Оспаривание опекунства — Юридические советы

Лишить опекунства можно по личной просьбе опекуна, либо по основаниям, перечисленным в Федеральном законе № 48-ФЗ. Решение таких вопросов находится в компетенции учреждений опеки – для этого издается соответствующий акт. Рассмотрим, какие условия прекращения опекунства зафиксированы в законодательстве, а также правила документального оформления этой процедуры.

Режим опекунства предусматривает возложение на граждан прав и обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, а также иных недееспособных лиц. Основанием для назначения опекуна является акт учреждения опеки. Обстоятельства, которые повлекут лишение опекунства, зафиксированы в ст. 29 Закона № 48-ФЗ:

  1. личное заявление опекуна;
  2. смерть опекуна или опекаемого гражданина;
  3. истечение срока опеки, если он был установлен актом;
  4. восстановление дееспособности граждан;
  5. совершеннолетие опекаемого ребенка;
  6. ненадлежащее исполнение обязанностей;
  7. нарушение прав опекаемого лица, в том числе оставление без помощи или надзора, преследование корыстных интересов и т.д.;
  8. нарушение правил охраны и распоряжения имуществом опекаемого лица.

Особое значение имеет принудительное лишение опекунства, поскольку оно допускается при существенном нарушении законных интересов граждан. Выявлять такие случаи обязаны учреждения опеки, а обращаться по данным фактам могут любые заинтересованные лица.

Порядок лишения

Одной из ключевых обязанностей опекуна является регулярное представление отчета о реализации своих полномочий. При проверке этого документа могут устанавливаться факты нарушения прав и законных интересов опекаемых граждан. Помимо этого, сведения о ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны опекуна могут содержаться в следующих актах:

  • судебные решения по гражданским, уголовным и административным делам;
  • материалы комиссии по делам несовершеннолетних;
  • представление прокурора, вынесенное по итогам проверки законности;
  • письменные обращения заинтересованных лиц, которым стали известны случаи ненадлежащего отношения опекуна к своим обязанностям.

Проверка указанных обстоятельств проводится отделом опеки. Сам опекун вправе не только давать свои пояснения или возражения по поводу возникших претензий, но и обжаловать итоговый акт.

К ненадлежащему исполнению обязанностей могут относиться следующие обстоятельства:

  1. совершение противоправных действий в отношении опекаемого гражданина, в том числе уголовных преступлений и административных проступков;
  2. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  3. асоциальный образ жизни, в том числе вовлечение опекаемого лица в употребление алкоголя и наркотиков;
  4. ухудшение жилищных и бытовых условий по месту жительства опекаемого лица;
  5. отсутствие полноценного надзора за подопечным лицом.

Чтобы подтвердить или опровергнуть указанные факты, органы опеки имеют право получать любые документы и сведения, в том числе из материалов уголовных и административных дел. Проводится опрос опекаемого гражданина, а для получения сведений от несовершеннолетних детей приглашаются педагоги и психологи.

Корыстные цели опекуна могут заключаться в получении государственных пособий, использовании льгот по оплате коммунальных услуг, проезду на общественном транспорте и т.д.

Кроме того, опекаемые лица могут использоваться для увеличения состава семьи при получении земельных участков и жилья из муниципального фонда.

Выявление таких случаев возможно, если полученные бюджетные средства и льготы использовались на личные цели опекуна, а не на его подопечных.

В состав обязанностей опекуна может входить принятие мер по сохранности имущества, распоряжению деньгами и недвижимостью опекаемого гражданина. Если такие вверенные активы или денежные средства были реализованы без согласия учреждения опеки, сделка может признаваться недействительной, а опекун лишится своих прав.

При несоответствии жилищных и бытовых условий по месту жительства опекуна должен составляться акт обследования. Для этого приглашаются специалисты СЭС (Роспотребнадзора) и иных контрольных ведомств. В ходе обследования могут выявляться следующие факты:

  1. ухудшение жилищных условий в результате продажи или обмена недвижимости;
  2. создание антисанитарных условий для проживания семьи опекуна и самого подопечного;
  3. отсутствие условий для нормального развития, воспитания и обучения несовершеннолетнего ребенка;
  4. отсутствие реакции опекуна на ранее выявленные недостатки.

Материалы такой проверки будут использованы учреждением опеки для вынесения акта. При вынесении решения учитывается и возможность устранения выявленных нарушений – для таких случаев обязанности опекуна могут приостанавливаться на определенный срок.

Если гражданин сам подает заявление о досрочном прекращении опеки, он должен указать мотивы такого решения. В этом случае, итоговый акт о досрочном прекращении опеки может сопровождаться назначением нового опекуна.

Статьей 29 Закона № 48-ФЗ допускается и временное отстранение от исполнения обязанностей опекуна. Это может быть связано с возникновением противоречий между опекуном и подопечным – при устранении таких обстоятельств режим опекунства восстанавливается в полном объеме.

Несоблюдение требований к опекуну

При оформлении опеки особые требования предъявляются к личности опекуна. Если после установления опекунства будут выявлены обстоятельства, препятствующие назначению опекуном, оно подлежит прекращению. В состав таких обстоятельств входят:

  1. судимость за совершение преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и ряда иных составов – лишение опекунства последует даже в случае, если потерпевшим от преступления являлся не опекаемое лицо;
  2. установление медицинских диагнозов алкоголизма и наркомании, носящих хронический характер;
  3. недееспособность опекуна, установленная судебным актом;
  4. наличие заболеваний, препятствующих опеке;
  5. нуждаемость самого опекуна в постороннем уходе, а также иные причины.

В этих случаях действия опекуна не обязательно могут нарушать интересы подопечного, однако его личные характеристики не позволяют обеспечивать надлежащий уход. Поскольку опекун привлекается к проверке оснований для лишения, он может добровольно согласиться на досрочное аннулирование акта.

Также будет отменено опекунство, если при его назначении были представлены недостоверные сведения о личности опекуна, либо подложные документы. Например, потенциальный опекун может умышленно подделать справку о прохождении медосвидетельствования, чтобы добиться положительного решения.

Издание акта и последствия

Закон устанавливает специальный состав последствий, которые могут наступать при принудительном лишении опекунства:

  • гражданин, для которого отменено опекунство, обязан представить письменный отчет в течение трех дней – в нем отражаются все сведения об управлении и распоряжении имущественными активами;
  • если выявляются основания для привлечения опекуна к ответственности по УК РФ или КоАП РФ, такие сведения должны направляться в правоохранительные органы не позднее 7 дней с даты получения отчета, и не позднее 14 дней с момента лишения опекунства;
  • материалы проверки учреждения опеки будут выступать доказательством в уголовном или административном деле.

Одновременно с лишением опекунства прекращаются все выплаты и начисление льгот. Если будет установлено, что государственные пособия и компенсации были использованы вопреки нуждам подопечного, они будут взысканы с бывшего опекуна в судебном порядке. Это происходит и в случае расторжения договора на опеку, если по его условиям опекун получал выплаты из бюджета.

Жалоба на действия органов опеки: образец, помощь адвоката

   Многие люди по тем или иным причинам обращаются в органы опеки и попечительства. Эти организации должны их защищать в тех или иных ситуациях, поэтому в этом вопросе следует серьезно разобраться, чтобы в совершенстве знать свои права. Тогда они точно не будут нарушены.

Ко мне как к адвокату часто обращались с проблемой в данных взаимоотношениях, часто органы опеки не хотят ничего делать в защиту детей, или напротив злоупотребляют своими полномочиями.

Обращайтесь, составлю жалобу и по Вашей проблему, найдем управу на опеку и восстановим справедливость.

   Тут появляется вопрос: как найти управу на органы опеки. Нужно подать жалобу с учетом определенных правил и норм. Жалобу можно будет подать в такие инстанции:

  • вышестоящие органы опеки и попечительства;
  • органы прокуратуры;
  • правоохранительные органы;
  • судебная инстанция;
  • инстанция, уполномоченная по правам ребенка.

   С первой жалобой зачастую обращаются в прокуратуру. Это одна из основных организаций, которая ведет надзор за соблюдение прав и свободы граждан. Так, как подать в прокуратуру на органы опеки и попечительства? Для этого оформляется сама жалоба.

Официальных образцов документ не имеет, при этом заполняться он должен юридически грамотно и с содержанием всей необходимой информации и фактов. Регистрируется он на протяжении трех дней после предоставления в орган.

Если у вас возникнут вопросы, то вы всегда можете проконсультироваться со специалистами, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны.

Смотрите ВИДЕО, почему я пробив применения в защите прав образцов из Интернета, и не забудьте подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы в х ролика:

   В суд подается жалоба на действия органов опеки и попечительства в случае, если необходимо оспорить какое-либо решение действий или бездействия органа. Жалобы, оформляющиеся на уполномоченных по правам несовершеннолетних или по правам человека, также имеют свою юридическую силу. Так как специалисты этих органов выступают гарантами, защищающими права людей.

   Поданная жалоба на бездействие органов опеки и попечительства позволит органу провести проверку в структуре опеки и получить документ по факту нарушения.

Простыми словами, когда сталкиваешься с подобной проблемой, прежде чем выяснять, кто стоит над органами опеки, как и кому, подавать жалобу, следует обратиться за консультацией к опытному, грамотному юристу.

Только в этом случае Ваши действия могут привести к положительному результату. Звоните, если нужна помощь, подскажу как поступить!!!

Как подать жалобу на органы опеки и попечительства?

   Напоследок отметим, что жалобы подаются либо посредством пересылки по почте, либо с помощью современных онлайн-сервисов соответствующих органов, оперативнее конечно будет личное обращение в контролирующие органы с регистрацией жалобы и присвоением входящего номера коррекпонденции. Если вы заинтересованы в получении оптимального результата, примите во внимание предоставленную нами информацию. Она вам поможет выйти из различных непредвиденных ситуаций.

ВНИМАНИЕ: жалоба в органы опеки на родителей Вы можете составить с нашей помощью в короткий срок и на выгодных условиях

Образец жалобы на органы опеки и попечительства

Министерство социальной политики по Свердловской области

620144, г. Екатеринбург ул. Большакова, 105

Прокуратура г. Асбест

624270, г. Асбест, ул. Чапаева, д.39

От К.

Жалоба на бездействие органов опеки и попечительства

   В силу ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

  •    Согласно статье 121 Семейного кодекса РФ: «защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в случае уклонения родителей от воспитания детей возлагается на органы опеки и попечительства».
  •    Статья 16 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепляет, что органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
  •    Несмотря на цели и задачи органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики по г. Асбесту им не были предприняты меры по защите несовершеннолетнего, в связи с чем, их действия следует считать незаконными:
  1. Из ответа территориального управления социальной политики по г. Асбесту следует, что сотрудниками органа опеки и попечительства установлен факт уклонения от исполнения родительских обязанностей со стороны Н., матери несовершеннолетней В. Как следует из письма, Н. выехала на постоянное место жительства в Екатеринбург и невозможно установить ее точное местонахождения. Но сотрудниками органа опеки не дана надлежащая оценка данным обстоятельствам, не предприняты попытки розыска пропавшей матери, не сделаны выводы о необходимости ограничения родительских прав матери оставившей своего ребенка.
  2. Территориальным управлением социальной политики по городу Асбесту мер по защите прав несовершеннолетней В. принято не было, ситуация не была поставлена на контроль, объяснения с В. не брались, беседы с ней не проводились. Органом не выяснялось состояние самой несовершеннолетней, ее отношения к происходящему, ее желание оставаться в ситуации с родителями, которые негативно влияют на психику ребенка, не участвуют в воспитании и содержании своей дочери. Приведенный довод указывает на неполноту проверки, на поспешность ответа со стороны органа.
  3. Территориальное управление социальной политики по г. Асбесту не учло, что в данном деле нужны не профилактические меры, так как они уже проводились, в частности, опрос матери от 24.07.2012 г., а волне конкретные действия реагирования, такие как, ограничение родителей в правах, лишения их родительских прав.
  4. В ответе территориального управления социальной политики по городу Асбесту указывается, что с отцом ребенка, В., была проведена беседа. Было установлено, что В. с ребенком общается, материальную помощь оказывает. Данные утверждения отца являются ложными. Обстоятельства, подтверждающие слова отца ребенка, не выяснены и не выявлены со стороны опрашивающих сотрудников. Этот факт указывает на не профессионализм сотрудников территориального управления социальной политики по г. Асбесту, проводивших беседу с отцом ребенка.
  5. Показания матери, Н., и меня, в части неучастия отца ребенка в воспитании В. остались без внимания. Слова В. ничем не доказаны.
  6. Сотрудниками территориального управления социальной политики по г. Асбесту не выяснено, почему дочь не проживает с отцом и матери, не обследовано жилое помещение В., что указывает на нежелание органа разбираться в сложившейся проблеме. Обследование помещение отца ребенка показало бы на невозможность проживания дочери в таких условиях, на вредные привычки отца ребенка и послужило бы безусловным основанием к принятию мер реагирования со стороны органа, цель которого защита прав несовершеннолетних.
  7. В территориальном управлении социальной политики по г. Асбесту не учтены мои показания относительно длительности проживания ребенка не с родителями. В. проживает со мной более полутора лет. Проводимые ранее сотрудниками органа опеки и попечительства беседы с Н. профилактического воздействия не оказали, должного исполнения своих обязанностей по надлежащему воспитанию и содержанию Анастасии как со стороны матери, так и со стороны отца не было.
  8. Оставлена без должного внимания характеристика классного руководителя К., в которой прямо указано, что мама фактически не принимала участия в воспитании дочери, не посещала родительских собраний.
Читайте также:  Оплата услуг детского сада материнским капиталом — Юридические советы

   Конвенцией о правах ребенка, вступившей в силу на территории СССР 15.09.1990 г., провозглашены обязанности государств — участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей.

   На данный момент ситуация не изменилась. Моя племянница продолжает проживать со мной, родственная связь В. с матерью и отцом отсутствует. Ни отец, ни мать жизнью ребенка не интересуются, материальную помощь не оказывают.

   Органу необходимо было прийти к выводу, что родители в нарушение требований ст. 63, 80 Семейного кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом выполняли родительские обязанности.

   Исходя из вышеперечисленного и руководствуясь СК РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

ПРОШУ:

  • привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащие осуществление своих должностных полномочий при проверки обращений направленных на защиту прав несовершеннолетних;
  • принять исчерпывающие меры по социальной защите прав несовершеннолетней;
  • выступить в суд с иском о лишении родительских прав родителей.

Приложение:

  1. Ответ на обращение;
  2. Характеристика со школы;
  3. Опросы родителей и иные материалы в подтверждение доводов жалобы.

Дата, подпись

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Как лишить опекунства: основания, порядок процедуры

Основания для лишения опекунства указаны в ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ. Это возможно как при ненадлежащем исполнении опекунских обязанностей, так и по заявлению самого опекуна.

Рассмотрим, когда могут отменить опеку, кто вправе обратиться за этим в органы опеки и попечительства (далее – ООиП), как все происходит при добровольном отказе и отстранении от опекунства, какие документы понадобятся, каковы последствия отстранения для самого опекуна, и возможные трудности.

Основания для лишения опекунства

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Опекун может самостоятельно обратиться с заявлением об освобождении от опекунских обязательств. Это называется добровольным отказом от опекунства. ООиП обычно пытаются отговорить от этого, но, если человек настаивает, сотрудники обязаны принять заявление, и в установленные сроки назначить другого опекуна ребенку или недееспособному.

Автоматически опека прекращается, если:

  1. Умирает подопечный или опекун.
  2. Подопечному исполняется 14 лет. С этого момента опекун считается попечителем без оформления соответствующего акта.

Если была назначена временная опека на период отсутствия родителей несовершеннолетнего, они сами могут обратиться в ООиП с заявлением о прекращении опеки.

Бывают и другие основания для лишения опекунства:

  1. Обнаружены пропавшие родители. Если местонахождение матери и отца неизвестно, но недостаточно оснований для признания их пропавшими без вести, ребенку назначается опекун. Как только родители объявляются, человек освобождается по решению ООиП от опекунских обязательств.
  2. Просьба подопечного. Если у несовершеннолетнего сложились плохие отношения с опекуном, либо тот нарушает его права, он может обратиться в ООиП с жалобой. Сотрудники госучреждения обязаны провести проверку и составить акт, на основании которого опекуна могут отстранить от обязательств.
  3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Здесь подразумевается необеспечение несовершеннолетнего продуктами питания и одеждой, отсутствие внимания к его проблемам и воспитанию, создание препятствий к получению им образования. Это могут обнаружить ООиП по жалобе ребенка, в ходе плановой проверке или по заявлению третьего лица: сотрудника образовательного учреждения, правоохранительных органов.
  4. Неудовлетворительные результаты плановой проверки. ООиП регулярно проверяют условия проживания подопечных. Если в ходе такой проверки будет установлено, что ребенок живет в антисанитарных условиях, плохо питается, ходит в неопрятной одежде и конфликтует с членами семьи опекуна, последнего могут отстранить от опекунства.
  5. Ненадлежащее воспитание. Воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей входит в обязанности опекуна. Если тот подбивает ребенка на совершение административных правонарушений или преступлений, несовершеннолетний систематически «попадается» правоохранительным органам, ООиП может поставить вопрос об освобождении опекуна от обязательств.
  6. Растрата имущества несовершеннолетнего в ущерб его интересам. По закону опекун обязуется сохранять и преумножать имущество подопечного. Если же он наоборот растрачивает его, и не приобретает ничего взамен, опекунства лишат и обяжут вернуть проданные ценности либо выплатить деньги за них.
  7. Получение травмы ребенком по вине опекуна. Если травма получена из-за халатного отношения опекуна к обязанностям, или умышленных действий, опекунство аннулируют. Также могут привлечь к административной или уголовной ответственности в зависимости от ситуации.
  8. Ухудшение состояния здоровья опекуна. Если он заболевает тяжелой болезнью или получает инвалидность, его могут освободить от опекунских обязательств.

Вне зависимости от основания лишить опекунства могут только после тщательной проверки ООиП. Одного лишь обращения или жалобы недостаточно для принятия такого решения.

Добровольный отказ от опекунства

Если опекун хочет добровольно отказаться от опекунства над инвалидом или несовершеннолетним, для начала нужно подготовить все отчеты по финансам и имуществу. Они понадобятся для принятия решения ООиП.

Как отказаться от опекунства над несовершеннолетним или недееспособным:

  1. Подготовить все документы и отчеты.
  2. Подать заявление в ООиП, решением которого был назначен опекун.
  3. Представить отчеты в течение трех дней после подачи документов, или сразу же.
  4. Получить решение об отмене опекунства. Заявление рассматривается в течение 14 дней, но в некоторых регионах это может занять и один месяц. Вопрос регулируется региональными законодательными актами.

Только после получения решения опекун освобождается от обязательств. После этого обязанности опекуна временно исполняет ООиП до тех пор, пока ребенку не будет назначен новый законный представитель.

Как составить заявление

Унифицированной формы заявления нет, в ООиП должны выдать чистый бланк и образец. При заполнении важно указать реквизиты акта, на основании которому ребенку был назначен опекун, а также причины отказа от обязательств.

Скачать образец заявления об освобождении от обязанностей опекуна

Документы

Вместе с заявлением в ООиП представляется паспорт, все отчеты, документы на имущество подопечного, его свидетельство о рождении.

Отстранение от опекунства

Дорогие читатели! Если у вас возникли вопросы, обратитесь за консультацией к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефону (звонок бесплатный): 8 (800) 302-32-85

Отстранение недобросовестного опекуна от обязательств выглядит иначе. Для этого в ООиП может обратиться сосед, родственник ребенка, сотрудник школы или детского сада, если есть основания.

Как добиться отстранения от опекунских обязательств над недееспособным или ребенком:

  1. Подать жалобу в ООиП. Анонимные обращения не принимаются. Нужно описать ситуацию и основания, по которым представитель должен быть отстранен.
  2. ООиП после принятия жалобы организует внеплановую проверку условий проживания подопечного. Опекуна об этом никто не предупреждает.
  3. В ходе проверки исследуются условия проживания ребенка, проводится беседа с ним и членами семьи опекуна, при необходимости могут опросить соседей.
  4. По результатам проверки ООиП составляет акт. Если нарушения выявлены, в дальнейшем на его основании будет принято решение об отстранении от опекунских обязательств.
  5. Принимается решение, подписывается руководителем ООиП. Отдельные экземпляры всех документов выдаются отстраненному опекуну.
Читайте также:  Льготы по налогу на имущество физических лиц — Юридические советы

Весь процесс занимает около месяца. Проверка проводится в течение трех дней, но, если ситуация требует экстренного вмешательства, ООиП может принять решение о немедленном отобрании ребенка (ст. 77 СК РФ).

Если опекун допустил не слишком серьезное нарушение, но факт ненадлежащего исполнения обязательств налицо, сначала его могут просто привлечь к административной ответственности, а не отстранять.

Последствия отстранения от опекунства

Опекун перед подопечным несет гражданскую, административную и уголовную ответственность. К гражданской он может быть привлечен, если причинен ущерб имуществу ребенка или недееспособного. В таком случае суд обяжет компенсировать его стоимость.

Административная ответственность по 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение опекунских обязательств по содержанию, защите прав, воспитанию или обучению ребенка. Для начала могут оштрафовать на сумму до 500 руб.

Ответственность по УК РФ наступает, если отстранение связано с совершением преступления опекуном по отношению к ребенку: нанесение побоев, истязание, иные формы жестокого обращения.

После отстранения от опекунских обязанностей за совершение виновных действий человек не сможет снова стать опекуном или усыновить ребенка.

Возможные трудности

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Для тех, кто хочет лишить опекунства другого человека, самое сложное – это представить доказательства, подтверждающие основания для отстранения. Кроме того, даже если ООиП проведет проверку и выявит нарушения, сначала с большой долей вероятности опекуна оштрафуют и обяжут устранить все. Отстраняют лишь в исключительных случаях, когда пребывание несовершеннолетнего или недееспособного с опекуном представляет для них опасность.

Если вам нужна консультация, обращайтесь к нашим юристам. Они подробно ответят на все вопросы и расскажут, как можно решить вашу проблему.

Как отменить или признать недействительным решение органов опеки и попечительства

  • Основными функциями органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов подопечных, надзор за опекунами и попечителями, надзор за сохранностью имущества подопечных.
  • В рамках своей компетенции органы опеки и попечительства принимают решения о назначении опекунами и попечителями, дают согласие на совершение различных сделок с имуществом несовершеннолетних или лиц, которые находятся под опекой и попечительством.
  • На практике оспаривание решений органов опеки и попечительства зачастую связано с отказом дать согласие на совершение сделки с недвижимом имуществом несовершеннолетнего.

Если же Вы получили отрицательное решение органа опеки и попечительства и считаете его незаконным, то данный отказ можно оспорить в суде.

Помимо письменного отказа, Вы имеете право также обжаловать действия или бездействие органов опеки и попечительства по любым вопросам, входящим в их компетенцию и нарушающим Ваши права. Для этого необходимо составить административное исковое заявление. Требования к содержанию административного искового заявления содержатся в статье 125 Кодекса административного судопроизводства РФ.

По делам об оспаривании отказа, действий (бездействия) органа опеки и попечительства в административном исковом заявлении следует указать: наименование суда, в который подается исковое заявление; фамилию, имя и отчество административного истца, его место жительства, дату и место рождения, номер телефона, адрес электронной почты; наименование и место нахождения органа опеки и попечительства, ИНН, ОГРН; сведения о том, в чем заключается нарушение прав и законных интересов административного истца; основания и доводы, по которым Вы не согласны с отказом или с действием (бездействием); ссылки на законодательные акты РФ; требования, адресованные суд; перечень прилагаемых документов; дату и подпись.

К административному исковому заявлению необходимо приложить копию паспорта административного истца, квитанцию об оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., решение об отказе, документы, подтверждающие доводы, указанные в заявлении, документы, подтверждающие отправку административного искового заявления в орган опеки и попечительства.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа опеки и попечительства может быть подано как по месту жительства административного истца, так и по месту нахождения органа опеки и попечительства.

Перед тем как подать заявление в суд на оспаривание решения органа опеки и попечительства, мы советуем Вам обратиться за консультацией к нашему адвокату, который поможет грамотно и правильно составить административное исковое заявление.

Отказ бабушке в установлении опеки над внуком только из-за наличия у нее ВИЧ признан незаконным

30 июля Октябрьский районный суд г. Красноярска вынес решение (имеется в распоряжении «АГ») о признании незаконным распоряжения администрации Октябрьского района г. Красноярска об отказе гражданке В. в установлении опеки над ее несовершеннолетним внуком в связи с наличием у нее ВИЧ-инфекции. 

В марте 2017 г. умерла мать несовершеннолетнего А., после чего его бабушка В. была назначена его временным опекуном. Осенью В. обратилась с заявлением о передаче внука под ее постоянную опеку. 10 октября 2017 г.

распоряжением руководителя районной администрации ее заявление было удовлетворено. Однако в декабре это распоряжение было отменено в связи с поступлением заключения о результатах медицинского обследования В.

, согласно которому у нее выявлена ВИЧ-инфекция.

В феврале 2018 г. В. повторно обратилась с заявлением о передаче внука под ее опеку, но распоряжением администрации от 13 марта 2018 г. ей было отказано. Администрация района сослалась на ст.

146 СК РФ, согласно которой не назначаются опекунами (попечителями) лица, страдающие заболеваниями, перечисленными в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117.

Согласно Перечню, лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство) при наличии у него инфекционного заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Не согласившись с решением, В. подала административный иск о признании распоряжения районной администрации от 13 марта 2018 г. незаконным и о повторном рассмотрении ее заявления.

По ее мнению, отказ местных властей является незаконным, поскольку наличие ВИЧ не может препятствовать установлению опеки: вирус не передается бытовым путем, и по состоянию здоровья В.

не опасна для ребенка и окружающих – заболевание находится в стадии ремиссии.

Представители истицы – адвокаты Владимир Васин и Наталья Балог в ходе судебного заседания указывали на то, что, согласно медицинским документам, В.

получает лечение, позволяющее прекратить воспроизведение ВИЧ и сохранить иммунитет, и данное заболевание не может быть передано при бытовых контактах. Кроме того, они обращали внимание на то, что В. занималась воспитанием и содержанием А.

самостоятельно фактически с момента его рождения, поскольку мать ребенка устранилась от своих обязанностей.

Рассмотрев дело, суд полностью удовлетворил исковые требования В., согласившись с доводами ее представителей. Кроме того, суд подкрепил свое решение позицией Конституционного Суда по данному вопросу, выраженной в Постановлении № 25-П от 20 июня 2018 г.

по делу о проверке конституционности подп. 6 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ и п. 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью.

 

КС запретил отказывать ВИЧ-инфицированным усыновлять детей только на основе диагнозаНесмотря на то что Суд указал на оправданность ограничений, он признал не соответствующими Конституции нормы, позволяющие судам отказывать гражданину в усыновлении лишь при подтверждении факта наличия у него ВИЧ-инфекции

Как ранее писала «АГ», КС РФ указал, что наличие у лица ВИЧ-инфекции не должно рассматриваться в качестве создающего угрозу для здоровья населения, поскольку этот вирус передается не через воздух либо общие носители, такие как еда или вода, а через контакты, которые почти всегда являются частными.

При этом Суд указал: поскольку контакт усыновителя с ребенком может оказаться ближе, законодатель вправе проявлять осторожность в регулировании вопроса об усыновлении при наличии у усыновителя ВИЧ-инфекции.

Ограничение на усыновление соответствующей категорией лиц направлено на то, чтобы не подвергать здоровье детей чрезмерному риску со стороны усыновителей, и само по себе не может расцениваться как нарушающее Конституцию РФ. 

В постановлении также указано, что вводимые законодателем ограничения права на усыновление, включая юридическое оформление фактически сложившихся отношений, должны устанавливаться в интересах детей и не могут влечь снижения уровня социальной устроенности ребенка.

Кроме того, КС РФ неоднократно отмечал, что при установлении ограничений права законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые меры, и обеспечивать баланс конституционных ценностей, а также прав и законных интересов участников правоотношений.

Конституционный Суд отметил, что во взаимосвязи оспариваемые нормы позволяют судам отказывать гражданину в усыновлении при формальном подтверждении одного только факта наличия у него ВИЧ-инфекции или гепатита С.

Тем самым исключается возможность учета заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе свидетельствующих, что ребенок уже проживает в семье гражданина, намеревающегося его усыновить, а усыновление позволяет лишь юридически оформить сложившиеся между ними отношения, не увеличивая риски для здоровья ребенка.

Таким образом, Конституционный Суд признал оспариваемые положения не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они служат основанием для отказа лицу, инфицированному вирусом иммунодефицита человека или гепатитом С, в усыновлении ребенка, который проживает с этим лицом, если из установленных судом обстоятельств следует, что усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка. 

Стоит отметить, что и представитель ответчика в судебном заседании заявила, что тот не возражает против удовлетворения иска с учетом постановления КС РФ. Дополнительно она отметила, что В. зарекомендовала себя как ответственный опекун.

Комментируя «АГ» решение суда, Владимир Васин отметил, что Постановление Правительства № 117 дало органам опеки абсолютное право на отказ в предоставлении усыновления (удочерения) и опеки по единственному формальному признаку – наличию ВИЧ у претендента.

«При таком формальном подходе и наличии болезни из Перечня любые другие, благоприятные для интересов ребенка условия (длительное нахождение в семье, привязанность, условия быта, характеристики заявителя и т.д.

), которыми обладал заявитель, во внимание не принимались», – добавил адвокат.

«Нашей доверительнице несказанно повезло, что мой коллега, адвокат Международной правозащитной группы “Агора” Рамиль Ахметгалиев, который ранее обратился в КС РФ с жалобой по аналогичному делу, смог обратить внимание судей на эту дискриминационную норму, – подводя итог, отметил Владимир Васин.

Читайте также:  Как сдать бизнес в аренду — Юридические советы

– Справедливости ради должен заметить, что судья районного суда, рассматривая наше дело, отнеслась к процессу внимательно, разобралась и не стала торопиться с выводами, отложив судебное заседание, чтобы дождаться результата рассмотрения аналогичного дела в Конституционном Суде.

И не зря – решение КС РФ сыграло ключевую роль в нашем деле».

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

  • Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.
  • Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,
  • руководитель «Команды адвоката Жарова»

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

  1. Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу
  2. Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.
  3. Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает.

Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу.

Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то  есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица».

Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском.

Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно.

Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд.

Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей).

И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в  ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст.

46 ГПК РФ (как  орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение  по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.

), то орган опеки и попечительства, в силу ст.

78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

  • При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.
  • Форма заключения по иску (заявлению)
  • Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд.

Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление.

Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен.

Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия.

Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу.  Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три.

Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу.

Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

31.07.2014

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *