Наладьте контроль, чтобы не проигрывать споры о праве собственности на землю
Земельный контроль относится к самым частым и регулярно осуществляемым видам муниципального контроля. Прямой материальной заинтересованности муниципалитетов в его осуществлении нет. У органов местного самоуправления есть только полномочия составлять акты проверок. Решения об административных правонарушениях выносят территориальные управления органов государственной власти.
Денежные средства от наложенных по этим решениям штрафов поступают не в бюджет муниципального образования, где расположен земельный участок, а в бюджет региона. Штрафы за неисполнение предписаний по вынесенным органами государственной власти протоколам лишь незначительно пополняют местные бюджеты: размеры их небольшие.
За невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений гражданина могут оштрафовать на 300–500 руб., должностное лицо — на 1–2 тыс. руб., юрлицо — на 10–20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП). Тем не менее представители муниципальных образований выступают за сохранение в законодательстве муниципального земельного контроля.
Это показал опрос, проведенный в 2018 году Центром местного самоуправления РАНХиГС при Президенте РФ.
На заметку: В Центр местного самоуправления РАНХиГС поступило 2507 анкет. Свое мнение направили представители 68 регионов (131fz.ranepa.ru/post/950)
Слабый контроль может привести к тому, что муниципалитет не узнает своевременно о нарушении своего права собственности на землю. В этом случае местные власти рискуют пропустить срок давности для подачи иска в суд.
ПРИМЕР 1. Администрация городского округа обратилась в суд с иском к гражданину, который стал собственником земельного участка площадью 1 тыс. кв. м в результате двух последовательных сделок купли-продажи.
Чиновники потребовали признать недействительным свидетельство о праве собственности и снять участок с кадастрового учета. Право собственности у первого продавца возникло незаконно, так как администрация не принимала решения предоставить землю этому гражданину.
Он никогда не пользовался данным участком и каких-либо строений на нем не возводил.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование муниципалитета. Но суд кассационной инстанции с ними не согласился. Администрация пропустила общий срок исковой давности — три года (п. 1 ст. 196 ГК).
Он начался в день, когда администрация узнала или должна была узнать о возникшем праве иных лиц на спорный земельный участок и незаконности этого права. Чиновники утверждали, что могли узнать об этом только из выписки из ЕГРП и после получения сведений из архивного отдела о том, что оспариваемое свидетельство продавцу не выдавали.
Кассационный суд указал, что на самом деле срок исковой давности начался раньше. Органы местного самоуправления должны были узнать о нарушении своих прав на землю по результатам плановой проверки. Провели ее инспекторы фактически или нет, значения не имеет. В день плановой проверки начался срок исковой давности. Администрация срок пропустила.
Поэтому суд отменил предыдущие решения и отправил дело на новое рассмотрение (постановление Московского областного суда от 23.05.2018 № 44Г-129/2018 4Г-696/2018).
Документ: Аналогичные примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 10.09.2018 по делу № А19-13900/2018, Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2018 по делу № А60-8497/2018
При проведении проверок муниципальные контролеры сталкиваются со множеством проблем. Если их не решить, проверку могут признать проведенной с нарушениями. Ее результаты не станут доказательством совершения административного правонарушения.
Проверяемое лицо не привлекут к административной ответственности, и оно не устранит нарушения земельного законодательства.
Дадим семь рекомендаций, которые помогут соблюсти закон при осуществлении муниципального земельного контроля и повысить эффективность проверок.
1. Не выходите за рамки полномочий органов местного самоуправления
Правовые основы муниципального земельного контроля установлены в пункте 20 части 1 статьи 14 и пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.06.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок осуществления муниципального земельного контроля предусмотрен статьей 72 ЗК. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Органы, подразделения, должностные лица, уполномоченные на его осуществление, вправе:
- запрашивать и получать сведения, материалы об использовании земельных участков — например, документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки;
- проводить проверки использования земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
- привлекать специалистов для проведения экспертиз, дачи заключений при проведении проверок;
- обращаться в правоохранительные органы за содействием в предотвращении или пресечении действий (бездействия), препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля;
- при необходимости направлять материалы в органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, допущенных при использовании земель.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по составлению только актов проверок. Не выносите предписаний, постановлений, представлений и решений на основании составленных актов проверок. Это прерогатива органа государственной власти. В акте проверки укажите информацию о наличии признаков выявленного нарушения. Копию акта направьте в орган государственного земельного надзора.
2. Не нарушайте периодичность плановых проверок
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводите в соответствии с ежегодными планами (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644). Ежегодные планы утверждает руководитель органа муниципального земельного контроля. Согласуйте план с прокуратурой.
На заметку: Дата начала осуществления предпринимательской деятельности указана в уведомлении, представленном в ЕГРЮЛ или ЕГРИП
Мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении физических лиц организуйте не чаще чем один раз в три календарных года. Включите в ежегодный план проверки ИП и юридических лиц, у которых прошло три года:
- со дня государственной регистрации;
- после окончания последней плановой проверки;
- с начала осуществления предпринимательской деятельности.
Если вы безосновательно запланируете проверку юридического лица или ИП, суд признает эти действия незаконными и потребует исключить мероприятие из плана (решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 по делу № А28-14361/2017).
3. Обосновывайте необходимость внеплановых проверок
Руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления должен обосновать необходимость внеплановой проверки в заявлении в прокуратуру
Плановые проверки в области земельных отношений менее эффективны, чем внеплановые. При подготовке ежегодного плана невозможно определить, какое юридическое лицо или ИП, когда и где будет самовольно использовать земельный участок без правоустанавливающих документов.
Оснований для внеплановой проверки два.
1. Вы обнаружили достаточно данных, которые указывают на нарушение требований законодательства по вопросам использования земель.
2. Из органов государственной власти или местного самоуправления, от юридических лиц или граждан поступила информация, свидетельствующая о наличии признаков нарушения.
Проведение внеплановых проверок нужно согласовывать с прокуратурой. Сложность этой процедуры снижает эффективность муниципального контроля в тех случаях, когда мероприятие необходимо провести оперативно.
Заявление в прокуратуру направляет руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления. Он должен указать сведения о нарушениях земельного законодательства, которые обосновывают необходимость проведения внеплановой проверки.
Если в заявлении этой информации нет, оно не может рассматриваться как основание для внеплановой проверки. Это подтверждает судебная практика. Примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2018 по делу № А19-17025/2018, Арбитражного суда Приморского края от 03.05.
2018 по делу № А51-24595/2017, Волгоградского областного суда от 15.05.2018 № 07–506/2018.
4. Не направляйте извещения обычными письмами
В законодательстве отсутствует четкий и однозначный перечень возможных способов уведомления субъектов о сроках проверки.
Если направить приказ почтой, есть риск, что представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель не явится к месту проверки.
В этом случае вы не сможете провести контрольное мероприятие (решение Верховного суда Республики Дагестан от 15.05.2018 № 21–474/2018).
Если проверяемое лицо — гражданин, провести проверку в его отсутствие можно при условии, что орган муниципального земельного контроля своевременно направил извещение.
Чтобы сообщить гражданину о необходимости прибыть на место проверки, используйте способ связи или доставки, при котором вы получите документ о вручении извещения адресату.
Например, можно направить заказное письмо или повестку с уведомлением о вручении либо телеграмму.
5. Если не получили доступ к объекту, подавайте в суд
Если проверяемое лицо отказывается предоставить доступ к объекту для проведения проверки, обратитесь в суд.
На заметку: Максимальный штраф по статье 19.4.1 КоАП для гражданина — 1 тыс. руб., для должностного лица — 4 тыс. руб., для юридического лица — 10 тыс. руб.
ПРИМЕР 2. Гражданин отказался предоставить доступ к земельному участку для проведения контрольных мероприятий.
Суд пришел к выводу, что требование о предоставлении доступа исходило от органа, обладающего властными полномочиями по проверке соблюдения земельного законодательства. Гражданин был обязан допустить контролеров на земельный участок.
За отказ нарушителя привлекли к административной ответственности по статье 19.4.1 КоАП и обязали обеспечить доступ (постановление Челябинского областного суда от 08.07.2016 по делу № 4а16-499).
6. Занимайтесь подготовкой кадров
Не подготовленные к проведению муниципального земельного контроля или чрезмерно загруженные иной работой служащие не всегда способны адекватно оценить правомерность своих действий. Это подтверждает огромное количество судебных актов по искам физических и юридических лиц, несогласных с действиями органов муниципального контроля.
ПРИМЕР 3. Гражданин обратился в суд с иском к местной администрации поселения. Он потребовал признать незаконными акт проверки и предписание, выданное органом местного самоуправления. По мнению истца, контролеры незаконно возложили на него обязанность в 10-дневный срок разгородить водный объект и освободить береговую зону для беспрепятственного доступа граждан.
Суд указал, что распоряжаться земельными участками в береговой полосе водного объекта вправе Российская Федерация в лице уполномоченного органа.
Объектом нарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Административный ответчик — муниципалитет.
Он не является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и природопользования.
Принадлежащий гражданину на праве собственности участок не граничит с рекой. Водный объект, граничащий с участком, — это родниковая заболоченность, соединяющаяся с рекой. Истец не создавал препятствий к пользованию водным объектом, а сетку-рабицу установил вдоль родниковой заболоченности.
Когда глава сельского поселения вынес гражданину предписание, он вышел за пределы полномочий, указанных в статье 72 ЗК. Органы муниципального земельного контроля не имеют права выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Суд признал предписание недействительным (решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2017 по делу № 2А-483/2017). Другие примеры споров, которые завершились не в пользу муниципалитетов, — в решениях Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.
2018 по делу № А83-13630/2017 и Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31.07.2014 по делу № 2–4541/14.
Земельным контролем должно заниматься специальное подразделение органа местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы экономики и имущественных отношений. Муниципальные служащие, занимающиеся муниципальным земельным контролем, должны знать действующее законодательство.
7. Используйте новые возможностиф
При проведении муниципального контроля используйте новые инструменты. Некоторые муниципалитеты уже переводят процедуру муниципального контроля в электронный вид и используют мобильные приложения. Изучайте опыт коллег и внедряйте его на своей территории.
ПРИМЕР 4. В Московской области с октября 2018 года тестируется мобильное приложение «Проверки Подмосковья». В программу введены 12 критериев для определения земель, предполагаемых к проверке.
В их числе — вид разрешенного использования, форма собственности, площадь, наличие границ, тип собственника, информация о ранее проведенных проверках.
Программа автоматически формирует перечень земельных участков, которые будут обследованы в порядке планового осмотра.
Принцип работы приложения прост. Когда инспектор муниципального земельного контроля приезжает на участок, он заполняет в мобильном приложении проверочный лист из 10–15 вопросов, подтверждает через смартфон геолокацию и производит фотофиксацию.
Ответы из проверочного листа автоматически генерируются в акт планового осмотра и отправляются в базу данных для последующей печати. С помощью приложения «Проверки Подмосковья» уже проведены осмотры 570 земельных участков в Московской области.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Этот контроль проводят органы местного самоуправления (п. 1 ст. 72 Земельного Кодекса РФ).
На основании требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при муниципальном земельном контроле проводятся плановые и внеплановые проверки (ст. ст. 9, 10 Закона № 294-ФЗ ).
Отличия в проведении проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:
— проект ежегодного плана муниципальных проверок до его утверждения должен быть согласован с территориальными органами земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и периодичности проведения проверок (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515);
— риск-ориентированный подход при проведении муниципального контроля не применяется. Он применяется только при проведении государственного надзора (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). На периодичность плановых проверок не влияет категория риска, присвоенная земельному участку. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 названного Закона);
— проверочные листы применяются в случае, если это предусмотрено порядком организации и проведения муниципального земельного контроля (ч. 11.1 ст. 9 указанного Закона);
— проверка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа муниципального контроля или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ);
— если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях.
Для привлечения лица к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора.
В течение пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном нарушении (п. п. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).
Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ).
Проведение общественного земельного контроля регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Он может осуществляться в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы. Кроме того, могут проводиться общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания.
При этом такой контроль может быть проведен одновременно в нескольких формах (ч. 1, 2 ст. 18 названного Закона).
Информация о проводимых мероприятиях и их результатах размещается в Интернете и опубликовывается в СМИ (ч. 4 ст. 26 указанного Закона)
Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ).
(подготовлено прокурором Орджоникидзевского района г. Перми Теплых А.В.)
Муниципальный земельный контроль
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельный надзор » Муниципальный земельный контроль
- Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.
- Содержание
- Земельное законодательство рассматривает не только права собственности физических, юридических лиц и государственных органов на определенные земельные территории, права и обязанности пользователей в сфере эксплуатации участков, но и выполнение определенных мероприятий по осуществлению оценки качества и состояния почвы, разработке мер по улучшению и защите земель, а также составлению учетных схем и планов, которые утверждают границы и административные пределы государственных земель.
Обратной стороной землеустроительных мероприятий является муниципальный земельный контроль, проведение которого предусматривается действующим законодательством. Государственный земельный контроль муниципального уровня призван выполнять основные задачи по контролю за соблюдением местными органами, физическими и юридическими лицами государственных норм и правил.
Поэтому каждый собственник, пользователь и владелец земельных участков дожжен знать, в чем заключается проведение земельного контроля, какие органы отвечают за его осуществление, а также в чем заключаются ключевые функции земельного контроля муниципального уровня.
Нужна помощь юриста по земельным делам?
Понятие муниципального земельного контроля
Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства.
Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.
Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в предотвращении случаев злоупотребления при переводе земель из одной административной категории в другую. В максимально внимательно муниципальные органы подходят к учету сельскохозяйственных земель.
Муниципальный земельный контроль в отношении физических и юридических лиц. План проведения муниципального земельного контроля
Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц должен организовываться не чаще, чем один раз в два календарных года. Основаниями для таких действий является обнаружение определенных данных о правонарушении земельного законодательства или же получение доказательств составе нарушения.
Проверки в отношении юридических лиц проводятся в соответствии с законодательной базой, а также при наличии определенных обстоятельств:
- в случае истечения срока предписания об устранении нарушений;
- при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.
Муниципальный земельный контроль проводится в соответствии с действующей законодательной базой, а также при соблюдении определенного плана, основными этапами которого являются:
- получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;
- осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
- передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
- рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
- проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
- составление учета муниципальных проверок земли.
Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие
Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере. Такой контроль позволяет оптимально и рационально использовать все природные ресурсы государственной территории, а также сделать процесс учета и контроля землепользования максимально прозрачным и открытым.
Ключевые функции проведения муниципального земельного контроля:
- соблюдение всех правил и законов по использованию государственных земель;
- исключение случаев самовольного захвата территорий, а также использования участков без официально оформленной документации в законном порядке;
- предоставление достоверных и полных данных о фактическом состоянии участков;
- соблюдение целевого предназначения земель;
- предотвращение случаев порчи земель сельскохозяйственного предназначения, что включает уничтожение, самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, использование пестицидов, вредных химикатов, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей;
- своевременность выполнения рекультивации после разработки добычи полезных ископаемых, а также выполнения строительных, изыскательных, внутрихозяйственных и лесозаготовительных работ;
- выполнение мероприятий по улучшению состояния и охране земель;
- расстановка и сохранность знаков межевания территорий;
- исполнение всех законодательных предписаний и устранение всяческих нарушений;
- соблюдение законности процесса переуступки прав пользования участками;
- своевременность и законность соблюдения обязанностей по приведению участков в пригодное для использования по целевому предназначению.
Муниципальный земельный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.
Соответственно, муниципальные учреждения – это органы муниципальных образований, которые избираются местным населением или образуются представительным органом и наделяются всеми полномочиями по решению земельных вопросов муниципального масштаба.
Осуществление муниципального земельного контроля входит в компетенцию следующих структур:
- представительного органа муниципального образования;
- главы муниципального образования;
- местных администраций.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля
Муниципальный земельный контроль проводится в форме инспекторских проверок, которые проводятся в соответствии с установленными планами работ. Основанием для организации такого процесса является указание руководства органа местного муниципального самоуправления.
Исключением являются случаи непосредственного обнаружения инспектором достаточной информации для составления заключения о нарушениях законодательства земельной сферы.
Все плановые проверки соблюдения физическими и юридическими лицами, предприятиями земельного законодательства соответственно с нормативами проводятся не чаще, чем один раз в два года. Проведение внеплановых проверок осуществляется со следующими целями и при наличии серьезных поводов:
- при обнаружении достаточной информации, которая подтверждает правонарушение земельного законодательства;
- для проверки законности выполнения всех предписаний с целью устранения нарушений земельного законодательства;
- в случае получения от государственных или муниципальных органов, физических или юридических лиц, частных граждан любых доказательств, которые доказывают факты нарушения земельного законодательства.
Составление акта проверки муниципального земельного контроля
Результатом проведения земельного контроля муниципального уровня является соответствующий акт, в который вносятся данные о виновности или невиновности лиц, а также привлечении их к административной ответственности.
Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:
- дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
- учетный номер муниципального распоряжения;
- инициалы лица, которое составляет документ;
- сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
- данные о земельном участке;
- сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
- подписи всех участников процесса проверки.
В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Перечень наиболее часто встречающихся при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений обязательных требований
- Предметом муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
- Объектами муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
- Основные виды нарушений:
- Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с его разрешенным использованием также относится.
За указанное нарушение частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В целях недопущения подобного рода нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка необходимо исходить из установленного для него вида разрешенного использования.
Для уточнения режима использования земельного участка необходимо обратиться к правоустанавливающим документам на земельный участок либо к сведениям ЕГРН.
Фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду разрешенного использования.
В случае несоответствия фактического использования земельного участка установленному виду разрешенного использования, необходимо принять соответствующие меры по изменению установленного вида разрешенного использования с учетом действующих на территории Комсомольского муниципального района Правил землепользования и застройки сельских поселений, либо прекратить использование земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
- Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
За указанное нарушение статьей 7.1.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
При самовольном занятии земельного участка или его части происходит изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия смежных земельных участков.
Кроме того, самовольное занятие земельного участка или его части выражается в действиях, направленных на размещение строений, сооружений, складирования строительных материалов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, пользование земельными участками в отсутствие волеизъявления органа, уполномоченного на распоряжение такими землями.
В целях недопущения указанных нарушений необходимо удостовериться в том, что фактические границы используемого земельного участка соответствуют границам, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), и не имеют пересечений с границами смежных земельных участков.
Кроме того, при приобретении земельного участка, ограждение которого было установлено прежним собственником или пользователем, необходимо реализовать возможность изучения правоустанавливающих документов и проведения кадастровых работ по установлению границ земельного участка на местности, с целью исключения ситуации, при которой фактическая площадь земельного участка будет превышать площадь, сведения о которой содержатся в ЕГРН.
- Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
За указанное нарушение частью 1 ст. 19.5. КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Муниципальный земельный контроль
- Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
- Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).
- Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).
- Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за:
- — соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
- — использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;
- — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
- — своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;
- — исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
- — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
- — выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
- Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:
- — проведения плановых и внеплановых проверок;
- — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
- Оформление результатов проверок
По результатам проверок уполномоченными работниками Комитета составляются акты проверок соблюдения субъектом муниципального земельного контроля обязательных требований. В случае выявления нарушений обязательных требований земельного законодательства, материалы о таких нарушениях направляются в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
- Обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета по вопросам осуществления муниципального земельного контроля
- Субъект муниципального земельного контроля имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета, осуществляемых в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в досудебном (внесудебном) или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
- Информирование об исполнении муниципальной функции
Информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Комитет письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на сайте Комитета в сети Интернет (kuizo.ru).
Почтовый адрес для направления обращений: ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск, 454113, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Телефоны для справок: (351)266-47-64.
Адрес электронной почты: [email protected], [email protected].
Муниципальный земельный контроль
- Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченного органа, а также его должностных лиц
- Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе осуществления муниципального контроля
- Действие (бездействия) должностных лиц, решения, принятые в ходе осуществления муниципального контроля должностными лицами, ответственными за осуществление муниципального контроля, нарушения положений Административного регламента обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке, а также в судебном порядке.
- Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
- Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, повлекшие за собой при проведении проверки нарушение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
- Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
- В случае направления запроса государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам о предоставлении необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов, руководитель уполномоченного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения жалобы.
- В случае, если в жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
- В случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение руководителю уполномоченного органа, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его наименование и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменной жалобе содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностные лица Департамента вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с лицом, подавшим жалобу по данному вопросу при условии, что ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется лицо, направившее жалобу.
- В случае, если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
- В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в уполномоченный орган.
- При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а так же членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
- Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
- Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы от руководителя либо уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, либо их уполномоченных представителей, направленной лично, по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта Администрации.
- В жалобе заявитель указывает наименование органа местного самоуправления, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а так же свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть жалобы, ставит личную подпись и дату.
Дополнительно к жалобе могут быть указаны наименование должности, фамилия, имя и отчество должностного лица, действие (бездействие), решение которого обжалуется (при наличии информации), а так же иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить. В подтверждение доводов к жалобе могут прилагаться документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В обращении заявитель в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменном виде.
- Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
- При рассмотрении жалобы уполномоченным органом заявитель имеет право:
- 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- 3) получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 5.3 раздела 5 настоящего Административного регламента, уведомление о переадресации жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- 4) получать информацию о порядке рассмотрения жалобы.
- Органы местного самоуправления и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
- Во внесудебном порядке заявители имеют право обратиться лично или направить жалобу на действия (бездействие) лиц, ответственных за осуществление муниципального контроля, а также на принятые ими решения при осуществлении муниципального контроля на имя Главы Администрации, на имя заместителя Главы Администрации, координирующего деятельность Департамента, на имя начальника Департамента.
- Заявители вправе обжаловать действия (бездействие) и решения, принятые в ходе осуществления муниципального контроля должностными лицами, ответственными за осуществление муниципального контроля, в судебном порядке, обратившись в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и (или) законных интересов, в Надымский городской суд или Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Сроки рассмотрения жалобы
Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации. Письменная жалоба (письменное обращение) подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в уполномоченный орган.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам о предоставлении необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов, руководитель уполномоченного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения жалобы.
- Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
- При рассмотрении жалобы заявителю обеспечивается объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости — с участием заявителя, направившего жалобу.
- По результатам рассмотрения жалобы принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя.
- По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.
Заявителю, направившему жалобу, дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 5.3 настоящего Административного регламента.