Лечение онкологической болезни отнимает у больных и их близких немало времени и сил. Однако государство поддерживает пациентов, предоставляя им льготы, в том числе бесплатные лекарства.
Бесплатные лекарства онкобольным без инвалидности
Право на получение бесплатных медицинских препаратов есть не только у больных раком, оформивших группу инвалидности.
Люди, которые находятся на амбулаторном лечении и не имеют статус инвалида, тоже могут получить нужные лекарства бесплатно в аптеке по рецепту врача.
Инкурабельным больным предоставляются также перевязочные материалы. Данные права закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890.
Это региональная льгота, а значит, обеспечение онкобольных лекарствами производится по месту их регистрации. Перечни препаратов, положенных при онкологии, устанавливаются отдельно в каждом субъекте РФ. Полный список бесплатных лекарств, которые доступны именно в вашем регионе, можно найти в приложениях к территориальной программе гос. гарантий бесплатного оказания медпомощи.
Председатель Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко отмечает, что с 2018 года в территориальном правиле появились послабления. Если больной переезжает из одного региона в другой, ему нужно просто обратиться в онкодиспансер по месту жительства.
Там окажут всю необходимую помощь и выпишут рецепт на лекарства. Это касается также наркотических и психотропных веществ — сильнодействующих обезболивающих. Их тоже выпишут при наличии медицинских показаний.
При этом регистрация онкобольного не будет играть никакой роли.
В рецептах врачи обычно указывают международное непатентованное наименование лекарств. Это значит, что вместо дорогостоящего зарубежного препарата в аптеке могут выдать более дешевый дженерик. Но если у пациента есть индивидуальная непереносимость или другие особенности, то по решению врачебной комиссии лекарства будут выписывать по торговому названию.
Рецепты выписывают на специальных бланках. Как правило, срок годности рецепта — один месяц, но для некоторых препаратов он короче. Обратиться за лекарством в аптеку надо в пределах этого срока.
Если выписанного средства не оказалось в наличии, сотрудники обязаны взять документ на отсроченное обслуживание и предоставить препарат в течение 10 рабочих дней (или 15, если рецепт выписан по решению врачебной комиссии).
Если по каким-то причинам лекарство не отдают в указанные сроки, нужно жаловаться в Росздравнадзор, а в дальнейшем, если проблема не разрешилась, — обращаться в прокуратуру.
Обеспечение онкобольных инвалидов лекарствами
После оформления инвалидности онкологические больные могут по рецепту получать лекарства бесплатно из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
В 2019 году в него вошли несколько сотен пунктов, что закреплено в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р.
Инвалидность — федеральная льгота, поэтому нужные средства можно получить в любой точке страны.
Как получить необходимые лекарства, входящие в список ЖНВЛП? Для этого пациент должен предоставить врачу поликлиники пакет документов:
- паспорт;
- СНИЛС и полис ОМС;
- мед. карту;
- справку из Пенсионного фонда РФ, подтверждающую наличие социального пакета;
- документ, подтверждающий инвалидность.
На основании этих документов лечащий врач имеет право выписать рецепт. Если данные онкобольного занесены в Федеральный реестр инвалидов, то при повторном обращении с собой будет достаточно взять только паспорт.
Какие лекарства онкобольным должны выписывать бесплатно? Специалист может назначить препараты не только от рака, но и от других заболеваний и сопутствующих проблем. Например, средства от болезней сердечно-сосудистой системы или сахарного диабета. Если эти препараты входят в перечень ЖНВЛП, их тоже можно получить по льготе.
К сожалению, лекарства для онкобольных бесплатно в 2019 году по-прежнему можно получить не в любой аптеке. Только в пунктах, участвующих в государственной программе обеспечения граждан льготными препаратами. Поэтому лучше уточнить, выдадут ли положенные вам медикаменты по рецепту, перед походом в ту или иную аптеку.
Инвалид может отказаться от льготы и получать ежемесячную денежную компенсацию. В 2019 году она составляет около 850 рублей. Отказ от федеральной программы не влияет на региональную. Это значит, что онкопациент сможет получать бесплатные медикаменты по месту прописки из списка, утвержденного в регионе.
Препараты для лечения больных с редкими онкологическими заболеваниями
В России в отдельную категории выделены пациенты с редкими болезнями, которые встречаются с частотой в один случай на 10 тысяч человек. В эту группу входят люди со злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей.
Перечень льготных лекарств для этой категории граждан указан в приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2018 года № 1416 и включает в этот список препараты:
- флударабин;
- ритуксимаб;
- иматиниб;
- бортезомиб;
- леналидомид.
Люди с онкологическими заболеваниями имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лекарственные средства. Зная свои права, можно значительно ускорить путь к выздоровлению.
Тем более, что списки льготных препаратов ежегодно расширяются, увеличивается число медицинских манипуляций для больных со злокачественными опухолями.
Эти нововведения действительно помогают пациентам бороться с болезнью.
ФОТОГРАФИИ: unsplash.com
Льготные лекарства и как их получить
Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году.
На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.
Какие лекарства считаются льготными?
Правительство РФ ежегодно составляет список льготных лекарств — «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». Вот он на 2020 год. Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка и только людям льготных категорий.
Кто имеет право на льготные лекарства?
Льготными категориями считаются:
- Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
- Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.
Полный перечень категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарств, содержится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890.
Льготы есть только на лекарства или на что‑то еще?
Льготы касаются не только лекарств. Например, для детей с редкими заболеваниями помимо лекарств доступны продукты лечебного питания.
Как человек может получить эти льготы?
Лекарство можно получить только по рецепту врача. Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты.
- Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются только из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них.
- Как сейчас сфера льготного обеспечения лекарствами регулируется законодательно?
- Обеспечение россиян лекарственными препаратами осуществляется в рамках реализации следующих социальных гарантий:
- Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
- Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
- Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
- Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
- Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
- Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
- Перечень категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федбюджета, определен Федеральным законом №178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития России № 328.
- Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.
- С 2021 года все льготники независимо от уровня льготы будут получать льготные лекарства в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
- Над чем ГД работает сейчас в этом направлении, какие планы по совершенствованию льготного лекарственного обеспечения?
«Экспертный совет Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям ведет работу по совершенствованию механизма обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности», — сообщил Председатель Комитета Дмитрий Морозов. Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.
- Также продолжится работа над проектом ФЗ, направленного на совершенствование правового регулирования оборота лекарственных средств и создание условий комплексного и стабильного обеспечения граждан России лекарственными препаратами.
- Что делать, если в аптеке говорят, что льготного лекарства нет?
- В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», аптечная организация организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
- Если за то время, когда препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.
- Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.
Памятка по бесплатному оказанию онкологической помощи
Вид помощи | Скорая в том числе скорая специализированная помощь | Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная и первичная специализированная помощь | Специализированная, в том числе высокотехнологичная помощь | Паллиативная помощь |
Объем помощи | Помощь при заболеваниях и состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства | Профилактика, диагностика, лечение онкологических заболеваний и состояний с ними связанных, медицинская реабилитация. | Профилактика, диагностика, лечение онкологических заболеваний и состояний с ними связанных, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, медицинская реабилитация | Медицинские вмешательства, направленные на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений онкологического заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан |
Место оказания | Вне медицинской организации (на дому, в машине скорой помощи, на улице, в общественных местах и т.д.), а также амбулаторно и стационарно | Фельдшерско-акушерские пункты, офисы общей врачебной практики, детские и взрослые поликлиники, приемные отделения стационаров, первичные онкологические кабинеты (ПОК), Центры амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) | В больницах, диспансерах, центрах, в т.ч. федеральных. В круглосуточных и дневных стационарах | В кабинетах паллиативной медицинской помощи, выездными бригадами паллиативной помощи на дому, в отделениях паллиативной помощи |
Форма | В экстренной и неотложной форме | В плановой, неотложной формах | В плановой, экстренной, неотложной форме | В плановой форме |
Кем оказывается | Медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных | Фельдшерами, врачами-специалистами, врачами- терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) | Врачами-специалистами | Врачами по паллиативной медицинской помощи |
Допустимые сроки ожидания медицинских услуг:
- сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — не должны превышать 7 календарных дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления диагноза заболевания (состояния);
- сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологическое заболевание не должны превышать 3 рабочих дней;
- сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание), сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологическое заболевание не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
- сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 календарных дней;
- срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
- время доезда до пациента бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова;
- при расстоянии от отделения (подстанции) скорой медицинской помощи до места нахождения пациента от 20 до 40 километров время доезда может составлять до 40 минут, при расстоянии от 40 до 60 километров — до 60 минут, при расстоянии свыше 60 км — до 90 минут.
В случае отказа в оказании медицинской помощи или взимания платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо обращаться к главному врачу медицинской организации, в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (ТФОМС Нижегородской области) по тел. +7 (831) 233-90-00, адрес: 603006, пл. Свободы, 6, г. Нижний Новгород, в министерство здравоохранения Нижегородской области по тел. +7 (831) 435-30-74, адрес: 603022, ул. Малая Ямская, д. 78, г. Нижний Новгород.
Телефон «Горячей линии» министерства: (831) 250-94-03 (КРУГЛОСУТОЧНО).
В целях организации психологической помощи и первичного консультирования по психологическим вопросам в условиях ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» (НОКОД) организована «Горячая линия по вопросам оказания психологической помощи» онкологическим больным и их близким. Телефон «горячей линии»: +7 904- 78 -38-071. В НОКОД также работают телефоны «горячей линии»: по записи на прием – 230-40-19, по обращениям граждан – 230-90-65.
Памятка по бесплатному оказанию онкологической помощи
Лекарственное обеспечение онкопациенов при стационарном и амбулаторном лечении
При выявлении онкозаболевания врачи должны обеспечить пациенту бесплатную диагностику в медицинских учреждениях согласно территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год, вывешенной на стендах в каждом лечебном учреждении. С ее полным текстом можно познакомиться также в своей страховой компании .
Если при диагностике требуют оплатить услугу , то следует сразу же позвонить в свою страховую компанию или ТФМС с жалобой на действия врача. Ведь, если у пациента нет денег, то он не сможет узнать о своем диагнозе, болезнь будет прогрессировать и повлечет самые неблагоприятные для него последствия.
Для этого в регионах и принимаются территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи, согласно которым по полису ОМС диагностика бесплатна. Врачи очень часто стараются заставить пациента платить за бесплатные услуги. Конечно не все услуги бесплатны.
В регионах Министерствами здравоохранения издаются приказы с указанием, какой перечень бесплатных исследований должна обеспечить поликлиника по месту жительства перед направлением в онкодиспансер.
Называться он может приблизительно так: « О порядке оказания медицинской помощи взрослому населению» с утвержденным «порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при онкозаболеваниях» и указанием «рекомендуемого перечня клинико — диагностических исследований, проводимых при подготовке больных с подозрением на новообразования для направления в онкодиспансер». Узнать о нем, если врач будет направлять на платные исследования, можно в Минздраве области. Если врачи не предложат платные исследования, то этот приказ и не понадобится пациенту. Вообще, по всем вопросам бесплатной диагностики и лабораторных исследований следует обращаться за консультацией в свою страховую компанию.
После предварительных исследований врач первичного звена поликлиники выдает направление в территориальный онкодиспансер. В регистратуре пациента записывают на прием к врачу онкологу, который назначает уточняющую диагностику для оформления в стационар.
Она также должна быть бесплатной и оказываться по полису ОМС по стандарту лечения, т.к. при каждом онкозаболевании имеются свои стационарные стандарты, которые и содержат перечень диагностических исследований, проводимых бесплатно. Указан этот бесплатный перечень в самом перовом разделе стандарта: «Диагностика».
Пока еще действуют старые стандарты 2006-2007 года. Например, при заболевании рак молочной железы применяется стандарт утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 октября 2006 г.
N 700 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным со злокачественным новообразованием молочной железы (при оказании специализированной помощи)».
Однако Минсоцздравразвития РФ разработало новые стационарные стандарты лечения при различных онкозаболеваниях.
Они скоро будут введены в действие и также содержат перечень бесплатной диагностики и перечень бесплатных лекарств, предоставляемых пациенту при стационарном лечении .
Познакомиться со стандартами, соответствующими своему заболеванию, пациент может в страховой компании, в ТФОМС или найти его в интернете.
После того, как пациенту в поликлинике онкодиспаснера провели уточняющую бесплатную диагностику, его оформляют в стационар для лечения. Все лечение в условиях стационара бесплатно по полису ОМС.
Лекарственные препараты назначаются в объеме, указанном в Инструкции «О порядке назначения лекарственных препаратов» , утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 (Приложение N 12 к приказу). В пункте 1.
3 указано, что при оказании стационарной медицинской помощи назначение лекарственных препаратов осуществляется согласно стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В 2013 году применяется перечень ЖНВЛП , действующий в 2012 году (распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2012 г. N 1378-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р). Региональный перечень ЖНВЛП, содержащийся в территориальной программе государственных гарантий обычно совпадает в федеральным перечнем ЖНВЛП.
Лечат в стационаре с применением курсов лечения. Здесь уже применяется другая часть стандарта, это раздел « лечение». Вот при лечении и применяются те лекарственные препараты, которые врачи назначают пациенту на консилиуме. Применение тех или иных препаратов зависит от стадии заболевания.
Например, при заболевании РМЖ в стандарт входит препарат герцептин ( трастузумаб), который не подлежит применению в условиях стационара при ранних стадиях РМЖ T1-2 N0 М0, однако может применяться при более поздних стадиях — Т2-3 N1-3 М0 и ТЗ-4 N2-3 М0-1.
Также и препарат золадекс ( пазопаниб) не применяется на начальных стадиях заболевания, а применяется при осложненных стадиях заболевания. Обо всем этом указано в стационарных стандартах. Надо учитывать, что лекарства не назначаются пациенту по его просьбе, их назначение осуществляется на консилиуме врачей.
Если в стационаре вам пришлось купить назначенные врачом лекарства, тем более, входящие в стандарт лечения, то сохраните кассовые и товарные чеки с датой после назначения лекарства врачом, и после выписки обратитесь в свою страховую компанию за возмещением потраченных на лечение денежных средств.
Если же вы заключили договор на оказание платных услуг в рамках стандарта, то вам никто ничего не возместит. После выписки из стационара после окончания последнего курса химиотерапии и лучевой терапии пациент нередко нуждается в продолжении противоопухолевого лечения и вообще лечения лекарственными препаратами.
При наличии группы инвалидности пациент имеет право на бесплатное получение лекарств за счет средств федерального бюджета по программе ДЛО. А при отсутствии группы инвалидности онкобольные являются региональными льготниками и имеют право получать лекарства за счет средств регионального бюджета.
Порядок назначения лекарств и выписки рецептов на них, в том числе в рамках государственной социальной помощи ( бесплатно) содержится в той же «Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов» ( Приказом МИнздравсоцразвития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 ) . То есть препарат сначала должен быть назначен, а потом на него выписывается рецепт.
Иногда это один и тот же врач терапевт, назначающий лекарства от гипертонии. А иногда лекарства назначает врач специалист, например, онколог, кардиолог, а затем по его письменной рекомендации ( например, записи в карточке) врач — терапевт выписывает льготный рецепт на назначенные лекарства.
Назначаются лишь лекарства, входящие в соответствующий перечень, о чем и указано в пункте 1.
4 Приложения № 12 к Инструкции: «При оказании амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных препаратов осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утвержденным приказомМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».В этот перечень Приказа № 665 входят противоопухолевые лекарства и лекарства, применяемые при лечении отдельных заболеваний. Все они по медицинским показаниям могут быть назначены инвалиду и на них может быть выписан льготный ( бесплатный) рецепт. Сначала что касается назначения и выписки противоопухолевых препаратов в рамках этого федерального перечня. На дорогостоящие противоопухолевые лекарства для амбулаторного лечения, входящие в указанный Перечень, назначенные онкологами на консилиуме территориального онкодиспансера формируется сводная заявка, которую Главный врач онкодиспансера отправляет в нескольких экземплярах в Минздрав региона на утверждение . В заявку включается поименная потребность пациента в конкретном лекарстве. Затем утвержденная заявка возвращается в онкодиспаснер, в поликлинику по месту жительства и в льготную аптеку для того, чтобы все они знали, что лекарство можно выписывать по льготному рецепту. Недорогие противоопухолевые лекарства также назначаются на консилиуме врачей онкодиспансера, лечащий врач онколог выдает пациенту рекомендации для поликлиники на выписку лекарства, например, тамоксифена, но заявку уже формирует не онкодиспансер, а врач терапевт поликлиники ( ЛПУ) по месту жительства , а главный врач ЛПУ направляет ее в Минздрав на утверждение. В связи с чем, надо следить за включением в заявку потребности пациента в том же тамоксифене врачом терапевтом. Теперь о других лекарствах, входящих в федеральный перечень приказа № 665. Если по онкологии нет амбулаторных стандартов и противоопухолевые лекарства выписываются согласно Приказа № 665 по решению консилиума, то при других заболеваниях амбулаторные стандарты имеются . В них указаны лекарственные средства, которые могут быть назначены больному при том или ином заболевании с последующей выпиской льготного рецепта. У пациента инвалида в карточке должен быть записан соответствующий диагноз, например, гипертония, по которому имеется амбулаторный стандарт, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 254 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным артериальной гипертонией». Туда входят лекарства под международными наименованиями, как и в перечень приказа № 665. Например каптоприл входит и в стандарт лечения и в федеральный перечень приказа № 665. Но пациент не может просить врача выписать ему лекарство, врач сам должен его назначить и сделать запись в карточке. Назначаемое лекарство может не входить в стандарт, но обязательно должно входить в перечень приказа № 665. При соблюдении указанных условий необходимо требовать выписки льготного рецепта. Теперь, что касается лекарственного обеспечения онкобольных, не имеющих группы инвалидности.
В пункте 3.1.
той же Инструкции № 110 указано, что лекарственные препараты для амбулаторного лечения гражданимеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой, назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики согласно утвержденным стандартам медицинской помощи и в соответствии с территориальными перечнями лекарственных препаратов.
Этот территориальный перечень лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, о которой мы уже говорили. Или Минздрав региона издает отдельный перечень, но он всегда имеется. В большинстве случаев этот территориальный перечень лекарств, содержащийся в программе гос.
гарантий области совпадает с перечнем лекарств, содержащихся в приказе Минздрава РФ 665.
То, что онкобольным должны бесплатно предоставлять для лечения имеющихся у них заболеваний все лекарственные средства по имеющимся заболеваниям, указано в Приложении N 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» Постановления Правительства № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Там указано, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются «все лекарственные средства». Это и есть те лекарства, которые входят в региональный перечень территориальной программы гос. гарантий. Лекарства из перечня назначаются врачом по медицинским показаниям, а не по просьбе пациента. Но за право получать бесплатно лекарства по региональной льготе необходимо будет бороться, т.к. врачи зачастую экономят региональные денежные средства и говорят, что либо онкобольному не положены бесплатные лекарства по региональной льготе, или что положены лишь лекарства по онкологии, что нет финансирования и т.д. При отказе в выписке льготных рецептов онкобольному со ссылками на указанные источники, сначала можно обратиться к заведующей поликлиникой, врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Затем с жалобой на действия врачей можно обратиться в отдел лекарственного обеспечения Минздрава региона, а на действия Минздрава — письменно в территориальный орган Росздравнадзора, который осуществляет контроль за лекарственным обеспечением льготных категорий граждан. Также в прокуратуру — на несоблюдение вышеуказанных нормативных актов о праве онкобольного на получение льготных лекарств. Есть еще одна категория граждан. Это инвалиды , отказавшиеся от социального пакета. При отказе от социального пакета они не перестают быть онкобольными региональными льготниками, продолжают проживать на территории области и на них должны распространяться указанные положения Постановления Правительства РФ № 890 и положения территориальной программу государственных гарантий. На это счет имеется письмо Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС «Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой», где указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, (это приказ 665) предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации ( это постановление 890 и территориальный перечень), граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям». В некоторых финансово обеспеченных регионах этот порядок соблюдается, поэтому пациенты могут защитить свои права, обратившись в Минздрав и Росздравнадзор при отказе врача выписать льготный рецепт. Но в большинстве регионов Минздравом отрицается их право на получение льготных лекарства по региональной льготе, несмотря на приведенные нормативные акты, и таким пациентам врачи отказывают в выписке бесплатных лекарств при отказе от. соцпакета.
Для ограничения прав этой категории пациентов местными органами власти даже принимаются специальные нормативные акты, ограничивающие таких граждан в льготном лекарственном обеспечении. Это незаконно.
Но для получения лекарства данный нормативный акт необходимо оспаривать в суде, признавая его незаконным путем обращения к прокуратуру, что и имеет место в некоторых регионах.
Но лекарства онкобольной без социального пакета до этого времени так и не получит.
Поэтому отказываться от социального пакета при онкологии нежелательно, т.к. при рецидиве заболевания пациент просто не получит лекарства, а ходить по судам у него не будет времени и сил. А местный Минздрав своей незаконной позиции не изменит.
Лариса Зверева юрист
Обеспечение лекарствами в стационаре
Медикаментозное лечение в условиях стационара по полису ОМС должно быть полностью бесплатным.
Врач может назначить препарат, если он входит в стационарный стандарт по заболеванию пациента и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛП).
Лекарства в стандартах и перечнях указываются под международным наименованием (МНН) и всегда должны быть в стационаре в наличии.
Лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП, может быть предоставлено пациенту по жизненным показаниям, в случае замены препарата из-за индивидуальной непереносимости, при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания или сопутствующих заболеваний, при лекарственной несовместимости препаратов.
Эти факты должны фиксироваться в медицинских документах пациента. Назначаются дополнительные лекарства уже не единолично лечащим врачом, а согласовываются с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, с врачебной комиссией стационара.
Не входящие в стандарт лекарства предоставляются по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Кому положены бесплатные лекарства при амбулаторном лечении
Рассчитывать на бесплатное лекарственное обеспечение вне стационара могут только льготники. В России имеется две категории льготников.
Первая — федеральные льготники (инвалиды с социальным пакетом), которые имеют право на получение по медицинским показаниям любых лекарств для лечения любого заболевания из списка препаратов программы дополнительного лекарственного обеспечения.
Вторая категория — региональные льготники (лица, страдающие входящими в льготные перечни заболеваниями, но не имеющие статуса инвалида).
Если оформлена инвалидность, список льготных препаратов автоматически расширяется, а доступ к ним облегчается — инвалид имеет право на льготный рецепт не только по основному, но и по любому имеющемуся у него заболеванию в соответствии со стандартами медицинской помощи, а также по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью.
В набор социальных услуг инвалида входит обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами медицинской помощи и по рецепту врача.
Чтобы получить льготный рецепт, инвалид предъявляет в поликлинику по месту жительства: паспорт, полис, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку из отделения пенсионного фонда о том, что не получает за этот набор компенсацию в денежном выражении.
Для получения льготного лекарства по региональной льготе пациент должен быть включен в региональный регистр льготников.
Ознакомиться с территориальной программой государственных гарантий и региональным перечнем лекарств вы можете в лечебном учреждения вашего поселения на информационных стендах, на официальном сайте лечебного учреждения, в страховой компании, территориальном фонде ОМС, на сайте департамента здравоохранения региона. Если лекарство в региональный перечень не входит, то получить его можно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии поликлиники.
Некоторые категории региональных льготников, например онкологические пациенты, имеют право на бесплатные лекарства и по любому другому заболеванию, например, по артериальной гипертензии.
Как получить рецепт
Рецепты на лекарства, как правило, выписывает лечащий врач (фельдшер) пациента в поликлинике по месту жительства.
Плановая потребность пациента в лекарстве вносится в сводную заявку лечебного учреждения. На основании сводных заявок организуются государственные закупки лекарств путем размещения госзаказа. После закупок уполномоченная фармацевтическая компания обеспечивает льготников лекарствами через аптеки.
Если потребность пациента в лекарстве не была включена в основную сводную заявку (вновь выявленный пациент, изменение схемы лечения), лечащий врач делает дополнительную заявку на данного пациента.
Если на фоне приема препарата у пациента происходит ухудшение состояния здоровья, возникают побочные явления (зафиксированные в его амбулаторной карте) или подтвержденная индивидуальная непереносимость препарата, решается вопрос о разовой закупке необходимого пациенту препарата.
Проблемы при получении лекарств
Иногда врачи поликлиник отказываются выписывать льготный рецепт при отсутствии лекарств в аптеке. Такие действия также неправомерны. По действующему законодательству, отсутствие лекарства в льготной аптеке не должно являться причиной отказа в выписке рецепта, наоборот, рецепт необходим, чтобы поставить его на отсроченное обслуживание.
Начинать жаловаться можно с заведующего поликлиникой(главному врачу лечебного учреждения), врачи которой отказываются выписать льготный рецепт. Следующая инстанция — отдел лекарственного обеспечения департамента здравоохранения региона.
Кроме того, контроль за льготным лекарственным обеспечением осуществляет территориальный орган Росздравнадзора.
И наконец, на несоблюдение нормативных актов о праве пациента на получение льготных лекарств (а также утвержденных Минздравом РФ стандартов лечения) можно пожаловаться в прокуратуру.
Как добиться назначения оригинального препарата по торговому наименованию
Любой лекарственный препарат имеет два наименования: торговое и международное непатентованное (МНН). Чтобы получить лекарство под торговым наименованием — оригинальный препарат — пациент должен подтвердить индивидуальную непереносимость назначенного ему дженерика под международным наименованием. Для этого можно вызвать врача на дом или скорую помощь.
Факт индивидуальной непереносимости препарата, сохраняющейся в течение нескольких приемов, должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). Затем сведения о лекарственной непереносимости направляются в территориальные органы Росздравнадзора. С этой целью врач должен заполнить «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства».
Лекарства по жизненным показаниям предоставляются в случае угрозы для жизни больного по решению врачебной комиссии поликлиники.
Получение лекарства в аптеке
Льготный рецепт необходимо предъявить в уполномоченную аптеку. При отпуске льготного лекарства сотрудник аптеки может заменить его на аналог — это правомерно, но требует согласования с лечащим врачом. Для этого врач указывает свой телефон на рецепте.
Если в момент обращения необходимое лекарство в льготной аптеке отсутствует, то нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание. В этом случае рецепт принимается аптекой на обеспечение и регистрируется в специальном журнале «неудовлетворенного спроса» или «отсроченного спроса».
На рецепте сотрудник аптеки должен поставить отметку о дате постановки рецепта на учет, указать номер аптеки, расписаться и возвратить рецепт пациенту. В некоторых регионах аптеки забирают рецепт. В таком случае надо сделать копию рецепта, на которой аптека укажет номер и дату его регистрации в «Журнале отсроченного спроса».
Это исключит недобросовестные действия сотрудника аптеки, который может позже сказать, что такого рецепта вообще не было.
После принятия рецепта аптека должна сразу сделать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить его пациенту в течение 10 дней.
Десять дней дается на доставку лекарства со склада фармацевтической компании в аптеку.
Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления, за исключением наркотических и подлежащих учету лекарственных средств.
Нормативные акты
- Федеральный закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ.
- Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
- ПриказМинздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
- ПриказМинздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».