Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента.
Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения.
Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.
Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.
По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.
Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и граждане РФ обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.
Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.
Причины
К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.
Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:
- По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений. Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны. Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины. Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.
- При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».
Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.
- При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.
Выдворение из страны
- Неправомерность действий со стороны человека. Серьёзные административные или правовые нарушения могут спровоцировать лишение гражданства. Например: человек специально заключил фиктивный брак с иностранным гражданином для получения гражданства этой республики. Согласно положениям закона, при обнаружении таких неправомерных действий, человек лишается полученного статуса резидента этой республики.
- Ликвидирование страны. Если по каким-либо причинам исчезает государство, например, переходит в состав другого, то все его граждане автоматически лишаются гражданства этой страны. Наглядный исторически пример такой ситуации это распад Союза Советских Социалистических Республик, который произошел в 1991 году. В то время, каждый резидент СССР смог осуществить процедуру оптации гражданства.
По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.
Права и обязанности апатридов
Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.
Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.
Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.
В противном случае особу без подданства депортируют.
Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку.
Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги.
Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.
Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.
Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.
Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.
Предоставление больничного листа
Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.
Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении ГУВМ.
Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.
Депортация
При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.
За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.
Пересечение границы
Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.
Вид на жительство в РФ
Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:
- Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
- Вид на жительство.
- Разрешение на временное проживание.
- Недействительный паспорт.
Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.
Разрешение на временное пребывание в РФ
Получение вида на жительство
Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ГУВМ МВД с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.
Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ГУВМ. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.
Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.
Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).
Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.
Процедура дактилоскопии
Причины отказа
Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:
- Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники ГУВМ посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
- Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
- Наличие текущей или незакрытой судимости.
Получение гражданства
Согласно административным законам, каждый апатрид имеет право претендовать на получение гражданства РФ. Получить статус гражданина России можно лишь в том случае, если дееспособное лицо без гражданства прожило на территории этого государства в течение последних 5 лет.
Но существует и упрощённая схема получения гражданства. Она применяется в таких случаях, как:
- Дееспособное лицо без подданства имеет родителя, который проживает в России.
- Дееспособный апатрид ранее являлся резидентом Союза Советских Социалистических Республик.
- Особа, не имеющая подданства, родилась на территории СССР.
- Дееспособное лицо состоит в браке с резидентом России более 3 лет.
По упрощённой схеме получить статус резидента России возможно за 6 месяцев.
Оцените пост Загрузка…
Жизнь без гражданства
Максим Стулов / Ведомости
Отношение многонационального народа России ко всякого рода справкам, удостоверениям и прочим документам точнее всего выразил Владимир Маяковский сто лет назад: «Я волком бы выгрыз бюрократизм // К мандатам почтения нету. // К любым чертям с матерями катись любая бумажка…» Затем он, правда, парадоксально гордится своей «пурпурной книжицей», советским паспортом.
Гражданство сродни воздуху: никто не думает о нем, когда он в избытке, но стоит ему пропасть, мгновенно встает гамлетовский вопрос о бытии – небытии. Оседлому, крепко стоящему на ногах обывателю невдомек, каким желанным может быть российский паспорт. Для трудовых мигрантов, беженцев из стран СНГ и просто бывших граждан Советского Союза это заветная и труднодостижимая цель.
В районных судах при входе уже несколько лет можно наблюдать специально оборудованные небольшие залы для содержания ожидающих депортации мигрантов.
На лицах охраняющих их полицейских и приставов лежит печать рутины: несмотря на страшные штрафы для работодателей, угрозы на полный запрет въезда для работников, нелегальный труд процветает.
По долгу юридической службы мне часто приходилось бывать в районных судах, и никогда я не видел эти залы пустующими.
Быть иностранцем на чужбине – тяжелый путь. Кроме трудовой копейки и семейной фотографии, карман греет и паспорт далекой, но все же своей страны. Однако бывает, что и этой опоры лишен человек. Речь об апатридах, или лицах без гражданства.
Эмиль Алимурадов родился в 1992 г. в Баку и на себе ощутил все прелести переходного периода от Советского Союза к России и СНГ. До 2003 г. он жил на родине, затем перебрался в Санкт-Петербург: его семья решила вложиться в местный бизнес. Для этого была продана семейная квартира, т. е. дома в Азербайджане не осталось.
Переехав в Россию, Эмиль закончил школу. Аттестат об окончании средней школы присоединился к свидетельству о рождении – вот и все документы. Как ни удивительно, первое время их хватало, власти к нему не придирались.
/Фотография из личного архива
Но в какой-то момент миграционные законы заработали на всю катушку. Эмиль работал на стройке и делил съемную квартиру с другими рабочими. Однажды утром в ней произошла облава, и сотрудники Федеральной миграционной службы задержали Эмиля и доставили в полицию вместе с незаконными трудовыми мигрантами.
7 февраля 2014 г. Кировский районный суд Санкт-Петербурга признал Эмиля виновным по п. 3 ст. 18.8 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил проживания в России).
Суд, как и всегда в таких случаях, наложил на него штраф и приговорил к выдворению за пределы страны. Вместе с товарищами по несчастью (вернее, по административной статье) он был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), предназначенный для содержания лиц, ожидающих выдворения.
Важное отличие его от незаконно приехавших иностранцев заключалось в том, что он был апатридом – лицом без гражданства.
Далее сотрудникам Федеральной миграционной службы, в чьей власти находился Алимурадов, надлежало понять, куда именно его следует депортировать. На запрос в консульство Азербайджана пришел ответ, что гражданином этой страны Эмиль не является. Примечательно, что обмен корреспонденцией внутри Санкт-Петербурга занял 2 месяца и 2 дня. Алимурадов, разумеется, все это время находился в ЦВСИГе.
Эмиль понимал, что по российским законам его выдворение невозможно. Выслать нарушителя миграционных законов можно лишь на его родину, а точнее, в страну, гражданство которой он имеет. Что делать в этой ситуации с апатридами, из закона явно не следует. И хуже того: по процедуре человека сначала признают подлежащим выдворению и только потом выясняют, возможно ли оно.
Отдельно стоит сказать о ЦВСИГе. Он расположен в Красном Селе, на границе Петербурга и Ленобласти. По сути, это тюрьма для иностранцев. Однако у обычной российской колонии общего режима можно обнаружить ряд преимуществ перед этим заведением. В колониях действуют правила внутреннего распорядка, Уголовно-исполнительный кодекс и другие акты.
Российский заключенный имеет право на определенное количество прогулок в день, свиданий с близкими в год, наконец, 72 руб. в сутки на питание. Пусть эти права часто попираемы, но все же они декларируются, и существует правовой механизм защиты.
А в изоляторах для ожидающих выдворения ничего этого нет: прогулки, пища, свидания целиком зависят от администрации (и умения с ней «договариваться»).
В первые дни заключения Эмиль делил 17-метровую камеру с 10 другими мужчинами. Нар не было, матрасы расстилали прямо на полу. Гигиенические удобства были явно неадекватными количеству содержавшихся лиц.
Впоследствии население камеры увеличивалось до 17 человек! Ожидающие выдворения жили на этаже, покидать который было запрещено. Главным событием недели становилась 15-минутная прогулка. Такую частоту администрация объясняла отсутствием персонала.
Ни радио, ни библиотеки, ни мастерской, ни иных развлечений в центре не имелось.
На свободу он вышел только 27 ноября – после вступления в законную силу решения городского суда Петербурга, аннулировавшего решение нижестоящего суда о выдворении.
Проведя в ЦВСИГе немногим менее восьми месяцев, Эмиль решил обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
В жалобе он потребовал считать условия его содержания в центре нарушающими Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
Вторым основанием для жалобы была процессуальная невозможность добиться судебного пересмотра решения о лишении свободы даже несмотря на фактическую невозможность выдворения.
Власти России в своем меморандуме в ЕСПЧ признали, что условия не были достойными. Однако указали, что заявитель, зная о нахождении в России без правовых оснований, не представил доказательств своих попыток получить гражданство за весь период, начиная с возраста совершеннолетия.
Европейский суд указал, что заключение под стражу в случае Эмиля Алимурадова нельзя признать допустимым, так как отсутствовала законодательная – и реальная – возможность выдворения лица без гражданства в какое-либо иное государство. Сходной позиции суд придерживается и по аналогичным делам апатридов в России (см., например, дело Ким против России).
ЕСПЧ указывает, что неразвитость условий содержания в центре обусловлена его предназначением – для кратковременного содержания под стражей. Заявитель же провел там восемь месяцев, чрезвычайно долгий для данной категории дел срок, и его права на достойные условия содержания заключенных были нарушены, признал суд.
В Европе существует орган, который следит за исполнением решений Европейского суда по правам человека. Это Комитет министров совета Европы (КМСЕ). Он неоднократно выказывал обеспокоенность тем, что решения ЕСПЧ в России не выполняются, подчас и в случаях, когда Россия признает свою вину.
В вопросе прав апатридов КМСЕ отметил ряд позитивных шагов, которые предприняли российские власти. В частности, 23 мая 2017 г. Конституционный суд (КС) вынес постановление о необходимости внесения поправок в законодательство.
КС отметил, что должен быть судебный контроль за сроками пребывания людей в специальных учреждениях для лиц, ожидающих выдворения. КС также отметил, что необходим специальный статус для апатридов, которых невозможно депортировать вследствие того, что другое государство отказывается их принимать.
КМСЕ призвал российские власти продолжить реформы в этой области, включая создание специального миграционного статуса для лиц без гражданства, которых не готовы принять другие страны.
Вероятно, положительная динамика стала возможна в том числе благодаря деятельности НКО. Так правозащитный центр (ПЦ) «Мемориал» и антидискриминационный центр «Мемориал» направляли в КМСЕ свои рекомендации для российских властей.
В них, в частности, говорилось о том, что судам следует учитывать реалистичность выдворения человека и не лишать свободы тех, кого объективно невозможно депортировать.
В рекомендациях также говорилось о необходимости легализации пребывания таких людей в России.
Однако в этой области по-прежнему остается много проблем. Хотя ряд заявителей, выигравших дела в ЕСПЧ, вышли на свободу, они так и не смогли получить легальный статус в России. Это означает, что в будущем не исключены претензии к ним со стороны правоохранительных органов.
КоАП по-прежнему позволяет лишать свободы лиц без гражданства, выдворить которых по тем или иным причинам невозможно. В нынешних реалиях ситуация еще усугубляется пандемией: рейсов в иностранные государства нет, а лишать свободы людей для цели выдворения по-прежнему возможно. В связи с этим правозащитники, включая сотрудников ПЦ «Мемориал», обратились 29 марта 2020 г.
к властям России с призывом освободить людей, выдворение которых в условиях пандемии невозможно осуществить.
Сейчас идет обсуждение проекта нового КоАПа. Хотелось бы, чтобы в новом документе полностью учитывались выводы ЕСПЧ, чтобы ситуации с долгим ожиданием депортации «в никуда» в неволе стали бы невозможны, а лица без гражданства смогли бы приобрести в России легальный статус.
Об авторе: Марк Перельцвайг – независимый юрист
Материал подготовлен совместно с правозащитным центром «Мемориал»
Гражданство РФ лицу без гражданства: способы оформления 2021
Прослушать запись
Быть лицом без гражданства в РФ (сокращенно – ЛБГ) — не очень комфортно. А быть ЛБГ и при этом не иметь документа, удостоверяющего личность, еще и рискованно. Поэтому для таких людей вопрос легализации стоит особенно остро. В статье расскажем, как стать россиянином человеку, не имеющему подданства ни одной из стран.
Кто такие ЛБГ
Лица без гражданства не имеют подданства ни одного из государств
Лицо без гражданства в РФ — это, как понятно из формулировки, человек, который не состоит в российском гражданстве. В то же время, он не имеет доказательств, благодаря которым можно было бы отнести его к подданным какого-либо иного государства. Другой термин, применяемый к таким людям — апатрид.
“На 2018 год в Российской Федерации проживало не менее ста тысяч ЛБГ”,
— данные правозащитного центра “Мемориал”.
Такая цифра — результат распада Советского Союза. Подавляющее большинство лиц без гражданства в РФ — бывшие советские подданные, не получившие, в силу разных причин, паспорта ни России, ни иной страны.
Как лица без гражданства в РФ могут подтвердить свою личность
Вид на жительство удостоверяет личность ЛБГ
Ответ содержится в статье 10 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в России». В качестве удостоверения личности апатрида Россия признает:
- удостоверение личности ЛБГ, выдача которого состоялась на территории иностранного государства;
- разрешение на временное проживание. Если лицо без гражданства в РФ оформляет РВП, то ему выдают документ — разрешение на временное проживание лица без гражданства. Он становится для человека официальным удостоверением личности на время действия статуса;
- вид на жительство. Как только апатрид получает ВНЖ, его удостоверением становится соответствующий документ — зеленая книжечка ВНЖ;
- также удостоверять личность лица без гражданства в Российской Федерации может другой документ, если он признается местным и международным законодательством.
Легко ли быть лицом без гражданства в РФ
А это уже во многом зависит от того, есть у человека бумага,
удостоверяющая личность (одна из тех, что перечислены выше), или нет.
Российское законодательство приравнивает всех апатридов к иностранным гражданам.
На лиц без гражданства распространяются те же права, обязанности и ограничения, что и на иностранцев. Порядок легализации также проходит по одним и тем же правилам.
Так, если апатрид, имеющий документы, прибывает в Россию,
то, как и всем иностранцам, ему нужно встать на миграционный учет. Далее он на
тех же правах, что и гражданин иностранного государства, может претендовать на
выдачу РВП, ВНЖ и, в конечном итоге, на получение гражданства.
Гораздо тяжелее находиться в Российской Федерации тем ЛБГ, у которых нет удостоверительного документа. Без такой бумаги человек приравнивается к нелегалу, так как у него нет бумаги, подтверждающей право на проживание в стране.
Он не может официально устроиться на работу, заключить брак, обратиться в поликлинику. Ему не доступна покупка машины, своего жилья, получение пенсии. Он даже не может купить билет на поезд дальнего следования или самолет.
Если такого человека остановит полицейский на улице для проверки документов, то это может обернуться серьезными проблемами.
Часто людей, не имеющих бумаги, удостоверяющей личность, отправляют в отделение полиции, затем — суд, по результатам которого либо выписывают штраф за нарушение миграционных правил, либо отправляют в центр временного содержания иностранных граждан до решения вопроса о выдворении.
Центр временного содержания иностранцев, фото: Muhojir.info
Да только вот выдворять лиц без гражданства некуда. В итоге люди проводят в таких центрах месяцы, а часто и максимально предусмотренный КоАП срок — два года. Поэтому легализация для них крайне важна.
Что делать ЛБГ без документов
У большинства бывших граждан Советского союза нет удостоверения личности, поэтому в России они находятся незаконно.
На данный момент Российская Федерация не выдает лицам без гражданства удостоверений личности. Несколько лет назад этот вопрос поднимался на государственном уровне, но затем всё затихло.
Сейчас есть только процедура установления личности. Описана она в статье 10.1 ФЗ-115.
Проходит в несколько этапов: апатрид подает в МВД заявление, прилагает документы, содержащие его персональные данные. Затем проводится проверка, опрос свидетелей и другие процедуры.
По результатам составляется Заключение об установлении личности. При этом оригинал остается в МВД, а ЛБГ на руки выдают лишь копию.
Однако, зачем нужна эта процедура, до конца не ясно. Так как выданное заключение не считается законодательством документом, удостоверяющим личность.
Соответственно, апатрид не может на его основании, например, оформить РВП (хотя в некоторых регионах заявления на РВП с заключением принимают). Лишь в некоторых случаях, в частности, предусмотренных статьей 41.1 ФЗ «О гражданстве» (о ней речь пойдет ниже) данная процедура помогает в получении российского подданства.
Как апатриду получить российский паспорт без РВП и ВНЖ
В настоящее время действует статья 41.1 ФЗ № 62. Рассчитана она как раз на ЛБГ — бывших граждан Советского Союза, в том числе тех, у которых нет удостоверительных документов. По данной статье выдача гражданства осуществляется без предварительного получения РВП, ВНЖ, подтверждения доходов.
Стать россиянами на основании этой статьи могут:
- дееспособные апатриды, которые по данным на 5 сентября 1991 года имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 года;
- подать на гражданство РФ могут дети указанных лиц (независимо от возраста);
- под действие статьи попадают также совершеннолетние недееспособные лица, если они находятся под опекой лица, указанного в первом пункте.
Главные требования к перечисленным выше заявителям: у них не
должно быть ни гражданства, ни какого-либо легального статуса (например, ВНЖ) в
иностранном государстве.
Есть еще одна категория людей, которая включена в нормативный акт. Это также бывшие советские граждане, оформившие до 1.07.2002 года российский паспорт. Но в последствии у них не было определено наличие гражданства. По данному основанию оформляются люди, у которых имеется подданство иностранного государства.
Если у заявителя нет документа, удостоверяющего личность, то он проходит процедуру установления личности. Обратите внимание. В законе отдельно говорится: людей, которые указаны в статье, не станут привлекать к ответственности за нарушение миграционного законодательства (режима въезда, пребывания и т.д.)
ст.10.1 ФЗ “О гражданстве РФ”
Выдача решения о приеме в гражданство происходит в течение полугода. Если человек проходит процедуру установления личности, то срок может быть увеличен еще на три месяца.
Другие способы легализации ЛБГ в РФ
Остальные варианты рассчитаны на апатридов, у которых есть документ, удостоверяющий личность. Они получают подданство и паспорта по тем же схемам, что и любой иностранный гражданин.
Оформление через российское консульство
В миграционном законодательстве, а именно — в ч.1 ст.14 ФЗ-61 есть основание, позволяющее ЛБГ пройти процедуру оформления через российское представительство в иностранном государстве.
То есть, если человек живет, например, в Украине, то он может прийти в консульство РФ в данной стране и сразу сдать бумаги на гражданство. Получение российского РВП и ВНЖ не требуется.
Вы сможете воспользоваться этой схемой, если:
- ранее были гражданином Советского Союза;
- являетесь дееспособным;
- признаны ЛБГ;
- жили ранее или живете в настоящий момент в одной из бывших советских республик, но подданства данного государства не получили.
По данному основанию могут проходить только заявители, которые никогда не получали никакого подданства после распада Союза. То есть за всю жизнь имели только советское гражданство.
По этому же основанию можно стать россиянином с территории РФ. Но тогда нужно сначала получить РВП и ВНЖ.
Получение паспорта с территории России
Все остальные способы вступления в число россиян требуют
того, чтобы человек на законных основаниях находился в России. Необходимо
легально заехать в страну, встать здесь на миграционный учет. Далее апатрид
проходит три этапа:
Стать россиянином обладатель ВНЖ может несколькими способами:
- в общем порядке,
- упрощенно,
- через государственные программы.
Как прийти к российскому паспорту в общем порядке
Этот способ рассчитан на тех ЛБГ, которые не попадают под требования для упрощенного оформления. Чтобы подать по общей схеме нужно безвыездно прожить по ВНЖ пять лет. Раньше заявление сотрудники МВД не примут.
Читайте по теме: Как получить гражданство, если есть ВНЖ
Упрощенная процедура
В статье 14 ФЗ-62 приведены основания, которые позволяют стать россиянином быстрее. Ими могут воспользоваться как граждане других государств, так и ЛБГ.
Главная льгота заключается в том, что при упрощенном оформлении можно нести бумаги на гражданство сразу после выдачи вида на жительство.Среди оснований многие апатриды находят подходящий для себя вариант. Как мы уже упоминали ранее, по упрощенной схеме могут проходить ЛБГ — выходцы из Советского Союза.
Если у вас есть родитель — россиянин, то это тоже дает право на более быстрый путь к паспорту. Есть варианты получения подданства по русским детям и супругам.
Полный список смотрите в таблице.
Полный перечень оснований
Паспорт через НРЯ
Программа носителей русского языка — отличный вариант легализации для людей, которые стали апатридами в результате развала Союза. Через проект можно стать россиянином в течение года. Есть несколько условий — нужно знать русский язык, как родной. С этим у бывших советских граждан проблем возникнуть не должно.
Второе — необходимо, чтобы вы или ваши мама/папа, бабушка/дедушка, в общем, кто-то из родственников по прямой восходящей линии, проживали в прошлом или в настоящем на территории, которую сейчас занимает Российская Федерация.
Подведем итог. Несмотря на то, что большая часть апатридов — это выходцы из СССР, российское законодательство не выделяет ЛБГ в отдельную категорию. В глазах закона они — иностранцы, поэтому требования к ним предъявляются такие же, как к иностранным гражданам. Легализация апатридов происходит в соответствии со статьями 41.1, 13 и 14 ФЗ «О гражданстве».
Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.
Памятка: правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № 392 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г.
№ 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» продлено действие временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства до 15 сентября 2020 года.
- В обозначенный период иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также принимающей стороне не требуется совершать действия для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на миграционный учет, сроков временного и постоянного проживания (включая продление видов на жительство).
- Порядок продления срока пребывания иностранных граждан
- Визы иностранных граждан и лиц без гражданства, срок действия которых истек в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, являются действительными с даты окончания срока их действия, указанного в визе, в течение 185 дней, в том числе для выезда из Российской Федерации, без необходимости оформления транспортной визы.
Пример: в случае если срок действия визы истек 1 апреля 2020 года, то данная виза будет действительна для выезда из Российской Федерации еще в течение 185 дней, т.е. до 1 октября 2020 года.
- В связи с техническими особенностями, в случае истечения срока действия электронной визы в указанный период, для выезда из Российской Федерации необходимо обращаться за оформлением транзитной визы (государственная пошлина в данном случае за выдачу транзитной визы не взимается).
- При указанных обстоятельствах иностранные граждане и лица без гражданства к административной ответственности не привлекаются.
- Осуществление миграционного учета
- Иностранные граждане и лица без гражданства, изменившие свое место пребывания (прибывшие в новое место пребывания) в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, подлежат постановке на миграционный учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом
- от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
- Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международными договорами Российской Федерации.
- Течение срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в случае если он истекает в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, приостанавливается до конца 185-дневного периода.
Пример: если срок пребывания иностранного гражданина истек 20 апреля 2020 года, в том числе в случае окончания срока оплаты его патента, то срок его пребывания продлевается на 185 дней начиная с 20 апреля 2020 года. При этом обращение иностранного гражданина или принимающей его стороны в территориальный орган МВД России не требуется.
Осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р, а также протокола заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) под руководством Мэра Москвы С.С.Собянина от 17 марта 2020 года № 4-28-1/20 УВМ ГУ МВД России по г.
Москве осуществляет прием документов, оформление и выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся на законных основаниях на территории Российской Федерации, а также прием заявлений о выдаче патента, без необходимости выезда за пределы Российской Федерации и привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 18.
20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Течение срока действия патентов, срок которых истекал в период с 15 марта по 15 июня 2020 года, приостанавливается до окончания указанного 90-дневного периода.
В обозначенный период обращаться для продления срока действия патента, а также производить оплату авансового платежа по налогу на доходы физических лиц иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента, не требуется.
- С 16 июня 2020 года трудовая деятельность иностранных граждан осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», за исключением следующих условий:
- — иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, заявленной цели визита и без обязанности выезда из Российской Федерации;
- — работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы.
- Такое разрешение выдается без учета требований к заявленной цели визита на срок, который не превышает 15 сентября 2020 года включительно.