Каким документом определяется понятие «интересы ребенка»? — Юридические советы

Ответ: Перечень прав несовершеннолетних детей установлен рядом законодательных актов международного и национального значения. При этом международные акты имеют приоритет перед внутренними законами государства. Основные документы, где можно ознакомиться с правами ребенка – это Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка.

Также следуют изучить Конституцию РФ, Семейный кодекс и ФЗ № 124.

Понятие законных интересов детей

Ребенком является лицо от рождения и до совершеннолетия (до 18 лет). Эти лица в силу своего возраста являются социально не защищенной категорией населения, поскольку они не всегда могут позаботиться о себе сами. С этой целью законодатели приняли ряд нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения, в которых участвуют несовершеннолетние.

Нормы международного и национального права гласят о том, что каждый ребенок имеет права и законные интересы, которые не могут никем нарушаться. Многие страны ратифицировали акты международного значения и приняли множество собственных документов, основной задачей которых является защита прав, свобод и интересов юных граждан.

Где закреплены права и интересы детей

Во многих законодательных документах отображается позиция защиты прав детей: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе, федеральных законах РФ, законах субъектов РФ и локальных нормативных актах.

Термин «интересы ребенка» впервые был озвучен во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года. Суть его заключается в том, чтобы максимально обеспечить наиболее выгодные условия жизнедеятельности ребенка. В чем это может выражаться?

Например, благоприятное физическое, умственное, духовное и психологическое развитие, нормальные условия для адаптации в социуме, гарантии свободы, равенства. В соответствии с данным документом ответственность за детей до их совершеннолетия возлагается на их родителей.

Другим не менее важным законодательным актом, защищающим интересы детей, является Конвенция о правах ребенка. Она была принята в 1989 году и ратифицирована Россией через год. С 15 сентября 1990 года Конвенция распространяет свое действие на россиян.

Все другие нормативные акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конвенции о правах ребенка. Исходя из постулатов Конвенции, можно сделать вывод, что интересы ребенка стоят выше, чем государственные, общественные или семейные.

Конституция РФ содержит норму, предусматривающую защиту детства со стороны государства (ст. 38). В Семейном кодексе также оговорено, что детство находится под защитой государства.

ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает перечень прав и законных интересов детей в правовой, социальной и экономической сфере жизнедеятельности.

На местном уровне систематически разрабатываются локальные правовые документы, программы, предусматривающие реализацию детьми их прав.

Какие законные интересы имеет ребенок

На первый взгляд ответить однозначно, какие законные интересы детей защищает государство, довольно сложно. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с точки зрения закона.

Если проанализировать вышеперечисленные нормативные акты, можем сделать вывод, что законные права и интересы детей заключаются в следующем:

  1. Каждый малыш имеет право на жизнь.
  2. При рождении новорожденный имеет право на имя, получение гражданства.
  3. Ребенок имеет право на защиту от любой формы дискриминации (по цвету кожи, половому признаку, языку, религии, расе, убеждениям, национальности, состоянию здоровья, социальному и имущественному происхождению и т.д.).
  4. Все дети должны воспитываться в семье, получать заботу и воспитание от своих родителей. Если родители малыша проживают в разных странах, он имеет право поддерживать связь с обоими из них (в том числе выезжать из родной страны и въезжать в нее обратно).
  5. Дети имеют право выражать свободно свои мысли (с 10-летнего возраста в России мнение детей учитывается при судебном разбирательстве, когда спор непосредственно затрагивает их интересы).
  6. До совершеннолетия интересы детей представляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны). Это может быть представительство при проведении юридических сделок, обращении в государственные органы и т.д.
  7. Ребенок может исповедовать любую религию, не запрещенную в государстве.
  8. Все дети имеют возможность посещать образовательные учреждения (детские сады, школы), а государство должно содействовать в этом (открывать и финансировать соответствующие учреждения).
  9. Ребенок имеет право на получение профессионального и высшего образования, на доступность этих форм обучения для всех категорий населения.
  10. Дети, лишенные родительской опеки, должны находиться под особой защитой государства. Они должны быть помещены в специализированные учреждения, под опеку или переданы на усыновление.
  11. Дети, имеющие статут инвалидности, имеют право вести полноценную жизнь в максимально комфортных условиях, которые государство должно создать для них (включая право на медицинское, рекреационное, социальное обслуживание, трудовую деятельность, материальное обеспечение).
  12. Никто из детей не должен подвергаться принудительному труду. Ребенок может заниматься трудовой деятельностью с 16 лет с учетом норм, которые выдвигает трудовое законодательство для данной возрастной категории (количество рабочих часов, продолжительность рабочего времени, ограничение для привлечения несовершеннолетних для работ в ночное, сверхурочное время и т.д.).
  13. Несовершеннолетние имеют право на защиту от сексуального насилия во всех проявлениях. Государство обязано принимать жесткие меры на законодательном уровне для предотвращения данных явлений.
  14. До совершеннолетия ребенок не может быть призван на службу в армию или в другие военные формирования.
  15. К несовершеннолетним не применяются такие меры наказания за совершенные преступления, как смертная казнь и пожизненное заключение. В случае задержания, ареста несовершеннолетнего или во время проведения следствия должны строго соблюдаться требования закона, а именно: задержание применяется как крайняя мера, его сроки не должны быть превышены, а при проведении следственных мероприятий юному гражданину должна быть оказана правовая помощь.

Содействие в реализации законных интересов детей

Как мы видим, во всех законодательных документах звучит тезис о том, что именно государство должно всячески способствовать защите интересов детей. Каким образом это происходит в действительности?

  • Содействие детям в реализации их прав и интересов осуществляется через государственные органы, представителей этих органов путем принятия нормативных актов, проведения методической, разъяснительной работы с детьми по поводу их прав, обязанностей.
  • Педагоги, социологи, психологи, медицинские работники также участвуют в процессе, направленном на обеспечение защиты прав и интересов детей.
  • Не последнюю роль играют общественные объединения, способствующие формированию у ребенка навыков применения своих законных прав.
  • И самую важную роль в процессе реализации прав детей играют родители или другие их законные представители (опекуны). Именно эти лица помогают ребенку самостоятельно выполнять определенные действия, учитывая возраст и объем дееспособности.

В тех случаях, когда права и законные интересы ребенка нарушаются, представители несовершеннолетнего могут обратиться в суд. От имени ребенка исковые заявления и другие процессуальные документы подаются его законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном или представителем организации, на воспитании которой находится ребенок).

В зависимости от обстоятельств ситуации в судебный процесс, в котором затрагиваются интересы несовершеннолетнего, могут привлекаться органы опеки и попечительства, органы прокуратуры.

Ребенок и его права

В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.

Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые.

———————————————————————————————-

Организация Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и в Декларации прав ребёнка (1959г.) провозгласила, что дети, ввиду их физической и умственной незрелости, нуждаются в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

  • Принцип 3
  • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  • Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  1. Принцип 5
  2. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  3. Принцип 6
Читайте также:  Требование об оплате потери в сетях — Юридические советы

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

  • Принцип 8
  • Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  • Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.

Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.

  1. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
  2. право на жизнь и здоровое развитие;
  3. право на имя;
  4. право на гражданство;
  5. право знать своих родителей;
  6. право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
  7. права и обязанности родителей по отношению к детям.
  8. Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  9. Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  10. Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).

На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

  • Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).
  • Согласно  статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  • По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  • Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  • На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).
  • Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
  • ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
  • ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
  • каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта.

Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Интересы детей – субъективный, но приоритетный критерий

15 сентября «АГ» опубликовала новость об апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 31 августа по жалобе К. В. на решение первой инстанции, определившей порядок общения ребенка с отдельно проживающим отцом в количестве двух дней в месяц.

Суды посчитали, что двух встреч с ребенком в месяц достаточно для исполнения родительских обязанностейКак отметила апелляция, доводы о том, что определенный порядок общения не отвечает принципу равенства прав родителей, не является основанием для отмены решения суда, поскольку он не ограничивает стороны в праве решать все вопросы, касающиеся ребенка, по взаимному согласию

В этом судебном казусе сошлись столько характерных для данной категории дел аспектов, моментов и обстоятельств, что по судебным актам, исковому заявлению и апелляционной жалобе можно написать небольшое пособие для молодых адвокатов, имеющих интерес к оказанию юридической помощи в области семейного права.

Но «учебный» интерес отступает, стоит только вспомнить, что это – реальное дело, в котором истцом и ответчиком являются реальные родители реального ребенка.

И это – самое важное и для родителей, и для суда, и для нас, адвокатов: дело возбуждается и ведется вокруг интересов конкретного ребенка.

Здесь наслаиваются друг на друга пожелания и возможности обоих родителей, нормы Семейного кодекса РФ, определяющего допустимость учета этих пожеланий и возможностей, правоприменительная практика толкования положений семейного законодательства, а также мнения органов опеки, влияющие на судебную практику. 

Это как ураган, закручивающийся вихрем над головой ребенка и вовлекающий в себя все новые стихии. Страшно за ребенка – его настоящее и будущее. Но мы, адвокаты, должны усмирять свои эмоции, чтобы оценить, какие требования заявлены и насколько они подкреплены.

  • Сразу отмечу: победа в споре осталась за отцом – ответчиком по данному делу.
  • Истица – мать ребенка – заявила иск о взыскании алиментов (в размере 1/4 части доходов ответчика), а также об определении порядка общения отдельно проживающего отца с ребенком (по варианту, предложенному матерью); место жительства ребенка ранее уже было определено с матерью.
  • В отношении взыскания алиментов суд связан нормой Семейного кодекса РФ, и, поскольку ответчик представил доказательства того, что уже уплачивает алименты на своего ребенка от первого брака, на общего ребенка ответчика и истицы суд взыскал алименты в размере 1/6 части доходов ответчика.
Читайте также:  Что делать, если не исполняется решение суда — Юридические советы

Но установление порядка общения с ребенком отца как отдельно проживающего родителя по определению сложнее.

При этом нельзя не отметить, что график общения, предложенной матерью ребенка, был основан на принципе равенства прав и обязанностей родителей, в том числе равенства в распределении между ними времени общения с общим ребенком.

Однако российское семейное законодательство не поддерживает этот принцип применительно к определению порядка общения в плане распределения времени между родителем, с которым ребенок проживает, и отдельно проживающим. 

В этом деле буквально схлестнулись в своей противоположности две принципиальные концепции:

  • равенства прав и обязанностей родителей в отношении воспитания детей, на котором настаивала мать ребенка, и
  • правам на общение с ребенком отдельно проживающего родителя, на котором настаивал отец мальчика и которое было положено в основу судебных актов.

Истица, в частности, считала, что ответчик обязан проводить с ребенком почти столько же времени, сколько она. Ответчик, в свою очередь, боролся за свое право на общение с сыном. 

Исключительно хорошо, что истица выстраивала свою позицию изложенным образом, потому что благодаря этому проявилось указанное мной противоречие между приведенными концепциями.

И это важно, потому что и законодателю, и правоприменителям, включая адвокатов, оказывающих юридическую помощь по таким делам, стоит всерьез задуматься над тем, как соотнести эти концепции, ибо они не должны открыто противоречить друг другу: противоречие между ними бьет по интересам детей.

Более того, суд реалистично оценил фактические обстоятельства – то, что отец ребенка в связи с трудоустройством фактически проживает в другом городе (Усть-Камчатске) и может приезжать в г. Петропавловск-Камчатский, где живут истица и их общий ребенок, лишь в выходные дни.

Именно это легло в основу решения первой инстанции, оставленного без изменения апелляционным судом (общение отца с сыном дважды в месяц с 10:00 субботы до 10:00 воскресенья): учет фактического места жительства и места работы ответчика – что не было принято во внимание истицей при формулировании исковых требований в этой части.

Хочу также обратить внимание, что органами опеки были исследованы жилищные условия ответчика по обоим местам его жительства – и в Усть-Камчатске, где он проживает временно в связи с работой, и в Петропавловске-Камчатском, где он зарегистрирован по месту жительства, – с целью проверить, подготовлены ли эти квартиры для проживания (пусть и два дня в месяц) ребенка. Это нужно взять на заметку всем адвокатам, ведущим дела данной категории: органы опеки проверяют условия во всех жилых помещениях, где может проживать ребенок.

При этом исключительно важно замечание суда апелляционной инстанции: законодательно установлено положение о том, что порядок общения отдельно проживающего родителя с несовершеннолетним ребенком должен соответствовать прежде всего интересам последнего, в то время как вариант, предложенный в исковом заявлении, направлен на удовлетворение собственных интересов истицы с целью компенсации тех временных пробелов и материальных потерь, на которые она указала в иске. 

Таким образом, адвокатам нужно обязательно учитывать приведенную (совершенно законную и логичную) позицию судов, чтобы своевременно информировать доверителей.

Мы – представители либо истца, либо ответчика, но, действуя в интересах доверителя, должны соотносить его права с правами и охраняемыми законом интересами ребенка – как ориентиром, как мерилом законности претензий или возражений нашего доверителя.

Получается, интересы ребенка – субъективный, но при этом исключительно важный, фактически приоритетный критерий, оцениваемый судами при рассмотрении дел данной категории.

Здесь же отмечу важный для адвокатов, ведущих дела рассматриваемой категории, аспект. В судебных актах по этому делу упоминается довод отца о том, что ему чинились препятствия в общении с ребенком. 

Подобное заявление обязательно должно быть не просто анонсировано, а основательно подтверждено доказательствами, поскольку здесь весьма зыбка грань между чинением и нечинением препятствий – многое зависит от того, одинаково ли родители понимают суть их бытовых действий.

Исключительно важен и оценочный момент: предположим, там, где мать проявляет заботу о здоровье сына, не отпуская его в мороз с отцом на рыбалку, отец может увидеть воспрепятствование общению с сыном, которого он хочет приобщить к своему любимому многолетнему хобби.

Соответственно, если отдельно проживающий родитель заявляет, что ему чинились препятствия в общении с ребенком, он должен доказать, что это было именно воспрепятствование. 

В рассматриваемом деле отец, полагаю, данное обстоятельство не доказал.

И еще один момент очень важен.

В апелляционном определении указывалось, что довод апелляционной жалобы о том, что определенный судом первой инстанции порядок общения с ребенком не отвечает принципу равенства прав родителей, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку не ограничивает право сторон решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования сына, по взаимному согласию, исходя из интересов ребенка. 

Это, в перспективе, – прямой выход на обязательность проведения медиации по таким делам.

Да, примирительные процедуры далеко не всегда бывают успешными – стороны вполне могут и не договориться, но уверен, что обязание родителей с помощью нейтрального медиатора хотя бы постараться попробовать согласовать важные для ребенка вопросы заставит (именно заставит! Но с учетом того, что это на благо ребенка, здесь такая обязанность представляется обоснованной) многих разводящихся родителей договориться. 

В заключение добавлю, тоже на будущее: представляется целесообразным, чтобы ключевые вопросы, – в частности о месте проживания ребенка, общении с ним и взыскании алиментов на его содержание, – разводящиеся супруги, имеющие общих детей, обязаны были реально урегулировать до развода (чтобы суд не имел права выносить решение о расторжении брака до тех пор, пока «будущие бывшие» супруги либо не заключат соответствующие соглашения, либо не заявят как отдельные требования в исках). Убежден, что это заставит родителей эффективно решать эти важные для интересов детей вопросы – ради благополучия детей.

Кто представляет интересы ребенка на время отсутствия родителей

В социальных сетях появилась информация о том, что ребенка после осмотра в больнице не отпустили домой с бабушкой, требуя нотариально заверенную доверенность от родителей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы искренне сожалеет, что возникшая ситуация доставила неудобства семье. Однако по закону именно родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов.

Если возникают уважительные причины, по которым родители временно не могут представлять интересы несовершеннолетнего, то по их просьбе ребенку может быть назначен на соответствующий период опекун или попечитель (в зависимости от возраста ребенка).

Государство доверит ребенка только тому, кому доверяют его законные представители, родители, и только они сами могут определить, кто заслуживает этого доверия. Подтверждением может служить соответствующий документ.

Чтобы его оформить, родителям достаточно обратиться в орган опеки и попечительства и написать совместное заявление о назначении ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности.

На основании этого документа, человек, назначенный опекуном либо попечителем (например, бабушка, тетя, совершеннолетний брат) может представлять интересы ребенка, в том числе находящегося в медицинской организации.

Поэтому, если оба родителя, по какой-то причине уезжают из страны, им, как законным представителям ребенка, стоит позаботиться о том, кто временно возьмет на себя их полномочия. И именно этому человеку, если ему родители доверяют своего ребенка, доверит и государство.

Никто, кроме родителей, не может знать, какие отношения связывают их и его ребенка с другими людьми.

К сожалению, практика показывает, что ближайшие родственники, например, при разводе родителей, принимают сторону одного из них и без ведома другого могут пытаться забрать детей из тех или иных учреждений.

В этом смысле закон позволяет избежать болезненных или даже трагических ситуаций как для родителей, так и для ребенка.

Департамент труда и соцзащиты рекомендует заранее оформлять временную опеку (попечительство) на человека, которому родители готовы доверить своего ребенка. Это необходимо для того, чтобы в случае чрезвычайной ситуации (например, когда ребенку требуется госпитализация), этот человек смог представлять интересы ребенка в любых организациях и ситуациях.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Прокурор разъясняет: Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего

  • Несовершеннолетний имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего осуществляется:
  • — родителями (лицами, их заменяющими);
  • — органом опеки и попечительства;
  • — прокурором;
  • — судом.

Несовершеннолетний имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Читайте также:  Возврат предоплаты услуг риэлторского агентства — Юридические советы

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Несовершеннолетний вправе обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Впрочем, даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении или об ограничении родительских прав (исключение — отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет).

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего — задача прежде всего родителей. Причем раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанности защищать права ребенка.

  1. Не могут осуществлять защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего:
  2. — лица, лишенные родительских прав;
  3. — граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства;
  4. — лица, признанные недееспособными;
  5. — граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Задача защиты прав несовершеннолетних может быть возложена на опекунов (попечителей), на усыновителя, на администрацию детского воспитательного, лечебного учреждения, учреждение социальной защиты (причем даже в случае временного пребывания ребенка в таком учреждении). Если нет возможности вернуть ребенка в семью, устроить его в другую семью или устроить в одно из детских воспитательных учреждений, то в таком случае права и интересы несовершеннолетнего временно защищает орган опеки и попечительства.

  • Прокурор защищает права и законные интересы ребенка путем:
  • — надзора за тем, как они соблюдаются, как правило, управомоченными органами;
  • — непосредственного участия в делах, связанных с защитой прав детей.
  • Суд также осуществляет защиту прав несовершеннолетних, рассматривая споры.
  • Если несовершеннолетний становится дееспособным до достижения 18 лет, то он вправе не только самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя. Стать дееспособным несовершеннолетний может:

— вступив в брак до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

— через эмансипацию, т.е. объявление полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

  1. Семейный кодекс Российской Федерации говорит о злоупотреблении родительскими правами следующее:
  2. ст. 56: ребенок имеет право в случае злоупотребления родительскими правами самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд;
  3. ст. 69: возможность лишения родительских прав в случае злоупотребления ими;

ст. 141: злоупотребление родительскими правами усыновителями — одно из оснований отмены усыновления.

Верховный Суд РФ в Постановлении от 27.05.

1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.» (абз. 3 п. 11).

Перечень не закрытый если учесть, что вовлечение в проституцию, преступную деятельность и употребление наркотических веществ — преступления.

На практике под злоупотреблением родительскими правами понимают такое их осуществление, которое причиняет вред детям, причем данный вид осуществления прав происходит в противоречии с их задачами. Эти задачи определены в ст.

63 СК РФ: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, а также обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Злоупотребление родительскими правами — это одно из оснований для лишения родительских прав.

Сотрудники органа опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры.

Ребенок имеет право обратиться за защитой не только туда, но и вообще в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних, а также напрямую к прокурору. По достижении 14 лет несовершеннолетний вправе обращаться самостоятельно в суд и быть участником гражданского процесса.

Семейный кодекс РФ устанавливает обязанность должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Это касается не только должностных лиц, но и всех граждан. Все сообщения относительно нарушения прав несовершеннолетних должны адресоваться в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения ребенка.

Понятие интересов ребенка

Понятие интересов ребенка

Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Викторович!

Я — отец несовершеннолетнего ребенка. И я часто слышу от органов власти термин — Интересы ребенка. Что он означает на самом деле, никто пояснить не может. А ведь он часто употребляется в нашем Законодательстве.Прошу Вас, как юриста, дать ответ, что в нашем Праве означает сей термин.

Буду весьма признателен развернутому ответу. Спасибо!

Игорь Васильев

Глубокоуважаемый Игорь, добрый день.

В целях получения Вами наиболее полной информации по указанному Вами вопросу рекомендуем Вам ознакомиться со следующей работой: «Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации» (Ильина О.Ю.) («Городец», 2006)

Указанная работа очень объемна, так как содержит научно-правовой анализ понятия «интересы ребенка» и соответствующие выводы.

Со своей стороны отметим, что в законодательстве РФ нет определения термина «интерес ребенка» хотя указанный термин зачастую упоминается в нормативных актах.

В частности, в Законе г. Москвы от 04.06.1997 N 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» дано следующее определение «интересам ребенка» — «…законные интересы ребенка — совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов (потребностей) ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность…»

Понятие «Интересы ребенка» регулируются семейным, гражданским, трудовым, уголовным законодательством.

При этом в РФ провозглашаются три цели государственной политики в интересах детей:

  • — осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • — формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • — содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
  • Далее законодатель от имени государства провозглашает, что политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и должна быть основана на следующих принципах:
  • — законодательное обеспечение прав ребенка;
  • — приоритетность семейного воспитания, поддержка семьи в целях обеспечения воспитания детей, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • — ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • — поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
  • — охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни;
  • — качественное образование и воспитание;
  • — улучшение экономических условий жизни семей с детьми;
  • — помощь детям, которые в силу жизненных обстоятельств оказались в сложном положении.

В Постановлении от 4 июля 1997 г. N 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» Пленум Верховного Суда РФ в п.

14 разъясняет: «Судам надлежит иметь в виду, что под интересами ребенка, которые в силу п. 1 ст.

124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития»

Резюмируя рассуждения об определении интересов ребенка как семейно-правовой категории, нужно заметить:

  1. Интересы ребенка — это стержень нормативно-правового выражения взаимоотношений ребенка, родителей и государства.
  2. Определение интересов ребенка отличается многовариантностью, которая обусловлена воздействием на процесс формирования интересов факторов объективного и субъективного характера. К объективным факторам относятся социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок, направления государственной политики в отношении воспитания детей и т.д. Субъективными факторами могут быть признаны взгляды родителей и иных лиц, воспитывающих ребенка, на цели, формы и средства воспитания, осознание самим ребенком своих интересов, возраст ребенка и т.д.
  3. Интересы ребенка как семейно-правовая категория могут быть определены дефиницией: «Интересы ребенка — это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящая объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством».
  4. Интересы ребенка выступают в семейном праве как критерий качества осуществления родителями родительских прав, выполнения органами опеки и попечительства функций по защите прав и интересов детей, рассмотрения судами семейно-правовых споров, что дает основание для включения в научный оборот нового термина — «критериальное значение интересов ребенка»…

Михаил Красильников, специалист

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *