Часто граждане, которые совершали попытки самостоятельно получить необходимые для возведения дома документы, сталкиваются с определенными трудностями. «Мне не дают разрешение на строительство, что делать?» Этот вопрос беспокоит каждого из них. Для поиска верного решения важно найти профессионала с большим опытом урегулирования подобных ситуаций.
Содержание:
Не дают разрешение на строительство. Основные причины
Законодательством закреплено 6 случаев, когда на запрос разрешения на строительство уполномоченная инстанция отвечает мотивированным отказом. Это касается ситуаций, при которых:
- Представленная заявителем документация не отвечает положениям ГПЗУ: выявлены несоответствия между фактическими характеристиками объекта и возможными видами разрешенного использования земли под ним, в процессе размещения постройки были нарушены минимальные значения отступов, строение располагается в ограничительной зоне. Эта причина является наиболее распространенной для вынесения отказа в выдаче разрешения на строительство на землях ИЖС.
- В проектной документации отсутствуют обязательные разделы.
- При проведении экспертизы проектной документации возникли определенные сложности. Например, законодательство обязывает проводить экспертизу для объекта с такими характеристиками, а положительное заключение у заявителя отсутствует.
- Запланирована реконструкция индивидуального жилого дома, а один или несколько правообладателей выступают против подобных мероприятий.
- Отсутствует полный комплект документации, необходимой для совершения действий с объектами культурного наследия или постройками, расположенными в пределах исторических поселений.
Как действовать, если вы получили отказ?
Рядом законодательных норм определена процедура обжалования случаев, когда в местной администрации не дают разрешение на строительство. Вынесенное уполномоченной инстанцией решение можно оспорить в досудебном порядке или через обращение в судебный орган.
Отказ можно с уверенностью считать незаконным, если заявителем были предоставлены все требуемые законодательством бумаги, а представители администрации не дали обоснования своему отрицательному решению. В любых случаях, помимо шести, перечисленных выше, вынесение неудовлетворительного решения местной администрацией можно считать незаконным и оспаривать.
При досудебном разрешении проблемы заявитель направляет в местную администрацию официальное письмо с требованием о признании действий конкретного уполномоченного сотрудника противоречащими законодательным нормам. Чтобы признать действия руководства противоречащими законодательным нормам, следует обращаться в представительство местной администрации.
Руководство районной администрации рассматривает заявки об оспаривании отказов в выдачеразрешений на строительство в течение пяти рабочих дней. Помимо самого заявления, уполномоченное лицо внимательно изучает основания, которыми аргументировала отрицательное решение местная администрация.
Процесс рассмотрения заявки может иметь два исхода:
- вынесение отказа и подробное описание мотивации для принятия подобного решения;
- принятие требований заявителя во внимание с последующей отменой решения местной администрации и вменением уполномоченному лицу обязанности выдать разрешение на строительство в определенные сроки.
Если у гражданина возникают сомнения по поводу адекватности результатов рассмотрения заявления, то действия руководства инстанции могут быть обжалованы через вышестоящее руководство. В данном случае. Проверка содержащейся в жалобе информации будет носить коллегиальный характер. После рассмотрения претензии специальной коллегией, заявитель получит подробный письменный ответ.
На практике становится очевидно, что механизмы досудебного разрешения проблемы являются более доступными для населения. Если результаты подобных мероприятий не удовлетворяют заявителя, он имеет возможность обратиться в судебную инстанцию в поисках справедливости.
Заявителю вовсе не обязательно начинать урегулирование конфликта с досудебной стадии. Если он придерживается соответствующей позиции, обжалование может сразу происходить в рамках судебного заседания. Чтобы предъявить требования и получить шанс на их удовлетворение, важно корректно установить ответчика.
Изменения в отказах на разрешение на строительство в 2018 году
2018 год не внес существенных изменений в практику выдачи отказов в предоставлении разрешения на строительство. Правовые основы предоставления разрешений на строительство жилых объектов приведены в статье 51 ГрК РФ. Определенные изменения начнут действовать с 2021 года
П. 18 ст. 1 вступает в силу с 01.01.2021.
18) статью 51 дополнить частью 3.2 следующего содержания: «3.2.
Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются).»;
В текущем году прекращает свое действие так называемая «дачная амнистия». Разрешение не требуется для объектов, возведенных до указанной даты, при условии, что заявитель успеет подать документы на государственную регистрацию.
В подобных случаях в качестве единственной бумаги, подтверждающей создание жилой постройки и содержащей ее детальное описание, будет выступать экземпляр кадастрового паспорта. Если же документы на регистрацию будут направлены позже 1 марта 2018г.
, то отсутствие разрешения на строительство станет серьезной преградой для успешного прохождения процедуры. Само разрешение превратится в необходимый документ, отказаться от получения которого уже не представляется возможным.
В прочих моментах, процедура выдачи разрешения на возведение капитальных жилых построек будет практически идентична прошлым годам.
Профессиональная помощь
Если вы столкнулись с предоставлением отказа в выдаче разрешения на строительство и не знаете, как урегулировать ситуацию, мы будем рады вам помощь. Профессиональные сотрудники нашей компании обладают колоссальным опытом в урегулировании подобных конфликтов. Мы не боимся самых сложных дел и готовы оказать профессиональную помощь даже тем клиентам, которые уже получили отказ в местной администрации. Об услуге можно почитать — тут
Посетите первую бесплатную консультацию у ведущих специалистов нашей компании уже завтра. Оставьте заявку через наш сайт, и мы сами перезвоним вам, чтобы назначить встречу. После детального изучения документации представитель компании подготовит экспертное заключение о перспективах выдачи разрешения на строительство в конкретном случае.
На всех этапах получения необходимой документации мы сопровождаем своих клиентов, чтобы уберечь от возможных ошибок. Колоссальный опыт взаимодействия с административными структурами позволяет оперативно находить выход из сложившейся ситуации и исправлять недочеты, допущенные ранее клиентом или другим специалистом.
Чем опасны многочисленные попытки самостоятельно урегулировать ситуацию? Отсутствие минимального багажа профильных знаний и всей необходимой документации каждый раз приводит заявителя к получению отказа.
В результате, вы теряете финансы и еще более ценный ресурс под названием время. Взаимодействие с профессионалами из нашей компании позволит установить справедливость в рекордные сроки, что немаловажно для многих наших клиентов.
Все о разрешении на строительство ИЖС
Статистика проведенных работ по получению разрешения на строительство в период 2016-2018 год
2016 | 147 | 23 | 132 | 15 |
2017 | 265 | 48 | 258 | 7 |
2018 | 32 | 12 | 32 |
Отзывы наших клиентов
Для этой статьи мы отобрали несколько отзывов за 2017-2018 год. Клиенты, которые обратились к нам после отказов в получении разрешения на строительство:
Ф.И.О: Семенцов Роман Аркадьевич Дата заключения договора: 23 ноября 2017г Дата завершения договора: 15 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь в отказе выдачи разрешения на строительство, полное оформление дома. До обращения к вам, меня сильно подвела другая компания и не вернула деньги. Доверие было на нуле, но ваш метод работы, поэтапная оплата постепенно возвращали меня к уверенности, что есть еще профессионалы, поскольку думал, что дом уже под снос или будут штрафы. Весь интернет об этом говорит, но теперь я спокоен. | |
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком | |
Ф.И.О: Доценко Роман Олегович Дата заключения договора: 14 ноября 2017г Дата завершения договора: 01 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли решили вопрос с отказом в разрешении на строительство, оформили дачу. Хорошее. Звонили, извещали и держали в курсе. Менеджерам спасибо. Что понравилось: все ок. Что не понравилось: много подписывать документов. | |
Ф.И.О: Землянская Марина Сергеевна Дата заключения договора: 10 декабря 2017г Дата завершения договора: 16 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помощь при отказе при согласовании с аэропортами и отказ в разрешении на строительство. Обратилась в компанию в «Мосземком», чтобы заказать разрешение на строительство. Очень тщательно подошли к делу. Проконсультировали, рассказали какие проблемы могут возникнуть. Подписали договор, начали делать. Оказалось, что в конце декабря нужно делать согласование с аэропортами. Специалисты сразу же связались со мной и объяснили очень подробно что и как нужно делать. Сначала получила отказ (не зная про аэропорт), потом в связи с этим, специалисты «Мосземком» помогли грамотно и правильно подать документы. Выражаю огромную благодарность. Что понравилось: отзывчивые сотрудники, помогают и консультируют на всех этапах. | |
Ф.И.О: Пропелов Николай Викторович Дата заключения договора: 04 ноября 2017г Дата завершения договора: 23января 2018г Вид оказанных услуг: помощь в получении разрешения на строительство в г. Химки. Из множества компаний, именно вы согласились решить мою проблему с аэропортами. Пытался сначала сам согласовать с Шереметьево, но самому нереально. И слава Богу я нашел вашу компанию! Поэтому я вам искренне благодарен! Что понравилось: полное разъяснение ситуации и в ходе выполнения работы отзванивались на каждом шагу и держали в курсе. | |
Ф.И.О: Акритин Егор Олегович Дата заключения договора: 15 декабря 2017г Дата завершения договора: 28 февраля 2018г Вид оказанных услуг: помогли было выполнено согласование с аэропортами и выдача разрешения на строительство. Нужно было получить разрешение на строительство, но получив градостроительные план земельного участка я наткнулся на согласование с аэропортами… И тут процесс получения разрешения просто встал. Тогда я и решил обратиться к вам за помощью. Компания «Мосземком» получила разрешение на строительство всего за 3 месяца, включая аэропорты. Говорю вам, СПАСИБО! Что понравилось: срок выполнения. | |
Ф.И.О: Салантьев Виктор Афанасьевич Дата заключения договора: 30 ноября 2017г Дата завершения договора: 02 марта 2018г Вид оказанных услуг: согласование с аэропортом Домодедово. Столкнулся в процессе получения разрешения на строительство с проблемой согласования с аэропортом Домодедово. Что понравилось: сотрудник Александр уверил, что могут согласовать необходимые документы с аэропортом- не обманул. Все в срок. | |
Ф.И.О: Володин Алексей Иванович Дата заключения договора: 28 ноября 2017г Дата завершения договора: 26 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли разрешение и узаконивание строений. Получали разрешение на строительство и ставили на учет баню. Всплыло согласование с аэропортом Черное. Ребята оперативно согласовали и поставили дома на учет. Что понравилось: быстро и за вменяемые деньги. Что не понравилось: сюрприз с «Черным», но ребята оказались ни при чем и помогли. | |
Ф.И.О: Кириемко Олег Дата заключения договора: 14 декабря 2017г Дата завершения договора: 21 марта 2018г Вид оказанных услуг: помогли с отказом в администрации в выдаче разрешения на строительство. Самое положительное впечатление. Главное помогли оформить дом. Что понравилось: офис и менеджер Елизавета. Что не понравилось: не увидел недостатков. Пожелания и рекомендации: не могу быть советчиком |
Видео по теме: Никитин «получение разрешения на строительство по стране должен занимать не более ста дней». Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив.
онлайн заявка
[contact-form-7 id=»894″ title=»Контактная форма 1″]
Что делать после получения разрешения на строительство?
Получение разрешительной документации — стандартная практика, благодаря которой владелец земельного участка получает право на возведение объекта. Отсутствие таких бумаг ведет к ряду проблем, в том числе с получением права собственности и подведением коммуникаций к объекту.
Иными словами, получение разрешительной документации гарантирует выполнение санитарных и технических норм в пределах действующих стандартов и плана конкретного ЗУ. Но, пройдя ряд бюрократических процедур, застройщику необходимо действовать дальше.
Рассмотрим, что делать после получения разрешения на строительство, и какие действия должны быть выполнены застройщиком.
Нюансы получения разрешения на строительство
Выдачей разрешительной документации занимается местный орган управления, а основанием для выдачи является заявление арендатора или хозяина ЗУ (того, где планируется проведение строительства).
Решение о предоставлении разрешения принимается сообща после получения заключения экспертов в конкретной отрасли. Если сооружение построено без разрешения, возможны трудности с вводом здания в работу. Часто выносится решение о сносе объекта и стягивании штрафа.
Наличие официального разрешения гарантирует право владельца ЗУ возвести здание, а в будущем и ввести его в работу.
Документация
Дабы определиться, что делать после оформления разрешения на строительство, важно получить разрешительные документы на руки.
Процесс оформления подразумевает создание проекта (выступает в роли основы пусковых и наладочных работ), где рассмотрены все нюансы строительства здания.
В бумаге должны прописываться главные аспекты инфраструктуры сооружения, в том числе коммуникации и нюансы обустройства близлежащего участка.
Создание проекта — задача, которая лежит на специальных компаниях. Как правило, выполнением работы занимаются подрядные организации. Строительной фирме удобно, когда проектная документация делается фирмой, осуществляющей главные работы. Как результат, удается сосредоточить главную ответственность на одной организации, а не «распылять» ее между несколькими компаниями.
В дополнение к проекту идут техусловия, которые выдаются коммунальными организациями. Последние определяют алгоритм действий и нюансы подведения к сооружению коммуникаций. Расчетные сведения отражаются в проекте и четко соблюдаются при решении базовых задач. В результате можно упростить процесс оформления разрешительной документации и передачи здания в работу.
Не менее важный нюанс — наличие правоустанавливающих бумаг на ЗУ. Без них оформление разрешения на строительство невозможно. К необходимой документации относится и арендное соглашение. Период выдачи разрешительной документации по законодательству равен 10 суткам. При этом опыт показывает, что процедура оформления по различным причинам может растянуться.
Тонкости оформления
Застройщику важно знать, что делать дальше после сбора документации для получения разрешения на строительство. Стоит отметить, что период действия бумаги равен трем годам (для ИЖС). Если за этот период строительные работы не стартовали, разрешение теряет силу, и всю процедуру придется проходить снова.
Кроме перечисленных выше бумаг, для оформления разрешительной документации требуется передать документы о юридической чистоте недвижимости. В частности, проверяется ЗУ, где планируется выполнение работ. Если земельный участок находится в залоге или имеются претензии со стороны 3-их лиц, разрешение на строительство не выдается.
Чтобы исключить риск отказа, частные лица и компании обращаются в специальные фирмы, помогающие в получении разрешений. Так удается избежать трудностей при решении бюрократических вопросов, и ускорить процесс оформления документации.
Кроме того, выбор варианта со специализированной компанией позволяет уйти от коррупции и получить гарантии успешного завершения работы.
Уверенность в своевременном решении бюрократических процедур позволяет спланировать работу и завершить ее в оговоренные сроки.
Период действия
Разрешительная документация в отношении объектов ИЖС выдается на период до 10 лет, а для остальных типов сооружений — на срок действия проекта.
Если после выдачи разрешения происходит переход прав владения наделом, срок документа на строительство остается неизменным.
Другими словами, если прошлый хозяин прошел необходимые бюрократические процедуры и получил разрешение на 10 лет, то при продаже объекта, к примеру, через 5 лет разрешительная документация будет действовать еще пятилетний термин.
По законодательству допускается продление разрешения, для чего заинтересованное лицо передает заявку не позже, чем за 2 месяца до завершения срока действия ранее оформленной разрешительной документации. Если заявитель не начал работы в период действия разрешения, продлить документ не получится.
Как быть после получения разрешения на строительство, что делать?
При правильном подходе можно быстро пройти бюрократические процедуры. Результатом становится одобрение властей на выполнение восстановительных (реконструкционных) работ.
При этом трудности возникают уже на следующем этапе. Не всегда ясно, что дальше делать, после того, как получено разрешение на строительство.
Для начала заявителю дается 10 суток, чтобы передать в уполномоченный орган (тот, что выдал разрешение) важные сведения о сооружении:
- Данные о высотности, этажности и квадратуре планируемого сооружения.
- Информацию о себя ИТО (инженерного и технического обеспечения).
- Инженерные изыскания (результаты выдаются в одной копии).
- Необходимые разделы проекта (1 экземпляр) или СПОЗУ. Обязательно наличие места размещения ИЖС.
Сложнее обстоит ситуация, когда постройка возведена в пределах территории с историческими сооружениями. При таких обстоятельствах строительная компания в срок до 10 суток с момента получения разрешения обязуется передать следующие сведения:
- Раздел проекта объекта капстроительства.
- Описание внешнего вида сооружения ИЖС (кроме случаев, когда строительные работы планируется вести по типовому проекту).
Застройщику предоставляется возможность выбора одного из рассмотренных выше вариантов.
Необходимость передачи упомянутых выше бумаг рассмотрена в ГрК РФ (статье 51, пункте 18). Информация поступает в специальную систему, обеспечивающую работу в градостроительной сфере. Бумаги (их копии или данные, которые в них находятся) можно передавать в цифровом виде.
Как только разрешение на строительные работы (восстановление) объекта получено, на ЗУ для строительства ИЖС или ЛПХ можно приступать к выполнению работ. После завершения упомянутых мероприятий начинается процесс ввода сооружения в эксплуатацию.
Тонкости ввода объекта в работу
Когда на руках есть разрешение на строительство и переданы необходимые бумаги, можно планировать, что делать дальше. Следующим этапом является получение разрешения на ввод объекта в работу. Эта бумага подтверждает факт завершения строительных (реконструкционных) работ с учетом норм ГрК РФ. Предоставление разрешения на ввод объекта в работу осуществляется бесплатно.
Чтобы получить упомянутый документ, требуется прийти в орган архитектуры, выдавший разрешение на строительные работы. Там требуется оформить заявление и передать:
- Бумаги, свидетельствующие о возможности пользоваться ЗУ.
- ГПЗУ, который передавался для получения разрешения на строительные работы. Если речь идет о возведении (восстановлении) линейного объекта, потребуется ПМТ или ППТ.
- Акт приема сооружения капстроительства (если работы ведутся на базе подрядного соглашения).
- Разрешение на строительство.
- Бумаги, подтверждающие соответствие возведенного (восстановленного) ОКС нормам, прописанным в техрегламенте. При этом бумага подписывается застройщиком.
- Документация, свидетельствующая о соответствии возведенного (восстановленного) ОКС техусловиям. В документе должна быть подпись представителей компаний, которые в будущем будут эксплуатировать сети ИЖС.
- Схема с отображением пределов ЗУ. Потребуются сведения о расположении сетей ИТО и построенного объекта, а также СПОЗУ.
- Заключение органа госстройнадзора (если это предусмотрено). Уполномоченная структура проверяет соответствие сооружения техрегламенту, проекту и техническому плану ОКС.
Если указанные выше бумаги находятся в распоряжении органов государственной (муниципальной) власти, они запрашиваются без привлечения застройщика. Но для ускорения процедуры документы лучше предоставить самостоятельно.
Как только здание введено в эксплуатацию, требуется пройти регистрацию в ЕГРН. Она разрешена даже для незавершенного строительного объекта при готовности от 70% и более (до ввода в работу). Минус в том, что прописаться в таком объекте не выйдет, поэтому придется заканчивать работы, а уже после проводить необходимые процедуры.
В зонах затопления хотят запретить строить жильё и школы
Геннадий Михеев / ПГ
Министерство экологии и природных ресурсов предлагает запретить строить в зонах затопления капитальные жилые здания, больницы и школы. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Зоны затопления — это территории, входящие в группу риска по затоплению, обычно они находятся на берегах рек, водохранилищ. В них запрещено строить любые объекты капитального строительства без обеспечения инженерной защиты от затопления.
Проектом предлагается запретить строить в таких зонах капитальные объекты для жилья, социальной и образовательной направленности, объекты здравоохранения.
Вместе с тем хотят разрешить строительство объектов под другие нужды, например, производственные, деловые, на искусственной насыпи.
Такая технология защиты успешно опробована на острове Русский во Владивостоке, говорится в пояснительной записке.
Гидрологи рассчитали, грозят ли России катастрофические наводнения
Кроме того, предлагается разрешить использовать по назначению жилье, больницы, школы, введенные в эксплуатацию до вступления закона в силу, либо если разрешение на их постройку было получено до этой даты.
Также Минприроды предлагает переложить ряд полномочий Росводресурсов на госорганы и местные власти. С 2021 года у агентства не будет возможности проводить мероприятия в сфере изучения, охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, так что эти обязанности предлагается передать властям.
Региональным властям хотят отдать полномочия по установлению или изменению границ зон затопления, не обеспеченных инженерной защитой. Сейчас этим также занимаются Росводресурсы. Это решение позволит синхронизировать эти полномочия с полномочиями регионов по подготовке и утверждению документов территориального планирования, согласованию проектов схем территориального планирования.
Ранее кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН Александр Георгиади сказал «Парламентской газете», что региональным и федеральным властям нужно на уровне нормативно-правовых актов установить, что на территориях, подверженных наводнениям, строить какие-либо объекты — жилые, сельскохозяйственные, промышленные — запрещено. Сейчас, по его словам, таких строек возникает много, и все они происходят с нарушением правил.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18.04.2018 N 9-АПГ18-5
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2018 г. N 9-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Нестерова Александра Викторовича о признании не действующим в части Генерального плана муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденного решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 3 декабря 2014 г. N 136,
по апелляционной жалобе Главы администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 23 ноября 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения Главы администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Тихонова А.Ю.
, представителя администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Погодиной Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.
, полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Нестеров А.В.
обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее также — Генеральный план), утвержденного решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 3 декабря 2014 г. N 136 (далее также — Решение N 136), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , к зоне затопления паводком 1% обеспеченности, и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» (далее также — Правила землепользования и застройки), утвержденных решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2014 г. N 138, в части внесения указанного земельного участка в границы прибрежной защитной полосы водного объекта (ПЗ) и в части отнесения его к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником упомянутого земельного участка, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, и имеющего разрешенное использование: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками. Полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
Определением суда от 23 ноября 2017 г.
производство по делу в части требований административного истца об оспаривании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области», утвержденных решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 30 декабря 2014 г. N 138, прекращено в связи с утратой указанным нормативным правовым актом силы.
Решением Нижегородского областного суда от 23 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено: Генеральный план признан не действующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.
В апелляционной жалобе Глава администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Ссылаясь на статью 23 ГрК РФ и Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г.
N 244, полагает, что отражение в Генеральном плане зоны затопления паводком 1% обеспеченности являлось правомерным, поскольку она нанесена в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2015 г. N 190-р «О зонах затопления, подтопления» и обоснована отчетами об инженерно-геологических изысканиях.
В жалобе также указывается на нарушение процессуального законодательства, выразившееся в непривлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица территориального подразделения Федерального агентства водных ресурсов. По мнению административного ответчика, административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
- Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
- Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
- Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
- Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Муниципальное образование Безводнинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области является муниципальным образованием со статусом сельского поселения (статья 2 Закона Нижегородской области от 15 июня 2004 г.
N 60-З «О наделении муниципальных образований — городов, рабочих поселков и сельсоветов Нижегородской области статусом городского, сельского поселения», статья 1 Устава сельского поселения «Безводнинский сельсовет Кстовского района Нижегородской области», принятого решением Безводнинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 10 марта 2006 г. N 2).
Решением сельского Совета Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 3 декабря 2014 г. N 136 утвержден Генеральный план муниципального образования «Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области».
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его издания органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24, 25, 31, 32 ГрК РФ, в установленной форме и официально опубликован в установленном порядке.
Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 статьи 23 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее — ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г.
N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее — Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как усматривается из материалов дела, Нестерову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования: коттеджные и блокированные жилые дома с приусадебными участками, расположенный по адресу: .
Оспариваемым решением территория, в которой расположен данный земельный участок, отнесена к зоне затопления паводком 1% обеспеченности.
На указанный земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления (часть 6 статьи 67.
1 ВК РФ), в связи с чем письмом Администрации Кстовского муниципального района от 10 марта 2017 г. административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела, предложения от Правительства Нижегородской области по установлению зон подтопления, затопления на территории с.
Безводное в Федеральное агентство водных ресурсов не поступали и соответствующие зоны в порядке, определенном Правилами, не устанавливались.
Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.
- С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на карте градостроительного зонирования территории Генерального плана отображены зоны с особыми условиями использования территорий (территория затопления паводком 1% обеспеченности), которые не были установлены в предусмотренном Правилами порядке, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части.
- Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что отражение зоны затопления обосновано отчетами об инженерно-геологических изысканиях, поскольку Решение N 136 в данном случае принято с нарушением законодательства, имеющего большую юридическую силу.
- Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что судом не установлено нарушений прав административного истца, опровергается материалами дела.
- Непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов, на что ссылается в жалобе Глава администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, основанием для отмены решения являться не может, поскольку дело рассмотрено в порядке абстрактного нормоконтроля и судебным постановлением вопрос о правах и обязанностях Федерального агентства водных ресурсов не разрешался.
- Упоминание в решении нормативных правовых актов, принятых позднее оспариваемого Генерального плана, правильность выводов суда первой инстанции не исключает.
Аналогичным образом Судебной коллегией оцениваются приведенные в заседании суда апелляционной инстанции доводы о том, что административным истцом оспаривалось решение органа местного самоуправления, а не Генеральный план.
Признание судом недействующим Решения N 1366 является, соответственно, признанием недействующим Генерального плана, утвержденного указанным решением, и не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, влекущем отмену судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского областного суда от 23 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района — без удовлетворения.
——————————————————————
Строительство в зоне затопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в зоне затопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Строительство в зоне затопления
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ(Р.Б. Касенов)Суд удовлетворил требования истца к городской думе о признании правил землепользования и застройки городского округа, утвержденных решением городской думы, недействующими в части распространения санитарно-защитной зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка. Как указал суд, затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п. 16 ст. 1 Водного кодекса РФ). Согласно п. п. 3, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории города в соответствии с вышеуказанным порядком. Поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию города материалы по определению границ зон затопления, подтопления городского округа возвращены для устранения замечаний. Между тем отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении требований общества об отмене постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Как указал суд, в соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Общество проводило на земельном участке, расположенном в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе залива, строительные работы (с применением техники, в частности, двух кранов), при этом требования приведенной нормы Водного кодекса РФ не соблюдены, сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, отсутствуют. При таких данных действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Строительство в зоне затопления
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:«Юридический справочник застройщика»(3-я редакция)(Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Бурденко Ю.С., Оболенская М.А., Персиянцева А.А., Перфильева В.Ю., Степанова Л.И.)(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)
Здесь следует подчеркнуть, что исходя из буквального толкования указанной нормы в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нем строительства, содержится в судебной практике .
Нормативные акты: Строительство в зоне затопления
Строительство дома в водоохранной зоне, согласование с рыболовством, разрешение и ограничения по строительству 2021
Прежде чем затевать строительство на участке земли, подпадающем в водоохранную зону (на берегу водоема), следует понять, какие ограничения по строительству существуют в водоохранной зоне, как получить разрешение на строительство и выяснить, нужно ли согласование с федеральным агентством по рыболовству. Для уточнения всех этих вопросов обратимся к действующему законодательству и посмотрим какие нормы строительства в водоохранной зоне приняты в 2021 году, а также разберем, можно ли строить дома на берегу реки, озера или моря.
Что такое земли водоохранной зоны
Обратимся к Водному кодексу (ст. 65) и выясним что такое земли водоохранной зоны. Это земли, которые примыкают к берегам водоемов и ограничения в их использовании связаны в первую очередь с тем, чтобы защитить моря, реки, озера, водохранилища, ручьи и другие водные объекты от загрязнений.
Помимо водоохранной зоны, кодекс содержит понятие – прибрежные полосы. Они подлежат особой дополнительной защите. Вот почему, покупая участок у берега следует заранее выяснить можно ли строить дома в водоохранной зоне и какие ограничения есть по строительству.
Чтобы уточнить, на каком расстоянии от реки (моря, озера, ручья) можно строить дом обратимся снова к Водному кодексу (ст.6). Оказывается, что все водные объекты находятся в государственной и муниципальной собственности и являются местами общего пользования (за редким исключением).
Закон устанавливает, что нельзя пресекать никаким сооружением 20 метров до береговой линии любого водоема, а если это ручей или маленькая речка (протяженностью до 10 км), то 5 метров. Таким образом, в 20 метрах от водоемов не только нельзя строить дома, но и ставить заборы для ограждения территории.
Покупая участок у водоема – помните об этом! Что касается размеров водоохранной зоны, то в зависимости от водного объекта она варьируется от 50 до 500 метров.
Строительство дома в водоохранной зоне – как и где получить разрешение на строительство
Помимо общего порядка оформления недвижимости, который регламентируются Градостроительным кодексом и законами о кадастровой деятельности в местной администрации следует уточнить, какие правила строительства дома действуют именно на ваш участок, расположенной в водоохранной зоне. Так, для каждого участка земли, существуют индивидуальные возможности сочетания видов разрешенного использования. Например, ваш участок расположен в водоохранной зоне. Водный кодекс не запрещает строительство жилых домов, но вводит некоторые ограничения по строительству. Поэтому, планируйте постройки с учетом разрешений на строительство в водоохранной зоне и согласовывайте строительство заранее.
Водоохранная зона, какие ограничения по строительству
Пользование землей и водой предполагает ряд ограничений, не только по ловле рыбы, купанию, парковке машин, но и по распашке земель и строительству. Поэтому, покупая участок в водоохранной зоне, поинтересуйтесь какие существуют ограничения по строительству на вашем участке. Основные ограничения по строительству в водоохранной зоне установлены Водным кодексом (ст.
65), Постановлением Правительства от 10.01.2009 № 17 об установлении границ водных объектов, а также приказами Минприроды и другими актами. Главное ограничение – это строительство такого объекта, который будет загрязнять расположенный вблизи водный ресурс. Требования предъявляются, в первую очередь, к водоотведению и канализованию.
Остальные ограничения, могут регламентироваться и устанавливаться местными законами.
Таким образом, мы выяснили, что строительство в границах водоохранных зон разрешено, но требования к объекту ужесточены.