Аэрофлот отказывается доставлять отставший багаж — Юридические советы

Если потерялся багаж в аэропорту, возникает неприятная ситуация, выход из которой сложный, но он есть. Каждый, кто часто путешествует, должен знать, что делать, если потеряли багаж. Для начала нужно обратиться к стойке, где выдают крупногабаритный багаж.

Даже если чемодан небольшой, его могли просто по ошибке перенести в этот отдел. Если чемодана нет и в крупногабаритном отделе, значит, авиакомпания потеряла багаж. В каждом аэропорту должна быть стойка для поиска потерянного багажа и выдачи найденного. Первым делом следует обратиться туда.

Работники аэропорта дадут для заполнения специальный акт.

Стойка для поиска потерянного багажа

В нем указываются все основные данные:

  • фамилия и имя пассажира;
  • контакты, по которым можно с пассажиром связаться: телефон, электронная почта, адрес;
  • номер рейса и маршрут;
  • номер билета;
  • нужно описать потерянный чемодан, можно выбрать подходящую из предоставленных картинок.
  • желательно описать содержимое или указать несколько наиболее примечательных вещей, по которым легко можно будет найти потерянный чемодан.

Заполняется акт на языке страны следования или на английском. Всего заполняется 2 экземпляра, один из которых остается в авиакомпании, а другой отдается пассажиру.

Заявка про потерянный чемодан регистрируется в системе, и ей присваивается порядковый номер. По номеру можно отследить статус потерянного багажа.

После остается только ждать сообщения от компании, которая утеряла багаж и занимается его поиском.

Если перелет осуществлялся с помощью компании Аэрофлот, можно обратиться в ее представительство в аэропорту.

Нужно еще и доказать, что в багаже находились вещи первой необходимости, например, гигиенические принадлежности. В таком случае авиакомпания Аэрофлот должна выдать деньги для покупки необходимых вещей или же набор гигиенических принадлежностей первой необходимости.

Возврат багажа или компенсация

Если произошла потеря багажа в аэропорту, он обычно находится в течение 1-3 дней.

Авиакомпания, которая виновата в том, что пропал багаж, должна уведомить пассажира в том, что вещи нашлись, и доставить по указанному адресу.

Если адрес не был указан, придется забирать багаж в ближайшем аэропорту. В таком случае авиакомпания должна компенсировать транспортные затраты при наличии соответствующих чеков.

Но бывает так, что багаж не находится совсем. Безвозвратно утерянным он считается по истечении 3-х недель или 21 дня. В таких случаях пассажиру положена компенсация, которая определяется в зависимости от веса утраты.

Каждый случай рассматривается индивидуально. В среднем, размер компенсации рассчитывается в размере 20$ за 1 кг, но не больше 1500$ в общей сложности.

Вне зависимости от того, насколько ценные вещи были в багаже, больше 1500$ не выплатят.

Компания Аэрофлот рассчитывает компенсацию по 600 рублей за 1 кг утерянного багажа. Если вес чемодана не известен, компенсация автоматически рассчитывается в 35 кг веса по умолчанию.

Если имеется видеозапись в аэропорту, что багаж был забран с транспортировочной ленты другим пассажиром, то последует обращение в полицию. Ценные вещи и дорогую технику лучше перевозить ручной кладью, но и она иногда теряется.

Если произошла потеря ручной клади, нужно немедленно обратиться к стюардессам, иногда они перекладывают кладь в другое отделение из соображений безопасности. Если пропажа обнаружена после выхода из самолета, нужно обратиться в службу розыска багажа и составить соответствующий акт.

Служба, в свою очередь, свяжется с экипажем самолета или аэропортом, из которого осуществлялся вылет.

Если будет доказано, что ручная кладь пропала во время перелета, авиакомпания возместит 400$ вне зависимости от того, что было в багаже. В российских авиакомпаниях размер компенсации за ручную кладь составляет 11000 рублей. Если имеются чеки на товар, находившийся в багаже, авиакомпания должна компенсировать их стоимость или ее часть.

Причины потери багажа в аэропорту

Основной причиной потери багажа в аэропорту является человеческий фактор.

Происходит это, если, например, грузчики забыли погрузить чемодан в самолет, или приклеена неправильная наклейка, и чемодан вместо Англии полетел в Бразилию. Вещи может по ошибке взять другой пассажир, у которого такой же чемодан.

Чаще всего багаж теряется, если в дороге много пересадок. В процессе погрузки может отклеиться наклейка, на которой указан рейс и данные пассажира.

Для того чтобы избежать утери своего багажа при перелете, нужно следовать нескольким правилам:

  1. Чемодан лучше выбирать яркой и броской расцветки, чтобы было легче его найти. Можно прицепить к нему какой-нибудь яркий аксессуар, наклейку или ленточку. Желательно сделать снимок багажа, чтобы было легче его найти в случае потери.
  2. Если на корпусе чемодана имеются старые бирки с предыдущих полетов, их лучше убрать, иначе сканер на распределении может отправить багаж не туда.
  3. На сумку или чемодан желательно прикрепить бирку с контактной информацией владельца.
  4. На регистрацию лучше приходить заранее, так меньше риск в спешке потерять багаж.
  5. Нужно внимательно наблюдать за тем, чтобы бирка была наклеена качественно и не отвалилась в процессе погрузки-разгрузки. У пассажира должна быть ее копия.
  6. При перелете с множеством пересадок нужно обязательно поинтересоваться в авиакомпании, не требуется ли заново получать-сдавать багаж.
  7. Если перевозятся дорогостоящие и ценные вещи, лучше застраховать багаж. Тогда в случае потери можно рассчитывать на компенсацию.
  8. Желательно упаковывать чемодан в полиэтилен, чтобы уберечь его от повреждений и вскрытия.
  9. За отдельную плату можно зарегистрировать багаж с объявлением его стоимости.

Если есть возможность, лучше выбирать рейсы без пересадок, во время которых чаще всего пропадает багаж.

Пропажа вещей из багажа

Нередки ситуации, когда багаж в аэропорту получают с транспортировочной ленты с явными внешними признаками повреждения или вскрытия. В чемоданах не обнаруживаются некоторые вещи.

В таких случаях нужно немедленно обращаться в представительство авиакомпании-перевозчика, именно она несет ответственность за сохранность вещей во время перелетов.

Требуется предъявить билет, квитанцию о том, что багаж был, и предоставить список похищенного имущества.

Чемодан с повреждениями, сорванными замками или разрезами следует предъявить авиакомпании.

Он является доказательством того, что вещи пропали не по вине пассажира. Компания совместно с пассажиром, у которого пропали вещи, составляет акт, описывает утерянное имущество. После чего проводится расследование и определяется размер компенсации, которая будет выплачена пострадавшему.

Если вещи из чемодана не пропали, но сам он сильно поврежден, нужно также обращаться в авиакомпанию. Она обязана возместить стоимость нового чемодана или ремонт старого, если восстановление возможно.

Сумма компенсации за пропавшие вещи определяется авиакомпанией в каждом отдельном случае.

Если имеются чеки, подтверждающие приобретение ценных вещей, можно рассчитывать на компенсацию в 50 % или даже на полную их стоимость.

Что делать, если перепутали багаж?

Бывает так, что с транспортировочной ленты по ошибке забирается чужой чемодан. Такое случается, если они одинаковые и не имеют никаких опознавательных знаков.

Чужой чемодан после обнаружения ошибки нужно сдать в представительство авиакомпании, которая занималась перевозкой. Там же можно найти свой чемодан или составить акт об утере багажа.

Дальнейшим поиском должна заниматься компания, рейсом которой осуществлялся перелет.

Авиакомпания несет ответственность за доставку багажа в место назначения, однако не несет ответственности за сохранность ручной клади. Получить компенсацию при пропаже ручной клади можно, только если будет доказано, что она пропала во время перелета.

Оцените пост Загрузка…

Если рейс задержали, а багаж потеряли: памятка для бархатного сезона

Лето заканчивается, но сезон отпусков продолжается. В этом материале мы собрали для вас полезные советы, которые помогут, если вы столкнулись с задержкой или отменой рейса либо потерей багажа.

Мой рейс задержали. Мне положена компенсация?

Если вы не опоздали в аэропорт и ваш рейс задержали, то авиакомпания обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25% МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа (но не более 50% стоимости билета).

Исключения: форс-мажорные обстоятельства (например, плохая погода), устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, и иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Как получить компенсацию в случае задержки рейса?

При внутренних воздушных перевозках в течение шести месяцев со дня задержки рейса вы должны предъявить претензию авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения.

К ней нужно приложить копии документов, которые подтверждают понесенные вами убытки:

  • билетов с отметками о задержке или отмене вылета;
  • копии посадочных талонов;
  • чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы и др.

У вас есть право на компенсацию морального вреда и возмещение убытков в связи с задержкой рейса (например, у вас сорвались заранее оплаченные экскурсии, вы опоздали на поезд и др.).

На что еще я имею право в случае задержки рейса?

Перевозчик обязан:

Я могу отказаться от полета в случае задержки рейса?

Да. В таком случае перевозчик обязан вернуть вам стоимость авиабилета, даже если он был невозвратным, потому что в этом случае отказ считается вынужденным.

А если рейс вообще отменили?

Вам обязаны вернуть деньги за билет.

Мой багаж потеряли. Что делать?

Найдите представителя своей авиакомпании или стойку утери багажа. Вам дадут заполнить специальную форму. Не забудьте описать свой багаж — рассказать, как он выглядит и что было внутри.

Предъявите багажную бирку. Вам выдадут акт, и информацию о вашем багаже можно будет узнавать по телефону, указанному в этом акте.

Также по специальному номеру можно отследить статус багажа в международной системе учета WorldTracer.

На какую компенсацию я могу рассчитывать?

Если багаж не нашелся в течение 21 дня, вы можете потребовать компенсацию. Даже если ваши чемоданы найдут позднее, вы получите возмещение.

Максимальный размер выплаты:

  • на внутреннем рейсе — от 600 рублей за 1 кг багажа без объявленной ценности;
  • на международном рейсе измеряется в специальных правах заимствования (СПЗ) по курсу ЦБ РФ и составляет 1000 СПЗ на человека (на момент публикации материала это около 90 000 рублей). Но в правилах перевозчика могут быть исключения.

Как поступить, если багаж поврежден?

Поврежденный багаж нужно будет предъявить авиакомпании, поэтому проверяйте его по прилету. Но если не успели, у вас есть еще шесть месяцев (для внутренних перелетов) или семь дней (для международных), чтобы отправить претензию.

Авиаперевозчик может принимать решение по претензии не дольше 30 дней.

А если багаж прилетел с задержкой?

Не дождавшись прилета своих сумок в аэропорту, можно купить предметы первой необходимости и сохранить чеки. В ряде случаев авиакомпании компенсируют расходы на такие предметы.

Как вырастут выплаты за задержку багажа: памятка для путешественников

С 28 декабря меняется максимальная ответственность за:

  • смерть/увечья пассажира составит 128821 СПЗ (около 9 млн рублей);
  • задержку пассажира — 5346 СПЗ (около 470 тыс. рублей);
  • задержку багажа — 1288 СПЗ (около 113 тыс. рублей);
  • задержку груза — 22 СПЗ (около 2 тыс. рублей).
Читайте также:  Суть мирового соглашения — Юридические советы

1 СПЗ (расчетная единица Международного валютного фонда) равен примерно 88 рублям. Этот курс колеблется.

Мой рейс задержали. Мне положена компенсация?

  • Если вы не опоздали в аэропорт и ваш рейс задержали, то авиакомпания обязана выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25% МРОТ за каждый час ожидания в качестве штрафа (но не более 50% стоимости билета).
  • Исключения: форс-мажорные обстоятельства (например, плохая погода), устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, и иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика.
  • Как получить компенсацию в случае задержки рейса?
  • При внутренних воздушных перевозках в течение шести месяцев со дня задержки рейса вы должны предъявить претензию авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения. К ней нужно приложить копии документов, которые подтверждают понесенные вами убытки:
  • билетов с отметками о задержке или отмене вылета;
  • копии посадочных талонов;
  • чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы и др.

У вас есть право на компенсацию морального вреда и возмещение убытков в связи с задержкой рейса (например, у вас сорвались заранее оплаченные экскурсии, вы опоздали на поезд и др.).

На что еще я имею право в случае задержки рейса?

Перевозчик обязан:

Я могу отказаться от полета в случае задержки рейса?

Да. В таком случае перевозчик обязан вернуть вам стоимость авиабилета, даже если он был невозвратным, потому что в этом случае отказ считается вынужденным.

А если рейс вообще отменили?

Вам обязаны вернуть деньги за билет.

Мой багаж потеряли. Что делать?

Найдите представителя своей авиакомпании или стойку утери багажа. Вам дадут заполнить специальную форму. Не забудьте описать свой багаж — рассказать, как он выглядит и что было внутри.

Предъявите багажную бирку. Вам выдадут акт, и информацию о вашем багаже можно будет узнавать по телефону, указанному в этом акте.

Также по специальному номеру можно отследить статус багажа в международной системе учета WorldTracer.

На какую компенсацию я могу рассчитывать?

Если багаж не нашелся в течение 21 дня, вы можете потребовать компенсацию. Даже если ваши чемоданы найдут позднее, вы получите возмещение.

Как поступить, если багаж поврежден?

Поврежденный багаж нужно будет предъявить авиакомпании, поэтому проверяйте его по прилету. Но если не успели, у вас есть еще шесть месяцев (для внутренних перелетов) или семь дней (для международных), чтобы отправить претензию.

https://www.youtube.com/watch?v=VtG_rRbmO68

Авиаперевозчик может принимать решение по претензии не дольше 30 дней.

А если багаж прилетел с задержкой?

Не дождавшись прилета своих сумок в аэропорту, можно купить предметы первой необходимости и сохранить чеки. В ряде случаев авиакомпании компенсируют расходы на такие предметы.

Какую компенсацию можно получить за порчу, задержку или утерю багажа

Никто не застрахован от порчи, задержки и утери багажа, но за все эти неприятные ситуации можно получить компенсацию. Давайте вместе с Билетик Аэро разберемся с этим непростым, морально и физическим, важным делом. 

Какие нужны документы для получения компенсации за задержку, порчу и потерю багажа

  1. Письменное заявление на авиакомпанию потерявшую багаж.
  2. Посадочный талон.
  3. Багажная бирка (чаще всего она наклеена на посадочном талоне).
  4. Акт Property Irregularity Report, в котором указаны данные пассажира, рейса, а также подробно описан багаж.

  5. Заявление с перечисленным утраченным содержимым с указанием приблизительной даты покупки и стоимости вещей. Поэтому, при покупке новых вещей и гигиенических принадлежностей не выбрасывайте чеки, а берите их с собой или сделайте хотя бы их фото.

Подготовленный пакет документов необходимо предоставить в авиакомпанию или ее представительство. В случае отказа на выплату компенсации за утерянный багаж необходимо обратиться с иском в суд по месту регистрации перевозчика или по месту жительства пострадавшего пассажира.

Заявление на компенсацию за поврежденный багаж В течение 7 дней с момента получения багажа можно подать заявку, но чтобы получить компенсацию придется предоставить багаж для проведения осмотра. Естественно, чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов на успех.

В идеале, если процедура осмотра и подача заявки будет сделана не выходя из аэропорта. Согласитесь, какую гарантию пассажир может дать авиакомпании в том, что багаж был поврежден во время перелета, если он покинул аэропорт и обратился только через неделю.

Заявление на задержку прибытия багажа

Багаж считается задержанным, если он доставлен в течение 21 дня после прилета. По истечению этого срока он считается утерянным. Подать заявление на задержку прибытия багажа необходимо в идеале — не покидая аэропорта, так больше шансов вернуть свои вещи. Также вы можете там заполнить заявление о неприбытии багажа Property Irregularity Report, после регистрации заявки Вы сможете отслеживать о ходе поиска в режиме онлайн. Также после получения багажа у вас будет 21 день на то, чтобы подать заявку на получение компенсации. Для задержанного багажа рейсов в США этот срок установлен 45 дней после рейса.

Заявление на компенсацию за утерянный багаж

В случае признания авиакомпанией факта утери багажа или если багаж не был найден в течение 21 дня после перелета (для США 45 дней) и даже если он будет найден позднее в течении 2-х лет с даты вашего перелета можно подать заявку на получение компенсации. В любом случае о сроках подачи заявления уточняйте на сайте авиакомпании, так как правила могут разниться.

Каков размер компенсации за задержку, порчу и потерю багажа

Размер компенсации зависит от того, какую конвенцию ратифицировала страна, в которой зарегистрирован перевозчик: Варшавскую или Монреальскую. При Варшавской — компенсация составит около 20$ за каждый килограмм веса багажа. Размер компенсации при ратификации Монреальской конвенции рассчитывается в специальных правах заимствования (SDR) (SDR- искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ). Этот курс пересматривается один раз в пять лет, он определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. На январь 2017 года он составил:

  • 1 евро = 0,78 SDR
  • 1 доллар = 0,74 SDR

Максимально возможная сумма выплаты компенсации за случаи с багажом 1 131 SDR (1447,93 евро или 1525,11 долларов). Естественно, что перевозчик сделает все, чтобы снизить свои расходы. Например, могут выплатить уцененную стоимость вещей или только за часть вещей. Для уточнения информации о том, какие предметы не подлежат компенсации следует уточнять в условиях перевозки на сайте вашей авиакомпании. При задержке багажа сумма компенсации в среднем 50 долларов, она зависит от авиакомпании и выплачивается на покупку вещей первой необходимости. Обязательно сохраняйте чеки на покупку таких вещей. Если вы не уложись в предложенный бюджет и предоставите доказательства своих расходов — их скорей всего возместят, так как авиакомпании дорожат своей репутацией. Чем больше будет доказательств при оценке стоимости вещей, тем больше шансов вернуть за них реальную стоимость. Размер компенсации и шансы на максимальную выплату так же велики, если зарегистрировать багаж с объявленной ценностью. Однако за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, ее размер устанавливается авиакомпанией.

1

Авиакомпании против пассажиров: шесть судебных дел — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Одна пассажирка отказалась доплачивать за багаж, потому что он не превышал габариты ручной клади. Вместо этого она купила другой авиабилет значительно дороже, после чего отправилась в суд требовать возмещения убытков. Другие пассажиры пришли на посадку заранее и встали в очередь, но гейт закрылся прямо перед ними. Сотрудники авиакомпании объяснили, что те опоздали. Клиенты решили отсудить потраченные за билет средства. Когда пассажир может наказать компанию и вернуть деньги, а когда нет – на примерах решений судов.

Если пассажир опоздал на стыковочный рейс, но билеты оформлял отдельно у разных перевозчиков, ему не полагается компенсации. А перенос рейса из-за плохой погоды освобождает авиакомпанию от ответственности.

Елена Иванова* купила билеты авиакомпании «Руслайн» из Тамбова в Санкт-Петербург и «Аэрофлота» из Петербурга в Сургут.

Но первый самолет 5,5 часов не мог вылететь из-за метели и плохой видимости, а потом рейс перенаправили в Москву. Сотрудники «Руслайна» предложили Ивановой отвезти ее в Петербург, но она отказалась.

Билеты «Аэрофлота» из Петербурга в Сургут были невозвратные, и Иванова подала на «Руслайн» в суд с требованием возместить убытки.

Районный суд с истцом частично согласился. Во-первых, суд не засчитал как доказательство телеграмму, которой «Руслайн» пытался подтвердить плохие погодные условия.

Она не была заверена и содержала только показатели скорости ветра, дальности, высоты облаков. Авиакомпания не доказала, что при таких погодных условиях невозможны перелеты, объяснил райсуд.

Кроме того, когда рейс состоялся, ответчик отвез пассажирку в Москву и не объяснил, почему ее нельзя было доставить в Петербург.

Иного мнения оказалась апелляция, которая отказала в удовлетворении иска. По ее мнению, первая инстанция уделила слишком мало внимания документам авиакомпании, которая доказывала плохие погодные условия.

В числе бумаг был ответ аэропорта Тамбова и ежечасные сводки. Из них суд сделал вывод, что при отмене рейса «Руслайн» руководствовался соображениями безопасности, значит, он освобождается от ответственности согласно ст.

120 Воздушного кодекса.

Иванова не оформляла единого маршрута, а купила два разных билета на бланках разных авиакомпаний. Получается, что «Руслайн» не должен был знать о стыковочном рейсе и не принимал на себя обязательство доставить клиентку к месту регистрации рейса «Аэрофлота», отметила апелляция. Она приняла во внимание и то, что пассажирка отказалась от поездки из Москвы в Петербург.

  • В случае задержки или отмены рейса в России потребитель может:
  • – ждать свой задержанный рейс;
  • – отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета; 
  • – улететь другим рейсом без доплат (если такой вариант предложит компания);

– получить компенсацию, правда, в незначительном размере – 25 руб. за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета.

Кроме того, в России при задержке или отмене рейса пассажир может рассчитывать на ряд бесплатных услуг согласно Федеральным авиационным правилам. Какие это услуги, напоминает управляющий партнер МКА «Горелик и партнеры» Лада Горелик:

  • комнаты матери и ребенка для пассажиров с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, если гостиницу предоставляют бесплатно;
  • организация хранения багажа.

Представитель сервиса AirHelp в России Екатерина Макарова дала советы пассажирам рейсов в ЕС и из ЕС:

  • не отказывайтесь добровольно от своего места в обмен на ваучеры или льготы, чтобы не потерять право на денежную компенсацию;
  • узнайте причину отказа в перевозке: эта информация пригодится, если будете добиваться компенсации;
  • потребуйте пересадить вас на другой рейс до вашего пункта назначения или возместить стоимость билета, а также обратного перелета до аэропорта, в котором вы начали свой перелет (при необходимости);
  • потребуйте компенсацию за отказ в перевозке (если компенсация вам полагается, авиакомпания обязана выплатить её сразу же после отказа);
  • потребуйте от авиакомпании напитки, еду и размещение в отеле. Если другой рейс до вашего пункта назначения, на который вас пересадили, вылетает только на следующее утро, авиакомпания должна покрыть все обоснованные издержки на ваше проживание в отеле, а также трансфер от аэропорта и до аэропорта (при необходимости);
  • сохраните чеки, если вы понесли дополнительные расходы из-за отказа в перевозке. Если из-за сорванного международного рейса (даже в пределах ЕС) пассажир несёт незапланированные расходы – не успевает заехать в отель или забрать арендованную машину, заранее внеся предоплату, – ему может полагаться компенсация этих издержек.
Читайте также:  Изменение размера алиментов на ребенка в браке — Юридические советы

При задержке рейса Макарова советует записать фактическое время прибытия в конечный пункт назначения (когда подаётся трап и открывается дверь самолёта). «Если задержка больше трёх часов, вам может полагаться компенсация», – уточняет Макарова.

Если задержка больше пяти часов, можно дождаться рейса или сдать билет, получив его полную стоимость, а также при необходимости бесплатный перелет до изначального пункта вылета, говорит Макарова.

Человек, купивший билеты для других, вправе предъявить иск о возмещении убытков.

Руслан Хуротин* купил единые билеты для трех членов семьи по маршруту Сочи – Москва – Дубаи на 30 декабря 2016 года. Они хотели вместе встретить Новый год в ОАЭ, но первый рейс «Уральских авиалиний» задержали на 1,5 часа из-за скопления пассажиров в аэропорту Домодедово.

В результате пассажиры не успели на второй самолет компании. «Уральские авиалинии» предложили билет на замену лишь на 6 января 2017 года. Хуротин отказался и купил билеты для родных на 31 декабря от Etihad Airways.

А потом потребовал, чтобы авиакомпания компенсировала цену более дорогой поездки в 138 748 руб., уплатила неустойку и штраф.

Райсуд отклонил эти требования. Он напомнил, что перевозчик по договору обязуется перевезти пассажира. Но сам Хуротин этими рейсами не летал, не отказывался от перевозки в силу объективных обстоятельств.

В материалах дела нет доказательств, что истец был вынужден оплатить перелет других пассажиров, объяснил райсуд. Он не увидел причинно-следственной связи между задержкой рейса и оплатой новых билетов.

 

Областной суд не согласился с этими выводами. Закон не запрещает заключить договор перевозки другому лицу, которое не полетит этим рейсом. Этот человек считается кредитором перевозки и может понести убытки ввиду задержки самолета, объяснила апелляция.

Она пришла к выводу, что истец имеет полное право на выплату, потому что причину задержки нельзя назвать уважительной, а замену билета 30 декабря на 6 января – равноценной. В итоге Хуротину присудили почти 200 000 руб.

компенсации цены билетов и неустойки и 50 000 руб. штрафа. 

Условия перевозки багажа не могут противоречить Федеральным авиационным правилам № 82 от 28 июня 2007 года.

В 2017 году «Победа» не разрешила Ивану Степанченко* бесплатно пронести на борт рюкзак. Сотрудники объяснили, что рюкзаки и пакеты не входят в перечень предметов, которые можно свободно брать на борт согласно правилам авиакомпании. В правилах говорилось, что «сверх установленной нормы ручной клади можно пронести один предмет из перечня ст.

135 Федеральных авиационных правил № 82, в том числе дамскую сумочку, портфель, букет цветов и т. д.». Рюкзака в этом перечне не было. Пассажиру пришлось доплатить 1500 руб., но затем он пожаловался в Роспотребнадзор. Ведомство решило, что компания виновата, и выписало ей штраф в 20 000 руб.

«Победа» оспорила наказание в суде, но арбитраж подтвердил правоту Роспотребнадзора (дело № 08-10622/2017).

Рюкзак может входить в норму бесплатного провоза багажа, объяснил суд. П. 122 правил № 82 разрешает взять багаж бесплатно в зависимости от общего веса зарегистрированного багажа и ручной клади, правила их не разделяют. Кроме того, согласно п.

133 правил, перевозчик может установить ограничения по весу и габаритам, но не по видам багажа (дамская сумка или рюкзак), указал суд.

Он напомнил, что ручная кладь в пределах лимита может быть в любой таре и упаковке, если ее можно безопасно разместить в салоне самолета.

В другом деле № А79-13352/2017 суд напомнил, что перевозчик сначала должен удостовериться, что багаж не проходит по габаритам или весу, и только потом требовать дополнительные деньги за сверхнормативный провоз.

«Победа» оспаривала штраф в 20 000 руб. за то, что потребовала от пассажирки доплату, не взвесив сумку. В суде «Победа» предложила Роспотребнадзору доказать, что багаж пассажира весил меньше 10 кг.

Но суд отклонил этот аргумент, потому что авиакомпания сама этого не выяснила.

Ирина Рубцова* собралась в Сочи и купила билет «Победы» за 8648 руб. С собой у неё был фотоаппарат в чехле, который имел вид рюкзака. Рубцову не пустили на борт и предложили доплатить за ручную кладь.

Пассажирка отказалась и купила взамен билет S7 за 19 150 руб. А затем подала на «Победу» в суд и потребовала вернуть деньги за оба билета и компенсацию морального вреда.

Она пояснила, что сумка-чехол не превышала габариты ручной клади, а слова подтвердила фотографиями.

Суд согласился, что авиакомпания нарушила права пассажирки, и удовлетворил ее требования частично. Рубцовой не вернули сумму, уплаченную за более дорогой билет S7, но она получила компенсацию за неиспользованную поездку на самолете «Победы», а также 5506 руб. штрафа, 2000 руб. в счет морального вреда, а всего – 16 154 руб. 

Кроме того, Рубцова заявила о взыскании судебных расходов, которые по документам составили 64 300 руб., но присудили ей всего 3000 руб.

Если пассажиров необоснованно не пустили на посадку, они могут вернуть деньги за билет.

Еремины* подали иск к авиакомпании «Победа» о возврате 50 000 руб. за билеты, которыми они не смогли воспользоваться. Владимир Еремин* с женой и тремя детьми приехали в аэропорт, чтобы отправиться в Сочи, но улететь не смогли.

Как указывалось в иске, семья заранее прошла регистрацию и проверки, сдала багаж и прибыла к выходу на посадку. Их якобы попросили встать в конец очереди, чтобы не мешать коляской. Но когда подошел их черед, сотрудники сообщили им, что они опоздали.

По словам истца, на посадку не пустили еще четверых. Еремин объяснял это просто: на борту не осталось свободных мест.

Районный суд отклонил иск, согласившись с объяснениям авиакомпании, что истцы опоздали на посадку. Это подтверждалось служебной запиской супервайзера наземной службы.

Апелляция отнеслась к этому доказательству скептически. Это, по сути, письменные показания свидетеля, однако ему следовало явиться на заседание и рассказать все лично.

К тому же супервайзер составил записку как ответ суду уже после возбуждения производства, а значит, он просто изложил позицию ответчика по делу. Поскольку истцы являются потребителями, именно авиакомпания должна была доказать, что она не виновата в инциденте.

Но опровергнуть утверждения клиентов ей не удалось, подытожил городской суд и принял решение в пользу Ереминых. 

Закон и подзаконные акты пока не регулируют проблему овербукинга, говорит Вячеслав Голенев из МКА Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании
.

По его словам, сейчас обсуждают возможность дополнить Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила нормами, которые установят порядок разрешения споров при овербукинге, правила выплаты компенсаций и дополнительных бонусов.

Пока овербукинг – это односторонний отказ от выполнения обязательств по договору, который законом не допускается. Поэтому авиакомпании нередко предлагают пассажирам не только замену, но и привлекательные бонусы. Например, повышение класса поездки.

* – имена и фамилии изменены редакцией.

авиакомпании против пассажиров | КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает «Право.ru». Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

В начале марта у лоукостера «Победа» случился скандал с российским волейболистом Александром Кимеровым. По сообщениям авиакомпании, Кимеров заранее приобрел кресло у прохода, однако пренебрег местом с увеличенным расстоянием между рядами – это тоже дополнительная услуга. При этом рост спортсмена составляет 217 см.

В самолете Кимеров не поместился в забронированное за ним место и пересел в проход, чтобы вытянуть ноги. По словам волейболиста, это и стало причиной, по которой его сняли с рейса.

В авиакомпании эту информацию категорически опровергают, заявляя, что спортсмен был лишен возможности лететь из-за того, что ярко выражал агрессию, оскорблял членов экипажа и угрожал устроить во время полета «шоу». Сейчас обстоятельства происшествия проверяют следственные органы.

Лоукостер «Победа» занимает довольно жесткую позицию по отношению к своим клиентам.

До недавнего времени авиакомпания рассаживала по разным рядам даже родителей и детей, во время полетов не предоставляют питания и напитков, а кроме того, не разрешают проносить на борт ручную кладь.

Хотя эти опции можно приобрести за деньги, многие правила перевозчика не соответствуют ни решениям Ространснадзора, ни российских судов.

Когда пассажира могут снять с рейса?

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

По закону командир самолета является самым главным человеком на борту. Именно он принимает решение о том, нарушает ли пассажир дисциплину и порядок на воздушном судне и стоит ли ему лететь.

При этом командир может применять любые меры к дебоширу, а также отдавать распоряжения всем находящимся на борту лицам и требовать их исполнения под угрозой административного наказания. Если же хулигану грозит уголовная ответственность (например, ст.

213 УК «Хулиганство»), безнаказанно скрутить его может кто угодно – даже причинение вреда совершившему преступление лицу при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений, ненаказуемо.

 Перед вылетом (если конфликт случился на земле), а также по прилету в конфликт вмешиваются сотрудники правоохранительных органов. Если вина хулигана будет доказана, авиакомпания может взыскать с него через суд стоимость понесенных убытков. По сообщениям «Победы», в инциденте с Кимеровым они намерены поступить именно так.

Читайте также:  Брачный договор между россиянином и ностранкой — Юридические советы

Можно ли оспорить решение о снятии пассажира с рейса?

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки.

Так, на рейсе компании «Аэрофлот» Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота.

Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них.

При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось.

Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с «Аэрофлота» убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя (№ 2-2/2016).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании «Аврора» во время рейса по маршруту НовосибирскВладивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло.

Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу «Авроры» (см.

«Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку»).

Меня рассадили с попутчиком. Это законно?

До 29 февраля 2016 года «Победа» рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска.

 Сейчас на сайте «Победы» имеется разъяснение: «Авиакомпания «Победа» подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики.

Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места». И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете.

При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Должны ли в самолетах кормить?

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. «Победа» решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора.

Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ.

Тем не менее «Победа» продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

https://www.youtube.com/watch?v=k3Z4kgv7pic

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Что делать, если рейс задержали?

Авиакомпании «Аэрофлот» и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.

4 КоАП «Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований» на общую сумму 40 000 руб. (см.

«Аэрофлот» и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов»).

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу.

Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика.

Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. «Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда.

Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств.

Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации.

Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании «Вим-Авиа», «Азур Эйр», «ИрАэро» и «Якутия», которые задержали до 11% своих рейсов (см. «Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса»).

Как быть с багажом и ручной кладью?

Раньше «Победа» требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание.

Арбитражный суд Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за «Победой» спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания «Сибирь» (см. «Авиакомпания «Сибирь» вслед за «Победой» проиграла спор из-за ручной клади»).

Тем не менее «Победа» сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. «Победа» вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь»).

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил «Право.ru», что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира.

 Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого.

А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. «Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).

Можно ли подняться на борт в инвалидной коляске?

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда.

Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с «Аэрофлота» стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд, который согласился с решением суда первой инстанции (см.

«Аэрофлот» заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался»).

Алина Михайловна. Право.ру

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *