Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

В Подмосковье появилась возможность согласовать с властями полет беспилотного летательного аппарата в один клик, через региональный портал госуслуг.

Это должно обезопасить использование беспилотников: исключить возможность столкновения аппаратов друг с другом, другими воздушными судами, их падения на важные объекты и людей. Пока услуга предоставляется в ограниченном режиме.

В каких городах она доступна и как подать заявление, читайте на mosreg.ru.

  • Новые правила для беспилотников: как регистрировать и где запускать в Подмосковье>>
  • Зачем регистрировать полет дронов

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Дрон

Источник: ©, pixabay.com

Разрешение выдается на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, а также на подъем привязанных аэростатов над территорией муниципалитетов и использование для взлетов и приземлений площадок, расположенных в границах городских округов Московской области, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Оформление разрешения — залог безопасности таких полетов и работ. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрен штраф от 20 тысяч рублей.

  1. Центры образования «Точка роста» в Подмосковье>>
  2. Где работает госуслуга

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

ноутбук

Источник: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

В пилотном режиме услуга предоставляется в пяти городских округах – Мытищи, Одинцовский, Серебряные Пруды, Реутов и Шаховская. Во втором квартале 2021 года сервис станет доступным для жителей всего региона.

  • Аэроклубы Подмосковья. Инфографика>>
  • Кто может получить услугу

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Дрон

Источник: ©, pixabay.com

  1. Новой услугой могут воспользоваться физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
  2. Вертолетный центр в Истре: как учатся на пилотов и становятся спасателями>>
  3. Регламент предоставления услуги

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Для подачи заявления нужны копии документов с порядком выполнения полетов – в зависимости от типа авиационных работ – и более подробные данные для воздушных судов: удостоверения авиационного персонала, страхование и удостоверения о годности к полетам.

Решения о разрешении полетов и выполнении авиационных работ принимают органы местного самоуправления. Ответ приходит в течение 11 рабочих дней в форме электронного документа, подписанного представителем муниципальной администрации. Получать результат на бумажном носителе не требуется.

  • Услуга предоставляется бесплатно.
  • Где покататься на воздушных шарах в Подмосковье: клубы воздухоплавания>>
  • Регистрация беспилотников

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Беспилотник

Источник: ©, pixabay.com

Беспилотные летательные аппараты весом от 0,25 до 30 килограммов нужно ставить на учет. С конца 2020 года это можно сделать в электронной форме. Для этого в заявлении нужно указать информацию о беспилотнике и приложить к нему его фотографию.

Страйкбол в Подмосковье: полигоны, экипировка и правила безопасности>>

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер? — Все о квадрокоптерах

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.

С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов  в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг  или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.

Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), позже (3 февраля 2020 о ней ниже) была принята поправка, которая разрешила нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью в качестве справки с сайта https://rg.ru

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советыБеспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.

Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое.

Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения.

В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.».

  • Дополнить пунктом 52 следующего содержания:
  • «52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
  • а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
Читайте также:  Работодатель снижает размер премии — Юридические советы

б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.».

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

Что нельзя:

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Официальная ссылка на поправку: http://publication.pravo.gov.ru

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в х.

Уважаемый ***** **********!

Правовые нормы использования дронов. Часть 1 — DJI Гид покупателя

Аэрофотосъемка открывает границы каждого человека. Для одних это новое хобби, для других — средство заработка, для третьих — начало путешествий и открытие мира.

Ну а поскольку люди стремятся запечатлеть все вокруг, потенциально новым и лучшим решением является использование беспилотников.

Пускай сегодня не слишком актуален вопрос путешествий и поездок, но каждый оператор дрона и просто любитель необычной съемки должен знать законы использования летательного аппарата в стране и за рубежом.

Все больше людей в мире путешествуют и снимают удивительные пейзажи, достопримечательности, виды городов и памятники архитектуры. Все чаще люди прибегают к нестандартным видам съемки, используя дроны и показывая еще более интересное, удивительное и экстремальное. Еще одно направление использования беспилотников — расширение круга знакомств.

На сегодняшний день существует множество кружков по интересам: сборке летательных аппаратов, моделировании, аэросъемке и многие другие. Всех их объединяет желание летать, устремляясь выше и выше в небо.

И во всех случаях перед пользователями дронов встает главный вопрос: можно ли использовать летательный аппарат в той или иной стране, а также какие ограничения существуют в регионах.

Беспилотные летательные аппараты сегодня стали гораздо более доступными и с обширными возможностями для съемки и безопасных полетов. Модели оснащаются фото- и видеооборудованием, системами слежения, автопилота и безопасного возврата домой. Управление ими стало намного проще, чем раньше у первых моделей.

В большинстве стран законы включают ряд основных требований к полетам и дополнительные требования. При этом далеко не всегда владельцы беспилотников знают о действующих законодательствах или понимают их правильно. Но как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Зачастую люди сталкиваются с серьезными проблемами с контролирующими органами, когда по незнанию идут на незаконное использование воздушного пространства или намеренно рискуют, запуская дрон в небо без соответствующих разрешений и регистрации.

Во избежание этого представляем серию материалов, где подробно разберем закон о БПЛА и использования воздушного пространства, расскажем, в каких странах запрещено летать на дронах, а также ответим на все интересующие вас вопросы.

Правила использования беспилотного летательного аппарата — Юридические советы

Пирамида законов

В общем виде законодательство представлено в виде пирамиды трех ведомств, где на первом месте идут правила, установленные Воздушным кодексом РФ, затем идут Федеральные правила (Постановления Правительства) использования воздушного пространства и на третьем месте идут приказы Минтранса.

На четвертом месте идут региональные правила, которые могут дополняться или упрощаться по территориальным признакам. Для примера, в Москве строго запрещены любые полеты с дроном, но возможны полеты в городах Иваново или Псков.

В целом же многие правила сводятся к единым принципам, не летать над военными частями, правительственными территориями и зданиями, вблизи аэропортов и вокзалов, не снимать людей и частные территории без разрешения на то собственников.

Иными словами, не летать нигде и не снимать никого, тогда вы гарантируете себе уход от неприятностей. Шутим, в действительности же все гораздо лучше и проще.

Ежегодно владельцы беспилотных летательных аппаратов сталкиваются с обновлениями в законе, так как рождаются новые тенденции, возникают большие угрозы.

Равно как и любое законодательство, национальные правила и требования в отношении дронов, обновляется в той или иной степени.

И хотя имеется тенденция к упрощению использования дронов и воздушного пространства, все же людям приходится сталкиваться с различного рода проблемами. Последнюю актуальную информацию мы представим сегодня в обзоре.

Подробно закон разобрали в материале Разрешите взлёт: в России внесены поправки в закон о БПЛА. О других нюансах использования воздушного пространства и полезные советы в материале 7 привычек владельца дрона.

"Дроны": основное, что о них нужно знать – ilex

В настоящее время «дроны» (мультикоптеры, квадрокоптеры, октокоптеры и подобные им летательные аппараты) стали широко использоваться. Они постоянно развиваются, повышается их технологичность, в то время как стоимость существенно уменьшается. И, как следствие, летательные аппараты стали массово использоваться гражданами.

На различных интернет-ресурсах можно найти большое количество статей, посвященных использованию указанных летательных аппаратов. Нередко информация, содержащаяся в них, вводит общественность в заблуждение, что порождает возникновение ряда споров.

Прежде всего, попробуем разобраться, где же та черта, которая отделяет ваш «дрон» от авиамодели или беспилотного летательного аппарата, т.к. в дальнейшем это будет оказывать существенное влияние на то, по каким правилам их необходимо будет использовать в воздушном пространстве нашей страны. Для этого обратимся к законодательству.

«Дрон»: авиамодель или беспилотный летательный аппарат

Читайте также:  Отчет о расходовании денежных средств управляющей компанией — Юридические советы

Авиамодель — летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат .

Обратите внимание: «управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним» означает следующее.

Если ваш «дрон» способен летать только при условии визуального контакта, условно, соблюдая принципы «непосредственно вижу «дрон» — имею возможность управлять им», «непосредственно не вижу «дрон» — не имею возможности управлять им», то тогда он является не чем иным, как авиамоделью.

На заметку
Летательные аппараты, не являющиеся «дронами-авиамоделями», но относящиеся к классу авиамоделей: воздушные змеи, планеры, модели ракет, радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов (которые могут летать также только в условиях визуального контакта), различные кордовые авиамодели.

Разберем случай, когда «дрон» уже не авиамодель.

«Дрон» не авиамодель, а беспилотный летательный аппарат, если он может летать вне условий визуального контакта с ним, допустим, посредством пульта дистанционного управления, FPV-очков, ноутбука, планшета, мобильного телефона, иного устройства, используемого в качестве пульта дистанционного управления, имеющего встроенный экран, который отображает «картинку» с камеры, установленной на «дроне» или же по ранее заданной программе.

  • Беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту .
  • Если «дрон» — авиамодель
  • Если «дрон» относится к классу авиамодели, то к пользователю данной авиамодели белорусское законодательство предъявляет следующие требования :
  • — использовать авиамодель на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;
  • — не использовать ее в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с госорганами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны, согласно перечню. Ознакомиться с графическим представлением данного перечня можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство»;

— не использовать ее в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь согласно Закону от 08.05.2009 N 16-З;

  1. — нанести разборчивую маркировку (стойкую к атмосферным осадкам) на видимой части авиамодели (массой более 0,5 кг) или на ее скрытых частях, к которым возможен доступ без использования инструментов, и которая будет содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) пользователя авиамодели, адрес места жительства или наименование юрлица и его место нахождения;
  2. — соблюдать правила эксплуатации авиамодели и выполнять требования безопасности, предусмотренные ее производителем (изготовителем);
  3. — принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физлиц и юрлиц.

На заметку
Если пульт дистанционного управления авиамодели (в т.ч. «дрона-авиамодели») работает в полосе частот 2400-2483,5 МГц и мощность его передатчика составляет от 10 до 100 мВт, для ее легитимного использования необходимо являться членом ОО «Белорусская федерация беспилотной федерации», а авиамодель должна стоять на учете в данной федерации .

Обратите внимание!
Нарушение правил использования авиамоделей влечет за собой административную ответственность  в виде предупреждения или наложения штрафа (на физлицо — в размере до 20 БВ, а на юрлицо — до 50 БВ).
Ответственность за повторное совершение такого же правонарушения в течение года — штраф: для физлица в размере от 10 до 50 БВ, для юрлица — от 20 до 100 БВ.

«Дрон» «вырос» из авиамодели и стал беспилотным летательным аппаратом: последствия

Как ранее упоминалось, беспилотный летательный аппарат — это воздушное судно. Данный тип воздушного судна подлежит регистрации в Государственном реестре воздушных судов Республики Беларусь. Подобных реестров в стране всего три: гражданской, государственной и экспериментальной авиации.

Если обладатель «дрона» — «гражданское лицо», то такой «дрон» подлежит регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь.

Зарегистрировать воздушное судно в другом реестре, не сменяя категорию владельца, невозможно.

То есть можно сказать, что регистрация «дрона-беспилотника» (внесение его в реестр) аналогична регистрации (постановке на учет и получению регистрационных знаков) автомобиля в ГАИ.

  • Для регистрации беспилотного летательного аппарата в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь гражданин обязан представить в Департамент по авиации Минтранса следующие документы :
  • — заявление;
  • — копию сертификата типа гражданского воздушного судна, выданного компетентным органом иностранного государства либо международной организацией и признанного в Беларуси, или копию сертификата экземпляра воздушного судна, сертификата типа (экземпляра) беспилотного авиационного комплекса, включающего беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой семь и более килограммов;
  • — копии документов, подтверждающих законность владения гражданским воздушным судном или приобретения его компонентов (двигателя, основных комплектующих изделий) — в случае самостоятельного изготовления гражданского воздушного судна;
  • — копию акта приема-передачи гражданского воздушного судна (при его наличии);
  • — акт проверки технического состояния гражданского воздушного судна, составленный технической комиссией или комиссией эксплуатанта;
  • — свидетельство об исключении гражданского воздушного судна из реестра воздушных судов иностранного государства (для госрегистрации гражданского воздушного судна, которое до приобретения состояло в реестре воздушных судов иностранного государства).

При этом регистрация беспилотных летательных аппаратов осуществляется бесплатно . В настоящее время иных изъятий из общих правил регистрации гражданских воздушных судов для беспилотных летательных аппаратов («дронов-беспилотников») не содержится.

На заметку
Формы заявления, актов, свидетельства, других необходимых в связи с этим документов, раскраски воздушных судов, присвоения и нанесения государственных, регистрационных и других знаков, а также отношения по организации регистрации гражданских воздушных судов приведены и регламентированы в Авиационных правилах от 12.02.2008 N 5.

Использование зарегистрированного «дрона-беспилотника»

Как новый закон меняет правила использования беспилотников

Государственная
Дума приняла в третьем чтении изменения в законодательство в части
предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Закон был инициирован группой депутатов ГД во главе с Председателем
профильного Комитета по безопасности и противодействию
коррупции Василием Пискаревым.

Что такое
беспилотник, квадрокоптер или дрон?

Всоответствии
с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации,
любой дрон, коптер или авиамодель считается беспилотным воздушным судном (БВС),
а тот, кто управляет им — внешним пилотом.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст. 33) любые «беспилотные гражданские воздушные
суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг,
ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету».

Заявление о постановке на учет принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта (Росавиация). Его можно отправлять «Почтой
России» или через Единый портал госуслуг.

В свою очередь, для осуществления полета необходимо получить
разрешение на использование воздушного пространства (ИВП), которое выдает Зональный центр Единой системы организации
воздушного движения (ОрВД), и полис страхования гражданской
ответственности. Большие дроны, весом более 30 кг, подлежат обязательной
регистрации. Кроме того, для управления ими необходимо получить сертификат
летной годности и свидетельство внешнего пилота.

Какая ответственность грозит за нелегальный запуск дрона?

За нелегальный запуск беспилотного воздушного судна Кодекс об административных правонарушениях (ст. 11.4) предусматривает штрафы:
для физических лиц они составляют до 50 тыс. рублей, а для юридических — до 300 тыс. рублей.

За причинение в результате несанкционированного полета беспилотника по неосторожности легкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф: для
физических лиц до 2,5 тыс. рублей, для юридических – до 100 тыс.
рублей.

Если же полет беспилотника повлек по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью или смерть человека, то наступает уже уголовная ответственность.

За причинение смерти по неосторожности Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Кроме того,
нелегальные полеты и съемка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации,
составляющей гостайну.

Можно ли
запустить беспилотник там, где хочется?

Для проведения полетов над населенными
пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления,
после чего за сутки до предполагаемого полета подать представление на установление режима полета в зональный
центр по организации воздушного движения, а за два часа связаться с диспетчером и сообщить ему о полете.

При этом на полеты коптеров и дронов над городами
федерального значения, в том числе над Москвой, нужно получить разрешение от органов исполнительной власти.

При
этом есть целый перечень мест, над которыми полеты БВС категорически запрещены, — это, например, аэропорты, опасные производства, стратегические
государственные, военные объекты и другие специальные зоны. А для полетов над
территорией различных организаций необходимо, в свою очередь, получить
разрешение у их собственников.

Читайте также:  Повышение Ростелекомом цены за Интернет — Юридические советы

Что изменили
в законодательстве новые поправки?

«В правилах регистрации, учета и использования, а также в мерах ответственности за их нарушение — ничего, они остаются прежними», — поясняет Василий Пискарев. Новый закон
уточняет лишь полномочия правоохранительных органов и силовых структур в части
пресечения нелегальных полетов БВС, когда те могут угрожать безопасности
граждан. 

Речи о том, что закон может, например, помешать съемкам спортивных состязаний или концертов, в нем нет — если эти съемки осуществляются при необходимости всех разрешений.

Закон уточняет полномочия шести служб — ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ,
Службы внешней разведки и ФСО.

Они смогут пресекать нахождение беспилотных воздушных судов
в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан,
обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий, в том числе посредством подавления или
преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными
судами, а также повреждения или уничтожения таких судов. В свою очередь,
полиция также сможет пресекать полеты нелегальных дронов над местом проведения
публичного, массового мероприятия и прилегающей к нему территории в период его
проведения.

Почему это необходимо?

Дроны становятся все доступнее для граждан, но и угроза
применения беспилотников для совершения каких‑либо противоправных действий и преступлений, в том числе террористической направленности, возрастает.

Закон позволит защитить граждан от нелегальных дронов при проведении концертов, фестивалей, спортивных состязаний и других культурно-массовых мероприятий, при обеспечении безопасности на объектах энергетической и транспортной инфраструктуры (электростанции, аэропорты, вокзалы и т. д.

), а также в местах проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.

Только в прошлом году, по официальным данным Росгвардии, было
пресечено 16 попыток нелегальных пролетов беспилотников над важными
государственными объектами, находящимися под охраной войск национальной гвардии.

МЧС России также фиксирует участившиеся небезопасные полеты беспилотников, когда возникает реальная угроза для жизни и здоровья людей, отметил Василий Пискарев. 

«Об этом свидетельствуют, например, недавние сообщения МЧС России из зоны действия чрезвычайной ситуации в Иркутской области. Экипажи вертолетов МЧС и Минобороны, участвующих в спасении людей, неоднократно сообщали об опасных сближениях с беспилотными летательными аппаратами, запущенными без разрешения на полет. К счастью, такие полеты не привели к трагическим последствиям», — сказал он.

«Беспилотники» в небе: памятка о правовом режиме эксплуатации

1 февраля 2018 года в 11:56

Сегодня варианты использования летающих роботов не ограничиваются военными целями.

Множество по сути развлекательных аппаратов и дронов привлекли к себе внимание бизнеса и журналистов. Устройства используют для фото- и видеосъемки, а иногда и для доставки посылок и товаров.

Доступность беспилотных воздушных судов для рядовых граждан повышается с каждым днем.

globallookpress.com

Официальный портал Екатеринбурга публикует специальную памятку о правовом режиме эксплуатации беспилотного воздушного судна (БВС), разработанную совместно с Уральским Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Росавиации.

Зачастую частные лица при использовании беспилотников допускают нарушения использования воздушного пространства, так как не владеют всей информацией о правилах его использования и факторах опасности, связанных с запуском летательного аппарата.

Вместе с тем, законодатели стараются не отставать от технического прогресса. Статьей 32 Воздушного кодекса РФ введено понятие беспилотного воздушного судна, под которым понимается воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта (внешний пилот).

В статье 58.1 Воздушного кодекса Российской Федерации перечислены права командира беспилотного воздушного судна.

Кроме того, введены требования об обязательной регистрации беспилотных воздушных судов массой более 30 килограмм (пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1.3. статьи 33 Воздушного кодекса РФ такие воздушные суда регистрируются в порядке, установленном Правительством РФ. Однако с учетом того, что до настоящего времени Правительством такой порядок не установлен, регистрация беспилотных воздушных судов не осуществляется.

Следует знать, что физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски беспилотного воздушного судна, согласно п. 2 статьи 11 Воздушного кодекса должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства РФ установлен Федеральными правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее — ФП ИВП).

  • Указанными правилами для выполнения полетов беспилотных воздушных судов установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет.
  • Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения РФ (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
  • Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Направление представленного плана полета воздушного судна (ВВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений).

  1. Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону/факсу.
  2. Согласно Федеральным правилам (ФП ИВП) полеты беспилотных воздушных судов над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.
  3. Запуск любого беспилотного летательного аппарата во всем воздушном пространстве страны, вне зависимости от названия, типа, веса, страны изготовителя и назначения беспилотного летательного аппарата, без разрешения диспетчерских служб управления полетами представляет прямую угрозу безопасности полетов, особенно:
  4. — в районах аэродромов, где экипажи воздушных судов осуществляют взлеты и посадки;
  5. — в населенных пунктах, местах массовых мероприятий и скопления людей.
  6. При эксплуатации беспилотных с воздушных судов обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:
  7. — необходимо всегда держать беспилотное с воздушное судно в пределах его визуальной видимости.
  8. — убедитесь, что район запуска беспилотных с воздушных судов свободен для полетов.

— проверяйте исправность своего беспилотного воздушного судна перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

— внимательно изучайте требования и инструкции производителя беспилотных с воздушных судов.

— необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

— как только вы запускаете беспилотное воздушное судно, вы становитесь внешним пилотом (следовательно, вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов. В зависимости от последствий несанкционированного запуска есть административная, либо уголовная ответственность.

Так, запуск без соответствующего разрешения влечет за собой административную ответственность по статье 11.

4 КОАП РФ в виде штрафа на граждан до пяти тысяч рублей; на должностных лиц до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности до девяноста суток).

  • — для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.
  • Запрещается:
  • — выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
  • — летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
  • — приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами;
  • — летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
  • — приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.

В настоящее время на территории муниципального образования «город Екатеринбург» посадочных мест (площадок) для безопасного использования беспилотных воздушных судов нет.

Данный вопрос сейчас на контроле специалистов Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети Администрации города Екатеринбурга.

Это структурное подразделение является органом местного самоуправления, выдающим разрешения на полеты беспилотных летательных аппаратов.

На территории Уральского федерального округа информацию о порядке запуска беспилотного летательного аппарата можно получить в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения по телефону: 8(343) 205-80-69 круглосуточно. Адрес электронной почты: [email protected].

Кроме того, в Свердловской транспортной прокуратуре организована «прямая линия» для сообщения о возможных нарушениях в данной сфере по телефону дежурного прокурора: 8 922-11-80-140.

Источник: Uralweb.ru Ольга Маслова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *