Перерасчет за коммунальные услуги при временном отсутствии — Юридические советы

Уезжая в командировку или на отдых, хочется не оплачивать ЖКУ, которые не потреблялись, но были начислены за весь период. В таких ситуациях предусмотрен перерасчет установленных коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов.

Перерасчет за коммунальные услуги при временном отсутствии — Юридические советыПерерасчет за коммунальные услуги осуществляется в соответствии со специально принятыми правовыми актами.

Перерасчет сумм коммунальных платежей и его особенности

Величина коммунальных тарифов на сегодняшний день высока, и продолжает расти. Согласно правовым нормам, взимать плату поставщики услуг могут, если жильцы их реально потребляли.

Однако нередки ситуации, когда граждане подолгу не проживают в своих квартирах, а значит, не пользуются коммунальными благами (например, находятся в длительной командировке, отпуске или по полгода живут на даче).

Продолжительное отсутствие гражданина по месту его постоянного проживания, согласно ПП № 354, может стать основанием для уменьшения оплаты за ЖКХ. Сделать перерасчет за неиспользованные коммунальные услуги, если человек не проживал, можно, обратившись к сотрудникам управляющей компании.

Кроме того, основаниями для изменения показателей платежей могут являться:

Непредоставление полагающихся коммунальных услуг. В нормативных документах определены сроки, в течение которых поставщик имеет право отключить ЖКУ без последствий для себя. Если указанный временной отрезок превышен, то на срок превышения потребителю позволено не оплачивать начисляемую за них плату (п.

XI ПП РФ № 354). Нормы для горячего водоснабжения устанавливаются в Приложении № 1 ПП РФ № 354 (8 часов в течение 30 дней и 4 часа одновременно). Для холодной воды – в СНиП 2.04.02-84 (8 часов в течение месяца и 4 часа подряд). Отопление позволительно отключать на 24 часа в месяц и 16 часов подряд.

 

Поставка некачественных услуг. К таковым относят слабый напор воды, посторонние примеси в ней, низкая температура отопительных радиаторов (нормы изложены в Постановлении Федерального агентства по строительству № 170). Чтобы зафиксировать нарушения, необходимо обратиться в аварийную диспетчерскую службу (п. X ПП РФ № 354) для проведения проверки и составления акта.

В настоящее время квартиры, в большинстве своем, снабжены индивидуальными приборами учета. При их наличии оплачивать все следует строго по показаниям.

Это значит, что в перерасчете по причине отсутствия нет необходимости.

Если конструкция дома не позволяет установить приборы, то при отсутствии потребителя в его собственном жилом помещении можно претендовать на уменьшение коммунальных взносов.

Законы и нормативы

Возможности осуществления перерасчета за неиспользованные коммунальные услуги, если жилец полностью отсутствовал определенный промежуток времени, освещаются в ПП № 354. В нем указывается:

  • Лица, претендующие на уменьшение начисленных платежей за услуги ЖКХ.
  • Факторы, служащие основанием для проведения перерасчета.
  • Форма составления заявления на уменьшение оплаты, кому оно подается.
  • Основные правила перерасчета коммунальных услуг.
  • Сроки, отпущенные для управляющих компаний, в течение которых они обязаны рассмотреть заявление и принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении

Летний период является для большинства граждан отпускным. В связи с этим в адрес Управления Роспотребнадзора по КЧР стали обращаться граждане, за разъяснениями, касающимися перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении. Управление Роспотребнадзора по КЧР разъясняет следующее.

К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно.

Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:

  • — пользование жилым помещением (плата за наем)
  • — содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда
  • — коммунальные услуги.
  • Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:
  • -плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
  • — коммунальные услуги.
  • Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
  • Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.
  • Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.

Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.

2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе.

  1. К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами могут быть:
  2. а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы
  3. б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении
  4. в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии
  5. г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии
  6. д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания
  7. е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал
  8. ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями.

В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.

Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит РКЦ, то сотрудник РКЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись копия верна, свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать РКЦ. Таким образом, список документов является открытым.

Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.

Отдельно рассмотрим вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.

2008 N 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ, Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги.

  • По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг.
  • Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.
  • В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации.
Читайте также:  Размер пенсии МВД России при переезде в другую местность — Юридические советы

При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.

Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания и порядок проведений перерасчета оплаты за коммунальные услуги.

Так, согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.

2006 N 307) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. П. 61 указанных Правил устанавливает, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

При этом объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (п. 62 указанных Правил).

  1. Таким образом, можно выделить заявительный порядок и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя), а также следующие основания перерасчета:
  2. — временное отсутствие потребителя
  3. — предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами
  4. — профилактические работы.

Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которые подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.

Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное — уметь правильно это делать.

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении — Новости — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

20 сентября 2018

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

  •  исходя из потребленных объемов коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых  и индивидуальных приборов учета,
  • исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных для ресурсоснабжающих организаций в соответствии с действующим законодательством.

Для расчета платы за коммунальные услуги действует порядок, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).

В соответствии с Правилами № 354 перерасчет платы за коммунальные услуги предусмотрен в двух случаях:

  • в случае временного отсутствия потребителей в жилом помещении;
  • в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В соответствии с Жилищного Кодекса Российской Федерации (ч. 11 ст. 155) и п.

 86  Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.

  • Обращаем внимание, что перерасчет размера платы не предусмотрен для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при котором отсутствие технической возможности его установки не подтверждено.
  • Также, перерасчёт размера платы не предусмотрен в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении при которой потребителем не исполняются обязанности по устранению возникшей неисправности.
  • В случае выхода прибора учета из строя, потребитель обязан незамедлительно известить о неисправности прибора учета исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).

В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель должен быть извещен о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

  1. Исключением для проведения перерасчета платы для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии подтверждения технической возможности его установки и (или) неисполнения потребителем обязанности по устранению неисправности прибора учета является случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденный соответствующими документами.
  2. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе и в случае если жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета).
  3. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
  4. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов.
  5. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
  6. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
  7. Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги будут являться подтверждающие документы.
  8. В соответствии с п. 93 Правил № 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
  9. а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения)  о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  10. б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  11. в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
  12. г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  13. д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
  14. е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  15. ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  16. з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
  17. и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
  18. к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт  и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Подтверждающие документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Читайте также:  Корректировка отчетности в целях налогообложения — Юридические советы

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

В соответствии с п. 95 правил № 354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы  и организации.

В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 Правил № 354( в соответствии с п. 96 правил № 354).

  • Согласно п. 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
  • а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия —  в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.
  • Назад к списку

Информация от ведомств

Согласно статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации
граждане и организацииобязаны своевременно и полностью вносить
плату за коммунальные услуги.

Однако, часто возникают ситуации,
когда вквартире временно отсутствуют жильцы по различным причинам:
командировки, учебные отпуска, путешествия, стационарное лечение и
др.

В таких случаяху потребителей возникаетвопрос о возможности
перерасчета размера платы закоммунальные услуги, таккак
использовались они не в полном объеме.

Данное право предусмотрено постановлением правительства
Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении
коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в
многоквартирных   домах и жилых домов» (далее
Постановление № 354).

Пункт 86 данного Постановления гласит «При
временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или
общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической
возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы
за предоставленную потребителю коммунальную услугу». 
Распространяется ли данная норма на вывоз твердых коммунальных
отходов (ТКО)?

В 2017 в правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных
постановлением Правительства № 354, были добавлены изменения –
внесен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление
услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, так как согласно
статьи   154 Жилищного кодекса РФ обращение с ТКО стало
входить в коммунальные услуги, ранее оно входило в содержание
общедомового имущества и не подлежало перерасчету при временном
отсутствии. 

Согласно пункту 148(44) указанного Постановления при временном,
то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии
потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера
платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными
отходами в предусмотренном законом порядке, а именно: заявление о
перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать в
управляющую компанию до начала периода временного отсутствия или не
позднее 30 дней после его окончания.

Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении,
если он отсутствует более пяти календарных дней подряд.

Сделать
перерасчет за вывоз мусора можно только в случае отсутствия
человека от пяти дней до шести месяцев по месту жительства.

 
Временное отсутствие необходимо подтвердить соответствующими
документами (билеты, справка из лечебного учреждения,
командировочное удостоверение, счет за проживание в гостинице и
другие).

Для перерасчета с
заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с
указанием периода временного отсутствия следует обратиться в
управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный
кооператив или  к региональному оператору по обращению с
твердыми коммунальными отходами ( если в многоквартирном доме 
заключены прямые договоры на вывоз ТКО между собственниками и
региональным оператором) .

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится
пропорционально количеству полных календарных дней временного
отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день
возвращения, согласно п.90 Постановления 354. 

Однако, многие управляющие компании, региональные операторы
отказывают произвести перерасчет платы в том случае, если в регионе
«мусорная» коммунальная услуга оплачивается исходя из общей площади
жилья, и в качестве расчетной единицы принимается норматив
накопления ТКО на 1 кв. м жилплощади, так как не установлен порядок
и нет методики перерасчета.

В данном случае стоит обратиться в суд.

   Например,
житель Московской области обратился в Управляющую компанию с
заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, так как в
квартире проживает он один и в течение двух месяцев отсутствовал,
подтверждающие документы были представлены.

Управляющая компания
отказала в перерасчете только за вывоз ТКО.  Потребитель
обратился в суд. Суд встал на сторону потребителя. 
Балашихинским городским судом Московской области от 29 ноября 2019
по делу № 2-5705/2019 было установлено:

  • — региональный оператор факт отсутствия потребителя в жилом
    помещении не оспаривает;
  • — спорная услуга не относится к услугам по содержанию
    общедомового имущества, перерасчет которых в связи с отсутствием
    потребителя прямо запрещен Постановлением № 354;
  • — отсутствие утвержденной методики перерасчета платы за спорную
    услугу, не должно ущемлять прав истца как потребителя
    жилищно-коммунальных услуг.
  • Таким образом, по данной коммунальной услуге возможен
    перерасчет в связи с временным отсутствием
    потребителя.

Основания для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по случаю временного отсутствия потребителей

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

Потребитель, желая произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, должен документально подтвердить факт своего отсутствия в жилом помещении.

Зачастую между потребителями и управляющими организациями возникают споры о достаточности и достоверности представленных потребителем сведений.

К примеру, подается заявление о производстве перерасчета за несколько лет, а в качестве подтверждающих документов представляются железнодорожные билеты либо справка об оплате коммунальных услуг по другому адресу.

В заявленный «период отсутствия» потребитель или иные лица, как правило, имеют реальную возможность пользования жилым помещением и коммунальными услугами, что ставит управляющую организацию в затруднительное положение по поводу принятия решения о перерасчете. Противоречивые подходы по данной проблеме наблюдаются также и в судебной практике.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.)1 (далее — ЖК РФ).

В ст. 154 ЖК РФ урегулированы вопросы о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Как следует из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, регламентируется п. 86-97 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.)2 (далее — Правила).

Следует отметить, что действующие нормы Правил более детально регулируют рассматриваемые отношения по сравнению с утратившими силу п.

54-59 раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изм. и доп.)3.

Вместе с тем ряд вопросов, возникающих в правоприменительной практике, остаются нерешенными и вызывающими сложности.

  • Согласно п. 86 Правил перерасчет платы за коммунальные услуги может быть произведен при наличии следующих обстоятельств:
  • — жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
  • — потребитель отсутствует в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

Указанные обстоятельства сами по себе не образуют основание для производства перерасчета. В силу пп. «д» п.

Читайте также:  Регистрация строения на дачном участке — Юридические советы

33 Правил, потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Пример из судебной практики.

В удовлетворении иска потребителя к жилищно-строительному кооперативу о частичном возврате платежей за оказанные коммунальные услуги, связанные с использованием холодной и горячей воды, водоотведением, было отказано. Суд указал, что истец с заявлением о перерасчете соответствующих платежей в порядке, предусмотренном п. 91 Правил, к управляющей организации не обращался.

Между тем, данная процедура закреплена как обязательная при возникновении у потребителя желания произвести перерасчет коммунальных платежей в связи с его временным отсутствием по месту их начисления.

В таком положении у жилищно-строительного кооператива не возникло обязанности по перерасчету платежей4.

Виды коммунальных услуг, оказываемых потребителю, перечислены в п. 4 Правил: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и пр. Согласно содержащейся в п.

86 Правил оговорке, перерасчет платы не производится за предоставление коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Также не подлежит перерасчету размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. 88).

На основании п. 90 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Так, основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства. 2 июля 2012 г. истец на личном транспорте уехал в У., находясь в отпуске. В отпускном удостоверении была сделана отметка о прибытии на место 5 июля 2012 г. Из У. истец выехал 25 июля 2012 г.

, что также зафиксировано в удостоверении. По прибытии истец обратился в расчетный центр с заявлением о перерасчете коммунальных платежей за время отсутствия. Согласно ответу перерасчет будет произведен за период, указанный в отпускном удостоверении, с 5 по 25 июля 2012 г.

, 6 дней, затраченных на дорогу, в перерасчет не включаются.

Расчетный центр пришел к выводу, что однозначно идентифицировать чеки на приобретение истцом бензина не представляется возможным, в связи с чем в перерасчет не был включен период проезда к месту отдыха и обратно.

Из материалов дела следует, что истцом ответчику были представлены отпускное удостоверение, копия свидетельства о регистрации транспортного средства, собственником которого является истец, чеки на дизельное топливо, в том числе за 3, 4 июля 2012 г., а также 26, 27, 28 июля 2012 г. Истец утверждает, что к месту проведения отпуска и обратно следовал на принадлежащем ему автомобиле.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия пришла к выводу, что в данном случае имеются основания для произведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период отсутствия истца в жилом помещении во время его следования к месту отдыха и обратно. Ответчиком должен быть произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период нахождения истца в пути (3, 4, 26, 27 июля 2012 г.), поскольку дни выбытия и прибытия (2 и 28 июля 2012 г.) не могут быть включены в указанный перерасчет5.

Заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги может быть подано до начала или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Пропуск тридцатидневного срока является основанием для отказа в производстве перерасчета6.

Заявление о перерасчете должно содержать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении7.

В п. 93, 94 Правил приводится перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, а также предъявляемые к ним требования.

Данный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в Правилах не оговаривается вопрос о достаточности информации, подтверждающей временное отсутствие.

Строго говоря, для производства перерасчета потребитель должен доказать факт непрерывного отсутствия в жилом помещении, в связи с чем в определенных случаях представление того или иного документа не может свидетельствовать о достоверности сообщаемых им сведений.

Несколько примеров из судебной практики.

  1. В удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет коммунальных платежей было отказано, поскольку истец, зарегистрированный и проживающий по иному адресу, не был лишен возможности пользоваться услугами по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Приборы учета в указанной квартире не установлены.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальных ресурсов, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт непотребления коммунальных услуг, истцом не предоставлено8.

  1. Справки администрации сельского поселения о проживании истца и его сына в спорный период в поселке при отсутствии регистрации по месту пребывания не являются основанием для перерасчета платы за коммунальные услуги9.

  2. Суды первой и второй инстанции признали законным отказ в производстве перерасчета платы за коммунальные услуги, поскольку, несмотря на представление справки садового некоммерческого товарищества, в спорный период истец совершал со стационарного телефона звонки, в том числе в аварийно-диспетчерскую службу для проведения работ в квартире. Факт посещения квартиры в спорный период истец не отрицал.

  3. Не могут служить поводами для перерасчета составленные «акт о проживании» в одном месте и «акт о непроживании» в другом10.

Существует и иной подход, более формальный, когда суды признавали в качестве основания для перерасчета, к примеру, справку о проживании на даче и свидетельские показания11, справку товарищества собственников жилья о фактическом проживании и оплате коммунальных услуг по другом адресу12, свидетельство о регистрации по месту пребывания13, акт о фактическом проживании по другому адресу14.

Интересные выводы делались и арбитражными судами.

Товарищество собственников жилья обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)15 (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.

По мнению товарищества, справка отдела вневедомственной охраны не может являться доказательством проживания истца и членов его семьи в спорный период в другом месте. Кроме того, в пользу проживания в спорный период потребителей в жилом помещении указывают иные доказательства: данные о потреблении электроэнергии, комиссионный акт товарищества с письменными показаниями соседей.

В удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд обратил внимание заявителя на то, что в данном случае спор не состоит в определении периода, за который подлежит перерасчету плата за коммунальные услуги.

Нарушение, допущенное товариществом, заключается в необоснованном отказе в таком перерасчете в полном объеме при том, что доказательства временного отсутствия собственника жилого помещения имеются16.

Еще пример. В отношении управляющей организации было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства (производстве перерасчета за период временного отсутствия К., Ч.).

По мнению управляющей организации, справка с места работы не относится к документам, подтверждающим право на перерасчет коммунальных услуг. Посчитав предписание незаконным, управляющая организация обратилась в арбитражный суд.

Судом было установлено, материалами дела подтверждено, что предоставленные Ч. заявления о перерасчете с приложенными справками приняты управляющей организацией без каких-либо замечаний к форме и порядку оформления прилагаемых документов.

Управляющая организация не воспользовалась предоставленным ей правом проверить подлинность, полноту и достоверность содержащихся в представленных документах сведений, не направила официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 Правил).

Суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания17.

Как видно из приведенных примеров, в судебной практике по-разному решаются вопросы, связанные с документальным подтверждением периода временного отсутствия. Управляющая организация не лишена права занимать активную позицию при проверке предоставленных потребителем сведений.

Чтобы избежать споров, добросовестные потребители до начала периода временного отсутствия могут в порядке п.

96 Правил обращаться к управляющей организации с заявлением об отключении и опломбировании запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В данном случае предоставление документов, подтверждающих период отсутствия, не требуется.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *