Последнее обновление: 15.03.2021
С каждым годом количество автомобилей становится все больше. Если 30 лет назад машина была только в каждой десятой семье, то сейчас часто встречаются ситуации, когда у каждого взрослого члена семьи есть свое транспортное средство.
При этом вопрос с парковкой, как в городе, так и возле дома, становится все острее.
Как организовать парковку в своем собственном дворе, возможно ли это с точки зрения закона, кто имеет на это право, какая должна быть парковка – гостевая или постоянная, какие затраты необходимо будет понести – рассмотрим в данной статье.
Законность организации парковки во дворе
Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья.
При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения.
Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.
Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам.
Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев.
При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.
Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.
Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир
Требования к территории
Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.
Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):
- менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
- менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
- менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.
Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)
П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.
Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому
Гостевая и постоянная парковка
При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?
В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой.
Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя.
А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.
Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.
Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия
Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку.
Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке.
Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.
Общий порядок организации придомовой парковки
Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.
Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:
- Получить согласие собственников.
- Составить межевой план.
- Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
- Оформить участок в придомовую собственность.
Далее следует выполнить следующие действия:
- получить согласие собственников на саму парковку;
- подготовить проектные документы;
- обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
- после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.
Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.
Общее собрание собственников
Правила парковки на придомовой территории 2021 год
Статья акутальна на: Сентябрь 2021 г.
У многих семей есть машины, поэтому вопросы парковки для них становятся весьма актуальными. Главный минус во всём этом является то, что в отличие от автомобилистов, мест для парковки не становится столь много и это порождает большие сложности. Из-за этого у многих людей часто возникают проблемы с тем, где припарковаться.
Соседи зачастую решают этот вопрос парковкой не на своём месте, хотя существуют правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которые обязаны соблюдать все.
О том, чем стоянка отличается от парковки, как выполняется организация парковки на придомовой территории и о мерах отваживания нерадивых соседей от территории своего дома, описано ниже.
Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории многоквартирного дома?
Согласно гражданскому кодексу стоянкой является место остановки для машин, где они могут находиться в сохранности на длительной основе. По правилам дорожного движения стоянкой является место для временного размещения автомобиля. В обиходном смысле это место, чтобы на ограждённом участке разместить авто на длительное хранение за плату, на договорной основе.
За безопасное хранение автомобиля в таком случае отвечают отдельные сотрудники. В случае какого-либо происшествия они будут нести ответственность за ущерб, нанесённый автомобилю перед его владельцем.
Разница с парковкой в том, что при парковке собственник сам несёт полную ответственность за своё авто, а не какой-то другой сотрудник.
Как организовать парковку на придомовой территории?
Организация правильной парковки автомобилей на придомовой территории многоквартирного дома требует выполнения таких действий:
- Устроить собрание собственников, только по их общему решению можно заняться обустройством автопарковки. Если большинство не согласно, парковку организовать не удастся. При этом также стоит отметить, что при общем согласии денежные средства будут вкладывать лишь те граждане, которые непосредственно нуждаются в парковке. Если у кого-то нет машины, он не хочет платить, но дал своё согласие на создание парковочной площадки, он может не платить.
- По результатам потребуется составить специальный протокол. По общему решению коллектива и компании управляющего типа также может быть определён подрядчик, который будет заниматься всем спектром работ или отдельными его частями. Например, установкой шлагбаумов.
- Вместе с протоколом и специальным заявлением о выделении участка под стояночные места нужно обратиться в комитет земельного типа (в зависимости от региона и конкретного города название может быть другим). Это необходимо тогда, когда участок не был зарегистрирован и установлен на учёт кадастрового типа.
- При положительном решении комитета потребуется посетить отделение полиции, а также в орган власти, который отвечает за архитектурные вопросы в городе. Разрешение от них не является обязательным, но рекомендуемым, так как при возникновении конфликтных ситуаций наличие разрешений сыграет положительную роль.
- Разработать детальный план-проект.
- Согласовать со специальной компанией-разработчиком создание такой площадки и заняться вопросами её обустройства. Масштабность площадки при этом будет зависеть от того, какую сумму денежных средств жильцы готовы вложить для создания и развития парковочной площадки.
Заявление заполняется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующую информацию:
- сведения об органе контроля;
- персональные данные и контакты заявителя;
- запрос на формирование такого участка.
Процесс является простым на первый взгляд, но рекомендуется не заниматься им в одиночку, так как он требует многократного посещения различных мест. Оперативнее этот процесс проходит, если жильцы собираются в группу и решают этот вопрос совместными усилиями.
При этом также не стоит забывать, что организация парковочных мест на придомовой территории проводится по разрешению жильцов, но может идти с инициативы государственных структур.
Положение о парковке об организации парковочного места во дворе дома
Процесс воспринимается достаточно простым и понятным, тем не менее, на почве этого у людей часто возникают конфликты. Чаще всего, связано это с недобросовестностью некоторых жильцов, заключающейся в следующем: изначально у них не было авто, они не платили за организацию места, но в последующем они обзавелись машиной и начали пользоваться этим местом, а про оплату «забыли».
Это интересно: Исковое заявление о перераспределении земельных участков
Обустройство парковки во дворе дома
Опираясь на положение о выделении машиномест у людей есть такие права:
- Часть земли под авто приравнивается к долевой площади квартиры человека. При этом весь участок земли жители должны использовать по общему согласованию;
- Допускается использовать территорию для организации парковочной площадки. При этом она быть должна не более, чем для двадцати машин в случае небольшого дома;
- Если все собственники или большая их часть даёт согласие, то также разрешено оборудовать и гаражные места.
Положительным моментом является то, что собственники могут обеспечивать это не только из личных средств, но и за счёт средств, которые они уплачивают на поддержание и развитие территории придомового типа.
Порядок выделения машиномест на автопарковке на придомовой территории
Подобными вопросами занимается жилищный кодекс, кроме того, на них влияют правила дорожного движения и правила санитарно-эпидемиологического типа.
Общий же порядок о том, каким образом будут распределяться места изначально определяется собранием жильцов, а далее закрепляется органом власти.
Данному порядку необходимо следовать, чтобы в последующем не получить претензий на тему нарушения закона.
Парковка на придомовой территории: права жильцов
К их правам и обязанностям относится следующее:
- Территория для парковки должна быть экологически и технически безопасной, чтобы у размещаемых там машин не возникало каких-либо проблем.
- Организация такой территории допускается лишь в том случае, если все жильцы или их большинство были согласны с этим решением, и ничьи права не были нарушены.
- При создании такого места важно учитывать расстояние до дома. Если парковка средняя, оно составит пятнадцать метров. Если малая, то дом должен находится на расстоянии 10 м.
- В обязательном порядке должны выделяться специальные места для лиц с категориями инвалидности. Они должны составлять не менее десяти процентов от общего пространства. Лица такой категории должны иметь специальный знак на своём авто, который подтверждает их принадлежность к данной категории граждан, иначе они не смогут пользоваться специально отведёнными местами.
- Такая площадка не должна создавать проблем для других объектов.
- Не допускается в площадках для многоквартирных домов парковать авто грузового типа.
- Без специального разрешения запрещено устанавливать шлагбаумы и иные ограничители, которые будут усложнять въезд машин.
- При возникновении споров необходимо обращаться в соответствующие органы для решения конфликта или пытаться найти компромиссное решение мирным путём переговоров.
Стоянка не по правилами
На этом моменте стоит остановиться отдельно, так как он возникает чаще всего и порождает множество конфликтов между собственниками, которые часто решаются неправильным образом.
В рамках таких ситуаций стоит помнить следующее:
- Помимо специально отведённых мест, оставлять авто на временное хранение жильцы могут близ дома, это разрешено и не влечёт за собой никаких наказаний. При этом нужно размещать автомобиль правильно. Нельзя парковать его на газоне или площадке детского типа. Это уже будет являться нарушением и чревато штрафом.
- Не допускается парковать близ дома авто грузового характера.
- Если вы зафиксировали подобные нарушения, то стоит оперативно написать заявление в полицию, прокуратуру или инспекцию жилищного типа. Многое зависит от ситуации. Если обращение в одно место не принесло результативного решения, можно обращаться в эти органы власти последовательно. Заявление пишется в свободной форме, ситуация описывается вежливо, логично и последовательно. Указывается, что собственник ожидает от представителей власти для устранения проблемной ситуации. Собственник оставляет сведения о себе и контактные данные для связи.
Как создать гаражный кооператив — поэтапная инструкция вот здесь. Изучите её вам будет проще организовать ГСК.
Кроме того, следует знать и о штрафных моментах, регламентирующих документах, которые ждут жильцов в случае нарушения правил.
К ним относится следующее:
- занятие территории без специального на то разрешения;
- порча полотна дорожного типа.
Таким образом, частично эти вопросы регулирует кодекс административного типа, хотя прямых отсылок к фиксированию таких нарушений в нём и не имеется.
Размерность штрафов при таком раскладе может достигать более двести тысяч рублей для лиц юридического типа. Для лиц физического характера она составит чуть меньшую сумму. Ориентировочно до десяти тысяч рублей.
Точная сумма будет определяться судом при возникновении соответствующей ситуации.
Это интересно: Налог на придомовую территорию МКД
Если возникает судебное разбирательство, стоит своевременно привлекать юриста, чтобы положительным образом решить вопрос. В ином случае решение суда может быть невыгодным.
Теперь вы знакомы со всей ключевой информацией, которую стоит знать при оборудовании придомовой территории, в частности:
- чем законодательно отличаются понятия о хранении автомобиля;
- чем характеризуется устройство парковок на придомовой территории и каким образом можно создать парковочную площадку на территории придомового типа;
- почему так важно согласие жильцов на проведение таких работ и что делать с недобросовестными жильцами, которые не платили за организацию парковки, а потом начали ей пользоваться;
- как распределяются места на такой площадке;
- какие есть общие права.
Как парковаться по закону смотрите в этом видео:
Опираясь на неё, вы сможете организовать себе правильную площадку, ваше авто будет в сохранности, а при возникновении конфликтных ситуаций, вы сможете разрешить их в свою пользу.
Где узнать границы придомовой территории многоквартирного дома читайте в этой нашей статье.
За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Управление домом» по ссылке.
Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Парковка машин во дворе многоквартирного жилого дома: новый закон
Каждый житель многоквартирного дома, являющийся владельцем автотранспорта, должен знать о том, как нужно парковаться. Узнаем, каковы правила парковки во дворах многоэтажных домов. Есть некоторые тонкости и немаловажные моменты, которые стоит учитывать.
Закон
Правила парковки машин на территории жилого дома регламентированы несколькими законами и нормативными документами. Таковыми являются:
- СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200-03;
Законность гостевых парковок у многоквартирных домов и их использования жителями дома
Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.
Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства
Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.
Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:
- отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
- на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.
Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.
Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.
Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.
Как использовать общую парковку возле дома
Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.
Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.
ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.
Статьи
Конкретные собственники помещений многоквартирного дома, как и все иные граждане РФ, имеют право на благоприятную окружающую среду.
Наличие гостевых парковок для автомобилей, расположенных возле многоквартирных домов (далее – МКД), не нарушают законодательство о санитарном благополучии, об охране окружающей среды или противодействию терроризму. Положения статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, наоборот, разрешают временно размещать автомобили возле МКД.
Постоянное размещение автомобилей во дворах, напротив, нарушает санитарные нормы и правила. Между тем, многие жильцы МКД используют место во дворе дома ежедневно, а зачастую и круглосуточно в течение длительного времени.
При этом вряд ли удастся найти среди них человека, который хоть раз был наказан за «ПМЖ автомобиля» во дворе жилого дома.
Между тем, постоянная парковка требует соблюдения определенных условий, основным из которых является чётко обозначенная удаленность от МКД, чему в большинстве не соответствует небольшая придомовая территория.
- Таким образом, правовые отношения по парковкам в МКД достаточно проблематичны и сложны в отношениях собственников одного или нескольких домов, во дворах которых располагаются «железные друзья» их владельцев.
- Один из судебных споров, касающийся парковки во дворе дома, рассмотрим в настоящей статье.
- 04 июня 2021 года Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Определением № 88-8537/2021 удовлетворил требования ТСЖ в городе Иркутске по взысканию с собственника 46000 рублей за парковку его двух автомобилей на придомовой территории.
Предысторией судебного спора стали проблемы жителей нескольких домов — по причине несанкционированной парковки был затруднен проезд скорой помощи и проход к подъездам МКД. При этом придомовая территория под множеством стоящих во дворе автомобилей являлась крышей подземной стоянки, которая находилась в процессе разрушения и требовала систематического ремонта.
С целью минимизации расходов на содержание общего имущества МКД и обеспечения безопасности жителей домов собственники установили плату за нахождение автомобилей на внутридворовой территории между МКД в ночное время (с 22.00 ч. до 06.00 ч.) — 100 рублей за ночь. За отслеживание автомобилей собственников «ответственной» назначили автоматическую систему допуска на придомовую территорию.
Данное решение собственники приняли ещё в июле 2016 года, а в декабре этого же года к председателю ТСЖ с просьбой о ночном размещении принадлежащих ему двух автомобилей обратился один из собственников. Он написал личное заявление о включении автомобилей в базу данных автоматической системы допуска.
В течение нескольких месяцев (с декабря 2017г. по август 2018г.) данный владелец (по суду – ответчик) постоянно оставлял свои автомобили в ночное время на придомовой территории, при этом установленную на собрании плату не осуществлял. Когда сумма задолженности достигла 46000 рублей, ТСЖ обратилось в суд за взысканием данной задолженности.
Изучив материалы дела, суд первой инстанции встал на сторону ТСЖ, удовлетворив иск в полном объёме и руководствуясь следующими положениями:
- гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (пп. 1.1 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ). В рассматриваемом деле — из решения общего собрания собственников и членов ТСЖ;
Организация парковки на придомовой территории — порядок оформления, права жильцов, куда обратиться
Правожил.com > Вопросы ЖКХ > ТСЖ > Организация парковки на придомовой территории, права жильцов дома
Рядом с МКД часто можно увидеть большое количество автомобилей, принадлежащих жильцам или владельцам помещений. В большинстве случаев это стихийные парковки, которые, по сути, являются незаконными. Ниже будет рассказано, как организовать парковки на придомовой территории законно.
Действующее законодательство разрешает организовывать стоянки или парковки возле многоэтажных жилых домов. Некоторые считают, что стоянка или парковка это одно и то же понятие, но это не так.
Согласно Гражданскому кодексу под стоянкой подразумевается отдельный участок местности (территория), которая должна быть ограждена и служить для временного хранения автомобиля. При этом на владельцев стоянки возлагается материальная ответственность за сохранность стоящей машины.
Организация парковки на придомовой территории
Под парковкой подразумевается участок местности, который служит для временной стоянки транспортного средства без его хранения. Поэтому организаторы парковок никакой ответственности за его порчу не несут.
Исходя из этого, нормативные акты, регулирующие организацию мест для машин, следующие:
- Гражданский кодекс, регулирующий понятие парковки;
- Жилищный кодекс, который говорит о том, что территория многоквартирного этажного дома на праве совместной собственности принадлежит владельцам жилых помещений, и все сооружения должны с ними согласовываться;
- Земельный кодекс, который говорит о том, что все земельные участки в обязательном порядке должны быть оформлены надлежащим образом;
- СаНПиН, это правила, устанавливающие требования к любым застройкам, которые располагаются на земельных участках;
- Правила пожарной безопасности, а также Дорожного движения. Которые регулируют порядок пожарной безопасности и удобство выезда.
Нужно запомнить, что за нарушение организации участка для машин могут быть наложены различные штрафы на ее организаторов, а также она может быть снесена по решению суда.
Права жильцов
Как было указано выше, придомовая общая территория является совместной собственностью всех ее жильцов (собственников жилых помещений) многоквартирного этажного дома, поэтому организация участка для машин должна происходить только по их согласию.
Любая организация собственников жилых помещений (ТСЖ, ОСМД) предусматривает коллективное принятие решений всеми собственниками жилых или нежилых помещений. Поэтому перед устраиванием парковки, нужно спросить разрешения жильцов.
Соседи не вправе лишать жильца дома парковки – ВС РФ
09:30 15/08/2017
Соседи не могут лишить жильца права оставлять свою машину около дома, ключи от шлагбаума, отгораживающего внутренний двор, должны получить все собственники квартир.
Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ, рассмотревший жалобу москвички, которую соседи лишили права парковать машину во дворе.
Столичные суды не нашли нарушений в таком бытовом конфликте, однако высшая инстанция указала, что жильцы незаконно притеснили права своей соседки.
Жилищный кодекс наделяет собственников правом владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме, напомнил ВС.
Однако безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно, отмечает он.
К тому же закон не предусматривает каких-либо способов ограничения или лишения собственника такого права.
- Кроме того, указывает суд, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.
- Спор соседей
- В суд обратилась член Жилищно-строительного кооператива «Эстетика», которая просила служителей Фемиды обязать соседей обеспечить ей беспрепятственный проезд во двор.
Согласно материалам дела, члены кооператива — собственники квартир — на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин.
Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе.
Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи.
- В решении указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь не уточняется.
- Заявительница неоднократно пыталась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, после безуспешных попыток она обратилась в суд.
- Однако ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали.
- Парковка как бонус
- Суд установил, что ЖСК «Эстетика» на общем собрании собственников квартир решил оградить придомовую территорию и ограничить въезд во двор чужих машин.
Тогда же было утверждено «Положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории». Кроме того, собрание установило, что решение о предоставлении парковочного места или отказе в его предоставлении принимается исключительно на общем собрании автовладельцев.
- В случае если в отношении конкретного автовладельца на общем собрании будет принято решение об отказе в предоставлении парковочного места, жилец дома обязан незамедлительно освободить парковочное место и передать ключ доступа (брелок) председателю комиссии автовладельцев, гласят правила ЖСК.
- Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному «Эстетикой» порядку, то нарушения ее прав и не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она и является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный «бонус» к квартире.
- Позиция ВС
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими требованиям закона.
- В своем решении она опиралась на нормы Гражданского и Жилищного кодексов, а также на положения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного суда.
- Собственники помещений в многоквартирном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу положений статей 304-305 Гражданского кодекса, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, отмечает суд.
- Он также цитирует пункт 4 статьи 37 Жилищного кодекса: запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение любых других действий, которые приводят к передаче этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.
- Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС.
- «При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены», — отмечается в решении.
- ВС указал, что московские суды, поддержав решение о лишении истицы права на парковку, ссылались, что такая мера предусмотрена установленным ЖСК порядком пользования внутридомовым пространством, а само ограждение двора соответствовало требованиям постановления столичного правительства № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».
- Однако суд не учел, что данным постановлением правительства Москвы не регулируются вопросы создания и порядка использования парковочных мест на огороженной придомовой территории, а, следовательно, и наложения каких-либо ограничений права собственника на пользование придомовой территорией, в том числе и на размещение на ней принадлежащего ей автомобиля, отмечает высшая инстанция.
- При таких обстоятельствах ссылка суда на то, что решение общего собрания автовладельцев послужило правомерным основанием для ограничения права истца на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, противоречит приведённым выше нормам материального права, указывается в решении.
- Гаражный кооператив и его собрания
- Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний, но только в случаях, предусмотренных законом.
В пункте 103 постановления Пленума Верховного суда от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е.
определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
- Из приведенных правовых норм и разъяснений следует, что одним из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц, считает ВС.
- Он также напоминает, что в статье 115 Жилищного кодекса приводится исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива — общее собрание членов жилищного кооператива, конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива, а также правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
- Как видно, общего собрания автовладельцев в этой статье нет.
- «В связи с чем, решение общего собрания автовладельцев не может быть квалифицировано в качестве влекущего гражданско-правовые последствия», — отмечается в решении.
- Таким образом, решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома, подчеркивает суд.
- ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
- Алиса Фокс
- © 2010 RIA Novosti
- Ссылка на оригинал