Последствия отказа от оплаты по счетчику в многоквартирном доме — Юридические советы

Собственник может не платить за содержание общего имущества МКД, например, когда владеет нежилым помещением. Помещение пристроено к МКД и по документам не является его частью и расположено на отдельном земельном участке.

Сегодня мы на примере свежей судебной практики расскажем, что управляющей организации нужно детально разбираться в ситуации, прежде чем подавать в суд. Иначе потом будет неловко и судебные издержки никто не возместит.

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

Собственник обязан платить за общее имущество

А было так. Управляющая организация подала в суд на собственника нежилого помещения за то, что он не платит за содержание и ремонт общего имущества МКД.

Дело практически невозможно было проиграть. Недавно мы рассказывали об успешной борьбе ТСЖ с банком, собственником помещения, который нарушал правила пользования общим имуществом. Однако в этом случае в суде открылись неожиданные детали.

Управляющая организация в суде рассказала, что управляет МКД на основании договора управления, плату за содержания общего имущества принимает в рамках договорных отношений. Все собственники кроме одного платят исправно.

Доказательная база строилась на основе ст. 1102 ГК РФ. По ней лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество за счёт другого лица, должно возвратить его последнему.

Такое обязательство возникает при двух обстоятельствах, которые появляются одновременно:

  • одно лицо обогатилось за счёт другого,
  • имущество сберегли незаконно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11524/12 перечисляет основания для неосновательного обогащения – требование о возврате:

  • ранее исполненного при расторжении договора,
  • ошибочно исполненного по договору,
  • предоставленного при незаключённости договора и другие.

Собственники квартир и нежилых помещений владеют на праве общей долевой собственности общими помещениями МКД, несущими конструкциями, механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием и земельным участком дома (п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Каждый участник долевой собственности соразмерно со своей долей платит налоги и платежи по общему имуществу (ст. 249 ГК РФ). А по п. 1 ст. 158 ЖК РФ – несёт расходы на содержание его помещения, участвует в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Имеется ввиду, что он платит за содержание и ремонт жилого помещения.

Машино-места как объект гражданских прав

Но не должен, когда он не собственник в данном МКД

Собственник в ответ на претензию предоставил суду технические и кадастровые паспорта на нежилые помещения, которыми владеет. Эти документы показали, что помещения являются пристройками и не считаются частью МКД.

Помимо этого, нежилые помещения расположены на отдельном земельном участке, на который оформлено право постоянного бессрочного пользования. Границы этого земельного участка не пересекаются с границами участка, на котором расположен МКД.

Собственник хорошо подготовился: помимо паспортов приложил договоры с ресурсоснабжающими организациями. Это свидетельствовало о том, что коммунальные ресурсы собственник приобретал самостоятельно.

Кроме того, собственник указал на пропуск срока исковой давности за период взыскиваемой задолженности.

Рассмотрев все обстоятельства дела Арбитражный суд Московского округа решил, что собственник не должен платить за содержание общего имущества МКД, потому что помещение, которое ему принадлежит, не является частью такого дома (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2017 по делу N А41-101071/15).

УО и содержание детских площадок

В теории за неуплату коммунальных услуг начислят штрафы, не выпустят за границу, отключат воду или подадут в суд. На практике бывает по-разному — многое зависит от управляющей компании. Рассказываем, почему с платежами лучше всё-таки не затягивать.

Что такое ЖКУ

Жилищно-коммунальные услуги делятся на два основных вида. К жилищным относится содержание общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме — лестничных площадок, лифтов, подвалов, чердаков, придомовой территории.

О предоставлении коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг: ст. 155 ЖК РФ

Конкретный перечень услуг обычно согласовывают в договоре на управление домом или в протоколе собрания ТСЖ. Это может быть уборка и дезинфекция подъездов, ремонт лифтов, прочистка мусоропровода, замена лампочек на лестничных площадках, вода и отопление для общих помещений. Коммунальные услуги — это снабжение квартир газом, электричеством, холодной и горячей водой, водоотведение и отопление.

Капитальный ремонт не входит в жилищно-коммунальные услуги, но условно его относят в эту категорию. Взносы за капремонт включают в платёжные документы по ЖКУ.

У некоторых жителей есть мнение, что платить за плановый ремонт крыши, фасадов, фундамента и замену лифтов можно по желанию — но это не так.

По закону собственники жилья обязаны платить за капремонт, в случае социального найма жилья чаще всего платит муниципалитет. При неуплате взносов на капремонт применяются отдельные правила начисления пеней.

Что будет за неуплату

1. Пени

Если у вас копятся долги за коммунальные услуги, вам начнут начислять штраф — с 31-го дня просрочки платежа. Размер пеней зависит от того, насколько сильно вы нарушили сроки оплаты.

О правилах оплаты ЖКУ и ответственности за просрочку: раздел VII ЖК РФ

Если просрочили платёж не больше чем на 90 дней, придётся дополнительно заплатить 1/300 ключевой ставки за каждый день. С 91-го дня пени вырастают до 1/130 ключевой ставки за день просрочки. Сейчас эта ставка равна 7,75% годовых, следить за её изменением можно на сайте ЦБ РФ.

О размере пеней: ч. 14 ст. 155 ЖК РФ

Переживать за пени стоит — их точно начислят, если задержите оплату. Долг могут потребовать через суд.

Считаем пени Марина должна заплатить 10 марта за коммунальные услуги 3000 рублей, но она не получила зарплату и отложила платёж. Если Марина оплатит долг 10 апреля — пени не начислят.

  • Если Марина не оплатит квитанции 10 апреля, то с 11 апреля (31-го дня просрочки) ей начнут начислять пени на долг в 3000 рублей — это 75 копеек в день.
  • С 91-го дня просрочки пени начнут считать по новой ставке, штраф увеличится более чем в два раза — до 1,8 рубля в день.
  • Расчёт с 31-го дня просрочки: 1 день × 0,025% (7,75% / 300) × 3000 рублей = 75 копеек
  • Расчёт с 91-го дня просрочки: 1 день × 0,06% (7,75% / 130) × 3000 рублей = 1,8 рубля

Если вы собственник квартиры, то за просроченный взнос на капремонт тоже придётся заплатить пени. Они начисляются также с 31-го дня просрочки, только, в отличие от пеней за просрочку коммунальных платежей, не повышаются: пени по ним всегда 1/300 ключевой ставки.

В общей сложности я не платил коммуналку пару лет. Первый год совсем не перечислял деньги, а потом постепенно гасил долг частями. Начисляли пени, указывали в списке должников и вывешивали объявление в подъезде, ещё было немного неудобств по взаимодействию с ТСЖ: как-то раз мне незаконно отказали в выдаче справки для паспортного стола.По истечении второго года задолженности мне прислали уведомление о передаче документов в суд, но к этому времени я успел закрыть остаток крупным платежом.АРСЕНИЙ 41 год, Санкт-Петербург

2. Предупреждение

Если у вас образовался двухмесячный долг хотя бы по одному виду услуг, вам пришлют уведомление о том, что его нужно погасить в течение 20 дней. В случае неуплаты сначала услугу ограничат, а потом могут и вовсе отключить.

Уведомление направляют разными способами. Это может быть письмо через «Почту России», сообщение в личном кабинете на сайте ресурсоснабжающих организаций (например, Мосэнергосбыта или Мосводоканала), телефонный звонок с записью разговора или предупреждение в очередном платёжном документе.

Об отключении коммунальных услуг: п. 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Я не платил за коммунальные услуги полтора года, и ничего за это не было. Предупреждения приходили, но управляющая компания даже списки должников не вывешивала либо их быстро срывали. Не отключали ни воду, ни электричество. Однажды пришлось вызвать через управляющую компанию сантехника, и не возникло никаких проблем — пришёл и прочистил трубу. Но думаю, мне тогда просто повезло. У знакомых из соседнего дома в похожей ситуации отключили свет.АЛЕКСЕЙ 42 года, Набережные Челны

3. Ограничение и отключение ресурсов

Итак, если должник не расплатился спустя 20 дней с момента получения предупреждения, услугу могут ограничить. Для этого вводят график потребления ресурса или уменьшают объём его подачи. Иногда — и то, и другое сразу.

Читайте также:  Оформление больничного листа по беременности и родам — Юридические советы

Дальше есть 10 дней, чтобы оплатить долг. Если должник бездействует, поставщик имеет право отключить подачу ресурса. Ещё коммунальные услуги могут отключить, если нет технической возможности для ограничения ресурса — тогда закон позволяет полностью приостановить услугу.

При этом запрещено отключать отопление и холодную воду. Также любое отключение подачи ресурса не должно нарушать права других жильцов или превращать квартиру в непригодную для проживания. Например, нельзя приостановить подачу газа, если для этого требуется перекрыть общий газопровод.

Обычно я оплачиваю ЖКУ не по счётчикам. Не люблю ходить с карандашиком и записывать показания. Я закидываю 10–15 тысяч рублей и на время забываю об оплате. Если копится долг, приходит уведомление.Однажды узнал о долге, когда уже отключили свет. В другой раз я улетал из России, вышел из квартиры с чемоданом, а в коридоре двое рабочих в щитке копаются. Оказалось, отключали мне электричество. Договорился под честное слово, что из такси в аэропорт всё оплачу. Слово сдержал.Пугает не столько само отключение света, сколько его подключение — сложная процедура. Сначала едешь за заявкой на включение, потом приносишь квитанцию об оплате, и только на следующий день приходит мастер. Всю ночь приходится сидеть на внешних аккумуляторах и при свечах. В общем, не очень удобно.ТИМУР 44 года, Москва У друзей как-то накопился долг примерно на 120 тысяч рублей. У них появились свободные деньги, и они погасили часть задолженности, чтобы не доводить дело до суда. В управляющей компании, видимо, поняли, что с финансами у должников всё хорошо, и отключили электричество. Хотя как раз со счетами за свет всё было в порядке. Друзья приехали домой после длительного отъезда и обнаружили размороженный холодильник. С тех пор у них на кухне стоит газовая горелка.САША 37 лет, Москва

4. Взыскание через суд

Если вы прилично задолжали за коммунальные услуги, есть риск, что на вас подадут в суд.

При задолженности до 500 тысяч рублей дело рассмотрят в приказном порядке. Закон прямо предусмотрел такую возможность при долгах за ЖКУ.

О порядке выдачи судебного приказа: гл. 11 ГПК РФ

Что значит «в приказном порядке»:

  • Суд пройдёт без вызова сторон и разбирательства.
  • Решение вынесут в течение 5 дней.
  • Должник узнает о решении по факту — когда получит от судьи копию судебного приказа.
  • На возражения есть 10 дней с момента получения приказа.
  • Судебный приказ считается и исполнительным листом. Заявитель получит оригинал и затем отправит документ приставам или в банк, чтобы взыскать долг.

Для погашения долга могут удержать деньги с зарплатной карты, произвести арест имущества и счетов в банке. Какой сценарий исполнить — решают приставы. В первую очередь обычно накладывают взыскание на денежные средства, но если долг намного больше зарплаты — перейдут на имущество.

5. Запрет выезда за границу

Если задолженность более 30 тысяч рублей, должника могут не выпустить за границу. Поэтому, даже если вас не пугает арест счетов или машины, улететь в отпуск из-за неоплаченного отопления, возможно, не получится.

6. Попадание в «чёрный список» банков

Банк всегда проверяет будущего заёмщика, и тут долги за коммунальные услуги могут сыграть не в вашу пользу.

Информация о задолженностях, с которыми начали работать приставы, находится в общем доступе — проверить её может кто угодно.

7. Выселение из квартиры

В редких случаях, но из квартир всё же выселяют.

Этого стоит бояться в двух случаях:

  • Если вы живёте в квартире по договору социального найма и задолжали больше чем за полгода. Такого нанимателя могут выселить только через суд, но не на улицу, а в другое жильё. Только размеры нового жилья могут быть гораздо меньше прежнего: площадь рассчитывается по нормам общежития — по 6 метров жилой площади на человека.
  • Если вы живёте в собственной, но не единственной квартире и накопили долги, которые не погасить за счёт зарплаты, продажи машины или другого имущества. Квартиру в таком случае взыскивают через суд и выставляют на торги.

О выселении из квартир: ст. 90 ЖК РФ

О нормах жилья в общежитии: ст. 105 ЖК РФ

Как платить вовремя и с выгодой

По закону платить за жильё полагается до 10 числа следующего месяца, но этот срок бывает и другим. Его могут изменить договором с управляющей компанией или протоколом общего собрания членов ТСЖ.

Если вы забываете вовремя платить за воду и свет и боитесь последствий, попробуйте воспользоваться нашими советами.

1. Напоминалки

Самый простой способ — поставить напоминания в телефоне или планшете либо настроить в календаре почтовые уведомления. Включите оповещения на то время, когда будет удобно сразу оплатить все счета — утром перед работой или вечером, когда уже вернётесь домой. Уведомление посреди загруженного рабочего дня, скорее всего, останется незамеченным.

2. Автоматическая оплата

Многие банки предлагают настроить автоплатежи в приложениях — это удобный инструмент для сильно занятых и забывчивых. Приложения позволяют автоматически оплачивать и расходы ЖКХ, и электричество, и телефон с интернетом.

Если напоминалки не помогают и вы боитесь забыть про оплату, найдите в квитанциях самую большую сумму за последний год и настройте автоматическую оплату до 10 числа каждого месяца. Скорее всего, это будет один из зимних месяцев. Раз в полгода сверяйтесь с реальными расходами и поправляйте суммы автосписания, если расхождения будут большими. Так вы себя перестрахуете от начисления пеней.

3. Оплачивайте за несколько периодов вперёд

Платите за коммунальные услуги на два-три месяца вперёд, если ваши финансовые возможности это позволяют. Вероятно, будет удобнее оплатить все счета на полгода вперёд, нежели отвлекаться на оплату каждый месяц.

Но не забывайте о показаниях счётчиков. Если не передаёте данные в течение трёх месяцев, платежи начислят по средним показателям из прошлых квитанций, а с четвёртого месяца — по общим нормативам, установленным в регионе. Перерасчёт сделают только после того, как вы передадите свежие показания.

4. Поставьте счётчики

Пока счётчиков нет, вы платите по нормативам, которые умножаются на число зарегистрированных жильцов в квартире и на повышающий коэффициент 1,5. Поэтому для тех квартир, где прописанные почти не живут, счётчики особенно актуальны.

Нормативы устанавливают органы местной власти. Например, в Москве на одного человека этот норматив — 6,935 кубометра холодной воды, 4,745 кубометра горячей воды и 11,68 кубометра на водоотведение. Кубометры умножаются на тарифы.

Обычно реальное потребление воды гораздо меньше, и в московские нормативы на одного человека легко укладываются двое. Ниже сравним показания.

Без счётчиков Один взрослый москвич будет платить по нормативам за воду в месяц 1498,95 рубля:

Холодная вода — 6,935 м³ × 38,7 руб. Горячая вода — 4,745 м³ × 191,72 руб. Водоотведение — 11,68 м³ × 27,47 руб.

А если в квартире прописаны, например, двое не живущих там родственников, то придётся заплатить в 3 раза больше.

По счётчикам (опыт автора) На одного человека при условии, что он работает дома, ежемесячный платёж составляет 362,7 рубля:

Холодная вода — 2,5 м³ × 38,7 руб. Горячая вода — 0,9 м³ × 191,72 руб. Водоотведение — 3,4 м³ × 27,47 руб.

За год выходит экономия в 13 635 рублей или ещё больше, если в квартире зарегистрированы пятеро, а живут только двое.

При подсчётах нужно учитывать, есть ли у вас посудомойка или бойлер, стоит ванна или душ. Но даже с дополнительной техникой и при использовании душа платить по счётчикам почти всегда выгоднее.

Пересчитать оплату ЖКУ

Если в квартире не стоят счётчики по техническим причинам и вы планируете надолго уехать, позже сможете сделать перерасчёт оплаты коммунальных услуг. В перерасчёте откажут тем, кто не ставит счётчики по собственному желанию.

О порядке перерасчёта расходов на ЖКУ: ч. VIII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Какие расходы можно пересчитать:

  • газ;
  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электричество.

А вот оплата отопления и содержания общего имущества дома не пересчитывается.

В каких случаях делают перерасчёт:

  • вы можете доказать, что счётчики невозможно поставить, — нужно составить акт вместе с управляющей компанией;
  • вас не было дома более 5 дней подряд, не считая дни отъезда и возвращения;
  • вы готовы подтвердить отсутствие в квартире более 5 дней подряд.
Читайте также:  Признание гражданина ограниченно дееспособным — Юридические советы

Чтобы получить перерасчёт, нужно подать заявление в МФЦ или в управляющую компанию, приложить акт с подтверждением невозможности установки счётчиков и документы, доказывающие отсутствие в квартире. Это можно сделать до отъезда или после возвращения, главное — подать документы.

Чем подтверждать отсутствие:

  • билеты на самолёт, поезд или другие билеты;
  • командировочное удостоверение, справка или другие документы о служебной командировке;
  • справка о нахождении в больнице или санатории;
  • счёт за гостиницу или общежитие;
  • справка из консульства или дипломатического представительства о том, что вы были за границей;
  • загранпаспорт с отметками о выезде и въезде в Россию.

Что делать

По какой бы причине вы ни накопили долги за ЖКУ, не скрывайтесь от управляющей компании или ТСЖ: никто не заинтересован в том, чтобы перекрывать должнику воду или идти разбираться с ним в суд. Если у вас временные трудности с финансами, открыто расскажите о них и попробуйте договориться о рассрочке. Часто управляющие компании идут навстречу, чтобы не доводить дело до суда.

Ольга Ефимова

Иллюстрации: Олеся Щукина

Вс объяснил, за какие коммунальные услуги не надо платить

Верховный суд РФ запретил управляющим организациям выставлять плату за не оказываемые собственникам услуги. Он также подчёркивает, что управляющие компании не имеют права в одностороннем порядке перераспределять полученные от жильцов средства между услугами и работами.

Суть дела

Житель Омской области обнаружил в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг лишнюю графу: управляющая организация собирала деньги за обслуживание общедомового прибора учета тепловой энергии, хотя в доме его не было.

Собственник обратился с жалобой в жилищную инспекцию, которая сочла, что управляющая компания нарушила часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ и пункта 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с чем ее обязали не только исключить из квартплаты этот тариф, но и пересчитать расходы автора жалобы за уже оплаченные коммунальные услуги.

Такое развитие событий не устроило управляющую компанию, которая обратилась с жалобой в арбитражный суд. Первая инстанция ее позицию поддержала, пояснив, что общество осуществило взимание платы в размере, согласованном собственниками многоквартирного дома.

Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия оспоренного предписания, с чем согласился и суд округа.

Они подтвердили, что плата за содержание и ремонт общего имущества должна начисляться в соответствии с тарифом, утвержденным решением общего собрания, однако она должна формироваться с учетом фактически оказанных видов услуг. А расходование соответствующих денежных средств, поступивших в счет платы за содержание и ремонт, должно производиться в соответствии с утвержденными указанным решением статьями расходов, указали суды.

  • Позиция ВС
  • «Иными словами, управляющей организации не предоставлено право выставлять плату за не оказываемые услуги, а также в одностороннем порядке перераспределять полученные средства между услугами и работами», — поддержал мнение коллег Верховный суд.
  • Таким образом, начисление платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом платы за услугу по обслуживанию прибора, которого в доме на самом деле нет, не соответствует законодательству, отмечает ВС РФ.
  • В связи с этим судья ВС не установила оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ и определила отклонить кассационную жалобу управляющей компании.
  • Алиса Фокс

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте также:  Как оспорить действия администрации лагеря строгого режима — Юридические советы

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *