Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Хорошие адвокаты: кто к ним относится?

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Между хорошими и известными уголовными адвокатами не всегда можно поставить знак равенства. Далеко не каждый известный адвокат может оказать качественную правовую помощь.

Заключение под стражу – мера пресечения или наказание?

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Согласно разъяснениям Верховного Суда России судам при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо проверять вопрос об обоснованности подозрения.

Корпус публичной адвокатуры: что кроется за красивым названием

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

В последние месяцы будоражит новость о перспективе институциональных и нормативных изменений в сфере оказания адвокатами правовой помощи по назначению.

Давление на адвокатов: кто, как и зачем?

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

К сожалению, многие адвокаты сталкивались с давлением со стороны органов следствия. Незаконные уголовное преследование и обыски, вызовы на допрос с последующим отводом, отказ в предоставлении свиданий с подзащитным – лишь некоторые примеры нарушения их прав.

Экспертиза достоверности показаний недопустима

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Решение о необходимости назначения экспертизы принимает следователь, дознаватель или суд самостоятельно, но законом предусмотрены случаи, когда назначение экспертизы обязательно.

Верховный Суд Российской Федерации разрешил проводить почерковедческие экспертизы по копии документа

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Верховный Суд Российской Федерации, разъяснил возможность представления письменных доказательств в копиях документов

Категория общественной опасности и клевета

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Клевета как общественно опасное деяние, с чем связана категория общественной опасности в уголовном праве?

Хулиганство: вопросы уголовной ответственности

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Происхождение и разбор термина «хулиганство» с юридической точки зрения как состава преступления в законодательстве РФ

Ефремов, Пашаев, Добровинский и недопустимый самопиар российских адвокатов

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

До какого уровня может опуститься защитник в погоне за славой?

Чёрный список адвокатов: для чего он нужен?

Что такое чёрный список адвокатов, и нужен ли он в действительности пользователям?

Стоимость услуг адвоката: последние изменения

Последние изменения размеров оплаты услуг адвокатов на 2020 год.

Танцы на крови: ДТП с Ефремовым и самопиар российских адвокатов

Кардинальные изменения, происходящие в обществе в век всеобщей информатизации, обусловленные качественным скачком в развитии интернета, затронули все сферы человеческой деятельности, и адвокатская также не осталась в стороне.

О привлечении адвокатов к уголовной ответственности

Анализ проведен на основании предоставленных адвокатскими палатами статистических данных за 2010–2019 гг., информации Минюста России и публикаций в СМИ.

Как коронавирус повлиял на работу адвокатуры и судов

Суды и адвокаты в период пандемии не приостанавливают свою деятельность, но переходят на дистанционный режим работы. По состоянию на сегодняшний день, ограничения продлятся до 30 апреля текущего года.

Верховный Суд Российской Федерации о законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 года внесен ряд изменений и дополнений в постановление «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 года.

Какую компенсацию можно получить за порчу, задержку или утерю багажа

Никто не застрахован от порчи, задержки и утери багажа, но за все эти неприятные ситуации можно получить компенсацию. Давайте вместе с Билетик Аэро разберемся с этим непростым, морально и физическим, важным делом. 

Возмещение при ущербе багажа — Юридические советы

Какие нужны документы для получения компенсации за задержку, порчу и потерю багажа

  1. Письменное заявление на авиакомпанию потерявшую багаж.
  2. Посадочный талон.
  3. Багажная бирка (чаще всего она наклеена на посадочном талоне).
  4. Акт Property Irregularity Report, в котором указаны данные пассажира, рейса, а также подробно описан багаж.

  5. Заявление с перечисленным утраченным содержимым с указанием приблизительной даты покупки и стоимости вещей. Поэтому, при покупке новых вещей и гигиенических принадлежностей не выбрасывайте чеки, а берите их с собой или сделайте хотя бы их фото.

Подготовленный пакет документов необходимо предоставить в авиакомпанию или ее представительство. В случае отказа на выплату компенсации за утерянный багаж необходимо обратиться с иском в суд по месту регистрации перевозчика или по месту жительства пострадавшего пассажира.

Заявление на компенсацию за поврежденный багаж В течение 7 дней с момента получения багажа можно подать заявку, но чтобы получить компенсацию придется предоставить багаж для проведения осмотра. Естественно, чем раньше Вы это сделаете, тем больше шансов на успех.

В идеале, если процедура осмотра и подача заявки будет сделана не выходя из аэропорта. Согласитесь, какую гарантию пассажир может дать авиакомпании в том, что багаж был поврежден во время перелета, если он покинул аэропорт и обратился только через неделю.

Заявление на задержку прибытия багажа

Багаж считается задержанным, если он доставлен в течение 21 дня после прилета. По истечению этого срока он считается утерянным. Подать заявление на задержку прибытия багажа необходимо в идеале — не покидая аэропорта, так больше шансов вернуть свои вещи. Также вы можете там заполнить заявление о неприбытии багажа Property Irregularity Report, после регистрации заявки Вы сможете отслеживать о ходе поиска в режиме онлайн. Также после получения багажа у вас будет 21 день на то, чтобы подать заявку на получение компенсации. Для задержанного багажа рейсов в США этот срок установлен 45 дней после рейса.

Заявление на компенсацию за утерянный багаж

В случае признания авиакомпанией факта утери багажа или если багаж не был найден в течение 21 дня после перелета (для США 45 дней) и даже если он будет найден позднее в течении 2-х лет с даты вашего перелета можно подать заявку на получение компенсации. В любом случае о сроках подачи заявления уточняйте на сайте авиакомпании, так как правила могут разниться.

Каков размер компенсации за задержку, порчу и потерю багажа

Размер компенсации зависит от того, какую конвенцию ратифицировала страна, в которой зарегистрирован перевозчик: Варшавскую или Монреальскую. При Варшавской — компенсация составит около 20$ за каждый килограмм веса багажа. Размер компенсации при ратификации Монреальской конвенции рассчитывается в специальных правах заимствования (SDR) (SDR- искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ). Этот курс пересматривается один раз в пять лет, он определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. На январь 2017 года он составил:

  • 1 евро = 0,78 SDR
  • 1 доллар = 0,74 SDR

Максимально возможная сумма выплаты компенсации за случаи с багажом 1 131 SDR (1447,93 евро или 1525,11 долларов). Естественно, что перевозчик сделает все, чтобы снизить свои расходы. Например, могут выплатить уцененную стоимость вещей или только за часть вещей. Для уточнения информации о том, какие предметы не подлежат компенсации следует уточнять в условиях перевозки на сайте вашей авиакомпании. При задержке багажа сумма компенсации в среднем 50 долларов, она зависит от авиакомпании и выплачивается на покупку вещей первой необходимости. Обязательно сохраняйте чеки на покупку таких вещей. Если вы не уложись в предложенный бюджет и предоставите доказательства своих расходов — их скорей всего возместят, так как авиакомпании дорожат своей репутацией. Чем больше будет доказательств при оценке стоимости вещей, тем больше шансов вернуть за них реальную стоимость. Размер компенсации и шансы на максимальную выплату так же велики, если зарегистрировать багаж с объявленной ценностью. Однако за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата, ее размер устанавливается авиакомпанией.

1

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Согласно статистике, каждый четвёртый пассажир воздушного транспорта сталкивался с порчей или утерей своего багажа.

Многочисленные ролики, размещённые в социальных сетях, на которых грузчики швыряют чемоданы и сумки, не особо церемонясь с их содержимым, появляются в Интернете почти каждый день.

Последний случай произошел в одном из аэропортов Москвы: путешественники стали свидетелями того, как содержимое багажного отсека самолёта кидают в кузов грузовика с приличной высоты. Скорость разгрузки сказалась на её качестве: большая часть поклажи покрылась трещинами и сколами.

«Как только пассажир поставил свой багаж на ленту у стойки регистрации, за его сохранность начинает отвечать аэропорт и авиакомпания. Увы, эти обязанности, возложенные на грузчиков, квалификация которых далеко не всегда на высоте, зачастую, не выполняются должным образом»,— говорит адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов

С оторванными ручками, колёсами, сколами и трещинами на чемоданах сталкивался, пожалуй, каждый. Но доказать, что это произошло именно из-за небрежности работников авиакомпании или аэропорта, очень сложно.

  Пассажиры предпочитают защищать своё имущество самостоятельно: оборачивать драгоценный груз в плёнку в самой воздушной гавани или дома, используя подручные материалы: пищевую плёнку и скотч.

От трещин или повреждения содержимого, эта мера спасёт вряд ли, а вот от мелких царапин, вполне.

«Чтобы доказать, что имущество было целым до попадания на багажную ленту, а повреждения стали результатом небрежного отношения, необходимо зафиксировать состояние сумки или чемодана до полёта.

С этим могут помочь свидетели или камера мобильного телефона.

Любые претензии необходимо направлять в адрес перевозчика, а если их урегулировать не удалось, следует обращаться в суд»,— советует адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов

На мелочи, вроде трещин или царапин, большинство пассажиров не обращают внимания. Их больше волнует сохранность самого имущества, ведь ни для кого не секрет, что за ценностями, лежащими в багаже, ведут настоящую охоту.

Многие слышали от знакомых, или сами попадали в ситуацию, когда после окончания полёта из сумки или чемодана пропадали планшеты, ноутбуки или кошельки.

Ещё хуже, когда в пункте назначения выясняется, что груз потерялся по дороге.

«Розыском пропажи занимаются специальные службы, стойка которых есть в каждом аэропорту. Если имущество найти не удастся, то авиакомпания выплатит компенсацию, исходя из веса багажа. Рассчитывать, что она покроет ущерб, не приходится.

Для международных рейсов стоимость составляет всего 20 долларов за килограмм, по нынешнему курсу это чуть более тысячи рублей. Чтобы обезопасить себя, необходимо отправлять багаж с объявленной стоимостью.

Читайте также:  Оформление опекуном ежемесячного детского пособия — Юридические советы

Это услуга обойдётся дороже, зато убережёт от возможного ущерба»,— считает адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов 

Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.

Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.

Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки

Вс признал приоритет объявленной ценности груза над суммой ущерба — новости право.ру

Вопрос об ответственности перевозчика при порче или повреждении груза в судебной практике рассматривается по-разному.

Алексей Гавришев, управляющий партнер юридической компании AVG Legal, полагает, что принятое недавно решение Верховного суда по этому вопросу во многом нивелирует все споры о размере компенсации при повреждении транспортируемых товаров.

По его словам, раньше суд обязывал транспортную компанию возмещать ущерб исходя не из стоимости по накладной, а из суммы, которую определял эксперт. «Очевидно, что данная практика была совершенно нелогична и неправильна.

Дело в том, что стоимость доставки включает в себя страховку товара, которая рассчитывается как раз из его стоимости, соответственно, эта страховка может покрыть лишь ту сумму, которую указывает отправитель в накладной», – считает Гавришев и добавляет, что подобных прецедентов быть не должно.

20 апреля СКЭС Верховного Суда РФ под председательством Олега Шилохвоста поставила точку в деле о механизме возложения ответственности на экспедитора, когда при транспортировке груз был поврежден.  

Решение первой инстанции 

ООО «ЖелДорЭкспедиция» обязалось доставить из Москвы в Магнитогорск медоборудование объявленной стоимостью 64 000 руб. для ООО «Школа чемпионов». В пункт назначения груз доставили поврежденным. Экспедитор это не оспаривал.

«Школа чемпионов» обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ООО «ЖелДорЭкспедиция-УРАЛ», впоследствии суд признал соответчиком по делу ООО «ЖелДорЭкспедиция» (г. Москва).

Истец ссылался на расходы, которые он понес от замены поврежденных элементов медоборудования, требовал возместить ему неполученный доход (417 734 руб. убытков, 273 062 руб. 44 коп. упущенной выгоды, 16 825 руб. за транспортно-экспедиционные услуги).

Суд взыскал с «ЖелДорЭкспедиции» в пользу истца 391 734 руб. убытков, 16 825 руб. провозной платы и судебные издержки, в остальной части иска, в том числе в части соответчика ООО «ЖелДорЭкспедиция-УРАЛ», отказано. В апелляции решение оставлено без изменений.

В этом сюжете

Ответчик обжаловал решение в ВС и в кассационной жалобе указал, что о взыскании экспедиторского вознаграждения одновременно с возмещением реального ущерба за порчу груза они с истцом не договаривались. Заявлял о недопустимости его ответственности за повреждение груза сверх объявленной ценности и просил снизить размер убытков до 64 000 руб. 

Позиция Верховного суда

Экономколлегия, рассмотрев дело № 309-ЭС20-22227, согласилась с доводами ответчика в этой части. Коллегия отметила, что суды не приняли во внимание ч. 1 ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

По этой норме экспедиторам при повреждении или порче груза с объявленной ценностью для расчета суммы возмещения вреда можно использовать сумму, на которую понизилась его объявленная ценность. Кроме того, если груз испорчен без надежды на восстановление, в качестве его стоимости для возмещения ущерба разрешено использовать размер объявленной ценности груза.

При этом суды необоснованно применили ст. 15 ГК к спорной ситуации. Эта норма гарантирует полное возмещение убытков лицу, чьи права нарушили. 

ВС напомнил, что в той статье гарантируется возмещение убытков, если законом или договором не предусмотрена компенсация ущерба в меньшем размере. Между тем в этом деле именно закон ограничивает такое возмещение размером объявленной стоимости груза (ч. 7 ст.

34 устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, п. 1 ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Поэтому у судов не было оснований для взыскания с ответчика 391 734 руб. реального ущерба за повреждение груза.

В этой части коллегия отменила решения судов и снизила размер убытков до 64 000 руб. объявленной ценности груза.

Старший юрист юридической компании «
Региональный рейтинг.

группа Антимонопольное право (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство
» Алена Стулова считает данную ситуацию неоднозначной: «Дело в том, что объявленная ценность груза оказывает влияние на то, какова будет стоимость его отправления.

То есть это вопрос экономии на непосредственных издержках, связанных с перевозкой грузов, и принятия на себя рисков утраты груза». Юрист отмечает, что ВС в этом кейсе исходил из диспозитивности норм гражданского права, при этом остается спорным момент, связанный с установлением ГК РФ принципа полного возмещения.

«Верховный суд подчеркнул приоритетность специального закона над общим законом: в соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ РФ законом предусмотрено возмещение реального ущерба в меньшем размере, поэтому если сторонами в договоре будет ограничен ущерб объявленной ценностью груза, значит, на то их воля», – добавила Стулова.

«Указав в договоре объявленную стоимость груза, грузовладелец тем самым подтвердил свое согласие на ее возмещение в указанных пределах в случае повреждения груза.

Поэтому требовать возмещения убытков в полном объеме в данной ситуации было бы неправомерно, это граничит со злоупотреблением правом», – отметила Наталья Водолагина, партнер юридической фирмы «
Федеральный рейтинг.

группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)
».

Получение с перевозчика возмещения за потерянный груз. Бухгалтерский учет и налогообложение

Перевозчик потерял вверенный ему груз. Значит, он должен возместить его стоимость. Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете продавца (грузоотправителя) возмещения, полученного им от перевозчика.

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

В случае повреждения (порчи) груза ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (абз. 3, 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Документальное оформление операций по получению возмещения от перевозчика

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (коносаментом или иным документом на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Кроме этого, при повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику.

Так, например, если доставка осуществлялась автомобильным транспортом, то в этом случае:

  • Транспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом)).
  • Порядок оформления претензии приведен в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • При повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику (пп. «в» п. 79, пп. «е» п. 88 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Порядок составления акта и оформления претензий приведены в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Читайте также:  Доплата военнослужащим, проживавшим в районах Крайнего Севера — Юридические советы

Бухгалтерский учет

Право собственности на готовую продукцию переходит к грузополучателю (покупателю) при получении ее у перевозчика, следовательно, выручка от продажи определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете грузоотправителя.

Стоимость готовой продукции, переданной перевозчику, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость поврежденной готовой продукции, не подлежащей восстановлению, списывается грузоотправителем со счета 45 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).

После признания претензии перевозчиком организация производит запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции с кредитом счета 94 на сумму балансовой стоимости поврежденной готовой продукции.

Разница между суммой возмещаемого ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции является для грузоотправителя прочим доходом, который отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76, субсчет 76-2, в периоде признания претензии перевозчиком (п. п. 2, 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Поступление денежных средств от перевозчика в счет возмещения причиненного организации ущерба отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76, субсчет 76-2 (Инструкция по применению Плана счетов).

НДС

Ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по материалам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции, которая впоследствии была испорчена при перевозке, восстановлению не подлежат, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Сумма возмещения ущерба учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Указанный доход признается на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Глава 25 НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей включить стоимость поврежденной готовой продукции, которая компенсируется перевозчиком, в состав расходов.

Страховые споры в грузоперевозках

Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

  • договор страхования всегда практически безупречен;
  • у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
  • судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
  • арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
  • у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.

Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.

Когда надо обращаться к юристу?

В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.

Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск.

Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату.

Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.

Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.

Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.

Мошенничество, грабеж или кража груза?

Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.

Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.

При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.

Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел.

Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.

Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза

Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.

До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.

Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами

Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:

  • договор страхования;
  • правила страхования;
  • договор перевозки или экспедирования;
  • заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
  • товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
  • документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).

В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.

После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд.

На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования.

В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.

Как долго длятся дела по страховым спорам?

Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист.

Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли.

Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.

Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты.

Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).

Читайте также:  С кого взыскать компенсацию за повреждения ремонту из-за протечки крыши — Юридические советы

Подытожим

Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие.

Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа.

На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.

Вс – о перевозке грузов, пассажиров и багажа

Сегодня Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».

Постановление Пленума ВС РФ включает 34 пункта, которые разделены на блоки, посвященные договорам перевозки пассажира и багажа, договорам перевозки груза, соотношению обязательств перевозчика и экспедитора, а также претензиям и искам по спорам, связанным с перевозкой пассажиров, багажа, груза и с транспортно-экспедиционным обслуживанием.

Старший юрист корпоративной практики юридической компании «Дювернуа Лигал» Анна Сенаторова в комментарии «АГ» отметила, что к моменту принятия постановления Пленума ВС РФ накопился значительный объем практики по применению регулирующих норм в сфере перевозок.

При этом сформировавшаяся практика в указанной сфере единообразием не отличалась. «Изменились экономическая составляющая и условия хозяйствования во многих областях производственной деятельности, – пояснила причины юрист. – Получил свое развитие институт страхования.

Были внесены изменения в первую часть Гражданского кодекса РФ».

Анна Сенаторова отдельно заметила, что перевозка – ее процесс и плата – является одним из ключевых элементов практически любого хозяйственного процесса. «Именно поэтому необходимость в разъяснениях ВС РФ уже давно назрела, – продолжила она.

– Единообразный подход судов к толкованию норм в сфере перевозок позволит гражданам понимать свои права и обязанности, а хозяйственным субъектам, кроме этого, прогнозировать и оценивать риски, правильно и справедливо формировать ценовую политику, что положительно скажется на устойчивости гражданско-правовых связей в данной сфере. Другими словами – повысит стабильность».

Юрист КА «Тимофеев, Фаренвальд и партнеры» Изабелла Прусская отметила, что постановление содержит большое количество интересных для практикующих юристов положений.

В частности, правовые позиции об ответственности сторон в отношениях, касающихся грузоперевозок.

«Документ содержит разъяснения, которые, вероятно, обеспечат единообразие в применении судами законодательства при разрешении споров, вытекающих из договоров перевозки и транспортной экспедиции», – считает она.

Ответственность за повреждение грузов Анна Сенаторова обратила внимание на блок разъяснений, касающихся перевозки грузов.

«Верховный Суд поставил точку в спорах об ответственности за сохранность груза при ДТП по вине третьего лица, пожаре в машине перевозчика, похищении груза третьим лицом – во всех приведенных случаях отвечать за сохранность груза будет именно перевозчик, поскольку, как указала Фемида, причины повреждений не обладают признаками непреодолимой силы или перевозчик должен был их предвидеть. Исключения составляют случаи ненадлежащей упаковки груза отправителем», – отметила она.

Старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов акцентировал внимание на п. 21 постановления, в котором указано, что экспедитор груза обязан проверять соответствие документов факту. «Многие перевозчики отказываются возмещать вред, если груз получен с повреждениями.

Ссылаются на отсутствие доказательств того, что груз был сдан без повреждений и что груз он проверять не обязан, – рассказал эксперт. – В 2016 г. после принятия пакета Яровой Закон о транспортно-экспедиторской деятельности поменялся и обязал экспедиторов проверять то, что оправляется. Не все отследили нововведения.

Верховный Суд обращает на это внимание».

Ярослав Самородов также заметил, что согласно п. 22 перевозчик несет ответственность за неправильную упаковку груза, если она была ему поручена. «Это очень важный момент, – подчеркнул он.

– Лично вел несколько дел, когда перевозчику заказали упаковку груза, но груз был получен без упаковки или был неправильно упакован.

В судах приходилось долго бороться, чтобы доказать, что такая ответственность у перевозчика есть. Теперь задача упрощается».

Ответственность за причинение вреда пассажирам и порчу или утрату багажа Изабелла Прусская назвала особо интересными положения об ответственности за причинение вреда пассажирам и порчу или утрату багажа в ходе осуществления перевозки.

С ней согласился Ярослав Самородов. Он обратил внимание на п. 5 постановления, в котором указано, что отсутствие или неправильность проездного билета либо багажной квитанции сами по себе не могут привести к признанию договора перевозки незаключенным или недействительным.

«Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда – это очень актуальное положение, – подчеркнул он. – В новостях мы периодически слышим, как автобус с пассажирами попал в ДТП.

Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик старается всеми силами минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов.

Но ведь факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее».

В постановлении также указано, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные. По мнению Ярослава Самородова, важно то, что Верховный Суд указал, что перевозчик отвечает независимо от того, как сформирован его транспортный парк.

«Практика была и есть такова, что не всегда транспорт находится в собственности перевозчика – возможна аренда транспорта с экипажем. И эта схема размывала ответственность. Было неясно, кто должен отвечать: тот, кто продал билеты и под чьим крылом выполнялась поездка, или же тот, чей был автобус и чей водитель, – пояснил эксперт.

– Суд поставил точку в этом вопросе, указав: кто организовывал, тот и отвечает. И это правильно».

Из документа также следует, что за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. При этом уплата штрафа не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру.

В постановлении отдельно отмечено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда.

Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

Изабелла Прусская акцентировала внимание на этом пункте: «В случае аварии, в результате которой причинен вред багажу, перевозчик понесет ответственность, даже если не будет виноват в ней.

Увеличение пределов ответственности перевозчика может быть истолковано как ущемление прав. Однако это может повлиять на развитие института страхования ответственности перевозчиков и повышение эффективности оказываемых услуг». Постановление разъясняет также, в каком размере перевозчиком возмещается ущерб при утрате и повреждении багажа.

Согласно документу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие из-за ненадлежащей упаковки багажа пассажиром.

Перевозчик несет ответственность, если он принял на себя обязанность упаковать багаж либо в момент принятия багажа недостатки упаковки были явными или известны ему, но он не сделал соответствующих оговорок в провозных документах.

Изабелла Прусская заметила: «Постановление возлагает на перевозчика бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки. Тем не менее стандарт доказывания требует более детального освещения, а также наглядных примеров того, каким образом следует доказывать факт ненадлежащей упаковки багажа».

В п. 15 поясняется, что ответственность за утрату, недостачу или повреждение ручной клади в процессе перевозки может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

*** Оценивая в целом разъяснения Пленума ВС РФ, Ярослав Самородов отметил, что они не привносят ничего концептуально нового, но наводят порядок в части наиболее спорных вопросов перевозки. «Разъяснения усиливают защиту прав граждан и потому адресованы в первую очередь именно перевозчикам», – считает эксперт.

Анна Сенаторова в заключение отметила, что, учитывая правовые позиции Пленума ВС РФ, перевозчику теперь следует вести себя более профессионально и добросовестно, чего и ожидают от него иные участники – заказчики, экспедиторы и третьи лица. «На данном этапе нужно на практике увидеть, насколько высок коэффициент полезности разъяснений и есть ли оставшиеся пробелы в регулировании», – подвела итог юрист.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *