Расчет оплаты за вывоз бытовых отходов — Юридические советы

В 2019 году в России обновилось экологическое законодательство, что привело к изменениям структуры формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги. В платежки включили услугу «Обращение с ТКО», где ТКО – твердые коммунальные отходы.

Этот термин введен взамен термина «твердые бытовые отходы» (ТБО), отразив факт того, что вывоз мусора отныне – коммунальная услуга. При расчете стоимости услуги учитывается ряд факторов: от региона до параметров жилья и статуса проживающих.

Размер платы периодически меняется, а некоторым категориям граждан доступны льготы при оплате. Граждане обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО по квитанциям, даже если сумма указана неверно: после разбирательства переплаченная сумма зачтется в следующих платежках.

Нормативное регулирование

Правила по обращению с ТКО отражены в ряде нормативно-правовых актов, регулирующих права и обязанности участников процесса: граждан, региональных операторов, подрядных организаций.

Региональные операторы – это организации, ответственные за весь оборот мусора в пределах выбранного региона. Они могут выполнять обязанности с привлечением подрядных организаций для вывоза мусора или приема оплаты от населения.

Список нормативно-правовых актов, относящихся к обращению с ТКО:

Тариф регионального оператора

Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.

Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:

СубъектМаксимальный тариф, руб./ м3 (с НДС)
Московская область 739,67-949,56
Ленинградская область 874,75
Свердловская область 474,37-705,66
Камчатский край 452,92-1419,96
Краснодарский край 366,74

В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.

Норматив накопления отходов

Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона.

При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры.

Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.

Вычислениями занимается орган, ответственный за защиту окружающей среды – Росприроднадзор.

На основании полученных данных не только формируются тарифы для населения, но и готовится информация для региональных операторов по планированию деятельности для полного и своевременного оборота мусора. Расчет проводится не реже, чем каждые 5 лет.

Средний норматив по России – 200-300 кг или 1,1-1,5 м3 отходов на 1 человека. Для удобства показатели массы и объема переводят в плотность: 240 кг/м3 – средний справочный показатель для ТКО, 130-270 м3 – фактический диапазон плотности ТКО.

Формула и порядок расчета платы за вывоз мусора

Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:

  • на основании площади помещения;
  • по числу проживающих.

Независимо от подхода, норматив утверждается местными властями и публикуется через локальные нормативно-правовые акты.

В зависимости от площади помещения

Если в субъекте федерации принята схема взимания платы за обращение с отходами по площади помещения, то применяется формула, приведенная в постановлении Правительства № 354 (приложение № 2, формула 9_2). Такая схема применяется в меньшей части субъектов федерации, примеры областей: Амурская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, частично – Калужская.

Формула для расчета:

P = Si * (N / 12) * T, где

  • P – сумма платежа,
  • Si – площадь помещения,
  • N – норматив накопления отходов в регионе,
  • T – цена на услуга в пределах допустимого максимума.

В зависимости от количества проживающих

В остальных регионах России сумма за обращение с ТКО формируется исходя из числа проживающих. В их числе учитываются прописанные лица или собственники помещения при отсутствии прописанных. В постановлении Правительства № 354 (приложение № 2, формула 9_1) указана следующая формула для расчета:

P = ni * (N / 12) * T, где

  • P – сумма платежа,
  • ni – число проживающих (временно или постоянно),
  • N – норматив накопления отходов в регионе,
  • T – цена на услуга в пределах допустимого максимума.

При раздельном накоплении мусора

Один из нюансов, влияющий на снижение нормы – внедрение системы раздельного сбора мусора. При раздельном сборе образующаяся масса становится более однородной, чем при накоплении в общем пространстве. За счет однородности повышается плотность собранного мусора и эффективность оборота: плотнее мусор – больше вместится в контейнер и мусоровоз.

Для таких случаев применяются измененные формулы:
Расчет платы за ТКО

Скидки, льготы и компенсации

Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.

На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.

Расчет для юридических лиц

Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.

При проверке предприятий Росприроднадзором устанавливается норма, которую организации не должны превышать. Обычно они ниже, чем у физических лиц на 30-50%.

Одно из изменений, связанных с появлением коммунальной услуги «Обращение с ТКО» – включение юридических лиц в число плательщиков. Использовавшееся ранее понятие ТБО применялось только для физических лиц.

ТКО включает те же виды отходов, но они распространяются на все группы лиц: физические и юридические.

Случаи и порядок перерасчета платы за обращение с ТКО

Кроме льгот, предусмотрен ряд других случаев, при которых производится перерасчет суммы платежа за обращение с ТКО. При возникновении ситуаций, требующих перерасчета, жильцы должны продолжить платежи по квитанциям до урегулирования претензий. В случае положительного решения переплаченная сумма будет вычтена из последующих платежей.

Ситуации, при которых подается заявление на перерасчет:

  • временное отсутствие проживающего;
  • невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме;
  • ошибки в квитанции.

Порядок оформления перерасчета определяется региональным оператором, другое контактное лицо для решения ситуации – Росприроднадзор.

Временное отсутствие проживающего

При формировании суммы платежа по числу проживающих ее возможно уменьшить на период временного отсутствия жильцов. Таким период считается проживание по месту учебы, поездка в отпуск, командировка.

Продолжительность отсутствия по месту постоянного проживания должна превышать 5 суток.

Для перерасчета необходимо предоставить региональному оператору доказательства:

  • счета за услуги, подтверждающие отсутствие жильца (нулевые значения за электричество, воду);
  • выписки из отелей, баз отдыха;
  • билеты;
  • оплаченные счета по другому адресу.

Некачественное оказание услуг региональным оператором

Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.

Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.

Ошибки в квитанции

При внесении информации о жилом объекте или числе проживающих могут совершаться ошибки, которые приведут к неправильной сумме за оказанные услуги. Ошибки в квитанциях связаны со следующими сведениями: площадь помещения, число проживающих за указанный период, учет льгот проживающих. При обнаружении ошибки необходимо написать заявление региональному оператору для перерасчета.

Порядок оплаты услуги «Обращение с ТКО»

Платежи по коммунальным услугам принимаются двумя способами: онлайн и очным. Платежи принимаются банками, порталом «Госуслуги», системой «Город», в личных кабинетах поставщиков услуг.

Читайте также:  Начисление районного коэффициента в Вологодской области — Юридические советы

В государственных системах («Госуслуги», «Город») комиссия не берется самими сервисами, но может браться банками, проводящими операцию.

Некоторые банки заключают соглашения с обслуживающими организациями о полном обслуживании без комиссии – при оплате онлайн эта информация обычно отображается.

При очном посещении организаций для оплаты коммунальных услуг комиссию не берут только две из них: поставщик (если принимает оплату в офисе) и Единый информационно-расчетный центр (при оплате наличными). Банки, почтовые отделения, терминалы оплаты берут комиссию от 1% от суммы платежа.

Расчет оплаты за услугу — твёрдые коммунальные отходы

В предыдущих статьях мы рассказали о правах и обязанностях исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Сегодня мы поговорим о формулах для расчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Раздел II(1) с этими формулами в ПП РФ N 354 внесло постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232.

О правах и обязанностях исполнителя КУ по обращению с ТКО читайте в этой статье

Порядок расчёта до принятия нормативов ТКО

Регионы РФ не позднее 1 сентября 2017 года должны утвердить нормативы накопления ТКО. Пока они это не сделают, плату за вывоз мусора нужно рассчитывать по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) из приложения N 2 к ПП РФ N 354. В этих формулах учитывается объём вывезенных контейнеров.

Первая и вторая формулы понадобятся для расчёта размера платы за ТКО для жилого помещения. Для первой формулы важно знать количество граждан, которые проживают в помещении, не важно, постоянно или временно, и объём вывезенных контейнеров.

  • Вторая формула отличается от первой тем, что для неё понадобится информация об общей площади помещения.
  • Третья формула нужна для расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении.

Права и обязанности потребителя КУ по обращению с ТКО

Порядок расчёта после принятия нормативов ТКО

С 1 сентября 2017 года расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО нужно производить по нормативу. До 1 сентября четыре месяца, времени достаточно, но, по сложившейся традиции, будут регионы, которые не успеют установить нормативы.

Предлагаем решать проблемы по мере поступления и о том, что делать, если норматив не будет утверждён, говорить после 1 сентября.

Первая группа формул предназначена для жилых помещений. В формуле 9(1) учитывается количества граждан, которые постоянно или временно живут в помещении.

  1. Во второй формуле расчёт размера платы ведётся по общей площади на основании нормативов накопления ТКО.
  2. Рассчитывать плату для нежилого помещения после принятия нормативов нужно будет по следующей формуле.

Как заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО

Что делать с услугой ТКО для коммунальной квартиры

  • Для расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которая предоставляется для коммунальной квартиры, нужно знать количество граждан, которые постоянно и временно живут в комнате.
  • Если же ОГВ субъекта РФ принимает решение, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО проводится по общей площади жилого помещения, применяется другая формула.

Блог

  • Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому — развиваем тему.
  • Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
  • Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» — это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых — с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Читайте также:  Уплата НДФЛ за услуги резидента, оказанные нерезиденту — Юридические советы

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

А дальше следите за руками… Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире — это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  

Как рассчитать плату за обращение с ТКО

С 1 января 2019 года порядок расчета платы за услугу по вывозу мусора изменился. Дело в том, что вывоз ТБО перешел в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для трех регионов изменения перенесли, остальным разрешили действовать по ситуации. В рекомендации мы разобрали три способа расчета платы за услугу, по каждому привели примеры.

Порядок изменения платы за содержание жилья

С момента, как в вашем регионе начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО, исключите расходы на вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения. Коммунальную услугу по обращению с ТКО укажите в платежном документе отдельной строкой.

Размер расходов по вывозу ТБО определите по смете работ и услуг по содержанию общего имущества МКД или по расшифровке к плате за жилое помещение, которую утвердил орган местного самоуправления. Уменьшите плату за содержание жилого помещения пропорционально составляющей расходов на вывоз ТБО.

Внимание: порядок предоставления КУ по обращению с ТКО и расчета платы за нее регламентирован главой ХV(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не является договором ресурсоснабжения, его считают специальным видом договора предоставления КУ.

Такой договор регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

Вы можете не уменьшать размер платы за содержание жилья на сумму вывоза мусора в двух случаях:

  •          если такое решение примут собственники помещений на общем собрании;
  •          если в договоре управления есть условие о возможности перераспределить составляющую платы по вывозу мусора на другие работы по содержанию общего имущества дома.

Об изменениях предупредите жителей за 30 дней до выставления квитанции.

Порядок оплаты услуги по обращению с ТКО

Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно. Порядок расчетов для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Способ 1. Расчет платы по количеству граждан

Способ 1. Расчет платы по количеству граждан. При таком способе плату рассчитывают на каждого гражданина, который проживает в помещении.

Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников квартиры.

Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Пример: расчет платы по количеству граждан

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  •          годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 2,6 куб. м/чел.;
  •          количество потребителей, которые проживают в квартире № 30, – 3 чел.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:

650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.

Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта мы показали на рисунке.

Способ 2. Расчет платы по площади помещения

Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.

Пример: расчет платы по площади помещения

УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  •          годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
  •          площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:

650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.

Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов

Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов. При раздельном сборе ТКО плату определяйте по объему контейнеров.

В расчете используйте сумму объемов всех контейнеров, которые предназначены для раздельного сбора.

Просчитанный объем умножайте на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе.

Пример: расчет платы при раздельном накоплении ТКО

УО нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:

  •          тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
  •          количество зарегистрированных в квартире № 30 лиц – 3 чел.;
  •          расчетное количество лиц, которые могут получать услугу, – 200 чел.;
  •          три контейнера объемом 0,8 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период;
  •          пять контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период.

Чтобы определить объем мусора, УО сложила объемы всех контейнеров, которые вывез регоператор:

(3 × 0,8) + (5 × 1,1) = 7,9 куб. м.

Затем тариф, полученный объем вывезенного мусора и соотношение количества проживающих в квартире к общему количеству всех жителей в МКД перемножили:

650,4 × 7,9 × (3 : 200) = 77,07 руб.

Размер платы за ТКО – 77,07 руб. Такую плату УО выставит только за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора.

Внимание: тариф на услугу по обращению с ТКО ФАС может признать незаконным

Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.

Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.

Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.

Порядок перерасчета платы

В двух случаях придется сделать перерасчет платы по услуге по обращению с ТКО: житель отсутствовал в помещении и услугу оказали некачественно. Рассмотрим каждый случай подробно.

Перерасчет в связи с временным отсутствием. Сделайте перерасчет платы, если житель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд. Плату уменьшите на основании:

  •          письменного заявления жителя о перерасчете. Такое заявление житель должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру;
  •          документа, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счет об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.

Такой порядок установлен пунктами 148(22), 148(44) Правил № 354.

Перерасчет в связи с оказанием некачественной услуги. Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45)Правил № 354.

Основанием для перерасчета платы станет акт, которым зафиксировали факт ненадлежащего оказания услуги.

Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:

  •          Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создает проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
  •          Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
  •          государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, – проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
  •          региональная энергетическая комиссия – установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.
Читайте также:  Сроки извещения о результатах рассмотрения жалобы следственной частью — Юридические советы

Расчеты с регоператором

Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).

Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.

Объем или массу ТКО определяют одним из способов:1

  •          по нормативам накопления ТКО, которые выражаются в количественных показателях объема;
  •          исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Такой порядок определен подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 № 505.

Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.

Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора

Действие регионального оператора по обращению с ТКО Ответ управляющей МКД организации
Требует предоставить паспорта отходов Откажите регоператору. Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают
Запрашивает персональные данные собственников помещений Откажите регоператору. Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Исключение: переход на прямые договоры. В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится
Требует предоставить информацию о контейнерных площадках Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность. Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора
Оплатить КР на СОИ Откажите регоператору. Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО
Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий Обратитесь в суд. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов (ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора (ст. 445 ГК)

Первоисточник: НО «Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики»

Как определяется размер платы за вывоз мусора для жителей?

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. 

Плата выделяется отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации по обращению с ТКО подлежит государственному регулированию.

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области регулирования тарифов (в городе Севастополе — Департаментом городского хозяйства города Севастополя).

Действующий в настоящее время предельный единый тариф для регионального оператора на территории города Севастополя — ООО «БГС» установлен приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя в размере 370,77 руб./куб.м (с НДС).

Плата за услугу регионального оператора по обращению с ТКО начисляется исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти.

Исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации № 354, под проживающим следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя.

Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчета платы за другие виды коммунальных услуг, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также – при отсутствии проживающих – по числу собственников помещения. Ранее оплата за вывоз и утилизацию ТКО начислялась исходя из площади квартиры. Нормативы накопления ТКО и крупногабаритных отходов (КГО) на территории города Севастополя утверждены постановлением Правительства Севастополя от 09.03.2016 № 153-ПП. Для жителей МКД и частного жилого фонда нормативы накопления отходов утверждены в следующих размерах:

Наименование объекта образования отходов Норма накопления ТКО, на 1 чел./год Плотность, кг/куб.м Норма накопления КГО, на 1 чел./год
кг/год куб.м/год кг/год куб.м/год
Многоквартирный жилой фонд  298,0 2,5 119,0 70,0 0,41
Частный жилой фонд  312,0 2,7 116,0 70,0 0,41 

Таким образом, размер платы за услугу по обращению с ТКО на одного проживающего в месяц составляет:

— для жителей многоквартирных домов (МКД) — 89,91 руб. 

(2,91 куб.м/12 мес. х 370,77 руб./куб.м);

— для жителей частного жилого фонда – 96,09 руб. 

(3,11 куб.м/12 мес. х 370,77 руб./куб.м).

Предоставляются ли льготы на оплату услуги регионального оператора по обращению с ТКО?

Услуга регионального оператора по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО  в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Текст типового договора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 и опубликован на сайте регионального оператора: httр://sevblago.ru. 

По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги.

При отсутствии письменных обращений о не предоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.

Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). 

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются ТКО, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.

Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно.

Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Не заключение договора с региональным оператором влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2. КоАП РФ.

Заключение договоров с иными перевозчиками не свидетельствует о надлежащем выполнении собственниками ТКО требований законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов города Севастополя  в сфере обращения с отходами.

Все договоры, ранее заключенные собственниками ТКО города Севастополя на сбор и вывоз отходов, действовали до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО, т.е. – до 1 января 2018 года.  

Для заключения договора необходимо обращаться в пункты обслуживания абонентов региональным оператором ООО «БГС» по адресам: 

— г. Севастополь, ул. Ленина, д. 70. Режим работы: с понедельника 

по четверг с 8-30 до 17-15 без перерыва на обед, в пятницу с 8-30 до 16-00 без перерыва на обед.

— в отдаленных районах города — пл. Захарова, д. 3 (Северная сторона), 

ул. Новикова, д. 14 каб. 17 (г. Балаклава). Режим работы: с понедельника по четверг с 8-30 до 17-15 обед с 12-30 до 13-00, в пятницу с 8-30 до 16-00 обед с 12-30 до 13-00. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *