Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советы

Наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец продолжает рассказывать о нюансах нового подхода к расчётам платы за теплоснабжение в домах, где не все помещения оборудованы ИПУ теплоэнергии. Узнайте из нового выпуска онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» об ошибках, обнаруженных в формулах расчёта за отопление.

Ошибка № 1: отрицательные суммы платы при нулевом потреблении

В новом выпуске «ЖКХ: Мечты сбываются» Елена Шерешовец на примерах подробно разобрала возможные ошибки, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул из приложения 2 ПП РФ № 354:

Размер платы за отопление в многоквартирных домах складывается из двух составляющих: платы за тепловую энергию, потреблённую внутри помещения, и платы за ОДН.

Рассмотрим пример расчётов в случае, если объём ОДН получился отрицательным. В доме – четыре помещения, площадь каждого из них – 50 кв.м. Два помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, а два – нет. Всего за расчётный период домом потреблено 4,9 Гкал.

  • Размер платы за отопление в этом случае рассчитывается по формулам 3(1) и 3(7) приложения 2 к ПП РФ № 354:

Первое слагаемое формулы Vi – это индивидуальное потребление, а второе – это ОДН. В нашем примере ОДН получается отрицательным.

Добавим к задаче условие, что в этом же многоквартирном доме есть нежилое неотапливаемое помещение, которое не входит в состав общего имущества собственников в МКД. Например, приватизированная часть подвального помещения.

  1. В таком случае Vi по этому помещению будет равно нулю, поскольку в нём технической документацией дома изначально не предусмотрена установка приборов отопления.
  2. ОДН = 50*(4,9-5)/250 = — 0,02
  3. Если к нулевым показаниям прибавить отрицательный ОДН, то получается, что в нашем примере размер платы собственника этого подвала за отопление в расчётном периоде составит минус 70 рублей:
  4. Рi = (Vi + ОДН) × тариф = (0 + (- 0,02)) × 3500 = — 70 рублей.
  5. В такой ситуации у исполнителя коммунальной услуги появляется множество вопросов:
  • Что делать в случае отрицательного результата?
  • зачесть отрицательный результат в будущие расчётные периоды и как, если собственника всегда по оплате будет минусовое значение?
  • приравнять минусовое значение к нулю?

Пока нормативные акты не содержат ответов на эти вопросы.

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советыПочему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Ошибка № 2: нулевое ОДН в домах с автономным отоплением в квартирах

Рассмотрим ситуацию, когда в многоквартирном доме нет общедомового прибора учёта тепловой энергии, а все помещения оборудованы в установленном законом порядке системами автономного отопления. Тогда в формуле оба значения: и Vi, и ОДН – будут равны нулю.

Vi=0, потому что собственники в своих помещениях не пользуются централизованным отоплением. А ОДН равен нулю, потому что в числителе Sобщее (это площадь всех помещений) минус Sиндивидуальные (это площадь неотапливаемых помещений) тоже будет ноль, так как все помещения в доме неотапливаемые.

В таком случае жители дома не будут платить не только за отопление в собственных помещениях, но и за ОДН. А это противоречит постановлению Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором сказано, что отопление общего имущества нужно оплачивать всегда.

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советыКак в 2019 году изменилась система расчётов платы за отопление МКД

Ошибка № 3: старые формулы для домов с распределителями

Третья ошибка касается формул расчёта платы за отопление в многоквартирных домах с распределителями. Если дом оборудован ОДПУ, а помещения, площадь которых более 50% от общей площади помещений, – распределителями, применяются формулы 3, 3(1) и 3(3) приложения 2 ПП РФ № 354 с корректировкой по формуле 6 (абз. 7 п. 42(1) ПП РФ № 354).

В доме, где все помещения оборудованы распределителями, но нет распределителя на места общего пользования, указанную формулу 3(3) применить невозможно: нельзя разделить объёмы, приходящиеся на индивидуальное потребление, и на ОДН.

Такие же сложности возникают при применении формулы 6 с корректировкой. Она после 1 января 2019 года не менялась и написана ещё под старый алгоритм расчёта платы за отопление без разделения на индивидуальное потребление и ОДН. И опять в НПА пока нет указаний, что делать в таких случаях.

Ошибка № 4: старые формулы для домов с децентрализованным отоплением

Четвёртая ошибка выявляется при расчёте платы за отопление в домах с децентрализованным отоплением и горизонтальной разводкой, когда есть возможность поставить индивидуальный прибор учёта теплоэнергии. Согласно п. 54 ПП РФ № 354, в таких домах расчёт ведётся по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354.

Но в эту формулу не внесены изменения после постановления КС РФ № 30-П, поэтому в ней не учитываются показания ИПУ в случае, если часть помещений оборудована ими. Собственник помещения в таком доме, поставивший прибор учёта у себя, также может через суд потребовать, чтобы показания счётчика учитывались при расчёте платы за отопление.

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советыИзменились ли формулы расчёта платы за отопление: объясняет юрист

Ошибка № 5: отсутствие логики в формулах при расчёте ОДН

Пятая ошибка не математическая: в алгоритме расчёта отсутствует логика. Ведь каждая формула сегодня состоит из суммы объёма тепловой энергии, потраченной на индивидуальные нужды, и объёма ОДН. Вот примеры расчёта ОДН в формулах 2(3), 2(4) приложения 2 к ПП РФ № 354:

В знаменателе формулы от общей площади помещений в доме отнимается площадь неотапливаемых помещений. По логике там должна быть вся площадь дома: и помещения в собственности, и места общего пользования. В том числе и неотапливаемые. Иначе получается несправедливое распределение.

Как произвести корректировку платы за отопление за 2018 год

О нюансах расчёта платы за отопление узнайте на вебинаре

Как отметила Елена Шерешовец, разработчикам новых формул для расчёта платы за отопление удалось убрать очень многие ранее существовавшие проблемы и учесть требования Конституционного суда РФ.

Сегодня законодателям остаётся только доработать несколько пробелов или дать чёткие указания на порядок расчёта в ситуациях, не предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг ПП РФ № 354.

Об этом и других нюансах расчёта платы за отопление по новым формулам Елена Шерешовец расскажет на вебинаре «Как с 1 января 2019 года правильно рассчитывать плату за отопление», который состоится уже 21 марта 2019 года. Присоединяйтесь!

Переплата за отопление: как вернуть деньги :: Город :: РБК Недвижимость

Рассказываем, как узнать, сколько за год реально было затрачено на отопление дома или квартиры и как вернуть переплату

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советы

Ultraskrip/shutterstock

В квитанциях за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) плата за отопление составляет существенную сумму, иногда до половины расходов на коммуналку. Практически во всех многоквартирных домах в Москве установлены общедомовые приборы учета (ОДПУ), но суммы в квитанциях не меняются год от года, и даже при аномально теплых зимах.

Некоторые управляющие компании (УК) «забывают» сделать перерасчет за отопление. Рассказываем, как узнать, сколько за год реально было затрачено на отопление дома и как вернуть переплату.

Как рассчитывается размер платы за отопление

Для расчета платы за отопление используются показания счетчика ОДПУ за прошлый год. УК делит количество тепла, которое получил дом, на 12 месяцев. Из результата вычитается потребление тепла нежилыми и другими помещениями в домах, полученную разницу делят на площадь жилых помещений и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф.

В первом квартале УК должна сделать перерасчет за отопление — сверить полученный результат с фактически потребленным количеством тепла, а разницу вернуть или, наоборот, увеличить в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Данные правила расчета утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (.pdf).

На территории города Москвы (за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов) при расчете используется порядок внесения платы за отопление равномерно в течение календарного года (см. постановление правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП).

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом нормативов потребления. Корректировка размера платы в этом случае не осуществляется, пояснил руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Игорь Колесников.

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советы

VPales/shutterstock

Как узнать реальные затраты на отопление

Из-за аномально теплой зимы в Москве сумма экономии в определенные месяцы может составить 200 руб. В столице израсходовано примерно на 20% меньше тепла и газа, рассказал ранее заммэра города по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.

Чтобы узнать данные по реальному потреблению тепла в собственной квартире, нужно запросить показатели ОДПУ у управляющей компании многоквартирного дома за те годы, за которые вы хотите сделать перерасчет.

Обязательно просите предоставить надлежащим образом заверенные данные — возможно, вам придется идти с ними в суд. Управляющая компания обязана предоставить информацию в течение трех рабочих дней.

Если они этого не делают, то необходимо подать жалобу в Мосжилинспекцию.

Если у вас не сохранились все квитанции ЕПД за прошлый год, то их можно получить в личном кабинете на сайте mos.ru либо запросить в МФЦ справку по форме ЕИРЦ-21 за нужные годы. Общую площадь жилых и нежилых помещений вашего дома, принадлежащих конкретным собственникам, можно взять на сайте dom.mos.ru. Эти данные понадобятся для расчета переплаты за отопление.

Читайте также:  Удлиненный отпуск — Юридические советы

Перерасчет производится по формуле:

Pi = Pk.пр. x Si / Sоб — Pfn.i.

  • где:
  • Pk.пр — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за прошедший год;
  • Si — общая площадь вашей квартиры или вашего нежилого помещения в многоквартирном доме;
  • Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в ваше квартире или в вашем нежилом помещении за прошедший год.

Обратите внимание: так как тарифы на отопление меняются в течение года, то считать стоимость отопления по данным общедомового счетчика за текущий год нужно для каждого месяца отдельно.

Как вернуть разницу в платежах

Чтобы вернуть разницу за уплаченное и потребленное квартирой тепло, нужно обратиться в УК для перерасчета платежей. Если УК отказывается выполнить требование, то нужно обратиться в Мосжилинспекцию с требованием обязать ее выполнить нормы закона.

Если на эти запросы УК не реагирует, то нужно обратиться в суд. В суде, помимо пересчета, можно потребовать штраф в размере 50% от суммы взыскания за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, процент за использование ваших денежных средств, неустойку и компенсацию морального ущерба.

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советы

VPales/shutterstock

Почему «забывают» сделать перерасчет

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»:

— Зачастую люди, которые платят по схеме 1/12 по показаниям прибора учета, не видят в своих платежках желанный перерасчет в свою пользу. Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, потребление тепла считается по году в целом. А начало 2019-го (январь и февраль) было достаточно холодным. Необычно теплыми оказались только ноябрь и декабрь.

Во-вторых, обычно поставщики ресурсов не соблюдают температурные графики, подавая в дом больше тепла, чем это предусмотрено при конкретной погоде, поскольку заинтересованы в том, чтобы получить с потребителей больше денег.

За соблюдением температурного графика должны следить управляющие компании, у которых эта работа является неотъемлемым приложением к договору теплоснабжения с поставщиком ресурса. Однако управляющие компании не хотят или не могут следить за соблюдением прописанных условий.

И ресурсники, и «управляшки» в этом случае ссылаются на то, что в части квартир в силу низкой энергоэффективности дома или отдельных помещений можно обеспечить нормативную температуру (не ниже 18 градусов в дневные часы), только подавая излишки тепла.

В Москве планируется внедрить умную систему отопления в течение ближайших пяти лет. Датчики, установленные в жилых домах, сами смогут регулировать температуру в зависимости от погоды. Столичное ЖКХ станет цифровым — появится единый центр управления в сфере ЖКХ, который позволит следить за многими процессами в автоматическом режиме.

Блог

Есть ли отдельная формула расчета корректировки отопления за неполный год — Юридические советы

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант». Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная. Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

Предыстория:

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко.

Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.

15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

  • Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении — не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.
  • За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
  • Давайте разберем ситуацию:
  • Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C
  • Зафиксированная температура = 30 °C
  • Фактическое отклонение температуры от нормативной = …
  • Здесь давайте остановимся поподробнее:
  • Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:
  • «в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».
  • То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп».

Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1).

Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

  1. Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354   = 4 °C
  2. Размер платы  = 1320 руб.
  3. «Расчетное» отклонение = 30°C — 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).
  4. 31 день * 24 часа  = 744 часа — это суммарное количество часов в расчетном периоде)
  5. 1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24  руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле???) должен был составить 1626,24 рублей.

Читайте также:  Покупатель требует передать ему оригинал свидетельства на наследство при продаже квартиры — Юридические советы

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.

98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.

2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч.

При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

  • 1)      установка шарового термометра в точке измерения;
  • 2)      ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;
  • 3)      осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;
  • 4)      составление акта измерения температуры воздуха;
  • 5)      подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.

3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А.

Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Примечание:

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов.

При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения.

Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

  1. Как-то так…
  2. Итоговые выводы:
  3. 1)      Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

2)      Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3)      Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 

Корректировка платы за тепло. Ещё раз, более детально

Подборка ответов на вопросы о корректировке платы за отопление.

Предварительная публикация данных по корректировке принесла ожидаемые плоды – появилась обратная реакция. И не только от управляющих компаний, жителей и контролирующих органов, но и от журналистов.

Вопросы, в целом, однотипные – почему проводятся корректировки, как считаются, что делать, чтобы уменьшить суммы корректировок и т.д. Мы сгруппировали вопросы по своему содержанию и подготовили ответы.

На каком основании проводятся корректировки?

Корректировка платы за отопление проводится согласно п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354).

  • Как часто проводятся корректировки?
  • Корректировка проводится ежегодно, в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
  • Все ли дома попадают под корректировку платы за отопление?

Нет, не все. Корректировка платы проводится в домах, оборудованных общедомовым прибором учёта тепловой энергии.

Как определяется размер корректировки платы за отопление?

Методология определения размера платы за отопление и проведения корректировок дана в вышеуказанных Правилах. В общем и в целом считается следующим образом:

Для расчёта объёмов потребления тепла берутся данные прошедшего года – норматив потребления тепла и фактическое потребление тепла. Из нормативной величины потребления тепла вычитается величина фактического потребления за прошедший год. Разность — это базовая величина для корректировки размера платы.

При проведении расчёта платы берутся ФАКТИЧЕСКИЕ данные потребления тепла за 1 и 2 полугодие отдельно, умножаются на соответствующий тариф (тарифы 1 и 2 полугодия разнятся, 1590,90 руб. и 1695,11 руб. соответственно), затем складываются.

Из полученного результата вычитается суммарное начисление в течение года – это и есть величина корректировки. Эта сумма делятся на общую площадь жилых помещений, в результате появляется размер корректировки платы на 1 кв. м. жилой площади.

Откуда берутся данные для проведения расчётов?

Нормативная величина определяется как объём потреблённого тепла за предыдущий год и разделённый на 12 месяцев. Так как в Удмуртии платят за тепло в течении всего года ежемесячно.

Фактические данные определяются по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Показания передаёт управляющая компания. Коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом, за правильность его работы и техническое состояние отвечает управляющая компания.

Информация по площади жилых и нежилых помещений есть в ГИС ЖКХ. Именно этими данными пользуются и в Удмуртском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», и в контролирующих органах. Информацию в ГИС ЖКХ загружает управляющая компания.

  1. Если общедомовой прибор учёта работал не весь отопительный период?
  2. В этом случае первые три месяца считаются исходя из исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за отопительный период, а начиная с четвёртого месяца считают с применением норматива потребления тепла.
  3. Аналогично считают и в том случае, когда управляющая компания не предоставила данные приборов учёта.
  4. Что необходимо предпринять жителям, чтобы уменьшить размер корректировки?

Есть два пути. Первый – провести мероприятия, направленные на снижение объёмов потребления тепла. Это совместная работа жителей и управляющей компании. Это может быть и установка вторых дверей в подъездах, и контроль работы элеваторного узла, и монтаж приборов погодного регулирования, и применение теплоизоляционных материалов при проведении ремонтных работ.

Есть второй путь, позволяющий полностью уйти от ежегодных корректировок платы за отопление – переход на оплату по факту. Сегодня по фактическим затратам отопление оплачивают жители Можги и Воткинска. В 2018 году к ним присоединятся и жители Завьяловского района. Для перехода на новую систему оплаты жителям необходимо изъявить свою волю и добиться от администрации города принятия соответствующего решения.

Корректировка размера платы за отопление при переходе на прямые договоры

Завершение одного календарного года и наступление следующего для исполнителя коммунальной услуги по отоплению влечет за собой необходимость проведения корректировки размеры платы за отопление в том случае, когда в прошедшем году применялся способ оплаты равномерно в течение календарного года с использованием в расчете среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Такая корректировка производится потребителям в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии (далее также ОДПУ) в I квартале года, следующего за расчетным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение календарного года.

Формула проведения корректировки приведена в п. 3(4) Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Следует отметить, что ни в пояснениях к указанной формуле, ни в иных положениях Правил №354 не урегулирована ситуация, связанная с проведением корректировки платы за отопление в случае смены исполнителя этой коммунальной услуги, в том числе в связи с переходом на прямые договоры отопления между собственниками помещений и РСО.

По причине отсутствия прямого нормативного регулирования порядка и сроков проведения корректировки при смене исполнителя коммунальной услуги по отоплению соответствующие разъяснения были даны Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.

Согласно позиции Министерства, если в течение года корректировки произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, корректировка размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставленную в многоквартирном доме, проводится каждым исполнителем коммунальной услуги по отоплению соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в многоквартирный дом, за расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем по окончании предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также в год корректировки, и применяемым таким исполнителем тарифов на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений подпунктов 59(1) и 60(1) Правил №354.

Таким образом, по мнению Минстроя России, каждый из исполнителей коммунальной услуги по отоплению должен произвести корректировку размера платы за отопление в отношении тех периодов, когда он осуществлял функции исполнителя коммунальной услуги по отоплению в отношении потребителей в МКД. При этом ни сроки, ни порядок проведения каждым из исполнителей указанной корректировки в письме не разъяснены.

Ввиду того, что согласно п.

3 Постановления Правительства №354, полномочиями давать разъяснения по применению Правил №354 наделен Минстрой России, можно было бы предположить, что его мнение будет принято во внимание судами при рассмотрении спорных ситуаций, связанных с определением лица, обязанного произвести корректировку размера платы за отопление в случае смены исполнителя этой коммунальной услуги.

Однако, как показала свежая судебная практика, суды не разделяют мнение Минстроя России, изложенное в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 и при разрешении споров руководствуются следующим.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При этом данные правила предусматривают корректировку исполнителем размера платы за отопление один раз в год.

Согласно п.

3(4) Приложения №2 к Правилам №354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3 , 3(1) и 3(3) , размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5) , при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4) .

Из приведенных норм следует, что оснований проводить корректировку платы за отопление в середине года (в любом из месяцев года, когда произошла смена исполнителя коммунальной услуги отопления) нет правовых оснований.

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.

Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.

Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.

Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.

После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.

В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции. 

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.

То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.

Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.

Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена.

Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих. 

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.

Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *