Как найти данные о полученной дозе облучения при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС — Юридические советы

Рейтинг:   / 41
Подробности Родительская категория: ЧАЭС Категория: Причины и последствия катастрофы

Ликвидаторы ЧАЭС – люди принимавшие активное участие в ликвидации последствий аварии на территориях, где размещается Чернобыльская АЭС. Значительные дозы облучения были получены непосредственно возле разрушенного реактора. Кроме этого, десятки тысяч людей работали на территории зоны отчуждения и дезактивировали территорию, строили дамбы и засыпали мелиоративные канала для предотвращения стока вод с высокой концентрацией радионуклидов – цезий-137 и стронций-90. Ликвидаторы выполняли работу в разных условиях – по этому их можно условно разделить на две группы. К первой относятся сотрудники Чернобыльской АЭС, пожарные, а также медицинские работники, которые находились в момент аварии на площадке и прилегающих участках. Они получили дозы облучения от нескольких единиц до 10 Гр и больше за счет внешнего облучения, источником которого были радиоактивные частицы, осевшие на разлучных поверхностях, и примерно такие же или еще более высокие дозы — за счет внутреннего облучения, в частности, щитовидной железы в результате инкорпорации радионуклидов.

Эти люди подверглись комбинированному воздействию радиоактивного излучения:

  • внешнему гамма- и бета-облучению от радиоактивного выброса,
  • фрагментированных частиц разрушенной активной зоны реактора и других радиоактивных частиц, осевших на коже,
  • внутреннему облучению за счет вдыхания радиоактивных частиц.

В сложившейся в результате аварии радиационной обстановке возможности применявшихся в то время средств индивидуального дозиметрического контроля, которыми был обеспечен только персонал, работавший в зоне строгого режима на энергоблоках станции (около 30 % состава), были ограничены.

Это обстоятельство не позволило оценить дозы, полученные персоналом в наиболее опасные, с точки зрения облучения, дни. Срочное проведение аварийных работ и скорейшее начало ликвидации аварийной ситуации обусловили эпизодический характер индивидуального дозиметрического контроля, а также значительное разнообразие средств контроля и учета доз.

Поэтому определение истинных доз облучения являлось одной из основных задач, поставленных перед специалистами.

Для оценки доз облучения, полученных персоналом и населением, применялись различные методы как инструментального характера, с использованием индивидуальных дозиметров, счетчиков излучения радиоактивности всего тела, так и основанные на применении специальных расчетных методик ретроспективного восстановления доз.

Средняя величина индивидуальной годовой дозы полученной в 1986 году, для такой критической группы, как кадровый персонал сотрудников Чернобыльской АЭС и пожарные, которые приняли на себя о основной дозовый удар, составила 0,31 Гр. 

Вторая категория ликвидаторов представляет собой большую группу людей, которые были заняты на работах для оказания помощи в операциях по очистке территории. Они работали на площадке станции, в близлежащих населенных пунктах, сельскохозяйственных районах, которые предполагалось восстановить до состояния, пригодного для проживания и использования их в хозяйственном обороте.

В ликвидации последствий аварии участвовало около 600 тысяч человек, в том числе 240 тыс, военнослужащих. Их основными задачами являлись проведение дезактивационных работ, а также строительство защитного сооружения над разрушенным реактором.

Стоит отметить, что ликвидаторы, работая в возле ЧАЭС в 1986 году, имели органичения по предельной дозе облучения. Для каждого ликвидатора суммарная предельная доза облучения в 250 мЗв. В 1987 г. это ограничение сократилось до 100 мЗв, а в 1988 г. — до 50 мЗв.

данные регистров показывают, что из года в год средние зарегистрированные дозы полученного радиоактивного облучения уменьшались. Средние значения эффективной дозы внешнего облучения для данной категории облучаемых лиц составили: в 1986 году — 170 мЗв, в 1987 году — 130 мЗв, в 1988 году – 30 мЗв, а в  1989 году — 15 мЗв.

 Однако на сегодняшний день довольно сложно определить степень достоверности этих данных, поскольку различные организации, проводившие дозиметрический контроль, использовали различные типы дозиметров, не применяя методов сравнительной калибровки.

Большое количество зарегистрированных доз были очень близки к значениям разрешенных дозовых пределов, а около 25 % ликвидаторов вообще не имеют данных о полученных дозах. Средняя индивидуальная доза для всех участников ликвидации последствий аварии в 1986 — 1987 годах принята равной 100 мЗв.

Информация о документах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

  • Информация об архивных документах по ликвидациипоследствий аварии на Чернобыльской АЭС,находящихся на хранении в «Центральном архиве атомной отрасли»
  • («Центратомархив»)

С момента ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС) и до настоящего времени единого архивного фонда с материалами о ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не существует. Архивные документы о ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в том числе документы по личному составу, которые могут служить основанием для подтверждения льгот участникам ликвидации аварии, не хранятся в одном архиве и находятся на территории разных государств, что значительно затрудняет поиск документов, необходимых для подтверждения или получения льгот.

Основные работы по ликвидации последствий аварии в период с июня 1986 г. по декабрь 1987 г. от Министерства среднего машиностроения СССР (далее – Минсредмаш СССР) выполняло Управление строительства № 605 (п/я Ю-9092).

В настоящее время в ЧУ «Центратомархив» находятся на хранении документы Управления строительства № 605 за всё время его существования с июня 1986 г. по декабрь 1987 г.

 Основной массив образуют документы следующих групп:

 1. Документы первичного кадрового учета:

— карточки учета облучения и журналы регистрации доз облучения;

— личные карточки (форма Т2);

— контрольные корешки справок о выполнении работ в изменённых условиях труда;

— заявки на выдачу пропусков;

— путевые листы;

— документы по начислению заработной платы на работников Монтажного района Управления строительства № 605, включая военнослужащих, прикомандированных к этому району;

— приказы по основной деятельности на выполнение особо опасных работ (частично).

2. Приказы Управления строительства № 605 по основной деятельности и личному составу.

3. Отраслевой регистр ликвидаторов:

— протоколы о выдаче удостоверений ликвидаторов аварии на ЧАЭС советского образца и их основания работникам предприятий Минсредмаша СССР, командировавшимся на ликвидацию аварии на ЧАЭС;

— списки сотрудников предприятий Минсредмаша СССР, прикомандированных к Управлению строительства № 605;

— протоколы и их основания о замене удостоверений советского образца на удостоверения российского образца.

 Все перечисленные документы представлены только за период с июня 1986 г. по декабрь 1987 г., кроме документов Отраслевого регистра ликвидаторов (1986 – 2008 гг.).

Обращаем особое внимание участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также их родственников, работников федеральных и муниципальных органов государственной власти, учреждений и общественных организаций, что хранимые в ЧУ «Центратомархив» документы относятся только к предприятиям, входившим в структуру Минсредмаша СССР.

Сведениями о лицах, командированных иными ведомствами, предприятиями и организациями республиканского или союзного подчинения ЧУ «Центратомархив» не располагает.

Во избежание потери времени в ожидании отрицательного ответа обращаем внимание на приказ Министерства обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 г.

№ 88, в котором перечислены все воинские части и части внутренних войск, участвовавшие в ликвидации аварии, с указанием адресов архивов, где должны храниться документы.

Рекомендуем военнослужащим, их родственникам, а также работникам федеральных и муниципальных органов государственной власти, учреждений и общественных организаций за подтверждением участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС обращаться в первую очередь в архивы, указанные в данном приказе. 

По вопросу подтверждения участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС гражданских специалистов рекомендуем обращаться в ГСНПП «Экоцентр» по адресу: 07270, Украина, Киевская обл., г. Чернобыль, ул. Школьная д. 6, а также в Институт проблем безопасности АЭС (бывшее МНТЦ «Укрытие») Национальной академии наук Украины по адресу: 07270, Украина, г. Чернобыль, ул. Кирова д. 36а.

С января 2010 г. хранение, комплектование, учёт и использование архивных фондов Госкорпорации «Росатом» уполномочено осуществлять учреждение «Центратомархив». Архивные справки, выданные ГУП «Чернобыльский архив» до января 2010 г., являются действительными.

Надеемся на взаимопонимание. Будем рады помочь.

Дополнительную информацию можно получить по телефону:

8 (498) 658-60-73, доб. 204 (пн. – четв.: с 9:00 до 18:00, пт.: с 9:00 до 16:45)

Ретрочернобыль. Поиск истины или некоторые размышления о правовом статусе ликвидаторов аварии на ЧАЭС

                                                    Ретрочернобыль.

Поиск истины или некоторые размышления о правовом статусе ликвидаторов аварии                                                           на    ЧАЭС.

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции, произошла крупнейшая за всю историю ядерной энергетики авария — взрыв и полное разрушение четвертого энергоблока станции.

В окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ, в результате чего огромные территории европейской части СССР, Восточной Европы и Скандинавии были подвергнуты радиоактивному заражению.

Под воздействием радиоактивного загрязнения оказалось огромное количество людей, более 200 000 человек были эвакуированы со своих мест постоянного проживания.

Конституционным судом Российской Федерации (Постановление от 1 декабря 1997 г. N 18-П) Чернобыльская авария определена, как экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века приведшая к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям.

В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым.

Читайте также:  Управляющая компания перекрывает собственникам квартир доступ к индивидуальным приборам учета — Юридические советы

К работам по локализации и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в  период с 1986 по 1990 г., были привлечены более 600 тыс. специалистов министерств и ведомств, кадровых военнослужащих и военнообязанных, призванных из запаса. Из них более 200 тысяч граждан РСФСР.

Однако до настоящего времени, ни в базовом законе о социальной защите чернобыльцев, ни в официальных документах, ни в юридической литературе, не раскрыт вопрос о правомерности привлечения указанных граждан к работам по ликвидации аварии на ЧАЭС и об их статусе на время выполнения этих работ. Как правило, упоминается,  как о свершившимся факте – наличии граждан в зоне и уже выполнявшим и выполнившим работы по ликвидации аварии на ЧАЭС.

Конституционный суд Российской Федерации, в правовой позиции, выраженной в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, также обошел этот вопрос, отметив, что: Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, — конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно — правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

То есть Конституционный суд, не дифференцируя, кто и каким образом оказался в зоне аварии, считает все категории граждан пострадавшим от экологического правонарушения.

Указанная неопределенность по отношению к данной категории граждан, позволяла на всех уровнях нормотворчества вносить произвольные изменения в чернобыльское законодательство.

К примеру,  Письмом Минсоцзащиты РФ, Минтруда РФ от 25.01.

1994 N 162-ВЯ «О порядке компенсации ущерба здоровью, связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС», было введено ограничение права на возмещение вреда, при наличии пенсии по инвалидности:  «Гражданам, которым назначены данные пенсии по инвалидности, дополнительное возмещение ущерба, причиненного в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года не предусмотрено, поскольку размер их пенсий определен на уровне фактически причиненного им ущерба».

Чернобыльцам пересчитают дозы?

В феврале Минздрав опубликовал проект правительственного постановления (оно должно вступить в силу с 2020 г.

) «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году в производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». На обсуждение документа было отведено две недели.

Уже после завершения этого срока на проект постановления (до сих пор не подписанного) обратили внимание известные врачи, забеспокоившись, не будет ли ограничено число пострадавших, которые могут получать медицинскую и социальную помощь.

Сам перечень заболеваний содержит 8 позиций, среди указанных заболеваний – злокачественные новообразования, радиационный лучевой дерматит, ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные болезни, развитие которых обусловлено воздействием ионизирующего излучения, и т.д.

В действующем постановлении от 2004 г. таких позиций 6, и это также «нозологии, относящиеся к детерминированным эффектам радиации… связь развития которых с перенесенным лучевым воздействием в больших дозах доказана». Среди них нет включенных в нынешний проект ИБС и цереброваскулярных болезней, вызванных ионизирующим облучением.

С другой стороны, проект предлагает заменить в перечне новообразования злокачественными новообразованиями и исключить доброкачественные опухоли, а также новообразования in situ, неопределенного или неизвестного характера.

Разработчики документа объясняют это отсутствием «специфических тестов, позволяющих с уверенностью отличить случай заболевания злокачественными новообразованиями, обусловленный действием ионизирующей радиации, от случаев злокачественных новообразований, вызванных иными факторами», а «международный опыт показывает, что в качестве радиационного эффекта развитие доброкачественных новообразований не рассматривается».

В Минздраве, исходя из опыта прошедших 30 лет, считают, что и в дальнейшем последствиями для здоровья ликвидаторов и жителей загрязненных радионуклидами территорий останутся онкология и заболевания системы кровообращения (в первую очередь –  сердечно-сосудистые и цереброваскулярные). Базовым порогом для отнесения пациента к группе пострадавших от лучевого воздействия в проекте является «подтвержденная объективными методами (цитогенетический анализ и другие) доза облучения не менее 0,5 Зв». В постановлении 2004 г. такого численного критерия нет в принципе. 

«Снизить порог»

Что касается чернобыльцев, получивших малые дозы радиации, им, судя по всему, будет значительно труднее доказывать свою причастность к льготным категориям пациентов.

Вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор НИУ ВШЭ Василий Власов отреагировал на проект постановления, высказав опасение: «Фактически речь идет об ограничении числа облученных граждан, которые могли бы претендовать на меры социальной защиты. Например, теперь не все злокачественные опухоли будут признаваться у облученных “обусловленными” радиацией, а только те, “развитие которых обусловлено воздействием ионизирующего излучения”».

Такой точки зрения придерживается не только он. «Было принято решение: раки у чернобыльцев считать связанными с аварией и обеспечивать их первоочередное лечение. Люди “не жалели живота своего”, а теперь… государство решило поэкономить.

Как будто много денег наскребут с этих несчастных», – прокомментировал порталу Medvestnik.ru инициативу председатель правления Московского городского научного общества терапевтов профессор Павел Воробьев. В 1986 г.

он участвовал в оказании помощи пострадавшим в Чернобыльской аварии и, по его словам, оказался «единственным человеком в стране, который знал истинные дозы полученных “изотопов” людьми, попавшими в больницу, и выдавал лет 15 справки».

Профессор занимает взвешенную и осторожную позицию, указывая, что масштаб воздействия аварии был меньшим, чем часто считается, однако ликвидаторы и местные жители действительно пострадали от воздействия радионуклидов йода.

В ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины» им. А.М.

Никифорова», который специализируется на лечении этой категории пациентов, пояснили, что накопленные «научные, клинические и эпидемиологические данные о влиянии радиационного фактора на состояние здоровья человека требуют внесения изменений в перечень радиационно обусловленных заболеваний». В нем сохранятся группы заболеваний, связь развития которых «с перенесенным лучевым воздействием в больших дозах доказана».

Но у руководства ВЦЭРМ есть свои претензии к проекту.

«В последние десятилетия получены убедительные данные, основанные на результатах радиационно-эпидемиологических исследований по оценке радиационных рисков нераковых заболеваний, в том числе болезней системы кровообращения (ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярная болезнь при дозах облучения от 0,2 до 0,5 Зв). …По нашему мнению (и это было в нашем замечании к проекту постановления), целесообразно снизить рекомендуемый в документе порог полученной дозы облучения с 0,5 до 0,3 Зв», – сообщил директор ВЦЭРМ Сергей Алексанин.

При этом он отметил, что принятие постановления «не может сказаться на численности обслуживаемых учреждениями облученных граждан, т.к.

оказание помощи “чернобыльскому контингенту” и приравненным к нему контингентам не зависит от установления причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов или отсутствия такой связи».

Точно так же независимо от наличия (или отсутствия) связи между инвалидностью и воздействием радиации предоставляются лекарственная помощь и средства реабилитации «инвалидам из числа облученных граждан».

Не повлияет постановление и на объемы и качество медпомощи чернобыльцам в самом ВЦЭРМ, ответил порталу Medvestnik.ru директор центра: оказание такой помощи, в том числе высокотехнологичной, также не зависит от того, вызвана ли инвалидность радиационными факторами, «а определяется объемами финансирования на оказание медицинской помощи данному контингенту». 

«Никто не знает данных»

Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.

Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».

Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим.

«Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».

Читайте также:  Ошибка в кадастровых сведениях — Юридические советы

Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях.

За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены.

Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».

Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».

Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.

Ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС: о предельной дозе радиации и возведении саркофага

День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах и День участников ликвидации их последствий отмечаются 26 апреля. В 2016 году исполняется 30 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), которая стала самой страшной и масштабной техногенной катастрофой XX века. Подмосковный наукоград Протвино – второй в России город по количеству жителей-ликвидаторов. Корреспонденты Протвинского информагентства пообщались с людьми, которые участвовали в этом смертельно опасном деле, и узнали, как возводили «саркофаг» над ЧАЭС, и что означало быть «сожженным».

Катастрофа мирового масштаба

Четвертый энергоблок – эпицентр взрыва на ЧАЭС

Фото из личного архива Владимира Землякова

Взрыв, разрушивший ядерный реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС на Украине, произошел 26 апреля 1986 года. От лучевой болезни пострадали более 130 рабочих, 28 из которых погибли.

Было эвакуировано население в радиусе 30 километров, впоследствии эта зона стала зоной отчуждения. Более 5 миллионов человек получили различные дозы облучения, которые крайне негативно сказались на их здоровье. Авария нанесла серьезный ущерб экологии, а также мировой атомной энергетике.

В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в общей сложности участвовали более 600 тысяч человек.

Аварию в Чернобыле недаром называют катастрофой мирового масштаба. Когда в правительстве СССР решали, какому ведомству отдать поручение по устранению последствий, выбор пал на Министерство среднего машиностроения, которое управляло атомной промышленностью.

В подмосковном Протвино располагается градообразующее предприятие – Институт физики высоких энергий, на котором в то время работал практически весь город.

Поэтому Министерству среднего машиностроения СССР не составило труда набрать в институте команду специалистов разных профилей – дозиметристов, строителей, пожарных и медиков, которые отправились ликвидировать последствия аварии на ЧАЭС. С 1986 по 1991 год в Чернобыле побывали 496 протвинцев.

В настоящее время их осталось 196 человек, а также 29 офицеров и прапорщиков, 23 из которых награждены орденом Мужества и столько же – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Фото из личного архива Владимира Землякова

Отдел радиационных исследований возглавлял Евгений Федорович Соколов. Его «чернобыльский стаж» – 10 месяцев в 1986, 1988 и 1989 годах. Награжден орденом Мужества.

«Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС – очень сложная, тяжелая, опасная работа. Я возглавлял там отдел радиационных исследований и не устану повторять: лучшая защита от всякого рода потрясений – это знание.

А незнание – это первый шаг к заболеваниям, стрессам и так далее. Надо знать, с чем работаешь и как защищаться, и «вооружать» этим знанием остальных – строителей, военнослужащих», – рассказывает Евгений Соколов.

По его словам, «Министерство среднего машиностроения СССР во главе с министром, трижды Героем соцтруда Ефимом Павловичем Славским профессионально организовала ликвидацию аварии такого масштаба.

Однако сказать, что все было организовано без сучка, без задоринки, было бы преувеличением: были, особенно вначале, и неразбериха, и совершенно ненужные действия – например, выход на крышу для водружения знамен.

Планерка с руководителями участков

Фото из личного архива Владимира Землякова

Ликвидаторы говорят, что бояться им было некогда, так как перед ними поставили задачи – их нужно было выполнять.

«Мы – дозиметристы – знали, что будем в Чернобыле в любом случае. Более того, первый руководитель нашей выездной группы собрал нас и сказал, что у нас другого выбора нет – мы должны туда ехать. Все спокойно к этому отнеслись, потому что знали – нас эта чаша не минует», – вспоминает Евгений Соколов.

Владимир Петрович Земляков находился в Чернобыле с сентября по декабрь 1986 года, командовал полком военных строителей, был награжден орденом «За службу в Вооруженных Силах СССР».

«Отдаленно представлял, куда отправляюсь, но, когда туда попадаешь, о здоровье не думаешь: нужно идти – идешь, нужно делать – делаешь. Напряжение, концентрация сил были так велики, что никакие болезни нас там не преследовали, как на войне. Чернобыль и был для нас, как маленькая война», – отмечает Владимир Земляков.

Для семей ликвидаторов Чернобыль тоже был, как война: они со слезами отпускали туда родных, понимая, что могут уже никогда их не увидеть. Но все равно отпускали – это общее дело, важность которого невозможно переоценить.

«Был Советский Союз – это совершенно другая страна и совершенно другие отношения. Не было такого, чтобы у порога стояли домашние с воплями: «Не пущу!» Воспитаны были в духе патриотизма, понимали – надо», – подчеркивает Евгений Соколов.

Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Фото из личного архива Владимира Землякова

Людям, въезжающим в 30-километровую зону вокруг Чернобыльской АЭС, которая сейчас называется зоной отчуждения, открывалась жуткая картина: ни животных, ни птиц, ни встречных машин на всем пути, только заброшенные дома и зловещая тишина.

Александр Анатольевич Перфильев находился в Чернобыле с сентября по декабрь 1986 года, до завершения объекта «укрытие», когда над АЭС строили укрывной «саркофаг». Он командовал полком военных строителей. Награжден орденом «За службу в Вооруженных Силах СССР».

«Я тогда служил в армии, был заместителем командира полка и был направлен в Чернобыль приказом командира для ликвидации последствий аварии. Мне было тогда 38 лет, была семья, сын.

То, что мы там увидели в первые минуты, производило самое тягостное впечатление: брошенные деревни, спущенные пруды, где ранее занимались рыбоводством, разлетевшиеся по округе куры и повсюду заросли чернобыльника под два метра высотой. Птиц не было слышно. Местных жителей эвакуировали.

Правда, в деревне Колпачи остался один 90-летний старичок – не захотел никуда уезжать», – вспоминает Александр Перфильев.

С первых дней было установлено ограничение на предельно допустимую дозу облучения в 25 рентген, после которой работник считался «сожженным» и выводился из зоны. У ликвидаторов была поговорка – радиация не пахнет. Единственное, что физически напоминало им об опасной ситуации – это постоянное ощущение больного горла, вызванное выбросами радиоактивных веществ в воздух.

«Саркофаг» против радиации

Строительство объекта «укрытие» – «саркофага» на четвертом энергоблоке

Фото из личного архива Владимира Землякова

Сначала на ЧАЭС работали молодые солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые ни о чем не думали.

Они беззаботно лежали под солнцем на радиоактивном песке, ели зараженные фрукты, которые в то лето висели нетронутыми в каждом заброшенном саду.

Ловили рыбу в заводях рек и собирали грибы в окружающих атомную электростанцию лесах. Многие набирали большую дозу в 25 рентген, даже не успев выйти на работы.

Позже начали призывать людей постарше, у которых уже были семьи и дети, а главное, опыт. Тогда возведение «саркофага» над Чернобыльской АЭС значительно ускорилось.

«В первые три дня мы усиленно изучали технику радиационной безопасности. Заместитель главного инженера по радиационной безопасности Евгений Соколов инструктировал меня полдня – куда вообще нельзя ходить, где можно находиться столько-то времени.

Ежедневно нам выдавалась карта с обозначением, в каком месте какое излучение, и расчетом – сколько минут в какой зоне должен работать солдат.

Не часов, а минут – 5 или 20 минут в день, в зависимости от степени радиационной нагрузки», – рассказывает Александр Перфильев.

Ликвидатор поясняет, как работали люди. Например, нужно было заварить дыры, обнаруженные в кровле укрытия на четвертом энергоблоке. Из третьего блока выпускали солдата, он добегал до нужного места, хватал сварочный аппарат, за 5 минут делал сварочный шов длиной 5 сантиметров и бежал назад, чтобы не превысить установленную предельную дозу облучения.

«Хотя суммарная доза первоначально была установлена высокая – 25 рентген, потом ее постепенно снизили до 5 рентген. В каждой части был замначальника по радиационной безопасности, который должен был следить, чтобы люди не подвергались запредельной нагрузке. За это очень строго спрашивали.

Читайте также:  Раздел долевой собственности — Юридические советы

Тот, кто получал больше 25 рентген, считался «сожженным» и выводился из зоны. Каждый день в полк прибывало примерно 400 новых людей, и каждый день мы провожали 400 человек домой.

Всего в полку было от 2,5 до 3 тысяч человек, этот баланс все время поддерживался», – вспоминает Александр Перфильев.

Строительство объекта «укрытие» – «саркофага» на четвертом энергоблоке

Фото из личного архива Владимира Землякова

По словам очевидцев, все в радиусе 500 метров от эпицентра взрыва – четвертого энергоблока – было завалено. Поэтому помимо основных работ нужно было расчистить подъездные пути, снять зараженную радиацией землю, завезти новую, а также балласт, чтобы проложить дорогу. Было много разрушенных малых сооружений – труб и мостов, вышли из строя стрелочные переводы.

Было принято решение сформировать специализированные батальоны – путевой батальон, батальон по строительству искусственных сооружений, роты радиационной разведки, базу материально-технического обеспечения, медицинский батальон и главное – мехбат.

Масштаб строительства укрывных сооружений был огромен: несущие балки, составлявшие основу «саркофага» над Чернобыльской АЭС, достигали в длину почти 50 метров.

«Моя работа на аварийном блоке началась 1 ноября в день монтажа балки «Мамонт», которая делила южную сторону блока пополам. Ее длина составляла 47 метров – это половина футбольного поля. Вес – 160 тонн, высота – 5,5 метров.

Монтаж балки длился почти 14 часов, и в течение этого времени все работы на блоке были прекращены.

Закончили монтаж в восемь вечера, и я никогда раньше не видел такой радости у мужчин, как тогда – все обнимались и поздравляли друг друга», – рассказывает Владимир Земляков.

В тот день ему дали задание к утру собрать траверсу – такелажное приспособление – для монтажа плит перекрытия. Их называли клюшками, так как сбоку они напоминали их по форме. Земляков вдвоем с электросварщиком собрали оснастку к трем часам ночи. Там ликвидатор получил свою первую дозу радиации – 1,25 рентгена. За все время пребывания в Чернобыле он получил в общей сложности 25 рентген.

«И вот 30 ноября – последняя смена на аварийном блоке. Я занимаюсь документацией, бригада демобилизована. Отряд сварщиков – более 100 человек – закрепили предварительно уложенные на кровле нащельники. К утру 1 декабря работа была выполнена. Так завершилось строительство временного укрытия четвертого аварийного блока ЧАЭС», – вспоминает Владимир Земляков.

Памятник ликвидаторам техногенных и радиационных катастроф в Протвине

Александр Жолудов, Протвинское ИА

По статистике Министерства среднего машиностроения СССР, в ликвидации аварии на ЧАЭС приняли участие порядка 56 тысяч человек. Учитывая остальные задействованные ведомства, всего ликвидаторов было более 600 тысяч. Каждый из них выполнил свой долг и уехал домой, вымотанный спешной, тяжелой и опасной работой, требовавшей огромного напряжения и концентрации.

До сих пор работники с благодарностью вспоминают отношение к трудящимся, которое было принято в Минсредмаше. Благодарен ведомству и энергетик Валерий Федорович Зябрев, который был дважды командирован в Чернобыль – в июне-июле и сентябре-декабре 1986 года.

«Не дай бог, если еще на какой-то атомной электростанции в России случится что-то подобное – не знаю, кто будет ликвидировать последствия.

Какое министерство справится с этим так же, как Средмаш? Ведомство дорожило своими людьми – от токаря до руководителя большого ранга, и это делало всех нас сплоченными.

Это была заслуга всего министерства во главе с Ефимом Славским. Это была кузница кадров самого высокого уровня», – подчеркивает Валерий Зябрев.

В 2003 году в Протвино открылся мемориальный обелиск «Сломанные крылья», посвященный участникам ликвидации техногенных и радиационных катастроф. Его автором стал протвинец – художник Владимир Михненков.

Памятник составлен из двух крыльев: одно из них пронзили стрелы радиации, но второе продолжает стремиться ввысь. Слова на изломанном каменном основании гласят: «Мое сердце сгорело в лучах ада. Твоя жизнь защитила мир от катастрофы».

Каждый год 26 апреля возле мемориала собираются ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

«Чернобыль – это люди, и любая встреча, можно сказать, как праздник. Я не преувеличу, когда скажу, что там были люди нестандартные, и даже самый высокий чиновник, если нужно, вставал на место рабочего. Я горжусь тем, что знаком с этими людьми. Каждая встреча с ними – это и память, и слезы, и гордость», – заключил Евгений Соколов.

Ирина Александрова, Ольга Борисенко

Данные Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Регистра)

«Радиация и риск». 1992. Том 1, с.66-79

Аннотация

Всесоюзный Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (Регистр) был создан в 1986 г. и просуществовал до конца 1991 г.

, после чего в Российской Федерации, на базе республиканской системы Регистра, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР), который сохранил, в основном, цели, задачи и порядок функционирования.

Общее число лиц, зарегистрированных в:

  • Регистре — 659292 человек (с ведомственными регистрами).
  • РГМДР — 137591 человек (без ведомственных регистров).

В данном разделе в табличном, графическом и картографическом виде представлена обобщенная регистрационная информация Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (на 1. 12.91 г.) и Российского государственного медико-дозиметрического регистра (на 1. 06. 92 г.).

После аварии на Чернобыльской АЭС в СССР была принята крупномасштабная программа по созданию Государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Летом 1986 г.

в Обнинске, на базе вычислительного центра НИИ медицинской радиологии, создается головная организация Государственного регистра, целью которого являлось обеспечение долговременного автоматизированного персонального учета лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, их детей и последующих поколений, доз облучения, оценки состояния здоровья и его изменений. В начале 1987 г. со всей территории СССР в Обнинск начала поступать медико-дозиметрическая информация в основном на магнитных лентах (часть информации поступала в виде бумажных документов).

  • В задачи Регистра входили:
  • — персональный автоматизированный учет паспортно-регистрационных данных лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
  • — автоматизированный учет индивидуальных доз облучения;
  • — автоматизированный учет хронических заболеваний, имевших место у наблюдаемых лиц до аварии, автоматизированный учет состояния здоровья после аварии, его изменений;
  • — формирование по запросам пользователей информационно-справочных данных, хранящихся в Регистре;
  • — контроль полноты и сроков диспансерного наблюдения за лицами, внесенными в Регистр.
  • Ключевые слова Авария, Чернобыльская АЭС, лица, подвергшиеся воздействию радиации, регистр, автоматизированный персональный учет, дозы облучения, дети, состояние здоровья.
  • Введение в организацию функционирования Регистра
  • Краткий обзор обобщенной информации
  • Выходная табличная информация

Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат

Детям и внукам ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС законом предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (далее — ЕДВ) до достижения ими возраста 18 лет.

Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.

1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее  цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».

В п.3 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 указаны лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует право на ЕДВ внуков лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в периоде с 1986 по 1987г.

Но время течет. Дети чернобыльцев, как в известной песне рожают новых людей.

  • В итоге несмотря инфляцию сделавшую символическим пособие для внуков героев, работавших для общего блага в условиях радиоактивного облучения, Пенсионный фонд РФ стал искать способ скинуть с себя это бремя.
  • Принять новый закон, сутью которого являлось бы лишение льгот  — это политическое самоубийство.
  • Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность.  

Тогда Пенсионный фонд стал искать лазейки в законе, отказывая под разными предлогами.

Но суды часто становились на сторону внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы, полагая что конституция обязывает государство обеспечить экологическую безопасность своих граждан и уж если оно кинуло их в пекло, рискуя здоровьем их будущего потомства, то должно обеспечить выплату пособий установленных законодательством.

Однако экономический кризис в стране не прекращался. Трудности с бюджетом усугублялись и судя по всему проблему решили выправить с помощью судебной системы.

Когда нельзя изменить закон — можно изменить его толкование.

Без всякой причины назвать черным то, что раньше всегда называли белым не очень кошерно.

Тут вдруг Министерство Труда и Социальной защиты РФ вспомнило о внуках чернобыльцев и издало письмо

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *