Как признать жилье непригодным для проживания? — Юридические советы

Yuriy Vahlenko/Fotolia

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

Квартиры-студии в старом фонде: главные риски

Дворцовые интерьеры в коммуналках Петербурга

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая.

Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров.

Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья.

Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Аварийное или ветхое?

Для начала давайте разберемся с терминологией. Очень часто говорят об аварийном и ветхом жилье, и многие считают, что это одно и то же. Но ошибаются.

Когда речь идет о ветхом здании, то подразумевается определенная степень износа дома (более 70% — повод говорить об обветшании). При этом основные несущие конструкции сохранны, и нет угрозы для жизни людей, проживающих в здании. Другими словами, нет опасности, что дом рухнет.

Принципиальное отличие аварийного жилья от ветхого – потенциальная угроза, которая исходит от такого здания. Проживание в доме признается опасным, поскольку несущие конструкции деформированы или сильно повреждены, и он может обрушиться в любой момент.

  • Aleksei Lazukov/Fotolia
  • Итак, если здание перестает отвечать заданным эксплуатационным требованиям и признается ветхим, то это еще не достаточное основание для того, чтобы признать его аварийным, то есть непригодным для проживания.
  • Еще один интересный момент: термин «ветхое» не зафиксирован в Жилищном кодексе РФ, однако часто фигурирует и в адресных региональных программах, и в судебных исках.
  • Как купить квартиру в доме под снос?
  • Какие вторичные квартиры не стоит покупать? Качественные характеристики

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Henry Czauderna/Fotolia

Разница между социальным жильем и собственностью

Суровая действительность такова, что, даже если ваш дом признали непригодным для проживания, то это, к сожалению, не означает, что вы переедете в другую квартиру через день или даже через месяц. Формально люди, живущие в аварийных домах, получают приоритетное право на расселение. Но «квартир не хватает, и образуются очереди даже из внеочередников.

  1. Придется неоднократно напоминать о себе, обивая пороги государственных структур, и чем настойчивее вы будете, тем больше шансов на скорейшее завершение процесса.
  2. Как лучше распорядиться ¼ долей квартиры в ветхом доме?
  3. Что такое социальное жилье и для кого оно?
  4. Есть два варианта развития ситуации, и они зависят от того, на каких правах вы владеете жильем.

Первый сценарий таков. Вы проживаете в муниципальной квартире. Дом, в котором вы живете, признан непригодным для проживания.

После ожидания вы наконец заключаете новый договор социального найма и переезжаете.

В данном сценарии наниматель гарантированно получает одну жилплощадь взамен другой, причем новая квартира должна быть благоустроенной и по площади не менее той, где вы и ваша семья жили раньше.

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

Если переселение из ветхого здания происходит по стандартной схеме, а не по адресной программе, то вам будет положена не жилплощадь, а денежная компенсация.

Размер выкупной цены — это предмет споров между собственником и государством.

Компенсацию рассчитывает государство, учитывая рыночную цену жилого помещения, упущенную выгоду, компенсацию за несделанный капитальный ремонт, компенсацию убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием у него недвижимости.

Разумеется, самую существенную долю компенсации составит рыночная стоимость жилья, и она будет крайне мала (квартиры в аварийном доме, как вы понимаете, стоят мало, компенсация часто не позволяет купить аналогичную квартиру в этом же районе, а часто – вообще в городе или ближайшем пригороде).

Противостоять оценщикам из муниципалитетов можно, и не стоит бояться обращений в суд, ведь в конечном счете вы боретесь за адекватные условия для жизни. Проконсультируйтесь с юристами относительно вашего случая, и оцените шансы на положительное решение.

Если вы отстоите свои права в судебном порядке, то все затраты по делу возьмет на себя проигравшая сторона.

  • Не пропустите:
  • Могу ли я подать в суд на город по результатам переселения?
  • Полученная по переселению квартира – совместное имущество?
  • Каков налог при продаже квартиры, полученной после сноса?
  • К чему готовиться, если дом рядом с вашим собираются сносить?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Признание квартиры непригодной для проживания: как признать

Если семья занимает аварийную квартире по договору соцнайма, она вправе получить новое жилье только при условии признания старого непригодным (ст. 87 ЖК РФ). Любую квартиру получится признать непригодной только по основаниям и в порядке, предусмотренном Правительством РФ (п. 4 ст. 15 ЖК РФ). 

Причины, по которым жилье допускается считать непригодным, определены п. п. 33-40 Положения, утв. Постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006. Это, в частности, выявление в жилом помещении факторов, угрожающих жизни и здоровью граждан вследствие: 

  1. Ухудшения эксплуатационных характеристик помещения, в результате чего уровень надежности/прочности/устойчивости строительных конструкций опустился до недопустимо низкого. Например, аварийное техническое состояние несущих конструкций вследствие физического износа, наличие опасности обрушения стен, их значительный крен и т.д.
  2. Обстоятельств, нарушающих гигиенические и санэпидем нормативы, вследствие чего возникает угроза воздействия на жильцов опасных химических и физических факторов, таких как шум, вибрация, радиационный фон, потенциально опасные физические факторы. Например, непригодными признают жилые помещения: 
  • расположенные в производственных зонах, зонах транспортной инфраструктуры, где критерии риска  для здоровья и жизни выше допустимых значений (п. 35 Положения); 
  • расположенные в зонах опасности оползней, снежных лавин, селевых потоков, ежегодных паводков (п. 36 Положения); 
  •  расположенные в зоне возможного разрушения в силу техногенных катастроф (абз. 2 п. 36 Положения);
  • расположенные вблизи промышленных линий электропередач промышленной частоты (п. 37 Положения);
  • пострадавшие от взрывов, аварий, пожаров и землетрясений, если их ремонт невозможен или экономически не обоснован (п. 38 Положения);
  • окна которых выходят на объекты дорожной инфраструктуры, если уровень шума превышает предельно допустимые значения (п. 39 Положения). 
Читайте также:  Надо ли платить коммунальные платежи за долю в квартире, в которой не проживаешь — Юридические советы

Не признаются непригодными (п. 41 Положения): 

  • квартиры в 1-2х этажном доме при отсутствии в них канализации и горячего водоснабжения;
  • квартиры в МКД выше 5 этажей, в которых отсутствует лифт и мусоропровод, если такой МКД находится в ограниченно работоспособном состоянии;
  • квартиры с комнатами меньше минимальной площади, если фактической площади достаточно для установки мебели и размещения коммуникаций.

Порядок признания квартиры непригодной для проживания

Если жилое помещение имеет один из описанных выше признаков непригодности, собственнику квартиры или нанимателю по договору социального найма необходимо: 

  • Подготовить заявление и документы. 

Чтобы поднять вопрос о непригодности жилых помещений, заявителю потребуются (п. 45, 45 (2) Положения): 

  • заявление (форма утверждается местной администрацией);
  • паспорт заявителя;
  • доверенность, если документы будет подавать представитель собственника или нанимателя;
  • договор купли-продажи, дарения, социального найма, свидетельство о наследовании или иные правоустанавливающие документы;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования МКД, если стоит вопрос о признании дома аварийным;
  • письма и жалобы жильцов на плохие условия проживания, если они направлялись в администрацию или жилинспекцию; 
  • выписка из ЕГРН;
  • технический паспорт на квартиру;
  • заключение жилищной инспекции, если по заявлению жильцов проводилось обследования квартиры или дома.

В зависимости от ситуации заявителям могут потребоваться и другие документы.

  • Подать заявление и документы в администрацию.

Заявление и комплект документов подаются в районную администрацию по месту расположения жилого помещения: 

  • непосредственно;
  • через МФЦ или сайт Госуслуг (в этом случае документы должны быть подписаны электронными подписями);
  • по почте.

В случае принятия документов заявителю выдается расписка. Затем полученное заявление и документы передаются в межведомственную комиссию, созданную при местной администрации из числа представителей жилищной инспекции и иных контролирующих и надзорных органов в жилищной сфере. 

  • Ждать рассмотрения заявления.

Получив заявление, межведомственная комиссия рассматривает его в течение 30 дней (п. 46 Положения). За это время на основании поданных документов комиссия проводит оценку соответствия жилых помещений требованиям, которым должно отвечать жилье в соответствии п. п. 9-32 Положения. Кроме того, проверяется: 

  • фактическое состояние помещения;
  • техническое состояние несущих конструкций;
  • степень соблюдения санэпидем и гигиенических требований;
  • влияние физических факторов, таких как шум и вибрация;
  • местоположение помещения и иные имеющие значение обстоятельства.

Принятие решений о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги; нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.

Жалоба на решения и действия (бездействие) заместителя главы Администрации подается вице‑губернатору Санкт‑Петербурга (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑60‑51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации либо, в случае его отсутствия, руководителю Администрации, предоставляющего государственную услугу.

Способы подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба может быть подана:

  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя в Администрации (в месте предоставления государственной услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством: официального сайта Администрации (доменное имя сайта в сети «Интернет» — gov.spb.ru) или Портала (в случае если запрос подан посредством Портала или МФЦ).

  • Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Порядок рассмотрения жалобы
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Администрации рассматривается вышестоящим органом.
Читайте также:  Получение земли под ИЖС на Дальнем Востоке — Юридические советы

МФЦ. в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрации в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  1. В случае оставления жалобы без ответа Администрация в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  2. Сроки рассмотрения жалобы
  3. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Жалоба, поступившая в Администрацию либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией.

  • В случае обжалования отказа Администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  • Результат рассмотрения жалобы
  • По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  1. Указанное решение принимается в форме акта Администрацией.
  2. По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  3. Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы

При удовлетворении жалобы Администрация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня. следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Администрации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  • По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Администрации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  • Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (191060, Смольный проезд, д. 1, литера Б, телефон: 576‑70‑42), а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

  1. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  2. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  3. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте Администрации и на Портале.
  4. Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемыеФедеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон №59‑ФЗ).
  5. Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Администрации подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона №210‑ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания

Сайты органов власти

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.

2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее – Положение).

Указанный порядок носит заявительный характер, вопрос о дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома, в том числе о необходимости инициирования процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, должен быть предметом рассмотрения собственников помещений многоквартирного дома.

В случае принятия решения о необходимости обследования городской межведомственной комиссией жилого помещения на предмет определения его пригодности для проживания заявителю необходимо в соответствии с п. 44, 45 Положения представить в межведомственную комиссию:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование дома — в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Читайте также:  Звонки от "чужих" страховых компаний с напоминанием о страховке — Юридические советы

Комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования и в 5-дневный срок со дня принятия решения направляет в письменной или электронной форме по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю.

  • Поиск по разделу производится только по той форме слова, которая задана, без учета изменения окончания.
  • Например, если задан поиск по словам Ростовская область, то поиск будет производиться именно по этой фразе, и страницы, где встречается фраза Ростовской области, в результаты поиска не попадут.
  • Если ввести в поиск запрос Ростов, то в результаты поиска будут попадать тексты, в которых будут слова, начинающиеся с Ростов, например: Ростовская, Ростовской, Ростов.
  • Лучше задавать ОДНО ключевое слово для поиска и БЕЗ окончания
  • Для более точного поиска воспользуйтесь поисковой системой сайта

Порядок признания жилья непригодным для проживания

К основным причинам признания жилья непригодным для проживания можно отнести несоблюдение санитарных и технических нормативных аспектов, неправильная застройка или ошибки во время строительства, долгая эксплуатация, что приводит к изношенности.

Однако, не во всех случаях дом решают снести. Сначала проводят нужные экспертизы. И может быть такое, что жилье можно отреставрировать или сделать капитальный ремонт.

Какое жилье можно признать непригодным

Любая жилая застройка может быть признана аварийной, неподходящей для дальнейшей эксплуатации и проживания, и назначена для сноса, но только после проверки, таких условий, как:

  • плана конструкции;
  • состояния снаружи и внутри;
  • соответствие санитарных и гигиенических норм и условий.

Дома, в которых живут люди, могут быть опасными для их жизни и здоровья и официально являться непригодными, если:

  • частный, или государственный многоэтажный дом, сделанный из камня, изношен больше, чем на 70 процентов;
  • изношенность частного дома из дерева превышает 60 процентов;
  • находится в опасной зоне, где превышено допустимые нормы пожарной и взрывной опасности, санитарных условий;
  • дом расположен недалеко от промышленных, инженерных производств ли на участке, где строительство жилых помещений запрещено;
  • строительный объект находится в опасной местности со стороны катастроф, созданных природой, к таким можно отнести сели, обвалы, землетрясения, наводнения, паводки;
  • бараки, которые находятся в эксплуатации более 10-20 лет и не предназначены для длительного проживания;
  • присутствует риск, что постройка обвалится из-за природного износа, деформации или специально сделанных повреждений;
  • дом пережил пожар, стихийное бедствие или прочее негативное событие;
  • нет выполнимого способа для подключения жилья к коммуникационной системе, отсутствует нормальное коммунальное и техническое обслуживание.

Важно знать, если непригодным для проживания является не многоквартирный дом, а помещение намного меньших размеров, тогда для правильно принятого решения комиссией, должны выполняться такие условия:

  • если квартира находится в юридическом здании или на предприятие, в учреждение, которое не является жилым фондом;
  • помещение проживания или квартира принадлежат дому, который признали непригодным;
  • при составлении плана и строительстве допустили некоторые ошибки, что привело к дефекту жилья и несоответствия уровня внутреннего благоустройства требованиям закона;
  • не исполняются требования к гигиеническим и санитарным нормам;
  • документально квартира является аварийной.

Если говорить только о квартире, а не о целой жилой постройке, то здесь все решается индивидуально, исходя из выдвинутой инициативы владельца помещения. В таком случае жилищный отдел начнет свою работу только после получения всех необходимых документов от собственника, и после этого межведомственная комиссия тоже начнет рассматривать ситуацию и действовать.

При работе комиссия принимает во внимание:

  • размеры и типаж помещения;
  • изношенность не только данной квартиры, но и целого многоэтажного дома, где она находится;
  • в какую сумму обойдется реконструкция и капитальный ремонт;
  • возможно ли, в дальнейшем улучшить условия проживания.

Процедура признания квартиры непригодной для проживания

Для того чтобы жилье признали непригодным, сначала нужно сходить в жилищный отдел администрации муниципального образования и написать заявление на создание межведомственной комиссии и исполнение ею обследования нужного помещения для того, чтобы решить пригодно оно или нет.

Какие нужны документы

Чтобы подать заявление, нужно иметь копии документов:

  • документ, устанавливающий право на данное жилье;
  • план проектной организации, сделанный в результате обследования всех несущих и ограждающих конструкций;
  • при желании, заявитель может предоставить письменные жалобы и заявления других жильцов, фотографии объекта.

Необходимо запомнить, что если при подаче заявления гражданин не предоставит для рассмотрения правовой документ на жилье или заключение проектной организации, то его вопрос не будет принят во внимание и вся документация будет возвращена.

Чтобы получить заключение проектно-изыскательной организации нужно:

  1. Пойти в любую организацию, которая имеет право выполнять как проектные работы, так и работы технического обследования любых зданий и попросить их сделать обзор и выдать заключение об элементах несущих и ограждающих конструкций жилого помещения.
  2. После подачи всех документов и заявления на протяжении месяца в местной администрации создадут межведомственную комиссию. В противном случае, если этот пункт не будет исполнен или же сама комиссия будет отстраняться от работы, заявитель может подать жалобу в суд или прокуратуру.
  3. Созданная комиссия должна оценить состояние жилого помещения. Она должна обратить внимание на техническое состояние жилья и несущих конструкций, как снаружи, так и внутри. Также учитывать огнестойкость помещения, способы эвакуации жильцов при пожаре, соблюдение санитарных и гигиенических требований.
  4. Проверить присутствие опасных химических элементов, состояние атмосферного воздуха, уровень радиации, вибрации и других шумов, если они присутствуют, местоположение дома.

Как признать жилье ветхим и аварийным

Как признать жилье аварийным? Рассказываем, какие документы потребуется собрать и куда нужно обратиться для переселения из дома, который стал опасен для проживания.

Что такое ветхое и аварийное жилье

Прежде всего, обозначим понятие и признаки ветхого и аварийного жилья (Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда, МДК 2-04.2004, утв. Госстроем России, приложение 6):

  • Ветхое состояние жилья — износ здания (более 65% для деревянных домов, 70% — для каменных), при котором основные несущие конструкции сохраняют прочность и устойчивость, но здание в целом больше не отвечает требованиям к эксплуатации.
  • Аварийное состояние здания — состояние, при котором должна быть прекращена эксплуатация здания из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем людей.

Вывод! Возможность разрушения ветхого здания отсутствует. Поэтому прежде всего расселяются аварийные дома.

По каким признакам узнать ветхо-аварийное жилье (п. 33 постановления № 47):

  • из-за износа показатели надежности и устойчивости здания снизились до недопустимого уровня;
  • изменения окружающей среды и параметры микроклимата помещения привели к нарушению СанПиН (превышено содержание биологических и химических веществ в атмосферном воздухе, уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных полей).

Кто признает жилье ветхим и аварийным

Обратите внимание! Органом, оценивающим аварийность жилья, является межведомственная комиссия.

В ее состав могут входить:

  • представители местной администрации;
  • управления по архитектуре и градостроительству;
  • надзорных органов;
  • МЧС;
  • Роспотребнадзора;
  • БТИ;
  • председатели ТСЖ, ЖСК или УК (в зависимости от формы управления жилым домом);
  • а также депутаты законодательного собрания.

Комиссия руководствуется «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания…», утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47  и актами Госстроя.

Обратите внимание! Обычно комиссия по оценке многоквартирных домов, а также домов муниципального жилого фонда создается по решению местной администрации (либо иного органа местного самоуправления).

В Москве комиссия формируется на основании распоряжений префектур административных округов. Например, в ВАО действует распоряжение префектуры ВАО г. Москвы «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда Восточного административного округа» от 29.08.2011 № 465-В-РП.

Порядок признания

Как признать жилье ветхим и аварийным? Признание дома непригодным для проживания производится в соответствии с разделом IV постановления № 47.

  • 1. Подача документов и заявления
  • Для начала процедуры необходимо подать заявление.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *