Предоставление жилого помещения очередникам в Москве — Юридические советы

  • Для одиноко проживающего или единственного чел., состоящего на жилищном учете,
  • — 36 м²
  • На семью из 2-х чел. – 50 м²
  • На семью из 3-х чел. — 70 м²
  • На семью из 4-х чел. – 85 м²
  • На семью из 5-ти и > чел. — по 18 м² на 1 члена семьи
  • Норма может быть подвергнута корректировке (уменьшена), если:
  • имеются излишки жилплощади у членов семьи очередника (в том числе в собственности);
  • есть возможность того, что жилищная субсидия будет предоставлена в дополнение к занимаемой площади.

Одной из действующих в ЕЖСФ программ является жилищная субсидия в Москве в совокупности с ипотекой. По такой программе использование субсидии на приобретение жилья станет идеальным решением для граждан, которые не имеют необходимых финансовых средств, но могут получить ипотеку в банке.

На сайте Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Вы найдете полную информацию, касающуюся порядка оформления документов, возможностей получения субсидий, категорий граждан, которые могут претендовать на их получение.

Кому положена субсидия на квартиру

На получение жилищной субсидии на приобретение как вторичного жилья так и квартир в новостройках, могут претендовать граждане, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий либо нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений.

После решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и оформления соответствующего распоряжения о предоставлении, оформляется свидетельство на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, открывается Именной блокированный целевой счет (ИБЦС) в банке, на который зачисляются средства субсидии.

С использованием субсидии очередник может приобрести жилище на рынке недвижимости.

Субсидии для приобретения или строительства жилья предоставляются гражданам из бюджета Москвы в объемах финансирования, предусмотренного Законом о бюджете города, в порядке очередности исходя из года постановки на учет, с учетом даты подачи заявления.

Как получить жилищную субсидию

Для того чтобы добиться получения жилищной субсидии, необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать информацию. Изучить, на что жилищная субсидия может быть потрачена, а также нюансы, препятствующие оформлению выплаты.
  2. Рассчитать размер субсидии. Расчет производится исходя из норм предоставления площади на человека.
  3. Собрать необходимые документы.
  4. Оформить получение.

Оформление жилищной субсидии

Заявление на предоставление жилищной субсидии в Москве или на получение жилищной субсидии в Подмосковье необходимо предоставить в орган МФЦ по месту прописки. Заявление рассматривается до 30-ти дней, после этого дается ответ.

Обращаясь в ЕЖСФ, Вы сможете не только рассчитывать на подбор квартиры по субсидиям, но также поручить нам вопрос оформления приобретаемой квартиры.

Наши эксперты оказывают полную поддержку в техническом и юридическом сопровождении сделки по приобретению квартиры по субсидии.

Как купить жилье на вторичном рынке по субсидии

Самостоятельное приобретение квартиры по жилищной субсидии может представляться сложным процессом. И особенно это касается вторичного рынка, поскольку продавцы этого рынка опасаются безналичных расчетов. Специалисты нашей компании помогут Вам таком вопросе, как реализация жилищных субсидий для приобретения вторичного жилья.

Для приобретения квартиры в Москве по субсидии, относящейся к вторичному жилью, необходимо с особой тщательностью проверить недвижимость на юридическую чистоту. Юристы Единого Жилищного Субсидийного Фонда проверят квартиру на отсутствие в ее истории законных оснований для признания сделок недействительными.

Примеры расчета субсидий на приобретение квартиры и строительство жилья

  • Одиноко проживающий гражданин: 36 м² х СКМ* х 60%**
  • Семья из 2-х чел.: 50 м² х СКМ* х 67%**.
  • Семья из 3-х чел.: 70 м² х СКМ* х 65%**.
  • Семья из 4-х чел.: 85 м² х СКМ* х 64%**.
  • Семья из 5-ти и > чел.: n х 18 м² х СКМ* х 70%**.

Московских очередников будут переселять за МКАД только с их согласия

Ряд депутатов Госдумы внесли на рассмотрение поправку в статью 57 Жилищного кодекса РФ, которая разрешает предоставлять очередникам из Москвы и Санкт-Петербурга квартиры не только в самих городах, как это предусматривает действующее законодательство, но и на территории Московской и Ленинградской областей соответственно.

Ряд депутатов Госдумы внесли на рассмотрение поправку в статью 57 Жилищного кодекса РФ, которая разрешает предоставлять очередникам из Москвы и Санкт-Петербурга квартиры не только в самих городах, как это предусматривает действующее законодательство, но и на территории Московской и Ленинградской областей соответственно. Внесенная поправка вызвала бурное обсуждение среди депутатов, а также панические настроения среди очередников, которые опасаются, что их могут насильно лишить московской или питерской прописки.

О том, как действительно будет работать предлагаемый законопроект в российской столице, а также о законных правах московских очередников «РИА Новости – Недвижимость» рассказала заместитель начальника Управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Екатерина Радченко.

Не с подачи ли Москвы инициирована эта поправка в ЖК РФ, ввиду того, что город испытывает дефицит земельных и жилищных ресурсов? Насколько в принципе заинтересована столица в подобном изменении существующего законодательства?

Нельзя сказать, что с подачи Москвы, это, скорее назревшая необходимость больших городов, которую как раз и оценили депутаты Госдумы. К нам и к ним не раз обращались граждане, стоящие в очередях десятилетиями, которые просили предусмотреть какие-либо альтернативные возможности быстрее получать бесплатное жилье по социальному найму, положенное по закону.

На сегодняшний день Жилищный кодекс действительно ограничивает те возможности, которые мы можем использовать для предоставления жилья гражданам, состоящим на жилищном учете. Согласно статьи 57 ЖК устанавливается, что жилые помещения могут предоставляться очередникам по договорам социального найма только на территории того населенного пункта, где они поставлены на учет.

Пока для ускорения предоставления жилья очередникам, не нарушая законодательства, Москва смогла ввести возмездные программы, то есть социальную ипотеку, когда очереднику даются льготные условия жилищного кредитования, программу «Молодая семья» и другие. Здесь жилье, конечно, предоставляется не бесплатно, но зато в разы быстрее, не 20 лет дожидаться своей очереди.

В рамках этих возмездных программ, по льготным ценам, мы и раньше могли предоставлять жилье очередникам в Подмосковье, это не новшество.

Однако, в общем жилищный кодекс связывает нам руки, так как по договору социального найма мы можем предоставлять жилье бесплатно только в порядке очередности, исходя из года постановки на учет, не имеем права давать какие-то привилегии определенным гражданам. То есть никакого Подмосковья, даже людям, которые сами не против, мы бесплатно предложить не можем, и вынуждены им отказывать.

То есть некоторые очередники добровольно хотят переезжать из столицы в Подмосковье?

Конечно, ведь здесь принципиален вопрос времени. Как я уже говорила, по возмездным формам очередник может сейчас выйти из очереди быстрее, оплатив часть стоимости жилья, и переехав, к примеру, в Подмосковье.

То есть сейчас мы предоставляем жилье очередникам 1989 года, а если человек, к примеру, встал в 2008 году, то его очередь подойдет не раньше 2020 года! При этом у него есть возможность быстрее лет на 10 получить свое жилье.

Со стороны наших очередников, у которых нет денег на возмездные программы и очень плохие жилищные условия, возникало достаточно много вопросов. Оплачивать квартиру даже частично они не могут, и раньше времени получить жилье бесплатно тоже не могут, так как впереди очереди не встанешь.

Именно для такой категории людей и предложена эта поправка в закон. У города увеличится возможность предложить квартиры очередникам. Если у нас вместо 5 тысяч квартир будет 5,1 тысячи квартир, то и количество очередников, получивших жилье в этом году, а не в следующем, увеличится.

 

Естественно никто не ставит вопрос таким образом, что при отказе от получения квартиры в Подмосковье городские очередники будут лишаться права на квартиру как таковую, — это дело сугубо добровольное. Именно поэтому в проекте федерального закона есть пункт, где говориться, что этот вариант возможен только с согласия гражданина.

Однако, согласно московским законам, если столичный очередник несколько раз отказывается от предлагаемого ему жилья, а это может быть, по идее, и жилье в области, куда он не хочет переезжать, то его снимают с очереди. Многие очередники опасаются, что, хотя норма о переселении в Подмосковье и будет считаться добровольной, фактически они будут вынуждены соглашаться на жилье в области, чтобы их не исключили из списка…

Есть городской закон номер 29, который регулирует сферу предоставления жилья очередникам. В законе говорится, что если гражданин, включенный в план, отказывается 3 раза в течение года от предложенных ему жилых помещений именно в Москве, которые по своим характеристикам соответствует требуемому по закону, то он исключается из плана этого года и переносится на следующий год.

В следующем году эта история с отказом с его стороны может повториться два раза. Соответственно, в конце концов, ему предлагается последняя квартира, на которую он имеет право по очереди.

Если он и здесь не заключает договор, то, естественно, мы считаем, что ему не нужно жилое помещение, раз он от него постоянно отказывается.

Только при предложении и отказе от жилья пять раз мы можем исключить его из очереди.

В случае предложения квартир в Подмосковье эта норма действовать не будет. Поэтому разговоры о том, что людей, которые не хотят получать жилье в области и будут отказываться от него, будто бы исключат из очереди на жилье в Москве, это домыслы.

В случае принятия поправок, даже, если очереднику 20 раз предложат жилье в Подмосковье, и он каждый раз будет отказываться, его права на квартиру в Москве будут сохранены. Возьмем, к примеру, очередника 1995 года.

Его очередь на жилье в Москве подойдет через 10-15 лет, а ему предлагают вариант по получению жилья уже сейчас, но в Подмосковье. Он может отказываться все десять лет от этого жилья в области, дожидаясь квартиры в столице.

Здесь как обязательное условие предоставления квартиры в Подмосковье является согласие гражданина. Нет согласия – нет квартиры в Подмосковье раньше срока, ждите свою очередь в Москве.

  • На ваш взгляд, стоит ли в законопроекте предусмотреть норму, ограничивающую территорию предоставления квартир очередникам в Подмосковье, чтобы люди не переезжали на расстояние дальше 150 километров от Москвы?
  • Естественно, логично, чтобы такое жилье было в ближайшем Подмосковье, и как показывает практика проведения аукционов по приобретению жилья у застройщиков для возмездных программ, пока у нас получается покупать жилье в зоне до 25 километров от МКАД по приемлемым для Москвы ценам.
  • На самом деле, даже сейчас исполнение требований части 5 статьи 57 Жилищного кодекса без тех самых поправок, которые предлагают депутаты, в Москве ввиду огромной территории города носит достаточно условный характер, так как очередники часто получают жилое помещение, хотя и в пределах городской черты, но находящееся на расстоянии десятков километров от их прежнего места жительства.
Читайте также:  Регистрация полученной по наследству квартиры — Юридические советы

Однако многие недовольные очередники упирают на то, что власти Москвы могли бы изыскать ресурсы для предоставления жилья именно в столице. Реально ли в Москве решить проблему обеспечения жилья очередников за счет городских территорий, или вопрос предоставления квартир в Подмосковье рано или поздно все равно встанет, даже, если эти поправки не примут сейчас?

Не является секретом то, что площадок под застройку в Москве не хватает. Жилье в Подмосковье, даже в ближайшем, существенно дешевле для города, ведь, чтобы в столице что-то построить, надо что-то снести, перенести, кого-то переселить.

В условиях кризиса эта проблема становится еще более актуальной. Москва и Санкт-Петербург в силу своего географического положения ограничены территориями других субъектов РФ. Это обуславливает невозможность развития этих мегаполисов «в ширину».

Мы при всем желании не сможем построить в Москве больше, чем позволяют ограниченные земельные ресурсы

Соответственно, чем правильнее будет продумана экономика предоставления жилья очередникам в целом, в том числе за счет жилья в Подмосковье, тем больше людей и за более короткие сроки сможет обеспечить жильем город.

Надо понимать, что у нас площадей сейчас меньше, чем желающих, то есть на одну квартиру даже с частичной оплатой в области в настоящее время претендуют 5-7 молодых семей, нет такого, что какая-то квартира простаивает. А очередь в Москве — в районе 140 тысяч семей, им всем нужны квартиры.

По статистике очередь в Москве в 2008 году сократилась почти на 10%, по сравнению с 2007 годом. Удастся ли ее сокращать быстрее, если законопроект примут, или этот процесс не будет прогрессировать из-за многочисленных отказов?

Даже если добавится в год 1-2%, это будет уже прогресс, значит, мы кому-то дополнительно помогли. Город создает альтернативу для людей, это не однозначный выход из ситуации.

Как показывает практика, когда очередник начинает диктовать свои условия городу, помимо тех, что закреплены за ним официально по закону, говорить, к примеру, что он всю жизнь жил на Арбате и ему нужна там же большая квартира, это значит — он нормально живет.

Поверьте, когда семья плохо живет, им действительно тесно, негде делать уроки детям или складывать вещи, как нам всегда пишут, они не отказываются от предложенных квартир даже в Подмосковье. А если семьи отказываются, значит их эта ситуация устраивает и они готовы ждать еще.

Почему очередники не берут бесплатное жилье?

Жилищная очередь на Юго-Востоке столицы за последние семь лет уменьшилась на пять тысяч семей. Многие получили квартиры по договору социального найма, то есть бесплатно. Но вот парадокс – не все очередники, которые были включены в план обеспечения, воспользовались правом на такое жилье. Что не устраивает тех, кто сам затягивает переезд? Давайте разберемся.

Заместитель начальника отдела реализации жилищных программ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО Ирина Кузнецова сообщила, что сегодня в округе 15 тыс. семей ожидают новое жилье.

И эта очередь, впрочем, как и по всему городу, продолжает сокращаться. Из нее выходят досрочно участники городских возмездных программ.

А после принятия Жилищного кодекса РФ все меньше людей встает на учет нуждающихся в жилых помещениях, которые можно получить по договору соцнайма.

Это связано с тем, что теперь на бесплатное жилье могут претендовать семьи, официально признанные малоимущими. Но далеко не все могут получить такой статус, хотя и проживают в крайне тесных помещениях, по площади соответствующих учетной норме.

Поэтому новое пополнение очередников не такое большое, как в прежние времена. Горожан принимают в основном на другой учет – нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

А значит, они могут воспользоваться только возмездными способами решения жилищного вопроса, привлекая для этого личные сбережения.

С помощью платных программ улучшают свои жилищные условия и очередники, вставшие на учет до 1 марта 2005 года, – те, кто не хочет долго ждать квартиры по социальному найму. Они приобретают у города на льготных условиях жилую площадь в свою собственность. Все это и ведет к тому, что жилищная очередь сокращается. Но в то же время растет срок ожидания бесплатных метров.

Спрос и предложение

По договору социального найма квартиры в нынешнем году предоставляются москвичам, которые простояли на очереди от 21 до 23 лет.

– Плановым очередникам мы предлагаем жилые помещения в домах-новостройках, возведенных на Люберецких полях, в московском районе Некрасовка, – сказала И. Кузнецова.

– А в прошлом году такая же площадь имелась в Южном Бутове. Мы обеспечили почти всех, кто был принят на жилищный учет до 1 января 1990 г. по общим основаниям, и первоочередников – до 1 января 1992 г.

По нескольку вариантов предложили тем, кто еще не дал согласие на переезд.

Как выяснилось, смогли отметить новоселье и семьи 1991 года постановки на учет по общим основаниям. Им были предложены жилые помещения, от которых отказались по разным причинам плановые очередники.

Этот невостребованный жилищный фонд состоял в основном из больших квартир. И переселиться туда смогли семьи, численность которых тоже немаленькая. Обязательным условием предоставления такого жилья было согласие очередников полностью освободить занимаемые жилые помещения.

То есть, они получали трех-, четырехкомнатные квартиры, а взамен отдавали городу свои «однушки» и «двушки», которые можно использовать по программе социального найма.

Именно квартиры такой площади, да еще в обжитых районах столицы пользуются спросом у очередников с большим стажем ожидания.

Заметим, что работа по подбору жилых помещений довольно сложная. Ведь жилищники должны оформлять бесплатную площадь в строгом соответствии с нормой предоставления – 18 кв. м на одного человека. А в случае с очередниками 1991 года надо еще и получить согласие от всех членов семьи на освобождение занимаемой квартиры.

Трудности с переездом

По словам Ирины Кузнецовой, большинство плановых очередников, получив предложение, быстро решают свой жилищный вопрос. Это и понятно, велико их желание поскорее справить новоселье и наконец-то пожить в нормальных условиях. Однако нередки еще случаи, когда люди затрудняются в выборе подходящего для себя варианта.

Дело в том, что согласно статье 22 Закона города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» социальное жилье может быть предоставлено в пользование как с освобождением занимаемой площади, так и в дополнение к ней.

А поскольку с годами многие семейства разрастаются, внутри них образуются новые семьи, очередники чаще склоняются к варианту, который позволяет разъехаться в отдельные помещения.

Но бывает так, что этот способ улучшения жилищных условий выбирают даже те, для кого он и вовсе не подходит.

Пример одной такой семьи. Трое очередников, родители и сын, проживают в однокомнатной квартире площадью 34 кв. м. Их приняли на жилищный учет, когда еще была жива бабушка. Хотя состав семьи изменился, с очереди ее не сняли. До сих пор у них на человека приходится меньше 18 кв. м. И вот после 23 лет ожидания пришло время получать бесплатную квартиру.

Семье была предложена большая «двушка» (около 60 кв. м) в Некрасовке. Но переезжать туда она не захотела. Родители пожелали остаться в прежней квартире, ссылаясь на то, что им трудно будет обживаться на новом месте. А вот сын – другое дело, он уже взрослый, скоро заведет свою семью.

Молодой человек с удовольствием вселится в «однушку» даже на окраине, за МКАД.

В жилищном управлении очередникам объяснили, что им невозможно предоставить квартиру в дополнение к занимаемой. По закону на всех членов семьи полагается жилая площадь в размере 54 кв. м (18 х 3).

Следовательно, за вычетом уже имеющихся 34 «квадратов», очередникам положено жилое помещение площадью 20 кв. м. Но таких маленьких квартир сейчас не строят. И чем закончится эта история пока не ясно.

Люди стоят на своем, отклоняя самые различные варианты переезда.

Кстати, порой очередники просят сразу несколько квартир, чтобы разъехаться. Однако закон не предусматривает такой случай. На одну семью полагается выделять одно жилое помещение. А считается по Жилищному кодексу РФ семья одной, если на нее заведено одно учетное дело. И эту законодательную норму никак не обойти.

И район не тот, и соседей нет

Порой плановых очередников не устраивает район, где предоставляется жилье по социальному найму. Так и не может определиться семья, в составе которой всего два человека – мать и дочь. У них небольшая комната в коммунальной квартире. Но ехать в отдельное жилье – просторную «двушку» на Люберецких полях они отказываются.

У дочери сейчас работа в шаговой доступности от дома, к тому же, рядом метро. А от строящегося микрорайона до места ее работы слишком далеко. Эта семья обратилась с просьбой подобрать в их районе жилое помещение за выбытием, но только не в пятиэтажном фонде. И теперь в окружном управлении пытаются как-то решить вопрос.

Но свободных квартир, отвечающих запросам женщин, в резерве нет.

Еще труднее угодить одиноким очередникам преклонного возраста. Человек всю жизнь прожил, к примеру, в районе Лефортово, все для него там привычное и родное, решиться на переезд очень тяжело. Однако с жилищного учета он не снимается. Надеется, что поблизости от его дома, в том же районе освободится когда-нибудь подходящая квартира.

– Стариков, конечно, можно понять, – заметила Ирина Владимировна. – Большинство проживает в коммуналках, где соседи заменили им родственников. С переездом на новое место жительства они боятся разорвать эти связи. Но город заселяет дома в районах массовой застройки. Хорошо еще, что сегодня это Некрасовка, не нужно покидать свой округ.

Пятый вариант – последний

Чтобы разрешить тупиковые ситуации, у жилищников в арсенале имеется положение о пятом варианте.

Как объяснила Ирина Кузнецова, в течение года плановым очередникам предлагаются три варианта улучшения жилищных условий. Если они отказываются, то их обеспечение переносится на следующий год. И тогда предлагаются еще два варианта.

При этом последний из них оформляется распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города. Граждан официально уведомляют, что это предложение – последнее, и в случае отказа они будут сняты с учета и останутся в прежней квартире.

Читайте также:  Нарушение сроков произведения ремонта застройщиком — Юридические советы

Если очередник не подписывает договор социального найма, его ждет именно такая участь.

К этому крайнему варианту, конечно, прибегают в исключительных случаях. Большинство очередников в самый последний момент решаются на переезд. Но есть среди них и те, кто на все обращения просто не отвечает.

В прошлом году несколько таких семей были сняты с очереди. Если они пожелают вновь на нее встать, то в расчет будет приниматься их занимаемая площадь не по норме предоставления, а по учетной, когда на одного человека приходится менее 10 кв. м.

У многих очередников за время ожидания новой квартиры изменился состав семьи. И нередко появлялись дополнительные метры, которые все же позволяли сохранить место в очереди. Но быть вновь принятыми на учет с таким метражом им вряд ли удастся.

Жизнь сама распорядилась

А под конец в Юго-Восточном управлении рассказали жилищную историю со счастливым поворотом. Это семейство долго не решалось на переезд. Родители оставили дочери и сыну трехкомнатную квартиру. У каждого образовалась своя семья, они даже стали бабушкой и дедушкой – появились внуки. Но все по-прежнему жили вместе и ждали подхода очереди на бесплатное жилье.

Попав в план обеспечения, очередники 1989 года получили предложение в виде новой большой квартиры в дополнение к имеющейся. Однако брат с сестрой так и не смогли решить, какая из семей должна вселиться в новостройку. Каждая из сторон желала остаться в родительском доме и утверждала, что имеет больше на то оснований, хотя даже численность семей была одинакова.

Спор, тянувшийся целый год, разрешился сам собой. Жизнь так распорядилась, что у сестры появился еще один внук. А с рождением маленького ребенка ей полагалась жилая площадь на 18 кв. м больше, чем брату. Это обстоятельство и разрешило сложную ситуацию.

Бабушка наконец-то решила переехать в другой район. И сегодня, после новоселья, она довольна своим выбором. Теперь живет со своими детьми и внуками в новостройке, в благоустроенной квартире и очень рада, что все для них так благополучно завершилось.

Алексей Журавлев

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Какое жилье должно предоставляться очередникам / Новости / ПО «Восход» — ваш юрист по жилищным спорам с органами власти

Основным правовым источником, регулирующим владение, распоряжение, пользование объектами недвижимости жилого фонда является Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ).

Этот принятый в 2005 году нормативный акт учитывает наличие различных форм собственности, особенности взаимоотношений физических, юридических лиц.

Однако жилищное законодательство значительно шире рамок одного Кодекса и включает в себя различные международные нормы, федеральные, региональные законы, нормативные документы и постановления, соответствующие данной сфере.

Закон о жилищных отношениях

Общая система жилищного законодательства

Конституцией РФ создание и ведение законодательной базы жилищной сферы закрепляется за Российской Федерацией совместно с ее субъектами.

В то же время гражданское законодательство находится исключительно в ведении РФ, а жилищная сфера относится к гражданско-правовым отношениям.

Соответственно, правоотношения жилищного характера, помимо профильного Кодекса, регулируются нормами гражданского законодательства.

Систему правовых источников жилищного законодательства от гражданского отличает то, что она основывается не исключительно на законах, но и на различных нормативных документах, подзаконных актах.

К данной области относится совокупность федеральных, региональных законов, президентских указов, правительственных постановлений, решений и документов, утвержденных исполнительной властью, местным самоуправлением.

Среди основных международных соглашений, закрепляющих права граждан на жилище, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года, а также Пакт об экономических, социальных и культурных правах граждан от 1966 года.

К такому законодательству относится не только Жилищный кодекс, но и различные нормативные документы, подзаконные акты

Внутригосударственное региональное законодательство дает возможность субъектам РФ следующим образом реализовывать свои полномочные обязательства в жилищной сфере:

  • предоставлять жилье различным категориям граждан;
  • определять порядок, размер оплаты жилья, стоимости коммунальных услуг;
  • проводить ремонт объектов недвижимости жилого фонда;
  • определять круг прав и обязанностей органов управления ЖКХ, осуществлять контроль их деятельности.

Важно! В законодательство такого типа, помимо специализированных законов, входят также правовые акты, регулирующие в меру своей компетенции отдельные проблемы данной сферы. В пример можно привести закон, определяющий статус малоимущих граждан. В нем закрепляется порядок учета такой категории, возможность предоставления жилья по договорам социального найма.

Субъекты РФ имеют право на установление стоимости коммунальных услуг, выделение жилья гражданам и проч.

Фз о ветхом и аварийном жилье

  • Законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение безопасного проживания граждан.
  • Основным законодательным актом, действующим на территории страны, является ЖК РФ, на основе которого разрабатываются различные программы, нормативные акты и другие постановления которые способствуют решению проблемы расселения опасного жилого фонда.
  • Регламентируется переселение из аварийного жилья Постановлением Правительства №47, а также ФЗ №185.

Жилищный кодекс

В статье 32 ЖК РФ установлено, что собственники жилья, которое находится в аварийном строении, имеют право на компенсацию убытков и возмещение, равное оценочной стоимости недвижимости.

Кроме того, владельцам предоставлено право получить частичное возмещение в виде другой жилплощади, а разницу другим видом компенсации.

Права граждан, которым передано жилье в аварийных домах по договорам социального найма, статьей 86 ЖК гарантировано переселение в благоустроенные жилые дома такой же категории.

Федеральный Закон №185

  1. С целью кардинально изменить положение с домами, требующими срочного отселения, в 2007 году был издан Закон Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», зарегистрированный под №185.

  2. Статья 16 законодательного акта посвящена адресной программе по переселению жильцов занимающих площади в аварийном фонде.
  3. Проект рассчитан на поддержку регионов, которые, в свою очередь, обязаны разработать действенные планы по реализации поставленной цели.

Фз о ветхом и аварийном жилье не меняет порядок переселения, а акцентирует внимание на том, что процесс должен выполняться в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищное право и Конституция

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ.

При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека.

Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.

Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории РФ

Среди установленных российской Конституцией прав и норм, непосредственно регулирующих отношения жилищного характера, можно выделить следующие статьи:

  • 40-я статья – провозглашает защиту прав каждого человека на жилье, гарантирует реализацию данного права;
  • 27-я статья – гарантирует право на свободный выбор гражданином своего места жительства;
  • 25-я статья – закрепляет нормы о неприкосновенности и защите жилищ.

Статьей 71 регулирование гражданских правоотношений, к которым по своей сути относится жилищная сфера (право каждого на жилье, владение жилой недвижимостью, возможность ею распоряжаться, условия договоров по найму помещений, порядок организации объединений собственников жилья, правил их деятельности), закреплено исключительно за Российской Федерацией.

В Конституции указаны права граждан на жилье, выбор места жительства и проч.

Вместе с тем в 72-й статье предусматривается совместное ведение законодательства в области жилищных отношений как федеративными субъектами, так и РФ. При этом законы федерального значения имеют приоритет над региональными правовыми актами.

Если законы или нормативные документы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству, необходимо руководствоваться положениями соответствующего федерального закона. Это правило в полной мере действует по отношению к жилищному праву.

Важно! Помимо положений, прямо регулирующих жилищные вопросы, Конституция содержит статьи, которые затрагивают некоторые аспекты этой отрасли права. К примеру, 35-й статьей утверждается неприкосновенность частной собственности, к которой по логике относятся различные объекты жилой недвижимости.

Конституцией утверждена неприкосновенность частной собственности

Программы по предоставлению жилья

Закон о предоставлении жилья включает различные программы. Под эти программы попадают еще и другие категории граждан.

В 2013 году рассмотрена программа для получения жилья детям — сиротам.

Теперь сиротам, лишившимся поддержки родителей, предоставляется жилье после того, как дети достигают возраста 23 года и отучатся в учебных заведениях. Также молодые люди должны пройти армию.

Также государство представляет программы для получения жилья военным и военным пенсионерам. Согласно новой программе, по достижению пенсионного возраста, осуществляется передача в собственность жилья по договорам социального найма. Осуществляются единовременные выплаты на приобретение жилья в собственность или земли под строительство.

  Сроки межевания когда нужно делать и срок давности

Есть программы для получения жилья инвалидами. Согласно этим программам, инвалидам и семьям, содержащих детей-инвалидов, предоставляются помещения и жилая площадь, если они подали документы и встали на учет после 2005 года.

Закон разделяет инвалидов на две группы:

  1. Те, кто встали на учет после 2005 года как нуждающиеся в жилплощади
  2. Те, кто встали на учет до 2005 года как нуждающиеся в улучшении квартирных условий.

Также предоставляются жилые площади молодым семьям, нуждающимся в жилье. Им государство предоставляет жилье или субсидии и помощь в приобретении земли для строительства жилого дома.

Федеральные правовые акты жилищной сферы

К основным правовым источникам, регламентирующим различные аспекты области жилищных отношений, относятся следующие законы и нормативные акты федерального значения.

  1. Жилищный кодекс от 2004 года (в ред. 2020 г.).
  2. Положения Гражданского кодекса, регулирующие имущественные права собственности граждан на жилье, порядок оформления сделок по купле, продаже, получение в дар или наследство жилых помещений, условия договорных отношений по аренде жилья. Статьи ГК, определяющие понятие квартиры в качестве объекта собственности, а также регламентируют права на владение помещениями многоквартирных жилых домов, деятельность различных объединений собственников жилой недвижимости.
  3. Различные нормы Земельного кодекса о земельных участках, используемых или предназначенных к застройке объектами жилищного фонда.

    Главным правовым источником, который затрагивает аспекты жилищных отношений, является Жилищный кодекс

  4. Правила и нормы Градостроительного кодекса, обеспечивающие реализацию прав граждан на качественное жилье, инфраструктуру, благоприятную среду места жительства, другие аспекты, связанные со строительством объектов жилой недвижимости.
  5. Статьи КоАП, устанавливающие виды и меру ответственности за совершение различных нарушений правил использования жилья или охраны жилой недвижимости.
  6. Положения закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 1991 года, определяющие принципы, порядок осуществления приватизации жилой недвижимости государственного или муниципального фонда, права граждан при проведении приватизации.
  7. Нормы закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года, закрепляющие процедуру проведения обязательной регистрации прав собственности на жилую недвижимость.
Читайте также:  Уведомление банком клиента об условиях размещения вклада — Юридические советы

В различных законах можно узнать аспекты жилищных отношений

Помимо этого, различные федеральные законы могут прямо или косвенно регулировать отдельные моменты правоотношений жилищного характера.

Законодательная база

Регулирование действий жильцов и организаций, обслуживающих многоквартирный дом, происходит согласно нормативной базе, разработанной на федеральном, региональном и местном уровнях.

Основу ее составляют Гражданский и Жилищный кодексы РФ. Первый описывает право граждан на благополучные условия проживания, владение собственностью и возможность ею распоряжаться. Второй регулирует основные моменты обращения с имуществом многоквартирного дома и взаимодействия с подрядными организациями. Также в ЖК РФ дается определение многоквартирного дома.

В систему федеральных законов входят:

  • ФЗ от 30.12.2004 г. № 215 «О жилищных накопительных кооперативах».

Порядок Предоставления Жилья Очередникам В Москве

  • размер площади жилья, приходящейся на каждого члена вашей семьи, меньше учетной нормы ;
  • ваше жилье признано в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции;
  • вы проживаете в многоквартирном доме, в котором отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка);
  • вы и члены вашей семьи проживаете по договору социального найма или на правах собственников (членов семьи собственников) в квартире, занятой несколькими семьями, и среди вас есть человек, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом у вас и членов вашей семьи нет другого жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего вам на праве собственности;
  • у вас нет жилья . При этом, если ваш дом был снесен или переоборудован, либо вашу жилплощадь на законных основаниях предоставили другим гражданам, на новое жилье вы можете претендовать только при условии, что вы не получали компенсацию в денежной или натуральной форме по предыдущему месту жительства.
  • вы гражданин России;
  • вы зарегистрированы в Москве по месту жительства в общей сложности не менее 10 лет;
  • вы не совершали за последние 5 лет действий , повлекших ухудшение жилищных условий;
  • можете быть признаны малоимущими .
  • заявление (заполняется на личном приеме, должно быть подписано всеми заявителями и членами их семей);
  • общегражданские паспорта всех заявителей членов их семей (копия всех страниц, если обращаться будет доверенное лицо);
  • справка о замене паспорта с указанием причины замены за период с 1 января 1991 года, в том числе с прежних мест жительства за пределами Москвы;
  • справка о замене удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации (для военнослужащих из состава офицеров, прапорщиков и мичманов);
  • свидетельства о рождении детей до 14 лет*;
  • свидетельство о заключении брака* (при наличии факта вступления в брак);
  • документы об установлении отцовства (при наличии факта установления отцовства);
  • свидетельство об усыновлении (удочерении) (при наличии факта усыновления (удочерения);
  • свидетельство о расторжении брака*, если с момента развода не прошло 5 лет (при наличии факта расторжения брака в этот период);
  • свидетельство о перемене имени* (при наличии факта перемены имени);
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу судебного постановления в отношении заявителя и/или членов его семьи об установлении или прекращении родственных отношений, лишении родительских прав, признании умершим, признании безвестно отсутствующим (при наличии такого судебного постановления);
  • свидетельство о смерти* (при наличии факта смерти, для подтверждения состава семьи);
  • решение уполномоченного органа о признании занимаемого жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции (при наличии факта признания жилого помещения непригодным для проживания, для подтверждения внеочередного права на получение жилых помещений по договору социального найма);
  • документы , подтверждающие жилищную обеспеченность и факт проживания в Москве в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы , подтверждающие виды и размер доходов всех заявителей (то есть всех членов семьи, желающих встать на учет в рамках одного учетного дела) и доходов членов семей (супругов и несовершеннолетних детей независимо от места их регистрации) заявителей за 2 полных календарных года, предшествующих году обращения за оказанием государственной услуги, а также содержащие сведения об имеющемся имуществе ( документы могут не представлять ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и другие категории граждан, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом города Москвы) ;
  • документ, удостоверяющий личность представителя, и нотариально удостоверенная или приравненная к нотариально удостоверенной доверенность — если документы будет подавать доверенное лицо;
  • документы, подтверждающие права законного представителя, и документ, удостоверяющий его личность, — если документы будет подавать законный представитель;
  • документы , которые Департамент получает в ходе межведомственного взаимодействия, но вы можете представить их по собственной инициативе.

Документ можно не представлять, если свидетельство было оформлено и выдано органом ЗАГС Москвы после 31 марта 2012 года при регистрации акта гражданского состояния, а также повторно или на основании исправленной (измененной) записи акта за период с 1 января 1990 года.

Правовым основанием этого является часть 2 ст. 1 Закона г.Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29, согласно которой: «в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с г.

Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты)».

Надо направить обращение в жилищный департамент. Поскольку в Москве предлагается на выбор три варианта, то в случае отказа следует мотивировать отказ от каждого ссылками на конкретные основания и крайне желательно – на нарушение требований законодательства

У очередников, принятых на учет до этой даты, другое жилье учитываться не должно (57-7 ЖК) и они подлежат снятию с жилищного учета только после предоставления им жилья по договору соцнайма площадью по норме предоставления (6-2 ЗВ ЖК). Хотя на практике часто незаконно учитывается другое жилье у очередников, принятых на учет до марта 2005 г., судебная практика по таким спорам в целом в пользу очередников

Но несмотря на то, что Московское законодательство содержит следующую норму: «Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат» (20-10 М-29; 3-5 М-21), все равно стоит обратиться в жилищный департамент с соответствующим заявлением, ведь при наличии альтернативы могут и учесть

Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем.

Кто может вне очереди на получение жилья

Многодетной семье также полагается квартира. Данное право появилось уже в последние годы, раньше же такие семьи могли рассчитывать лишь на небольшой участок земли в 6 соток.

Участок полается многодетным семьям и сегодня, поэтому есть возможность совместить 2 льготы, построить на участке дом или поменять участок на квартиру, по крайней мере, на первый взнос, в случае с ипотекой.

Однако, проблемы и для данной категории граждан имеются.

Каждому гражданину РФ право на жилье гарантируется ст.40 нашей конституции. На сегодняшний день бесплатное жилье, как и прежде, получают те граждане (в порядке очереди), которые наиболее остро в нем нуждаются. Правда, получить квартиру по такой схеме непросто. Какие документы следует собрать, чтобы получить жилье бесплатно, и как это сделать?

Конечно, не каждый согласится на такую сделку.

Стоит ли рассчитывать на щедрость хозяина? Хотя, такой способ существует, законен, и госслужащим можно попытаться его использовать, тем белее шансы на получение жилья таким способом будут выше, если предприятие объявило себя банкротом, недвижимое имущество передано в собственность муниципалитета. Остается дело за малым. Обратиться в органы самоуправления, написать заявление, приватизировать жилье и ключи от него практически у вас в кармане.

Моя дочь больна тяжелой формой хронического заболевания,при котором совместное проживание в комунальной квартире невозможно.Не давно нас поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий,так как мы живем в комунальной квартире.

Но интересно получается -нас поставили в очередь для внеочередного получение жилья и ни кто не может мне ответить когда же нам выделят это так называемое внеочередное жилье.Подскажите пожалуйста,что же мне делать,ведь в законе нет понятия -очередь для внеочередников.

Как я понимаю очереди не должно быть.

Вас может заинтересовать ::  Бесплатные билеты в театр для школьников в 2021

Перед тем как получить социальное жилье, понадобится подать документы и заявление, написанное от имени одного человека либо от имени семьи, которая будет проживать вместе с ним и будет внесена в договор найма. Это важный нюанс, поскольку у вписанных изначально лиц будет больше прав в дальнейшем, да и не возникнет трудностей с регистрацией после получения жилья.

Как установлено в судебном заседании, распоряжением префекта Западного административного округа города Москвы от семье Б.Т.В.

были предложены три варианта улучшения жилищных условий, от которых она отказалась, в связи с чем исключена из Программы обеспечения жилыми помещениямив соответствии с частью 2 статьи 41 закона города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», снята с жилищного учета и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение районного суда, указал, что суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что К.А.В.

имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была (Апелляционное определение Томского областного суда от 25.06.2013 № 33-1822/2013).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *