Порядок не регламентирован
Российское законодательство однозначно не регламентирует, каким способом необходимо оформить взаимоотношения по предоставлению доступа (ограниченного проезда) к приобретенному объекту недвижимости.
Следовательно, стороны вправе урегулировать вопрос об ограниченном владении земельным участком в рамках гражданско-правового поля. Сделать это можно с помощью заключения как отдельного договора (аренды, возмездного оказания услуг и т. п.
), так и соглашения об установлении сервитута или с помощью внесения изменений (путем заключения дополнительного соглашения) в договор купли-продажи.
Использование участка
При переходе к другому лицу права собственности на здание (строение, сооружение), находящееся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на пользование соответствующей частью земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Такое правило содержится в пункте 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на нее передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Покупатель здания, строения, сооружения может требовать оформления соответствующего права на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Это отмечено в пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11.
Положения, противоречащие обязательной норме статьи 552 Гражданского кодекса РФ, могут быть признаны судом недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ по признаку ничтожности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2013 г. по делу № А03-4084/2013).
Сервитут
Согласно нормам гражданского законодательства, проезд транспорта по территории другого собственника можно отнести к ограниченным вещным правам. Одним из видов таких прав является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Различают публичный и частный сервитуты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ).
- В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка (а в некоторых случаях и от собственника другого земельного участка) предоставления права ограниченного пользования этим участком.
- Сервитут может вводиться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые нельзя обеспечить без сервитута.
- Таким образом, отношения по установлению сервитута могут возникать в случае невозможности обеспечения нужд собственника недвижимого имущества.
Следует учесть, что собственник здания должен иметь объективный повод для удовлетворения своих прав, связанных с проездом транспорта по чужой территории на время реконструкции своего здания, – например, невозможность использования других вариантов проезда (подъезда) к зданию. Такой вывод сделан в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 г. № 15АП-8444/2012, ФАС Поволжского округа от 30 января 2008 г. по делу № А55-132/2007 и др.
Иначе суд в предоставлении сервитута организации может отказать (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2009 г. по делу № А42-2393/2008).
Возможные варианты оформления
Что касается непосредственно соглашения о введении частного сервитута земельного участка, то его заключение необходимо в случае невозможности урегулировать отношения в рамках обязательственных правоотношений.
Имеется в виду ситуация, когда стороны не могут заключить гражданско-правовой договор (например, договор возмездного оказания услуг и т. п.). Однако заключение договора аренды земельного участка, договора возмездного оказания услуг позволило бы избежать излишних формальностей.
Так, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим предоставления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит госрегистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ).
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, претендующего на сервитут.
При этом соразмерность платы за пользование земельным участком (кстати, она может и не назначаться) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник участка в связи с использованием его земли обладателем сервитута. Размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки согласно правилам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 21 октября 2009 г. № Д23-3470).
Важно запомнить
Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей собственника недвижимости.
Незаконная уличная торговля | Уличная торговля: разрешение, организация, документы
В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.
???? К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.
Где написано, что нельзя свободно торговать на улице, и какой штраф
Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.
У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.
Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.
Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ:
— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок;
— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.
Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:
Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.
Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.
Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.
Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем
До обращения в администрацию надо легализоваться.
Зарегистрировать бизнес
Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:
-
Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.
Как самостоятельно открыть ИП
-
Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.
Регистрируем ООО: пошаговая инструкция
-
Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.
Кому подходит налог для самозанятых и как зарегистрироваться
Важно❗ Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.
За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.
Уведомить Роспотребнадзор, если нужно
Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.
Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ.
Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Бланк уведомления
Разобраться с онлайн-кассой
В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:
- — торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
- — торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
- — торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
- — ремонтируете обувь или делаете ключи;
- — зарегистрированы как самозанятый.
- При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года.
За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.
Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки
Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки.
В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу.
Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.
Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации.
Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики.
Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. Такой список аукционов есть в Москве.
Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.
Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции.
Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.
На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше.
Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год.
Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП.
Как заключить договор на участие в ярмарке
Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.
План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки.
В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить во II квартале 2021 года. На этом сайте должно появиться расписание.
Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.
Статья актуальна на 03.02.2021
Новые правила розничной торговли
21 января 2021
50209
1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.
Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:
-
отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;
-
при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);
-
при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;
-
выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);
-
если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;
-
предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.
Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.
Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:
-
обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;
-
оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;
-
знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;
-
обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);
-
при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;
-
передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
-
указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.
Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.
По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества.
Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид.
Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.
Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.
Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:
- перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
- перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
Является ли взимание портом платы за пропуск на его территорию навязываемой услугой?
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 307-ЭС20-12944 по делу № А42-5055/2019 относительно попытки организации привлечь рыбный порт к антимонопольной ответственности за оформление платных пропусков для прохода и проезда на территорию последнего.
ПАО «Севрыбсбыт» является собственником недвижимости на территории АО «Мурманский морской рыбный порт», являющегося оператором морского терминала и субъектом транспортной инфраструктуры, который ответственен за транспортную безопасность данного объекта. В связи с этим порт организовал на территории внутриобъектовый и пропускной режимы, обеспечивая проход (проезд) в зону безопасности подконтрольной территории только через КПП по оформленным платным пропускам.
В январе 2019 г. «Севрыбсбыт» обратилось в Управление ФАС России по Мурманской области с жалобой на действия порта по взиманию платы за оформление пропусков для прохода и проезда на территорию.
Общество сослалось на отсутствие нормативных правовых актов, позволяющих порту исполнять возложенные на него обязанности на условиях платности для собственников имущества, расположенного на территории такого объекта. Тем не менее антимонопольный орган не усмотрел в действиях порта нарушения ч. 1 ст.
10 Закона о защите конкуренции в виде признаков использования своего экономического положения для ущемления интересов других хозяйствующих субъектов и отказал в возбуждении дела o нарушении антимонопольного законодательства.
Тогда «Севрыбсбыт» оспорило решение УФАС в арбитражном суде, попросив в качестве способа восстановления нарушенного права обязать антимонопольный орган повторно рассмотреть его жалобу в отношении порта.
Три судебные инстанции отказали в удовлетворении заявления, согласившись с выводами УФАС России об отсутствии в поведении порта признаков антимонопольного нарушения.
При этом суды исходили из того, что порт внесен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, соответственно, он имеет право на допуск физических лиц и автотранспортных средств на собственную территорию посредством пропускных документов на возмездной основе.
В кассационной жалобе в Верховный Суд «Севрыбсбыт» сослалось на неправильное применение нижестоящими судами норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, ВС напомнил, что по смыслу закона поведение хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, направленное на устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов и иные подобные действия, признается злоупотреблением, поскольку непосредственным образом приводит к монополизации рынка и ограничивает свободу ведения экономической деятельности иными хозяйствующими субъектами. При этом само по себе нарушение хозяйствующим субъектом требований гражданского или иного законодательства не образует нарушения антимонопольного законодательства. Полномочия же антимонопольного органа при применении ст. 10 Закона о защите конкуренции состоят в пресечении монополистической деятельности – то есть выявлении нарушений, обусловленных использованием экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в осуществлении контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами норм гражданского, жилищного и иного законодательства и не в разрешении гражданских споров в административном порядке.
В рассматриваемом случае, пояснил ВС, «Севрыбсбыт», обращаясь в антимонопольный орган, не доказало, что поведение рыбного порта при взимании платы за оформление пропусков для доступа на территорию последнего имеет признаки антимонопольного нарушения.
Из материалов дела не следует, что «Севрыбсбыт» является потребителем услуг, оказываемых АО «Мурманский морской рыбный порт», либо конкурентном данной организации и испытывает неблагоприятные влияния экономического положения последнего на соответствующем товарном рынке.
Как указала Экономколлегия, по сути, между ПАО «Севрыбсбыт» и АО «Мурманский морской рыбный порт» имеют место разногласия в связи с реализацией портом требований законодательства в сфере транспортной безопасности и применением этих требований к заявителю как лицу, которое владеет объектами инфраструктуры порта, а разрешение такого рода споров не относится к компетенции антимонопольных органов. «Имеющиеся в решении антимонопольного органа и обжалуемых судебных актах суждения о как таковой законности взимания портом платы за оформление пропусков сделаны преждевременно и не имеют преюдициального значения, поскольку отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не должен предопределять исход соответствующего гражданско-правового спора между ПАО “Севрыбсбыт” и АО “Мурманский морской рыбный порт”. Однако допущенная ошибка в отдельных мотивах отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства не привела к неправильному разрешению настоящего спора по существу, поскольку отказ в возбуждении дела o нарушении антимонопольного законодательства правомерен», – заключил Верховный Суд, оставив в силе судебные акты нижестоящих инстанций, а кассационную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Старший юрист практики антимонопольного права АБ «Инфралекс» Виктор Фадеев полагает, что в рассматриваемом деле вопрос навязывания услуги по выдаче пропусков не был полностью исследован судами.
«Из постановления окружного суда следует, что взимание платы за оформление и выдачу пропусков не является услугой, оплачиваемой портовыми сборами согласно Закону о морских портах в РФ, и то, что порядок возмещения расходов оператору морского терминала по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах транспортной инфраструктуры не урегулирован действующим российским законодательством. В связи с этим представляется, что заключение договоров на оказание услуг по оформлению и выдаче пропусков должно осуществляться на добровольной основе с собственниками объектов недвижимого имущества, расположенного на территории порта. При этом обязательный характер такой услуги без возможности отказаться от нее может быть рассмотрен на предмет злоупотребления портом доминирующим положением», – убежден он.
По словам эксперта, ПАО «Севрыбсбыт» может повторно обратиться в УФАС России по Мурманской области с заявлением о нарушении портом п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции.
«При этом при подготовке заявления в антимонопольный орган следует учесть замечания, на которые указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда в комментируемом определении, а именно: представить доказательства отсутствия возможности доступа к своим объектам без получения услуги по оформлению и выдаче пропуска АО “Мурманский морской рыбный порт”.
Также необходимо указать размер расходов, которые заявитель несет в связи с навязыванием данной услуги, а также собственную оценку обоснованности размера тарифа за оформление и выдачу пропусков.
При наличии сведений о том, что рыбный порт не взымает плату за оформление пропусков в отдельных случаях или взимает в ином размере, то есть применяет дискриминационный подход, данные сведения также целесообразно указать в целях проверки таких действий на наличие правонарушений, установленных п. 5 и 8 ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции», – рекомендовал Виктор Фадеев.
Адвокат АБ «Яблоков и партнеры» Александр Тамодлин отметил, что Судебная коллегия предприняла попытку установить грань, отделяющую правомерное поведение хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, от антимонопольного нарушения: «По ее мнению, злоупотреблением является поведение, которое позволяет доминирующему лицу извлекать за счет потребителей выгоду, которую оно не смогло бы получить при отсутствии у него рыночной власти, и способно приводить к монополизации рынка опосредованно, то есть в связи с усилением позиции на рынке».
По мнению эксперта, на практике, действительно, бывает сложно отделить антимонопольное нарушение от исключительно экономического спора. «Из подхода Судебной коллегии следует, что антимонопольное нарушение – произвольное действие, которое возможно исключительно в силу обладания рыночной властью.
Оно не вызвано требованиями законодательства и (или) экономически избыточно – доминант в результате своих действий получает значительно больше, чем несет расходов на их осуществление.
Если же монополист вынужден действовать определенным образом, несет соответствующие затраты и требует разумную компенсацию, неправильно считать его злоупотребившим своим доминирующим положением.
Нельзя сказать, что Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда этим определением расставила все точки в спорах с субъектами, занимающими доминирующее положение, – все-таки осталась изрядная доля для субъективного усмотрения, но правильный вектор задан», – заключил Александр Тамодлин.
Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай назвал определение ВС редким в силу как минимум трех причин: лишь около 3% дел, переданных на рассмотрение Судебной коллегии, остаются без изменения; очень незначительное количество антимонопольных дел удостаиваются внимания судей Экономической коллеги; дело рассмотрено под председательством нового судьи и председателя Третьего судебного состава СКЭС Юрия Иваненко.
«Если по существу, то, с одной стороны, я очень рад, что судьи вышеуказанной коллегии ВС РФ правильно отметили, что далеко не все правовые проблемы, в которых участвуют хозяйственные субъекты, имеющие рыночную власть, должны разрешаться путем вмешательства ФАС России.
С другой стороны, в определении Суда остался недосказанным и четко не выраженным правовой путь, который должен избрать заявитель по делу, недовольный как самим фактом необходимости приобретать пропуск в порт, так и ценой этой услуги.
Вообще, увы, все большее количество определений ВС не только не содержат в себе ответы на сложные правовые проблемы и не восполняют правовые лакуны, а скорее либо их констатируют, либо (что еще хуже) порождают новые, что точно не отвечает целям и назначению высшей судебной инстанции страны», – подытожил эксперт.
Несколько особенностей налогового и бухгалтерского учета при выездной торговле
28 Февраль 2020
Реализация товаров вне стационарных торговых точек классифицируется как выездная. Она может быть разносной и развозной. Первая предусматривает продажу с ручных тележек, корзин, лотков и т.п. Вторая – с транспорта (из автомобиля, автоприцепа, автолавки). Также к выездной торговле относится продажа товаров посредством передвижного торгового автомата.
Специфика предпринимательской деятельности обусловливает особенности налогового и бухгалтерского учета у ИП. Но прежде чем разобраться с ними, стоит отметить, что не любая торговля вне магазинов и рыночных мест считается выездной. Согласно действующему законодательству, развозной и разносной не является реализация товаров:
- по договору купли-продажи или ранее оформленной заявке;
- с использованием торгового оборудования, не имеющего признаков транспортного средства;
- посредством электронной торговой площадки;
- с последующей доставкой проданных товаров.
Что касается требований к продавцам, они типичны: соблюдение НК РФ, санитарно-гигиенических норм, положений федеральных законов, регулирующих торговые отношения, и закона о защите прав потребителей, соблюдение правил применения кассового оборудования и т.п. В целом, требования мало отличаются от таковых к субъектам, занимающимся розничной торговлей.
Налоги
Выездная торговля может осуществляться индивидуальным предпринимателем или организацией. В 2020 году работать субъекты малого предпринимательства могут на УСН, ЕНВД. Для ИП выгодной может быть и патентная система. Организациям ПСН недоступна.
Универсальным был и остается режим ОСНО. Но его в силу сложности бухучета и размера налоговой нагрузки для разносной, развозной торговли выбирают редко.
Чаще всего продавцы, работающие вне стационарных торговых точек, выбирают вмененку. Если вы планируете открывать бизнес, учитывайте наличие ограничений для применения налогового режима. Особое внимание стоит обратить на ограничения по видам деятельности. Так, например, к рознице (и, соответственно, к выездной торговле тоже) не относится реализация:
- ГСМ;
- автотранспорта любого типа и класса;
- лекарств по льготным рецептам;
- собственной продукции;
- товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой точки.
Основы бухучета в выездной торговле
Организовывается и ведется бухгалтерский учет при развозной, разносной торговле точно так же, как в рознице. Согласно действующим ПБУ, в учете отражается выручка, списывается себестоимость реализованной продукции, а также списываются расходы на продажу.
Отдельно стоит рассмотреть отражение в учете выручки. Она признается на дату перехода права собственности на товар к покупателю. Правило общее для любой розницы, будь то продажа в магазине или на вывозном лотке.
В выездной торговле разрешен наличный и безналичный расчет. В том и другом случае в учете делаются соответствующие проводки (с указанием способа получения выручки). Бухгалтеру ИП или организации особое внимание стоит обратить на специфику взаиморасчетов по безналу.
Так, например, фактическая продажа и дата поступления средств на расчетный счет могут не совпадать. В этом случае делается две проводки: сначала отражается выручка за реализованный товар, а затем поступление средств (оплата согласно слипу или банковской выписке).
Если дата расчета и поступления средств совпадает, делается одна проводка: отражается выручка за товар.
Два нюанса бухучета выручки
Выездная розничная торговля предусматривает совершение операций в конкретном моменте времени. Право перехода собственности на товар к покупателю наступает непосредственно при передаче товара. Тем не менее возникают вопросы на предмет периодичности отражения выручки. Стоит отметить, что однозначного ответа на них действующее законодательство не содержит.
Другой особенностью выездной розницы является большое количество операций (оплат) в день. Причем первичные документы вроде договоров купли-продажи не составляются. Соответственно, в учете отображается выручка не по каждой операции, а в общем за рабочую смену.
Вопросы себестоимости
Специфика выездной торговли и учета операций такова, что списание себестоимости товаров осуществляется одновременно с начислением выручки. Порядок списания определяется способом учета товаров ИП или компанией. Действующее законодательство позволяет учитывать продукцию для реализации в розницу по закупочным и продажным ценам.
Ведение учета по продажной цене предусматривает использование 42 счета. Он отражает торговую наценку. Последняя устанавливается при приобретении товара. При бухучете с использованием счета 42 делаются следующие проводки:
- списание стоимости реализованной продукции в продажных ценах;
- отражение сторно торговой наценки.
При работе по данному методу бухгалтеру предстоит определять сумму, средний процент наценки.
Методов списания товаров существует несколько, например, по себестоимости единицы, по средней себестоимости. Необязательно использовать один метод для всех товаров. Каждая товарная группа может предусматривать свой, оптимальный метод оценки. Такое решение нужно закрепить в учетной политике.
Расходы на продажу
Если продавец использует УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», актуальным становится учет последних. Расходы на продажу отражаются на счете 44. К их числу относятся представительские, управленческие, транспортные расходы, расходы на аренду торгового оборудования и автолавки (автоприцепа, передвижного автомата), расходы на оплату труда, рекламу, хранение товара и т.п.
Накопленные на 44 счете суммы списываются на счет 90 ежемесячно.
Если продавец использует ОСНО и является плательщиком НДС, налог начисляется одновременно с признанием выручки.
Как вести учет, если выездных точек несколько?
Выездная торговля обычно относится к малому бизнесу. Но это не означает, что нужно ограничиваться одной точкой продажи с рук или автотранспорта. Предприниматель и организация, занимающиеся таким видом деятельности, могут нанимать сотрудников и реализовывать товары в разных местах.
Принципы организации бухгалтерского и налогового учета в этом случае точно такие же, как в рознице. Определяющим был и остается применяемый налоговый режим.
Что касается фиксации операций, аккумулирования фискальных данных и их передачи в ФНС, для этого используется кассовое оборудование. Выбор ККТ рекомендуется осуществлять по реестру, сформированному ФНС.
Применение устаревшего или не соответствующего нормативным требованиям оборудования чревато штрафными санкциями и увеличением финансовой нагрузки на бизнес.
Выездная торговля – новый для вас вид деятельности, поэтому вопросов возникает слишком много? Обратитесь к специалистам для получения бухгалтерской и налоговой консультации. Это позволит понять специфику деятельности и учета операций при ней, грамотно организовать учет, минимизировать риски доначислений, штрафов и пеней.
Также, вне зависимости от применяемого налогового режима, не стоит забывать о регулярной отчетности. Сдавать самостоятельно или передать на аутсорсинг – решать вам!
Теги данной публикации: бухучетналоговый учетторговля
Онлайн-касса для торговли на рынках: нужна ли касса в 2021 году
В законе о кассах столько тонкостей, что многие предприниматели уже запутались – кому можно работать без кассы, а кому нет. Если кассу все-таки придется покупать, то какую выбрать для рыночной торговли. Давайте разбираться.
ФНС планирует ужесточить правила применения ККТ на розничных рынках в 2021 году
Начнем со свежих новостей о грядущих изменениях в законах. По мнению ФНС и Минфина, сегодня в 54-ФЗ границы применения контрольно-кассовой техники на рынках сформулированы размыто. Этим умело пользуются недобросовестные арендаторы торговых мест и часто причисляют свой бизнес к льготной категории. А арендодатели покрывают таких предпринимателей.
Чтобы вывести из тени нелегальные продажи и тем самым навести порядок в рыночной торговле, налоговая разработала поправки к законам «О контрольно-кассовой технике», «О розничных рынках», а также к статьям КоАП. Сейчас они направлены в Минфин на согласование.
Какие изменения предлагает внести ФНС:
- Сократить перечень предпринимателей, которые могут не использовать ККТ на рынке.
- Обязать арендаторов подтверждать наличие кассы перед заключением договора аренды.
- Обязать управляющие компании рынков постоянно контролировать у арендаторов наличие зарегистрированной ККТ.
- Не допускать на рынок предпринимателей, чья деятельность приостановлена. Ответственность за это возложить также на управляющие компании.
- Упростить порядок привлечения продавцов на рынке к административной ответственности в виде предупреждения.
Есть все основания полагать, что в ближайшее время поправки будут приняты. Чтобы оставаться в курсе последних новостей, сохраняйте статью в закладки. Все новости по рыночной торговле мы пишем здесь.
Ждать ли розничному рынку налоговых проверок
Несмотря на то, что в 2021 год малый бизнес освободили от плановых проверок, ФНС может нагрянуть на рынки с проверкой по новым формам внеплановых (подробности здесь). Это, например, контрольная закупка, рейдовый осмотр, выездное обследование, мониторинговая сделка и другие.
ФНС и Минфин нацелились ужесточить правила торговли на рынках, и список причин для внеплановых проверок будет расширен. Соответствующий закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. и вступает в силу 1 июля 2021 года.
С этой же даты с 1 июля 2021 года в России начинает работать единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Правила формирования и ведения реестра утверждены 16 апреля 2021 года Постановлением №604.
Реестр синхронизируют с порталом госуслуг, поэтому предприниматели будут получать уведомления о сроках предстоящих проверок и их результатах, а также смогут убедиться в правомерности проверок.
Теперь разберемся с кассой.
Так в каких случаях касса на рынке нужна
Определяющую роль в необходимости применения ККТ на рынке играют два параметра: где вы торгуете и чем, какие услуги предоставляете.
-
Статья 2 54-ФЗ гласит, что для торговли на рынках и ярмарках требуется использование контрольно-кассовой техники, если:
- товары продаются в обустроенных торговых местах, обеспечивающих их показ и сохранность. Например, в находящихся на территории рынка магазинах, павильонах, киосках, палатках, помещениях контейнерного типа, автомагазинах, автолавках, фургонах.
- с открытых прилавков, находящихся внутри крытого рынка, продаются продовольственные товары и непродовольственные товары из определенного списка.
-
Предприниматель обязан применять кассу, если он изготавливает и продает следующую продукцию:
- Подакцизные товары (статья 181 НК РФ), в том числе алкоголь, табачные изделия, автомобили и мотоциклы, топливо, спиртовые настойки и эмульсии и другие.
- Непродовольственные товары из определенного списка, утвержденного Распоряжением Правительства РФ №698-р от 14.04.2017 г. Это, например, ковры, мебель, музыкальные инструменты, одежда (кроме нательного белья, носовых платков, вязаных или трикотажных чулочно-носочных изделий), изделия из кожи, изделия из дерева и соломки (кроме деревянных ложек и плетеных корзинок), лекарственные средства и другие.
- Товары, подлежащие обязательной маркировке