Правомерность действий сотрудников авиакомпании — Юридические советы

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Одна пассажирка отказалась доплачивать за багаж, потому что он не превышал габариты ручной клади. Вместо этого она купила другой авиабилет значительно дороже, после чего отправилась в суд требовать возмещения убытков. Другие пассажиры пришли на посадку заранее и встали в очередь, но гейт закрылся прямо перед ними. Сотрудники авиакомпании объяснили, что те опоздали. Клиенты решили отсудить потраченные за билет средства. Когда пассажир может наказать компанию и вернуть деньги, а когда нет – на примерах решений судов.

Если пассажир опоздал на стыковочный рейс, но билеты оформлял отдельно у разных перевозчиков, ему не полагается компенсации. А перенос рейса из-за плохой погоды освобождает авиакомпанию от ответственности.

Елена Иванова* купила билеты авиакомпании «Руслайн» из Тамбова в Санкт-Петербург и «Аэрофлота» из Петербурга в Сургут.

Но первый самолет 5,5 часов не мог вылететь из-за метели и плохой видимости, а потом рейс перенаправили в Москву. Сотрудники «Руслайна» предложили Ивановой отвезти ее в Петербург, но она отказалась.

Билеты «Аэрофлота» из Петербурга в Сургут были невозвратные, и Иванова подала на «Руслайн» в суд с требованием возместить убытки.

Районный суд с истцом частично согласился. Во-первых, суд не засчитал как доказательство телеграмму, которой «Руслайн» пытался подтвердить плохие погодные условия.

Она не была заверена и содержала только показатели скорости ветра, дальности, высоты облаков. Авиакомпания не доказала, что при таких погодных условиях невозможны перелеты, объяснил райсуд.

Кроме того, когда рейс состоялся, ответчик отвез пассажирку в Москву и не объяснил, почему ее нельзя было доставить в Петербург.

Иного мнения оказалась апелляция, которая отказала в удовлетворении иска. По ее мнению, первая инстанция уделила слишком мало внимания документам авиакомпании, которая доказывала плохие погодные условия.

В числе бумаг был ответ аэропорта Тамбова и ежечасные сводки. Из них суд сделал вывод, что при отмене рейса «Руслайн» руководствовался соображениями безопасности, значит, он освобождается от ответственности согласно ст.

120 Воздушного кодекса.

Иванова не оформляла единого маршрута, а купила два разных билета на бланках разных авиакомпаний. Получается, что «Руслайн» не должен был знать о стыковочном рейсе и не принимал на себя обязательство доставить клиентку к месту регистрации рейса «Аэрофлота», отметила апелляция. Она приняла во внимание и то, что пассажирка отказалась от поездки из Москвы в Петербург.

  • В случае задержки или отмены рейса в России потребитель может:
  • – ждать свой задержанный рейс;
  • – отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета; 
  • – улететь другим рейсом без доплат (если такой вариант предложит компания);

– получить компенсацию, правда, в незначительном размере – 25 руб. за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета.

Кроме того, в России при задержке или отмене рейса пассажир может рассчитывать на ряд бесплатных услуг согласно Федеральным авиационным правилам. Какие это услуги, напоминает управляющий партнер МКА «Горелик и партнеры» Лада Горелик:

  • комнаты матери и ребенка для пассажиров с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, если гостиницу предоставляют бесплатно;
  • организация хранения багажа.

Представитель сервиса AirHelp в России Екатерина Макарова дала советы пассажирам рейсов в ЕС и из ЕС:

  • не отказывайтесь добровольно от своего места в обмен на ваучеры или льготы, чтобы не потерять право на денежную компенсацию;
  • узнайте причину отказа в перевозке: эта информация пригодится, если будете добиваться компенсации;
  • потребуйте пересадить вас на другой рейс до вашего пункта назначения или возместить стоимость билета, а также обратного перелета до аэропорта, в котором вы начали свой перелет (при необходимости);
  • потребуйте компенсацию за отказ в перевозке (если компенсация вам полагается, авиакомпания обязана выплатить её сразу же после отказа);
  • потребуйте от авиакомпании напитки, еду и размещение в отеле. Если другой рейс до вашего пункта назначения, на который вас пересадили, вылетает только на следующее утро, авиакомпания должна покрыть все обоснованные издержки на ваше проживание в отеле, а также трансфер от аэропорта и до аэропорта (при необходимости);
  • сохраните чеки, если вы понесли дополнительные расходы из-за отказа в перевозке. Если из-за сорванного международного рейса (даже в пределах ЕС) пассажир несёт незапланированные расходы – не успевает заехать в отель или забрать арендованную машину, заранее внеся предоплату, – ему может полагаться компенсация этих издержек.

При задержке рейса Макарова советует записать фактическое время прибытия в конечный пункт назначения (когда подаётся трап и открывается дверь самолёта). «Если задержка больше трёх часов, вам может полагаться компенсация», – уточняет Макарова.

Если задержка больше пяти часов, можно дождаться рейса или сдать билет, получив его полную стоимость, а также при необходимости бесплатный перелет до изначального пункта вылета, говорит Макарова.

Человек, купивший билеты для других, вправе предъявить иск о возмещении убытков.

Руслан Хуротин* купил единые билеты для трех членов семьи по маршруту Сочи – Москва – Дубаи на 30 декабря 2016 года. Они хотели вместе встретить Новый год в ОАЭ, но первый рейс «Уральских авиалиний» задержали на 1,5 часа из-за скопления пассажиров в аэропорту Домодедово.

В результате пассажиры не успели на второй самолет компании. «Уральские авиалинии» предложили билет на замену лишь на 6 января 2017 года. Хуротин отказался и купил билеты для родных на 31 декабря от Etihad Airways.

А потом потребовал, чтобы авиакомпания компенсировала цену более дорогой поездки в 138 748 руб., уплатила неустойку и штраф.

Райсуд отклонил эти требования. Он напомнил, что перевозчик по договору обязуется перевезти пассажира. Но сам Хуротин этими рейсами не летал, не отказывался от перевозки в силу объективных обстоятельств.

В материалах дела нет доказательств, что истец был вынужден оплатить перелет других пассажиров, объяснил райсуд. Он не увидел причинно-следственной связи между задержкой рейса и оплатой новых билетов.

 

Областной суд не согласился с этими выводами. Закон не запрещает заключить договор перевозки другому лицу, которое не полетит этим рейсом. Этот человек считается кредитором перевозки и может понести убытки ввиду задержки самолета, объяснила апелляция.

Она пришла к выводу, что истец имеет полное право на выплату, потому что причину задержки нельзя назвать уважительной, а замену билета 30 декабря на 6 января – равноценной. В итоге Хуротину присудили почти 200 000 руб.

компенсации цены билетов и неустойки и 50 000 руб. штрафа. 

Условия перевозки багажа не могут противоречить Федеральным авиационным правилам № 82 от 28 июня 2007 года.

В 2017 году «Победа» не разрешила Ивану Степанченко* бесплатно пронести на борт рюкзак. Сотрудники объяснили, что рюкзаки и пакеты не входят в перечень предметов, которые можно свободно брать на борт согласно правилам авиакомпании. В правилах говорилось, что «сверх установленной нормы ручной клади можно пронести один предмет из перечня ст.

135 Федеральных авиационных правил № 82, в том числе дамскую сумочку, портфель, букет цветов и т. д.». Рюкзака в этом перечне не было. Пассажиру пришлось доплатить 1500 руб., но затем он пожаловался в Роспотребнадзор. Ведомство решило, что компания виновата, и выписало ей штраф в 20 000 руб.

«Победа» оспорила наказание в суде, но арбитраж подтвердил правоту Роспотребнадзора (дело № 08-10622/2017).

Рюкзак может входить в норму бесплатного провоза багажа, объяснил суд. П. 122 правил № 82 разрешает взять багаж бесплатно в зависимости от общего веса зарегистрированного багажа и ручной клади, правила их не разделяют. Кроме того, согласно п.

133 правил, перевозчик может установить ограничения по весу и габаритам, но не по видам багажа (дамская сумка или рюкзак), указал суд.

Он напомнил, что ручная кладь в пределах лимита может быть в любой таре и упаковке, если ее можно безопасно разместить в салоне самолета.

В другом деле № А79-13352/2017 суд напомнил, что перевозчик сначала должен удостовериться, что багаж не проходит по габаритам или весу, и только потом требовать дополнительные деньги за сверхнормативный провоз.

Читайте также:  Наказание за телефонное хулиганство — Юридические советы

«Победа» оспаривала штраф в 20 000 руб. за то, что потребовала от пассажирки доплату, не взвесив сумку. В суде «Победа» предложила Роспотребнадзору доказать, что багаж пассажира весил меньше 10 кг.

Но суд отклонил этот аргумент, потому что авиакомпания сама этого не выяснила.

Ирина Рубцова* собралась в Сочи и купила билет «Победы» за 8648 руб. С собой у неё был фотоаппарат в чехле, который имел вид рюкзака. Рубцову не пустили на борт и предложили доплатить за ручную кладь.

Пассажирка отказалась и купила взамен билет S7 за 19 150 руб. А затем подала на «Победу» в суд и потребовала вернуть деньги за оба билета и компенсацию морального вреда.

Она пояснила, что сумка-чехол не превышала габариты ручной клади, а слова подтвердила фотографиями.

Суд согласился, что авиакомпания нарушила права пассажирки, и удовлетворил ее требования частично. Рубцовой не вернули сумму, уплаченную за более дорогой билет S7, но она получила компенсацию за неиспользованную поездку на самолете «Победы», а также 5506 руб. штрафа, 2000 руб. в счет морального вреда, а всего – 16 154 руб. 

Кроме того, Рубцова заявила о взыскании судебных расходов, которые по документам составили 64 300 руб., но присудили ей всего 3000 руб.

Если пассажиров необоснованно не пустили на посадку, они могут вернуть деньги за билет.

Еремины* подали иск к авиакомпании «Победа» о возврате 50 000 руб. за билеты, которыми они не смогли воспользоваться. Владимир Еремин* с женой и тремя детьми приехали в аэропорт, чтобы отправиться в Сочи, но улететь не смогли.

Как указывалось в иске, семья заранее прошла регистрацию и проверки, сдала багаж и прибыла к выходу на посадку. Их якобы попросили встать в конец очереди, чтобы не мешать коляской. Но когда подошел их черед, сотрудники сообщили им, что они опоздали.

По словам истца, на посадку не пустили еще четверых. Еремин объяснял это просто: на борту не осталось свободных мест.

Районный суд отклонил иск, согласившись с объяснениям авиакомпании, что истцы опоздали на посадку. Это подтверждалось служебной запиской супервайзера наземной службы.

Апелляция отнеслась к этому доказательству скептически. Это, по сути, письменные показания свидетеля, однако ему следовало явиться на заседание и рассказать все лично.

К тому же супервайзер составил записку как ответ суду уже после возбуждения производства, а значит, он просто изложил позицию ответчика по делу. Поскольку истцы являются потребителями, именно авиакомпания должна была доказать, что она не виновата в инциденте.

Но опровергнуть утверждения клиентов ей не удалось, подытожил городской суд и принял решение в пользу Ереминых. 

Закон и подзаконные акты пока не регулируют проблему овербукинга, говорит Вячеслав Голенев из МКА Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании
.

По его словам, сейчас обсуждают возможность дополнить Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила нормами, которые установят порядок разрешения споров при овербукинге, правила выплаты компенсаций и дополнительных бонусов.

Пока овербукинг – это односторонний отказ от выполнения обязательств по договору, который законом не допускается. Поэтому авиакомпании нередко предлагают пассажирам не только замену, но и привлекательные бонусы. Например, повышение класса поездки.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

авиакомпании против пассажиров | КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает «Право.ru». Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

В начале марта у лоукостера «Победа» случился скандал с российским волейболистом Александром Кимеровым. По сообщениям авиакомпании, Кимеров заранее приобрел кресло у прохода, однако пренебрег местом с увеличенным расстоянием между рядами – это тоже дополнительная услуга. При этом рост спортсмена составляет 217 см.

В самолете Кимеров не поместился в забронированное за ним место и пересел в проход, чтобы вытянуть ноги. По словам волейболиста, это и стало причиной, по которой его сняли с рейса.

В авиакомпании эту информацию категорически опровергают, заявляя, что спортсмен был лишен возможности лететь из-за того, что ярко выражал агрессию, оскорблял членов экипажа и угрожал устроить во время полета «шоу». Сейчас обстоятельства происшествия проверяют следственные органы.

Лоукостер «Победа» занимает довольно жесткую позицию по отношению к своим клиентам.

До недавнего времени авиакомпания рассаживала по разным рядам даже родителей и детей, во время полетов не предоставляют питания и напитков, а кроме того, не разрешают проносить на борт ручную кладь.

Хотя эти опции можно приобрести за деньги, многие правила перевозчика не соответствуют ни решениям Ространснадзора, ни российских судов.

Когда пассажира могут снять с рейса?

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

По закону командир самолета является самым главным человеком на борту. Именно он принимает решение о том, нарушает ли пассажир дисциплину и порядок на воздушном судне и стоит ли ему лететь.

При этом командир может применять любые меры к дебоширу, а также отдавать распоряжения всем находящимся на борту лицам и требовать их исполнения под угрозой административного наказания. Если же хулигану грозит уголовная ответственность (например, ст.

213 УК «Хулиганство»), безнаказанно скрутить его может кто угодно – даже причинение вреда совершившему преступление лицу при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений, ненаказуемо.

 Перед вылетом (если конфликт случился на земле), а также по прилету в конфликт вмешиваются сотрудники правоохранительных органов. Если вина хулигана будет доказана, авиакомпания может взыскать с него через суд стоимость понесенных убытков. По сообщениям «Победы», в инциденте с Кимеровым они намерены поступить именно так.

Можно ли оспорить решение о снятии пассажира с рейса?

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки.

Так, на рейсе компании «Аэрофлот» Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота.

Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них.

При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось.

Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с «Аэрофлота» убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя (№ 2-2/2016).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании «Аврора» во время рейса по маршруту НовосибирскВладивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло.

Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу «Авроры» (см.

«Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку»).

Меня рассадили с попутчиком. Это законно?

До 29 февраля 2016 года «Победа» рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска.

 Сейчас на сайте «Победы» имеется разъяснение: «Авиакомпания «Победа» подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики.

Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места». И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете.

При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Читайте также:  Снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего — Юридические советы

Должны ли в самолетах кормить?

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. «Победа» решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора.

Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ.

Тем не менее «Победа» продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Что делать, если рейс задержали?

Авиакомпании «Аэрофлот» и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.

4 КоАП «Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований» на общую сумму 40 000 руб. (см.

«Аэрофлот» и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов»).

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу.

Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика.

Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. «Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда.

Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств.

Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации.

Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании «Вим-Авиа», «Азур Эйр», «ИрАэро» и «Якутия», которые задержали до 11% своих рейсов (см. «Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса»).

Как быть с багажом и ручной кладью?

Раньше «Победа» требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание.

Арбитражный суд Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за «Победой» спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания «Сибирь» (см. «Авиакомпания «Сибирь» вслед за «Победой» проиграла спор из-за ручной клади»).

Тем не менее «Победа» сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. «Победа» вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь»).

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил «Право.ru», что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира.

 Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого.

А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. «Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Можно ли подняться на борт в инвалидной коляске?

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда.

Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с «Аэрофлота» стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд, который согласился с решением суда первой инстанции (см.

«Аэрофлот» заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался»).

Алина Михайловна. Право.ру

Защита прав работников гражданской авиации

Защита прав работников гражданской авиации

  • Особо остро проблема защиты прав работников гражданской авиации стоит в наши дни, когда из-за резкого падения объема грузопассажирских перевозок, авиакомпании в целях минимизации затрат проводят сокращение штата в обход трудового законодательства, задерживают заработную плату либо вовсе отказывают в ее выплате, оказывают давление на работников, вынуждая их уволится по собственному желанию.
  • Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, с которыми приходится сталкиваться специалистам нашего Адвокатского бюро, являются:
  • ● незаконное увольнение, понуждение к увольнению, незаконное сокращение численности или штата сотрудников;
    ● невыплата в полном объеме компенсации за неиспользованные дни отпуска за особые условия труда при увольнении;
  • ● защита прав работников гражданской авиации, прошедших обучение за счет работодателя;

Коснемся каждого из них подробнее.

Незаконное увольнение, понуждение к увольнению, незаконное сокращение численности/штата

Законодательство о труде допускает расторжение трудового договора в связи с сокращением численности работников либо сокращением штата.

Однако такая процедура должна быть не только безупречно оформлена работодателем с юридической стороны, но и представляться экономически обоснованной.

Кроме того, при сокращении численности штата закон обязывает работодателя выплатить работнику до 5-ти средних заработных плат, что влечет для работодателя значительные материальные затраты. Возникают споры по переучиванию лётного состава, мы поможем.

Именно поэтому, в нелегкой экономической ситуации, когда объемы авиаперевозок упали многократно, авиакомпании сокращают численность персонала в обход трудового законодательства.
Методы, к которым прибегают компании, различны и зависят от ситуации на конкретном авиапредприятии.

Как правило, работнику предлагают уволиться по собственному желанию или по соглашению сторон. В первом случае работник не получит никакой компенсации при увольнении, во втором – компенсация ограничивается, как правило, максимум двумя окладами.

Читайте также:  Оставление искового заявления без движения. — Юридические советы

Если работник отказывается уйти «по-хорошему», должностные лица авиакомпании начинают давить на неугодного работника, пытаются запугать увольнением по «неблаговидной статье». В случае, когда работник стоит на своем, работодатель ставит неподатливого работника на особый контроль, пытаясь поймать его на нарушениях трудовой дисциплины.

Здесь самые безобидные, казалось бы, в рабочей рутине ситуации могут обернуться для работника выговором, лишением премии и прочими неприятностями, вплоть до увольнения по статье.

Если Вы столкнулись с подобной ситуацией, не стоит поддаваться на уговоры и мириться с оказываемым на Вас давлением.

Своевременные превентивные меры, разработанные с участием опытного защитника – адвоката по трудовым спорам, заставят работодателя вернуть отношения с Вами в правовое поле, помогут собрать необходимую доказательную базу, и добиться сохранения всех предусмотренных гарантий, предусмотренных законом в случае увольнения работника по инициативе работодателя.

Встречаются случаи нарушения трудового законодательства со стороны авиакомпаний в ходе процедур сокращения численности или штата сотрудников.

Должностные лица авиакомпаний, занимающиеся процедурой сокращения, часто «забывают» о преимущественном праве на оставление на работе работников с более высокой производительностью труда и квалификацией, а при равных показателях производительности труда и квалификации о том, что предпочтение должно быть отдано семейным – при наличии двух и более иждивенцев, находящихся на полном содержании работника.

  1. В ходе проведения мероприятий по сокращению численности или штата сотрудников авиакомпания должна предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).
  2. О предстоящем увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
  3. Работодатель с письменного согласия работника может расторгнуть трудовой договор до истечения двухмесячного срока, но при этом он обязан выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

И, наконец, при увольнении в связи с сокращением численности или штата сотрудников работнику выплачивается: заработная плата за отработанное время; компенсация за неиспользованный отпуск и иные выплаты, предусмотренные законом, трудовым соглашением и положением об оплате труда; выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не выше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях среднемесячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Нарушение любого из перечисленных правил делает процедуру сокращения численности или штата сотрудников не легитимной, и у работника возникает право на судебную защиту.

Если Вы уже подверглись незаконному увольнению или Ваши права при сокращении численности или штата сотрудников нарушены, можно воспользоваться правом на судебную защиту, но следует помнить, что срок для обращения в суд по спорам об увольнении составляет всего один месяц с момента, когда работник узнал о нарушении своего права.

Как правило, этот момент совпадает с датой увольнения или вручения приказа об увольнении. Если суд сочтет, что при увольнении работодателем не соблюдены требования трудового законодательства, то по требованию работника суд может восстановить его на работе и взыскать среднемесячную заработную плату за время вынужденного прогула.

Невыплата в полном объеме компенсации за неиспользованные дни отпуска за особые условия труда при увольнении

Работникам летного состава законодателем предоставлено право на дополнительный отпуск за работу в особых условиях, а в случаях, если такой отпуск не использован ко дню увольнения, право на денежную компенсацию.

В настоящее время коммерческие авиакомпании предоставляют дополнительные отпуска работникам летного состава, как правило, в соответствии со своими коллективными договорами.

Количество дней дополнительного отпуска в таких коллективных договорах не привязано к числу часов налета, а зависит в одних случаях от стажа работы в авиакомпании, в других попросту является фиксированным и ограничивается максимальной продолжительностью в 14 календарных дней.

Однако такое положение дел не соотносится с действующим трудовым законодательством.

Необходимо оценить правомерность действий судьи и приставов

17 сентября 2019 г. 20:25

17 сентября сенатор Андрей Клишас направил в ФССП России и Квалификационную коллегию судей Тульской области обращения по поводу ситуации с избиением судебными приставами адвоката Дмитрия Сотникова

В обращении председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса к директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу РФ Дмитрию Аристову содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий данных судебных приставов в рассматриваемом случае», в обращении к председателю Квалификационной коллегии судей Тульской области Борису Петраковскому – «разобраться и оценить правомерность действий судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой, в том числе на соответствие требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики».

Обращения направлены председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом в связи с просьбой статс-секретаря, заместителя президента ФПА РФ Константина Добрынина о содействии в скорейшем принятии мер, направленных на пресечение грубейших нарушений прав адвоката АП г. Москвы Дмитрия Сотникова, а также права его доверителя на получение квалифицированной юридической помощи. Эта просьба содержалась в письме, с которым Константин Добрынин обратился к Андрею Клишасу 13 сентября.

Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин обратился к сенатору Андрею Клишасу по поводу ситуации с избиением судебными приставами адвоката Дмитрия Сотникова

Статс-секретарь, заместитель президента ФПА РФ сообщил, что 12 сентября в здании Новомосковского городского суда Тульской области по поручению судьи Любови Соловьевой судебные приставы избили адвоката Дмитрия Сотникова и применили к нему спецсредства.

Адвокат прибыл в здание суда для осуществления своей профессиональной деятельности – защиты доверителя Эдуарда Долгинцева, обвиняемого в распространении наркотиков.

Судья Любовь Соловьева, в нарушение УПК РФ, не допустила адвоката к участию в судебном процессе, несмотря на наличие у него всех предусмотренных законом документов (ордера и удостоверения адвоката). Более того, судья, не мотивировав своего решения, приказала приставам вывести Дмитрия Сотникова за дверь.

В итоге защитник, по словам самого адвоката и очевидцев, которые подробно описали события в сети «Интернет», в числе других участников судебного заседания был удален из зала и приставы применили к нему физическую силу.

Президент ФПА РФ потребовал немедленных объяснений правоохранителей

Константин Добрынин назвал произошедшее грубейшим нарушением прав адвоката, гарантированных УПК РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также права подсудимого на получение квалифицированной юридической помощи.

Он попросил Андрея Клишаса как главу Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству направить на основании ст. 14, 17 Федерального закона от 8 мая 1994 г.

№ 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» запросы в соответствующие государственные органы в целях принятия мер, направленных на пресечение нарушений федерального законодательства.

Применение силы к адвокату Дмитрию Сотникову обосновали пресечением «попытки нападения на судью»

17 сентября Андрей Клишас обратился к председателю Квалификационной коллегии судей Тульской области Борису Петраковскому по вопросу о необоснованном применении судебными приставами Управления ФССП по Тульской области физической силы и специальных средств в отношении адвоката Дмитрия Сотникова 12 сентября 2019 г., осуществленном по поручению судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой.

В обращении отмечается, что «в связи с удалением из зала судебных заседаний адвоката Дмитрия Сотникова доверитель, заключивший с ним соглашение, не смог получить квалифицированную юридическую помощь, на которую он рассчитывал», и содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий судьи Новомосковского городского суда Тульской области Л.И. Соловьевой, в том числе на соответствие требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики».

Также 17 сентября председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству обратился к директору Федеральной службы судебных приставов – главному судебному приставу РФ Дмитрию Аристову по вопросу о необоснованном применении судебными приставами Управления ФССП по Тульской области физической силы и специальных средств в отношении адвоката Дмитрия Сотникова 12 сентября 2019 г. в здании Новомосковского городского суда Тульской области. В обращении содержится просьба «разобраться и оценить правомерность действий данных судебных приставов в рассматриваемом случае».

К обоим обращениям приложены диски, содержащие два файла с видеозаписями по указанным в них вопросам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *