Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии — Юридические советы

[—TAG:h2—]На территории России ведут кадастровую деятельность кадастровые инженеры. Все они должны состоять в соответствующей организации и иметь аттестат, который является пропуском для осуществления кадастровой деятельности. Без него кадастровый инженер работать не имеет права.

Специалисты занимаются вопросами регистрации объектов, определением данных (кадастровые номера, стоимость и прочее), оформлением соответствующих документов. Считается, что чем выше квалификация инженера, тем точнее устанавливаемая ним информация.

К сожалению, кадастровые инженеры тоже допускают ошибки, что отрицательно сказывается на владельцах недвижимости, когда дело касается обмена, продажи и других сделками. Неправильно внесенные в документы данные требуют долгой волокиты, а иногда и судебных разбирательств.

Если вина полностью лежит на кадастровом инженере, он должен понести наказания. В зависимости от масштабов провинности, специалиста могут даже лишить права на ведение кадастровой деятельности. Как аннулировать аттестат кадастрового инженера?

 

Причины лишения кадастрового инженера аттестата

В каких ситуациях происходит аннулирование аттестата кадастрового инженера? Причины для этого следующие:

  • предоставление заведомо ложной документации кадастровый инженером, которые использовались для того, чтобы получить квалификационный аттестат;
  • лишение специалиста аттестата через суд, после вступления в силу приговора – обычно суд лишает квалификационного аттестата кадастровых инженеров на определенный срок, на протяжении которого он не имеет права вести кадастровую деятельность;
  • если кадастровый инженер сам подал заявку с прошением аннулирования собственного аттестата – принять такое решение специалист может на личных основаниях;
  • серьезное нарушение требований, которые предусмотрены российским законодательством – кадастровый инженер может неоднократно быть предупрежден и отстранен от принятия участия в процессе кадастрового учета, а затем, когда все предупреждения проигнорированы, кадастровая палата принимает решение отстранить специалиста от ведения кадастровой деятельности.

Примером явной вины кадастрового инженера может стать следующая ситуация.

У специалиста много вызовов, и, чтобы везде успеть и не потерять платежеспособных клиентов, он пускается на хитрость: устанавливает данные недвижимости по картам и другим документам, не выезжая по адресу.

Ошибки вносятся в кадастровый план, паспорт и другие документы. В результате оказывается, что информация установлена неточно. Это происходит в том случае, когда владелец начинает заключать различные сделки, связанные с недвижимостью.

Процедура аннулирования аттестата кадастрового инженера

Как привлечь кадастрового инженера к ответственности и аннулировать его аттестат? Решение о лишении кадастрового инженера аттестата принимает квалификационная комиссия. Необходимо обязательно указать причины, которые привели к такому решению. Важно при этом ссылаться на соответствующую статью законодательства, только так будет понятно, что действия ведутся в рамках закона.

Орган, выдавший аттестат, должен направить копию решения в Кадастровую палату. На это дается всего 1 день с момента принятия решения. Еще одна копия отправляется самому кадастровому инженеру, у которого аннулирован квалификационный аттестат. Документ необходимо заверить всеми требуемыми подписями, а также печатями.

Если кадастровый инженер не соглашается с решением уполномоченного органа относительно аннулирования аттестата, он может обжаловать его. Для этого придется подать заявление на рассмотрение в суд, представить доказательства неправомерных действий Кадастровой палаты. Стоит отметить, что кадастровый инженер выигрывает суд лишь в редких случаях.

Как правило, судебные исполнители считают обжалование безосновательным и остаются на стороне Росреестра.

Как аннулировать аттестат кадастрового инженера, и какие причины этому способствуют, теперь понятно. Остается открытым вопрос: а может ли кадастровый инженер восстановить документ, чтобы продолжить вести кадастровую деятельность?

Повторно кадастровый инженер не имеет право обращаться за восстановлением квалификационного аттестата в следующих случаях:

  • на протяжении двух лет с момента постановления об аннулировании аттестата – если квалификационный аттестат аннулирован в соответствии с действующими статьями законодательства, кадастровому инженеру запрещается весть кадастровую деятельность, как минимум, два года;
  • на протяжении срока, который предусмотрен решением суда.

Жалоба на кадастрового инженера

Как написать жалобу на кадастрового инженера? Сделать это совершенно нетрудно. Но, прежде всего, необходимо понимать, что кадастровый инженер может являться сотрудником юридической фирмы или выступать в качестве индивидуального предпринимателя. Что касается первого случая, вопрос, как написать жалобу на кадастрового инженера, отпадает сам собой.

Достаточно обратиться по месту его работы, то есть, к руководителю этой компании. Если он посчитает, что его сотрудник допустил действительно серьезную ошибку, то обязательно накажет его. Мера наказания определяется в зависимости от масштабов провинности: от обычного выговора до лишения квалификационного аттестата или даже уголовной ответственности.

Бывают ситуации, когда руководители юридических фирм не удовлетворяют требования клиентов и оставляют действия специалиста безнаказанными. Как написать жалобу на кадастрового инженера в таком случае? Есть еще один вариант: обратиться в суд.

Этот способ подходит для всех случаев, в том числе для таких, когда кадастровый инженер является частным предпринимателем. В суд необходимо представить подтверждения своей правоты, доказать, что действия кадастрового инженера были неправомерными и привели к ошибке.

Только так можно надеяться на то, что иск будет одобрен.

Поскольку сейчас все кадастровые инженеры проходят проверку и должны состоять в саморегулируемой организации, можно обратиться в нее, чтобы проверить деятельность специалиста.

Но эта организация не сможет привлечь кадастрового инженера полностью к ответственности и аннулировать его аттестат. Максимум, что получится – лишить его членства, то есть, исключить из СРО.

Но и это уже много значит, поскольку отсутствие кадастрового инженера среди членов саморегулируемой организации не лучшим образом скажется на его дальнейшей карьере.

Как привлечь кадастрового инженера к ответственности? В любом случае, если заявитель считает действия специалиста неправомерными, можно заставить его понести наказание. Действовать придется через уполномоченные органы или через суд.

Крайняя мера – обращение в прокуратуру. Если вина действительно лежит на кадастровом инженере, и она будет доказана, его ждет наказание.

Оно зависит от степени провинности и может привести к тому, что квалификационный аттестат будет аннулирован.

Лишение управляющей компании лицензии: основания и порядок

Для введения более жесткого контроля за деятельностью управляющих компаний в 2014 году было принято решение допускать к работе с многоквартирными домами только те фирмы или ИП, которые получили разрешение на осуществление данной деятельности.

Некоторые, после получения заветного разрешения, успокоились и забыли, что его можно лишиться за нарушение норм закона. О том, как лишить управляющую компанию лицензии, читайте ниже.

Лицензирование УК

Процедура получения разрешения на обслуживание многоквартирных домов оговорена в разделе X Жилищного Кодекса РФ и в Положении, утвержденном Постановлением Правительства № 1110 от 28.10.2014

В получении разрешения на осуществление данной деятельности есть некоторые особенности, свойственные только лицензиям для УК. Так, лицензирующими органами являются только региональные учреждения, осуществляющие функции по контролю и надзору за сферой ЖКХ. Соответственно, документ, им выдаваемый, будет действителен только на территории одного региона.

Эти органы власти устанавливают отдельные правила и нормативы, которые действительны только на территории соответствующего региона.

Чтобы получить лицензию, руководителю организации предварительно необходимо сдать квалификационный экзамен.

Только по положительным результатам тестирования ему будет выдан аттестат, который и будет подтверждать его право заниматься подобной деятельностью.

Отличительной особенностью лицензии на управление многоквартирными домами является ограниченный срок действия. Она действительна только в течение 5 лет. Затем разрешение необходимо получать снова.

 В соответствии с п.

12 Положения о лицензировании, в данном виде деятельности не предусмотрено такого варианта, как приостановление действия лицензии, если существуют достаточные основания полагать, что УК не справляется, ее сразу аннулируют.

Причины лишения УК лицензии

Основания для лишения управляющей компании лицензии даны в ст. 20 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Такое возможно, если лицензиат сам подал заявление о прекращении данного вида деятельности, о прекращении вообще любой предпринимательской деятельности, о вступлении в силу решения суда о ее аннулировании.

В этом же нормативном акте дано указание, что аннулирование действия лицензии возможно только по решению суда. Инициатором данного разбирательства может быть лицензирующий орган. Он должен действовать на основе решения лицензионной комиссии.

Основаниями для отзыва лицензии у управляющей компании может быть невыполнение лицензионных требований или иных требований законодательства. Несоответствие в работе может быть выявлено в ходе плановой или внеплановой проверки. График плановых проверок устанавливаются лицензирующим органом ежегодно.

А вот внеплановые, в соответствии со своим названием, могут организовываться в срочном порядке, при наличии следующих причин:

  • у УК уже имеется предписание о необходимости устранить нарушения в работе. Проверка в данном случае необходима, чтобы проконтролировать приняло ли руководство компании меры для их устранения или нет. Причиной может стать как истечение сроков, предоставленных на исправление, так и заявление самого нарушителя о досрочном исправлении ошибок;
  • заявление о нарушении законодательства. Его могут подавать граждане, органы власти, СМИ. Проверка в этом случае проводится только если существуют указания на наличие грубых нарушений. Такими являются неправомерные действия, которые приводят даже к потенциальной опасности для граждан, окружающей среды, государства, объектов культурного наследия и т.д.
Читайте также:  График работы, предусматривающий отсутствие выходных дней — Юридические советы

Процедура отзыва

Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ проходит в нескольких этапов. Согласно ст. 199 ЖК, лишить лицензии можно только ту управляющую компанию, которая потеряла в обслуживании за последний год более 15% обслуживаемой жилой площади.

То есть, сначала происходит исключение из объема ее работ только одного МКД. Эта процедура регламентирована в ст. 198 ЖК РФ. Такое возможно, если в течение года в отношении УК надзорный орган выносил предписание 2 и более раз, но оно не выполнялось. Тогда именно этот объект, в отношении которого происходило нарушение, исключается из общего списка.

Законом предусмотрены нарушения, приводящие к исключению из реестра всех адресов, которые обслуживает УК. Это возможно в случае, если нарушены лицензионные требования, установленные ст. 193 ЖК. К ним относятся:

  • отсутствие регистрации в качестве юридического лица или ИП;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости у руководителя за экономические, тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • дискредитация должностного лица или обнаружение аннулированной лицензии на данный вид деятельности у руководителя;
  • отсутствие аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена.

Как лишить УК лицензии? Жаловаться на нее в лицензирующие, надзорные органы. Если на УК поступали жалобы, но ее сотрудники мешали проведению проверки, то, в зависимости от степени их вины, может быть принято решение об исключении либо только одного адреса, по которому были поданы жалобы, либо всех адресов у данной УК.

Только в случае, если площадь помещений в исключенных домах составляет более 15% от всей имеющейся площади, лицензионная комиссия рассматривает вариант о лишении УК разрешения.

Для лишения лицензии УК существует еще одно основание, если в течение полугода в реестре у данной УК отсутствуют МКД, которые она обслуживает.

Комиссия представляет свое заключение в ГЖИ, а та в свою очередь подает иск в суд.

Узнайте о том, что такое Ноу-Хау и как зарегистрировать свои права.

Не пропустите «Особенности права на служебное изобретение».

Ответственность

Если УК лишена права заниматься обслуживанием определенного МКД в результате исключения его адреса из реестра лицензий, то она не может осуществлять на данном объекте никаких действий: производить работы, выставлять счета и т.д. Но если собственники МКД решат поддержать УК, то они могут принять решение на общем собрании о продолжении сотрудничества именно с этой компанией.

Общее собрание должно состояться в течение 2 месяцев с момента оповещения собственников о нарушениях УК и о возможных последствиях. Порядок оповещения собственников, органов местного самоуправления установлен в Постановлении Правительства № 289 от 28.03.2015.

В соответствии с данным документом, обязанность по оповещению закреплена за лицензирующим органом, который должен разместить информацию в доступном, для прочтения большей части собственников, месте. Готовый протокол собрания отправляется в УК в течение 3 дней с момента его оформления, тогда данный дом из списка не исключается.

Блог

С 11 января 2018 года вступили очередные поправки в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), привычный «новогодний подарочек» со стороны законодателей, которые (как предполагается) улучшат жизнь населения, но почему-то все время ухудшают положение управляющих организаций (УО).

Одним из таких изменений является аннулирование лицензии по управлению многоквартирными домами (МКД), если в реестре лицензий более 6 месяцев отсутствуют дома в управлении.

В соответствии с пунктом 2 ст. 199 ЖК РФ основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 — 5.

4 статьи 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Первые цветочки в виде судебных решений уже не заставили себя ждать. Правда, сказать, что судебная практика сформировалась, можно будет не менее, чем еще через год, но такие иски органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) уже рассматриваются судами.

Причем органы ГЖН трактуют указанную статью об аннулировании лицензии так, что после истечения 6-месячного срока с момента получения лицензии, если в реестр не включен ни один дом за этот период, уже на следующий день у них появляется основание для подачи иска об аннулировании лицензии при наличии решения лицензионной комиссии об этом.

Государство, как всегда, не в накладе: ведь чтобы оформить новую лицензию снова будет необходимо оплатить немалую госпошлину за ее получение. Новостью такое поведение законодателей, радеющих (только на словах, в основном) о поддержке малого и среднего бизнеса и снижению нагрузки на него, почему-то не является.

Одним из примеров таких споров является дело № А81-6434/2018. Решением арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отказано в иске органа ГЖН к управляющей организации об аннулировании лицензии ввиду отсутствия домов в реестре лицензий субъекта РФ.

Фабула дела следующая: 12 июля 2018 года орган ГЖН обратился в лицензионную комиссию и сообщил сведения о наличии оснований для аннулирования лицензии у управляющей организации. 06 августа 2018 года лицензионной комиссией принято решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии УО.

Однако от управляющей организации уже при рассмотрении дела поступил отзыв о наличии в управлении многоквартирного дома. Заявление и документы на включение в реестр лицензий субъекта РФ многоквартирного дома дважды направлялись в орган ГЖН.

Однако первоначально орган ГЖН вынес решение об отказе во включении в реестр лицензий субъекта РФ, почему-то позабыв направить копию решения об отказе управляющей организации.

Повторно заявление направлено 09 августа 2018 года и на момент вынесения решения по делу МКД уже был включен в реестр лицензий субъекта РФ.

При этом суд указал: «…В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.

2009 № 15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Из материалов дела установлено, что, согласно выписки из реестра лицензии Ямало-Ненецкого автономного округа, у ООО «Асгард» есть многоквартирные дома в управлении, а именно адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, д. 1А. Сведения занесены в реестр позднее, установленного законом срока, однако, аннулирование лицензии является исключительной мерой, таким образом применению в данной ситуации, по мнению суда, не подлежит.

На основании изложенного, поскольку в реестре лицензий Ямало-Ненецкого автономного округа имеются сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Асгард», отсутствуют предусмотренные ст. ст.

198, 199 ЖК РФ основания для аннулирования лицензии, выданной ответчику на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, заявление Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не подлежит удовлетворению».

Постановление 5ААС от 7 ноября 2018 г.

№ 05АП-7598/2018 по дело № А59-3943/2018: судами двух инстанций отказано в удовлетворении заявления органа ГЖН об аннулировании лицензии, так как решение об обращении в суд с иском вынесено лицензионной комиссией в мае 2018 года, когда еще отсутствовали правовые основания для этого в силу закона. Так как 6-месячный срок, который исчисляется с 11.01.2018 г. (дата вступления в силу изменений в ст. 199 ЖК РФ) – для лицензий, полученных до момента изменений в законе, на день принятия решения лицензионной комиссией, не истек.

Читайте также:  Что такое государственная собственность — Юридические советы

Ввиду небольшого срока действия норм рассматриваемой статьи 199 ЖК РФ – меньше года, судебная практика судов еще только в стадии наработки.

Однако очень хочется надеяться, что она и в дальнейшем будет столь же справедливой и разумной как в приведенном решении, без перекосов и странных толкований норм законов, характерных для некоторой части судебных актов. Если, конечно, суды вышестоящих инстанций по рассмотренному делу будут единодушны в своих выводах с судом первой инстанции.

Компания «Бурмистр.ру» открыла прием заявок на «Закрытую Ветку-2019». Оставить заявку можно по ссылке.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользоваться формой ниже. 

Юридическое лицо лицензируемый вид деятельности фактически не осуществляет. Является ли это основанием для аннулирования лицензии?

Дело № А70-12160/2018 из п. 45 обзора судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2020).

  • Административный орган: Государственная жилищная инспекция Тюменской области
  • Заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью
  • Требование: об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Суть нарушения: отсутствие в реестре лицензий сведений об управлении многоквартирными домами более шести месяцев

(председательствующий — судья Павлова Н.В., судьи — Пронина М.В., Тютин Д.В.)

  1. (1) имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте РФ, но
  2. (2) деятельность по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев фактически не осуществляло и не вносило в связи с этим соответствующие сведения в реестр лицензий субъекта РФ,
  3. то (3) лицензия не аннулируется.
  4. Из п. 45 обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2020)
  • Отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть не реализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.
  • Общество имело лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
  • На заседании лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации принято решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.
  • Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации более шести месяцев.
  • Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявленные требования удовлетворены.

Суды исходили из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев. Поскольку с момента получения лицензии лицензируемая предпринимательская деятельность обществом фактически не осуществлялась, суды сочли это обстоятельство основанием для аннулирования лицензии.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и отказала в удовлетворении заявленных требований, обратив внимание на следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г.

N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

То есть, лицензия это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона N 99-ФЗ, ни положениями ЖК РФ.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Вопросам лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами посвящен раздел X ЖК РФ.

ЖК РФ также установлен судебный порядок аннулирования лицензии. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Согласно ч. 6 ст. 192 ЖК РФ положения Закона N 99-ФЗ в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным ЖК РФ.

Основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 ЖК РФ.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 г.

N 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 485-ФЗ) указанная норма была дополнена фразой: «а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат».

Этим же Законом в ст. 198 ЖК РФ введены чч. 5.2 — 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Часть 2 ст.

199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в чч. 5 — 5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Анализ названных положений ЖК РФ позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании ч. 2 ст.

199 ЖК РФ в редакции Закона N 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Норма ч. 2 ст.

199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X ЖК РФ в целом не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более шести месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, является противоправным и влечет применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Таким образом, отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности.

Результат: арбитражный суд первой инстанции (судья Сидорова О.В.) лицензию аннулировал, суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение суда без изменения, СКЭС ВС РФ все судебные акты отменила, в удовлетворении требований об аннулировании лицензии отказала.

пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»,

Как проводится процедура лишения лицензии УК

Организации, управляющие многоквартирными домами, обязаны пройти государственную проверку и получить разрешение – лицензию, аннулировать которую можно только по решению суда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности. Перечень видов деятельности, которые требуют получения лицензии, содержится в ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ.

Читайте также:  Как купить недвижимость на Кипре — Юридические советы

Управление МКД требует обязательного получения разрешения на предпринимательскую деятельность (п. 51 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ). Аннулировать выданную управляющей организации лицензию может суд, рассмотрев заявление органа госжилнадзора, основанного на решении лицензионной комиссии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ).

Следовательно, процесс лишения лицензии УО состоит из нескольких этапов:

1. Орган ГЖН проверяет работу УО по управлению МКД и выносит предписания об устранении нарушений, но УО их не выполняет.

2. Орган ГЖН удаляет МКД из реестра лицензий субъекта РФ и обращается в лицензионную комиссию.

  1. Лицензионная комиссия принимает решение, которое передаёт обратно в ГЖН.
  2. Орган ГЖН с решением лицензионной комиссии обращается в суд.
  3. Суд выносит решение об аннулировании УО лицензии.

 За что Госжилнадзор выдает предписания?

Предписания об устранении нарушений при управлении МКД выписываются по итогам документарной или выездной проверки управляющей организации. При документарной проверке орган ГЖН запрашивает документацию у управляющей организации, чтобы подтвердить факт нарушения, а также запрашивает пояснения от УО по выявленным нарушениям. После этого проводится выездная проверка.

Нарушения в управлении многоквартирным домом, из-за которых орган Госжилнадзора выносит предписания, подразделяются на несколько групп:

  • нарушение правил содержания и ремонта МКД;
  • несоблюдение требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ;
  • нарушение санитарных норм;
  • несоблюдение техники пожарной безопасности;
  • нарушение условий договора управления;
  • нарушения при передаче техдокументации по МКД;
  • нарушения, связанные с энергоэффективностью, экономией ресурсов.

Если во время проверки нарушения подтвердятся или будут найдены новые нарушения, их фиксируют в акте. При этом, согласно п. 2 ст. 196 ЖК РФ, сотрудники органа ГЖН должны установить, что нарушения возникли из-за действий или бездействия УО.

На основании составленного акта управляющей организации выдаётся предписание с требованием устранить выявленные недочёты в работе. Если предписания по одному и тому же МКД не исполняются два и более раза, что подтверждено решениями суда об административных взысканиях с УО или её должностных лиц, орган ГЖН имеет право исключить данный МКД из реестра лицензий субъекта РФ.

 Почему лицензионная комиссия принимает решение об обращении в суд?

Исключить из реестра лицензий субъекта РФ один или несколько многоквартирных домов орган ГЖН может в случае, если в течение одного календарного года управляющей организации или её должностному лицу:

  • орган ГЖН выносил предписания о ненадлежащем исполнении обязанностей по управлению МКД;
  • суд назначил два и более раза административные наказания за неисполнение этих предписаний.

В таком случае МКД может быть выведен из-под управления данной УО (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). О таком решении уведомляются собственники помещений в МКД.

Они могут помешать удалению дома из реестра и продлить договор управления с управляющей организацией, приняв такое решение на ОСС и направив копию протокола в орган ГЖН (ст. 197 ЖК РФ).

Тогда МКД не может быть исключён из реестра лицензий (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ).

Если собственники помещений в МКД такого решения не приняли, то МКД выводится из-под управления УО. Если общая площадь МКД, исключённых из реестра лицензий, составит 15% и более от общей площади всех домов в управлении организации, то орган ГЖН обращается в лицензионную комиссию (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

На основании материалов, представленных органом ГЖН, лицензионная комиссия принимает решение об обоснованности претензий к управляющей организации (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ). Лицензионная комиссия действует на постоянной основе в каждом субъекте РФ (ч. 1 ст. 201 ЖК РФ). Помимо решений об обращении в суд для лишения УО лицензии, в её полномочия входят:

  • выдача лицензий,
  • принятие квалификационных экзаменов,
  • лицензионный контроль (ч. 4 ст. 201 ЖК РФ).

Решения, которые выносит лицензионная комиссия, являются основаниями для оформления органами ГЖН приказов и распоряжений (ч. 5 ст. 201 ЖК РФ). Поэтому орган Госжилнадзора может обратиться в суд с иском о лишении УО лицензии только при наличии соответствующего решения лицензионной комиссии.

 Как суды решают вопросы о лишении УО лицензии?

Получив решение лицензионной комиссии, орган ГЖН обращается в суд в качестве истца с просьбой лишить управляющую организацию лицензии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ). На судебном заседании рассматриваются все материалы, собранные органом ГЖН по данной управляющей организации:

  • предписания, выданные УО или её должностным лицам для устранения нарушений, допущенных при управлении МКД;
  • решения судов об административных взысканиях за неисполнение этих предписаний;
  • выписки из реестра лицензий;
  • решение лицензионной комиссии.

На основании этих документов суд принимает решение об аннулировании лицензии управляющей организации. Действие лицензии по решению суда останавливается со дня внесения соответствующей записи в реестр лицензий субъекта РФ (ч. 3 ст. 199 ЖК РФ).

Рассмотрим несколько стандартных судебных решений по вопросу о лишении УО лицензии.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.11.2016 № А12-54550/2016была аннулирована лицензия управляющей компании, пять раз привлекавшейся к ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 24 ст. 19.5 и ч. 1 ст. 7. 23.3 КоАП РФ – за невыполнение или ненадлежащее выполнение законного предписания органа ГЖН и нарушения, допущенные при управлении МКД.

Как установил суд, собственники помещений в домах, которые орган ГЖН исключил из реестра лицензий, были должным образом извещены об этом, но собрание по этому вопросу не провели.

Сведения о МКД были исключены из реестра, и их общая площадь составила 19,7% от суммарной площади многоквартирных домов, которыми управляла УО.

Поэтому суд признал законность требований органа ГЖН и лишил управляющую организацию лицензии.

Арбитражный суд Московской области решением от 10.11.2016 № А41-68177/16аннулировал лицензию управляющей компании, из-под управления которой органами ГЖН были выведены все МКД (100% суммарной площади помещений).

Вынося решения, суды подчеркивали, что лишение лицензий управляющих организаций способствует защите прав и законных интересов потребителей, обеспечению сохранности жилого фонда.

 Почему суд может отказать в аннулировании лицензии?

Отдельно остановимся на решении Арбитражного суда Республики Хакасии от 01.06.2017 по делу № А74-295/2017, когда суд отказал органу Госжилнадзора в аннулировании лицензии управляющей компании.

В деле присутствовали доказательства того, что управляющая компания не выполняла предписаний органа ГЖН и неоднократно привлекалась к суду по административным правонарушениям.

Орган ГЖН исключил из реестра лицензий управляемые компанией МКД, общая площадь которых превысила 15% от площади помещений во всех МКД под управлением.

Лицензионная комиссия поддержала требования органа ГЖН и вынесла решение о необходимости аннулировать лицензию через суд.

Несмотря на соблюдение органом ГЖН требований, которые предъявляет ст. 199 ЖК РФ к процедуре аннулирования лицензии УО, суд счёл решение лицензионной комиссии недействительным, а исключение МКД из реестра лицензий – неправомерным.

Суд указал на то, что в деле отсутствуют доказательства о надлежащем информировании Администрации города и собственников помещений в МКД о наличии оснований для исключения дома из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 1 ст. 197 ЖК РФ).

            Арбитражный суд отказал органу ГЖН и не лишил управляющую организацию лицензии. Третий арбитражный апелляционный суд поддержал это решение суда, также отказав истцу.

При этом суд отметил, что в одном из МКД, исключённом из реестра лицензий, состоялось общее собрание собственников помещений, на котором собственники помещений решили продлить договор управления с УО.

Ненаправление копии протокола ОСС в адрес органа Госжилнадзора суд не счёл основанием для выведения дома из-под управления УО.

 Как управляющей организации не остаться без лицензии?

Процедура лишения лицензии управляющей организации по инициативе органа ГЖН достаточно длительна по времени – может затянуться более, чем на год. Чтобы не остаться без лицензии, управляющей организации следует:

  • выполнять возложенные на неё обязанности по управлению многоквартирными домами;
  • не игнорировать предписания органов Госжилнадзора и надлежащим образом устранять выявленные нарушения.

Если всё-таки орган ГЖН получил основания для лишения УО лицензии, то организация может остановить процесс исключения МКД из реестра лицензий. Необходимо провести общее собрание собственников помещений в МКД, на котором они должны принять решение о продолжении сотрудничества с УО по договору управления.

Напомним, что после положительного решения суда о лишении УО лицензии организация не имеет законного права управлять МКД. В ином случае это административное правонарушение, за которое предусмотрен штраф до 250 000 рублей для юридического лица и до 100 000 рублей – для должностных лиц (ст. 7.23.3 КоАП РФ).

Первоисточник: НО «Ассоциация предприятий ЖКХ Чувашской Республики»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *