20.04.2020
- Начисление платы за коммунальную услугу отопление с 1 июля 2016 года выполняется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее — Правила № 354).
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» внесены изменения в Правила
- № 354, в соответствии с которыми с 1 января 2019 года расчет платы за отопление при исправном
приборе учета тепловой энергии (далее – ИПУ) должен производиться исходя из показаний такого прибора вне зависимости от наличия ИПУ в других помещениях МКД.
Пунктом 42(1) Правил № 354 предусмотрены различные варианты расчета в зависимости от наличия либо отсутствия общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) и/или ИПУ. Разберем на примере двух наиболее часто встречающихся ситуаций пример расчета платы за отопление.
1. МКД оборудован ОДПУ, и хотя бы одно жилое/нежилое помещение МКД оборудовано ИПУ;
2. Дом оборудован ОДПУ, и все жилые/нежилые помещения МКД оборудованы ИПУ.
Рассмотрим пример: Оплата за отопление осуществляется в отопительный период. МКД оснащён ОДПУ, и в котором жилые/нежилые помещения частично оборудованы ИПУ.
- Для данного примера необходимо руководствоваться формулой 3(1) Приложения №2 Правил № 354
- Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное ИПУ помещение (жилое или нежилое) в МКД, определяется по формуле 3(7):
Исходные данные для расчета:
Площадь квартиры (Si), не оборудованной ИПУ | 33 кв.м. |
Обращая площадь МКД (Sоб) | 5500 кв.м. |
Объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ (Vд ) | 200 Гкал |
Площадь жилых/нежилых помещений, оборудованных ИПУ (∑SiИПУ) | 2500 кв.м. |
Объем тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ во всех жилых/нежилых помещениях, оборудованных ИПУ (∑VИПУ) | 80 Гкал |
Тариф на тепловую энергию, установленный в г. Иркутске по состоянию на 1.01.2020 (Тт ) | 1392,91 руб./Гкал; |
Ситуация 1 — расчет размера платы за отопление для квартиры, не оборудованной ИПУ.
Для начала необходимо определить объем тепловой энергии, который приходится на квартиру не оборудованную ИПУ (Vi) с помощью формулы 3(7)
1,056 Гкал – это объем тепловой энергии, приходящийся на данную квартиру |
Затем рассчитаем составляющую ∑Vi, то есть сумму объема тепловой энергии, потребленного во всех жилых/нежилых помещениях, по показаниям ИПУ и рассчитанную для помещений, не оборудованных ИПУ, по формуле 3(7).
3000 кв.м. — площадь жилых/нежилых помещений МКД, не оборудованных ИПУ.
80 Гкал — объем тепловой энергии, потребленной по показаниям ИПУ.
2500 кв.м. — площадь жилых/нежилых помещений МКД, оборудованных ИПУ.
176 Гкал — это объем тепловой энергии (отопления), потребленной во всех жилых/ нежилых помещениях МКД (∑Vi) |
Теперь, когда все составляющие формулы 3(1) известны, можем рассчитать размер платы:
Таким образом, размер платы по указанной квартире составляет 1671,5 руб. |
Ситуация 2 — расчет размера платы за отопление для квартиры, оборудованной ИПУ.
Площадь квартиры (Si), оборудованной ИПУ | 33 кв.м. |
Объем тепловой энергии по показаниям ИПУ на отопление, (Vi) | 1,5 Гкал |
Обращая площадь МКД (Sоб) | 5500 кв.м. |
Объем тепловой энергии по показаниям ОДПУ (Vд ) | 200 Гкал |
Площадь жилых/нежилых помещений, оборудованных ИПУ (∑SiИПУ) | 2500 кв.м. |
Объем тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ во всех жилых/нежилых помещениях, оборудованных ИПУ (∑VИПУ) | 80 Гкал |
Тариф на тепловую энергию, установленный в г. Иркутске по состоянию на 1.01.2020 (Тт ) | 1392,91 руб./Гкал; |
Так как объем тепловой энергии, приходящийся на квартиру по показаниям ИПУ уже известен — 1,5 Гкл (Vi) – это Ваши показания ИПУ за месяц, то нам необходимо рассчитать составляющую ∑Vi, то есть сумму объема тепловой энергии, потребленного во всех жилых помещениях (квартир), по показаниям индивидуальных приборов учета и рассчитанного для помещений, не оборудованных ИПУ, по формуле 3(7).
где:
3000 кв.м. — площадь жилых/нежилых помещений МКД, не оборудованных ИПУ.
80 Гкал — объем тепловой энергии, потребленной по показаниям ИПУ.
2500 кв.м. — площадь жилых/нежилых помещений МКД, оборудованных ИПУ.
176 Гкал — это объем тепловой энергии (отопления), потребленной во всех жилых/ нежилых помещениях МКД (∑Vi) |
Теперь, когда все составляющие формулы 3(1) известны, можем рассчитать размер платы:
Таким образом, размер платы по указанной квартире составляет 2284,4 руб. |
Расчет платы за отопление по указанным формулам достаточно сложен для граждан не обладающих специальными знаниями в области расчета платы за коммунальные услуги, да и не всегда возможно получить все исходные данные у исполнителя для выполнения данного расчета платы за отопление.
Если Вы считаете, что исполнителем нарушен порядок начисления платы за отопление, Вы можете обратиться в Службу с соответствующим письменным заявлением, приложив к нему подтверждающие документы, по адресу: 664007, г.
Иркутск, ул. Поленова, 18А, по почтовому адресу: 664027, г. Иркутск, ул. Ленина, 1А или в форме электронного документа через единый интернет-портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации: https://dom.gosuslugi.ru.
Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
- В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
- — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
- — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
- Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
- — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.
А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.
Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.
В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.
Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).
Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.
В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Как оплатить тепло по счетчику: принцип и формулы расчета
Платить за тепловую энергию можно разными способами. Размер платы зависит не только от количества батарей и площади квартиры, но и от того, есть ли в квартире счетчики тепла. Разберемся, нужен ли в многоквартирном доме индивидуальный прибор учёта теплоэнергии, куда он устанавливается и как снять показания теплосчётчика.
Зачем нужен счётчик отопления
Индивидуальный прибор учёта (далее ИПУ) необходим, чтобы учитывать количество потреблённого ресурса в одной квартире. Почти в каждой квартире стоят счётчики на электричество, горячую и холодную воду. Это стандарт. А вот приборы учёта тепла устанавливают не везде.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих жильцов в многоквартирных домах устанавливать ИПУ на отопление. Это связано прежде всего с особенностями постройки домов.
Коммунальная компания обязана установить общедомовой прибор учёта (далее ОДПУ), учитывающий количество потреблённой тепловой энергии во всём доме. Но это правило не касается некоторых старых домов. Читайте подробную статью об установке общедомового прибора учета тепла в многоквартирном доме.
Перечислим некоторые особенности установки ИПУ на батарею:
- Приобретение, монтаж, а также периодические ремонты и поверка – полностью за счёт владельца квартиры.
- Техническая возможность установки ИПУ на батареи существует не в каждой квартире. Например, в домах старой постройки, в которых система отопления имеет горизонтальную разводку, ставить прибор придется практически на каждую трубу в квартире. Это сложно, затратно, чаще всего экономически нецелесообразно. И коммунальная компания вряд ли согласует поступление информации о количестве потреблённого ресурса по разным приборам учёта.
- Не все ресурсоснабжающие компании готовы принимать и вести учёт отопления по ИПУ. Особенно это касается домов старой постройки. Перед тем, как устанавливать счётчики на батарею, необходимо этот вопрос согласовать с поставщиком ресурса.
Как снимать показания с ИПУ тепла
Перед тем как снять показания с теплосчётчика, прочитайте инструкцию к прибору. Показания по-разному снимаются в разных моделях. Обычно для этого нужно набрать комбинацию (последовательность) кнопок.
Снятие показаний с теплосчетчика происходит при помощи считывания данных с монитора. Но кроме необходимых данных, дисплей может содержать в себе информацию о мощности, о температуре поставляемого тепла.
Эти сведения не учитываются при расчёте платы за отопление.
https://www.youtube.com/watch?v=J7did4sjLww
Обычно счетчик тепла показывает расход по аналогии со счетчиками воды. Нам нужны цифры до запятой. Цифры после запятой записывать не нужно.
Единица измерения – гигакалории (Гкал), именно в этих единицах измеряют расход тепла для оплаты.
Ежемесячно в одну и ту же дату, согласованную с ресурсоснабжающей компанией, необходимо посмотреть цифры на приборе учёта и сообщить их.
Обычно расчет платы осуществляется по разнице снятых показаний, то есть сколько потребили – за столько и заплатили. Но не в случае расчёта платы за отопление. Здесь при расчете платы будут использоваться сложнейшие формулы, которые учитывают сразу несколько показателей.
Законы о приборах учёта тепла
Список нормативных актов, регулирующих оплату отопления по счётчику в многоквартирном доме с 2018 года:
- ЖК РФ, в котором прописаны исходные положения по содержанию и оплате ЖКХ.
- ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, регулирующий порядок производства и передачи тепла, а также всех иных возникающих в этой сфере отношений.
Организация приборного учёта
Установка приборов учета (узла учета тепловой энергии – УУТЭ) обязательна для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя»).
УУТЭ устанавливаются во всех точках поставки и точках приема, расположенных на границе балансовой принадлежности. Устанавливаемые УУТЭ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Процесс организации приборного учета состоит из 6 этапов:
- Получение технических условий на УУТЭ;
- Согласование проектной документации на УУТЭ;
- Монтаж (установка) УУТЭ;
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный);
- Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ;
- Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный).
Этап 1. Получение технических условий на УУТЭ
- Технические условия (далее – ТУ) – документ, устанавливающий технические требования, которым должен удовлетворять УУТЭ.
- Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется на основании заявки от клиента на имя Директора (либо заместителя директора) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
- Заявку можно направить любым из перечисленных ниже способов:
- Направленной посредством ЕЛК (https://elk.moek.ru) – является приоритетным способом подачи заявки;
- В электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
- В бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
В заявке необходимо указать наименование объекта (административное здание, жилой дом, ИТП, ЦТП и т.п.), адрес объекта. В качестве приложения к заявлению необходимо предоставить:
- Копию договора теплоснабжения и/или ТУ на реконструкцию объекта;
- Договор о подключении к тепловым сетям;
- Условия подключения.
Выдача ТУ на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки и при условии предоставления всех необходимых сопутствующих документов.
Этап 2. Согласование проектной документации на УУТЭ
Согласование проектной документации – процедура проверки проектной документации на соответствие техническим условиям и требованиям нормативных правовых актов.
Для перехода на данный этап клиенту необходимо иметь ТУ на УУТЭ (этап 1) и техническую документацию на УУТЭ.
Разработка проектной документации на УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной проектной организации. С данной организацией клиент заключает договор, в котором в том числе устанавливаются сроки выполнения работ проектной организацией.
По результатам подготовки проектной документации на УУТЭ клиент направляет ее на согласование в Отдел организации приборного учета Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»:
Согласование проектной документации на УУТЭ осуществляется в течение 15 рабочих дней в случае отсутствия замечаний по проекту и комплекту сопутствующих документов. Если же замечания есть, то ПАО «МОЭК» уведомляет об этом клиента в течение 5 рабочих дней с момента получения проектной документации.
Этап 3. Монтаж (установка) УУТЭ
Монтаж (установка) УУТЭ осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации на основании согласованной проектной документации (этап 2).
Этап 4. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (первичный)
Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию – процедура проверки соответствия УУТЭ требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта допуска УУТЭ в эксплуатацию.
Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию осуществляется комиссией, в состав которой входят:
- Представители Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК»;
- Клиент или его представитель;
- Представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку оборудования.
Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта допуска УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», направленной одним из перечисленных способов:
- с помощью ЕЛК (https://elk.moek.ru);
- в электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки. К заявке клиент представляет следующий пакет документов:
- Проектную документацию на УУТЭ, согласованную с ПАО «МОЭК»;
- Паспорта на установленные средства измерений и оборудование УУТЭ;
- Свидетельства о поверке средств измерений и оборудования УУТЭ, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
- Ведомости непрерывной работы УУТЭ в течение 3 (трех) суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 (семи) суток), предшествующих дате ввода УУТЭ в коммерческую эксплуатацию.
В процессе допуска УУТЭ в коммерческую эксплуатацию происходит проверка состояния УУТЭ, целостности заводских пломб и клейм, соответствия диапазонов измерений параметров, соответствия монтажа проектной документации и т.д.
В случае отсутствия замечаний решение о допуске УУТЭ в эксплуатацию должно быть принято не позднее, чем через 10 рабочих дней с момента подачи клиентом заявки на вызов представителя ПАО «МОЭК».
УУТЭ клиента считается допущенным к ведению учета тепловой энергии и теплоносителя, горячей воды после утверждения акта ввода потребителем и руководителем Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК». В случае установки прибора учета ГБУ ЕИРЦ акт также утверждает представитель владельца УУТЭ.
При допуске в эксплуатацию все средства измерения в составе УУТЭ пломбируются в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.
При наличии замечаний УУТЭ не вводится в эксплуатацию и в акте о выявленных недостатках указывается полный перечень обнаруженных недостатков и сроки их устранения. Данный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней. По результатам устранения обнаруженных недостатков производится повторная приемка.
Этап 5. Осуществление периодической поверки, ремонта/замены (при необходимости) УУТЭ
Потребитель обязан производить очередную поверку УУТЭ в соответствии с межповерочными интервалами, указанными в технической документации УУТЭ. Поверка осуществляется аккредитованной организацией.
С 24 сентября 2020 года все организации, занимающиеся поверкой средств измерений, обязаны вносить результаты поверок в единый реестр (https://fgis.gost.ru). По результатам поверки составляется Акт периодической поверки прибора учета.
Ремонт/замена УУТЭ также осуществляется клиентом с привлечением аккредитованной организации.
Форма заявки о вызове представителя ПАО «МОЭК» для проведения периодической проверки ОДПУ
Этап 6. Ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию (повторный)
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта УУТЭ осуществляется проверка готовности УУТЭ к эксплуатации – повторный ввод УУТЭ в коммерческую эксплуатацию. По результатам данной проверки составляется акт периодической проверки УУТЭ.
Повторный ввод УУТЭ в эксплуатацию осуществляется комиссией, которая создается владельцем УУТЭ. Состав комиссии аналогичен составу комиссии, создаваемой при первичном вводе УУТЭ в эксплуатацию.
Вызов представителя Филиала № 11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК» для оформления акта периодической проверки УУТЭ осуществляется по письменной заявке клиента (владельца УУТЭ) на имя Директора (либо заместителя директора – начальника отделения сбыта) Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», предоставленной:
- с помощью ЕЛК (https://elk.moek.ru);
- в электронном виде на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.;
- в бумажном виде в отдел делопроизводства Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК», либо отдел делопроизводства отделения сбыта Филиала №11 «Горэнергосбыт» ПАО «МОЭК».
Заявка предоставляется клиентом не менее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой проверки УУТЭ.При повторном вводе УУТЭ в эксплуатацию комиссия проверяет:
- Соответствие монтажа составных частей УУТЭ проектной документации, согласованной с ПАО «МОЭК»;
- Наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
- Соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных УУТЭ;
- Соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемым договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний комиссия подписывает акт периодической проверки УУТЭ, установленного у клиента. При подписании акта УУТЭ пломбируется в соответствии с проектной документацией на УУТЭ, при этом количество пломб и их размещение должно исключать несанкционированное вмешательство в работу УУТЭ.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к УУТЭ и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию УУТЭ, этот УУТЭ считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссия составляет акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень обнаруженных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней.
Повторная приемка УУТЭ осуществляется после полного устранения обнаруженных недостатков.
Вопросы и ответы по оплате за отопление
1. Почему Республика Башкортостан перешла на новую схему оплаты за отопление?
С начала отопительного сезона 2019-2020гг. все муниципальные образования Республики Башкортостан переходят на новый способ оплаты за тепловую энергию — в течение отопительного периода, так называемая схема «оплата по факту». Данное решение принято Постановлением Правительства РБ № 479 от 28 сентября 2018 г.
2. В чем разница способ оплаты в течение календарного года и в течение отопительного периода?
При схеме «оплата по факту» плата за отопление собственникам помещений будет рассчитываться исходя из фактического потребления тепловой энергии только в осенне-зимний период.
Ранее жители платили за отопление по схеме «1/12», которая подразумевает равномерное, ежемесячное в течение календарного года внесение платы за тепло с проведением ежегодной корректировки.
По новой схеме «оплата по факту» внесение платы будет производиться только в период подачи отопления в дома.
Схема «оплата по факту» более понятная и прозрачная для жителей.
При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ) начисление будет происходить исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков.
Иными словами, будет видно – сколько реально потребили за месяц и сколько нужно заплатить. А если ОДПУ не установлен, то расчеты будут производиться исходя из нормативов, установленных Госкомитетом РБ по тарифам.
3. Изменится ли ежемесячная сумма к оплате за отопление при схеме «оплата по факту»?
Размер платы за отопление будет определяться в зависимости от наличия общедомового прибора учета тепловой энергии:
— при наличии ОДПУ – исходя из фактических показаний (пропорционально площади помещений в многоквартирном доме).
Важно отметить, что ключевым фактором, влияющим на потребление тепла при наличии ОДПУ, является температура наружного воздуха – чем холоднее на улице, тем больше дом потратил тепловой энергии на поддержание комфортной температуры в помещениях.
Таким образом, разница ежемесячных начислений будет сильно варьироваться – от минимальных сумм в осенью и весной, до значительных – зимой.
— при отсутствии ОДПУ – исходя из утвержденных нормативов потребления, которые зависят от этажности дома.
В летние же месяцы начисления за отопление производиться не будет.
4. Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета (ОДПУ) тепловой энергии?
Расходы на установку общедомового прибора учета тепловой энергии (общего счетчика на отопление) возложена на собственников. Установить такой прибор жители могут самостоятельно, направить протокол собрания собственников с принятием данного решения в свою управляющую компанию или обратившись в специализирующуюся организацию.
Важно отметить, что показания ОДПУ снимает именно УО или обслуживающая организация и уже передает для начислений в БашРТС в случае, если жители перешли на прямые договоры.
5. Кто устанавливает нормативы потребления по отоплению в домах без ОДПУ?
Нормативы потребления тепловой энергии установлены Госкомитетом РБ по тарифам на основании Постановления Правительства РБ от 30.09.19 №596.
Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги.
Ознакомиться с нормативами можно на сайте ООО «БашРТС» в разделе «Нормативы»
6. Кто снимает и передает показания ОДПУ для расчета ежемесячной платы за отопление?
Обязанность по снятию и передаче показаний ОДПУ коммунальных ресурсов остается за организацией, осуществляющей управление МКД. В случае, если МКД перешел на прямые договоры с ООО «БашРТС», то обслуживающая (управляющая) организация передает показания ОДПУ в ООО «БашРТС» не позднее 26-го числа расчетного месяца.
7. Будет ли проведен перерасчет за те месяцы 2019 года, когда применялся прежний способ оплаты в течение календарного года?
В первом квартале 2020 г. собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирных домов и жилых домов будет проведена корректировка платы за отопление за 2019 г.
, поскольку до начала отопительного сезона данного года применялся прежний способ оплаты – равномерно в течение календарного года. А за 2020г. корректировка не потребуется т.к.
в этот год собственники помещений в МКД будут вносить плату за отопление только в отопительный период.
8. Почему в домах без ОДПУ начислен норматив за полный месяц, ведь отопление было включено лишь несколько дней?
Норматив потребления коммунальной услуги «отопление», утвержденный Госкомитетом РБ по тарифам, рассчитан на календарный месяц и не пересчитывается на количество дней предоставления услуги.
9. Почему отсутствует графа «отопление» и/или «ГВС» в квитанции?
При наличии в квартире индивидуального прибора учета ГВС, начисление платы осуществляется по показаниям прибора учета.
В случае, если объем потребления по ИПУ ГВС равен 0, начисление по данной услуге будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции.
При условии, что потребление по ОДПУ тоже 0, если по прибору имеется фактическое потребление тэ, то соответственно будет начислена доля за отопление лестничных клеток и других общедомовых площадей.
При наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) тепловой энергии, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» осуществляется по показаниям ОДПУ. Если фактический объем потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за текущий месяц составил 0 Гкал, начисление по услуге «отопление» будет отсутствовать и не будет отображаться в квитанции.
Таким образом, отсутствие строк «отопление» и/или «ГВС» в платежном документе объясняется отсутствием начислений по данным услугам, либо в многоквартирном доме отсутствует коммунальная услуга «ГВС».
10. Можно ли установить индивидуальный прибор учета тепловой энергии в квартире?
Приобретать квартирный теплосчетчик не следует пока не убедитесь в технической возможности его установки.
Для согласования установки необходимо письменно обратиться в управляющую домом компанию или теплоснабжающую организацию, которая может дать разрешение на монтаж счетчика, к заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающие наличие права собственности на квартиру, а также техпаспорт квартиры. Далее УО или ТСО предоставляет технические условия, которые необходимо соблюсти при установке счетчика.
Технические условия должны содержать следующие факторы:
1. Квартирный теплосчетчик должен учитывать теплопотребление всей квартиры.
2. Теплосчетчик должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений.
3. Установка теплосчетчика должна производиться в соответствии с инструкцией по монтажу завода изготовителя.
4. Монтаж теплосчетчика должен производиться специализированной организацией.
В соответствии с ПП РФ №137 от 13.02.2019г разработка проекта не требуется.
Выбирая компанию, которая займётся установкой счётчика, обратите внимание на наличие лицензии. У неё также должна быть вся необходимая документация (сертификаты, свидетельства, допуски СРО) и наличие гарантии на проводимые работы. Специалист монтирует счётчик тепла и производит пуско-наладочные работы, нужно также подписать акт о его приёме.
Обладая всеми документами можно совершать покупку, выбрав любые теплосчетчики на отопление в квартире, которые соответствуют установленным нормам.
Обязательно нужно взять у продавца как кассовый, так и товарный чеки, инструкцию по эксплуатации, талон гарантии и копию сертификата о надлежащем уровне качества.
После установки прибора учета необходимо подать заявку в теплоснабжающую организацию на допуск прибора учета ТЭ в эксплуатацию, которая, в свою очередь, в плановом режиме должна осуществить в оговоренные сроки допуск и опломбировку прибора учета и зафиксировать начальные показания, т.е. прибор будет принят на коммерческий учет.
На допуске необходимо представить паспорта на теплосчетчик с действующей поверкой.
11. Как будут производиться начисления в домах с ИПУ тепла?
Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет платы за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный расчетный период, по тарифу, утвержденному Госкомитетом РБ по тарифам.
Согласно внесенных поправок в ПП РФ №354 от 06.05.2011г. установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Собственники/пользователи жилых помещений будут платить за тепло столько, сколько насчитал индивидуальный прибор, плюс к этому добавляется та часть тепла, которая уходит на обогрев лестничных площадок, лифтовых холлов и т.п. Это называется тепло на общедомовые нужды (ОДН).
12. Будут ли предоставляться льготы?
Социальная поддержка отдельных категорий граждан при оплате за ЖКУ подстроится под рост платежей, то есть будет предоставляться с учетом сезонности платежей. При увеличении платы граждан, будут увеличиваться и компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги.
Меры социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются гражданам в виде субсидий и ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК).
Правом на ежемесячные денежные компенсации обладают следующие категории граждан: инвалиды, участники Великой Отечественной войны, «чернобыльцы», ветераны труда, многодетные малоимущие семьи. Вторая по значимости выплата — субсидия на оплату ЖКУ гражданам, имеющим низкие доходы.
Размер субсидии можно самостоятельно рассчитать на специально разработанном онлайн-калькуляторе http://rcspn.mintrudrb.ru/housing-subvention-calculator.