Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы

Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Каждый гражданин, находящийся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по месту своего проживания.

Законодательство предусматривает два вида регистрации: постоянную и временную. Постоянная возможна только в собственном жилье, в то время как временная — в любом помещении, предназначенном для проживания, но только с согласия его собственника.

Что такое временная регистрация?

Основным ее отличием от постоянной является отсутствие права зарегистрированного человека претендовать в будущем на занимаемую жилую площадь. Собственник жилья, давший согласие на временное нахождение у него другого лица, может в любое время изменить свое решение, сообщив о нем в государственный регистрационный орган.

Любой гражданин Российской Федерации, несмотря на наличие постоянной прописки, в случае пребывания в любом ином регионе страны обязан получить документ о временной регистрации. Сделать это необходимо, если он планирует находиться в другом населенном пункте более 90 суток.

К основным причинам, которые являются основанием для получения регистрации временного типа, относятся:

  • продолжительная выездная работа и постоянное нахождение в командировках;
  • обстоятельства, которые вынудили на время переехать в другое место;
  • получение работы в другом городе или поселке;
  • заболевание, которое вынудило человека длительно находиться в санатории, доме отдыха или в медицинском учреждении;
  • получение своевременной помощи от правоохранительных органов;
  • нахождение в туристической поездке и постоянное проживание в отеле, кемпинге или пансионате.

Если вы уехали в другой город более, чем на 3 месяца, то вам необходимо получить временную прописку.

После постановки на учет вы получаете соответствующее свидетельство. Если такой документ не будет получен, вы не сможете:

  • официально трудоустроиться на работу;
  • обратиться за помощью в медучреждение;
  • получить кредит;
  • зарегистрировать автомобиль;
  • устроить проживающего с ним несовершеннолетнего ребенка в детсад или школу;
  • поступить в вуз.

Ребенок должен быть постоянно или временно прописан по месту проживания одного из родителей. При наличии разногласий между отцом и матерью спорные вопросы решаются через суд.

Нередко родители ребенка сознательно делают ему фиктивную регистрацию на территории другого района этого же населенного пункта, поскольку за каждым образовательным учреждением закреплена своя территория. Таким образом они пытаются устроить ребенка в более престижное детское учреждение.

Обратите внимание!

Оформив несовершеннолетнему временную регистрацию, не следует ждать того, что его сразу же возьмут в школу неподалеку. Рассчитывать на место в учебном заведении можно в том случае, если ребенок имеет постоянную прописку.

Поэтому оформлять фиктивную прописку нет необходимости. Если она на самом деле нужна, следует пройти процедуру в соответствии с законом, предоставив в регистрационный орган соответствующий пакет документов.

Временная регистрация для иностранцев

Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы

Каждый иностранный гражданин, прибывший на территорию России, обязан пройти эту процедуру, если планирует находиться здесь более семи суток. При нарушении этой нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. рублей. Возможно и более строгое наказание — депортация за пределы нашей страны сроком до пяти лет.

Обратите внимание!

Миграционный отдел при МВД РФ возложил ответственность на принимающую сторону за оформление прибывшего к ней иностранного гражданина.

Если иностранец приехал на отдых или лечение, то специальная регистрационная карточка на него заполняется в отеле или лечебном учреждении. В случае прибытия иностранца в Россию без визы, он вправе находиться здесь не более трех месяцев. Виза может быть выдана сроком до двух лет.

Документы для временной регистрации

Перед тем, как обратиться в регистрационный орган, необходимо подготовить предусмотренный законом пакет документов. Он зависит от способа прохождения процедуры.

Подать заявление на временную регистрацию можно при личном посещении миграционного отдела МВД РФ, по почте или через портал Госуслуг.

Для регистрации нужно подготовить следующий пакет документов:

  • заявление, бланк которого можно скачать на сайте Госуслуг и заполнить самостоятельно. От себя писать заявление не следует, т.к. если оно не будет соответствовать форме, принимать его регистрационный орган откажется;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность заявителя. Для иностранца — это заграничный паспорт, для российских военнослужащих — это военный билет, а для лица, освобожденного из места лишения свободы, — справка об освобождении;
  • договор найма или аренды жилого помещения или выписка из ЕГРП о праве собственности на квартиру или дом. Если вселение осуществляется с согласия собственника, следует приложить его письменное разрешение.

При подаче документов по почте дополнительно нужно заверить нотариально документ, являющийся основанием для регистрации. Одновременно нужно будет заполнить адресный листок прибытия, в 3 экземплярах на основании унифицированной формы № 2, а также статистический листок в одном экземпляре по форме №12-П при регистрации на срок от 9 и более месяцев.

Как сделать временную регистрацию?

Пакет документов вместе с заявлением принимающая сторона должна подать в тот миграционный отдел при МВД РФ, на территории которого находится жилое помещение, где будет проживать физическое лицо. Сделать это можно лично, по почте или через интернет в течение 90 дней после прибытия гражданина.

Срок регистрации временного типа может быть установлен, в зависимости от обстоятельств, продолжительностью от трех до шести месяцев, а также от одного года до пяти лет.

Обратите внимание!

Согласовывается этот период в первую очередь с собственником помещения или представителем жилищно-строительного кооператива. Если заключен договор аренды, регистрация действует до окончания срока соглашения.

Порядок постановки на временную регистрацию

Оформление временной прописки начинается со сбора документов, которые после заполнения подаются в миграционный отдел МВД. Уполномоченные лица обязаны в трехдневный срок после поступления документов оформить свидетельство о прописке.

Если вы обратились к должностному лицу, ответственному за регистрацию, а не в отделение МВД, срок выдачи свидетельства может быть увеличен на 3 дня. В случае предоставления вместе с документами договора аренды или социального найма, для проверки данных потребуется дополнительный период.

С учетом всех нюансов максимальное время для выдачи свидетельства о временной регистрации не может превышать 8 рабочих дней. При этом сниматься с учета по месту постоянной прописки в другом городе не нужно.

Временная прописка оформляется в течение недели.

Заявление

Оно имеет стандартную форму и должно быть заполнено и подписано заявителем — собственником или нанимателем помещения, в котором будет проживать жилец. Поставив свою подпись в заявлении, вы даете согласие на вселение и временное проживание другого гражданина.

Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы

Образец заявление о регистрации по месту пребывания

zayavleniye-o-registratsii-po-mestu-prebyvaniya-po-forme-1.doc ≈ 27 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Сколько стоит?

Независимо от того, для чего нужна временная регистрация и в каком месте она осуществляется, оплачивать эту процедуру не нужно. В некоторых случаях зарегистрироваться помогают агентства недвижимости, подыскивающие жилье по договору найма. Цена такой услуги будет зависеть от установленных тарифов.

Сроки

Если заканчиваются сроки регистрации, и гражданин не собирается менять место жительства, собственник помещения в семидневный срок должен подготовить такой же пакет документов и подать его вместе с заявлением в регистрационный орган.

Чем опасна временная регистрация?

После того как собственник жилья оформил временную прописку, он может столкнуться с рядом негативных последствий:

  • увеличивается стоимость квартплаты;
  • не все временные жильцы могут захотеть оплачивать коммуналку;
  • помещение может быть сдано временным жильцом в аренду другим лицам без согласия собственника или использовано не по назначению;
  • имуществу может быть нанесен материальный вред;
  • временные жильцы могут отказаться покидать жилье в добровольном порядке, в результате нужно будет обращаться в суд для их выселения.

Обратите внимание!

Временно прописанные граждане не могут претендовать на занимаемое жилье. Поэтому бояться того, что кто-то из них сможет попытаться через суд завладеть квадратными метрами, не нужно.

Если временно зарегистрированный гражданин по истечении срока регистрации не покидает жилье, обратиться за помощью нужно сначала в правоохранительные органы, а затем подать иск в суд по месту нахождения имущества. После принятого судебного решения такие люди подлежат принудительному выселению при помощи судебных исполнителей.

Если вы хотите быстро оформить временную регистрацию, обратиться за помощью следует к квалифицированным юристам компании Правовед.ру. Они грамотно подготовят необходимые документы и проконтролируют процесс выдачи свидетельства, в результате чего вы будете уверены что у госорганов не возникнет к вам никаких претензий.

Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Постоянная регистрация: все о прописке по месту жительства

Рассказываем, чем регистрация отличается от прописки, зачем и где нужно регистрироваться и что будет, если этого не сделать

Правила регистрационного учета граждан РФ — Юридические советы

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».

Что такое прописка

«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».

Читайте также:  Сроки извещения о результатах рассмотрения жалобы следственной частью — Юридические советы

В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее).

Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе.

Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки.

Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма.

Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами.

Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время.

Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней.

Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.

Школа, работа и пенсия: зачем нужна временная прописка и как ее получить

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Прописка в квартире: права, регистрирующие органы, документы — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов То, что многие по старинке называют пропиской, на самом деле – регистрационный учет граждан по месту жительства. Он позволяет получать социальные льготы, подтвердить свое местонахождение при устройстве на работу, получить свидетельства ИНН и СНИЛС. Прописаться можно только в жилом помещении, в том числе на даче. А вот с «выпиской» порой возникают проблемы, если речь идет о выселении из квартиры бывшего члена семьи. Для несовершеннолетних и недееспособных в этой процедуре тоже отдельный порядок.

Во-первых, государству для административного учета граждан. Отсутствие прописки является правонарушением и наказывается штрафом в 2000–3000 руб. (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП). Во-вторых, гражданину прописка дает право проживать в помещении и пользоваться им. Прописанный получает доступ к коммунальным услугам, может регистрировать там своих несовершеннолетних детей, получать социальные льготы, бесплатно обслуживаться в районной поликлинике и больнице, подтвердить свое местонахождение при устройстве на работу, получить свидетельства ИНН и СНИЛС. Одним словам, иметь доступ к социальным благам и услугам, предоставляемым по территориальному признаку. Адрес места жительства является основным для направления гражданину юридически значимых сообщений. Прописанный жилец имеет приоритетное право на покупку недвижимости или доли в ней, если собственник захочет ее продать. 

В жилом доме, квартире, комнате или другом жилом помещении, в котором постоянно или преимущественно проживает как собственник, по договору найма или на других законных основаниях (п. 1 ст. 20 ГК). Жилым помещением признается изолированная недвижимость, которая пригодна для постоянного проживания граждан.

Она должна отвечать санитарным и техническим нормам (ч. 2 ст. 15 ЖК, ч. II Постановления Правительства от 28 января 2006 года № 47). С 1 января 2019 года из законодательства ушло понятие «дача». Поэтому теперь можно прописаться и в садовых домах, пригодных для жилья, говорит юрист юрфирмы Федеральный рейтинг.

Делгира Ходжаева. 

Гражданин не может зарегистрироваться в нежилом помещении. Например, в апартаментах или гостинице. 

  • Паспорт.
  • Заявление о регистрации по месту жительства от гражданина.
  • Документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (если соответствующее право не зарегистрировано в ЕГРН), то есть договор аренды или решение суда о признании права пользования жилым помещением.
  • Письменное согласие о вселении от проживающих совместно с нанимателем совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности. Его нужно заверить у нотариуса.

В УФМС, МФЦ, ТСЖ, ЖСК, управляющую организацию либо в электронной форме на портале «Госуслуги». В последнем случае гражданину придет уведомление с предложением отправиться в орган регистрационного учета лично, чтобы предъявить паспорт и необходимые документы.

Для оформления регистрации по месту жительства требуется личное присутствие. На практике нам неоднократно отказывали в приеме документов и постановке на регистрационный учет по месту жительства по доверенности, предупреждает юрист Федеральный рейтинг.

группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18место По выручке 25-27место По количеству юристов 6место По выручке на юриста (более 30 юристов)
Мария Кашникова. 

  • Не больше шести календарных дней со дня подачи документов.
  • Не больше восьми рабочих дней со дня подачи документов, если не представлен акт, подтверждающий право пользования жилым помещением.
  • Если через портал «Госуслуги» оформлять, то в день, когда орган регистрационного учета получил документы от гражданина.

Отметка о прописке ставится в паспорт или свидетельство о регистрации гражданина РФ, не достигшего 14-летнего возраста. Регистрация граждан по месту жительства бесплатная.

Там же, где и регистрировался. Нужно подать туда соответствующее заявление. В нем нужно будет указать, куда переезжает гражданин и когда. В этом случае прописка на старом месте жительства автоматически будет снята. 

Если хочется выписаться «в никуда», то можно заполнить заявление только в части снятия с учета. Для этого потребуется только паспорт.

Снятие гражданина с регистрационного учета проходит в течение трех рабочих дней. По результатам заявителю ставится соответствующая отметка в паспорт.

Выписать гражданина из жилья без его согласия можно только в судебном порядке.

Обратиться в суд с соответствующим заявлением может тот, кто предоставил прописанному помещение для временного проживания, то есть собственник, наниматель, наймодатель.

Если обнаружится факт фиктивной регистрации гражданина, то его выселение могут произвести на основании решения органа регистрационного учета (п. 31 Постановления Правительства от 17.07.1995 № 713).

Если у несовершеннолетнего или у недееспособного нет другого жилья, то снять их с регистрационного учета нельзя.

Если же такие лица никогда не вселялись в жилое помещение, собственник вправе обратиться в суд с требованием, чтобы право пользования признали недействительным, объясняет управляющий партнер Федеральный рейтинг.

Владислав Варшавский: «В таком случае решение суда об удовлетворении требований собственника будет основанием для снятия с регистрационного учета».

Местом жительства малолетних детей признается жилье их родителей. Такое правило действует независимо от отсутствия у детей права на жилое помещение, отметила Виктория Дергунова, адвокат, партнер Федеральный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (включая споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право 11место По количеству юристов Профайл компании
. Если несовершеннолетний прописан в квартире родителя, то до наступления 18 лет его нельзя выписать, даже если брак родители расторгнут, а ребенок станет проживать с другим родителем, который не является собственником жилья (п. 14 Постановления Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 года № 14).

  • Если право пользования квартирой сохранилось за бывшим членом семьи на основании соглашения между ним и собственником.
  • Если право пользования квартирой сохранилось за бывшим членом семьи на основании решения суда.
  • Если в момент приватизации квартиры бывший член семьи имел равные права пользования недвижимостью с лицом, которое ее приватизировало.

Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Читайте также:  Оплата услуг ЖКХ после смерти собственника квартиры — Юридические советы

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.
  • Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
  • Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.
  • В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.
  • Жалоба может быть направлена:
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.
  1. Порядок подачи и рассмотрения жалобы
  2. Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.
  3. В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

  • Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  • Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.
  • По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  3. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  4. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.

Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией

Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе

Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье.

Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет.

Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст.

Читайте также:  Наказание за вождение в состоянии алкогольного опьянения — Юридические советы

1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.

Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.

КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов

Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).

Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.

В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств.

Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.

В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.

Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.

Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод.

Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.

Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.

При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.

Адвокаты оценили выводы Суда

По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания.

«Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст.

40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».

«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.

Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.

По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров.

«Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории.

И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *