- Как сделать перерасчет за услуги ЖКХ
Бывают случаи, когда счет в коммунальной платежке не соответствует нашим ожиданиям. Причин может быть много, и плата за ряд коммунальных услуг при определенных обстоятельствах может быть рассчитана повторно.
Как это происходит
Порядок и основания, на которых производится перерасчет, определены постановлением правительства.
Сумма платежа может быть изменена как в меньшую, так и в большую сторону. Если вы переплатили, то разницу в денежном эквиваленте вам не вернут, но зачтут в счет будущих начислений. Если произошла недоплата — включат эту сумму в новый платежный документ.
Пересчитать плату за ЖКУ могут по желанию жильцов или по инициативе поставщика ресурсов, управляющей компании или ТСЖ. Жильцы, конечно же, заинтересованы в уменьшении собственных платежей, поэтому важно знать, как и в каких случаях появляется право на перерасчет и за какие услуги.
Например, стоимость жилищных услуг, предоставляемых УК, всегда оплачивается полностью. Заново могут рассчитать платеж за электричество, отопление, поставку газа и воды, канализацию и вывоз мусора.
В каких случаях возможен перерасчет жку
Наверняка каждый бывал в ситуации, когда внезапно отключили свет, газ, перестали греть батареи или из крана вдруг исчезла вода. Неприятно, но вполне терпимо, если это не затягивается на несколько часов или не повторяется по несколько раз в неделю.
Перебои в подаче услуг могут случиться из-за аварий или в результате проводимых профилактических работ, но, в любом случае, перерывы не должны выходить за установленные законом временные рамки. Если это случилось, жильцы имеют полное право на перерасчет.
Максимальное время перерывов для разных услуг
Для электричества допустимо отключение не больше чем на 2 часа, если существует два независимых источника питания. Если такой источник только один, возможно отсутствие электроснабжения до суток
Все перерывы в подаче отопленияв сумме не могут составлять больше 24 часов за месяц. Единовременные перерывы зависят от температуры внутри жилых помещений. Чем теплее в помещении, тем дольше может быть перерыв. От +12оС до нормативной — 16 часов, при +10+12оС он составит 8 часов, если в комнатах совсем холодно — около +8+10оС — остановить подачу отопления могут только на 4 часа
Отключать газ могут только на 4 часа в общей сложности за месяц
Отключать холодную воду могут на 4 часа единовременно, а за весь месяц перерывы не должны быть более 8 часов. Если на централизованных сетях случилась авария, коммунальные службы должны соблюдать нормы
Для горячей воды допустимы те же 4 подряд и 8 часов за месяц, но при аварии на тупиковой магистрали перерыв может составить до 24 часов. Если на централизованных сетях ведутся ежегодные ремонтные или профилактические работы, длительность перерыва в соответствии с СанПиН
Для канализации допускается перерыв до 4 часов единовременно и 8 часов за месяц, при этом даже при аварии он не должен превышать установленные сроки
Максимальная длительность перерывов при вывозе мусора зависит от среднесуточной температуры на улице. В теплую погоду (от +5оС градусов и выше) коммунальные службы могут приостановить утилизацию мусора на срок до 24 часов. Если на улице холоднее (от +5оС и ниже), перерыв может составить 48 часов. Однако за месяц все перерывы не могут превышать 72 часов
Другая неприятность, которая встречается тоже достаточно часто — это ненадлежащее качество коммунальных услуг. Вода мутная, грязная или резко пахнет хлоркой? Скорее всего, такая вода не соответствует санитарным нормам.
А что, если горячая вода — вовсе не горячая, а чуть теплая? Это тоже нарушение. Если ее температура меньше +40оС, потребитель вправе платить за нее, как за холодную (что выходит значительно дешевле).
Необходимо помнить, что к качеству коммунальных услуг предъявляется ряд требований, которые прописаны в постановлении правительства, в СанПиН и договорах с поставщиками услуг. При отклонении от данных требований, жильцы имеют право уменьшить платеж, попросив сделать перерасчет.
Факт оказания некачественных услуг жильцам нужно доказать с помощью специалистов.
Ниже перечислены коммунальные услуги и допустимость отклонений от установленных норм
Поставка электричества должна соответствовать ГОСТу по частоте тока и напряжению в квартирных сетях. Отклонений от норм, прописанных в государственном стандарте, быть не должно.
Для отопления существуют требования по температуре в помещениях и давлению внутри системы. Отклонения по температуре в некоторых случаях допустимы.
Не считается нарушением превышение в 4оС, снижение температуры по ночам (с полуночи до 5 утра) на 3оС. А вот днем в жилых помещениях холоднее становится не должно. Давление в системе всегда должно соответствовать нормативам.
Нормативы для помещений
- жилые помещения +18оС, для регионов с самой холодной пятидневкой -31оС и ниже такой норматив +20оС; для угловых помещений эти показатели — +20оС и +22оС соответственно
- кухни +18оС
- туалеты +18, ванные и совмещенные санузлы +25оС
Для газа нормативным считается давление 0,0012-0,003 МПа, допускается отклонение в пределах 0,0005 МПа.
К воде предъявляется ряд требований по составу, свойствам для холодной и горячей воды и давлению в системе. Эти показатели всегда должны соответствовать нормативам.
Горячая вода, помимо вышеуказанных норм, должна отвечать определенным критериям по температуре. Согласно санитарным нормам, она должна составлять 60-75оС. В ночное время (с полуночи до 5 утра) возможно отклонение в 5оС, днем колебания температуры не должны быть более 3оС.
После устранения недостатков услуг ЖКХ составляется акт, и начисления происходят в прежнем объеме.
Собрались в длительную командировку, отпуск, или вдруг оказались на длительном лечении в больнице? Вы имеете право на перерасчет, но только в том случае, если отсутствие продолжалось пять календарных дней и больше, при этом дни отъезда и приезда в учет не идут.
Еще одно обязательное условие — отсутствие счетчиков и невозможность их установки с технической точки зрения. Если индивидуальные приборы учета есть, то начисления будут производиться по показаниям.
Уменьшение платежей возможно по таким услугам как поставка воды, водоотведение (если подаете на перерасчет оплаты за воду) и газоснабжение (за исключением газа для отопления). А вот оплата за отопление (имеется в виду центральное) перерасчету не подлежит.
Если вы знаете о своем отсутствии заранее, то лучше предупредить управляющую организацию до отъезда, тогда перерасчет сделают в течение 5 рабочих дней, и сумма с поправками должна появиться в квитанции за текущий месяц.
Если ваш отъезд случился неожиданно, или у вас просто нет времени на улаживание вопросов с УК, можно сделать перерасчет в течение 30 календарных дней после возвращения. Тогда откорректированная стоимость коммунальных услуг вносится в новый платежный документ.
Максимальный срок временного отсутствия длится до полугода. Если фактически вы отсутствовали дольше, заявление нужно подавать повторно.
Чтобы получить перерасчет, нужно подать заявление и документы, которые подтвердят, что вы не проживали какое-то время дома. Это могут быть чеки из отеля, приказ с места работы о направлении в командировку, справка от лечебного учреждения, и т.п.
Только помните, что эти документы нужно оформить по определенным правилам, иначе вы получите отказ в перерасчете. Попросите в организации, выдавшей документы, проставить регистрационные номера, подписи, даты и печати. Эти требования не распространяются только на проездные билеты. Если вы выезжаете заграницу и документы на иностранном языке — нужно сделать перевод.
Необходимо помнить, что перерасчет можно произвести, если у вас нет просрочек и долгов по оплате услуг ЖКХ. В противном случае нужно будет сначала погасить все долги и оплатить пени.
Такой перерасчет может быть произведен по желанию потребителя или поставщика, который имеет право проводить проверку счетчиков.
Основания для произведения повторного расчета
Если вы передавали показания, но при поверке выявлено несоответствие
В таком случае перерасчет сделают именно по тем показаниям, которые будут сняты при поверке
Проверяющие обнаружили поврежденные пломбы или какие-то другие признаки воздействия на приборы учета
При этом вам имеют право начислить дополнительную плату не больше чем за три месяца, которые предшествовали проверке
При нарушении правил подключения к сетям
Начисление доплаты производится на основании акта в соответствии с пропускной способностью труб. Этот документ составляет специальная комиссия той организации, которая осуществляла проверку. Если им не удалось определить время с момента такого подключения, доначисление также производится только за три месяца
Право на льготы при оплате услуг ЖКХ может быть у пенсионеров, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий граждан. Льготы оформляются в Управлении соцзащиты, его специалисты должны передать все данные в организации, которые осуществляют начисление платежей по ЖКУ.
Если у вас есть право на оплату коммунальных услуг с применением льгот, но квитанция пришла с полной суммой, нужно предоставить в УК соответствующие документы и потребовать произвести перерасчет.
При уменьшении количества жильцов для перерасчета в УК нужно предоставить заявление и документ, доказывающий тот факт, что человек больше там не проживает. Это может быть свидетельство о разводе, о смерти, прописка по иному адресу и т.п.
Как и куда обратиться за перерасчетом
Для того чтобы получить перерасчет, вам нужно собрать необходимые документы, подтверждающие такое право и приложить к ним заявление. Как именно составлять подобное заявление, строгих рекомендаций нет. Можете написать его в свободной форме, воспользовавшись общими правилами.
Подать документы можно двумя способами
По почте — обязательно оформите это письмо как заказное, чтобы получить уведомление о доставке.
Или занесите лично — в этом случае не забудьте подготовить копию и попросите проставить регистрационный номер, подпись, печать и дату.
Если у вас есть все основания, вы представили необходимые документы и оформили их надлежащим образом, в перерасчете отказать не могут. Но если все-таки так случилось, вы можете подать жалобу в Госжилинспекцию или иск в суд, для этого нужно иметь письменный отказ в перерасчете.
Сейчас читают
Кто и как должен убирать придомовую территорию
Счетчики на воду: как установить и пользоваться
Что делать, если управляющая компания плохо работает
Была ли эта статья полезна?
Судебный спор: основания для перерасчёта размера платы за горячее водоснабжение
РСО отказалась сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение за период временного отсутствия потребителя. За жителя дома заступилась ГЖИ, провела проверку и выдала организации предписание устранить нарушение. Спор дошёл до Верховного суда РФ, который пояснил, в каких случаях можно не делать перерасчёт.
Делается ли перерасчёт платы за ТКО, если в квартире никто не живёт
Житель многоквартирного дома потребовал перерасчёта платы за ГВС за период временного отсутствия
После временного отсутствия в квартире житель МКД попросил ресурсоснабжающую организацию сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение. РСО отказала ему в этом, сославшись на то, что
- справка о временном непроживании в жилом помещении – не единственное основание для освобождения от оплаты коммунальной услуги;
- для перерасчёта потребитель должен представить также акт о невозможности оборудования жилого помещения счётчиком, который отражал бы фактическое потребление КУ.
Житель не согласился с таким решением и пожаловался в Государственную жилищную инспекцию. ГЖИ провела внеплановую документарную проверку, по результатам которой выдала организации предписание устранить нарушение и сделать перерасчёт.
Ресурсоснабжающая компания обратилась с жалобой в суд.
Когда проводится перерасчёт платы за коммунальную услугу
Состоялось три суда: арбитражный суд признал предписание ГЖИ недействительным, а апелляционная и кассационная инстанции поддержали это решение.
Действующее законодательство предусматривает обязанность произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя только в случае, если
- жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта в связи с отсутствием технической возможности его установки;
- к заявлению о перерасчёте приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ;
- заявление на перерасчёт подано до периода временного отсутствия потребителя или в течение 30 дней после окончания такого периода.
Вторая ситуация, когда необходимо сделать перерасчёт: потребитель отсутствует в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В таком случае не имеет значения, возможно или нет установить счётчик и соблюдён или нет срок обращения с заявлением.
Вот как суды пришли к этому выводу. У граждан и организаций есть обязанность вовремя и в полном объёме платить за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги состоит из платы за холодную и горячую воду, электричество и тепловую энергию, газ, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Если собственники, наниматели или другие лица не используют жилое помещение, то это не считается основанием не платить за него и за коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Если человека нет в квартире временно, то плата за некоторые виды КУ, рассчитываемая по нормативам потребления, происходит с учётом перерасчёта за период временного отсутствия потребителя.
Порядок и случаи перерасчёта установлены разделом VIII Правил № 354.
Таким образом, перерасчёт делается только при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, если в нём нет счётчиков из-за технической невозможности их поставить. Если же в помещении установлены приборы учёта, то перерасчёт сделать не получится, потому что плата будет начисляться за фактически потреблённый объём коммунального ресурса.
В каких случаях суды разрешают не делать перерасчёт потребителям
Временное отсутствие потребителя – не единственное условие для перерасчёта
В рассматриваемом деле Государственная жилищная инспекция установила факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении. Но этого не достаточно для того, чтобы сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение.
Выяснилось, что у жителя дома не был установлен индивидуальный прибор учёта. Жилое помещение, о котором идёт речь находилось в условиях, соответствующих коммунальной квартире. Поставить ИПУ, действительно, не было технической возможности, но, тем не менее, можно было установить общий счётчик на нескольких собственников.
Суды сочли, что отсутствие соглашения между собственниками жилого помещения по этому поводу не может рассматриваться в качестве технической невозможности установки счётчика. Вывод – причин для перерасчёта не было.
Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ
Верховный суд РФ обобщил, при каких условиях можно сделать перерасчёт платы за ГВС
Верховный суд РФ, куда ГЖИ обратилась с жалобой, отказался передавать её для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, и признал, что решения предыдущих инстанций были верными.
Действующее законодательство предусматривает обязанность пересчитать плату за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в случае, когда жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учёта из-за технической невозможности монтажа. Одного только установленного факта временного отсутствия потребителя в помещении не достаточно для перерасчёта.
Также важно, чтобы заявление на перерасчёт потребитель подал до периода своего временного отсутствия или в течение 30 дней после его окончания. К заявлению о перерасчёте ему необходимо приложить акт об отсутствия возможности установить ИПУ.
Также перерасчёт производится, если человек не живёт в квартире в связи с чрезвычайными обстоятельствами. И тут уже не играет роли, была или нет возможность поставить ПУ, соблюдены ли сроки обращения с заявлением.
Как сделать перерасчет за ЖКУ
Если вас не будет дома более 5 полных дней подряд, не считая дней отъезда и возвращения, вы можете запросить перерасчет платы за коммунальные услуги за этот период. При этом перерасчет можно сделать, только если в вашей квартире или доме технически невозможно установить счетчики.
Перерасчет платы за ЖКУ на время вашего отсутствия может быть произведен по следующим услугам:
- холодное и горячее водоснабжение;
- водоотведение (если вы делаете перерасчет за холодное и горячее водоснабжение);
- газ и электричество (за исключением коммунальных услуг по газоснабжению на цели отопления).
Перерасчету платы не подлежат жилищные услуги (наем, содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт), прочие услуги (радио, антенна), а также коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Для перерасчета платы за ЖКУ вам потребуются:
- заявление о перерасчете — оформляется в центре госуслуг «Мои документы», обслуживающем ваш район, или в управляющей компании. Контакты своей управляющей компании вы можете найти на портале «Дома Москвы»;
- акт обследования, подтверждающий, что в вашей квартире или доме нельзя установить индивидуальный счетчик, если квартира ваша, или общий, если квартира коммунальная. Чтобы оформить акт, обратитесь в свою управляющую компанию, ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»;
- документ, подтверждающий факт и длительность вашего отсутствия. Перерасчет могут оформить, только если вы или хотя бы один из членов вашей семьи, зарегистрированный у вас дома, отсутствовали дольше пяти дней (без учета дней отъезда и прибытия).
Вы можете приложить к заявлению о перерасчете следующие документы:
- копию командировочного удостоверения или решения, приказа, распоряжения или справку о служебной командировке с приложенными копиями проездных билетов;
- справку, подтверждающую, что вы находились на лечении в санатории, больнице и тому подобное;
- билеты на самолет, поезд и тому подобное, оформленные на ваше имя (если в них указывается ФИО), или их заверенные копии. Если вы оформляли билеты в электронном виде, приложите их распечатку и посадочный талон или другой документ, подтверждающий, что вы воспользовались билетами;
- счета за проживание в гостинице, хостеле и тому подобное или их заверенные копии;
- выданный регистрирующим органом документ о временной регистрации по месту пребывания или его заверенная копия;
- справку от организации вневедомственной охраны, где указан период, в течение которого в вашем жилье никого не было и оно непрерывно находилось под охраной;
- справку о том, что вы находились в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном или другом детском учреждении с круглосуточным пребыванием;
- справку из консульства или дипломатического представительства Российской Федерации, подтверждающую ваше пребывание за границей;
- заверенную копию загранпаспорта или другого документа, удостоверяющего вашу личность и содержащего отметки о выезде из страны и въезде в нее;
- справку из дачного, садового, огороднического товарищества о вашем временном пребывании на даче;
- другие документы, которые, по вашему мнению, подтверждают факт и длительность вашего отсутствия.
Подать заявление о перерасчете можно:
- в центре госуслуг «Мои документы», обслуживающем ваш район, — если для оплаты ЖКУ вы получаете ЕПД;
- в вашей управляющей компании — если для оплаты ЖКУ вы получаете не ЕПД, а другую квитанцию.
В любом случае подать заявление о перерасчете платы за ЖКУ можно до отъезда или после возвращения.
Если вы оформляете перерасчет до отъезда, обратитесь в свой центр госуслуг «Мои документы» (или управляющую компанию) и подайте заявление. В течение 30 дней после возвращения предоставьте акт обследования и документ, подтверждающий ваше отсутствие, иначе вам придется оплатить ЖКУ без учета перерасчета.
Если вы подаете на перерасчет после возвращения, в течение 30 дней подайте заявление и предоставьте в центр «Мои документы» (или управляющую компанию) акт обследования и документ, подтверждающий ваше отсутствие.
Перерасчет сделают в течение пяти рабочих дней.
Расскажите друзьям
Уменьшение размера платы за ЖКУ при их предоставлении ненадлежащего качества
Организации, обеспечивающие многоквартирные и частные дома коммунальными услугами, обязаны соблюдать требования законодательства по их качеству.
Если вдруг из крана пошла ржавая вода или батареи зимой чуть теплые, или в подъезде грязно уже месяц, то коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомового имущества предоставляются ненадлежащего качества. В таких случаях оплата за ЖКУ должна быть уменьшена.
В каких еще случаях она должна быть пересмотрена? Что делать при выявлении ненадлежащего качества коммунальных услуг? Как грамотно составить акты и иные документы, необходимые для пересмотра оплаты ЖКУ или для контролирующих и судебных органов?
Случаи, когда можно уменьшить оплату услуг ЖКХ
В соответствии с п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в двух случаях:
- — предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- — предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
- Этим же пунктом установлено что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в вышеуказанных случаях. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).
Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
В частности, п.
150 Правил предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
- При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих случаях:
- — если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;
- — если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам;
- — если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- — если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- — если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к Правилам.
Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);
- — если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;
- — в других случаях, предусмотренных договором.
- Обратите внимание!
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
- Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:
- — допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;
- — условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
- Например, в случае прекращения подачи холодной воды единовременно более чем на 4 часа за каждый последующий час размер платы за данную коммунальную услугу за расчетный период должен быть снижен на 0,15%.
- Как зафиксировать предоставление некачественных коммунальных услуг
Необходимо четко представлять процедуру оформления актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги и соблюдать ее. Иначе можно потратить массу сил и времени с нулевым результатом.
При обращении к исполнителю следует требовать не только перерасчета оплаты, но и устранения причин предоставления некачественных услуг.
Процедура оформления некачественного предоставления коммунальных услуг едина для всех видов таких услуг.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая компания по договору управления домом или ТСЖ (кооператив), если у собственников заключен с ними договор, включающий условия предоставления коммунальных услуг. В этом случае ответственность за качество предоставляемых услуг соответственно несет организация, управляющая многоквартирным домом (МКД).
Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то именно она будет нести ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги.
В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).
Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в журнале приема заявок аварийно-диспетчерской службы.
Потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг).
В ответ сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер заявки и время ее приема.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна управляющая этим домом организация, он обязан незамедлительно довести до нее полученную информацию.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. А также уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.
Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями).
Первый экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил предоставления коммунальных услуг).
- При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.
- Далее в ходе проверки факт предоставления некачественных услуг может:
- 1) подтвердиться;
- 2) не подтвердиться.
- Данные варианты развития событий имеют различные последствия.
- Если факт нарушения качества коммунальной услуги подтвержден, то в акте проверки указываются:
- — дата и время проведения проверки;
- — выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;
- — использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;
- — выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
- Такой акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
- При возникновении споров по качеству можно инициировать независимую экспертизу
Иногда в ходе проверки качества коммунальной услуги и (или) величины ее отступления от установленных параметров возникает спор. В этом случае любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Расходы на ее проведение несет исполнитель. Однако, если в результате такой экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы на ее проведение.
- Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, а также не позднее трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки.
- Если никто из заинтересованных лиц не заявил о проведении экспертизы, но спор о качестве коммунальной услуги остался неразрешенным, определяются дата и время проведения повторной проверки с участием приглашенных исполнителем:
- — представителей ГЖИ;
- — представителей общественного объединения потребителей.
В акте повторной проверки должны быть указаны дата и время ее проведения. Представителям, участвующим в подписании акта, исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки (п. 110 Правил предоставления коммунальных услуг).
Что делать если исполнитель не явился на проверку качества коммунальных услуг
Напоминаем, что потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом).
- Такая возможность прямо предусмотрена п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг:
- — при непроведении исполнителем проверки в установленный срок (не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время, п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг);
- — при невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
- Что нужно учесть при обращении в суд
Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.
2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 Гражданский процессуальным кодексом РФ.
Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.
Обратите внимание! Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
13 декабря 2019, 18:12 by root
Обобщение судебной практики по вопросам применения законодательства о снабжении энергией при оказании коммунальных услуг (продолжение)
(Окончание. Начало в №№ 1, 2 2017)
Принятие собственниками помещений многоквартирного жилого дома решения о внесении платы за коммунальный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает товарищество собственников жилья/управляющую компанию от обязанности заключить договор ресурсоснабжения.
Обстоятельства спора
Ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с иском о понуждении товарищества собственников жилья заключить договор энергоснабжения тепловой энергии в связи со сменой способа управления многоквартирным домом. Возражая против удовлетворения заявленных требований, товарищество указало на принятие собственниками помещений в соответствии с Федеральным законом от 29.06.
2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №176-ФЗ) решения о сохранении порядка предоставления услуг, существовавшего до принятия решения об изменении способа управления и создания ТСЖ, то есть такого порядка, при котором исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
- Анализ действующего законодательства и судебной практики
- В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
- Отношения между абонентами (заказчиками) и теплоснабжающей организацией в сфере отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Законом № 190-ФЗ, Правилами № 354, Правилами № 124, положениями ЖК РФ.
Согласно пункту 6.
3 статьи 155 ЖК РФ (в редакции Закона № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 18 статьи 12 Закона № 179-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
При разрешении споров относительно обязанности заключать соответствующие договоры ресурсоснабжения арбитражные суды часто сталкиваются с позицией товариществ собственников жилья либо управляющих организаций об отсутствии у них таковой ввиду принятия собственниками помещений решения о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Так, согласно позиции Арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 16.05.
2016 по делу № А76–13747/2015, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за отпуск воды и прием сточных вод непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает управляющую организацию от обязанности заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на оказание коммунальных услуг.
- Выработанный правовой подход
- Принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с товарищества собственников жилья как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
- Правовое обоснование
- В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из содержания пунктов 1, 2 статьи 161 ЖК РФ следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления многоквартирным домом. Для этого собственники вправе создавать товарищество собственников жилья.
- Так, согласно пункту 4 Правил №124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
- По смыслу пунктов 15, 17 Правил №354 товарищество, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом, предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации.
- Как следует из пункта 13 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается товариществом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
- Кроме того, обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, предусмотрена пунктом 31 Правил № 354.
В письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 № 4989-СК/07 разъяснено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Таким образом, товарищество собственников жилья в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, уполномоченным на заключение с ресурсоснабжающей организацией договора.
В силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья действующим законодательством не предусмотрены. В данном случае внесение потребителями коммунальных платежей непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании принятого на общем собрании собственников помещений решения также не свидетельствует, что товарищество собственников жилья не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом товарищество собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязано заключать договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности).
Условия, которые должны быть предусмотрены в договоре ресурсоснабжения, установлены в пункте 27 Постановления №124, в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.