Постановка на учет родъездной дороги — Юридические советы

Профилактика коронавируса в Подмосковье 9 апреля 2018 г., 15:11 | Обновлено: 9 июня 2021 г., 16:00

Трасса дорога магистраль

Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Развитие дорожной сети всегда сопровождается созданием необходимой инфраструктуры. На территории Подмосковья в придорожной полосе строится множество объектов дорожного сервиса. К ним относятся автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции техобслуживания и другие объекты.

Очевидно, что им необходимо иметь связь с дорогой – примыкание, за счет которого проезжающие водители смогут попасть на объект и воспользоваться теми или иными услугами. Однако для организации съездов необходимо получить согласие собственника автодороги.

О том, кто может получить разрешение на примыкание объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, и какие для этого необходимо собрать документы, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Что даст Подмосковью строительство ЦКАД: разгрузка транспортных потоков и новая инфраструктура>>
  • Порядок и сроки оказания услуги

Услуга по выдаче согласия на присоединение к автомобильной дороге объекта дорожного сервиса, содержащего обязательные технические требования и условия, предоставляется правообладателям поставленных на кадастровый учет застроенных или предназначенных для строительства земельных участков. Их правообладателями могут быть физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Максимальный срок оказания услуги составляет 50 дней. Регистрация заявления и комплекта документов производится за один рабочий день.

Подать соответствующее заявление можно в электронной форме посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ) с авторизацией в ЕСИА.

В соответствии с федеральным законодательством за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата. 

  1. Важно отметить, что данная услуга оказывается только для муниципальных дорог.
  2. Переоснащение автовокзалов в Подмосковье: новые системы безопасности и ремонт подъездных дорог>>
  3. Административные процедуры

Ноутбук

Источник: ©, pixabay.com

  • Перечень процедур, которые необходимо пройти заявителю для получения услуги, выглядит следующим образом:- прием и проверка представленных заявителем документов и сведений;- регистрация или отказ в регистрации обращения заявителя;- обработка результатов исполнения межведомственных запросов;- разработка проектов согласия либо отказа, подготовка запроса в Минтранс Московской области;- формирование и утверждение результата предоставления услуги;- информирование заявителя о готовности результата предоставления услуги и его направление заявителю;
  • — размещение согласия, содержащего обязательные технические требования и условия, в ИСОГД.

Результатом предоставления услуги является выдача согласия, содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, заверенное печатями. По ряду причин заявителю может быть отказано в предоставлении данной госуслуги.

  1. Транспортные сервисы Московской области: какая информация доступна на портале госуслуг>>
  2. Необходимые документы

Папки с документами

Источник: ©, pixabay.com

  • Чтобы получить услугу, следует заполнить заявление на получение технических условий.
  • В заявлении необходимо указать:
  • — паспортные данные заявителя; — полное наименование юридического лица;- ОГРН, ИНН;- название объекта капитального строительства;- его месторасположение с указанием района Московской области и населенного пункта;
  • — название автомобильной дороги и примерный километр размещения объекта.

Кроме того, в заявлении нужно указать кадастровый номер земельного участка, количество машин в сутки, пользующихся съездом. Таким образом, придется произвести расчет увеличения интенсивности дорожного движения на автомобильной дороге в связи с устройством съезда к объекту.

Узнайте, как получить разрешение на перевозку крупногабаритных грузов по дорогам Подмосковья>>

Иван Пышечкин

Как поставить дорогу на кадастровый учет?

Постановка на учет дорог для автомобилей, как и других объектов, позволяет зафиксировать факт наличие такого имущества.

Кроме того, регистрация — возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных  элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).

Главная трудность заключается с юридическим оформлением такого имущества. Как поставить дорогу на кадастровый учет? В чем особенности оформления? О каких нюансах важно знать при регистрации?

Общие положения

По законодательству практически все объекты недвижимости, которые находятся на территории РФ, подлежат кадастровому учету. Не исключением считаются и дороги для автомобилей, которые приравниваются к объектам недвижимости (линейным сооружениям).

Подобная принадлежность поясняется тем фактом, что дороги являются инженерными конструкциями, а это позволяет говорить о возможности отнесения такого имущества к категории недвижимости. Но при постановке на учет линейных сооружений работают иные правила.

Регистрация линейных объектов в реестре госкадастра происходит с учетом требований ФЗ №221.

Грунтовые дороги как объект кадастрового учета

По законодательству кадастровый учет грунтовых дорог требуется не во всех случаях. Так, если объект относится к инженерным сооружением, зарегистрировать его придется. Если речь идет о простом направлении, которое накатано большим количеством транспорта, ставить на учет такой объект не требуется.

Рассмотрение грунтовых дорог как объекта кадастрового учета, в 90% случаев происходит индивидуально. При этом решение о необходимости регистрации сооружений часто принимает арбитражный суд.

Если при создании грунтовой дороги выполнялся комплекс строительных работ (создавались насыпи, монтировались системы отвода воды и так далее), она признается инженерным объектом.

Такое покрытие относится к категории недвижимости и подлежит регистрации.

В отношении асфальтированных дорог, имеющих твердое покрытие, вопросов нет. Такие объекты во всех случаях регистрируются в госкадастре. При этом порядок постановки на учет почти не отличается от того, что характерен для других объектов (сооружений и земли).

Виды паспортизации

Кадастровый учет — процедура, которая обязательства для закрепления права собственности в Росреестре. Цель оформления паспорта на дорогу заключается в получении сведений о сооружении, объеме транспортного потока, а также данных об окружающей ситуации. Сегодня существует 2 варианта паспортизации:

  • Первичная. В этом случае собираются базовые сведения об автомобильной трассе. Сбор информации не требует применения дорогостоящего (специального) оборудования. При этом в организации дополнительных исследований также нет необходимости.
  • Полная. Такой вариант паспортизации позволяет получить расширенные сведения после оформления первичного паспорта. Работа часто делается без оформления первичной документации. По законодательству разрешено сразу переходить к полному варианту оформления.

Сведения в паспорте

Паспорт на автомобильную дорогу содержит полные данные об инфраструктурном объекте:

  • Размер дороги и земельной насыпи.
  • Наличие путепроводов, мостов, тротуаров, автобусных остановок, пешеходных переходов и прочих объектов.
  • Границы от начала до завершения проезжей части (общая длина).
  • Категория объекта.
  • Перечисление предусмотренных подъездов.
  • Участки, обслуживаемые коммунальщиками и так далее.

Для чего ставить дорогу на кадастровый учет?

Регистрация дорог (в том числе грунтовых) является обязательной. Такие сооружения при определенных условиях, которые отмечались выше, признаются на уровне государства. Вот почему сведения о них должны отражаться в кадастре. Чтобы подготовить техдокументацию, делаются такие шаги:

  • Определяется точное расположение сооружения.
  • Выполняется геодезическая съемка. Для этих целей требуется оборудование, обладающее высокой точностью.
  • Делается межевание участка. Этот шаг обязателен, ведь дорога имеет большую продолжительность. Это значит, что она неизбежно охватывает несколько кадастровых округов. Так что без разделения линейного объекта обойтись не выйдет, а технические бумаги оформляются по отдельности.

На базе полученных сведений оформляется окончательная документация.

Таким образом, постановка дорог на кадастровый учет обязательна для инженерных сооружений, будь это объект с твердым или грунтовым покрытием.

Как поставить дорогу на кадастровый учет?

Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации. Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:

  • Техплан сооружения.
  • Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
  • Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.

Чтобы поставить дорогу, как и другой объект, на кадастровый учет, делаются следующие шаги:

  • Обращаемся в местный регистрационный орган.
  • Оформляем и передаем заявку с учетом установленной формы и прикладываем необходимый пакет бумаг. Перечень документации лучше уточнить заранее применительно к оформляемому объекту недвижимости.
  • Получаем расписку о принятии заявки и документации.
  • Принимаем ответ (уведомление) о возможности регистрации сооружения или об отказе в предоставлении услуги.
  • Получаем кадастровый паспорт (выписку).

В определенных случаях уполномоченный орган вправе отказать в услуге. Такое возможно при наличии противоречий в информации об объекте в различных документах (тех, что переданы для изучения).

Также уполномоченный орган может отказать при отсутствии каких-либо бумаг в пакете, ошибочно заполненном заявлении, неактуальности регистрации и так далее.

Отказ также случается, если лицо, которое обращается с заявлением, не имеет необходимых полномочий на выполнение такой работы.

Передача заявления и документации осуществляется следующими способами:

  • Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
  • Передача заявки и документов в кадастровую палату.
  • Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
  • Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
  • Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.

При личной передаче бумаг важно требовать расписку от сотрудника о получении документации с датой, должностью, ФИО и подписью. Если бумаги передаются в дистанционном режиме, такое уведомление должно отправляться не позднее чем через 24 часа.

Читайте также:  Как отказаться от ипотеки с минимальными потерями? — Юридические советы

СРОКИ

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

Если регистрация дороги производится по решению судебного органа (к примеру, после необоснованного отказа со стороны уполномоченных структур), постановка на учет в кадастре занимает до 5 суток.

ИТОГИ

Дорога для автомобилей представляет собой инженерное сооружение. Оно в полной мере относится к объектам недвижимости и нуждается в прохождении регистрационных процедур.

Главные трудности касаются только грунтовых дорог, которые могут быть просто накатанными или изготавливаться с применением специального оборудования и материалов.

В первом случае регистрировать такие объекты не требуется, а во втором постановка на учет является обязательной.

Должна ли управляющая организация ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.

Когда крыша не включается в общее имущество собственников в МКД

Уо несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме

Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.

Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.

Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет.

Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления.

К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.

Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД

Суд первой инстанции рассмотрел дело, разобрав два основных вопроса:

  1. Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.

Согласно пп. «е, ж» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества собственников включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, вместе с элементами благоустройства и озеленения.

В утверждённом перечне автомобильных дорог общего пользования Североморска от 28.12.2015 № 1362 спорных дворовых проездов нет, следовательно, у муниципалитета нет обязанности по их содержанию.

Как добиться ремонта дорог в деревню

Качество сельских дорог во многих регионах оставляет желать лучшего. Проблема возникает и из-за несоблюдения технологии строительства дорожного покрытия, и из-за того, что ответственные за дороги лица просто игнорируют свои обязанности.

Несмотря на то, что за недоработки в содержании дорожной полосы полагается штраф в размере 300 000 рублей (по статье 12.34 КоАП РФ), решение вопроса не сдвигается с места. Плохая дорога в деревню – это не только ухудшение безопасности поездок по ней, это и снижение привлекательности жизни в сельской местности.

Необходимо, чтобы из деревни легко можно было добраться в город для решения любых своих дел, а по ямам часто не наездишься. Но, чтобы добиться штрафа безответственным хозяевам, нужно знать, кто отвечает за дороги в деревню.

Кто должен ремонтировать

Согласно ФЗ под номером 131 от 06.10.2003 года, определяющем вопросы организации местного самоуправления государства, все вопросы, связанные с дорогами местного назначения относятся к компетенции именно таких органов.

Местная администрация должна следить за состоянием трасс в селе, проводить ремонт сельских дорог, обеспечивая этим безопасность дорожного движения.

Трасса с ухабами, ямами, с отсутствием дорожных знаков – это прямая угроза и водителям, пассажирам, и пешеходам.

Администрация, управляющая жизнью деревни, должна знать все свои ответственные полномочия, в том числе и в дорожной сфере.

ВНИМАНИЕ! В ФЗ 131 полномочиям местной администрации в дорожной сфере посвящены статьи 1 и 6.

Также нужно учитывать и другие законодательные акты, которые определяют обязанности и права по отношению к дорожному хозяйству, эксплуатации автодорог.

Администрация

Необходимо следить за состоянием и безопасностью дорог, трасс в сельском поселении, между селами и деревнями, проводить соответствующие мероприятия для того, чтобы автодороги местного значения отвечали стандартным требованиям.

Местная администрация занимается самыми разнообразными вопросами по управлению определенной территорией и населенными пунктами. Она должна также следить за качеством автомобильных дорог, осуществлять этапы строительства новых трасс.

Дороги должны быть максимально пригодными для эксплуатации разными видами автомобильного транспорта. Органы местного управления проводят дорожные ремонтные работы, обязательно убирают снежные завалы, при необходимости чистят насаждения вдоль трассы.

Куда жаловаться

Как добиться ремонта некачественного дорожного покрытия в деревне? Современные технологии строительства и ремонта дорожного покрытия позволяют восстанавливать дороги быстро, без дискомфорта для населения.

Строительные материалы для таких работ также доступны в любом регионе. Поэтому местная администрация не имеет никаких оправданий в вопросе плохого сообщения в сельской местности.

Как заставить администрацию сделать дорогу в селе и обеспечить комфорт и безопасность поездок в пределах населенного пункта и за ним?

Населению села нужно направить в администрацию заявление о ремонте, указав на обязанность местного управления решать такие проблемы. Если нет никакой реакции на заявление от органов местного самоуправления, нужно подавать жалобу в прокуратуру и иск в суд.

Прокуратура и суд обязательно отреагируют на заявку, если в ней напомнить об опасности некачественного дорожного покрытия. Оно представляет угрозу для всех участников дорожного движения, а также для пешеходов, которые перемещают по обочине.

ВНИМАНИЕ! Невыполнение органами местно управления своих обязанностей по отношению к сельским дорогам рождает угрозу жизни тех, кто проживает в селе.

Отсутствие хорошего дорожного покрытия приводит к тому, что в деревню не может быстро приехать скорая помощь, служба спасения, пожарные, полиция. В итоге опасные ситуации, возникающие в населенном пункте, только усугубляются и могут закончиться человеческими жертвами.

Что делать

Несмотря на то, что по закону деревня должна быть под неусыпным вниманием органов местного управления, ее жители также не должны быть равнодушными. При пассивности администрации нужно самим действовать, писать заявление, обращаться в прокуратуру.

Как пишется и подается жалоба в прокуратуру образец

Нужно выяснить и тип дороги с учетом стандартной классификации. Потом составляется план работ по ремонту на том или ином дорожном участке.

Местная администрация должна прореагировать на обращение представителей населения. Если получена заявка на ремонт дороги, нужно искать пути решения проблемы.

Населению села может помочь прокуратура (при бездействии органов управления). Прокуратура проводит проверку, выставляет предписания владельцу дорожного участка для немедленного начала ремонта.

Важной поддержкой заявления жителей деревни станет и акт от сотрудника ГИБДД, который вызывается на участок для составления документа.

Смотрите видео: Как добиться ремонта дороги. Личный опыт

Требования к качеству

Разработано несколько ГОСТов, определяющих требования к состоянию автомобильных дорог. По ГОСТу 52766-2007 выставляются требования общего значения, в ГОСТе 52398-2005 указывается классификация автодорог, список требований к ним.

Выпущены специальные СНиПы с правилами проведения ремонт дорожного покрытия. Ремонтные работы на сельской дороге проводятся, согласно ГОСТу 50597-93 в течение 10 дней, трассы скоростные должны ремонтироваться за 5 дней.

Если ответственные лица не соблюдают требования к безопасности дорог, не проводят своевременно ремонт, не выполняют обязательств по содержанию, им полагаются административные штрафы. Местная администрация не имеет права на бездействие в устранении проблемных участков на дороге, из-за которых создается угроза безопасности перемещения по трассе.

Заявление

Благодаря современным технологиям не обязательно посещать те или иные инстанции, чтобы подать заявление, получить справку. Это касается и подачи заявки на ремонт сельской дороги. Можно сделать это через специальные ресурсы, экономя ценное время.

Видео: Куда обращаться по поводу ремонта дороги, как писать заявление

Основания

По ГОСТу 50597-93 количество и уровень повреждений на автодороге ограничен. Ямы и выбоины не должны быть больше 60 см в ширину и 15 см в длину, 5 см в глубину. Если ямы больше по параметру, это уже опасно для участников движения.

Советы юристов

Законодательством определена ответственность за строительство, ремонт, содержание сельских дорог. Если жители деревни не довольны качеством дороги в своем населенном пункте, они должны действовать в соответствии с законом и призвать к ответственности местные органы самоуправления. В своих действиях следует опираться на положения ФЗ под номером 131 и под номером 257.

Читайте также:  Порядок обращения взыскания — Юридические советы

ВАЖНО! Федеральный Закон 131 от 06.10.2003 (статья 14, пункт 1, подпункт 5) указывает на то, что за все вопросы, связанные с ремонтом сельской дороги, поддержанием ее безопасности, отвечают ОМС.

По ФЗ 257 от 08.11.2007 местная администрация должна выполнять такие виды дорожной деятельности, как контроль над сохранностью дорог местного назначения.

Для защиты своих прав юристы рекомендуют обращаться сначала в администрацию самоуправления, только при ее бездействии – в прокуратуру и суд. Бездействие ответственных лиц должно быть признано незаконным.

Для того, чтобы сделать свое заявление более весомым для прокуратуры, нужно сделать упор на опасность плохих дорог для участников дорожного движения. А также на то, что плохая трасса к деревне становится причиной задержки прибытия скорой помощи и пожарной.

Видео: Самостоятельный ремонт дороги с помощью администрации

Статью подготовил юрист по семейным и гражданским вопросам Антон Николаевич Щербак

Если статья была полезна — ставьте лайк, добавляйте в закладки.

Если вы не нашли нужную информацию, можете получить на нашем сайте БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию. Свой вопрос оставляйте в х или обратившись к консультанту сайта.

Регистрация права собственности на линейное сооружение — автодороги местного значения

Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В отношении сооружений автомобильного транспорта необходимо отметить, что замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.

Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ и, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. (Об этом также написано в Письме Минэкономразвития РФ от 30.04.2014 г. №Д23и-1518).

  • Таким образом, если дороги местного значения имеют замощение из щебня или гравия, и не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса РФ, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
  • По общему правилу государственный кадастровый учет автомобильных дорог осуществляется на основании следующих документов:
  • — Заявление о государственном кадастровом учете;
  • — Правоустанавливающий документ (в случае одновременной процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации права);
  • — Землеотводные документы;
  • — Технический план.
  • В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (Далее – ГрК) установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).
  • Документы-основания подготовки технического плана:
  • — проектная документация;
  • — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию/документ, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию;
  • — технический паспорт объекта недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию объекта;
  • — декларации и решения суда об осуществлении кадастрового учета.

Также согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГРК, признаются действительными.

  1. Таким образом:
  2. — в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 г. постановка осуществляется без разрешительной документации;
  3. — от 26 марта 1918 г.  Декрет Совет народных комиссаров РСФСР «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности» (полномочия  — Главные Дорожные Комитеты);
  4. — от 1 сентября 1924 г. декрет Всероссийский центральный исполнительный комитет совет народных комиссаров РСФСР «О подразделении шоссейных и грунтовых дорог РСФСР и о нормах полосы отвода при них»;
  5. — от 7 сентября 1946 г. № 595 Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР»;

— от 15.09.1962 г. № 949 Постановление Совмина СССР «О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий зданий и сооружений»;

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ.

Чем вы будете отсыпать дорогу — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет. Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Всё ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами.

И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.

«Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника.

Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля.

А вот частник запросто может выставить СНТ счёт за порчу его имущества», — уверен адвокат по административным делам Сергей Коломиец.

У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Своё имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд.

Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придётся либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд.

«Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтёте нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования.

Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью, например, по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», — говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец.

Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля. Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ.

Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога.

Данные кадастрового учёта можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.

«Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся по-человечески, либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия.

Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счёт. Предположим, дорога принадлежит местной администрации.

Если собственник считает, что ремонт был произведён неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы «наваяли».

Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что всё это затеяли», — считает адвокат по административным делам Сергей Коломиец.

Суд подтвердил право требовать от чиновников ремонта грунтовых дорог

Граждане вправе подавать иски к местным администрациям, требуя ремонта проселочных дорог. Ссылки чиновников, мол, рядом есть трасса получше, не принимаются.

Такое принципиально важное разъяснение сделал Верховный суд России в своем обзоре судебной практики. Поводом стал судебный спор в Татарстане, где сельские чиновники наотрез отказались ремонтировать грунтовую дорогу. А нижестоящие суды поддержали поселковую администрацию в ее нежелании бороться с ухабами.

Длина вопроса — 2,1 километра, ширина — 3,5 метра. Дорога официально значится на генеральном плане муниципалитета и находится на балансе поселения. Для жителей она важна, так как связывает два села. Вроде бы невелико расстояние. Но мы еще из сказок знаем, что иногда прямая дорожка бывает длиннее и опасней окольной.

Читайте также:  Индексация присужденных средств — Юридические советы

Особенно если прямую дорожку не содержать в порядке.

«Указанная выше дорога относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, в зимний период от снега не очищается, что создает для граждан затруднения в ее использовании, — рассказали в суде местные жители. — Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителей».

Чиновники парировали претензии тем, что, мол, вот же рядом есть прекрасная окольная дорога. Асфальтобетонная. Так что, дескать, все эти «ни пройти, ни проехать» просто капризы.

По логике сельской администрации, с которой согласились нижестоящие суды, еще в июле 2016 года была проложена асфальтобетонная дорога, которая, хоть и не внесена в генплан, но эксплуатируется жителями, следовательно, со стороны чиновников не допущено бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании грунтовой автомобильной дороги.

То есть ненадлежащее содержание дороги, конечно же, было. Но это не бездействие. А, видимо, что-то вроде мудрой медитации.

Трудно сказать, что не устроило местных жителей в данных объяснениях. Вероятно, очень уж прикипели душой к своей старой доброй грунтовке. А потому они дошли — не по ней, конечно, а вообще — до Верховного суда России. И там нашли понимание.

«На местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание», — пояснил Верховный суд России.

Раз грунтовая дорога находится на балансе местного поселения, она должна содержаться в порядке. Точка.

«При рассмотрении административного искового заявления…

существенное значение имеет установление факта нахождения этой дороги в границах муниципального образования, ее отображение на генеральном плане муниципального образования», — подчеркивается в обзоре судебной практики.

Поэтому суды, получив подобные иски, не должны выяснять, есть ли у жителей обходные пути, нет ли в округе дорог получше. Это все не важно. Раз претензии предъявлены к конкретной дороге, ей и надо заниматься.

В данном случае надо было проверить, действительно ли грунтовка находится в настолько плохом состоянии, как рассказывают местные жители.

Правда ли ее никогда не ремонтировали, или ухабы укладываются в государственные стандарты (при условии, что ухабы могут в принципе уложиться в стандарты).

И если истцы не сгущали краски, а действительно ломали ноги и машины на этой дороге, чиновники просто обязаны дать бой ухабам.

Теперь на эти разъяснения должны ориентироваться все нижестоящие инстанции.

Кстати, по данным Росстата, доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, на конец прошлого года составила 47,2 процента.

Будем надеяться, что не все из них находятся в таком же состоянии, как грунтовка из обзора Верховного суда. Тем не менее работы у чиновников достаточно, и на хорошие окольные пути они теперь ссылаться не могут.

 Владислав Куликов

Российская газета — Федеральный выпуск № 165(8516)

Юрий Шалыганов

Виталий Млечин: Пришло время нашей рубрики «Территория: дача». Парламентарии обсуждают поправки в закон «О садоводстве». Власти хотят обязать помогать дачникам строить дороги, но вот оплачивать их содержание жителям придется уже за свой счет.

Тамара Шорникова: Причем тут какой-то, знаешь, приобретенный рефлекс: парламентарии предлагают – и хочется как-то съежиться сразу, потому что вряд ли что-то хорошее. Ну, в общем, сегодня с дорогами к дачным поселкам и садовым товариществам – и внутри их, и снаружи – много проблем.

У местных властей чаще всего нет денег на благоустройство таких мелких трасс, да и транспортные сложности приезжих дачников местную администрацию не особо волнуют. А там, где с асфальтом полный порядок – как правило, это заслуга самих дачников, которые латают дороги на собственные средства.

Виталий Млечин: Что теперь изменится? И самое главное – как решить одну из важнейших российских проблем? Давайте обсуждать прямо сейчас. Наш телефон: 8-800-222-00-14. Можно еще SMS нам написать на короткий номер 5445.

А мы должны представить нашего гостя – это заместитель председателя Союза садоводов России Юрий Шалыганов. Юрий Викторович, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Здравствуйте.

Юрий Шалыганов: Здравствуйте, дорогие друзья.

Виталий Млечин: Давайте сначала подробнее немножко о том, что предлагается. Вот эта идея власти как-то стимулировать и помогать дачникам строить дороги – она на чем строится?

Юрий Шалыганов: У нас подъездные дороги – это такая большая проблема. И зачастую дороги построены хозспособом когда-то давно – в 80-е, в 90-е годы. На них нет никаких документов, и очень часто эти дороги не стоят на кадастровом учете. По сути это такой самострой, дороги нелегальные и неофициальные.

И по всей стране сейчас идет такая инициатива, чтобы в первую очередь выявить эти дороги и поставить их на кадастровый учет – и тогда будет понятно, как их ремонтировать, в том числе за счет средств муниципального бюджета или бюджета регионального. Пока нет дороги, нет предмета, что ремонтировать, дачники это делают самостоятельно, потому что вынуждены каким-то образом латать эти дыры или, если дорога грунтовая, каким-то образом грейдировать для того, чтобы по ней проехать.

Вот в Кировской области, к примеру, последние семь лет мы системно грейдируем дороги весной и осенью.

Сотни километров дорог – просто грейдер идет и выравнивает, убирает ямы, то, что после весны осталось.

И вот только в этом году в первый раз город Киров выделил средства – 10 миллионов рублей – на то, чтобы купить асфальтовую крошку или купить щебень и прогрейдировать дороги за счет средств бюджета.

Виталий Млечин: А раньше самим все приходилось делать?

Юрий Шалыганов: Все время.

Виталий Млечин: Насколько муниципалитеты заинтересованы в такой работе, именно по нахождению этих самых дорог? Потому что понятно, что если они встанут на учет, на баланс, муниципалитетам придется за это платить. А денег, как известно, нет.

Юрий Шалыганов: Обслуживать, да.

Виталий Млечин: А так вроде нет дороги – и нет проблем. А дачники пусть сами разбираются. То есть нет тут такого, что муниципалитеты как-то неохотно, мягко говоря, это будут делать?

Юрий Шалыганов: Я на примере, допустим, отдельно взятого региона – Ивановской области. Мы проводили с губернатором совещание, в том числе по бесхозным дорогам. И он сам поднял вопрос о том, что бюджеты разных уровней финансируют строительство и ремонт дорог, в том числе федеральный бюджет и региональный, и на это есть средства.

То есть, по идее, если бы мы поставили совместно с муниципалитетом дорогу на учет кадастровый, то под это можно было бы получить средства, в том числе федеральные. То есть губернатор заинтересован, чтобы легализовать эти дороги и получать средства на ремонт дорог на условиях софинансирования с федеральным бюджетом, с региональным бюджетом. То есть, в принципе, механизмы есть.

Это не везде так, но частично так это есть.

Тамара Шорникова: Тема живая, вот уже первые звонки пошли, давайте послушаем.

Виталий Млечин: Да, Волгоград с нами на связи. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Добрый день, уважаемые ведущие. Прежде чем задам свой вопрос, у меня немножечко такое чувство, которое, я думаю, испытывают сейчас все смотрящие ваш эфир. У власти нет денег на то, чтобы для народа строить дороги. Складывается такое ощущение, что власть настолько отделилась уже от народа, что мы живем – народ сам по себе, а власть сама по себе. Это первое.

Второе. Ну разве это не безумие? То есть мы платим, вот все, кто ездят на дачу, ездят на транспорте, мы платим транспортный налог. И этот транспортный налог не расшифровывается на городскую, внутриквартальную дорогу. Это на те дороги, по которым этот самый народ перемещается. То есть то, что это не понимает власть…

У меня вообще складывается вопрос: а кто вообще в этой власти? Инопланетяне? Инопланетяне, которые прилетели с другой планеты? Они этого не понимают? А ведь эта же власть издавала закон о транспортном налоге.

И все, что делается, делает именно эта власть.

Поэтому, если это инопланетяне, может быть, нам просто во власть пригласить тех людей, которые из народа? Может быть, что-то сделать для того, чтобы власть как-то все-таки думала об этом народе?

И вот спасибо вам огромное. Вы знаете, я смотрю вас, и смотрю довольно-таки часто, наверное, каждый день. И вы единственный сегодня в России канал, который имеет гражданское мужество и гражданскую ответственность говорить о том, о чем вы говорите. Поэтому громадное вам спасибо! Дай вам Бог здоровья, мудрости, терпения и сил, чтобы с этой властью инопланетной как-то…

Виталий Млечин:

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *