Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Военнослужащие, как и гражданские лица, имеют право на предоставление им законного отдыха, больничного, а также возможности получить дополнительные отпуска. Условия предоставления и количество дней строго регламентированы законодательством РФ.

Дополнительный отпуск военнослужащим устанавливается на определенный период, производится с целью предоставления возможности восстановить здоровье, обучаться и сдавать экзамены в учебных заведениях, а также разрешать различные проблемы личного характера.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Обоснование предоставления дополнительного отдыха

Дополнительный отпуск военнослужащим является отдельным видом выходного периода. Нормативными документами, регламентирующими предоставление военнослужащим дней отдыха, не входящих в основной отпуск, являются Указ Президента РФ №1237 гл.7., ФЗ №76 от 03.08.2018 г. и иные документы.

Помимо этого, во всех регионах и военных подразделениях приняты факультативные протоколы, устанавливающие порядок предоставления дополнительного отпуска военнослужащим. Большая часть отпускных дней является запланированными и вносится в специальный график. Имеют место и непредусмотренные выходные, которые оформляются на месте по причине экстренности возникшей ситуации.

Дополнительные дни к отпуску военнослужащим (их условия и продолжительность) обусловлены причинами и обстоятельствами, требующими их предоставления.

Отпуск на учебу

Служащие по контракту, поступающие или проходящие обучение на военных кафедрах и вузах, имеют право на учебные или каникулярные отпуска.

Для офицеров, готовившихся к поступлению в учебные заведения на основании изданного приказа военного руководства, предоставляются дополнительные дни отдыха от службы:

  • для допущенных к экзамену – 30 дней;
  • для защиты кандидатских – 10 дней на один предмет.

Если для поступления испытания не требуются, то дополнительный отпуск военнослужащим не предоставляется.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Однако чаще всего военные, особенно занимающие высокие посты, обучаются в докторантуре либо адъюнктуре на заочной форме. В таких случаях дополнительные сутки к отпуску военнослужащим предоставляются каждую неделю в период учебного семестра. В последний год обучения, по желанию служащего, возможно предоставление двух дополнительных дней.

Помимо этого, военным положен месяц для защиты кандидатской или диссертации. Соискатели ученой степени могут рассчитывать на более длительный период: докторам наук предоставляется около 6 месяцев, кандидатам наук — 3 месяца.

Студенты, обучающихся на военной кафедре, два раза в течение года уходят на учебные каникулы. В летнее время, считающееся основным, — на полный месяц, в зимнее (дополнительное) – на полмесяца.

Отпуск по болезни

Время на лечение и восстановление служащим оформляется по решению военной врачебной комиссии. Предоставление выходных строго ограничено. В среднем отпуск по болезни для срочников составляет 30 дней, максимально возможный – 60 дней.

Дополнительные отпуска военнослужащим по контракту можно продлевать только на месяц. Таким образом общая продолжительность отсутствия военного на службе по причине болезни не может составлять более четырех месяцев, не включая случаи, предусмотренные законодательством РФ. При более длительном лечении ставится вопрос о пригодности офицера для дальнейшего несения службы.

Дополнительный отпуск военнослужащим для оздоровительных либо восстановительных процедур регламентируется начальствующим составом федерального органа, уполномоченным на местном уровне, где ведется военная служба.

Для служащих, оказавшихся на больничном в результате проведения военных операций по защите граждан или границ РФ, участия в вооруженных столкновениях на территории других стран и во время исполнения военных обязанностей, регламентированных нормативными актами РФ, лечение проводится без учета его длительности.

Медицинская реабилитация также предусмотрена для служащих военно-морского флота, получивших урон здоровью в результате выполнения своих обязанностей. Потребность в применение подобных оздоровительных мер утверждается Министерством обороны РФ.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Декретный отпуск

Служащим в военной части лицам женского пола предусмотрено два выходных периода: во время беременности и после рождения ребенка. При родах без осложнений отпуск составляет 70 дней, и такое же количество времени предоставляется для последующего ухода за ребенком.

В соответствии с законом также полагается дополнительный отпуск многодетным военнослужащим. Время будет увеличено дополнительно, если рождается от двух и более детей, роды прошли с осложнениями, либо женщина служит в особых частях.

Родителям ребенка-инвалида, до достижения им совершеннолетия, предоставляется четыре дополнительных дня ежемесячно.

Служащему на контрактной основе мужчине предоставляется дополнительный отдых, если он один воспитывает ребенка либо нескольких детей (до 14 лет):

  • в случае кончины, гибели матери;
  • лишении женщины родительских прав;
  • нахождении ее в лечебном учреждении длительный срок;
  • иные случаи отсутствия материнского попечения.

Отцам-одиночкам может быть оформлен однократный перерыв в несении службы. Максимальная продолжительность отпуска в таком случае не должна превышать трех месяцев.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Отпуск по личным обстоятельствам

Положен ли дополнительный отпуск военнослужащим по семейным обстоятельствам? Это может зависеть от серьезности имеющихся причин:

  • тяжелое заболевание или уход из жизни близкого человека военнослужащего;
  • экстренная ситуация, стихийное происшествие, случившееся в семье или у родных офицера;
  • иные случаи, требующие присутствия военного в семье (при одобрении со стороны руководства).

Выходные при регистрации брака, а также по случаю рождения детей законодательно не предусмотрены. Эти вопросы решаются исключительно в индивидуальном порядке, по усмотрению начальника военной части.

Предоставление выходных по личным обстоятельствам предполагает их документальное подтверждение и письменное разрешение командира.

Количество выделенных отгулов не может превышать 10 дней. Этот период службы оплачиваться не будет. Также заслуженные ранее дополнительные дни не могут быть применены к отгулам по причине личного характера. Длительность выходных увеличивается на число дней, требуемых для того, чтобы добраться до места пребывания.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Отпуск по выслуге лет

Основной отдых служащих рассчитывается в зависимости от военного стажа. При наличии выслуги больше 10 лет к основному отпуску добавляется еще 5 суток, больше 15 лет – 10 дней.

По закону предусмотрен дополнительный отпуск за выслугу лет военнослужащим, продолжительность службы которых составляет от 20 лет.

Данным правом военные могут воспользоваться только один раз, в течение последних трех лет до окончания службы или в год увольнения. Выходные дни составляют один месяц (30 дней).

Предоставляется дополнительный отпуск за выслугу военнослужащим, которым присвоено звание Героя Советского Союза, Героя РФ, награжденных орденом Славы трех степеней. На основании ФЗ «О ветеранах», служащие, выполняющие свои обязанности на территории, где происходят боевые действия, также имеют право на выходные (помимо основного периода).

Дополнительный отпуск военнослужащим-ветеранам боевых действий полагается ежегодно. За эти выходные дни выплаты не предусмотрены.

Поэтому право получить законное время и использовать его по своему усмотрению реализуется служащими за свой счет. Дополнительный отпуск военнослужащих-ветеранам боевых действий оформляется сроком до 35 дней.

Для военных граждан, являющихся участниками ликвидации катастрофы на АЭС в Чернобыле, срок составляет 14 дней в течение каждого года.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Дополнительные отпуска за несение службы в тяжелых, сопряженных с опасностью условиях

На увеличение длительности отпуска могут рассчитывать военнослужащие, выполнение обязанностей которых связано со сложными или опасными для жизни и здоровья условиями. За пребывание на территории с суровым климатом дополнительно полагается:

  • при несении службы на Крайнем Севере – 15 дней;
  • за выполнение военных обязанностей в местностях, приравненных к северным – 10 дней;
  • за работу в отдаленных районах с неблагоприятным природным фоном – 5 дней.

Исполнение военного долга в условиях повышенного риска также поощряется выходными — до 15 суток.

Зачастую число всех имеющихся дополнительных дней суммируется и прибавляется к основному отпуску. Однако военнослужащий имеет полное право применять положенные ему выходные отдельно либо использовать их еще до наступления основного отдыха.

Продолжительность ежегодного отпуска для военнослужащих имеет некоторые ограничения. Общее количество выходных дней в год не должно превышать – 60 суток или 2 месяцев. Такие требования не касаются отдельных видов отпусков, продолжительность которых регламентирована Федеральным законом РФ.

Другие основания для дополнительных выходных

Военнослужащие могут получить добавочные отпускные дни, если они были привлечены к выполнению служебных обязанностей во время своих выходных или в период праздничных дней. Время сверх нормы высчитывается в часах. За каждые сутки сверхурочных полагается выходной. Это правило не применимо в военных подразделениях, находящихся в полной боевой готовности.

Когда выполнение военного долга не зависит от длительности служебной недели, то за каждые трое суток сверхурочных прибавляется 2 дня выходных.

Служащий может дополнительно взять отдых до 10 дней при ненормированном служебном времени в течение недели. Все выходные разрешается использовать либо единовременно с основным отпуском, либо раздельно.

В том случае, если дополнительное время не было израсходовано в течение года, допускается перенос отпуска на последующий год.

Предоставление выходных дней военнослужащему в период повышенный боевой готовности — Юридические советы

Порядок и условия компенсации военнослужащим за привлечение их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, применительно к Министерству обороны РФ

В Военную коллегию адвокатов Приморского края неоднократно обращаются военнослужащие по вопросам, связанным с привлечением их к исполнению обязанностей военной службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Настоящая статья подготовлена применительно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ с целью доведения существующего порядка и условий выполнения служебных обязанностей и привлечения к мероприятиям, проводимым сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Читайте также:  Выплата на улучшение жилищных условий сотрудникам МВД — Юридические советы

По общему правилу, согласно п.1 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В данном случае норма является отсылочной и для установления конкретного времени отсылает к обще трудовому законодательству.

Федеральным законом, дающим определение нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени является Трудовой кодекс РФ.

Нормальная продолжительность еженедельного рабочего времени установлена ст.91 Трудового кодекса РФ в размере, не превышающем 40 часов в неделю.

Вместе с тем, учитывая специфику военной службы, необходимость выполнение поставленных задач, ст.11 Закона предусмотрены следующие случаи привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей сверх общей продолжительности служебного времени и соответствующая компенсация.

1) Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В данном случае учету подлежит время привлечения военнослужащих сверх установленной продолжительности за исключением случае, указанных в п.3 ст.11 , п.3.1 ст.11 Закона.

2) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени: боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации.

3) Привлечение военнослужащих к мероприятиям, указанным в п.1, 3 ст.11 Закона, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

По первому случаю:

Учет служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха производится согласно п.1 – 4 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

  • Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей свыше 40 часов в неделю подлежит компенсации посредством предоставления суток отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
  • Согласно данного Приложения, учет ведется в часах, отдельно относительно сверхурочного времени в рабочие дни и отдельно относительно сверхурочного времени в выходные и праздничные дни.
  • Ответственность по учету возложена на командиров подразделений посредством ведения журнала учета.

Порядок и форма ведения журнала учета определены Приказом МО РФ от 30.10.2015 № 660.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.1 ст.11 Закона сводится к тому, что в течение недели командиром подразделения производится учет привлечения военнослужащего сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Данный учет учитывается в часах. В случае, если суммарное количество часов достигло – 8, у военнослужащего появляется право на предоставление дня отдыха.

Примеры:

1) военнослужащий согласно распорядка дня должен находится на территории войсковой части до 18.30, однако в этот день, в связи с необходимость подготовки техники к убытию в утренний рейс, задержался до 20.20 – учету подлежат 2 часа.

2) военнослужащий в течение недели привлекался к несению службы в суточном наряде 2 суток, дополнительно помимо несения службы в наряде исполнял повседневные обязанности в течение недели 23 часа. Учету подлежит время, исходя из следующего расчета: 48 часов (2 суток) + 23 – 40 = 31 час = 31 : 8 = 3 суток 7 часов.

Денежная компенсация по п.1 ст.11 ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусмотрена.

По второму случаю:

Мероприятия, подлежащие учету при предоставлении дополнительных суток отдыха, определены Приказом МО РФ от 10.11.1998г № 492, к ним относятся:

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил):
  • оперативные учения;
  • оперативно-тактические учения;
  • тактические учения с боевой стрельбой;
  • командно-штабные и штабные учения;
  • командно-штабные тренировки;
  • тактико-специальные учения;
  • опытные и исследовательские учения;
  • мобилизационные и специальные учения;
  • летно-тактические учения;
  • военные игры;
  • маневры войск (сил);
  • оперативно-полевые поездки;
  • выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы:
  • плановые;
  • внезапные;
  • итоговые (контрольные).
  1. Инспектирование войск (сил).
  2. Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  3. Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  4. Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий.
  5. Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов.
  6. Участие в проведении миротворческих операций.
  7. Выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определен в п.5 Приложения № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы.

Согласно данного Приложения, учет ведется в сутках.

В отличие от предыдущего вида, содержащегося в п.1 ст.11 Закона, ведение журнала учета ни в войсковой части, ни в подразделении не предусмотрено.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что привлечение к вышеназванным мероприятиям производится на основании соответствующих приказов, вследствие чего у командования имеется реальная возможность проверить обстоятельства фактического привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени и дополнительный учет нецелесообразен.

Суть правовой нормы, закрепленной в п.3 ст.11 Закона сводится к тому, что военнослужащий после окончания мероприятий, вправе обратиться с рапортом о компенсации времени, привлечения его к мероприятиям. При этом данная норма не связана с нормальной продолжительностью рабочего времени и компенсация производится в зависимости от количества суток привлечения к мероприятиям.

При этом расчет компенсации производится из расчета 3 суток мероприятий = 2 суткам отдыха.

В соответствии с п.3 ст.11 Закона предусмотрено два вида компенсации: предоставление дополнительных суток отдыха, либо предоставление по желанию военнослужащих вместо дополнительных суток отдыха денежной компенсации.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации предусмотрены Приказом МО РФ от 14 февраля 2010 года № 80.

Данным приказом Министром обороны РФ подчиненным должностным лицам предписано выплачивать компенсацию при наличии просьб военнослужащих.

Данная выплата производится посредством издания приказа командиром воинской части, в котором военнослужащий проходит военную службу на основании поданных военнослужащими рапортов. В приказе указывается количество дополнительных суток отдыха и сумма компенсации.

  1. Для определения суммы компенсации применяется следующий расчет:
  2. (оклад по должности + оклад по воинскому званию) : 30 х количество суток отдыха.
  3. По третьему случаю:

Согласно п.3.1 ст.11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее — соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется.

После ознакомления с данной правовой нормой у военнослужащих, проходящих военную службу в частях боевой готовности, возникает закономерный вопрос, а каким образом компенсируется переработка применительно к ним.

При этом Закон в отличие от предыдущих случаев не дает прямого ответа.

П.3.1. Закона был введен Федеральным законом от 26.04.2004 № 29-ФЗ, этим же законом в ст.

13 Закона вводилась правовая норма, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительно выплачивается дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Однако, уже 22.08.

2004 года, данная редакция была изменена Федеральным законом № 122-ФЗ, и в новой редакции указание на установление дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки непосредственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, была исключена, вместо этого надбавка была распространена на всех военнослужащих.

С введением нового порядка обеспечения денежным довольствием с 2012 года дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки была вовсе исключена.

Неопределенность порядка компенсации переработки для данной категории военнослужащих, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в свое Определении от 09 декабря 2014 года № 2743-О пришел к выводу о том, что время переработки и привлечения к мероприятиям компенсируются посредством установления и выплаты дополнительной надбавки, как военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения.

Согласно п.53 Порядка, утвержденного Приказом МО РФ от 30.12.2011 № 2700 такая надбавка установлена в размере 50% оклада по воинской должности.

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 207-КГ18-3

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  • от 20 декабря 2018 г. N 207-КГ18-3
  • Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
Читайте также:  Задержка выплаты по страховому случаю — Юридические советы

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Дербилова О.А., Замашнюка А.И.

при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу военного прокурора Тихоокеанского флота полковника юстиции Синчурина О.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г.

по административному делу об оспаривании подполковником юстиции запаса Сараниным Павлом Александровичем действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с исключением из списков личного состава военной прокуратуры без предоставления дополнительных суток отдыха, неправильным подсчетом выслуги лет и выплатой денежного довольствия не в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, выступление представителя военного прокурора Тихоокеанского флота Склярова В.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Саранина П.А. удовлетворено частично.

Признаны незаконными действия военного прокурора Тихоокеанского флота, связанные с исключением Саранина П.А.

из списков личного состава военной прокуратуры без предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в 2016 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также с выплатой ему с 26 февраля 2017 г. процентной надбавки за выслугу лет в размере 45 процентов.

На указанное должностное лицо возложена обязанность изменить дату исключения Саранина П.А. из списков личного состава военной прокуратуры на 10 мая 2017 г. с учетом предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение в 2016 году к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

На военного прокурора Тихоокеанского флота и руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» также возложена обязанность обеспечить Саранина П.А. за период с 15 апреля по 10 мая 2017 г. положенными видами довольствия и доплатить административному истцу за период с 26 февраля по 14 апреля 2017 г. процентную надбавку за выслугу лет до 55 процентов к денежному содержанию.

Судом отказано в удовлетворении требований административного истца об отмене приказа военного прокурора Тихоокеанского флота об исключении Саранина из списков личного состава военной прокуратуры, повторном подсчете выслуги лет, производстве с 30 декабря 2016 г. по день исключения из списков личного состава военной прокуратуры ежемесячных дополнительных выплат, предоставлении дополнительных суток отдыха в большем объеме.

Определением судьи Восточно-Сибирского окружного военного суда от 22 марта 2018 г. в передаче кассационной жалобы административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе военный прокурор Тихоокеанского флота просит отменить указанные выше судебные акты в части удовлетворения требований Саранина П.А. и принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать.

В обоснование жалобы он утверждает, что действие Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г.

N 213, не распространяется на военных прокуроров, в связи с чем отсутствуют основания для включения в выслугу лет Саранина П.А.

для соответствующей доплаты периода его обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования по юридической специальности.

Также военный прокурор Тихоокеанского флота утверждает, что обращение Саранина П.А. по вопросу предоставления дополнительных суток отдыха рассмотрено в установленном порядке и мотивированно отклонено. С заявлениями об учете сверхурочного времени Саранин П.А.

к должностным лицам военной прокуратуры не обращался, правильность ведения учета этого времени в соответствующем журнале военной прокуратуры еженедельно и самостоятельно не подтверждал. Случаев отказа в освобождении Саранина П.А.

от исполнения служебных обязанностей после несения внутренней службы в военной прокуратуре Тихоокеанского флота не имелось.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2018 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Согласно ст.

328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

По делу установлено, что Саранин П.А., окончивший в 2003 году юридический факультет Читинского государственного технического университета и заключивший 22 июля 2004 г. первый контракт о прохождении военной службы, 31 марта 2016 г. назначен на должность военного прокурора отдела (обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах) военной прокуратуры Тихоокеанского флота.

В период с 1 июня по 31 декабря 2016 г. Саранин П.А. неоднократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

За период с февраля по апрель 2017 года процентная надбавка за выслугу лет Саранину П.А. начислялась в размере 45 процентов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 902 Саранин П.А. уволен с военной службы по собственному желанию.

Приказом военного прокурора Тихоокеанского флота от 29 декабря 2016 г. N 153/к с учетом внесенных в него изменений приказом этого же должностного лица от 10 мая 2017 г. N 62/к Саранин П.А. исключен из списков личного состава военной прокуратуры с 17 апреля 2017 г.

Удовлетворяя требования административного истца, суды указали, что в силу п. 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г.

N 213, размер указанной выше надбавки должен определяться с учетом включения в выслугу лет Саранина П.А. периода прохождения обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, а на основании п. 1 ст.

11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п. 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.

N 1237, за исполнение обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени административный истец имеет право на предоставление 22 дополнительных суток отдыха.

Из материалов дела следует, что факт исполнения Сараниным П.А.

обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени подтверждается копиями графиков дежурств оперативного состава по военной прокуратуре Тихоокеанского флота за период с июня по декабрь 2016 года.

Доказательств, свидетельствующих о том, что административному истцу в связи с этим предоставлен отдых соответствующей продолжительности в другие дни недели, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Саранина П.А. права на предоставление социальной гарантии, предусмотренной ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в виде отдыха за время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

В то же время при разрешении требования Саранина П.А. о выплате ему с 26 февраля 2017 г. процентной надбавки за выслугу лет в размере 55 процентов судами допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 г.

N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 175 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст.

49 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» денежное довольствие военных прокуроров состоит из оклада по должности; оклада по воинскому званию; надбавки за особый характер службы (в размере 50 процентов оклада по должности); надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (в размере до 50 процентов оклада по должности); процентной надбавки за выслугу лет (в размере, предусмотренном абзацами восемнадцатым — двадцать третьим пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона); процентных надбавок за ученую степень, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (в размерах, предусмотренных абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), а также иных надбавок и дополнительных денежных выплат, предусмотренных для военнослужащих.

Из приведенных положений закона следует, что за выслугу лет прокурорским работникам производится доплата к денежному содержанию, а военным прокурорам выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию (в размерах, предусмотренных абз. 24 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Читайте также:  Получение информации по штрафам и задолженностям — Юридические советы

В силу абз. 18 — 23 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за классный чин (окладу по воинскому званию) прокурорского работника в следующих размерах:

  1. от 2 до 5 лет — 20 процентов;
  2. от 5 до 10 лет — 35 процентов;
  3. от 10 до 15 лет — 45 процентов;
  4. от 15 до 20 лет — 55 процентов;
  5. свыше 20 лет — 70 процентов.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 г.

N 213 в целях определения единого порядка установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на основании п. 1 ст. 17 и п. 1 ст.

44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» утверждено Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (далее — Положение).

В соответствии с пп. 13 п. 2.

1 названного Положения в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включаются периоды обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, по программе высшего либо среднего профессионального образования по юридической или иной соответствующей должностным обязанностям в органах или учреждениях прокуратуры специальности, независимо от формы обучения, а также в очной аспирантуре по юридической специальности, за исключением учебы в очной аспирантуре, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, — в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.

Из приведенного содержания приказа Генерального прокурора Российской Федерации и утвержденного им Положения следует, что его нормы, в том числе касающиеся включения в выслугу лет прокурорских работников периодов обучения, распространяются исключительно на лиц, получающих доплату за выслугу лет, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Военные прокуроры, которым выплачивается процентная надбавка к денежному довольствию за выслугу лет, а не доплата за выслугу лет к денежному содержанию, к указанным лицам не относятся. Оснований для распространения на них требований Положения не имеется.

Таким образом, вывод судов о незаконности действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с выплатой Саранину П.А. денежного довольствия с учетом надбавки за выслугу лет в размере 45 процентов, на нормах материального права не основан.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможны защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционного определения Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. в указанной части и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении данной части требований Саранина П.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г.

по административному исковому заявлению Саранина Павла Александровича в части удовлетворения требования о признании незаконными действий военного прокурора Тихоокеанского флота, связанных с неправильным подсчетом выслуги лет и выплатой денежного довольствия не в полном объеме, отменить.

Принять в этой части по делу новое решение, которым в удовлетворении данной части требований Саранина П.А. отказать.

В остальной части решение Читинского гарнизонного военного суда от 18 мая 2017 г. и апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 10 августа 2017 г. по административному исковому заявлению Саранина П.А. оставить без изменения.

Председательствующий

И.В.КРУПНОВ

Судьи

О.А.ДЕРБИЛОВ

А.Н.ЗАМАШНЮК

Дополнительные сутки отдыха военнослужащим

Военнослужащих, проходящих службу по контракту, интересует вопрос, за что, в каких случаях и в каком количестве положены дополнительные сутки отдыха. Согласно статье 11 п.1  ФЗ РФ “О статусе военнослужащего” 

общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Иными словами, для большинства военнослужащих предусмотрена традиционная 40-часовая рабочая неделя.

Поскольку каждый работодатель ведет учет отработанного времени (в нашем случае учет ведет командир подразделения), привлечение военнослужащих к исполнению военных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени должно компенсироваться отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. Правильность исчисления отработанного времени еженедельно подтверждается подписью военнослужащего в соответствующем журнале.

 Право на дополнительные сутки отдыха военнослужащим? 

Существует два типа воинских частей боевой готовности. Первый – соединения и воинские части постоянной готовности, переведенные в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.  Дополнительные сутки отдыха служащим в таких частях, в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 ФЗ РФ «О статус военнослужащего», не предоставляется.

Ко второму типу воинской части боевой готовности относятся воинские части, которые не переводились в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Они имеют законное право дополнительно отдыхать за ранее отработанное время.

Время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется, а затем предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

 Длительность дополнительного отдыха 

Согласно пункту 3 Приложения N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы», время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках.

За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащего».

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11 ФЗ РФ » О статусе военнослужащего», военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, соединениях и воинских частях постоянной готовности, и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

 В каких случаях предоставляются дополнительные сутки отдыха военнослужащим? 

Без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени проводятся следующие мероприятия (Приказа М РФ N 492 от 10 ноября 1998 г.):

  1. Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
  2. Боевое дежурство (боевая служба).
  3. Мероприятия оперативной и боевой подготовки:
  • — оперативные учения;
  • — оперативно-тактические учения;
  • — тактические учения с боевой стрельбой;
  • — командно-штабные и штабные учения;
  • — командно-штабные тренировки;
  • — тактико-специальные учения;
  • — опытные и исследовательские учения;
  • — мобилизационные и специальные учения;
  • — летно-тактические учения;
  • — военные игры;
  • — маневры войск (сил);
  • — оперативно-полевые поездки;
  • — выходы в море судов и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах.
  1. Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы.
  2. Инспектирование войск.
  3. Проведение испытаний, вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники.
  4. Участие в мероприятиях в зонах чрезвычайного положения.
  5. Участие в ликвидации аварий

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *