Замена радиатора, подключенного к общедомовой системе — Юридические советы

Развитие технологий, используемых при производстве отопительных элементов, разрешает не только производить качественный обогрев жилых помещений, но также осуществлять расход энергоресурсов. Батареи, изготовленные из чугуна и памятные пожилому поколению, давно ушли в прошлое. Замена батарей отопления в квартире через ЖЭК – крайне важный процесс.

Случается так, что заявку с требованием поменять прибор отопления администрация ЖЭКа принимать не желает, ссылаясь на отсутствие лицензии. Предлагаем детально разобраться в этом актуальном для россиян вопросе.

Батареи – какое это имущество: общедомовое или личное?

Важно понимать, каким статусом наделены батареи: это общедомовая собственность либо частная, за которую несёт ответственность собственник?

Текст Постановления № 491 утвердил перечень имущественных объектов многоквартирных домов, являющихся объектами общественного пользования, это:

  1. Стояки.
  2. Арматура всех видов.
  3. Учётные приборы общедомового использования.
  4. Элементы обогрева.

Исходя из данного перечня, батареи – это имущество, принадлежащее дому.

Важное дополнение! Большинство управляющих компаний (УК) предпочитают утаить данную важную информацию. Поэтому большинство людей, если происходит поломка батареи, начинает ремонтировать самостоятельно, без обращения в ЖЭК.

Таким образом, УК экономит деньги путём переложения собственных обязательств на жильцов дома.

Кто должен осуществлять замену батареи?

Когда происходит протечка радиаторных труб, встаёт резонный вопрос о том, кто именно, согласно букве закона, обязан заменять отопительный прибор:

  • когда квартира находится в частной собственности;
  • когда квартира находится в государственной собственности.

Квартира в частной собственности: как менять радиатор

Батареи, по закону, считаются общедомовой собственностью, если не учитывать важный нюанс.

Обратите внимание! Если трубы, входящие в квартиру, оснащены вентилем, который позволяет произвести отключение тепла, то подобный радиатор – это собственность хозяина жилья.

Сложно добиться переустановки отопительного прибора посредством ЖЭКа. Для спасения от замерзания и «потопа» придётся ремонтировать за собственный счёт. Но, при отсутствии крана, позволяющего осуществлять отключение подачи воды в батарею, замену должен производить ЖЭК.

Согласно практике, придя на вызов по поводу протекающего радиатора, сотрудники УК, снимая аварийный прибор, устанавливают заглушку и предлагают переждать до замены батареи. Коммунальщики надеются на то, что, устав ждать, собственник сам осуществит замену: особенно, если авария произошла зимой.

Возьмите на заметку! Если собственник ремонтирует самостоятельно, то он имеет право требовать у ЖЭКа компенсации в размере цены радиатора.

Чтобы появились шансы на успех в «сражениях» с коммунальщиками, следует заручиться поддержкой опытного юриста.

Квартира муниципальная: замена радиатора

Если жильё не приватизировано, то, в случае протекания, низкой теплоотдачи и износа радиаторов, ремонтировать их должен владелец квартиры. Поэтому жильцы муниципального жилья обязаны располагать исчерпывающей информацией о том, кому именно принадлежит дом, и кто занимается его обслуживанием.

Жилец – это всего лишь наниматель квартиры. Поэтому не обязан оплачивать ремонт из собственного кошелька.

Возьмите на заметку! Рабочие ЖЭКа, пришедшие по вызову, не имеют права требовать оплату за монтажные работы по замене отопительных приборов. Это можно расценивать, как прямое вымогательство и нарушение Правительственного Постановления № 491.

Согласно ст. № 65 ЖК РФ, наймодатель жилья, на основании соглашения социального найма, обязан осуществлять достойное содержание и ремонтные работы общедомовой собственности.

Случилась авария: кто понесёт ответственность?

Чтобы найти виновного в аварии, следует установить, из-за кого она произошла: виновен собственник жилья либо ЖЭК. Если собственник замечает плохое состояние отопительных труб, обязан незамедлительно сообщить об этом сотрудникам ЖЭКа, вызвав специалиста.

Нужно, чтобы вызов рабочих оформлялся официально:

  • составляется заявка, регистрируется, затем назначается время ремонта;
  • после завершения ремонта батареи собственник получает на руки акт приёмки работы;
  • акт визируется одновременно хозяином жилья и сантехником.

Если соблюсти все этапы, то ответственность за некачественную установку отопительных приборов понесёт УК.

Не забывайте! ЖЭК обязан регулярно делать плановые обследования отопительной системы (не менее двух раз в году) и её ремонтировать.

Исходя из полученных результатов проверки, коммунальщики обязаны выдать итоговый акт. Когда владельцы не пропускают специалистов в квартиру, это законодательство будет расценивать, как ненадлежащее использование коммуникаций. Ответственность ляжет на собственника.

Отопительные приборы: порядок замены

Чтобы заменить батарею, требуются знать закон и собственные гражданские права.

Куда следует обращаться?

При аварии надо срочно оповестить ЖЭК, информировав о факте прорыва. Если он произошёл ночью, то звоните по номеру аварийной круглосуточной службы.

Желательно зафиксировать – либо на видео, либо на фото, факт затопления, а также то, в какое состояние пришла квартира. ЖЭК не любит производить выплату расходов на ремонт, пытаясь доказать, что виноват владелец.

При аварии собственник принимает решение о том, кого пригласить для ремонта: специалистов из ЖЭКа либо частников. Ценник у этих специалистов примерно одинаков. Приводим сравнительную таблицу:

Необходимость действий Контора ЖКХ Частная контора
Необходимость согласовывать действия Нет никакой необходимости согласования, так как работы будут производиться после:

  • тщательного обследования;
  • составления дефектного соглашения;
  • составления карты – схемы выполнения работ.
Надо согласовывать с УК
Гарантия оказанных услуг Проверка качества произведённых работ возможна только при запуске отопительного сезона. Для сотрудников ЖКХ это проще, ведь именно они запускают систему. Гарантия даётся при заключении соглашения на предоставление услуг. Но частники не реагируют на жалобы. Тогда приходится подавать судебный иск.

Образцы заявлений

Можно подать заявления двух видов:

  1. С просьбой осуществить смену радиатора.
  2. С просьбой произвести отключение стояка и водного слива. Заявление на замену батарей отопления в квартире требуется для того, чтобы получить разрешение и договориться о времени работ, а заявление второе – с целью проведения необходимых работ.

Эти заявления не имеют регламентированной формы составления, поэтому пишутся произвольным образом, за подписью заявителя, а именно:

  • в правом верхнем углу надо указать: информацию о должностном лице, название и юридический адрес УК. Затем обозначить имя заявителя (ФИО, адрес, контакты);
  • по центру листа написать название документа: «Заявление». Ниже подробно изложить проблему. Полезно ссылаться на нормы закона/государственные акты;
  • в качестве доказательства полезно приложить фото/видео съёмку. Для этого, под текстом заявления, надо написать слово: «Приложение», затем перечислить все прилагаемые материалы;
  • внизу надо указать дату и завизировать подписью.

Замена радиатора, подключенного к общедомовой системе — Юридические советы

К заявлению необходимо приложить:

  • документ собственности на жильё;
  • удостоверение личности заявителя с копией;
  • план квартиры с планировкой и обозначением отопительной системы.

Секретарь ЖЭКа обязан принять бумаги, присвоив им регистрационный номер. Рассматривается заявление месяц, с даты его подачи. О результатах рассмотрения ЖЭК обязан сообщить заявителю письменно.

Стоимость

Стоимость замены отопительных приборов через ЖЭК зависит от региона: в столице цена будет гораздо дороже, чем в провинции. Приводим средний ценовой диапазон замены батарей:

  • отключение воды в стояках – от 500 до 1.700 руб.;
  • цена за замену радиатора (без учёта цены батарей) – от 4.000 до 6.000 руб.;
  • аварийный радиатор (который подтекает, при наличии заключения об этом) – заменяется бесплатно, путём подачи заявки на имя УК;
  • за одну батарею сантехник попросит от 3.000 до 6.000 руб. Сюда включается: замена труб, сварка, монтаж.

Типовые вопросы

ЖЭК обязан заменить устаревшие батареи за собственный счёт. На плечи УК возложена основная мера ответственности за грамотное обслуживание общедомового оборудования. Выясним, какова мера ответственности, если отказаться менять батарею? Имеются ли льготы? Позволяет ли закон, при замене отопительных приборов за собственные деньги, получить с УК компенсацию?

Замена радиатора: ответственность в случае отказа

Когда уже составлено заявление, заверенное нотариусом, с требованием о замене, но ЖЭК никак не реагирует, то необходимо потребовать от руководства УК письменный отказ. Имея на руках нотариально заверенное заявление и письменный отказ, можно смело идти в суд.

Обратите внимание! Согласно ст. № 35 Процессуального кодекса РФ, заявитель должен направить иск на имя мирового суда, если его стоимость меньше 50.000 руб. Если же цена выше, то следует подавать иск на имя арбитражного суда по месту регистрации УК.

Существуют ли субсидии?

Существуют категории граждан, имеющих право получить субсидии при замене батарей:

  1. Семьи, воспитывающие более троих несовершеннолетних.
  2. Лица с инвалидностью 1 и 2 групп.
  3. Лица пенсионного возраста.
  4. Ветераны труда.
  5. Труженики тыла.

Можно ли заменить батареи за собственные деньги, с последующей компенсацией УК?

Если владелец жилья меняет в квартире за свой счёт батареи, а при этом, по закону, отопительная система – это придомовое имущество, то меняя радиаторы собственными силами, владелец улучшает общедомовое имущество.

Читайте также:  Налоговый вычет налогоплательщикам-родителям на покупку квартиры детям — Юридические советы

УК – это наёмная организация, обслуживающая общедомовое имущество. Поэтому взаимоотношения с коммунальщиками обязаны носить договорной характер. Известите коммунальщиков о том, что вами заменяются отопительные приборы.

Примите к сведению! Если, следуя пунктам договора, ЖЭК обязан за собственный счёт заменить радиаторы, а владелец жилья получает письменный отказ в этом, то он имеет право предъявить коммунальщикам требования оплатить приборы отопления и работу по их установке.

Если такое условие прописано в договоре с ЖЭКом, а он отказывает, то суд встаёт на сторону истца, присудив возмещение компенсации.

Резюме

Важно понимать: батареи – общественное имущество, поэтому за них отвечают коммунальщики. При замене радиаторов следует учитывать статус квартиры (частная/государственная).

Если решили делать это собственными силами, то необходимо написать заявление на имя коммунальщиков (пишется в свободной форме), и пригласить рабочих. Коммунальщики не будут производить замену батарей на бесплатной основе, если на них имеются перекрывающие краны на границе, когда трубы входят в квартиру.

Все «отношения» с ЖЭКом необходимо регистрировать и фиксировать, чтобы иметь аргументы и доказательства при составлении судебного иска.

Как собственнику сэкономить и за счёт управляющей компании заменить батареи?

Собственники квартир в многоквартирном доме зачастую считают, что они должны за всё платить сами и обращаться в управляющую компанию нет смысла. Но такая позиция применима не во всех случаях.

Для того, чтобы знать наверняка кто должен оплачивать замену батарей в квартире собственника, нужно разобраться: Радиатор отопления – это общее или частное имущество?

В соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 491, в состав общедомового имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Если батарея монолитно встроена в систему отопления дома, и нет запорного крана, чтобы отключить её, она относится к общедомовому имуществу. Об этом указал Верховный суд Российской Федерации (определение от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ09-725) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (письмо от 1 апреля 2016 г. № 506-АЧ/04).

Другими словами, при наличии заключения о необходимости замены арматуры, встроенную в общую систему отопления дома, и у которой нет запорного крана, чтобы её отключить, управляющая компания должна её заменить собственнику жилья.

В каких случаях по закону управляющая компания обязана бесплатно заменить батареи собственнику квартиры?

Если собственник жилья хочет поменять исправный радиатор на более продвинутую модель, то в этом случае замену он будет производить за свои деньги. А вот неисправный радиатор, находящийся в аварийном состоянии, обязана поменять управляющая компания.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 (приложение №7) установка и замена отдельных элементов системы центрального отопления относится к текущему ремонту общедомового имущества. Оплачиваются такие работы ежемесячно, с назначением платежа «Содержание и ремонт жилья».

Общедомовое имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества.

За ненадлежащее содержание и несвоевременный ремонт общедомового имущества, в том числе и системы центрального отопления многоквартирного жилого дома управляющая компания будет привлечена к ответственности.

О чём нужно знать собственникам, желающим заменить батареи в своей квартире?

Во-первых: Нужно подтвердить, что арматура находится в аварийном состоянии и нуждается в замене. Для подтверждения факта нахождения батарей в аварийном состоянии, необходимо вызвать представителей управляющей организации: на месте они осмотрят и составят Акт с заключением — нуждается батарея в замене или может ещё поработать.

Во-вторых: Если собственник произведёт замену батарей на свои денежные средства, то затраты ему никто не возместит. Так как возмещение затрат в таких случаях законом не предусмотрено.

Куда жаловаться, если управляющая компания необоснованно отказывает в замене батарей?

  • в Жилинспекцию. При выявлении нарушений, управляющей компании придётся не только исправить нарушения, но и заплатить штраф. Собственник жилья также имеет право обратиться за защитой своих прав в суд, в том числе взыскать компенсацию морального вреда, расходы на оплату представителя, оформление доверенностей и иные судебные издержки.

А что вы об этом думаете?

Рекомендуем также к прочтению статью Что вы вправе спросить с аварийной службы ЖКХ?

Если наш материал был вам полезен, оцените его, нажав палец вверх!!!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Замена розеток и батарей: что управляющая компания должна делать бесплатно

Управляющая компания (УК) — это организация, которая отвечает за обслуживание общего имущества многоквартирных домов (подвалы, лифты, лестницы, холлы крыши, инженерные системы и так далее).

УК может быть коммерческой или государственной — как, например, ГБУ «Жилищник» в Москве. Выбирают управляющую компанию сами жильцы дома, и они же могут в любой момент заменить её по итогам общего собрания собственников. 

Что должна делать управляющая компания

Задача любой управляющей организации — обслуживание и содержание жилого дома. Её работу оплачивают сами жильцы. Название этой графы в платёжках ЖКХ примерно одинаковое для всех регионов — «плата за содержание и ремонт жилого помещения» (тариф в Москве — 30,49 ₽ за квадратный метр для квартир выше второго этажа в домах с лифтом и мусоропроводом и 26,58 ₽ для квартир на первом этаже).

Управляющая компания выполняет работы исключительно по обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме. Работы по замене розетки в квартире, например, УК производить не должна, так как к общедомовому имуществу они отношения не имеют. А вот розетку в колясочной заменить обязана — эти помещения предназначены для пользования всех жильцов дома.

Что управляющая компания должна делать бесплатно

Понятие «бесплатной услуги» скорее условное. Вы всё равно оплачиваете эти услуги из своего кармана. Они входят в ежемесячную плату «за содержание и ремонт жилья». Это ремонт фасадов дома, проверка инженерных систем, аварийные работы и мытьё окон. 

Все услуги и другие обязательства УК перед жильцами дома прописаны в договоре управления. Но минимальный список обязательных работ УК определён законом. Вот некоторые из них:

  • обследование технического состояния фундамента дома (например, для выявления и устранения коррозии или гнили);
  • проверка подвалов и крыш (в том числе для предотвращения загромождения таких помещений или их затопления);
  • контроль состояния стен, перекрытий и покрытий в многоквартирном доме, перегородок, пола, а также колонн, столбов, балок, лестниц (для выявления и устранение следов коррозии, деформаций, трещин и др.);
  • обследование фасадов дома (выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, контроль работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды и др.);
  • содержание в надлежащем состоянии фасадов дома и его внутренней отделки, а также окон и дверей в общедомовых помещениях (колясочных, комнатах консьержа и др.);
  • работы, необходимые для содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения (вентиляция, системы водоснабжения и др.);
  • контроль работы лифтов, в случае неисправности — проведение аварийных работ;
  • регулярная санитарная уборка (влажная уборка, мытьё окон, очистка придомовой территории от наледи или мусора).

Всего в этом перечне значится около 30 видов обязательных работ при управлении многоквартирными домами, которые УК обязана брать на себя. Работы различаются по срочности их исполнения (аварийные работы и текущий ремонт) и периодичности (сезонные и регулярные работы), но объединяет их одно — они касаются исключительно общедомового имущества. 

Впрочем, часть этого имущества может быть расположена и внутри квартир. Например, это трубы с холодной и горячей водой, которые проходят через квартиру (стояки), и даже в некоторых случаях радиаторы отопления. А это значит, что их ремонт и замену управляющая компания обязана выполнить за счёт денег, собранных со всех жильцов. Без каких-либо доплат от собственника.

Читайте также:  Нужно ли платить деньги за получение справки в университете — Юридические советы

Ремонт радиатора отопления в Москве стоит в среднем от 2 тысяч ₽. Но в большинстве случаев заменить изношенное оборудование можно бесплатно, за счёт управляющей компании.

Всё зависит от того, какой тип радиатора установлен в вашей квартире: относится ли он к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома или нет, рассказывает генеральный директор консалтинговой компании в сфере ЖКХ «Бурмистр.ру» Юрий Кочетков.

По его словам, если на системе отопления в квартире нет отключающего устройства (оно располагается на ответвлении от стояка), то в случае поломки управляющая компания обязана заменить радиатор без дополнительной платы. Если отключающее устройство есть, то его замену оплачивает сам собственник. 

За какие услуги управляющей компании придётся заплатить дополнительно

В этот перечень входят все работы, которые не прописаны в договоре с УК. Например, услуги по замене розеток в квартире, установке нового смесителя или ремонту старого. Это личное имущество собственника жилья. Потому и контролировать исправность такого оборудования он должен сам.  

При поломке можно найти стороннего специалиста или вызвать мастера из родной УК, но за дополнительную плату. «УК вправе оказывать на коммерческой основе дополнительные услуги, не связанные с перечнем работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома», — объясняет генеральный директор ООО «Бурмистр.ру» Юрий Кочетков.

Стоимость допуслуг управляющая организация устанавливает на своё усмотрение. Обычно прайс-лист можно посмотреть на сайте УК, на информационном табло в подъезде дома или узнать в диспетчерской службе.

 

Но не всегда жильцы дома понимают, какие услуги УК считаются основными, а какие — дополнительными, требующими доплаты. Поэтому лучше заранее, прежде чем вызвать мастера в управляющей компании, узнать о стоимости его работы.

«Согласно закону “О защите прав потребителей” (пункт 3 статьи 16), продавец, а в нашем случае управляющая компания, не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату», — обращает внимание Юрий Кочетков. 

По его словам, потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ или услуг, в том числе и по причине отсутствия информации об их стоимости. А если они уже оплачены, он может потребовать возврата уплаченной суммы. 

Как объясняет эксперт, согласие собственника квартиры на выполнение дополнительных работ за плату должно быть оформлено в письменной форме.

Купить новую квартиру в ипотеку

В России работают более 49 тысяч управляющих компаний. Узнать, какая управляющая компания обслуживает именно ваш дом, можно с помощью сервиса «Реформа ЖКХ» по адресу дома. На этом портале собрана информация о многоквартирных домах по всей стране, в том числе указано и то, под чьим управлением находится дом.

Есть также и региональные источники. В Москве, например, это портал «Дома Москвы», в Московской области запущена аналогичная система ЕИАС ЖКХ.

Елена Барменкова

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 91-АД16-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2016 г. N 91-АД16-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «Управляющая организация «Десятка Завеличье» (далее — ООО «УО «Десятка Завеличье», общество), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 г.

Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г., вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановлением председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, ООО «УО «Десятка Завеличье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковальчук Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

  • Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
  • В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — Правила).

  1. Пунктом 6 указанных Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  2. В соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  3. В силу подпункта «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» — «д» пункта 2 данных Правил.

Как следует из материалов дела, 27 ноября 2014 г. должностным лицом Инспекции государственного жилищного надзора Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (далее — административный орган) в ходе проведения внеплановой проверки на момент осмотра жилого помещения по адресу: г.

Псков, ул. Западная, д. 8, кв. 29 выявлено, что специалистами управляющей организации демонтированы обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), на месте демонтажа установлена запорная арматура, отопление в данных помещениях не функционирует, жильцам предложено установить радиаторы за дополнительную плату.

28 ноября 2014 г. обществу выдано предписание N 228 об устранении нарушений подпункта «д» пункта 10 и подпункта «з» пункта 11 Правил, установке в указанной квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества.

22 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа установлено, что предписание от 28 ноября 2014 г. N 228 не выполнено, установка в квартире по вышеуказанному адресу двух радиаторов не произведена.

По данному факту 24 декабря 2014 г. должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой, и подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), предписанием (л.д.

Читайте также:  Альтернативные исковые требования — Юридические советы

7), актом проверки исполнения предписания (л.д. 8), копией договора управления многоквартирным домом (л.д. 23 — 40) и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.

11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В ходе производства по делу защитник общества Ковальчук Д.Ю.

заявлял о незаконности выданного предписания, ссылаясь на то, что радиаторы отопления не входят в состав общедомового имущества, услуги по содержанию и ремонту которого общество предоставляет в рамках соответствующего договора, радиаторы находятся в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения, он должен нести расходы на их установку.

Аналогичные доводы приведены защитником в настоящей жалобе, однако, они являются необоснованными и не влекут отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается, в частности, в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль об устранении нарушений законодательства.

Существенным обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, является установление законности предписания, неисполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в деянии лица состава вмененного административного правонарушения.

Установив с учетом анализа жилищного законодательства и совокупности собранных по делу доказательств наличие оснований для отнесения радиаторов отопления в данном случае к общему отопительному оборудованию, судебные инстанции признали законным вынесенное обществу предписание об установке в квартире двух радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, исходя при этом из следующего.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

  • В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
  • Подпунктом «д» пункта 2 Правил также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование.
  • При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
  • По смыслу указанных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
  • Следовательно, к такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция выражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N КАС09-547.

Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно позиции, изложенной в указанных решениях Верховного Суда Российской Федерации, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.). Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

  1. При рассмотрении настоящего дела с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации судебные инстанции пришли к выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
  2. В ходе производства по настоящему делу установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире по вышеуказанному адресу отсутствовали, радиаторы отопления демонтированы силами управляющей организации в связи с неисправностью, на месте демонтажа установлена запорная арматура.
  3. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о том, что радиаторы отопления в данном случае являются частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем предписание административного органа об установке радиаторов отопления за счет средств, собранных на содержание и ремонт общего имущества, признано законным.
  4. Данные выводы, сделанные по результатам анализа приведенных выше правовых положений и конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу на основании совокупности исследованных доказательств, являются обоснованными и сомнений не вызывают.
  5. Установка запорной арматуры непосредственно после демонтажа радиаторов отопления не свидетельствует о том, что данные обогревающие элементы перестали относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома.
  6. Утверждение заявителя о нахождении радиаторов отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, с учетом изложенных выше обстоятельств выводы судебных инстанций не опровергает.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 29 г. Пскова от 12 марта 2015 г., решение судьи Псковского городского суда Псковской области от 24 июля 2015 г. и постановление председателя Псковского областного суда от 31 августа 2015 г.

, вынесенные в отношении ООО «УО «Десятка Завеличье» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Ковальчук Д.Ю., действующего на основании доверенности в интересах ООО «УО «Десятка Завеличье», — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

——————————————————————

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *