Правила перевозки пассажиров — Юридические советы

Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам. Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

Высадка и посадка пассажиров

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

Перевозка пассажиров в легковом автомобиле

Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

  • в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.

На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.

  • Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.
  • Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.

За перевозку дополнительного человека в автомобиле предусмотрен штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.23 КоАП. Также инспектор в праве выписать дополнительный штраф за провоз пассажира без использования ремня безопасности.

Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров

С января 2012 года ремни безопасности обязательны для всех типов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД, водители обязаны перевозить своих пассажиров с использованием защитных ремней, а при наличии не пристегнутого пассажира не начинать движение.

В случае, когда осуществляется перевозка детей в возрасте менее 12 лет, водителю требуется установить в салоне специальное удерживающее устройство, которое сможет надежно зафиксировать маленького пассажира. На переднем сиденье можно перевозить ребенка только с использованием детского кресла. В то же время, запрещается перевозить ребенка на заднем сиденье мотоцикла.

Правила перевозки людей в кузове грузового автомобиля

В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.

Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1. В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.

Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена.

Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний.

Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.

В кузове грузового авто не должно провозиться больше человек, чем допустимо по техническим характеристикам либо в большем количестве, чем имеется сидений.

Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.

Правила перевозки пассажиров в автобусах

  1. Проводить организованные перевозки детей разрешается только в специальных автобусах, на которых имеются опознавательные знаки «Перевозка детей».
  2. Водителю следует помнить, что жизнь и здоровье его пассажиров должен обеспечивать он сам, поскольку именно на него ложится данная ответственность.
  3. Видео: Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Правила перевозки пассажиров — штрафы за нарушение

Давно известно, что установленные своды правил касательно перевозки пассажиров необходимы, чтобы организовать максимально безопасное территориальное перемещение людей с помощью разнообразных транспортных средств.

Но в зависимости от выбранного вида могут меняться и отдельные пункты требований, поэтому каждый раз перечень прав и обязанностей обеих сторон (водителя и пассажиров) стоит уточнять дополнительно.

На какие же параметры стоит обратить внимание?

Какие основные правила

  1. Регулярные. Осуществляются в соответствии с заранее продуманным и одобренным маршрутом и чётким графиком;
  2. Заказные. Происходят с помощью автомобилей, арендованных или нанятых согласно договору фрахтования;
  3. Такси. Выполняются на базе публичной сделки посредством принятия заказа – ст. 5 устава автотранспорта из закона №259.

В любом случае важно учесть, что перевозка обычно реализуется на основании соответствующего соглашения (п. 1 ст. 784 ГК РФ) – стандартный образец обслуживания пассажиров и багажа (образец). Получается, что единые требования сводятся к пунктам, которые гласят, что:

  • шофёр может начинать движение, только убедившись, что соблюдены все условия безопасности пассажиров (п. 22.4 постановления № 1090);
  • начало езды допустимо исключительно при закрытых дверях, когда как открывать двери, производить посадку и высадку людей можно лишь после полной остановки (п. 22.7 ПДД за 2020 год);
  • запрещено перевозить людей в общем количестве, которое превышает оговоренные технические характеристики транспорта (п. 22.8 ПДД).

Априори всеми правилами перевозки пассажиров предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования претензий (ст. 41 устава), согласно которому каждый россиянин имеет право подать иск перевозчику, если компания отказалась удовлетворить претензию или вовсе не отреагировала на неё.

В легковом автомобиле

Если рассматривать обыкновенную машину, включая обычное такси, то все нюансы перевозки сводятся к оформлению соответствующей лицензии, которая даёт возможность официально предлагать услуги клиентам (будущим пассажирам).

Среди остальных рекомендаций выделяют и техническую исправность самого авто, но здесь стоит ориентироваться на конкретные параметры для каждой категории транспорта отдельно. Охватывая общие правила, можно сослаться на пункт 22.8 ПДД, где установлены следующие ограничения:

  1. Любая легковая машина, за исключением перевозок в кузове-фургоне или кузове грузового авто с бортовой платформой, исключает возможность перевозки пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов.
  2. Недопустимы перевозки людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы вместительности (данное правило касается и стоящих мест, если особенности маршрута не подразумевают конкретное исключение).

Примечательно, что на первый пункт многие водители периодически закрывают глаза, провозя граждан не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, а порой даже не крыше транспортного средства.

Фактически это нарушение мер безопасности, ведь вина за гибель клиента в случае их смерти во время езды будет ложиться именно на безответственного водителя, который не позаботился об обеспечении их безопасности.

Требования к автомобилям и водителям

Согласно новой редакции правил дорожного движения можно подчеркнуть, что каждый водитель несёт ответственность не только за себя, но и за каждого пассажира в салоне своей машины. Поэтому отвечать за какой-либо проступок, допущенный по невнимательности, и платить штраф придётся именно шофёру. В итоге базовые нормы рассматривают следующие ключевые моменты перевозки пассажиров:

  • правильная посадка и высадка людей в чётко отведённых местах или на обочинах в специальных зонах, где допустима остановка и стоянка;
  • своевременное использование ремней безопасности для взрослых пассажиров (наличие такой фиксации обязательно для всех авто);
  • детали применения специальных удерживающих кресел или отдельных аксессуаров в салоне для безопасной перевозки детей до 7 лет.

В свою очередь водитель должен иметь соответствующее удостоверение и определённый стаж (от 1 до 3 лет минимум), в зависимости от выбранной категории предоставляемых услуг. Накануне каждого рейса шофёр обязан проходить короткий медосмотр и приступать к исполнению обязанностей только, если имеет хорошее самочувствие.

Внутри недопустимо присутствие любых острых элементов, а сами края сидений и спинки должны быть ровными и не травмоопасными. Причём бортовые затворы должны постоянно пребывать в исправном состоянии и надёжно предохранять основу автомобиля от непредвиденного открывания – тут поможет дополнительная фиксация.

Читайте также:  Пени за несвоевременно уплаченный налог — Юридические советы

В пассажирском автобусе

  1. Закон № №220 (касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам).
  2. Постановление правительства № 112 с поправками и дополнениями (утверждены условия провоза пассажиров и багажа).
  3. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (тоже затрагивает автобусы).

Вдобавок Ространснадзор может дополнительно издавать приказы, утверждать очередные инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, чтобы регулировать деятельность транспортных компаний. Даже упомянутые нормативные акты постоянно корректируются, туда вносятся поправки и аннулируются некоторые разделы, поэтому всем заинтересованным лицам стоит постоянно отслеживать любые обновления в своде правил.

Требования к автобусу и водителям

Основа закона, определяющего необходимый уровень безопасности пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остаётся практически неизменной. Поэтому любой автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен хотя бы соответствовать минимальным требованиям, которые едины для всех вариаций рейсов:

  • исправное техническое состояние транспорта;
  • наличие сертификатов о соответствии;
  • иметь путевой талон с разрешением;
  • соответствие нормам экологии;
  • наличие аптечки с медикаментами;
  • два огнетушителя (у водителя и в салоне);
  • настроен противооткатный упор;
  • устройство для доступа к аварийному выходу;
  • наличие знака аварийной остановки;
  • отсеки, куда помещают крупногабаритный багаж;
  • наличие валидаторов для считывания карточек;
  • навигатор и видео регистратор у водителя;
  • распечатанные правила перевозки (на видном месте).

Сам водитель должен обладать способностью концентрации внимания и быстро принимать решения при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств, к шофёру предъявляются требования касательно его самочувствия непосредственно в день поездки. Вдобавок типичные требования к водителю автобуса включают:

  1. Наличие прав необходимой категории (D).
  2. Соблюдение маршрута и расписания остановок.
  3. Обязанность предъявлять инспектору ГИБДД документы.
  4. Участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров.
  5. Следить за необходимым запасом топлива.
  6. Сообщать название очередной остановки.
  7. Помогать при посадке пассажирам с инвалидностью.

Но стоит помнить и про моральную сторону вопроса, ведь при общении с пассажирами водитель тоже должен проявлять вежливость и умело комбинировать лояльное отношение и разграничить общение с клиентами так, чтобы оно не отвлекало шофёра во время езды.

Перевозка стоящих пассажиров

Согласно действующим условиям перевозки пассажиров в автобусах, которые следуют по междугородних линиях, расположение пассажиров внутри салона стоя категорически запрещено.

Только на пригородном рейсе такой вариант допустим и то, лишь при условии, когда в автобусе предусмотрены специальные зоны именно для стоящих пассажиров.

Например, если речь идёт про классы I, II или A, на законных основаниях допускается перевозка граждан стоя, но в ограниченном количестве.

Хотя лучше всё-таки ориентироваться на вместительность самого транспорта: обычно возле кабины водителя расположена информационная табличка, где указано максимальное количество перевозимых пассажиров. Там указано разделение количества сидячих и стоящих мест, зон для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Стоит помнить, что нарушение этих правил может привести к травмам во время передвижения, а также штрафным санкциям, если нарушение будет выявлено во время внеплановой проверки.

Требования к перевозке детей в автомобилях и автобусах

Заранее организованная перевозка несовершеннолетних пассажиров в автобусах выполняется по договору фрахтования транспорта (п. 4 правил организованной транспортировки детей, утвержденных постановлением № 1177). Согласно упомянутому тексту, факт присутствия особ младше 7 лет подразумевает дополнительные условия, которые подразумевают, что:

  • автобус обязательно оснащается опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД), включенным проблесковым маячком жёлтого или оранжевого цвета (постановление № 1621);
  • управление совершает лицо, имеющее стаж работы водителем транспорта категории D без перерыва 1 год и более, которое не подвергалось аресту или лишению прав (п. 8 правил № 1177);
  • наличие полного пакета документов, согласно установленному перечню (п. 4 требований № 1177), включая полный список всех пассажиров, взрослых и детей, а также маршрут с указанием остановок;
  • присутствие сопровождающих взрослых лиц (абз. 2 п. 14 правил № 1177) желательно с профильным образованием;
  • поездка для дошкольников обязана длиться не дольше 4 часов (п. 9 правил № 1177) или 12 часов в случае международного рейса при отсутствии опытного медработника (п. 12 того же закона).

Естественно, остальные требования (наличие ремней безопасности, аптечка и прочее) тоже остаются неизменными и в случае с перевозкой детей. Начиная с лета 2020, все автобусы, перевозящие детей, непременно должны дополнительно оснащаться системой «ГЛОНАС» или «ГЛОНАС/GPS».

Права и обязанности пассажиров

Не стоит сосредотачивать внимание исключительно на параметрах, которые касаются транспортных средств или профессиональных качеств водителя. Пассажиры, как полноценные участники дорожного движения, тоже имеют определённые права, среди которых выделяют возможность:

  1. Требовать от транспортной компании предоставления оплаченных услуг по перевозке и провозу ручной клади.
  2. Провозить с собой личный багаж в пределах установленных правилами норм веса (бесплатно или по тарифу).
  3. Запрашивать в соответствии с законодательством России возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу, причинённого при перевозке.
  4. Получать максимально полную информацию о работе транспорта и условиях перевозки пассажиров.

С другой стороны, клиент такси, автобусов или иных транспортных средств общественного пользования имеет чётко фиксированный перечень обязательств, которые тоже закреплены на законодательном уровне. Так, каждый пассажир обязан в оговоренные сроки поездки:

  • оплатить услуги по перевозке и провозу руной клади сверх нормы;
  • соблюдать правила пользования определённым видом транспорта;
  • иметь документ, который подтверждает возраст ребенка или льготы;
  • сохранять проездной билет до окончания маршрута (кроме жетонов).

Существуют также иные права и обязанности пассажира, но они уже устанавливаются отдельно на основании смежных правил эксплуатации транспортных средств, поэтому сообщаются по запросу.

Что категорически запрещено

Главное, что любым пассажирам следует заодно помнить про целый перечень запретов, которые тоже распространяются на правила поведения во время перевозки. Так, во время езды гражданам нельзя провозить:

  1. Огнестрельные, взрывчатые и отравляющие вещества.
  2. Предметы и вещи габаритом более 100*50*30 см.
  3. Длинномерные предметы более 190 см (кроме лыж).
  4. Огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов.
  5. Иные объекты, загрязняющие одежду пассажиров и салон.
  6. Животных и птиц (без специальных корзин или сумок).

Что касается поведения людей, то здесь запреты охватывают рекомендации, согласно которым запрещается:

  • препятствовать закрытию дверей;
  • открывать двери до полной остановки;
  • курить в салоне транспорта;
  • опускать стекло окна без разрешения;
  • высовываться в окна на ходу;
  • распивать спиртные напитки;
  • находиться в нетрезвом состоянии;
  • ставить на сиденья детей и багаж;
  • приводить в действие сигналы тормоза;
  • отвлекать водителя во время движения.

Перечисленные выше нарушение общих норм поведения доставляют дискомфорт водителю или окружающим людям (остальным пассажирам), не говоря уже о том, что некоторые пункты правил является вовсе небезопасными для всех попутчиков. При игнорировании данных требований водитель имеет полное право в любой момент отказать вам в оказании услуги перевозки и высадить из транспорта, не компенсируя оплату проезда.

Предусмотренные штрафы за нарушение правил для водителей и пассажиров

  1. Не пристёгнутый ремень безопасности пассажира (ст. 12.6 КоАП) – от 500 до 1 тыс. руб. и устное предупреждение.
  2. Перевозка лишнего пассажира, превышающего рекомендованный объём салона (ст. 12.23 КоАП) – 500 руб.
  3. Небезопасная транспортировка пассажиров вне салона или кабины (на капоте, в багажнике и прочее) – 1 тыс. руб.

Водителям стоит помнить, что сотрудники ГИБДД очень часто устраивают контрольные проверки на некоторых участках дороги, поэтому несоблюдение любого пункта правил (от внешнего вида и технического свойства транспорта вплоть до поведения пассажиров) чревато серьёзными проблемами с законом. Поэтому нужно регулярно проверять исправность машин, следить за собственными действиями и пассажирами во время езды.

Минтранс отвечает на вопросы по автомобильным перевозкам пассажиров – ilex


Организация направляет в командировку за границу своих сотрудников на принадлежащем ей легковом автомобиле. Является ли эта перевозка международной перевозкой для собственных нужд? Необходима ли лицензия для выполнения перевозки в указанной ситуации?

В этом случае нужно рассматривать вопрос как с точки зрения законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, так и с точки зрения ПДД. Следует понимать, кто относится к пассажирам, какие заключаются договоры (и заключаются ли).

С учетом законодательства об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках данная перевозка является международной автомобильной перевозкой пассажиров для собственных нужд. При этом в данном случае пассажир — с точки зрения ПДД — лицо, находящееся в транспортном средстве и непричастное к его управлению.

Читайте также:  Размежевание земельного участка — Юридические советы

В указанной ситуации заключение договора перевозки и наличие лицензии на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта в ситуации не требуются.

Какие изменения коснулись порядка предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров? Как это повлияет на перевозчиков?

Правилами автомобильных перевозок пассажиров установлено право автомобильного перевозчика в регулярном сообщении начинать бронирование и предварительную продажу билетов в любой срок, но не позднее чем за 15 дней до отправления транспортного средства в рейс. Заканчиваются они, как правило, не позднее 00:00 дня отправления автобуса в рейс.

Забронированное место может быть аннулировано за 1 час до отправления автобуса в рейс.

Бронирование мест для проезда при пригородных и междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении может производиться на пассажирском терминале, по телефону с возможностью установления обратной телефонной связи или посредством сети Интернет (при наличии технической возможности).

Случаи, когда у водителя закончились билеты, отдельно в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не прописаны. Будет ли нести ответственность пассажир, который зашел в транспорт с остановки, где нет продажи билетов, и не смог купить билет у водителя?

С точки зрения Правил автомобильных перевозок пассажиров у пассажира есть обязанность заблаговременно приобретать билеты и оплачивать проезд.

Соответственно, если по какой-либо причине у водителя не будет билетов (закончились, не было изначально), в случае отсутствия билета у пассажира последний будет считаться безбилетным и вся ответственность (в том числе административная, в виде штрафа за безбилетный проезд) будет лежать на пассажире.

Обязан ли водитель пассажирского автотранспорта иметь при себе размен денег при реализации билетов? Будет ли нести ответственность пассажир, если водитель не смог продать ему билет в связи с отсутствием сдачи?

Исходя из Правил автомобильных перевозок пассажиров обязанность по наличию разменных денег у водителя возлагается на автомобильного перевозчика. Именно он обязан обеспечить водителя разменными деньгами в случае продажи билетов за наличный расчет.

Однако обязанности водителя иметь при себе размен Правилами автомобильных перевозок пассажиров не предусмотрено. Пассажиру в любом случае следует предусматривать ситуацию, в которой такой размен будет отсутствовать, и иметь при себе купюру (монеты) минимального номинала.

Если же в результате отсутствия размена у водителя пассажир останется безбилетным и будет привлечен к административной ответственности, он может обратиться в адрес автомобильного перевозчика с конкретной претензией о том, что автомобильный перевозчик не выполнил ч. 2 п.

26 Правил автомобильных перевозок пассажиров и не обеспечил водителя разменными деньгами, и требовать возмещения уплаченного штрафа.

Ряд документов, упоминаемых в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, установлен Минтрансом (в частности, формуляр поездки, список пассажиров). Что нужно учитывать субъектам хозяйствования при работе с ними?

Постановление N 2 устанавливает формы формуляра поездки международной автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, списка пассажиров внутриреспубликанской автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении и карточки маршрута автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.

Перевозчик должен учитывать, что формуляр поездки — документ с определенной степенью защиты, он выдается автомобильному перевозчику в транспортной инспекции для целей выполнения международных автомобильных перевозок.

Список пассажиров не относится к документам с определенной степенью защиты, перевозчик имеет право самостоятельно распечатать и заполнить список с учетом тех сведений, которые предоставит ему заказчик перевозки в нерегулярном сообщении.

При выполнении пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в автобусе, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, для подтверждения и расчета оплаты проезда при посадке в автобус и высадке из него следует приложить электронный билет многоразового пользования к валидатору. Для чего необходимо прикладывать билет к валидатору при высадке?

Автоматизированные системы оплаты и контроля оплаты проезда постоянно совершенствуются. Планируется их развитие с учетом возможности оплаты поездки в зависимости от расстояния. Таким образом, пассажирам предоставляется возможность соразмерной оплаты.

В настоящее время это реализовано в некоторых пригородных маршрутах, обслуживаемых КУП «Минсктранс». При посадке пассажир прикладывает электронный билет, и в этот момент отбивается начальная точка поездки.

Для того чтобы система зафиксировала расстояние, которое проедет пассажир, последнему необходимо при выходе из транспортного средства повторно приложить электронный билет к валидатору.

Если же пассажир этого не сделает, то у него будет автоматически списана сумма, соответствующая расстоянию от места посадки пассажира до конечного остановочного пункта маршрута.

Городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров к торговым центрам, осуществляемые по заказу администраций торговых центров, относятся к автомобильным перевозкам пассажиров в нерегулярном сообщении и подлежат согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом базового территориального уровня по месту нахождения торгового центра. Каков порядок такого согласования?

Заказчик подобной перевозки в большинстве случаев — администрация торговых центров —  обращается с соответствующим письмом в адрес исполнительного комитета, на территории которого располагается данный торговый объект. Строгого регламента по подаче документации нет.

В целях организации подобных перевозок хотелось бы порекомендовать администрациям торговых центров оборудовать соответствующие места для посадки и высадки пассажиров, размещать соответствующие дорожные знаки и согласовывать размещение остановочных пунктов (площадок) с органами ГАИ, чтобы соблюсти вопросы, связанные с безопасностью посадки и высадки пассажиров.

Действовавшая до 12.10.2018 редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров содержала в себе требования к обязательной экипировке транспортных средств (аптечкой, огнетушителями и т.д.). В действующей редакции такой нормы нет. Чем теперь следует руководствоваться субъектам хозяйствования при экипировке транспортных средств?

Указанные требования исключены из новой редакции Правил автомобильных перевозок пассажиров, так как наличие такой экипировки в транспортном средстве регламентируется ПДД . Автомобильный перевозчик обязан руководствоваться ПДД.

Чем являются контрольно-ревизорские службы? Каковы их функции и полномочия?

Контрольно-ревизорские службы (далее — КРС) создаются государственными предприятиями, операторами автомобильных перевозок с целью контроля за полнотой оплаты проезда.

Также в функции сотрудников КРС могут входить вопросы, связанные с контролем за соблюдением водителем Правил автомобильных перевозок пассажиров.

К примеру, объявление остановок во время движения (а не до отправления транспортного средства), движение транспортного средства с открытыми дверями являются нарушением Правил автомобильных перевозок пассажиров.

Ряд иных функция может быть отдельно прописан в должностных инструкциях работников КРС и, соответственно, утверждается на уровне организаций — учредителей КРС. Отметим, что общего регламента действий сотрудников КРС на сегодняшний момент нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Все вопросы, не рассмотренные в Правилах автомобильных перевозок пассажиров, дополнительно регулируются должностными инструкциями и порядками, которые непосредственно утверждаются организациями — учредителями КРС.

Поэтому если пассажир по какой-либо причине интересуется правильностью действия работников КРС, ему необходимо обращаться непосредственно к учредителям КРС.

Как используются электронные информационные системы при осуществлении автомобильных перевозок автомобилями-такси?

Минтранс считает, что тема развития информационных систем (ИС), электронных информационных систем (ЭИС) является очень актуальной, так как их использует достаточное количество граждан при заказе автомобилей-такси.

Однако необходимо различать понятия ЭИС и ИС, с помощью которой осуществляется прием и передача заказов.

Фактически ЭИС позволяет как оформить заказ автомобиля-такси, так и оплатить в безналичном порядке (по окончании поездки у пассажира автоматически с банковской карты будет списана сумма, соответствующая выполненной поездке).

Если же система не позволяет воспользоваться такой функцией, как автоматическое списание с карточки клиента стоимости поездки, то тогда идет речь о мобильных приложениях, об ИС, которые просто позволяют передавать заказ от пассажира перевозчику, а перевозчику — предлагать свои услуги.

При использовании ЭИС автомобильный перевозчик может не применять КСА, совмещенный с таксометром, так как существует возможность безналичной оплаты.

Если же возможность автоматического списания с карточки денежных средств не предусматривается, то у перевозчика должен быть КСА, совмещенный с таксометром, по которому осуществляется расчет.

По окончании такой поездки перевозчик обязан предоставить пассажиру кассовый чек, подтверждающий факт выполненной автомобильной перевозки.

В свою очередь пассажир оплачивает проезд — это можно сделать с помощью наличных денежных средств или путем использования банковской пластиковой карточки — как бесконтактной, так и в контактном режиме. Отметим, что в соответствии с законодательством все автомобили-такси должны быть оснащены в том числе платежными банковскими терминалами.

Встречаются случаи, когда организаторы перевозок в нерегулярном сообщении или субъекты, осуществляющие перевозки автомобилями-такси, включают граждан, недовольных качеством предоставленных услуг, в так называемый черный список. Вследствие этого указанные граждане не могут воспользоваться услугами предварительного бронирования, совершить поездку. Законно ли это? Если нет — какова ответственность?

Читайте также:  Регистрация права собственности в Крыму — Юридические советы

Говоря о включении граждан в «черный список», необходимо четко разграничивать автомобильные перевозки пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении.

Так, перевозка в регулярном сообщении является перевозкой, которая фактически осуществляется на основании публичного договора с выдачей билета.

Сам характер такой перевозки подразумевает, что перевозчик не вправе отказать любому гражданину в перевозке.

Перевозка в нерегулярном сообщении — перевозка, которая выполняется на основании заключенного договора фрахтования с оформлением заказа-наряда на фрахтование.

Заказчиком перевозки может быть только одно лицо — юрлицо, физлицо или ИП. Для заключения договора требуется взаимное согласие двух сторон. Соответственно, перевозчик может отказать лицу, которое хочет воспользоваться его услугами.

Последствий для автомобильного перевозчика в данном случае не будет.

Если автомобиль используется для перевозки пассажиров и грузов

В прошлом номере журнала мы рассказали про документальное оформление допуска работника к служебному автомобилю, а также об обязанностях работодателя по отношению к работнику, совмещающему должность водителя.

Теперь поговорим о ситуации, когда автомобиль нужен для перевозки пассажиров и (или) грузов, а также о категориях автомобилей, при использовании которых работодатели несут дополнительные обязанности.

Приведем образцы заполнения журналов учета ДТП, нарушений ПДД; приказов о назначении лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, о проверках выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; акта проверки выполнения указанных мероприятий.

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей 1, эксплуатирующих транспортные средства, перечислены в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ).

Требования закона делятся на общие и специальные. В п. 1 указанной статьи даны общие обязанности для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, в п.

 2 – специальные обязанности для тех из них, кто осуществляет перевозки пассажиров и (или) грузов автобусами или грузовыми автомобилями.

Например, все организации должны:

  • организовывать работу водителей 2 в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (БДД);
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений правил дорожного движения (ПДД) с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств (ТС) в сроки, предусмотренные документацией их заводов-изготовителей, и пр.

Организации, которые перевозят пассажиров или грузы, обязаны:

  • создавать условия для «повышения квалификации» водителей;
  • назначать ответственного за обеспечение БДД;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС.

До 2018 г. многим работодателям получалось доказать, что перечисленные обязанности распространяются только на профессиональных перевозчиков (см., например, определение Верховного Суда РФ от 22.04.2016 по делу № А28-7292/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2017 по делу № А04-10204/2016).

Однако с 21.12.2018 Закон № 196-ФЗ начал действовать в новой редакции 3, которая не оставила сомнений, что указанные нормы должны соблюдать все работодатели, эксплуатирующие транспортные средства.

Это означает, что сам факт использования служебного транспорта возлагает на работодателя обязанности исполнения предписаний закона, даже если в его штатном расписании отсутствует позиция водителя.

А Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что все перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания обязательны только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки пассажиров (включая работников) или грузов (см. фрагмент документа ниже).

Фрагмент документа

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

3.

 На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Получается: если на служебном автомобиле едет исключительно один водитель, без пассажиров и груза, то работодатель может не соблюдать перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания.

Например, когда управляющий дополнительного офиса использует автомобиль, чтобы быстрее попасть на переговоры, работодатель может не выполнять эти предписания.

Если же торговый представитель на служебном автомобиле перевозит товар, программист – компьютеры, а специалист службы безопасности – других сотрудников, то выполнение перечисленных в Законе № 196-ФЗ мероприятий является обязательным.

Общие требования закона

Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС:

1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ).

Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП).

Работодатель должен фиксировать все ДТП в журнале учета (форма утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22). ДТП отмечаются там вне зависимости от вины водителя, места аварии и ее последствий. Предполагается, что содержащиеся в журнале сведения позволят работодателю:

  • оценить аварийность машины,
  • определить опасные аварийные участки на путевых маршрутах, а также
  • выявить водителей, наиболее подверженных попаданию в рискованные ситуации.

Журнал состоит из двух разделов:

  • данные для сверки с органами внутренних дел и
  • сведения, выясняемые в процессе внутреннего служебного расследования.

Приведем образец заполнения журнала учета ДТП (Пример 1).

Пример 1. Фрагмент журнала учета дорожно-транспортных происшествий

Как правильно осуществлять пассажирские перевозки

При перевозке детей

В соответствии с законодательством, для осуществления организованной перевозки группы детей могут быть использованы автобусы:

  • С года выпуска которых прошло не более 10 лет
  • Соответствующие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров
  • Допущенные к участию в дорожном движении и оснащенные тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС

Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:

  • Документа, содержащего сведения о водителе (предоставляется перевозчиком)
  • Списка детей с указанием Ф.И.О. и возраста каждого ребенка (предоставляется заказщиком)
  • Списка назначенных сопровождающих с указанием Ф.И.О. каждого сопровождающего и номера телефона (предоставляется заказщиком)
  • Документа, содержащего сведения о медицинском работнике (предоставляется перевозчиком)
  • Договора фрахтования заключенный в соответствии с ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (предоставляется перевозчиком)
  • Копии лицензии на осуществление медицинской деятельности или копии договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию (предоставляется перевозчиком)
  • Копии решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа МВД РФ или копии уведомления об организованной перевозке группы детей (предоставляется перевозчиком)
  • Документа, содержащего порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения (предоставляется перевозчиком)
  • Списка набора пищевых продуктов (предоставляется заказчиком в случае, если время пути составляет более 3-х часов)

Автобус должен быть оборудован знаком «Дети» и противооткатными упорами. Посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только на остановках.

В автобусе должны находиться:

  • Два огнетушителя
  • Ремни безопасности (на каждом пассажирском кресле)
  • Три аптечки с действующим сроком годности

Руководитель организации или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, обязан за 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей передать водителю копии договора фрахтования, графика движения и схемы маршрута.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

  • Прошедшие предрейсовый медицинский осмотр
  • Прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей
  • Имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года (из последних 3 календарных лет)
  • Не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года

Должностное лицо и фрахтовщик по взаимной договоренности обязаны подать уведомление в подразделение Госавтоинспекции в следующих случаях:

  • Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами (уведомление об организованной перевозке группы детей)
  • Если перевозка осуществляется в составе 3-х и более автобусов (заявка на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции)
  • Если перевозка осуществляется в составе более 10 автобусов (заявка на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции и предоставление автомобиля, замыкающего колонну)

Подача уведомления осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки.

Важно: в ночное время (с 23 часов до 6 часов) можно производить перевозки детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, но расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *