Для исполнения обязанностей по договору управления УО требуется доступ ко всему общему имуществу дома. Но иногда собственники создают для этого препятствия. Рассказываем, как УО решить такую ситуацию и кто отвечает за последствия аварий, произошедших из-за недопуска ремонтных бригад к общим коммуникациям.
Доступ к общему имуществу дома необходим для проведения ремонтных работ
Управляющая домом организация по договору управления обязана содержать в надлежащем состоянии общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
К такому имуществу, согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5 – 7 ПП РФ № 491, относятся помещения общего пользования, которые предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, крыши, несущие и ненесущие конструкции, земельный участок со всеми объектами на нём, а также всё инженерно-техническое оборудование, предназначенное для обслуживания двух и более помещений.
При этом в многоквартирном доме должен быть обеспечен свободный доступ к общему имуществу дома: для использования собственниками и нанимателями помещений, для текущего и капитального ремонта управляющей организацией (в пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354).
Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД
Переустройство помещений не должно мешать доступу УО к общему имуществу дома
Собственник может провести переустройство своей квартиры и расширить её за счёт общего имущества только в случае, если на это было дано согласие 100% собственников на общем собрании, поскольку такие действия влекут уменьшение состава ОИ МКД (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Также согласовать переустройство должен орган местного самоуправления.
При этом переустройство помещения собственника не должно ограничивать доступ к коммуникациям и инженерным системам, которые относятся к общему имуществу дома. За состояние и ремонт таких элементов отвечает управляющая организация, и она вправе добиваться демонтажа перегородок и элементов, которые препятствуют доступу к элементам общего имущества МКД.
Так, через суд УО добилась от жителей дома, чтобы они убрали металлический короб колясочной: он преградил путь к люку в отсек с инженерными коммуникациями системы водоотведения.
В Московской области УО нашла другой выход из ситуации, когда перепланировка преградила ей путь к коммуникациям: было проведено ОСС, на котором монтаж новой перегородки согласовали все собственники. При этом ключи от нового помещения, где проходили инженерные системы, собственники передали в аварийно-диспетчерскую службу УО.
Собственник обязан предоставлять УО доступ в квартиру для осмотра или ремонта общего имущества
С большими сложностями, чем новые перегородки, управляющие организации сталкиваются, если текущий или капитальный ремонт требуется инженерным системам дома, расположенным в помещении собственников или нанимателей. В таком случае требуется не просто доступ к инженерным системам, а доступ в квартиру, который может предоставить только сам собственник.
Иногда такой доступ УО может получить через суд. Например, в Кургане в начале 2019 года СМИ говорили сразу о двух подобных ситуациях: управляющая организация в судебном порядке получила право войти в квартиру собственника, чтобы заменить секцию канализационной трубы, а регоператор по капремонту только через суд добился права войти в квартиру для ремонта балконной плиты.
Теме получения доступа в помещение собственника для ремонта транзитных инженерных коммуникаций Минстрой РФ посвятил письмо от 16.01.2019 № 794-АО/06. Ведомство отметило, что обязанность владельца помещения в МКД, через которое проходят общедомовые инженерные системы, закреплена в пп. «б» п. 32, «е» п. 34 ПП РФ № 354.
Собственник обязан впускать в квартиру сотрудников УО для осмотра технического и санитарного состояния оборудования в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца. Для выполнения необходимых ремонтных работ допуск предоставляется по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.
Поэтому, как утверждает Минстрой РФ, если проложенные в стенах или полу квартиры коммуникации требуют текущего или капремонта, собственник такого помещения должен впустить ремонтную бригаду УО или представителей подрядной организации, которая проводит капремонт.
Обязана ли УО проводить текущий ремонт без решения общего собрания
При отказе собственника пустить УО в квартиру необходимо составить об этом акт
Причины, по которой жители квартир не пускают ремонтные бригады, различны. Например, кто-то боится, что при ремонте коммуникаций будут вскрыты стены/полы, а восстановление придётся оплачивать самому собственнику, а кто-то – что при работах обнаружатся несогласованные перепланировки квартиры.
В письме № 794-АО/06 Минстрой РФ также объясняет, как действовать управляющей или иной, проводящей ремонт общего имущества, организации в случае, если собственник не пускает бригаду в квартиру.
В такой ситуации оргнизации необходимо составить акт об отказе в доступе. Акт должен подписать собственник помещения, а если он откажется – два незаинтересованных свидетеля. В акте следует прописать, что ремонт элемента невозможен, поскольку доступ к нему закрыт.
Затем УО следует обратиться в орган Госжилнадзора либо для ускорения процесса – напрямую в суд. Особенно это важно в ситуации, когда коммуникации требуют срочного, порой аварийного ремонта.
Если орган ГЖН решит привлечь УО к ответственности из-за ненадлежащего содержания общего имущества, то управляющая организация должна будет доказать, что:
- ситуация сложилась не по её вине;
- сама организация предпринимала все зависящие от неё шаги для надлежащего исполнения своих обязанностей.
Такая позиция отражена в судебной практике, например, в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-25299/2013, решении АС Республики Татарстан по делу № А65-8715/2014.
При недопуске к общему имуществу ответственность за последствия несёт собственник
Минстрой РФ в письме также остановился на вопросе ответственности собственника в случае, если он не пускает ремонтные бригады в своё помещение для проведения ремонта на общедомовых коммуникациях. В таком случае всю ответственность за возможные последствия аварий несёт собственник помещения, не пустивший в квартиру УО или подрядчика.
Если в период, пока УО через суд добивается доступа к общему имуществу дома для проведения аварийных или восстановительных работ, случится прорыв трубы или другая авария, то весь причинённый вред будет возмещать собственник помещения, куда не смогли попасть ремонтные бригады (ч.ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ). Ущерб и иной вред при этом взыскиваются с виновного через суд.
Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД
Собственник при ремонте в квартире не должен перекрывать доступ к общему имуществу
Собственника помещения, в котором требуется провести ремонт общедомовых коммуникаций, обычно волнует вопрос, кто заплатит за повреждение полов/стен, в которых эти коммуникации проложены. Ведь чаще всего, чтобы добраться до труб, необходимо вскрывать эти части помещения.
Минстрой РФ напомнил о том, что если ремонтные работы, в том числе капитального характера, невозможно провести без повреждения имущества собственника помещения, то расходы на демонтаж и монтаж конструкций должны быть включены в стоимость такого текущего ремонта или в проектную документацию на капремонт.
Другая ситуация, если при проектировании и строительстве дома доступ к общедомовым инженерным системам был оборудован внутри помещений собственников, а жители сделали ремонт, смонтировали встроенную мебель, и такой доступ стал невозможен.
Впускать или не впускать: чем грозит собственнику квартиры отказ впустить в свой дом представителей управляющих компаний
Неприкосновенность жилища и частной жизни – это конституционные права каждого гражданина.
Однако нередко возникает коллизия, связанная с тем, что в некоторых случаях необходимо обеспечить доступ в свое помещение представителям ресурсоснабжающих организаций, а также работникам компаний, управляющих жилым фондом.
И вот в этом случае одного нежелания владельца квартиры или дома «впускать или не впускать» – мало, так как необходимо не только знать свои права и обязанности, но и руководствоваться нормами закона.
В каких случаях представители управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций могут заходить в квартиры
На данный момент, основным документом, регулирующим отношения собственника с управляющей компанией, является Постановление Правительства России № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 г. (с изменениями от 02.апреля 2020 г.) и Постановление Правительства России № 897 от 13 июля 2019 г. – «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями». Также следует принимать во внимание и Письмо Минстроя РФ № 20295-ОГ/06, от 28.мая 2019, и Определение Верховного Суда России № 4-КГ19-6от 07.мая 2019. В этих документах даются дополнительные разъяснения по всем вопросам, связанным с доступом посторонних людей в жилище.
Важно сразу обратить внимание на тот факт, что причин для того, чтобы впускать проверяющих в свой дом немного. Основными могут быть три:
- проверка приборов учета, установленных в помещении;
- инспекция и ремонт общедомового имущества (магистральных труб, сетей, проложенных в квартире);
- ликвидация аварийных ситуаций;
- проверка числа проживающих в помещении.
С учетом того, что причины разные, то и алгоритм действий как владельца помещения, так и представителей управляющей компании, должен иметь свои особенности и отличия. Однако, независимо от причины визита, каждый представитель управляющей компании или подрядчика должен представлять подтверждающие документы, с указанием названия организации, ФИО проверяющего с указанием их полномочий.
Сразу следует обратить внимание на то, что если установлены приборы учета, то контроль количества людей, проживающих в квартире, является неактуальным для управляющих компаний – такой вопрос может заинтересовать только миграционные службы, но это – другая история.
А вот если оплата за потребляемые ресурсы зависит от числа людей, то, как правило, после получения соответствующих сведений (независимо от их источника), управляющая компания может самостоятельно проверить этот факт с целью его подтверждения или выступить инициатором такой проверки со стороны миграционных служб.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Контроль приборов учета в квартире: необходимость, периодичность и сроки
Точность показаний приборов учета, установленных в квартире, и правильность передачи данных проводится не чаще 1 раза в квартал, но о предстоящем событии нужно оповещать собственника заранее, не менее чем за 14 дней.
Для уведомления можно выбрать как почтовые отправления, так и другие способы, которые предусмотрены договором между исполнителем или поставщиком услуг и собственником помещения.
При этом владелец может отказаться от проверки в срок не позднее двух суток до назначенной даты, однако причина для этого должна быть уважительной.
В том случае, если визит представителя происходит в иное время, чем указано в уведомлении, отказ собственника впустить его вполне законен.
Однако если визит состоится в назначенное время, а владелец квартиры отсутствует или не желает впускать проверяющих, то об этом факте составляется соответствующий Акт об отказе от проверки и доступа к счетчику (счетчикам).
Основным видом «репрессий» для собственника в этом случае можно считать то, что в течение следующих 3-х месяцев ему придется оплачивать услуги по среднемесячному показателю за полгода. А спустя 3 месяца, если проверка счетчика так и не состоялась, владелец помещения начинает оплачивать услуги по утвержденному тарифу + повышающий коэффициент (1,5).
Важно отметить, что указанная проблема полностью решена в новых многоквартирных домах с установкой индивидуальных счетчиков в местах, доступных для инспекции: на лестничных площадках, в специальных шкафах и т.д. Поэтому для собственников квартир в таких домах данная проблема является неактуальной, однако существуют и другие причины того, что к ним в «гости» могут проситься представители управляющих компаний.
Инспекция общедомовых коммуникаций и их ремонт в квартире
В том случае, если проводится плановый ремонт или планируется осмотр общедомовых коммуникаций, то управляющая компания так же, как и в предыдущем случае, должна известить об этом собственника заранее, в 14-дневный срок или в соответствии с пунктами договора обслуживания. Собственник квартиры, в этом случае, в общем-то, имеет право не впустить проверяющих, если решит, что у него в доме все нормально, нигде ничего «не течет» и «не искрит».
Но у такого поведения имеются и весьма неприятные «подводные камни». В том случае, если после этого будет составлен соответствующий Акт об отказе, а спустя какое-то время случится аварийная ситуация, например, прорыв транзитной трубы, то управляющей компании весьма легко будет переложить ответственность именно на такого собственника.
Ведь согласно Постановлению Правительства России N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 г., именно управляющая организация ответственна за состояние и эксплуатацию этих сетей. А если ей в ее работе чинились препятствия и об этом составлен Акт, то ответственность может понести собственник помещения.
И в некоторых случаях возмещение ущерба может достигать достаточных больших сумм. При этом не важен тот факт, согласился ли собственник ставить свою подпись под Актом отказа или нет: это не имеет значения, так как достаточно того, что под документом будут подписи проверяющих и свидетелей.
И самое неприятное в такой ситуации – это то, что даже недоработки управляющей компании и, возможно, даже строителей, станут ответственностью собственника помещения.
Следует отметить, что не существует какой-либо периодичности для таких проверок и ремонтов, их проведение регламентируется необходимостью. Но важно обратить внимание и на то, что иногда целью таких визитов может быть выявление незаконных перепланировок, перенос труб и других коммуникаций. Именно это может и быть причиной нежелания собственника помещения впускать проверяющих.
Иначе обстоит ситуация с необходимостью аварийного ремонта: в таких случаях необходимо впустить рабочих, так как нелогичный отказ собственника может угрожать имуществу и даже жизни людей. В крайних случаях к решению проблемы привлекаются даже правоохранительные органы.
Однако возникает вопрос о том, как обезопасить свое жилье от принудительного вторжения, например, во время длительного отсутствия.
Можно порекомендовать в этой ситуации воспользоваться услугами охранных фирм, сотрудники которых весьма оперативно готовы прибыть на объект в случае вторжения, а дальше – все должно решаться в соответствии с Законом и здравым смыслом.
Ответ недели: доступ в подвал к приборам учета ресурсов для собственников дома
Помогите найти информацию, согласно которой Управляющие компании обязаны либо не обязаны обеспечивать доступ в подвал к приборам учета ресурсов собственников дома?
Сообщаю Вам следующее:
Действующее законодательство не содержит норм, прямо предусматривающих право доступа к общедомовым (коллективным) приборам учета для собственников помещений в МКД.
Между тем в соответствии со статьей 36 ЖК РФ все оборудование, обслуживающее жилой многоквартирный дом, установленное в нем, является общей собственностью жильцов, а не управляющей компании.
Согласно же статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, что предполагает неограниченный доступ для собственников к принадлежащему им на праве общей собственности имуществу.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца…и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета,
.
Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Документы КонсультантПлюс для ознакомления:
Вопрос о доступе к коллективным (общедомовым) приборам учета, к другому общему имуществу (не только к подвалу, где, как правило, находятся приборы учета, но и, например, к чердаку дома, чтобы проверить состояние кровли, качество проведения ее ремонта, а также выявлять факты не согласованных с собственниками случаев установки антенн, другого оборудования компаний связи либо компаний — поставщиков услуг Интернета) остается одним из самых злободневных. Отказы собственникам в предоставлении им доступа к этому имуществу стали распространенной практикой .
———————————
См.: Форумы. Правила предоставления коммунальных услуг. Новое ЖКХ — Перовоград. Виртуальный город решений реальных проблем многоквартирных домов. URL: http://http://www.perovograd.ru/forum/viewthread.php?forum_id=273&thread_id=1291/ (дата обращения: 17 июня 2012 года).
Несомненно, в силу заинтересованности всех собственников в доме в получении объективных показаний приборов учета, особой «болезненности» темы для граждан, нередко небезосновательно сомневающихся в объективности выставляемых им счетов на оплату якобы на основании показаний приборов учета, этот вопрос целесообразнее включать в повестку общего собрания жильцов (ежегодного или внеочередного, не исключено также, что именно этот вопрос может послужить причиной проведения такого собрания), хотя формально он может быть решен и на уровне совета многоквартирного жилого дома (согласно подпунктам 3 — 5 части 5 статьи 161.1 ЖК РФ совет имеет для этого полномочия). Общее собрание также может принять решение о необходимости включения в договоры собственников с управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом положений о праве собственников (выбранных собранием, например специальной контрольной комиссии, либо всех собственников без исключения, если собрание посчитает это необходимым) регулярно осуществлять проверки приборов учета как для снятия показаний, так и для контроля за их сохранностью, чтобы отслеживать, какие операции проводят управляющая компания, ТСЖ с этими приборами, ведь в российских условиях возможны и самовольная замена ими модели приборов (например полученных по субсидии, выделенной местной властью) на другую, более дешевую модель, замена деталей и т.д. К сожалению, без постоянного бдительного контроля со стороны собственников добиться соблюдения управляющей компанией, ТСЖ их прав сложно.
Отсутствие прямой, конкретизированной нормы о праве доступа к общедомовым приборам учета в существующем законодательстве осложняет и судебную практику.
В большинстве случаев суды отказывают гражданам-собственникам в удовлетворении требований о предоставлении доступа к приборам учета.
Таким образом, судебная практика опровергает заблуждение о том, что общих норм законодательства о правах собственников (и предполагающегося в связи с этим права пользования, доступа к принадлежащему собственникам имуществу) якобы достаточно для решения проблемы.
Действительно, в соответствии со статьей 36 ЖК РФ все оборудование, обслуживающее жилой многоквартирный дом, установленное в нем, является общей собственностью жильцов, а не управляющей компании.
Согласно же статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, что предполагает неограниченный доступ для собственников к принадлежащему им на праве общей собственности имуществу. Однако существование этих норм федеральных законов, похоже, не является для судов ориентиром при принятии ими решений.
Возможно, сложившуюся ситуацию могут разрешить вышестоящие судебные инстанции, но факт вынесения таких решений свидетельствует о том, что целесообразнее было бы решить проблему путем принятия нормы, прямо предусматривающей право доступа к общедомовым (коллективным) приборам учета для собственников, чтобы им не было необходимости доказывать в суде свое право, рискуя получить отказ даже в суде (о том, что заинтересованные лица получали такие отказы от управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК, прежде чем обращались в суды, упоминать нет необходимости).
- Доступ собственников к общедомовым (коллективным) приборам учета, оборудованию, обслуживающему многоквартирный дом, необходим для осуществления контроля как за работой оборудования, так и за целевым использованием помещений, в которых находится такое оборудование.
- Представляется, что внесение изменений в законодательство в части установления правовых гарантий предоставления прямого доступа к приборам учета собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах необходимо в самое ближайшее время.
- Приходится констатировать, что российский законодатель так и не счел возможным внести соответствующие изменения в федеральное законодательство в части предоставления собственникам возможности доступа к общедомовым приборам учета и контроля за их показаниями.
{Статья: Коллективный контроль собственников помещений в многоквартирных жилых домах за общими помещениями и оборудованием дома (Шеметова Н.Ю.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2016, N 1) {КонсультантПлюс}}
- В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
- Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
- Одновременно сообщаем, что возможность присутствия собственников помещений в момент снятия показаний общедомового прибора учета действующим законодательством не предусмотрена.
- Вместе с тем, по мнению Минстроя России, в случае обращения собственников по вопросу присутствия при снятии показаний общедомового прибора учета к исполнителю коммунальных услуг, должно быть сделано все возможное для урегулирования данного вопроса.
{ Минстроя России от 06.11.2014 N 24704-ОД/04 {КонсультантПлюс}}
- Согласно пункту 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений в соответствии с условиями договора управления вправе:
- а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах и периодичности оказанных услуг и выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;
- б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе проведения соответствующей экспертизы);
- в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Статья: Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления многоквартирным домом (Рыжов А.Б.) («Жилищное право», 2007, N 6) {КонсультантПлюс}
Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс
Кожина Снежана Римовна
Ответ актуален на 14.05.2020 г.
Последствия за отказ пустить в квартиру сотрудников коммунальных служб
Сотрудники коммунальных служб – это достаточно не частые посетители нашего жилья. Но подобные визиты не всегда оговариваются заранее, оказываются не к месту, вследствие чего и появляется логичный вопрос – как быть с неприкосновенностью жилья, гарантируемой Конституцией РФ?
Нужно ли пускать сотрудников коммунальных служб, УК либо ресурсоснабжающей организации по первому требованию, и какие последствия ждут за отказ? С этими вопросами разберемся не в свете желания/нежелания пускать кого-то в квартиру, а с позиции законодательства РФ.
Безусловно, приход коммунальщиков имеет определенную цель. Так, они посещают наше жилище для контроля индивидуальных приборов учета, с целью проверки внутриквартирного оборудования и сверки количества проживающих лиц с имеющейся информацией.
Но они не могут посетить жилище в любой время и требовать, чтобы их пустили. Существуют четкие рамки, которые ограничивают действия сотрудников, и при этом защищают интересы владельца недвижимости.
Если коммунальщики требуют впустить в квартиру, при этом соблюдены все положенные нормы, то отказ собственника незаконен, влечет за собой ответственность. Однако если действия сотрудников выходят за рамки их полномочий, то собственник вправе никого не пускать.
Разберем три ситуации, когда в квартиру работники коммунальных служб. А также выясним, что будет, если их не пустить.
Проверка количества фактически проживающих в квартире людей
Согласно Правилам о предоставлении коммунальных услуг, управляющая компания вправе проверить фактическое количество проживающих людей на определенной жилой площади, чтобы сравнить с имеющейся информацией. Однако такое право появляется только в тех случаях, когда квартира не оборудована персонифицированными приборами учета воды, электрической энергии и газа.
Это обусловлено тем, что коммунальная плата рассчитывается в соответствии с нормативами, а их умножают на количество прописанных.
При посещении представитель управляющей компании составляет акт, в котором прописывает количество проживающих людей в квартире. Если были выявлены неучтенные жильцы, то акт сразу же направляется в органы внутренних дел с целью проверки соблюдения миграционных законов.
Если в квартире установлены индивидуальные приборы учета воды, электричества и газа, то управляющая компания не вправе проверять количество жильцов.
Что будет, если не пустить сотрудника УК? Если в вашей квартире имеются все приборы учета, то ответственности никакой не будет. Вы в своем праве. Когда счетчики отсутствуют, то нежелание пускать сотрудника компании может привести к судебной волоките. УК может потребовать доступа в квартиру в принудительном порядке. Но только при условии, что представит доказательства основания.
Контроль приборов учета
Ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания (все зависит от того, кто прописан исполнителем в договорном соглашении), имеет право на проведение периодических проверок приборов учета, которые имеются в квартире.
Цели проверки:
- сверка показаний приборов с теми данными, которые передал собственник недвижимости;
- достоверность прибора (проверяют наличие сохранности пломб, смотрят на предмет постороннего вмешательства и пр.).
Такие проверки могут осуществляться не чаще 1 раза в 3 месяца. Когда счетчик расположен за пределами квартиры, то допускается проверка раз в месяц.
Сама процедура проверки регулируется общими нормами либо договором с собственником недвижимости. УК или РСО должны предупредить владельца квартиры о своем визите минимум за 2 недели до него. При этом в обязательном порядке требуется зафиксировать дату уведомления, например, письменно под роспись.
Если указанное время не устраивает собственника, то он обязан предупредить РСО либо УК о невозможности посещения его квартиры в срок – минимум за 2 дня до назначенной проверки (важно указать уважительные причины).
РСО или УК направляют сотрудника только в обозначенное и согласованное время, в противном случае собственник вправе не открывать дверь.
Если время было согласовано, а собственник решил не пускать сотрудника в квартиру, то составляется акт об отказе в допуске для проверки прибора индивидуального учета. С этой даты в течение 3-х месяцев плата за коммуналку будет начисляться по средним показаниям прибора учета, а в последующем станут использовать нормативы с использованием повышающего коэффициента (он равен 1,5).
И так будут начислять плату за коммунальные услуги до той поры, пока собственник не пустит в свою квартиру сотрудника для проверки счетчика.
Проверка внутриквартирного оборудования
УК вправе периодически проверять состояние водопровода, газового оборудования, канализации и пр. Плановые проверки осуществляется не чаще раза в квартал, обязательно уведомляют собственников заранее.
Но есть и исключения, например, если срочно нужен ремонт или произошла авария, то допуск в жилище обеспечивается по первому требованию.
За отказ собственнику могут перекрыть подачу коммунального ресурса, но только если это технически возможно. РСО или УК имеет право подать в суд, потребовав принудительного допуска в квартиру. Судебная практика такова, что суд будет на стороне организации, а не собственника. И на последнего возложат все расходы.
Рекомендуем к прочтению:
Вс подтвердил право управляющих компаний заходить в квартиры собственников
Управляющие компании имеют законное право осматривать квартиры собственников на предмет несогласованной перепланировки: на коммунальщиках висит обязанность обеспечивать безопасное и безаварийное содержание дома, поэтому никакие дополнительные согласования для проверки жилья им не требуются, указал Верховный суд РФ. Высшая инстанция напоминает, что свои визиты представители управляющих компаний должны согласовывать с собственниками и приходить к ним в гости в удобное для жителей время и не чаще одного раза в 3 месяца.
Суть дела
Управляющая компания хотела осмотреть квартиру жителей Красногорска, подозревая что в помещениях сделана перепланировка, которая может привести к изменениям технического и санитарного состояния оборудования.
Коммунальщики затребовали у жильцов документы о согласовании проведённой перепланировки, но не получили их.
Тогда УК направила собственникам требование о предоставлении доступа в квартиру для осмотра внутреннего оборудования в целях обеспечения надлежащего обслуживания инженерных систем многоквартирного дома. Однако доступ в жилое помещение предоставлен не был и тогда компания обратилась в суд.
Решением Красногорского суда Московской области иск был удовлетворён. Суд первой инстанции сослался на положения статей 31 и 161 Жилищного кодекса, а также правила предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011 года. Судья исходил из того, что истец имеет право на осмотр внутриквартирного оборудования для предотвращения аварийных ситуаций.
Однако Мособлсуд отменил это решение и отказал коммунальщикам в доступе в квартиру.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в квартиру для осмотра кухни и комнаты отсутствуют, поскольку в этих помещениях не имеется технического и санитарного внутриквартирного оборудования.
К тому же никаких аварийных ситуаций в доме не произошло, указала апелляция. Также Мособлсуд сослался на отсутствие жалоб собственников других помещений из-за перепланировки.
Это обстоятельство, по мнению апелляционной инстанции, свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца и иных лиц действиями ответчиков.
- Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
- Позиция ВС
- Высшая инстанция напомнила, что собственники обязаны поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества (часть 4 статьи 30 ЖК РФ).
- Долг собственников соблюдать законные интересы соседей, а также исполнять нормы пожарной безопасности и санитарно-гигиенические и экологические требования закона также закреплён в части 4 статьи 17 ЖК РФ.
- Кроме того, правила пользования жилыми помещениями, утверждённые постановлением правительства от 21 января 2006 года № 25 предписывают немедленно принимать меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в управляющую организацию.
- При этом наниматель обязан допускать в квартиру уполномоченных лиц для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, находящегося в нем оборудования и для проведения необходимых ремонтных работ (подпункты «д» и «и» пункта 10), указывает ВС.
- Часть 1 статьи 161 ЖК предписывает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества, к которым относятся:
- — соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- — безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- — соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
- Необходимость обеспечивать безопасность зданий в процессе их эксплуатации также закреплена в Градостроительном кодексе, который прямо предписывает проводить эксплуатационный контроль путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния конструкций и оборудования, поясняется в определении.
- Об обязанности проводить регулярные осмотры с целью выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан говорится и в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
- Эти правила регламентируют, что сотрудники управляющих компаний могут проводить такие осмотры (пункты 11 и 13), но они должны заранее согласовать с собственником время визита и приходить в гости не чаще одного раза в 3 месяца, при этом жильцы должны впускать их в занимаемые помещения (пункт 32 и 34).
«По смыслу приведённых норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт «е» пункта 3 Правил №354)», — отмечает ВС.
- Он подчеркивает, что закон прямо требует от управляющих компаний осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путём осуществления периодических осмотров.
- Суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод о том, что право требовать допуска в помещение у коммунальщиков имеется только при аварийных ситуациях или в связи с жалобами других потребителей на нарушение их законных прав, поясняет ВС.
- «Такое право имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем», — подчеркивает высшая инстанция.
- В связи с чем она отменила апелляционное определение Мособлсуда и оставила в силе решение Красногорского городского суда о допуске представителей УК «Вертикаль» в квартиру.
- Алиса Фокс
Ук неправильно уведомила собственника о своем визите и проиграла суд
Управляющая компания неоднократно уведомляла собственника о необходимости обеспечить ей доступ в его квартиру — дефект на трубопроводе холодного водоснабжения требовал проведения ремонтных работ.
Однако собственник на уведомления не реагировал и дверь представителям УК не открывал, о чем они составили акт.УК (далее — истец) посчитала, что совершила все действия, которые в совокупности обязывали собственника (далее — ответчик) предоставить доступ в квартиру.
После этого она подала исковое заявление в суд. В нем УК просила:• обязать ответчика обеспечить доступ в спорную квартиру;
• взыскать с ответчика расходы на уплату госпошлины — 6 000 рублей.
Суд первой инстанции обязал ответчика предоставить истцу доступ в спорную квартиру и компенсировать расходы по уплате госпошлины.«Удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика обеспечить доступ в квартиру для производства ее обследования, суд первой инстанции сделал вывод о препятствии ответчиком законному праву истца на производство обследования жилого помещения».
Санкт-Петербургский городской суд (апелляционное определение № 33 – 9431/2021) отменил ранее вынесенное решение и отказал истцу в удовлетворении требований:
Правовые нормы | Фактические обстоятельства дела |
П. 85 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг…»:• Исполнитель должен не позднее 14 дней до даты проверки направить потребителю извещение о предполагаемых дате и времени проверки, о необходимости допуска в это время с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя.• Направить извещение нужно заказным письмом, путем вручения потребителю под расписку или включения информации в платежные документы; иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем (электронная почта, телефонный звонок с записью разговора и др.).• Если потребитель не может обеспечить допуск в квартиру из-за временного отсутствия, он обязан сообщить об этом исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты проверки, указанной в извещении. Также он должен указать другие возможные даты и время допуска для проведения проверки, удобные для потребителя. Если у исполнителя нет информации о временном отсутствии потребителя в квартире, он составляет акт об отказе в допуске. | • Буквальное толкование предписания не позволяет идентифицировать дату и время, в котором ответчик обязан обеспечить доступ комиссии в квартиру.• Не доказано, что уведомление о доступе в квартиру в конкретную дату и определенное время было вручено ответчику, поэтому он не был обязан находиться в квартире.• Истец составил акт об отсутствии доступа в квартиру, но не доказал, что потребитель знал о предполагаемой проверке.• Ответчица предоставила справку для перерасчета платы за коммунальные услуги. Из этой справки видно, что на дату проверки потребителя не было квартире. |
Важно! Суды применили правила уведомления потребителя при проверке счетчиков, при этом причиной спора стало отсутствие доступа в квартиру для ремонта инженерных коммуникаций.
Изучив обстоятельства дела, суд установил:«Материалами дела опровергается уклонение ответчика от предоставления доступа в жилое помещение на предмет его обследования.
Тогда как истцом, напротив, не представлены доказательства соблюдения пп. «а» п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг».
Суд пришел к выводу, что УК не лишена права решить вопрос о доступе в спорную квартиру во внесудебном порядке.