстановлении. Это не так: вы можете смело ссылаться на Федеральный закон, который действует по всей территории РФ.

Какие еще могут быть уважительные причины, чтобы можно было вернуться без проблем?

  • Командировка по работе,
  • академический отпуск,
  • отсутствие финансовых средств для оплаты контрактного обучения,
  • уход за несовершеннолетним ребенком или инвалидом,
  • состояние здоровья,
  • роды,
  • служба в армии.

Довольно большой список причин, которые позволяют взять небольшую отсрочку от учебы.

А вот как восстановиться в вуз после 5 лет? Да, собственно, никак. Если срок истек, придется либо заново поступать в выбранный вуз, либо идти по жизни дальше без заветного диплома.

Неуважительные причины

Можно ли восстановиться в институте/университете/вузе/колледже после отчисления, если это не было инициативой студента? Обычно, принуждение – это результат длительных и регулярных правонарушений. Кстати, пропуск на парах – одна из самых популярных причин отчисления. Так что будьте с этим осторожны.

Осталось лишь выяснить, какие правонарушения могут привести к такому неприятному итогу. Это могут быть:

  • неаттестация по 80% предметам и более;
  • несдача 3-х и более экзаменов во время сессии.

Как правило, преподаватели дают студентам возможность подтянуть хвосты. Но если студент не справляется с задачей или не укладывается в установленные сроки, ректор подписывает «письмо счастья» — свидетельство окончания студенческой жизни студента.

К такому итогу приводят: плохое обучение, регулярное отсутствие на парах, нарушение устава вуза или общежития, нарушение элементарных правил поведения, неуважительное отношение к преподавательскому составу. Впрочем, есть много причин, почему отчисляют студентов из университета.

Как можно восстановиться в таком случае в вузе/колледже/институте/университете? Для этого необходимо знать свои права. Но всегда нужно помнить, что жизнь продолжается, даже если вас отчислили. Здесь стоит жить так же, как если бы не поступил в вуз.

Права и возможности студентов после отчисления

После отчисления из вуза можно восстановиться не только в свой, но и в другой вуз/колледж/институт/университет с той же аккредитацией.

После выхода ректорского приказа студенту на руки выдают официальную справку по форме о неоконченном высшем образовании. На основании этого документа можно зачислиться на первый или другой курс другого учебного заведения. Но и для этого должен выполняться ряд условий:

  • наличие вакантных мест,
  • подача заявлений только на начало учебного года.

В противном случае теряется еще один год.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Можно ли восстановиться в другом или своем вузе на бесплатное отделение в университет, если отчислили из института по неуважительной причине? К сожалению, нет. В этом случае возможно лишь дальнейшее обучение на платной основе.

Что делать, если вакантное место одно, а претендентов на восстановление несколько? В этой ситуации деканат проводит конкурс, отбирая лишь самого достойного кандидата.

Решение будет принято специальной аттестационной комиссией, которую собирают именно на такой случай. Комиссия в индивидуальном порядке будет оценивать уровень знаний каждого претендента.

Другие студенты должны будут искать другое место или снова ждать освобожденного места.

Если у студента будут задолженности по предметам, ни о каком восстановлении не может быть и речи! Сперва придется закрыть задолженности, затем можно просить деканат как можно скорее восстановить учащегося, дав допуск к занятиям.

Как восстановиться в институт на заочное после отчисления

Если студенту сообщили, что его ждет отчисление, есть небольшая хитрость, которой он может воспользоваться и продолжить учебу. Для этого достаточно осуществить переход на заочную форму, если до этого вы обучались на дневной.

Не стоит паниковать и расстраиваться раньше времени. У заочной формы есть масса скрытых преимуществ:

  1. Не придется покидать университет и ждать год для восстановления.
  2. Не придется заново сдавать вступительные экзамены.
  3. Есть возможность обучаться на той же специальности, которая была выбрана изначально.
  4. Можно работать с тем же преподавательским составом.
  5. Стоимость обучения на заочном гораздо ниже, чем на дневном платном.

Подведем итоги

Теперь давайте систематизируем и соберем вместе всю полученную информацию:

  1. В какой срок можно восстановиться в вузе? Начиная со следующего года до пяти лет с момента отчисления. Если вас мучает вопрос, можно ли восстановиться в институте через 10 лет, то ответ отрицательный. Для этого придется заново сдавать вступительные экзамены и проходить все курсы заново.
  2. Сколько стоит восстановиться в вузе? Эта процедура бесплатная. Единственный нюанс: если вас отчислили с бесплатного дневного отделения, а восстановиться вы хотите на заочное, то придется оплачивать стоимость заочного обучения.
  3. Как восстановиться на целевое направление в вуз? Только если студентка (или студент) сама забрала документы из института, она может восстановиться в течение пяти лет на свою специальность на ту же форму обучения, с которой ушла по собственному желанию (бюджетники на бюджет, платники на платное).
  4. В какое время можно восстановиться в вузе? Делать это нужно к началу учебного года, иначе придется снова ждать год, чтобы продолжить обучение.
  5. Могу ли я восстановиться в институте/колледже на бесплатное, если меня отчислили по неуважительной причине? Нет, к сожалению. Отчисленным бюджетникам навсегда придется забыть о бесплатном образовании, они потеряли свой шанс.
  6. Что еще является уважительной причиной, кроме собственного желания? Командировка по работе, академический отпуск, отсутствие финансовых средств для оплаты контрактного обучения, уход за несовершеннолетним ребенком или инвалидом, состояние здоровья, роды, служба в армии.
  7. Что нужно для отчисления по собственному желанию? Для этого достаточно будет всего лишь написать заявление на имя ректора с указанием причины. По возможности лучше приложить дополнительные документы (например, справку о доходах, которые не позволяют и далее оплачивать учебу).

И последнее: никогда не робейте перед походом в университет и рассказать о своей ситуации, даже если после отчисления прошло 13 лет. В деканате всегда найдется кто-то, кто посоветует, как поступить.

А чтобы не доводить до такой крайней степени, лучше всегда иметь под рукой надежных помощников, у которых всегда можно заказать контрольную, курсовую или другой вид работ на привлекательных условиях!

Как восстановиться в ВУЗе после отчисления? | КонсультантПлюс — студенту и преподавателю

При восстановлении большое значение имеет причина, по которой студент был отчислен. Отчисление может произойти как по собственному желанию или другой уважительной причине, так и по неуважительной причине. В зависимости от этого порядок восстановления будет различаться.

Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, например по состоянию здоровья, он имеет право восстановиться в вузе в течение пяти лет с момента отчисления на той основе обучения (бесплатной или платной), на которой он учился до отчисления, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором был отчислен.

Порядок и условия восстановления определяются локальными нормативными актами вуза (ч. 2 ст. 30, ст. 62 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

  • Порядок восстановления в вузе после отчисления по уважительной причине или собственному желанию
  • Для того чтобы восстановиться в вузе после отчисления по уважительной причине или по собственному желанию, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
  • Шаг 1. Напишите заявление на имя ректора вуза и подготовьте необходимые документы
  • Заявление о восстановлении и продолжении обучения в вузе подается перед началом учебного года.
  • Кроме заявления, вам понадобятся следующие документы:
  • — документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • — документ об образовании;

— академическую справку или справку об обучении или о периоде обучения. Этот документ выдают при отчислении (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

— документы, подтверждающие уважительность причины отчисления.

При этом надо иметь в виду, что законодательство не определяет, какие причины отчисления являются уважительными, а какие — неуважительными. Многие вузы регулируют этот вопрос в своих локальных нормативных актах.

Так, к уважительным могут относиться следующие причины: переезд в другой город, состояние здоровья студента, семейные обстоятельства, призыв в Вооруженные Силы и т.п.

Академическую неуспеваемость или серьезное нарушение внутреннего распорядка относят, как правило, к неуважительным причинам отчисления.

Шаг 2. Представьте заявление и документы на рассмотрение в ректорат вуза

Если уважительные причины отчисления из вуза отпали, вас должны зачислить на тот же курс и на ту же форму обучения, на которой вы обучались до отчисления.

Однако это возможно только при наличии в вузе свободных мест и с сохранением прежних условий обучения (ч. 1 ст. 62 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

  1. При отсутствии свободных мест может проводиться конкурсный отбор, при котором учитываются оценки в справке об обучении или о периоде обучения (академической справке).
  2. Порядок восстановления в вузе после отчисления по неуважительной причине
  3. Для того чтобы восстановиться в вузе после отчисления по неуважительной причине, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
  4. Шаг 1. Выясните порядок и условия восстановления при отчислении по неуважительным причинам
Читайте также:  Справка о стаже работы для ИП — Юридические советы

Основная сложность при восстановлении в вузе, из которого вас отчислили по неуважительной причине, например из-за неуспеваемости, состоит в том, что порядок и условия восстановления в этом случае определяются локальными нормативными актами вуза (ч. 2 ст. 30, ст. 62 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

  • Поэтому прежде всего внимательно ознакомьтесь с локальными нормативными актами вуза, регламентирующими порядок и условия восстановления при отчислении по неуважительным причинам.
  • Шаг 2. Напишите заявление на имя ректора вуза и подготовьте необходимые документы
  • В заявлении о восстановлении в вузе необходимо указать на свое желание продолжить учебу.
  • Кроме заявления, вам понадобятся следующие документы:
  • — документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • — документ об образовании;

— академическую справку или справку об обучении или о периоде обучения. Это документ, выдаваемый при отчислении (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

  1. Локальный нормативный акт вуза может предусматривать более широкий перечень необходимых документов.
  2. Как правило, студенту, который отчислен из вуза по неуважительной причине, рекомендуется лично встретиться с деканом своего факультета, чтобы обсудить перспективы восстановления и, возможно, получить письменную рекомендацию (представление) декана.
  3. Обратите внимание на то, что в некоторых институтах процедура восстановления при отчислении по неуважительной причине платная, поэтому вам может потребоваться оплатить ее и представить документ, подтверждающий оплату.
  4. Шаг 3. Представьте заявление и документы на рассмотрение в ректорат вуза

После рассмотрения документов, если отчисление произошло из-за неуспеваемости, вам предложат сдать задолженности и начать учиться с того семестра, с которого вас отчислили. Учитывайте, что, если имеются свободные места, вас, скорее всего, восстановят на платной основе, даже если до отчисления вы обучались бесплатно.

Если вам отказали в восстановлении, возьмите в вузе справку об обучении и периоде обучения и сделайте копию зачетной книжки (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

С этими документами можно обратиться в другие учебные заведения похожего профиля, уставами которых предусмотрена возможность приема лиц, отчисленных из других вузов.

Как правило, прием указанных лиц осуществляется вузом в соответствии с порядком (правилами) приема в это учебное заведение.

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Восстановление в вузе — Юридическая консультация

В соответствии с ч. 12 ст. 60 Федерального закона от 29.12.

2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ч. 5 ст. 61 Закона об образовании при досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с ч. 12 ст. 60 данного закона.

Согласно ч. 1 ст.

62 Закона об образовании лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

В силу ч. 2 ст. 62 Закона об образовании порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.

Таким образом, институт должен был выдать вам справку об обучении или о периоде обучения в трехдневный срок после издания приказа о вашем отчислении. Если эта справка не была вам выдана в указанный срок, то никаких препятствий для ее выдачи по истечении этого срока в Законе об образовании не установлено.

Вы можете восстановиться в том же институте для обучения в течение пяти лет после отчисления из него по вашей инициативе при наличии в нем свободных мест и с сохранением прежних условий обучения. Если вы были отчислены по инициативе института, порядок и условия восстановления в нем определяются внутренним документом института (локальным нормативным актом).

Для разъяснения спорных вопросов в сложившейся ситуации и с просьбой выдать справку можно обратиться в институт с письменным заявлением.

Сказали спасибо:

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

  • Комментарий к статье 62
  • Статья 62 Закона № 273-ФЗ предоставляет обучающемуся, отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, право на восстановлениедля обучения в этой организации.
  • Восстановление лица, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется по его собственной инициативе при наличии следующих условий:
  • во-первых, не истек пятилетний срок после отчисления из образовательной организации;
  • во-вторых, в образовательной организации имеются свободные места;
  • в-третьих, восстановление может быть произведено не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

Согласно ч. 2 ст. 62 Закона № 273-ФЗ порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом образовательной организации.

Так, например, процедура восстановления обучающихся в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел» регламентирована Положением о порядке восстановления студентов в МГИМО (У) МИД России, утвержденным Приказом от 23.01.2013 № 12[1].

В соответствии с п. 2.1 Положения восстановление студентов для продолжения образования по всем формам обучения, а также с их сменой, осуществляется по личному заявлению студента на имя ректора. Заявление регистрируется в канцелярии университета.

Лицо, отчисленное из университета по собственному желанию или по уважительной причине, имеет право на восстановление в университете в течение пяти лет после отчисления с сохранением основы обучения (платной или бесплатной), в соответствии с которой оно обучалось до отчисления, при наличии в университете вакантных мест. Наличие вакантных мест определяется разницей между контрольными цифрами приема соответствующего года обучения и фактическим количеством студентов на данном курсе.

  1. При отсутствии вакантных бюджетных мест университет может предложить студенту восстановиться на договорной основе с оплатой стоимости обучения.
  2. Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине (академическая неуспеваемость, неоднократные или грубые нарушения учебной дисциплины, нарушение Правил внутреннего распорядка) производится на договорной основе обучения, при наличии вакантных мест.
  3. При необходимости полного повтора учебной программы, студент восстанавливается в начале семестра, по итогам которого у него имеется академическая задолженность (до 1 сентября или до 7 февраля соответственно).
  4. В случае наличия разницы в программах обучения, студент обязан ликвидировать её до начала следующей сессии.
  5. Восстановление без повторного обучения производится после ликвидации студентом имеющихся академических задолженностей исключительно в период прохождения зачетно-экзаменационной сессии, предшествующей семестру, на который производится восстановление в сроки:
  6. Летняя зачетно-экзаменационная сессия – с 15 мая по 30 июня;
  7. Зимняя зачетно-экзаменационная сессия – с 15 декабря по 25 января.
  8. Для ликвидации академической задолженности студенту предоставляется одна попытка по каждому предмету.

Для приема пересдачи создается комиссия в составе трех экзаменаторов. Указанными правами данные лица могут воспользоваться не более одного раза в течение пяти лет.

Восстановление лиц, зачисленных в университет на первый курс, но не приступивших к учебным занятиям, и отчисленных в связи с их поступлением в другой вуз, по собственному желанию или за неявку на занятия к началу учебного года в течение месяца, не допускается.

Лицо, не прошедшее итоговые аттестационные испытания (государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы) или получившее на итоговых аттестационных испытаниях неудовлетворительную оценку, может быть восстановлено для повторного прохождения итоговых аттестационных испытаний не ранее, чем через три месяца и не более двух раз в течение пяти лет.

Восстановление ранее отчисленных студентов и студентов, вернувшихся из академических отпусков, производится до начала учебного семестра (до 1 сентября в осенне-зимний семестр или до 10 февраля в весенне-летний семестр).

Восстанавливаемое лицо обязано своевременно представить в деканат (институт) необходимые для восстановления документы до начала соответствующего учебного семестра.

Лица, отчисленные по состоянию здоровья, кроме заявления, должны при восстановлении представить также заключение врачебно–клинической комиссии поликлиники университета о возможности продолжения обучения.

  • Восстановление производится приказом Ректора по университету в соответствии с представлением декана или директора института.
  • Для выяснения возможности продолжения обучения в университете декан факультета (директор института) в течение трех дней рассматривает представленные документы. Восстановление производится при соблюдении следующих условий:
  • — наличие вакантных мест на данном курсе с учетом платной или бесплатной основы обучения;
  • — отсутствие финансовой задолженности за предыдущий период обучения.
  • Отсутствие финансовой задолженности за предыдущий период обучения подтверждается декану факультета (директору института) отделом по учебно- договорной работе.
  • Восстановление лиц без изменения формы обучения и (или) основной образовательной программы производится на тот же курс, с которого студент был отчислен.
  • При изменении формы обучения и (или) основной образовательной программы курс, на который производится восстановление, определяется на основании сравнения учебных планов.
  • В проекте приказа о восстановлении должны быть указаны: дата восстановления на факультет (институт), направление подготовки (специальность), курс, форма и основа обучения.

Образовательным организациям предоставляется значительная свобода в определении порядка восстановления обучающихся в образовательную организацию.

Нередко обучающимися и их представителями данная свобода истолковывается как нарушение права граждан на получение образование норм материального права, прежде всего, Закона № 273-ФЗ.

В В качестве примера можно привести Решение Центрального районного суда города Омска от 14.10.2014 № 33-8206/2014[2].

Гражданин Ш. обратился в суд с иском к государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования ВПО «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации о восстановлении в учебном учреждении.

В обоснование требований указал, что комиссией по восстановлению ему отказано в восстановлении учебном заведении, с чем он не согласен.

Читайте также:  Права вдовы на наследство, полученное ее мужем — Юридические советы

На имя ректора Омской государственной медицинской академии гражданин Ш. направил соответствующее заявление, которое рассмотрено, в удовлетворении заявления отказано, мотивы отказа не приведены.

Полагает, что такая ситуация стала возможной ввиду предвзятого к нему отношения, поскольку ранее он был восстановлен в учебном учреждении решением суда. Имея слабое здоровье часто болел, чем вызывал недовольство руководства академии и был отчислен.

После восстановления обучался на коммерческой основе, испытывал моральное давление.

Был отчислен в одностороннем порядке без возможности отработать с пятого курса, после чего оформлял услуги в сфере обучения в Омской государственной медицинской академии вольного слушателя и не оставлял желание получить образование.

В судебном заседании представитель гражданин Ш. требования поддержала. Отметила, что по программе не сданы один экзамен и один зачет, что не приведет к повышению нагрузки. Представленные ответчиком документы вступили в силу после получения истцом диплома о неполном высшем образовании, применены к спорной ситуации быть не могут.

Представитель образовательной организации требования не признал. Пояснил, что истец зачислен в число студентов лечебного факультета Академии, срок обучения шести лет, до настоящего времени обучение не закончил. Гражданин Ш.

Трижды отчислялся из учебного учреждения, поскольку систематически отсутствовал на занятиях, интереса к обучению не проявлял, нарушал график промежуточной аттестации. Полагал, что отказ обусловлен объективными причинами.

Ссылался на разницу учебных планов, что приведет к превышению возможного порога интенсивности обучения.

Разделом 12 Положения «О порядке перевода, отчисления и восстановления обучающихся Омской государственной медицинской академии» регламентирован порядок восстановления, согласно которому восстановление для обучения возможно по истечении двух семестров после отчисления в течение пяти лет при наличии свободных мест на соответствующем курсе.

При этом введено ограничение возможного количества раз для восстановления для обучения – не более трех.

Деканом лечебного факультета подготовлено представление, в котором он отмечает систематические прогулы, отсутствие мотивации к обучению, наличие академической задолженности, нарушение правил внутреннего распорядка образовательного учреждения. Отмечает, что с момента отчисления истца изменился учебный план, в связи с чем для устранения академической задолженности возможно превышение установленных нормативами объемов максимальной учебной нагрузки 270 часов.

По результатам рассмотрения представления комиссия по восстановлению и переводам Омской государственной медицинской академии приняла решение об отказе истцу в восстановлении.

Суд отметил, что поскольку законодателем определение порядка и оснований для восстановления на обучении делегировано организациям, осуществляющим образовательную деятельность, посредством закрепления такового в локальных нормативных актах, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, поскольку отчисление по инициативе учебного заведения производилось трижды, истец имеет академическую задолженность, зафиксировано систематическое нарушение правил внутреннего распорядка.

[1] Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/z04_2013/reinstatement-statute-2013.pdf – Официальный сайт федерального государственного образовательноuj учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел» (дата обращения: 25.07.2015).

[2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Как восстановиться в вузе после отчисления

Сроки для восстановления в вузе

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Процедура восстановления в вузе зависит от причины отчисления. Если студент отчислен по собственному желанию или по уважительной причине, у него есть право восстановиться в течение 5 лет.

Если студент был отчислен по неуважительной причине, то нужно изучать правила вуза для таких случаев. У каждого учебного заведения они могут быть своими. Чаще всего период возможного восстановления ограничивается 2 годами.

Студентов, которые были отчислены по уважительной причине, восстанавливают охотнее и быстрее, чем те, кого отчислили против их желания.

Если студент был отчислен в результате непрохождения государственной итоговой аттестации, возможно зачисление для повторного прохождения, но не ранее, чем через 10 месяцев и не позже, чем через 2 года. Это правило для магистрантов. Для бакалавров срок увеличивается до 4 лет.

Причины отчисления

По статистике 95% отчислений происходят в первые два года обучения. Строгого списка уважительных и неуважительных причин для отчисления нет, у разных вузов они могут различаться.

Уважительные причины для отчисления

К уважительным причинам для отчисления относятся:

  • состояние здоровья (подтверждается медицинской справкой);
  • переезд в другой город;
  • перевод в другой вуз;
  • нехватка средств на оплату (для студентов на платных отделениях);
  • тяжелое материальное положение в семье для студентов на бюджетном отделении (подтверждается справкой о доходах родителей);
  • академический отпуск (подтверждается соответствующим документами);
  • частые командировки на работе;
  • служба в армии (подтверждается повесткой);
  • уход за несовершеннолетним ребенком или инвалидом (подтверждается соответствующими документами).

Для отчисления по собственному желанию или уважительной причине, вы пишите заявление. После выхода приказа, вам выдают академическую справку или справку об обучении.

Неуважительные причины для отчисления

  • неаттестация по 80% предметам и более;
  • несдача 3-х и более экзаменов во время сессии.

Чаще всего студента “тянут” до последнего и дают возможность пересдать, но если студент не справляется или откровенно “забивает” на учебу, его отчисляют.

Нарушения устава вуза, считающиеся неуважительными причинами для отчисления:

  • плохая успеваемость;
  • исключение до окончания первого курса;
  • регулярное отсутствие на парах;
  • нарушение правил общежития;
  • невыход после окончания академического отпуска;
  • нарушение элементарных правил поведения;
  • прекращение обучения по собственной инициативе без объяснения;
  • неуважительное отношение к преподавательскому составу;
  • нарушение условий обучения на договорной основе (например, неоплата обучения);
  • привлечение к административной или уголовной ответственности;
  • серьезные нарушения в ходе практики.

После выхода приказа об отчислении, студент получает справку о неоконченном высшем образовании.

Важно! При отчислении по неуважительной причине восстановление возможно только на платное отделение.

Порядок восстановления в вузе после отчисления по уважительной причине или собственному желанию

  • Шаг 1. Написать заявление на восстановление и приготовить документы
  • Заявление о восстановлении и продолжении обучения подается перед началом учебного года.
  • Кроме заявления, вам понадобятся:
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • документ об образовании — диплом, с которым поступали;
  • академическая справка или справка об обучении или о периоде обучения, которую выдали при отчислении;
  • при необходимости документ о смене фамилии;
  • необходимое число фото по установленной форме вуза;
  • документы, подтверждающие уважительность причины отчисления (например, медсправка).
  1. Шаг 2. Предоставить заявление и документы на рассмотрение 
  2. Вас должны зачислить на тот же курс и на ту же форму обучения, на которой обучались ранее, если есть свободные места и условия обучения остались прежними.
  3. При этом, по решению декана вас могут допустить до занятий раньше, чем выйдет приказ о зачислении.

Если свободных мест нет, то вуз вправе провести конкурс, в котором учитывает оценки, указанные в академической справке или в справке об обучении. Для этого собирается специальная аттестационная комиссия.

Она может не просто проверить предоставленные документы, но и провести проверку знаний, собеседование, тестирование. На основе полученных результатов комиссия принимает решение.

Также могут предложить восстановиться на заочное отделение.

Отдельный порядок восстановления после армии. Таких студентов при предъявлении военного билета и заявления восстанавливают на тот же курс, так как за ним сохраняют место. При необходимости студенту нужно будет сдать “хвосты”.

Порядок восстановления в вузе после отчисления по неуважительной причине

Шаг 1. Написать заявление и подготовить необходимые документы

В заявлении нужно указать на свое желание продолжить учебу. Оно сопровождается:

  • документом, удостоверяющий личность (паспорт);
  • документом об образовании — диплом, с которым поступали;
  • академической справкой или справкой об обучении или о периоде обучения, которую выдали при отчислении;
  • при необходимости документом о смене фамилии;
  • необходимым числом фото по установленной форме вуза;
  • и самое важное! Рекомендательным письмом от декана.

Важно! Некоторые вузы вводят плату за процедуру восстановления. В этом случае необходимо сохранить документ об оплате.

Шаг 3. Представить заявление и документы на рассмотрение 

Если вас отчислили из-за неуспеваемости, то чтобы вернуться, вам нужно будет сдать задолженности, а потом только просить о восстановлении.

Оно возможно только после личной беседы с деканом или ректором. При положительном решении и отсутствии задолженностей, обучение вы начнете с того семестра, с которого были отчислены.

Если не можете сдать “хвосты”, то, скорее всего, вам предложат восстановиться на заочное отделение или на курс младше.

Восстановление после отчисления за неуплату. Эта причина считается неуважительной, но восстановиться после ее легко. Необходимо: написать заявление, оплатить задолженность, сдать “хвосты”.

Что делать, если отказали в восстановлении

Даже если вам отказали в родном вузе, можно обратиться в другой с похожим профилем. Причем география не имеет значения. По закону вас может принять любой вуз страны. Тут важно, чтобы выбранная специальность совпадала с предыдущей, и на ней было место. Для восстановления необходимы:

  • справка об обучении и периоде обучения;
  • диплом, с которым поступали в предыдущий вуз;
  • паспорт;
  • фото установленного образца;
  • заявление;
  • копия зачетной книжки.

Другой вуз будет принимать вас на общей основе и только на платное отделение. При этом будет оцениваться информация о сданных вами предметах из предыдущего учебного заведения. На основе этого будет приниматься решение о курсе, на который вас зачислят, а также о необходимости досдавать другие предметы.

Восстановление после 5-летнего срока

Текущее законодательство разрешает вузам отказать студенту, который был отчислен больше 5 лет назад. И причина отчисления значения не имеет.

Однако окончательное решение всегда принимает ректор после личной беседы. Если есть место на контрактной форме, то его могут предложить такому студенту.

Чтобы начать обучение, нужно будет досдать “хвосты” и пройти аттестацию по новым предметам.

Видео, как восстановиться в вузе после отчисления

Вывод

Чтобы восстановиться в вузе, необходимы: паспорт, диплом, с которым поступали в вуз, академическая справка или справка об обучении, который выдали после отчисления, документ о причине отчисления (медсправка, военный билет и тд), рекомендация от декана. Все эти документы подаются в деканат вместе с заявлением на имя ректора.

На процесс восстановления в вузе после отчисления влияют причины отчисления. По уважительным причинам восстанавливают охотнее (можно вернуться в течение 5 лет), но и нерадивым студентам, забившим когда-то на учебу, идут на встречу (можно восстановиться в течение 2 лет).

Даже если все сроки восстановления истекли (прошло более 5 лет), а студент хочет вернуться в вуз, его также могут принять.

Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению

Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.

Читайте также:  Как узнать об остатке задолженности по исполнительному производству — Юридические советы

1. Навыки

В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным.

Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.

Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов.

Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов.

А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю. 

Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений.

Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов,   отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.

Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу.

Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков.

Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.

Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.

2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!

Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать.

Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.

Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению.

Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).

Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами.

Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки.

Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние.

В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.

Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению.

Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше.

Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.

А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно.

Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.

3. Право социального обеспечения, криминология и наследственное право «должны умереть» — стать предметами по выбору / специализации

Научить всему праву невозможно. Это слишком сложно, слишком объемно. А самое главное – не нужно.

Никто не будет одновременно заниматься банковским финансированием и установлением причин роста количества преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

А если уж решит через какое-то время переключиться с одной области на другую, то прослушанный десятилетие(я) назад курс точно не поможет.

Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.

А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных).

Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок.

Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа.

Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.

4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»

Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право.

Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы.

Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…

По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным. 

Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно.

За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.

Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа.

Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии.

В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage).

Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.

В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому.

Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться.

Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…

Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *