Как утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка — Юридические советы

Данная статья посвящена такому документу как Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Что это за документ, и в каких случаях требуется его подготовка вы узнаете из данной статьи.

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом:

  • утвержденных документов территориального планирования
  • правил землепользования и застройки
  • проекта планировки территории
  • землеустроительной документации
  • положения об особо охраняемой природной территории
  • наличия зон с особыми условиями использования территории
  • земельных участков общего пользования
  • территорий общего пользования
  • красных линий
  • местоположения границ земельных участков
  • местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства

Кто обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка?

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.


Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Кто утверждает схему расположения земельного участка?

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

  1. площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка
  2. адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка
  3. кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости
  4. территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка
  5. категория земель, к которой относится образуемый земельный участок

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

  1. несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке
  2. полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек
  3. разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса требований к образуемым земельным участкам
  4. несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории
  5. расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории
  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами
  2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами
  3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов
  4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости
  5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием
  6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами
  7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов
  • В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
  • В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
  • Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Земельным Кодексом.
Читайте также:  Имеет ли право опекун на имущественный вычет после покупки квартиры подопечному — Юридические советы

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Если у вас есть вопросы на тему подготовки Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязательно пишите в х

Как утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка — Юридические советы

Поиск решений судов общей юрисдикции

  • Дело в„–2- 330/18
  • Р  Р• РЁ Р• Рќ Р� Р•
  • Р�МЕНЕМ Р РћРЎРЎР�ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦР�Р�

19 апреля 2018 г.                                гор.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Рябцевой А.�.

При секретаре Гайдиной �.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Одабашян Н.В.

к администрации Джубгского городского поселения об обязании утверждении схемы расположения земельного участка, и заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВ�Л :

Одабашян Н.В.

обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Джубгского городского поселения об обязании утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу : пгт.Джубга ул. 1 «К» с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что администрацией в нарушение требований земельного кодекса отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земель и отказано в заключении соглашения.

В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности Литовка П.Г. исковые требования уточнил, пояснив, что Одабашян Н.В.,В.

, является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, категория земель — земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования — для ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства, общей площадью 800 РєРІ.Рј.

, расположенный по адресу: , пгт. Джубга, ул.

, 1 «К», �стица, обратилась в администрацию Джубгского городского поселения с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Заявление истицей было подано в рамках п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ и к нему был приложен необходимый пакет документов указанный в пункте 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ. По результатам рассмотрения, истице было отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на основании пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то есть на том основании, что образуемый земельный участок не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проекту планировки территории, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», кроме того формируемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки «Джубга». Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса. �з пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка установлена непосредственно приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», на который и ссылается в своем отказе от 16.06.2017г. № 778 администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района. Однако, в приказе Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий» не содержится требований об обязательном указании в схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории водоохранных зон. �з содержания приведенных норм следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются исключительно только те основания, которые указаны в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. Следовательно, администрацией Джубгского городского поселения Туапсинского района были нарушены упомянутые нормы закона поскольку в их содержании отсутствуют те основания, на которые ссылается администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района в своем решении от 16.06.2017г. № 778. Просит обязать администрацию Джубгского городского поселения утвердить схему расположения земельного участка и заключить с истицей соглашение о перераспределение земельного участка.

Читайте также:  Продажа квартиры в долевой собственности — Юридические советы

    Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Елютина Г.В. исковые требования не признала, в обоснование своих доводов пояснила, что действительно Одабашян Н.В.

обратилась к ним с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Рассмотрев ее заявление администрацией было принято решение об отказе в утверждении схемы, на основании пп1 п.16 с.11.

10 ЗК РФ, то есть в связи с тем, что образуемый земельный участок не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проекту планировки территории, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий», а именно формируемый земельный участок расположен в водоохраной зоне реки «Джубга». Сама истица не опровергает указанный факт. Нахождение участка или его части в водоохраной зоне определяет наличие ограничений в использовании земельного участка, исключающие ведение личного подсобного хозяйства, а тем более строительства. Более того, утверждении схемы расположения земельного участка является правом администрации, а не обязанностью. Вместе с тем представитель пояснила, что проект межевания территории у них отсутствует. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части, по следующим основаниям :

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

  • Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
  • Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
  • Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
  • — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
  • Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

  1. 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  2. 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  3. 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
  4. 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
  5. 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
  6. 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
  7. 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
  8. 8) цель использования земельного участка;
  9. 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  10. 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
  11. 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
  12. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
Читайте также:  Возврат денег за турпутевку — Юридические советы

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
  • 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
  • В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.

За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. 

Об оспаривании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории

При межевании земельных участков нередко выявляется пересечение их границ с границами земельных участков, образованных администрацией и переданных в аренду либо проданных физическим или юридическим лицам.

Границы таких земельных участков определялись в соответствии с утвержденной администрацией схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

К сожалению, на практике при подготовке схемы расположения земельного участка и в дальнейшем при выполнении в отношении этого земельного участка кадастровых работ не всегда учитывается местоположение границ смежных земельных участков. Это приводит к пересечениям границ и судебным спорам.

Если Вы столкнулись с такой ситуацией, то необходимо учитывать следующее.

Сама по себе схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не относится к правоустанавливающим документам.

Поэтому в судебной практике обычно считается, что схема расположения формируемого земельного участка не является актом органа местного самоуправления, нарушающим земельные права.

В соответствии со ст. 11.

10 ЗК РФ (в новой редакции) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Из сказанного следует, что документом, нарушающим права смежного землепользователя, при пересечении границ будет решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка. В связи с этим в суде необходимо оспаривать не только схему расположения земельного участка, но и решение (постановление) администрации об утверждении этой схемы.

Показателен в этом случае такой пример. Прокурор г. Дубны обратился в суд с иском в интересах муниципального образования «Городской округ Дубна Московской области» к Администрации г. Дубны Московской области о признании незаконной схемы расположения формируемого земельного участка размером 399 кв.м. на кадастровой карте. Определением суда производство по делу было прекращено.

По данному делу Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда указала следующее: «…прокурором оспаривается не правоустанавливающий документ, а схема расположения формируемого земельного участка… Прекращая производство по делу, суд правильно указал на то, что оспариваемая Прокурором схема расположения формируемого земельного участка, актом органа местного самоуправления, нарушающим земельные права, не является, поскольку сама по себе схема участка не является правоустанавливающим документом. Само Постановление главы Администрации г. Дубны, которым данная схема утверждена, не оспорено, спорный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости. При таких обстоятельствах с учетом требований п. 1, ч. 1 ст. 134 суд правомерно прекратил производство по делу».

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *