За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно — хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т. п.
Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Предметом посягательства могут быть любые земли, вне зависимости от их категории. Для привлечения к ответственности не имеет значение правовой титул на земельный участок.
К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок.
Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно — следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли.
Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.
Деяния, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие по неосторожности смерть человека, влекут ответственность по ч. 3 ст. 254 УК РФ. Максимальной мерой наказания за такое преступление предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет.
Экологическое право. Охрана окружающей среды
Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду.
И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны.
Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.
Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.
Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов.
Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой.
Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.
Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.
Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.
Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.
42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9.
Конституции РФ).
Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты.
Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.
Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:
- закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
- закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
- определяющими механизм исполнения этих требований.
Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 515
- —
- прирост среднемасштабной геологической изученности территории и континентального шельфа Российской Федерации, кв. километров;
- количество выявленных перспективных площадей для постановки поисковых работ, единиц;
- прирост государственной сети опорных геолого-геофизических профилей на территории Российской Федерации и ее континентальном шельфе, пог. километров;
- прирост специальной военно-геологической изученности территории Российской Федерации, единиц;
- прирост среднемасштабной государственной гравиметрической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;
- прирост мелкомасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;
- прирост среднемасштабной гидрогеологической и инженерно-геологической изученности территории Российской Федерации, кв. километров;
- количество пунктов наблюдения государственного мониторинга состояния недр, единиц;
- количество государственных геологических информационных ресурсов Российской Федерации, подлежащих формированию, ведению, обеспечению сохранности и использованию потребителями в федеральном фонде геологической информации, млн. единиц;
- углеводородное сырье Дл, нарастающим итогом, млн. тонн условного топлива;
- углеводородное сырье Дл в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом, млн. тонн условного топлива;
- нефть и конденсат АВ1С1+В2С2 по результатам геолого-разведочных работ, нарастающим итогом, млн. тонн;
- нефть и конденсат АВ1С1+В2С2 по результатам геолого-разведочных работ в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом, млн. тонн;
газ АВ1С1+В2С2 по результатам геолого-разведочных работ, нарастающим итогом, млрд. куб. метров;
газ АВ1С1+В2С2 по результатам геолого-разведочных работ в Арктической зоне Российской Федерации, нарастающим итогом, млрд. куб. метров;
подземные воды ABC1+C2, нарастающим итогом, тыс. куб. метров в сутки;
- количество перспективных участков недр с локализованными прогнозными ресурсами твердых полезных ископаемых категории Р1 и P2 (нарастающим итогом), единиц;
- объем внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках развития и использования минерально-сырьевой базы, млн. рублей;
- количество видов полезных ископаемых «первой группы» (природный газ, никель, медь, молибден, ниобий, вольфрам, кобальт, германий, платиноиды, апатитовые руды, железные руды, калийные соли, уголь, цементное сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов, единиц;
- количество видов полезных ископаемых «второй группы» (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов, единиц;
- количество видов полезных ископаемых «третьей группы» (уран, марганец, хром, титан, бокситы, цирконий, бериллий, литий, рений, редкие земли иттриевой группы, плавиковый шпат), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов, единиц;
- глубоководные полиметаллические сульфиды, прирост изученности района геолого-разведочных работ, единиц;
- железомарганцевые конкреции, сумма ресурсов условных Р1, нарастающим итогом, млн. тонн;
- кобальтоносные железомарганцевые корки, прирост изученности на поисковой и оценочной стадиях геолого-разведочных работ, единиц;
объем прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых (по основным видам): строительные камни (магматические, метаморфические, карбонатные породы, песчаники), прирост запасов, млн. куб. метров;
пески (строительные и силикатные), песчано-гравийные материалы, прирост запасов, млн. куб. метров;
доля лицензий на пользование недрами, по которым недропользователь не выполняет существенные условия, в общем количестве проверенных, процентов
Правовое регулирование использования и охраны растительного мира
Правовое регулирование использования и охраны растительного мира
Растительный мир как объект использования и охраны
Растительный мир — компонент природной среды, совокупность произрастающих дикорастущих растений, образованных ими популяций, растительных сообществ и иных насаждений. Основу растительного мира как объекта правовой охраны составляют дикорастущие растения, т.е.
растения, произрастающие в условиях, которые специально не регулируются (в естественных условиях), а также иные растения, произрастающие в условиях культуры (в регулируемых условиях). К растениям относятся сосудистые и мохообразные растения, водоросли, лишайники и грибы.
Объектом правовой охраны выступают также насаждения — популяции растений, как образующие, так и не образующие растительные сообщества.
Объекты растительного мира, расположенные на территории Республики Беларусь, являются государственной собственностью, кроме: а) объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, находящихся в собственности граждан или негосударственных юридических лиц; б) объектов растительного мира, на законном основании посаженных и культивируемых пользователями земельных участков или водных объектов. Объекты растительного мира, а равно права пользования ими не могут быть самостоятельным предметом купли, продажи, мены, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Объекты растительного мира следуют судьбе земельного участка или водного объекта, в границах которых они расположены.
Законодательство о растительном мире — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны, защиты, использования и воспроиз-
водства растительного мира. До принятия Закона «О растительном мире» от 14 июля 2003 г. развивалось в рамках лесного законодательства.
Законодательство о растительном мире обеспечивает комплексный подход к регулированию отношений по охране, использованию и воспроизводству растительного мира как компонента природной среды.
Объектами данных отношений являются произрастающие дикорастущие растения; изъятые дикорастущие растения, их части и (или) продукты жизнедеятельности; производные от дикорастущих растений (дериваты); ботанические коллекции; среда произрастания объектов растительного мира; права пользования объектами растительного мира.
Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством.
Действие норм, определяющих: а) охрану растительного мира; б) распространение и численность дикорастущих растений отдельных видов; в) интродукцию и (или) акклиматизацию дикорастущих растений; г) гибридизацию и селекцию дикорастущих растений; д) ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь дикорастущих растений, их частей и дериватов, распространяется и на объекты растительного мира, входящие в лесной фонд.
- Ответственность за нарушение законодательства о растительном мире установлена административным (КоАП), уголовным (УК), гражданским (ГК) законодательством.
- Отношения в области растительного мира регулируются рядом международных документов: Конвенцией о биологическом разнообразии, Картахенским протоколом по биобезопасности, Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и др.
- Право пользования объектами растительного мира
Право пользования растительным миром — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок и условия использования юридическими лицами или гражданами объектов растительного мира или их свойств, права и обязанности пользователей растительным миром.
Право пользования объектами растительного мира подразделяется на общее и специальное.
Объекты растительного мира в порядке общего пользования используются гражданами в личных целях безвозмездно без закрепления объектов растительного мира за отдельными гражданами, без получения соответствующих разрешений.
Право специального пользования объектами растительного мира возникает на основании решения, принимаемого местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с пользователем соответствующего земельного участка или водного объекта, а также территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Пользователи земельных участков или водных объектов вправе осуществлять специальное пользование объектами растительного мира, расположенными в границах предоставленных им земельных участков или водных объектов без принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о предоставлении права специального пользования объектами растительного мира. Специальное пользование объектами растительного мира может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без изъятия у пользователей земельных участков или водных объектов, в границах которых расположены эти объекты растительного мира.
- Видами пользования объектами растительного мира являются:
- 1) заготовка древесных соков;
- 2) сбор, заготовка или закупка дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов,
- коры, корней и др.);
- 3) сенокошение; пастьба скота; пользование объектами растительного мира в культурно-оздоровительных,туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;
- 4) пользование объектами растительного мира в научно- исследовательских и учебно-опытных целях.
- Сбор дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или их частей допускается в научно-исследовательских целях и в иных случаях только на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Пользование объектами растительного мира может быть постоянным и временным (краткосрочным — на срок до одного года и долгосрочным — до пяти лет).
Пользователи земельных участков или водных объектов пользуются объектами растительного мира, расположенными в границах предоставленных им в установленном порядке земельных участков или .
водных объектов, в течение всего срока действия их прав на земельные участки или водные объекты и разрешения на пользование объектами растительного мира, если его получение предусмотрено законодательством.
- Содержание права пользования объектами растительного мира составляют права и обязанности пользователей.
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ
- Право лесопользования
- Право лесопользования — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок и условия использования лесов, их сохранения и восстановления, а также права и обязанности лесопользователей. В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- 1) заготовка древесины;
- 2) заготовка живицы;
- 3) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.);
- 4) побочное лесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень
- которых утверждается Минлесхозом по согласованию с Минприроды);
- 5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- 6) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях;
- 7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях.
Лесопользователем может быть юридическое или физическое лицо. В зависимости от оснований возникновения право лесопользования подразделяется на общее и специальное.
В порядке общего лесопользования граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных мероприятиях, т.е. осуществлять общее лесопользование.
Право специального лесопользования реализуется в границах участков лесного фонда, предоставленных юридическим и физическим лицам для осуществления определенного вида деятельности.
Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений: органов государственного управления (местных исполнительных и распорядительных органов, органов Минлесхоза); юридических лиц, ведущих лесное хозяйство (путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов); а также договора аренды, концессионного договора, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, в том числе по результатам лесных аукционов. Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Минлесхозом. Право лесопользования может быть постоянным или временным (краткосрочное -до 1 года и долгосрочное — до 15 лет).
- Содержание права лесопользования составляют права и обязанности лесопользователей.
- Правовой режим заказников
- Заказником является особо охраняемая природная территория, объявленная в целях восстановления, сохранения и (или) воспроизводства природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов с ограничением использования других природных ресурсов. В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды:
- 1) ландшафтные или комплексные, предназначенные для сохранения и восстановления ценных природных ландшафтов и комплексов;
- 2) биологические, предназначенные для сохранения и восстановления редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также ценных в экологическом, научном и хозяйственном отношении видов диких животных, дикорастущих растений
- или отдельных особо ценных растительных сообществ;
- 3) водно-болотные, предназначенные для сохранения вод но-болотных угодий, имеющих особое значение главным об разом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, в том
- числе в период миграции;
- 4) гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;
- 5) геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы.
Заказники могут быть республиканского и местного значения.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника республиканского значения допускаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землепользователей и осуществляются по решению Президента Республики Беларусь — в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей, по решению Правительства Республики Беларусь — в случае, если изъятие земельных участков у землепользователей для этих целей не требуется. Объявление, преобразование и прекращение функционирования заказника местного значения осуществляются без изъятия земельных участков у землепользователей по решению соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Управление заказником (группой заказников) осуществляется государственным органом, в управление которого передан заказник, либо государственным природоохранным учреждением.
В границах заказника с учетом специфики расположенных на его территории особо охраняемых природных комплексов и объектов положением о заказнике устанавливается единый или территориально дифференцированный режим его охраны и использования с ограничением отдельных видов деятельности и природопользования.
Особенности режима охраны и использования каждого заказника согласовываются с землепользователями, земли которых расположены в границах заказника. Землепользователи, земли которых расположены в границах заказника, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования заказника.
На территории заказника в зависимости от целей его объявления могут быть запрещены: распашка земель, отдельные виды лесопользования, охота и рыболовство, выпас скота, сенокошение, сбор ягод, плодов и цветов, выкапывание корней, клубней и луковиц растений; добыча полезных ископаемых и производство других работ, связанных с пользованием недрами; предоставление участков под застройку; мелиоративные работы, а также другие действия, могущие вызвать изменение естественного гидрологического режима; использование ядохимикатов; туризм и другие формы организованного отдыха населения; движение механизированного транспорта вне дорог и водных путей общего пользования, вызывающее или могущее вызвать гибель растительного и животного мира; изыскания и научные исследования, связанные с нарушением или разрушением природных комплексов и объектов.
Правовое регулирование использования и охраны растительного мира
Пора вырвать природные богатства России из лап олигархов
На днях глава комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов предложил вернуть жителям Дальневосточного федерального округа прежний пенсионный возраст.
По его словам, федеральный округ является территорией с суровым климатом и для того, чтобы люди туда приезжали и оставались жить, им необходима дополнительная мотивация. Цена вопроса — 16,2 млрд руб. ежегодно, что, по мнению депутата, небольшая сумма в масштабах страны.
Хорошая и правильная инициатива, хотя, конечно, нельзя забывать о том, что наше комплексное требование — полная отмена повышения пенсионного возраста.
Тем не менее, даже на эту частичную корректировку скандальной пенсионной реформы наши власти явно не нацелены. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же прокомментировал предложение депутата-коммуниста, заявив, что «в Кремле не рассматривают идею пересмотра параметров пенсионной системы на Дальнем Востоке». Как говорится, денег нет, и не просите.
Если честно, когда наши власти в очередной раз заявляют, что у государства нет денег на реализацию того или иного социального проекта, на увеличение зарплат и пенсий — то во мне закипает самая настоящая классовая злость.
На память сразу же приходит содержание статьи 9 Конституции РФ, где говорится, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
И после этого вспоминаешь свежий список богатейших россиян, где среди лидеров расположились такие господа, как Леонид Михельсон («Новатэк») — состояние 24 млрд. долларов, Вагит Алекперов («Лукойл») — 20,7 млрд.
долларов, Геннадий Тимченко («Новатэк», «Сибур») — 20,1 млрд. долларов, Леонид Федун («Лукойл») — 8,7 млрд. долларов и так далее.
То есть, только за счет четырех вышеуказанных господ можно было отменить повышение пенсионного возраста для всех граждан России, да еще и осталось бы!
А ведь эти господа не создают какой-то уникальный инновационный продукт, а владеют частными нефтегазовыми компаниями и обогащаются именно за счет наших природных ресурсов, которые даже по действующей буржуазной Конституции являются основой жизни и деятельности народов России.
Но по факту наши нефть, газ, алмазы, уголь и другие природные богатства составляют основу обогащения узкой группы лиц, хотя по справедливости — ВСЕ доходы от этих природных ресурсов должны идти в бюджет и работать на рост благосостояния ВСЕХ граждан страны! Кроме частных компаний, не будем забывать и про госкорпорации типа «Роснефти» или «Газпрома», где ведущие менеджеры зарабатывают колоссальные деньги, хотя основная часть населения России с трудом сводит концы с концами.
Тут хотелось бы напомнить, что сегодня в России в топливно-сырьевой сфере почти 60% структур являются частными и контролируются олигархами. При этом государственные сырьевые компании по факту работают по своим законам, выведены из-под парламентского и правительственного контроля и зачастую просто разбазаривают народное богатство.
Отсюда все эти космические зарплаты, бонусы, показная роскошь топ-менеджеров за счет государства. Характерно, что российские власти упорно не хотят заниматься планированием деятельности государственных корпораций, поэтому последние и чувствуют себя так вольготно и безответственно.
Таким образом, уже просто перезрел вопрос о поэтапной национализации топливно-сырьевого сектора российской экономики и других стратегических отраслей, а также о наведении порядка в работе госкомпаний. Об этом постоянно говорят представители лево-патриотической оппозиции. Однако власти упорно игнорируют эти инициативы.
Напротив, план приватизации на 2020−2022 годы предусматривает снижение доли государства в «РусГидро», «Совкомфлоте», «Транснефти», «Ростелекоме», «Россетях», ОЗК и ряде других госкомпаний.
То есть, неолиберальная команда, засевшая во власти, вместо национализации стремится запустить новый виток разграбления государственных активов.
А это уже просто-напросто угроза безопасности страны! Поэтому сейчас лево-патриотическим силам пора разворачивать мощную информационную и протестную кампанию под лозунгом «Нефть, газ, уголь, алмазы и другие природные богатства — народу!», добиваться проведения общенациональной дискуссии по этому вопросу, который является жизненно важным. После этого вопрос о национализации можно вынести на референдум, чтобы граждане приняли решение по вопросу, кому должны принадлежать наши недра. Если этого не сделать — так и будем прозябать на грани или за гранью бедности, что для богатейшей страны, каковой является Россия, просто позорно
Проблемы национальной политики: Россия — страна прошлого. А где же будущее?
Новости политики: Глава ВЦИОМ рассказал, что удерживает Россию от революции