Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека.

Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил  № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.
  • Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).
  • Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.
  • Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи.

Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Жилищная субсидия — вопросы военнослужащих. Краткий справочник

Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы
Оформление субсидии военнослужащему — Юридические советы

Прошлый видеоблог был посвящен часто задаваемым вопросам по военной ипотеке. Выпуск получил много положительных откликов и в х вы просили сделать подобный краткий справочник по жилищной субсидии. Сегодня представляем его вам. Но сразу оговорюсь, по субсидии материал более сложный, поэтому мы постарались сделать оптимальную выжимку в вопросах и ответах.

Читайте также:  Последствия отказа от оплаты по счетчику в многоквартирном доме — Юридические советы

Прежде чем начать, хочу разъяснить частый и важный вопрос по нашему юрбюро Начфин.инфо-39, а именно есть ли у нас представительства в городах, где проходят военную службу наши зрители. Отвечаем, у нас есть команда сильных юристов в области военного права, наш офис территориально находится в г.

Калининграде и обратите внимание — только по адресу ул. Генделя 5. Других представительств и филиалов по городам нет.Однако, наши юристы всегда вылетают в любой регион России, без каких-либо ограничений. Поэтому фактически мы присутствуем и работаем во всех уголках нашей страны.

И без лишней скромности такая наработанная по всей России региональная практика — это наше преимущество. Опыт показал, что этот стратегический подход, который мы используем, способствует положительному решению ваших вопросов.

Что и подтверждают многие участники нашего сообщества, их отзывы вы можете посмотреть в нашей группе и по ссылке под видео.

И вот типичный пример. Военнослужащий обращается к нам за решением своей проблемы. Он , как истец, находится в п. А, ответчик находится в п. Б. Сразу встает, один из главных вопросов, где судиться в п. А или в п. Б. При этом у нас уже наработана практика и в п. А и в п.

Б, что это дает? Объясню – наш клиент сразу получает картину и понимание, 1 — какой суд и как судьи ведут процесс в каждом городе, что не маловажно, 2 — как принимаются решения и там и там, какая судебная практика, в чем плюсы и минусы, какие риски существуют для достижения положительного результата.

Исходя из этой информации мы сразу принимаем стратегическое решение, где именно оптимально судиться для успешного решения вашего вопроса.

Это реальная ситуация из жизни возникающая постоянно и такие моменты часто касаются именно жилищных вопросов, поскольку практика по регионам не всегда едина.

Но давайте перейдем непосредственно к часто задаваемым вопросам по жилищной субсидии.

Наверное самый интересный вопрос — как подсчитать полагающийся вам размер жилищной субсидии?

Отвечаем: Вы всегда можете это сделать на нашем сайте Начфин.инфо в разделе Сервисы и далее Калькулятор выплаты на жилье военнослужащим. Заходите и проверяйте, калькулятор учтет ваши права и все необходимые условия.Подробнее про порядок расчета и получения жилсубсидии смотрите в нашем выпуске по ссылке ниже.

Далее первый часто задаваемый вопрос: кому из военнослужащих положена субсидия, при каких условиях?

Отвечаем: жилсубсидия полагается военнослужащим, первое — заключившим 1 контракт до 98 года.

В случае их увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, обязательным условием является общая продолжительность военной службы 10 лет и более при предоставлении субсидии по избранному месту жительства.

Вторая категория — военные, заключившие первые контракты после 1 января 1998 года, необходимым условием получение жилищной субсидии является наличие календарной выслуги 20 лет. А для увольняемых по так называемым льготным основаниям (состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия и достижение предельного возраста пребывания на военной службе) – не менее 10 календарных лет.

2 Вопрос: каковы основания для признания нуждающимися на жилищную субсидию?

Отвечаем: основания поименованы в статье 51 ЖК РФ. Если коротко и в общем говоря, вы и члены семьи не должны иметь никаких квадратных метров жилой площади, либо быть членом семьи собственника, либо нанимателя по ДСН.

Кроме того, на момент признания необходимо, чтобы не было совершено никаких действий по намеренному ухудшению. В противном случае, квадратные метры будут учтены и итогом будет либо уменьшение полагающейся площади, либо вовсе отказ в признании.

Вопрос: что такое учетная норма и норма предоставления ? Учетная норма — это норматив, по которому осуществляется признание нуждающимся, т.е. здесь смотрят на вашу обеспеченность. В каждом регионе норматив свой, в среднем же он составляет от 9 до 14 кв.м.

А норма предоставления — это уже квадратура, по которой предоставляют жилье и составляет эта норма 18 кв.м. на человека.

3 Вопрос: что такое учетная норма и норма предоставления?

Поясним: Учетная норма — это норматив, по которому осуществляется признание нуждающимся, т.е. здесь смотрят на вашу обеспеченность. В каждом регионе норматив свой, в среднем же он составляет от 9 до 14 кв.м. А норма предоставления — это уже квадратура, по которой предоставляют жилье и составляет эта норма 18 кв.м. на человека.

4 Вопрос: если военнослужащий уволился, не успев подать документы о признании нуждающимся. Можно ли решить эту проблему?

Ответ: да, но только через суд. Естественно, в идеале до такого не нужно доводить, мы уже не раз советовали, лучше перед увольнением подать все имеющиеся документы, пусть даже и не полный пакет, но зато это оградит вас потом от ненужных судебных тяжб.

5 Вопрос: если у членов семьи есть в собственности квадратные метры, можно ли не заявлять этого члена семьи, чтобы квадратные метры не учитывали?

Ответ: ранее в судебной практике много лет действовал именно такой подход, сейчас он, к сожалению, изменился. Квадратные метры всех членов семьи в данный момент учтут, независимо от того заявляли вы на них или нет.

И тут стоит подчеркнуть, что подобные моменты в жилобеспечении постоянно меняются, поэтому, если есть риск отказа или возникновения трудностей, не поленитесь проконсультируйтесь с юристом, это убережет в дальнейшем вас от лишних проблем.

6 Очень частый вопрос: если мне откажут в субсидии, могу ли я получить метры хотя бы на членов семьи?

Ответ: честно, не понимаю откуда возникают подобные утверждения, тут нужно понимать одно, право членов семьи производно от права военнослужащего. И если военному не положена субсидия, то соответственно и члены семьи ничего не получат.

7 Вопрос: я отказался от приватизации, прошло 5 лет, признают ли меня нуждающимся?

Поясняем, при отказе от приватизации действует право бессрочного пользования. Поэтому исходя из практики рекомендуем провести суд о признании вас утратившим право бессрочного пользования. Подробнее смотрите наш специальный выпуск по ссылке под видео.

8 Вопрос: я был обеспечен в составе семьи военнослужащего. Признают ли меня нуждающимся?

Ответ: эта проблема являлась острейшей в течении долгого времени и суды не были на стороне военных.

Но после принятия в конце 19 года 416-фз, который внес изменения в статью 15 ФЗ «О статусе военнослужащего», наконец-то, вопрос разрешен. Поэтому сейчас ответ да, признаться можно.

А если же вы получили в РУЖО отказ по этому поводу, то обязательно обжалуйте его в суде. И мы можем в этом помочь.

9 Вопрос: я планирую признаваться нуждающимся в субсидии. У меня супруга участница военной ипотеки и уже приобрела квартиру по НИС. Что будет при признании?

Отвечаем: если вы не будете заявлять о получении субсидии на супругу, то вам учтут ½ от ипотечной квартиры. Следовательно, суммарная площадь будет уменьшена на эту часть.

10 Вопрос: я был обеспечен жильем от Минобороны 10 лет назад при увольнении, потом восстановился из запаса, у меня новая семья, могу ли я претендовать на улучшение жилусловий?

Отвечаем: да, сейчас Верховный Суд, наконец-то, разрешил и эту проблему указав, что военный может претендовать на улучшение жилусловий в подобных случаях.

11 Вопрос: я получил жилье от минобороны и потом его приватизировал. Теперь хочу субсидию. Можно ли решить этот вопрос отдав квартиру обратно?

Ответ: да, можно деприватизировать жилье и сдать его обратно при обеспечении субсидией. Конечно, этот вопрос не такой простой, но решаемый и мы помогали военным в подобных случаях . Ссылку на историю приведем ниже.

12 Вопрос: я хочу получить субсидию, но у меня был перерыв в контракте. В РУЖО говорят, что я ипотечник. Что же мне делать?

Отвечаем: да, есть риск того, что при признании нуждающимся вам дадут ответ о необходимости включения в НИС по 16 категории участников. Если вы получите подобный отказ, то необходимо сразу обращаться в суд. У нас наработана большая практика в этом вопросе, поэтому можете смело обращаться.

13 Вопрос: является ли регистрация членов семьи вместе с военнослужащим подтверждением факта совместного проживания?

Ответ: нет, данное обстоятельство не является подтверждением факта совместного проживания на 100%, это лишь один из аспектов. Помимо этого необходимо предоставление в качестве доказательства различных справок, например, из медучреждения, из учебных организаций.

  • 14 Вопрос: могу ли я получить квадратные метры на ребенка супруги от другого брака?
  • Ответ: да, это решаемо через суд, естественно, при грамотном подходе.
  • 15 Вопрос: могу ли я получить субсидию на супругу-ипотечницу и обеспечить ее жильем как члена семьи?
  • Ответ: да, сейчас закон это позволяет.
  • Подробнее 79-й выпуск нашего военно-правового видео блога:

Итак, вы видите, что набрался приличный перечень часто задаваемых вопросов по субсидии на который мы и постарались ответить. Однако повторим, это лишь верхушка айсберга, так как есть и иные случаи когда у военнослужащего уже на руках отказ из РУЖО и это уже совсем другая история. Кстати, как мы помогаем нашим военнослужащим и работаем в суде, можете посмотреть здесь.

А сейчас еще раз напоминаю, ниже мы разместим своеобразное оглавление и ссылки на подробные выпуски по рассмотренным вопросам. Советуем обратить на них внимание.

На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо!

  1. Оглавление — смотрите и читайте подробные выпуски по разобранным выше вопросам:
  2. Главный вопрос — Как подсчитать полагающийся вам размер жилищной субсидии?Выпуск по теме:
  3. — Жилищная субсидия военнослужащим — порядок расчета и основные заблуждения.

— Калькулятор жилищной субсидии военнослужащим

1 — Кому из военнослужащих положена субсидия, при каких условиях?Смотрите наш военно-правовой блог по данной теме: — Жилищная субсидия военнослужащим — порядок расчета и основные заблуждения. 2 — Каковы основания для признания нуждающимися на жилищную субсидию?Смотрите наши выпуски по данной теме: — Жилищная субсидия военнослужащим — порядок расчета и основные заблуждения.

3 — Вопрос: что такое учетная норма и норма предоставления?Смотрите наш военно-правовой блог по данной теме: — Жилищная субсидия военнослужащим — порядок расчета и основные заблуждения.

Читайте также:  Передача долей в квартире от родителей детям. — Юридические советы

4 — Если военнослужащий уволился, не успев подать документы о признании нуждающимся. Можно ли решить эту проблему?Читайте раздел форума: Жилищная субсидия

  • 5 — Если у членов семьи есть в собственности квадратные метры, можно ли не заявлять этого члена семьи, чтобы квадратные метры не учитывали? Читайте раздел форума: Жилищная субсидия
  • 6 — Если мне откажут в субсидии, могу ли я получить метры хотя бы на членов семьи?Читайте раздел форума: Жилищная субсидия
  • 7 — Я отказался от приватизации, прошло 5 лет, признают ли меня нуждающимся?Выпуск по теме: — Приватизация и субсидия для военных как не остаться без жилья

8 — Я был обеспечен в составе семьи военнослужащего. Признают ли меня нуждающимся?Выпуск по теме: — Долгожданный закон № 416 ФЗ Исправил ли он ситуацию с жильем военных

9 — Я планирую признаваться нуждающимся в субсидии. У меня супруга участница военной ипотеки и уже приобрела квартиру по НИС. Что будет при признании?Выпуск по теме: — Двойное обеспечение военных участников НИС — неожиданный поворот

10- Я был обеспечен жильем от Минобороны 10 лет назад при увольнении, потом восстановился из запаса, у меня новая семья, могу ли я претендовать на улучшение жилусловий?Выпуск по теме: — Возможно ли улучшить жилусловия военным ранее обеспеченным им от Минобороны 11 — Я получил жилье от минобороны и потом его приватизировал. Теперь хочу субсидию.

Можно ли решить этот вопрос отдав квартиру обратно?Читайте статью по данной теме:— Как военному сдать приватизированную квартиру и получить жилищную субсидию12 — Я хочу получить субсидию, но у меня был перерыв в контракте. В РУЖО говорят, что я ипотечник.

Что же мне делать?Выпуск по теме: — Отказ в выплате субсидии и понуждение к вступлению в НИС

  1. 13 — Является ли регистрация членов семьи вместе с военнослужащим подтверждением факта совместного проживания?Читайте раздел форума: Жилищная субсидия
  2. 14 — Могу ли я получить квадратные метры на ребенка супруги от другого брака?Выпуск по теме: — Отказ РУЖО военнослужащему в субсидии на членов семьи
  3. 15 — Могу ли я получить субсидию на супругу-ипотечницу и обеспечить ее жильем как члена семьи? Выпуск по теме: — Двойное обеспечение военных участников НИС — неожиданный поворот

16 – Как военные юристы из бюро Начфин.инфо-39 помогают военнослужащим получить жилищную субсидию?Выпуск по теме:— Как мы вернули военному половину жилищной субсидии через суд

  • Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>
  • Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»
  • Обсуждение проблем обеспечения жилищной субсидией на форуме ведется здесь >>>

Предоставление жилищной субсидии военнослужащим

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилищной субсидии военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Предоставление жилищной субсидии военнослужащим

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 15 «Право на жилище» Федерального закона «О статусе военнослужащих»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Поскольку ответчики не исполнили соглашение (обязательство) о сдаче и освобождении занимаемого жилого помещения в течение 4-х месяцев с момента получения субсидии в порядке статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в то время как при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, так как военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы, суд правомерно прекратил право пользования жилым помещением и принудительно выселил из занимаемого служебного жилья, поскольку сохранение же за ответчиками права пользования занимаемым жилым помещением повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предоставление жилищной субсидии военнослужащим

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Внеочередное и первоочередное предоставление жилья военнослужащим: проблемы совершенствования правовой работы в области военно-жилищных правоотношений с учетом духовного фактора(Овчаров О.А.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2016, N 9-10)

Еще интересней правовая ситуация по рассматриваемому вопросу становится при анализе положений Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510). В данном документе не только ничего не говорится о внеочередном или первоочередном предоставлении указанных субсидий (хотя на момент издания названного Порядка норма Федерального закона «О статусе военнослужащих» с указанным выше изменениями уже действовала), но обходится молчанием и сама очередность их предоставления. В п. 5 Порядка говорится лишь, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом. Но чем этот орган руководствуется, принимая такое решение, какие критерии и требования должен учитывать, выбирая какие-то из множества поданных обращений за субсидией, указанный Порядок умалчивает, полагаясь, видимо, на усмотрение уполномоченного органа, отдавая этот вопрос на откуп чиновникам, ведающим распределением жилищных субсидий между военнослужащими.

Нормативные акты: Предоставление жилищной субсидии военнослужащим

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ «Западрегионжилье», суды исходили из того, что согласно п.

5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее — Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ(ред. от 01.07.2021)

«О статусе военнослужащих»

В случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих — граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими — гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих — граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими — гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 07.07.2016 N 210-КГ16-11

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июля 2016 г. N 210-КГ16-11

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Воронова А.В.,

судей Дербилова О.А. и Замашнюка А.Н.

при секретаре Жиленковой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой М.А. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г.

по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части главного корабельного старшины запаса Шепелева Е.А. об оспаривании бездействия начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанного с непринятием решения о предоставлении ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищной субсидии).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.

, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой Н.О. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шепелев Е.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанное с непринятием своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии, и обязать указанное должностное лицо принять решение о предоставлении ему и членам его семьи этой субсидии.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г., заявление Шепелева Е.А. удовлетворено. Суд обязал начальника ФГКУ «Западрегионжилье» принять решение о предоставлении Шепелеву Е.А. и членам его семьи жилищной субсидии.

Определением заместителя председателя Северного флотского военного суда от 28 января 2016 г. в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации представитель начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Иванова М.А. выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Шепелева Е.А.

Читайте также:  Опасности и риски микрозаймов "до зарплаты" — Юридические советы

В обоснование своей позиции представитель административного ответчика утверждает, что суд ошибочно применил к оспариваемым правоотношениям положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», хотя вопрос предоставления Шепелеву Е.А.

жилищной субсидии регулируется нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», Жилищного кодекса Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510. В нарушение ч. 4 ст.

198 ГПК РФ, применявшегося во время вынесения решения, судами не дано оценки доводу ответчика о необходимости соблюдения принципа очередности при осуществлении жилищного обеспечения, поскольку в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях и избравших форму обеспечения путем получения жилищной субсидии, состоит 687 человек, поставленных на учет ранее Шепелева Е.А., а выделенных средств для обеспечения всех нуждающихся не хватает. Однако суды данное обстоятельство во внимание не приняли и в нарушение принципа очередности и законных прав других военнослужащих на получение жилищной субсидии ранее Шепелева Е.А. фактически обязали ответчика предоставить истцу жилищную субсидию, что свидетельствует о существенных нарушениях норм права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2016 г. кассационная жалоба представителя начальника ФГКУ «Западрегионжилье» Ивановой М.А. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как усматривается из материалов дела, Шепелев Е.А., имеющий общую продолжительность военной службы более 17 лет, 20 марта 2014 г. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 16 мая того же года исключен из списков личного состава части.

15 декабря 2014 г. начальником отдела N 4 ФГКУ «Западрегионжилье» принято предварительное решение о предоставлении Шепелеву Е.А., находящемуся на учете нуждающихся в жилых помещениях с 7 октября 2013 г.

, жилищной субсидии в размере 6 141 465 рублей.

Данное решение с комплектом необходимых документов и учетным жилищным делом истца 18 декабря того же года направлено для принятия окончательного решения в ФГКУ «Западрегионжилье» и поступило туда 26 декабря 2014 г.

Уведомлением руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» от 14 января 2015 г.

до начальника ФГКУ «Западрегионжилье» доведены лимиты бюджетных обязательств по статье «Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы» в сумме 7 600 000 000 рублей.

Признавая незаконным оспоренное административным истцом бездействие начальника ФГКУ «Западрегионжилье», суды исходили из того, что согласно п.

5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее — Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Шепелеву Е.А. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права Шепелева Е.А. на своевременное получение этой субсидии.

Однако данный вывод судов основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит материалам дела.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п.

11 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Шепелева Е.А. в суд в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 687 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 7 октября 2013 г.

Таким образом, перед административным истцом значилось 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Шепелева Е.А., а в силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Указанное обстоятельство суды обеих инстанций оставили без внимания, хотя, как это следует из п.

5 Порядка, одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.

Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Шепелева Е.А., следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о выплате этих средств принято быть не могло.

Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Шепелева Е.А.

, и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ «Западрегионжилье» обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Шепелева Е.А., недопустимо.

Ошибочными являются ссылки судов обеих инстанций на Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку Шепелевым Е.А. оспаривалось бездействие должностного лица по непринятию своевременного решения о предоставлении ему жилищной субсидии, а не порядок рассмотрения его обращения.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов в сфере правовых отношений, регулирующих порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, что в силу ст. 328 КАС РФ является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Шепелева Е.А. и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд в ином составе судей.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Североморского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 6 ноября 2015 г. по заявлению Шепелева Е.А.

об оспаривании бездействия начальника ФГКУ «Западрегионжилье», связанного с непринятием решения о предоставлении ему жилищной субсидии, в связи с существенными нарушениями норм материального права отменить, направить дело на новое рассмотрение в Североморский гарнизонный военный суд в ином составе судей.

——————————————————————

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *