Предоставление жилой площади военнослужащему и членам его семьи — Юридические советы

Обеспечение жильём военнослужащих официально закреплено Федеральным законом № 117, там же расписано и то, в каких нормах оно должно быть предоставлено, а также допустимые пределы его превышения.

Эти показатели не учитываются при оформлении военной ипотеки, но принимаются во внимание при расчёте жилищной субсидии (ЕДВ). Поэтому стоит разобраться, кому и сколько квадратных метров положено.

А так же то возможно ли их превышение, и в каких пределах.

Кому положена жилплощадь

Законодательствам чётко установлена та категория военнослужащих, которые могут рассчитывать на получение квартир от государства, либо денежных средств на её приобретение. Кроме того, изменение статуса военнослужащего при его увольнении никак не влияет на получение им недвижимости от государства.

К этой категории относятся офицеры, отслужившие 10 и более лет, и признаны нуждающимися в жилье, если они были уволенные по следующим основаниям:

  1. Достижение максимально возможного срока службы,
  2. ОШМ,
  3. Состоянию здоровья.

Эти защитники Отечества, а также члены их семей обеспечиваются квартирами в собственность, по договору соцнайма (ДСН) или путём предоставления жилищной субсидии.

Расчёт субсидии также зависит от норм жилой площади, но рассчитывается немного по-другому. Размер жилой площади установлен для всех один, но он может отличаться, в зависимости от формы обеспечения недвижимостью. Например, порядок обеспечения служебным жильём военнослужащих немного отличается.

Другие силовые ведомства также обеспечивают нуждающихся жильём в соответствии с нормами. Например, предоставление жилья военнослужащим ФСБ осуществляется в соответствии с учетной нормой площади жилого помещения местной Администрации, но не более 18 м2 на человека.

Норма кв м в натуральном виде

Норма жилья уволенным военнослужащим составляет 18 кв.м. на него и всех членов семьи. В силу некоторых особенностей жилых помещений многоквартирного дома этот показатель может быть увеличен, но не более чем на 9 кв.м.

Эти нормы выдачи жилья военнослужащим распространяются на недвижимость, предоставляемую по договору социального найма или собственность.

При гибели или смерти офицера, его семья обеспечивается недвижимостью с учётом всех проживавших совместно с погибшим офицером членов семьи, на момент гибели.

Кроме того, правила предоставления жилья для военнослужащих содержит нормы распределения жилой площади военнослужащим увеличенные от 15 до 25 кв.м., для следующей категории офицеров:

  • в звании полковника, проходящем военную службу или уволенным по достижению максимального возраста, ОШМ, состоянию здоровья,
  • научным работникам — военнослужащим, имеющим научную степень или звание,
  • преподавателям воинских учебных ВУЗов,
  • командиры воинских частей,
  • защитникам Отечества, получившим почётное звание РФ.

Если у офицера несколько оснований, то льготные квадратные метры могут быть предоставлены только по одному из имеющихся оснований.

Кроме того, если при распределении квартир в собственность, норматив площади для военных превышают допустимые пределы, то согласно действующему законодательству лишние квадратные метры можно передать в собственность офицеру при условии оплаты им дополнительной жилплощади.

Такой вариант даёт возможность получить права на квартиру гораздо большей площади, чем ему положено по закону. Но такое возможно, только при получении недвижимости в собственность.

Однако при получении квартиры в собственность, или по ДСН, принимается во внимание и наличие у защитника Отечества или членов семьи в собственности недвижимости. Жилищное обеспечение уволенным военнослужащим, имеющим в наличии жильё, квадратные метры вычитаются из положенной жилплощади.

Стоит отметить, что нормы жилплощади для военнослужащих значительно выше минимальных показателей предоставления жилья гражданским лица, которые действуют согласно Жилищному кодексу, и составляют всего 12 кв.м. на одного человека.

Кроме того, эти показатели значительно превышают минимальные нормативы жилплощади, которые учитываются при учёте граждан как нуждающихся в жилье.

Эти показатели устанавливаются для каждого региона в отдельности, и, к примеру, в Москве на сегодняшний день составляют 10 кв.м. для отдельной квартиры и 15 кв.м. для коммунальной.

Норма м2 при расчёте ЕДВ

Расчёт субсидии закреплён Постановлением Правительства, и учитывает интересы одиноких защитников Отечества, а так же тех, кто не имеет детей. Для них установленные квадратные метры завышаются до 33 и 42 кв.м.

соответственно.

Кроме того, при расчёте ЕДВ, как и при выдаче жилья в натуральном виде принимается во внимание и наличие у офицера оснований для получения субсидии на льготные метры в размере, не превышающем 15 кв.

м.

При расчёте суммы принимается во внимание и стаж службы, который учитывается с помощью повышающего коэффициента, показатели которого зависят от срока службы.

При наличии у защитника Отечества или членов семьи по договору соц.найма или в собственность другой жилплощади, её размеры будут вычтены при расчёте нормы предоставления жилой площади военнослужащим.

Однако, несмотря на расчёт ЕДВ исходя из норм получения недвижимости офицерами, недвижимость, купленная на выданные денежные средства, может значительно превышать установленные законом нормативы.

Более того, при покупке квартиры могут быть использованы и собственные средства. Это не противоречит законодательству и позволит офицеру приобрести более просторное и удобное жилье в надёжном доме.

Военная ипотека и нормы жилья

Для защитников Отечества хорошей альтернативой обеспечения жильём может послужить, так называемая, военная ипотека или накопительно-ипотечная система (НИС) жилобеспечения.

При расчёте и получении ЦЖЗ не имеет значение наличие или отсутствие другой недвижимости. Кроме того, не учитывается стаж службы, звание и фактическая заработная плата.

То есть при таком подходе у всех офицеров равные права на получение льготного кредита, позволяющего за счёт государства приобрести в собственность желанную квартиру.

Несомненным плюсом является и то, что недвижимость может быть куплена в любом регионе нашей страны вне зависимости от места фактического проживания или прохождения службы.

При таком подходе, защитнику Отечества не придётся ждать 10 и более лет, для того, чтобы получить квартиру от государства, ведь кредитные обязательства могут быть погашены из собственных средств.

Для участников НИС имеется возможность использования материнских денег для погашения части кредита.

Общий бал: 5

Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11.08.2016 N 204-КГ6-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2016 г. N 204-КГ6-1

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.

при секретаре Замолоцких В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя заместителя начальника федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее — ФГКУ «Центррегионжилье») на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г.

и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. по делу об оспаривании бывшим военнослужащим 47 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации майором запаса Крутем А.А.

решения заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье», связанного с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.

, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФГКУ «Центррегионжилье» Ивановой Н.О.

в поддержку кассационной жалобы, объяснения административного истца Крутя А.А., полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое судебное рассмотрение, Судебная коллегия

установила:

решением Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. частично удовлетворено заявление Крутя, в котором он просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г.

N 1105 о выплате ему жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения в 6,5 кв. м, рассчитанного на состав семьи три человека с учетом квартиры общей площадью 47,5 кв.

м, полученной Крутем за счет государственного жилищного фонда в собственность ранее даты принятия на жилищный учет.

При этом суд пришел к выводу о наличии оснований для учета общей площади не всего указанного жилого помещения, а 2/3 долей жилья, и обязал ФГКУ «Центррегионжилье» принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи три человека исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 22,33 кв. м.

Апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г. решение гарнизонного военного суда изменено. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости учета общей площади всей вышеуказанной квартиры.

При этом произвел расчет жилищной субсидии с учетом интересов совершеннолетней дочери административного истца, на жилищном учете в качестве члена его семьи не состоящей, и возложил на ФГКУ «Центррегионжилье» обязанность принять решение о предоставлении административному истцу жилищной субсидии на состав семьи четыре человека, с уменьшением норматива общей площади на 47,5 кв.

м, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 24,5 кв. м. В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» — Чаловская Е.В. просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

В обоснование своей позиции она ссылается на необходимость учета при предоставлении жилищной субсидии Крутю общей площади всего полученного им за счет государственного жилищного фонда и затем приватизированного жилого помещения, а не его части, как это указано в обжалуемых судебных постановлениях.

С приведением собственного анализа правовых норм, которыми, по мнению автора кассационной жалобы, урегулированы спорные правоотношения сторон, представитель административного ответчика утверждает в жалобе о том, что выводы судов обусловлены ошибочным толкованием норм материального права.

Наряду с этим указывает на несоответствие толкования судами норм материального права существу разъяснений, которые даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г.

N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Крутю в 1992 г. на состав семьи три человека (сам административный истец, его супруга и дочь) за счет жилищного фонда Верхнесалдинского завода химических емкостей, являющегося государственным предприятием, то есть за счет государства, была предоставлена квартира общей площадью 47,5 кв. м, расположенная по адресу: .

Читайте также:  Штраф за перевозку пассажиров в Газели — Юридические советы

В июне 1993 г. Круть с согласия супруги приобрел данное жилье в собственность в порядке приватизации.

В связи с рождением в г. сына Круть в 2003 г. был признан нуждающимся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи ниже учетной нормы. В 2005 году Круть подарил приватизированную им квартиру своей дочери, к тому времени достигшей совершеннолетнего возраста.

На основании вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. Круть с составом семьи три человека признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.

В 2014 г. Круть выразил желание реализовать свое право на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии.

Решением заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г. N 1105 жилищная субсидия Крутю предоставлена на состав семьи из расчета 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, за вычетом 47,5 кв. м общей площади вышеуказанного жилого помещения, то есть исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 6,5 кв. м.

Признавая незаконным данное решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье», гарнизонный военный суд и суд апелляционной инстанции исходили из того, что положения пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускают возможность учета не общей площади полученного военнослужащим от государства жилья, а лишь его части в определенных долях, на которые при разделе общего имущества между участниками совместной собственности и выделе из него долей те потенциально могли бы претендовать.

Такие выводы гарнизонного военного суда и судебной коллегии окружного военного суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г.

N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

По делу установлено, что предоставленная в 1992 г. Крутю в связи с прохождением им военной службы квартира в соответствии со ст. 5 ЖК РСФСР, действовавшего в то период, относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия.

Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья.

Ухудшение Крутем своих жилищных условий в дальнейшем путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить его жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению.

Что касается обязанности государства по обеспечению Крутя жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья.

Приведенное истолкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Исходя из установленных по данному делу обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения, а именно — безвозмездного обращения Крутем в свою собственность полученного от государства жилья, которым он распорядился по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной; наличия вступившего в законную силу решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 октября 2014 г. о признании права заявителя на повторное обеспечение жильем за счет государства — следует признать правильным решение заместителя начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 25 июня 2015 г. N 1105 об учете всего размера жилого помещения, ранее полученного Крутем от государства и безвозмездно обращенного им в свою собственность, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи.

При таких обстоятельствах являются ошибочными выводы гарнизонного и окружного военных судов о том, что при предоставлении Крутю жилищной субсидии производившим соответствующий расчет должностным лицом могла учитываться не общая площадь приватизированного последним жилого помещения, а доли этого жилья.

Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке решения Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционного определения Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г.

и вынесения по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Крутя.

Руководствуясь ст. 327 — 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 30 октября 2015 г. и апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 12 января 2016 г., принятые по заявлению Крутя А.А., отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Крутя А.А. отказать.

Председательствующий

Читайте также:  Изменение договора управления МКД в одностороннем порядке — Юридические советы

И.В.КРУПНОВ

Судьи

А.Н.ЗАМАШНЮК

С.Г.СОКЕРИН

——————————————————————

Признание членом семьи военнослужащего, помощь адвокатской конторы Захаровой и Лермонтовой

К этим социальным гарантиям относятся:
– обеспечение жильем (ст.15 ФЗ РФ) или предоставление социальной выплаты на приобретение жилья бывшим военнослужащим;
– право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях (п.3 ст.

16 ФЗ РФ);
– выплата подъемного пособия и суточных на каждого члена семьи при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт (п.3 ст.

13 ФЗ РФ);
– обеспечение санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50 процентов стоимости путевки, выплата денежной компенсации (п.4 ст.16 ФЗ РФ);
– право на перевод в образовательные учреждения, ближайшие к новому месту военной службы или месту жительства военнослужащего или лица, уволенного с военной службы (п.6 ст.19 ФЗ РФ);
– проезд на безвозмездной основе: от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы; один раз в год – к месту использования отпуска и обратно; на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; при увольнении военнослужащего   к избранному месту жительства (ст.20 ФЗ РФ);

  • – и иные меры социальной защиты.
  • Кто относится к членам семьи военнослужащего
  • К членам семей военнослужащих, а так же бывших военнослужащих, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные вышеуказанным законом социальные гарантии, компенсации, относятся:
  • супруг (супруга);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.

Если с детьми (кровными и усыновленными) и супругой все ясно и понятно, то в отношении детей супруга(и) от другого брака и иных родственников военнослужащего (в том числе и уволенного с воинской службы) все складывается не так однозначно.

Именно в отношении таких лиц органы командование воинских частей, как правило, отказывает во внесении их в личное дело военнослужащего в качестве членов его семьи.

И вот в этом случае на помощь приходит указание в законе на лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, как на членов его семьи.

Только эта категория граждан может быть признана членом семьи военнослужащего в судебном порядке.

Кто является лицом, находящимся на иждивении военнослужащего

Законодательство о статусе военнослужащих не раскрывает понятия термина “иждивение”, в связи с чем для его определения используется понятие, установленное Федеральным законом от 17.12.2001 No173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Согласно этому закону члены семьи признаются состоявшими на иждивении кормильца, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.


Иные обстоятельства (степень родства, совместное проживание, ведение общего хозяйства и прочее) определяющего значения для разрешения споров о праве на социальные гарантии, предусмотренные для членов семьи военнослужащих, не имеют, но могут иметь вспомогательное значение для установления факта нахождения на иждивении.

При этом право на обеспечение жилым помещением членов семьи военнослужащего возникает только у тех иждивенцев, которые проживают совместно с военнослужащим.

Кто может обратиться в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего (кто будет являться истцом и ответчиком)

  1. С таким требованием может обратиться сам военнослужащий.

    Но до подачи искового заявления в суд военнослужащий должен обратиться к командиру соответствующей войсковой части с рапортом о внесении того или иного лица, не являющегося супругом или ребенком военнослужащего, в личное дело в качестве члена его семьи.

    В этом случае истцом будет сам военнослужащий, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть.

    Лицо, признание которого членом семьи требует военнослужащий, в данном споре указывается в качестве третьего лица (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах действует родитель, как законный представитель).

  2. Так же с требованием о признании членом семьи военнослужащего обратиться в суд может лицо, претендующее на статус члена семьи (если это несовершеннолетний ребенок, то в его интересах обращается родитель, как законный представитель).
    В этом случае истцом будет лицо, претендующее на статус члена семьи военнослужащего, а ответчиками будут Министерство Обороны РФ и соответствующая войсковая часть. В качестве третьего лица привлекается сам военнослужащий.

Порядок обращения в суд с требованием о признании членом семьи военнослужащего

Несмотря на то, что установление факта нахождения на иждивении предусмотрено в порядке особого производства (п.2 ч.2 ст.264 ГПК РФ), дела о признании граждан членами семьи военнослужащих рассматриваются судом, как правило, в порядке искового производства.

Такой порядок рассмотрения отвечает требованиям ч.3 ст.

263 ГПК РФ, поскольку в данном случае имеет место спор о праве таких лиц на получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих, что исключает возможность их рассмотрения в особом производстве.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Федерального конституционного закона от 23.06.

1999 N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений подсудны военным судам.
Следовательно, если с иском о признании членом своей семьи обращается сам военнослужащий, то данный спор подлежит рассмотрению военным судом.

В остальных случаях дело рассматривается судом общей юрисдикции.

Как доказать в суде нахождение на иждивении военнослужащего

Итак, само понятие «нахождение на иждивении» содержит в себе условия, при которых лицо может быть признано находящимся на иждивении военнослужащего:

  • лицо должно находиться на полном содержании военнослужащего
  • или лицо должно получать от военнослужащего помощь, которая является для этого лица постоянным и основным источником средств к существованию.                                                                                                                                  Доказательствами, представляемыми истцами в подтверждение данного обстоятельства, являются, как правило:
  • справки о заработке и других доходах военнослужащего,
  • справки о заработке и других доходах супруги и совершеннолетних детей,
  • справки об обучении детей,
  • справки о состоянии здоровья лиц, претендующих на статус члена семьи военнослужащего, если состояние здоровья влечет необходимость дополнительных расходов на лекарства, лечение и т.п.,
  • справки о размере пенсии или стипендии и т.п. заинтересованных лиц, если они являются получателями таких выплат,
  • справки об инвалидности (если заинтересованные лица имеют инвалидность),
  • справки о нахождении супруги в декретном отпуске (как подтверждение того факта, что она сама не может содержать своих детей и тоже находится на содержании супруга-военнослужащего),
  • справки о неполучении алиментов и об отсутствии материальной помощи со стороны биологического отца (если членом семьи признаются дети супруга(и) от другого брака),
  • документы, подтверждающие вселение и совместное проживание с военнослужащим,
  • документы, подтверждающие ведение общего хозяйства с военнослужащим,
  • иные документы,
  • свидетельские показания.

Подробнее ознакомится с юридическими услугами, которые мы оказываем в сфере семейных отношений можно на этой странице.

Обратная связь

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Sergey 300680

Активный новичок
Сообщения: 12 Зарегистрирован: 08 июл 2020, 11:50
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз

Непрочитанное сообщение Sergey 300680 » 09 июл 2020, 12:07 #7682

Большое спасибо за Ваши ответы. В общем всю ситуацию понял. Осталось правда несколько вопросов: Как съехать военнослужащему от родственника после окончания договора поднаема и при этом не злоупотребить правом ,если продлевать договор найма не желает родственник(например хочет продать своё жильё) или не желает военнослужащий(например хочет снять другое жилье (сейчас я езжу на службу в одну сторону 50км)или переехать в другой регион по окончанию службы)или оба не желают.

Если родственник сдал военнослужащему жильё на определённый срок по договору( например по окончанию договора планировал его продать или подарить его своим другим родственникам), он по окончанию договора может выселить военнослужащего и его семью только через суд и органы опеки.

Orion-87

Новичок
Сообщения: 1 Зарегистрирован: 18 окт 2017, 23:01

Непрочитанное сообщение Orion-87 » 23 июл 2020, 22:54 #7685

Добрый вечер! Помощь Ваша нужна.Уволен из ВС с оставлением в списках нужнающихся, признан нуждающимся в постоянном жилье на себя и дочь после развода.Изменилось семейное положение. Супруга военнослужащая, участник НИС (права не реализовала), имеет ребенка от первого брака.Недавно родился общий ребёнок. Соответственно, надо обновлять документы для РУЖО. Где взять образец заявления на внесение изменений?Все прописаны при части, проживаем с супругой, ее ребенком от первого брака и общим ребенком в моей служебке. Супруга также получила служебку.Вопрос, каковы шансы получить жилье/субсидию помимо меня, моей дочери и общего ребенка дополнительно на супругу и ее ребенка от первого брака? И что для этого надо сделать? А то недавно сообщили, что мне распределили квартиру с доплатой на меня и дочь от первого брака. Надо срочно принимать решение, так как вовремя документы не обновил.

Заранее спасибо!

qwert_1

Активный новичок
Сообщения: 19 Зарегистрирован: 11 мар 2015, 21:37
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 1 раз

Непрочитанное сообщение qwert_1 » 19 авг 2020, 23:23 #7690

LUTIKS писал(а):А чего пытаться? Собираете документы и подаёте — в РУЖО расскажут чего не хватает.

Попытался… Сдал документы, сказали что откажут, основание отказа: нет факта совместного проживания. Ситуация такая. Прохожу службу ВС категория до 98г., признан нуждающимся. Направили служить в область(300км), семья осталась в городе(супруга работает в гос. конторе, дети в садике).

Все зарегестрированны в одном месте, по последнему месту службы. На новом месте всех зарегистрировал по месту пребывания, думал «дело в шляпе». Но нет. РУЖО потребовало справки с места работы супруги и из садика детей, копию снилс всех. Ну я поинтересовался для чего? А они отвечают надо для определения факта.

Я не здаюсь, говорю таких справок нет в Пр.1280, а факт совм. проживиния вытекает из совместной регистрации. В ответ,неси. Я по причине «тугоумия» сказал что супруга не работает, сидит с детьми дома. РУЖО, говорит неси справку с центра занятости что супруга безработная, и добавила, что все равно сделают запрос в пенсионный и все «оркроется».

Ув. форумчане, подскажите где можно почитать по решению моей ситуации, думаю у кого-то уже было что-то подобное…

LUTIKS

Заслуженный участник
Сообщения: 5613 Зарегистрирован: 23 авг 2007, 11:43
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 879 раз
Поблагодарили: 1799 раз

Непрочитанное сообщение LUTIKS » 20 авг 2020, 10:16 #7691

Только недавно подобным делом занимался.Многодетная семья. Поставили на учет воина и одного ребенка. Супруге с двумя детьми отказали по причине не совместного проживания. Супруга трудится в другом городе, дети ходят в садик и школу не по месту регистрации.Закинул письмо в РУЖО — отказ. Сказали своего решения менять не будут. Накатал телегу в ДЖО. ДЖО выписало люлей РУЖО. Поставили всех на учет без суда и следствия.

За это сообщение автора LUTIKS поблагодарил:
qwert_1 (20 авг 2020, 11:55)

qwert_1

Активный новичок
Сообщения: 19 Зарегистрирован: 11 мар 2015, 21:37
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 1 раз

Непрочитанное сообщение qwert_1 » 20 авг 2020, 11:50 #7692

LUTIKS писал(а):Источник цитаты Накатал телегу в ДЖО. ДЖО выписало люлей РУЖО. Поставили всех на учет без суда и следствия.Я правильно понял, ждать официального отказа РУЖО? Прошу прощения за мою «тугоумость», 25 лет дают о себе «знать». У меня, как я представляю, дело может пойти по двум направлениям: 1. Я не несу справки с места работы супруги и садика и жду отказа как не предоставившего «документы в полном объеме» . 2. Я предоставляю справки в РУЖО с места работы супруги и садика (300км) и жду отказа по причине отсутствия факта совместного проживания. Как лучше, исходя из мое ситуации, подскажите пож. Спасибо…

vicin

Участник
Сообщения: 35 Зарегистрирован: 22 мар 2010, 20:42
Откуда: Москва
Благодарил (а): 13 раз

Непрочитанное сообщение vicin » 26 авг 2020, 19:15 #7699

Добрый вечер! Проконсультируйте, пожалуйста, и помогите разобраться со следующей ситуацией… Нахожусь в официальном браке с супругой. У супруги от предыдущего брака есть несовершеннолетняя дочь. Сейчас родился общий ребенок. На дочь супруги оформлена часть жилой площади, купленная по материнскому капиталу. Родной отец дочери умер. Часть этой же жилой площади оформлена на супругу. Я в свою очередь не являюсь участником НИС. Все мы проживаем вместе на одной жилой площади в съемном жилье. Компенсацию за поднайм оформил на трех членов семьи: себя, супругу и общего ребёнка.Смотрю наперёд…В ближайшее время планирую оформить иждивение на дочь супруги. Супруга торопится оформить дарственную на свою часть жилой площади чтобы за ней не числилось жилья. Вопрос смогу ли я по истечении пяти лет с момента дарования площади супруги получить на неё постоянное жильё после увольнения с военной службы (после 20 календарей соответственно).Второй вопрос: каким образом, и вообще возможно ли это, получить на дочь супруги постоянное жилье после увольнения? Читал, что есть практика оформления банковского счета, на который кладут сумму, равную стоимости той площади, которая принадлежит в настоящее время ребенку, купленная по по материнскому капиталу (ДЛЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ). Соответственно за ней также не будет числится жилой площади…Подскажите, пожалуйста, в правильном направлении ли я двигаюсь? Как поступить грамотно? Может кто-то из личного опыта даст весомый совет.

Заранее благодарен!

vicin

Участник
Сообщения: 35 Зарегистрирован: 22 мар 2010, 20:42
Откуда: Москва
Благодарил (а): 13 раз

Непрочитанное сообщение vicin » 26 авг 2020, 22:05 #7701

VESKAIMA писал(а):vicin писал(а):Источник цитаты Соответственно за ней также не будет числится жилой площади…А куда оно денется жильё? Как вариант тупо продать…

Отправлено спустя 14 минут :

Дело в том, что органы опеки предлагают купить жилую площадь взамен той которая сейчас есть…То есть ПРОСТО ПРОДАТЬ никто не имеет права.Это ухудшение жилищных условий ребенка. Но предлагаемый вариант — это шило на мыло! Вопрос останется открытым…

как поступить юридически правильно и сделать чтобы жильё не числилось за ребенком и я смог на него получить постоянку? Возможно ли это?

Отправлено спустя 1 минуту 7 секунд:

vicin писал(а):VESKAIMA писал(а):vicin писал(а):Источник цитаты Соответственно за ней также не будет числится жилой площади…А куда оно денется жильё? Как вариант тупо продать…

Отправлено спустя 14 минут :

Дело в том, что органы опеки предлагают купить жилую площадь взамен той которая сейчас есть…То есть ПРОСТО ПРОДАТЬ никто не имеет права.Это ухудшение жилищных условий ребенка. Но предлагаемый вариант — это шило на мыло! Вопрос останется открытым…

как поступить юридически правильно и сделать чтобы жильё не числилось за ребенком и я смог на него получить постоянку? Возможно ли это?

Nat27

Новичок
Сообщения: 3 Зарегистрирован: 06 авг 2019, 16:22
Благодарил (а): 2 раза

Непрочитанное сообщение Nat27 » 03 сен 2020, 15:04 #7702

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Нужна ваша помощь. Суть вопроса в следующем: я военнослужащая, выслуга 20 лет, собираю документы на постановку в очередь на постоянное жильё. Состав семьи: я и трое детей, старшей дочери 23 года, ВУЗ закончила, работает.

Все прописаны при части, живем в служебной квартире, в договоре найма тоже все указаны. В собственности ничего ни у кого нет. Представители КЭС предупредили, что старшей дочери будет отказано в постановке на учёт, т.к.

обеспечение жильём по ФЗ «О статусе в/с», а по нему дочь уже не член моей семьи. Сказали, что оспаривать через суд.

Отсюда вопросы: в какой суд подавать и что оспаривать? Или признавать её членом семьи? Есть ли вариант досудебного решения этого вопроса? Может как-то очень грамотно написать рапорт на постановку в очередь, где заранее аргументировать её членство? Заранее спасибо!

Nat27

Новичок
Сообщения: 3 Зарегистрирован: 06 авг 2019, 16:22
Благодарил (а): 2 раза

Непрочитанное сообщение Nat27 » 04 сен 2020, 10:16 #7705

VESKAIMA писал(а):Nat27 писал(а):Источник цитаты КЭС это где?Росгвардия.Спасибо большое за ответы!

Отправлено спустя 4 минуты 51 секунду:

maxxx1979 писал(а):Nat27 писал(а):Источник цитаты Может как-то очень грамотно написать рапорт на постановку в очередь, где заранее аргументировать её членство?Попробуйте. Исходя из практики могу сказать, что иногда помогает, если всё правильно расписать.Не подскажете, как именно правильно расписать?

Zimar

Новичок
Сообщения: 1 Зарегистрирован: 05 окт 2020, 14:39

Непрочитанное сообщение Zimar » 19 окт 2020, 13:30 #7710

Доброго всем дня! Военнослужащий увольняется в декабре 2020 года по истечению срока контракта. Был признан нуждающимся с женой и двумя дочерьми. Подано заявление о получении жилищной субсидии. Дочка не замужем (мать одиночка) родила внука, все прописаны (и внук) в квартире по соцнайму, там и проживают. Теперь хотим и внука признать членом семьи военнослужащего. В личном деле он не указан как член семьи. Пожалуйста подскажите правильный алгоритм действий: Нужно ли подавать рапорт командиру о внесении записи в личное дело внука, как члена семьи? Или можно сразу писать заявление в ДЖО о признании нуждающимся внука? После отказа ДЖО обращаться в военный или в гражданский суд? По КАС оспаривание отказа ДЖО? Или по ГПК исковое о признание членом семьи военнослужащего? Буду благодарна за любую помощь)))

Перейти

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *