Все статьиАналитикаАрендаДизайнНовостройкиСпецпроектВторичное жильё
Как платить налоги со сдачи квартиры, не опасаясь столкнуться с санкциями от налоговой или проблемами с жильцами — вопрос, с которым сталкивается каждый арендодатель.
12 августа 2021
Сейчас, после вступления в силу закона о самозанятых, оплата налогов со сдачи квартиры в аренду стала максимально необременительным процессом. Онлайн-оформление, налоговая ставка в пределах 4-6%, отсутствие необходимости подавать декларацию и даже налоговый вычет в размере 10 000 рублей, – это действительно удобно!
И тем не менее, далеко не всегда собственники правильно оформляют свои доходы, а иногда и вовсе стараются избежать оплаты, в надежде, что никто не узнает. Разбираемся, чем это грозит и в какую сумму штрафа может вылиться.
Если вы хотите сдать квартиру в аренду, нужно заключить договор. Традиционно подписывается 2 экземпляра — один для арендатора, другой для съемщика.
При этом в большинстве случаев договор заключается на срок менее одного года, потому что в таком случае государственная регистрация в Росреестре не требуется, а договор при этом не теряет юридической силы.
Чтобы не заниматься бумагами через год снова, можно заключить договор на 11 месяцев с возможностью дальнейшей пролонгации.
Однако не стоит забывать, что срок договора не влияет на ваши обязательства перед государством: заключая договор на 11 месяцев, собственник точно так же должен оплачивать налог с дохода от сдачи квартиры. В противном случае владельцу жилья грозят не только штрафы, за неуплату налогов за сдачу квартиры, но – в некоторых случаях – даже уголовное наказание за нелегальную сдачу жилья.
Отсутствие регистрации в Росреестре не делает доход невидимым для государства. Доказать факт сдачи жилья как правило не составляет труда. Помогают в этом, что закономерно, бывшие арендаторы, с которыми вы не очень мирно разошлись, или даже соседи.
Известны случаи, когда сотрудники госслужбы узнавали об этом вообще совершенно случайно.
Например, вы сдаете квартиру компании: соответственно, в ней проживают её сотрудники. Налоговая проверяет эту организацию и находит договор аренды. В данном случае они могут проверить арендодателя и выяснить, что за прошлые периоды он налог не выплачивал.
Кроме того, такую информацию в налоговую инспекцию может сообщить участковый, он имеет право составлять акты нахождения в квартире посторонних людей, фиксировать договоры аренды жилья и брать объяснения у арендаторов в письменной форме.
Налоговики могут проверять счета. Если на них ежемесячно приходят одинаковые суммы от одних и тех же людей, может быть проведена проверка.
Какая ответственность грозит за сдачу квартиры без уплаты налогов?
С учётом судебный тяжб, штрафов и других рисков, ответственность за нелегальную сдачу квартиры всегда выше той мнимой выгоды, которую собственники стремятся получить.
Вот, что происходит, когда налоговая подозревает собственника в сокрытии доходов.
Для начала инспекция вызовет собственника для дачи пояснений. Дальше ИФНС достаточно установить факт получения арендной платы и узнать ее размер: из этих двух сумм рассчитывается налог, пени и штраф.
Конечно, можно не признавать вину и надеятся, что инспекторы не смогут доказать факт сдачи квартиры за деньги. Но как правило, доказать факты передачи денег бывает несложно, независимо от того, получаете вы деньги на карту или наличными.
Сколько придется заплатить?
Если хозяин квартиры признал вину, либо факт сдачи жилья незаконно доказан, он должен будет уплатить НДФЛ, который составляет 13% от суммы прибыли. Причём эта сумма справедлива и для тех, кто зарегистрирован как самозанятый: оплачивать штраф придётся уже по полным «расценкам» НДФЛ, а не исходя из ставки самозанятого — 4%.
Срок, за который могут начислить «штрафной» налог, составляет три года, даже если квартира была в аренде более длительный срок.
- Штраф за просрочку сдачи декларации 3-НДФЛ — 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — 30% от неуплаченной суммы.
- Штраф за неуплату налога — 20% или 40% от неуплаченной суммы. 20% — если неуплата была неумышленной, 40% — если умышленной. Умысел доказывают работники инспекции, поскольку арендодатель может сказать, что не знал о необходимости платить подобный налог или полагал, что налоговая сама должна рассчитывать налог и извещать арендодателя.
- Пени за просрочку — 1/300 ключевой ставки Центробанка за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Расчет делается за период не более трех лет.
Однако важно понимать, что возможны и более серьезные последствия. В ряде случаев за неофициальную сдачу жилого помещения вообще предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 198 Уголовного кодекса РФ).
Если уклоняться от налогов на протяжении трех лет, при этом сумма неуплаченного налога в месяц составляет не менее 75 тысяч рублей, то данная статья может быть применена.
Срок неоплаты может быть и более коротким, если размер скрытого налога будет превышать семьдесят пять тысяч рублей в месяц.
Если мы говорим об уголовной ответственности, нарушителю грозит одно из следующих наказаний: лишение свободы сроком до одного года, арест на полгода, штраф от 100 до 300 тысяч рублей или принудительные работы. Если владелец имущества не является ИП, могут привлечь по 171 статье УК (за незаконное предпринимательство) и по 116 статье НК (за нарушения правила постановки на учет).
Пример 1:
Районная администрация узнала, что собственник квартиры сдает ее неофициально. На вызов ФНС арендодатель не откликнулся. Тогда к мировому судье поступило заявление от ФНС с требованием привлечь к ответственности собственника квартиры, и для начала суд наложил на хозяина квартиры штраф за прогул — 600 рублей.
Дальше в игру вступил съёмщик жилья, который подтвердил, что почти два года живет в квартире этого собственника за 15 тысяч рублей в месяц. ФНС выставила требование об уплате недоимки, пеней и штрафа — 20% от суммы налога.
- Пример 2:
- Хозяин квартиры сам случайно сдал информацию в налоговую.
- В суд были представлены копии договоров коммерческого найма квартиры и расписок, согласно которым собственник получил от своего жильца 150 000 рублей арендной платы.
А всё потому, что в этом же суде рассматривалось дело об убытках по договору найма. Съемщик некоторое время не платил деньги за аренду жилья и частично испортил личное имущество. Из-за этого хозяин квартиры обратился в суд и предоставил документы, исходя из которых ФНС выяснила, что арендодателем налог на аренду жилья не был уплачен.
Суд взыскал с собственника недоимку по налогу, пени и госпошлину — всего на сумму 24 тысяч рублей.
Пример 3:
Соседи пожаловались, что в квартире проживают два жильца. Формально на лицевом счете квартиры никто не числился, плата начислялась собственникам только за содержание жилья и отопление, счетчиков в квартире не было.
Был составлен акт о проживании в квартире нелегальных жильцов, который уже может послужить основанием для взыскания недоимки по налогу.
В итоге УК попросила собственника выплатить 116 тысяч рублей.
Стоит отметить, что съемщик за незаконную сдачу жилья никакой ответственности не несет. Отчитываться перед ФНС будет владелец.
Минстрой обещает до конца 2021 года подготовить законопроект, который позволит создать условия для формирования рынка частного наемного жилья. Будет создана цифровая система учета договоров о найме жилья, которую позже свяжут с системами ФНС.
Однако представители юридических компании считают, что в зять под контроль рынок аренды жилья, который работал без регулирования более 30 лет, так быстро не получится.
Усугубляет проблему и высокий уровень безработицы: по некоторым данным она сейчас держится на уров не 10-12%. Соответственно, для некоторых арендодателей доход от сдачи жилья – это все, что осталось после потери официальной работы. Что тоже не добавляет энтузиазма оплаты НДФЛ.
При этом в прошлом году доля российских граждан, которые купили квартиры с инвестиционной целью, выросла в 3 ра за – с 6% до 18%. 40% планировали сдавать купленное жилье в аренду и зарабатывать на ренте.
Пандемия и общее состояние экономики в мире ударило и по рынку недвижимости, но постепенно все встает на свои места — люди возвращаются в крупные города, выходят из полного локдауна, количество арендуемого жилья снова растет. Но тем не менее на сегодняшний день 80-90% рынка съемного жилья остается теневым.
Сдавая квартиру с помощью сервиса Яндекс.Аренда вы освобождаете своё время на то, чтобы заняться легальным оформлением своих отношений с жильцами. А менеджеры сервиса помогут советами, как сделать это быстрее и наиболее выгодно.
улица Сущёвский Вал, 14/22к5улица Трёхгорный Вал, 12с2Ломоносовский проспект 16 мин.поселение Московский, Саларьевская улица, 13к3 Смотреть больше объявлений
Как теперь ФНС будет доказывать неуплату налогов
Письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ направлены для исполнения территориальным органам методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)»[1], разработанные совместно со Следственным комитетом России.
В Рекомендациях достаточно подробно описаны методики, предлагаемые к использованию для доказывания фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) с целью привлечения к ответственности по п. 3 ст.
122 НК РФ, предусматривающему применение санкций в размере 40% от неуплаченной суммы.
При этом авторы документа не скрывают, что не только преследуют цель увеличения размера штрафа по указанной статье, но и рассчитывают на улучшение уголовно-правовой перспективы материалов, направляемых в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Для достижения указанных целей документ предусматривает весьма спорное распределение компетенций сторон. Например, налоговым органам следует при принятии решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения разрешать вопросы квалификации действий налогоплательщика по п. 3 ст.
122 НК РФ с учетом рекомендаций сотрудников следственного органа по результатам их предварительного ознакомления с материалами налоговых проверок.
Подобное не предусмотрено ни налоговым кодексом, ни Приказом[2] «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», прошедшим регистрацию в Минюсте РФ.
- Как доказывают умышленное налоговое нарушение
- Наибольший интерес представляют способы выявления и доказывания умысла налогоплательщика на совершение налогового нарушения.
- В Рекомендациях предложен следующий алгоритм доказывания умысла[3].
1. Исследовать вопрос о наличии умысла на совершение правонарушения (п. 4 Рекомендаций).
В Рекомендациях содержится вывод о том, что доказывание умысла не всегда сопровождается оценкой внутреннего психического отношения субъектов, совершивших налоговое правонарушение к содеянному.
Суды выявляют вину, установив отсутствие случайностей в ряде (цепи) событий и действий, имеющих отношение к обстоятельствам совершенного правонарушения.
При этом стоит обратить внимание, что этот ряд неслучайных действий, пусть и якобы независимых лиц, должен быть подчинен единой воле и приводить к противоправному результату.
Указанная позиция проиллюстрирована примерами из практики, согласно которым умысел доказывается путем выявления совокупности обстоятельств, например наличием недостоверных первичных документов, использованием крупных наличных сумм, отсутствием регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, формальным характером документооборота, взаимодействием с фирмами однодневками и т.д.
Действительно, в судебной практике присутствует подобный подход. Однако стоит отметить, что все чаще суды начинают обращаться к субъективной стороне умысла и отказывать в привлечении к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ, если все элементы вины не установлены, например:
- при привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ налоговым органом должны быть установлены и подтверждены доказательствами не только обстоятельства совершения вменяемого налогового правонарушения, в результате которых налогоплательщиком допущена неуплата или неполная уплата налога (объективная сторона), но и обстоятельства, характеризующие действительное отношение налогоплательщика к совершенному им деянию (субъективная сторона) (Постановление АС[4] Поволжского округа от 28.07.2016 по делу № А65-24268/2015);
Как заставить инспекцию вернуть налоги
Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.
А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.
Излишне уплаченный налог
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. А также по заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика.
Деньги налоговики должны вернуть в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма соответствующего заявления утверждена Приказом ФНС от 14.02.
2017 N ММВ-7-8/182@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов» (далее — Приказ N ММВ-7-8/182@) (Приложение N 8).
Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ).
Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Излишне взысканный налог
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статье 79 НК РФ.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Об этом сказано в пункте 3 статьи 79 НК РФ.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).
До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта (форма сообщения в Приложении N 2 к Приказу N ММВ-7-8/182@).
Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ.
В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Зачет при возврате налога
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Такой зачет происходит по правилам статьи 78 НК РФ.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г.
N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:
- зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не может быть произведен налоговым органом в счет погашения той задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена;
- не может быть произведен налоговым органом зачет пеней в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Пленум ВАС РФ пришел к выводу, что налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченного налога, только если налоговый орган отказал в удовлетворении упомянутого заявления либо если налогоплательщик не получил ответа в установленный срок. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32.
Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
- если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
- если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Налоговый орган может узнать о сумме налога, излишне удержанной налоговым агентом, из представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ заявления на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога, либо в результате выездной налоговой проверки данной организации (налогового агента). Информацию о том, что налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму НДФЛ, налоговый орган может получить в результате выездной налоговой проверки организации. Указанная информация может быть также получена непосредственно от налогоплательщика (включая налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ) или по инициативе налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»).
- В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.
Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.
Пленум ВАС указал, что необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный ее получателем банк. Следовательно, налоговый орган считается исполнившим обязанность по возврату этой суммы налогоплательщику только с момента поступления суммы пени, подлежащей возврату, в указанный налогоплательщику банк.
Учет и контроль возврата и зачета налогов
Информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам ведется территориальными налоговыми органами и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в электронном виде.
Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками.
Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).
Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году.
Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных.
После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.
- После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).
- Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:
- налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
- при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов, страховых взносов. Информацию об отсутствии задолженности в целом по юрлицу собирает налоговый орган, в который поступило заявление о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, в том числе путем просмотра федерального информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», направления соответствующих запросов в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (его обособленных подразделений). Информация о состоянии расчетов с бюджетом по налогоплательщику, указанному в запросе, направляется в 5-дневный срок со дня поступления запроса;
- решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, страховых взносов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов, сборов, страховых взносов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена;
- обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юрлица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юрлица как налогоплательщика;
- факт излишнего взыскания налога (сбора, страховых взносов) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора, страховых взносов), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами главы 21 и главы 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
Оригиналы принятых налоговыми органами решений о возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, хранятся в архивном деле соответствующих налоговых органов в течение 5 лет.
Как я доказала налоговой, что у меня в собственности нет земли
В ноябре 2018 года я узнала про задолженность по земельному налогу на мое имя — и удивилась: участок, за который я должна была заплатить налог, по документам мне не принадлежал.
Анастасия Сидорова
вернула ошибочно уплаченный налог
Я владею долей в частном доме. Он расположен в Барнауле — административном центре Алтайского края. Сейчас в доме живут мои родители, именно они обычно платят налоги. Рядом есть двор и огород, но официально у земельного участка нет собственников. Несмотря на это, родители с 1998 года платили земельный налог, который почему-то приходил на мое имя.
Я решила разобраться в ситуации. Обратилась в Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости и МФЦ, написала несколько заявлений в налоговую по Алтайскому краю. В итоге я доказала, что земельный участок мне не принадлежит, и вернула часть уплаченного за него налога. Вот как это было.
Родители вместе со мной переехали в частный дом в 1998 году, когда мне было два года. Сейчас дом разделен на три обособленные части с отдельными входами, у каждой свой хозяин. Моя доля — 5/12, у родителей долей нет.
Сначала суммы налога были небольшими — родители спокойно их выплачивали. Со временем налог увеличивался, и в 2011 году родители попытались прояснить ситуацию.
В 2011 году земельный налог составлял почти 2415 Р
На публичной кадастровой карте они увидели, что за нашим домом числился большой земельный участок. Родители платили за часть улицы с другими домами, дворами и огородами.
В ноябре 2011 года родители написали в Росреестр. Тогда они не оспаривали собственность на земельный участок, а пытались уменьшить его площадь.
Родители платили за участок под номером 40322
В ноябре 2018 года я зашла в личный кабинет на госуслугах. Я собиралась менять фамилию в паспорте и хотела узнать, что для этого нужно.
Чтобы узнать больше о долге, я зарегистрировалась в личном кабинете налогоплательщика. В разделе «Мое имущество» нашла жилой дом, в котором владею долей, и земельный участок.
Я знала, что не обязана платить земельный налог, так как участок мне не принадлежит. Решила доказать это налоговой и вернуть сумму земельного налога, которую заплатили мои родители за 20 лет.
В правой части экрана личного кабинета есть окно с информацией о задолженностях или их отсутствии. Сейчас налоговой я ничего не должна
Сейчас в разделе остался только дом, раньше был еще земельный участок
Я понимала: чтобы доказать свою позицию налоговой, мне нужна какая-то справка со сведениями о земельном участке.
Я не знала, как и где взять документ, поэтому в конце ноября 2018 года обратилась за консультацией в Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости.
Поход в кадастровый центр не занял много времени: посетители проходят на консультацию в порядке живой очереди, а в тот день я была единственным клиентом.
Сотрудник центра проверил информацию о земельном участке и подтвердил, что я не являюсь его собственником. В качестве доказательства для налоговой он посоветовал мне получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН — об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Кадастровый центр не занимается выписками из ЕГРН, хотя у них есть доступ к информации о недвижимости. Поэтому за выпиской меня отправили в многофункциональный центр. Если бы я изначально знала, как получить документ, сразу бы отправилась в МФЦ.
Как сэкономить на налогах или не платить их вообщеРассказываем о законных способах в нашей рассылке дважды в неделю
В барнаульские МФЦ можно записаться через интернет или по телефону. Дозвониться до операторов очень сложно, поэтому я забронировала время на сайте. До даты приема пришлось подождать около 10 дней.
О готовности выписки можно узнать по телефону или на сайте МФЦ. Я забрала готовую выписку 12 декабря, для этого мне понадобился только паспорт.
Так выглядит запрос сведений из ЕГРН
По выписке из ЕГРН видно, что у земельного участка нет собственников
Получив выписку из ЕГРН, я подала в налоговую заявление об уточнении данных. Для этого на главной странице личного кабинета налогоплательщика я нажала на вкладку «Мои налоги», зашла в раздел «Детали» и выбрала вариант «В личном кабинете есть имущество, которого у меня нет».
Я вхожу в личный кабинет через госуслуги
Вкладка «Мои налоги» — в нижнем левом углу
Раздел «Детали» — справа от блока «Мои налоги»
Нужный пункт — «В личном кабинете есть имущество, которого у меня нет» — второй в списке
В появившейся форме нужно было выбрать объект налогообложения, который мне не принадлежал. Вариантов было два: доля в доме и земельный участок. Я выбрала земельный участок.
Заявление в налоговую сформировалось автоматически. Я проверила его и нажала кнопку «Отправить».
После нажатия в строке «Выберите объект» появляется список имущества, которое числится за налогоплательщиком. Я выбрала земельный участок
В форме я отметила вариант «Объект мне никогда не принадлежал» и прикрепила скан выписки из ЕГРН
Перед отправкой заявления я открыла его и проверила информацию
Так выглядело заявление в налоговую об уточнении данных. Оно сформировалось автоматически
В январе 2019 года мне позвонил сотрудник налоговой службы. Налоговая проверила и подтвердила информацию из заявления: я не была собственницей земельного участка. Сотрудник пообещал, что налог и пеню спишут.
Я попросила еще выслать на почту или в личный кабинет налогоплательщика письменное подтверждение решения, но он отказал. При этом не стал объяснять причину отказа — сослался на то, что после положительного ответа подтверждения мне уже не нужны.
Записать ФИО и должность сотрудника я не догадалась.
Через несколько дней задолженность по земельному налогу в личном кабинете налогоплательщика действительно исчезла, но пеня осталась. А в списке моего имущества все еще значился земельный участок. Я подумала, что это технический сбой, и решила немного подождать. Как оказалось, напрасно.
Чтобы изменить персональные данные, я заполнила заявление в личном кабинете налогоплательщика и прикрепила к нему скан нового паспорта. Позже все ответы из налоговой были уже адресованы Сидоровой, а не Чекасиной
В марте 2019 года я лично пошла в Межрайонную ИФНС России № 15 по Алтайскому краю. Взяла с собой паспорт, выписку из ЕГРН и правоустанавливающие документы на долю в доме. На прием можно записаться заранее через сайт, но я пришла в инспекцию без записи.
Поэтому я написала от руки на листе А4 заявление в свободной форме. Просила убрать земельный участок из списка моего имущества, списать пеню и вернуть излишне уплаченный налог. В заявлении я не указала свои реквизиты, так как не надеялась, что налог вернут. Из-за этого позже мне пришлось повторно писать заявление о возврате налога.
К заявлению приложила копии паспорта и выписки из ЕГРН. Я потратила в очереди за ксерокопиями в налоговой час, поэтому рекомендую делать копии документов заранее.
Через несколько дней после моего визита в инспекцию данные в личном кабинете изменились: появилась сумма переплаты за три года — 12 237,46 Р, а земельный участок исчез из списка моего имущества. Наконец-то!
Оказалось, что в 2015—2018 годах родители заплатили на 829,54 Р больше начисленного имущественного налога на дом. При подсчете переплаты налоговая это учла. Поэтому в общую сумму вошли излишне уплаченные налоги на землю и имущество, а также пеня.
Чтобы получить деньги на счет, я повторно написала заявления на возврат излишне уплаченных налогов через личный кабинет налогоплательщика. Подавала три отдельных заявления — на возврат каждой части переплаты.
Чтобы получить электронную подпись, я кликнула на ФИО в верхней части экрана и выбрала вкладку «Получить ЭП»
Я решила хранить ключ электронной подписи в защищенной системе ФНС: так подпись доступна с любого устройства, а чтобы ее оформить, нужно только придумать пароль
После я кликнула на вкладку «Жизненные ситуации» на главной странице кабинета, затем — на «Распорядиться переплатой». Ввела в появившуюся форму свои банковские реквизиты. Личные данные и сумму переплаты система вставила в бланк автоматически.
Я отправила заявления о возврате излишне уплаченных налогов 7 марта 2019 года.
18 марта 2019 года я получила 11 848,25 Р на банковский счет: 389,21 Р зачли в счет недоимки по пене, их вычли из суммы общей переплаты в размере 12 237,46 Р.
Чтобы переплату зачислили на банковский счет, во вкладке «Жизненные ситуации» на главной странице личного кабинета нужно нажать на «Распорядиться переплатой»
Заявление о возврате формируется автоматически
Налоговая отправила документы в казначейство, осталось дождаться исполнения решения
Я не знаю, сколько всего мои родители отдали как земельный налог за 20 лет, но с 2011 года они заплатили 16 687,23 Р. Я смогла вернуть только 11 018,71 Р за земельный налог и пеню, а еще — 829,54 Р переплаты по имущественному налогу за дом.
Земельный участок исчез из списка моего имущества. Но я так и не смогла узнать, почему произошла ошибка с начислением земельного налога.
Сейчас проблема с земельным налогом меня не беспокоит: участок больше не появлялся в списке моего имущества, уведомления о налоге не приходят. Я плачу только имущественный налог за дом.
- Перед покупкой частного дома или доли в нем уточните информацию о правах и земельном налоге. Иначе потом могут внезапно появиться налоговые уведомления на землю, которую вы не приобретали.
- Проверяйте информацию о налогооблагаемом имуществе в личном кабинете налогоплательщика.
- Если информация в личном кабинете неверная, например указан объект, который вам не принадлежит, получите выписку из ЕГРН, чтобы подтвердить это.
- Подайте в налоговую заявление об уточнении данных. К нему необходимо приложить выписку из ЕГРН.
- Во время телефонных разговоров с сотрудниками налоговой записывайте ФИО и должность собеседника, просите выслать решения в письменном виде.
- Вы можете вернуть ошибочно уплаченные налоги, но только за три последних года. Для этого нужно подать заявление о возврате: лично в налоговой инспекции или в личном кабинете налогоплательщика.
Тэги: земля, налогиИллюстратор — Егор Шатохин